Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Один из создателей Minecraft-спектаклей от БДТ объяснил, как они пришли к такому формату, и рассказал о его перспективах.

Во время карантина Большой драматический театр им. Товстоногова создал онлайн-платформу «БДТ Digital», предназначенную для экспериментов с онлайн-форматами и виртуальной реальностью. Самым заметным продуктом платформы стали первые в своём роде Minecraft-спектакли: 14 июня в мир игры перенесли «Вишнёвый сад», а 29 июня показали «кубическую» версию «Моцарта и Сальери».

Постановки происходят внутри виртуальной модели БДТ на сцене большого зала. Вместо персонажей — игровые модели, но озвучивают их реальные актёры театра, а за постановку отвечают режиссёр Эдуард Закарян и художник Андрей Воронов. Декорации постоянно исчезают, вместо них в прямом эфире строят новые, на сцене неожиданно появляются новые предметы, а роль Фирса исполняет зомби-бот — в остальном этот эксперимент поставлен по канонам современного театра.

Осуществить задумку БДТ помогли специалисты проекта Shkolakola — образовательной платформы, которая специализируется на обучении школьников с помощью Minecraft. Мы связались с представителем компании и одним из разработчиков спектаклей Максимом Сыныцей, чтобы обсудить предназначение экспериментального формата, его целевую аудиторию и перспективы после завершения пандемии.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Зачем переносить театральные спектакли в Minecraft?

Я начну с рассказа про наш проект Shkolakola. Мы разрабатываем образовательные проекты в Minecraft для детей. По сути, это цифровое образование 2.0 — есть цифровое образование, которое оцифровывает традиционные материалы и уроки в видео-формат или статьи, а мы делаем это ещё и в игровой форме. Мы переносим детей в Minecraft, используем их интерес к самой популярной игре в мире и погружаем во что-то полезное.

Отвечая на вопрос о переносе постановок в Minecraft. Мы ещё с апреля искали заказчиков в таком сегменте, наши основные направления — это поиск образовательных проектов, которые нуждаются в онлайн-формате в связи с пандемией, и любые организаторы массовых мероприятий, — опять же, по причине их запрета. У многих сейчас есть такой запрос. Ребята из БДТ обратились к нам с инициативой сделать спектакль, и мы быстро договорились. Классная идея, почему бы и нет? Если взять среднестатистического ребёнка лет 10–12, думаю, далеко не каждый ходил в театр.

Это история о том, что есть большой интерес к Minecraft и всему, что в нём происходит. Спектакль в Minecraft — это нетривиальная штука. Понятно, что есть куча медиа-контента, который снимают и везде выкладывают, но спектакль профессионального театра — это нечто новое. Это попытка с помощью популярного инструмента привлечь к театру и классическим произведениям детскую аудиторию. Многие взрослые этого не понимают, но для детей Minecraft — это отличный способ обратить их внимание на что угодно. Театр — это одно из культурно-развивающих направлений. Поэтому идея состоит в том, чтобы привлечь детей к таким культурным мероприятиям.

Получилось? Есть фидбэк именно от детской аудитории?

Да. У нас были скромные ожидания по поводу первого спектакля «Вишнёвый сад». Мы ожидали не более ста пользователей на премьере. Но как только БДТ начали рассказывать об этом у себя в соцсетях, это подхватили паблики по Minecraft, а потом и различные СМИ. Многие постили анонс за день до премьеры или в день премьеры, а сами спектакли до сих пор обсуждаются популярные блогерами, — причём не только детскими.

Могу назвать некоторые цифры: мы рассчитывали на сто человек, но в итоге на сервер в день премьеры «Вишнёвого сада» пытались зайти 600 человек. Причём было около 20 тысяч попыток входа, то есть люди сидели и пытались зайти с двух часов, хотя премьера была назначена на девять вечера.

Основная аудитория этого мероприятия — дети 8, 10, 12, 14 лет. Мы ориентировались на них и получили положительный фидбэк именно от этой аудитории. Они даже привязались к персонажам, выделили своих фаворитов. Достаточно зайти на сервер БДТ: после спектакля можно было создать виртуальную табличку с отзывом и поставить её на фасаде здания театра — там сейчас целая прорва таких табличек, много положительного фидбэка и хороших пожеланий. Мне кажется, это говорит о том, что наши зрители были вовлечены — они не просто зашли и посмотрели, а им понравилось, у них возникли свои идеи, а кто-то даже предложил помощь в дальнейшей реализации.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Minecraft-сообщество отреагировало очень позитивно. На недавнем спектакле «Моцарт и Сальери» огласка была намного меньше, но всё равно пришли зрители: и люди, которые смотрели «Вишнёвый сад», и новые пользователи. Мы тоже получили положительный фидбэк и на этот спектакль, потом было много вопросов о том, что будет дальше, и каким будет следующий спектакль. Мы следили за чатом во время трансляций — многие из пришедших уже читали произведения или смотрели что-то о них, активно это обсуждали. Оказалось, что многим нравится этот формат и люди были в него реально вовлечены. Считаю, что с задачей вовлечения детей в культурное мероприятие мы справились.

Мне кажется, у школьников это пользуется популярностью, потому что эти спектакли выглядят как краткий пересказ пьес.

Возможно, в том числе и это. Дети между собой в чате часто шутили: сейчас я посмотрю этот спектакль, а потом напишу ОГЭ и ЕГЭ по литературе на сто баллов. Но это более старший возраст — они тоже приходили посмотреть, потому что Minecraft это, всё-таки, не только детская игра, — есть люди, которые уже много лет в него играют.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Форма краткого пересказа пришла от режиссёра БДТ, с которым мы много общались. Идея состоит в том, что в течение 15–25 минут легче удерживать внимание зрителя. Когда приходишь в театр, постановки идут час, два или три. А здесь по 15–20 минут, в лёгкой для понимания форме. За такой промежуток времени идею автора, конечно, полностью передать нельзя, но, с другой стороны, вполне реально объяснить ключевые мысли произведений.

У нас в обоих спектаклях для такого был специальный персонаж, который пояснял важные моменты и в конце подводил итог с моралью: в «Вишнёвом саду» — это был Рассказчик, а в «Моцарте и Сальери» — судья. Такой формат более актуален для детской аудитории. Если посмотреть на медиа-контент, который делают для детей на ютубе, там ролики обычно не больше 10–15 минут.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

С каким режиссёром вы работали и какие актёры участвовали в озвучке?

Режиссёр и актёры реальные, из БДТ. Режиссёр — Эдуард Закарян, художник постановщик — Андрей Воронов, а актёрских составов было два — их объявляют в конце спектаклей. Там были как молодые актёры, так и довольно опытные. Несмотря на то, что это достаточно взрослые люди, они без проблем погрузились в Minecraft, репетировали и со временем освоили этот инструмент, чтобы даже какие-то эмоции передать в такой кубической игре. В «Моцарте и Сальери» уже были только молодые актёры. И сам режиссёр тоже достаточно молодой, но, тем не менее, у него прекрасно получилось адаптировать оба спектакля.

Ты сказал про художника-постановщика. А чем он там занимался?

У нас была смешанная команда: творческая часть — это БДТ, а наша команда Shkolakola консультировала режиссёра, художника и актёров по Minecraft’у — как это работает и что там можно реализовать. Художник-постановщик предлагал свои идеи: как свет следует поставить, как звук должен идти, в какой момент он должен включаться.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Это не просто люди собрались и за пару часов что-то придумали — это большая работа, над которой трудилось много людей в течении нескольких недель. Нужно было решить множество задач: например, погрузить актёров — объяснить, как заходить, как управлять, что делать и, насколько это возможно, объяснить функционал Minecraft’а, который подойдёт для постановки.

Понятно, что эмоции передать нельзя, но можно прыгать, бегать, двигать рукой, делать какие-то медленные повороты — все эти моменты режиссёр и художник доносили до актёров и управляли всем процессом. Они объяснили, как и откуда нужно выходить, как сделать, чтобы персонаж исчез и так далее. А мы, со своей стороны, рассказывали и показывали, как это можно сделать в Minecraft’е и реализовывали это. Это смешанная творческая и сценическая работа.

Почему для «Моцарта и Сальери» выбрали формат батла?

Моцарт и Сальери — это две противоположности. Пьеса, насколько я помню, частично написана в стихах — они как раз хорошо ложатся на батл, ведь рэп — это, по сути, те же стихи. Мы решили показать максимальный контраст между персонажами: Моцарт — это представитель молодого поколения, а Сальери — более взрослый консерватор. В принципе, в пьесе это так и показано: у Пушкина Моцарт был молодым и заносчивым гением, которому всё легко даётся, а Сальери — это консервативный трудяга, который работал всю жизнь, чтобы чего-то достичь. Батл — это тот формат, где такие противоположности можно лучше всего показать.

Понятно, что вы делаете для детей и используете форматы, которые подходят для них. Но я, посмотрев на это как взрослый человек, словил кринж от попытки быть «кульными и улётными» — вы пытаетесь успеть за трендами, которые давно ушли: батл-рэп давно утратил популярность, образ рэпера слишком карикатурный, а слова, которыми говорят персонажи, молодёжь уже не использует.

Я понимаю, о чём речь. Но по факту это ирония. Использование устаревших слов и сам формат — этот попытка иронизировать для той аудитории, для которой это было актуально раньше. Те же самые дети наверняка пару лет назад смотрели рэп-батлы и использовали эти слова в речи. Несмотря на то, что для них это сейчас неактуально и кринжово, они воспринимают всё это с иронией.

Большинство зрителей, причём как раз из детской аудитории, это поняли и отнеслись к этому с юмором. Многие, конечно, писали, что это кринж, а рэп-батлы умирают, но, тем не менее, всем было весело и забавно, и аудитория с удовольствием провