СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

Обычно я не пишу таких обзоров. Мне как-то легче в кругу друзей рассказать о своих наблюдениях, сидя на диване и смахивая крошки от чипсов с пивного пуза. Но тут дело совсем другое. Я фанат TLOU, прям самый настоящий. Первую игру прошел не меньше 4-ех раз и каждый раз она меня цепляла до глубины души. Я перечитал кучу материалов, смотрел ролики по игре, читал интервью, и заслушивался божественным звучанием чаранго в исполнении Густаво Сантаолалья. Оказалось, я фанат только первой части. Позвольте описать почему.

СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

Осторожно! Дальше идут критические спойлеры по сюжету игры. Если вы еще не играли или прошли не до конца, прошу воздержаться от чтения данной статьи!

В этом обзоре я бы хотел проанализировать героев, сфокусироваться на их мотивациях и подаче их развития в сюжете, и поделиться (как мне кажется) нестыковками. Сразу оговорюсь, я не психолог и не психоаналитик, просто хочу поделиться своим мнением, ибо бомбит и дело вовсе не в SJW повестке, хотя и она сыграла свою роль. Оговорюсь, до релиза игры я не посмотрел ни одного спойлера, чтобы максимально непредвзято оценить игру.

СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

Элли

Тут все вроде просто. Месть. И в начале игры мы с вами в этом с ней абсолютно солидарны. Кадр с раскроенным черепом Джоэла надолго впечатывается в память и ярость переполняет все тело стоит только подумать обо всем случившемся.

Однако, если в первой части мы на протяжении всего повествования играли за одних и тех же персонажей (в плане эмоционального развития), то во второй создатели хотели акцентировать внимание именно на переломных моментах жизни Элли и Эбби, рассказать куда месть может завести и показать, что назад пути нет, а искупление – лишь иллюзия. Действительно, в первой части переломных моментов очень мало (два, если быть точнее: один у Джоэла в самом начале игры после убийства Сары; другой – у Элли в ресторане, когда она дробит мачете череп Дэвида; оба момента очень впечатляют, не придраться) и в итоге мы с вами играем за Джоэла, который все тот же Джоэл, что и в начале – жестокий, суровый, прямой, но очень преданный и по-настоящему уставший. Он не меняется на протяжении всей игры, меняет свое отношение к Элли, но согласитесь, остается все тем же. То же происходит и с Элли – та же девчонка, которая открывает для себя мир, узнает, что такое забота о близком и необратимо встречается с ненавистью и жестокостью этого пост-апокалиптического мира. По-настоящему меняется она только в конце, после событий с Дэвидом из клана каннибалов и с этой неожиданной (но очень логичной) переменой мы сталкиваемся вместе с Джоэлом, когда Элли говорит простую фразу «Поклянись, что все, что ты сказал про Цикад – правда.» Именно такое повествование и создает прочную связь с героями в течение всей первой части. Мы действительно к ним привыкаем, действительно можем предугадать их реакцию, и искренне начинаем им сопереживать. Но хватит о первой части игры, переходим ко второй.

Переломный момент 1

Думаю, многие согласятся, что переломный момент для Элли случился после убийства Мел и Оуэна. Шок, Элли узнала, что Мел была беременна. На нее сваливается поистине необъяснимых масштабов осознание всех ее действий.

Не верю, не сопереживаю абсолютно. Такое вообще странно видеть, после того как мы собственноручно в течение почти 10-ти часов рубили налево и направо чьих-то сыновей, дочерей, отцов и матерей. Сколько из убитых были беременны, сколько в скором времени стали бы отцами? Мы этого не узнаем, но знаем одно – Мел была беременна. И я должен вместе с Элли ужаснуться? Особенно после того, как эта же беременная женщина молча наблюдала, как Джоэлу пробивают череп клюшкой. Не могу, уж пардоньте.

Идеальным переломным моментом могла бы стать пытка и последующее убийство Норы. Для Элли это был вполне осознанный шаг – она в течение длительного времени ее мучила и, не обращая внимания на крики боли и мольбы Норы, все равно добилась своего. Здесь мы даже видим, как это повлияло на Элли и именно здесь я впервые задумался – а вся эта месть вообще того стоит? Прям как Дракманн вроде и хотел… И вот тут жирная нестыковка! Уже на следующий день Элли кидает мощный болт на Джесси и Томми и с пеной у рта мчится через бурю убивать Эбби. Очень сомнительно это все, очень неубедительно.

Переломный момент 2

Таковой случился, когда Элли держала голову Эбби под водой уже секунд как 30. Не знаю, как вам, но на меня подействовало. Неожиданная вставка со спокойным Джоэлом сделала свое дело. Прям действительно захотелось все бросить и послать Эбби к чертям собачьим. А может, к тому моменту я уже подустал от однообразного геймплея, где я убил около 200 солдат из разных группировок. Кстати, очень интересно было бы посмотреть статистику за игру – скольких солдат убил, скольких зомбаков, какими приемами и т.д.

В любом случае, Элли здесь я понимаю. Своего добилась, захотела бы – убила. Но это ли ты хотела доказать исхудавшей, ослабшей и потерявшей все Эбби? По ощущениям это уже и не Эбби была вовсе. Ладно, иди уже.

После этого Элли действительно изменилась. По ее поведению дальше мне даже показалась, что она стала похоже на Джоэла. Опустошенная, разбитая, уставшая. Даже скупая слеза не проскакивает при виде опустевшего ранчо, откуда Дина забрала почти все вещи. Все прошлое остается позади, и «больше мы об этом не говорим». Четко, поверил.

СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

Эбби

Здесь вообще все странно. Переломных моментов у нее уйма и все их хотели вместить в течение относительно короткого времени. Давайте посчитаем эти моменты, которые очень сильно повлияли на ее развитие (во всяком случае, должны были): 1) когда умер ее отец; 2) когда она все-таки убила Джоэла; 3) когда она осознала, что готова спасти Яру и Льва; 4) в какой-то момент на столбе в Санта-Барбаре, до того, как Элли ее освободила.

Переломные моменты 1 и 2

Если со смертью ее отца все понятно, то со вторым все гораздо интереснее. Но перед этим хочу, чтобы вы обратили внимание на одну важную деталь. После смерти отца, Эбби была переполнена чувством ненависти к Джоэлу, настолько, что потратила целых 4 года постоянно качаясь в спортзале и ни на минуту не переставая думать о своей цели отомстить. Я хочу, чтобы вы осознали насколько она целенаправленно шла к этой цели, сколько времени и усилий потратила, скольким жертвовала – как минимум своим телом (думаю она все таки смотрелась иногда в зеркало и спрашивала себя что это за херня в отражении), как максимум отношениями с Оуэном – другом с самого детства. Все это должно было повлиять на ее характер и становление, но при этом на выходе мы получаем обычную бабу с перекаченным телом и ничего более. Хотя должен отметить, что ее упорство и целенаправленность мне очень даже импонирует.

После смерти Джоэла я все ждал, что мне покажут, как Эбби изменилась – почувствовала ли она облегчение, или может наоборот ее стали еще больше мучать кошмары, а может она теперь потеряла смысл в жизни и попусту просирает время? Но нет! Все, что мы видим это ее обычный лад в отряде «волков», будто ничего и не было, а ее друзья говорят об убийстве Джоэла, как о типичном вторнике, добавляя при этом, что «он заслуживал больших мучений за свои поступки». У меня диссонанс – она ведь целых 4 года своей жизни на это потратила и на нее его смерть никак не повлияла?! Да, нам показали флешбэки и сны, где она бежит в операционную в больнице Бостона, но она их могла видеть и до, и после смерти Джоэла. Так как все-таки его смерть на ней отразилась?

Переломные моменты 3 и 4

Решение вернуться за Ярой и Львом. Еще один спорный во всех отношениях сюжетный момент. Я никак не могу объяснить мотивацию Эбби. Побег от шрамов я рассматривал как максимально обоюдное сотрудничество во благо личных интересов Эбби, Яры и Льва. Никто никому ничего не должен. Каждый не справился бы друг без друга, так что союз был вполне оправдан в данном конкретном моменте. К тому времени мы с вами уже понимаем на что способна Эбби, как в течение длительного времени она может оставаться сфокусированной на своей цели. Но тут ей снится кошмарик и вот уже ранним утром она отправляется на поиски азиатских ренегатов. Слабо, не верю.

Ну а вот столб в Санта-Барбаре и полное нежелание драться с Элли я вполне понимаю, но тут все просто. Столб сломает любого, хорошо хоть это столб, а не кол, и ее на него повесили, а не посадили.

Случай в театре

Отдельного упоминания заслуживает ситуация в театре, когда Элли, уже с кровавым месивом вместо лица, признается Эбби, что Дина беременна. Я не совсем понимаю, это какая-то ключевая стоп-фраза у них? Уже отлично зная Эбби, я ожидал, что она как минимум крикнет: «Скажи это Мел, которую ты убила пару часов назад, сука!», и благополучно перережет глотку Дине. И это было бы логично. Пацана она к тому моменту знала всего лишь пару дней, так что я не думаю, что он бы смог остановить ее вдумчивой фразой о вреде мести.

СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

SJW повесточка

Вообще, я абсолютно нейтрален к этой теме. Серьезно, мне просто не интересно что там у них за борьба, просто не впутывайте меня в это. Как говорят, вера (в данном случае убеждения), она как член – он у тебя есть, но не нужно всем тыкать им в лицо. В этой игре я откровенно почувствовал, что в меня тыкают чем-то (может я слишком чувствительный?). Начиная с волосатых подмышек, заканчивая трансгендерным оно.

Ну честно, если уж в игре подняли тему естественности и красоты женского тела, то будьте добры добавить как минимум усов Эбби, а мужикам не забудьте срастить воедино брови и убрать пару зубов (реализм же хуле). Принялись безобразничать, извольте идти с этим до конца. Ну проехали, мелочи.

Лев

Ну здесь явно перемудрили. Вот ребят, ну реально. Ладно баба-качок, понимаю, была у нее мотивация. Ладно лесбийская любовь, мало ли. На этом можно было бы и остановиться, но тут нам пихают еще трансгендерное неравенство на фоне трайбализма. Я уверен, была сотня других вариантов изгнать Яру и Льва с поселения и устроить на них охоту – Лев мог с пацанами закидать вожака говном, построить катапульту в попытках свалить с острова, набить себе на груди бабу с тремя титьками, да поводов уйма! Из него можно было бы сделать самого интересного персонажа – некоего оторву, панка, идущего против системы и со своенравным взглядом на мир. Все-таки он самый молодой среди всех главных героев и за его развитием было бы очень интересно наблюдать. Вместо этого нам дали бесформенное, серое трансгендерное нечто, к которому не то, что не привыкаешь, к нему даже уважением не проникаешься, а поводов Эбби его спасать я вообще не видел. Да обзовут меня Доги шовинистом.

СПОЙЛЕРЫ! The Last of Us Part 2: Анализ поведения персонажей и оценка сюжета

Заключение

В конце я чувствовал себя просто опустошенным. На моем лице не читалось ничего, ровно как у на лице у Элли. И мне думается многие чувствовали то же самое. Доги могут сколько угодно хвалиться, что это так задумано и это часть сюжета, но на самом деле – я просто устал наблюдать за абсолютно нелогичным построением сюжета и развитием моих любимых персонажей.

Элли из задорной девчонки, которую я готов был оберегать всем сердцем, стала просто нейтральной героиней с вялой мотивацией и расплывчатыми целями. Теперь она просто существует, просто бредет где-то там через пшеничное поле. И что случится с ней дальше меня уже не сильно волнует.

Эбби из полностью отрицательного персонажа тоже превратилась в просто девушку со своими мотивами, но опять же, это и не друг и не враг – она просто плывет куда-то в лодке. Ее война окончена и в продолжении я не заинтересован.

Остался только Джоэл. Старина Джоэл, дружище. Знаете, я даже рад, что ему в этой игре отведено так мало времени – ну и хорошо, а то и его бы испортили. Он оказался бы советским шпионом, присланным из прошлого, чтобы узнать, как получить власть во всем мире во время эпидемии кордицепса. А так, нам остается только наблюдать как он медитативно перебирает струны в ожидании самого дорогого ему человека; как преданно и самоотверженно он готов защищать ее даже от самых несущественных угроз; как искренне он верит в то, что ради своих близких можно пожертвовать всем человечеством и сделал бы это еще раз, будь у него такая возможность. Джоэл – единственный кто остался в этой игре таким, каким мы его знаем и огромное за это спасибо.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад услышать ваше мнение по поводу сюжета, очень интересно услышать мнение других.

2.3K2.3K открытий
72 комментария

Спасибо за попытку. Но всё-таки это не анализ. Скорее просто мысли от очередного игрока. Но определенно выше уровня, чем обычное "сюжет говно". Каждый персонаж проходит интересную арку трансформаций, в том числе Джоил. Поэтому странно видеть фразу: "Джоэл – единственный кто остался в этой игре таким, каким мы его знаем". Это не так.

После событий первой части, а особенно её финала, мы пропускаем 4 года, за которые Джоэл сильно меняется. Он теперь не одиночка-контрабандист, готовые переступать через всех и вся.  Он живет обычной (в пределах их мира) жизнь в Джексоне: вырезает не людей, а множество фигурок по дереву, изготавливает гитары, ходит в обходы территорий и помогает выжившим, что есть в записях на радиовышке. Вероятно, большинство врагов стали зараженные, чьи орды проходят вблизи поселения, а не люди. В последней сцене он пьёт кофе и говорит, что взял у людей на прошлой неделе и это дорого ему обошлось. Наверное, не стоит говорить, что это не про жизни людей, а именно оплату. Ведь Джоэл больше не жестокий убийца, пытающийся выживать, он человек, который хочет жить в жестоком мире, пытаясь оградить Элли от всего этого. Поэтому и Эбби он спасает, помогает и попадается в неожиданную для самой Эбби ловушку. 

Джоэл - любящий отец, которые беспокоится за свою дочь и её будущее. Это показано во многих ситуациях, особенно флешбэках. Очевидное про день рождения или струны гитары, говорить не буду. А вот поступки на вечере танцев (поцелуй Элли с Диной), где Джоэл накинулся на (могу соврать имя, Тэда?) шовиниста, разрешение Элли ходить в обходы (ходи, но только в короткие маршруты) или разговор с Джесси, чтобы тот внимательнее относился к ней и приглядывал в этих "рейдах", являются развитием его трансформации в первой части, в которой он, по Вашим словам, "не менялся". 

Именно первая часть служит основанием конфликта второй части. И это не месть Эбби. Самый начальный конфликт идёт между Джоэлом и Элли, где первый соврал во благо "дочери", а вторая не может принять его выбор. И не может из-за этого понять и оценить всю заботу. Только раскрывают все на протяжении всей игры, подкидывая эпизоды аккуратно, по очереди, до конца. И именно из-за этих отношений раскрывается характер самой Элли.

Она идёт мстить ради Джоэла, потому что он был любящим отцом, а она замечательной дочкой?! Нет же. Она идёт искать Эбби из-за чувства вины и боли, которую она могла заглушить только ненавистью. Потому что последние пару лет была полной оторвой, кусала руку Джоэла и набросилась на него на вечеринке. И этой ссоре в утро пролога уделено достаточно времени, чтобы подчеркнуть, например, об этом говорит Мария. Но понимая, что она как-то переборщила с ненавистью к Джоэлу, она идёт к нему и у них случается диалог из последней катсцены, где она ставит себе цель наладить их отношения. А потом у неё отнимают эту возможность. Вот отсюда идут корни "просто мести" и вся мотивация Элли. И к потери близкого человека, которого она любила, добавляется ещё глубочайшее чувство вины. Думаю, ни один раз она задумывалась, что если бы легла под нож у Цикад, то ничего этого бы не случилось (привет, кульминация в театре)

А дальше начинается путь в попытках заглушить это чувство и справится со своей травмой.  И каждый новый член отряда Эбби только усиливает боль. Китаянка с приставкой, Нора и в конце Оуэн и с Мел, все они для Элли жертвы, которых можно было избежать. И окончательно сломавшись после всего, Элли даже соглашается покинуть Сиэтл вместе со всеми. Что же касается дальнейшего, пожалуй, оставлю очевидное, почему она ищет Эбби, затевает драку, кого она прощает и из-за чего ревёт на пляже. 

Если рассматривать персонажей со стороны их окружения, поступков и бэкграунда, они неожиданно оказываются намного интересней и привлекательней, чем просто "она жестокая чудовищная тварь, которая мстит, а потом понимает, что чудовище и давайте жить дружно". 

Ответить

Моя трактовка финальных событий, если кому-то интересно.

Счастливая семейная жизнь Элли, Дины и Картошки оказалась не такой безмятежной. Элли мучает комплекс вины выжившего, постепенно она теряет рассудок. В Санта-Барбару она решает отправиться не ради Томми, а чтобы положить конец своим ночным кошмарам.
На пляже перед Элли на мгновение появляется образ Джоэла, безмятежно играющего на гитаре. Она наконец-то прощает "своего старика", чего не могла сделать последние 4 года. Это придает ей сил осознать весь ужас происходящего и понять кем она стала на пути к осуществлению своей иссушающей мести. Элли разрывает порочный круг смертей. Но это не означает, что она просто так сможет отпустить Эбби — ее она никогда не простит. Элли просто посылает ее нахуй! Уходи и не возвращайся!
Финал сцены.
P.S. Считаю, что момент с воспоминанием Джоэла нужно было выдержать до 5-7 секунд, вместо 2 предложенных. Лично мне не хватило насладиться важностью этого флешбека.

Касательно основной части игры, для себя я разобрал и уяснил мотивацию главных героев. Недопонимания не испытываю. Наверное, что кроме одного момента — кто и как разрешил беременной женщине (лучшему хирургу этой военизированной структуры) идти на вылазку?!
9/10

Ответить

 чего не могла сделать последние 4 годаДва, она только в 17 где-то узнала всю правду про больницу.

кто и как разрешил беременной женщине (лучшему хирургу этой военизированной структуры) идти на вылазку?!Это не вылазка, это передислокация, ибо босс требовал их к себе, а Мел сама согласилась, потому что Мэнни хотел помирить ее с Эбби. Путь должен был быть простым и коротким, вообще не вылезая из машины, но шрамы появились очень неожиданно, их там никогда не бывало, по сути между двумя базами WLF.

Ответить

вы не признаете права персонажам поступать спонтанно и нелогично. это понятно, но в жизни очень часто так и бывает. мы часто идем на поводу у эмоций, у момента. иногда жалеем о принятом решении, но отступать поздно. и все такое. поэтому "неубедительно" - это плохой аргумент. слишком много разных людей в мире живет, чтобы говорить про "перемудрили". я разных людей в жизни встречал и никогда не говорил "перемудрили".. ну хз. когда я говорил в Египте людям, что из парилки клево в снег нырнуть, на меня смотрели как на дурачка - типа ври, да не завирайся. если кто-то с чем-то не сталкивался, то это не значит, что этого не существует. такая история, так могло произойти, транс, гей, би, натуралы могли встретиться в одной истории, это не невозможно. да и легко пропустить этот момент с гендерной самоидентификацией Лео, никто этим в глаза не тычет. 
на мой взгляд, игра отличная и в ней все логично и понятно. даже то, что Элли херачит направо-налево врагов, а потом убивает беременную и ее ломает - логично. и то, что она потом опять херачит врагов - тоже логично. ведь по сути у нее в голове только мертвый Джоел, она кучу времени провела без нормального сна.. она одержима, одержима местью, она не может просто взять и оставить это ни по какой из причин.. и в процессе она теряет к херам человечность свою до самого финала. пока она не потеряет все (даже возможность играть на гитаре, чему ее Джоел учил), она эту человечность себе не вернет. этим и прекрасен финал, тем, что потеряв все, она вернула себе себя. а Эбби вообще исчезла, ибо в финале нет уже той Эбби, которая убила Джоэла - это абсолютно другой человек, который озабочен только Лео, чем-то, возможно, напоминающий Элли Джоэла, который заботился об Элли (как раз его показывают там с гитаркою). месть потеряла смысл совсем.. превратилась в ноль.
я так это вижу. может я и зря это пишу все, минусов щас насуют по самые помидоры, точно ))) но я понимаю недовольных игрой, хотя мне и непросто - игра, повторюсь, на мой взгляд, одно из самых великолепных произведений в индустрии. потому она и вызывает столько споров.
приведу только цитату из википедии.
Траге́дия (от нем. Tragödie из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία[1]) — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Ответить

Вот прямо спасибо за этот комментарий. Вы вернули мне веру игровое сообщество.

Ответить

Бля, может не надо?
Побойтесь бога столько раз холивары по одной и той же теме устраивать

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить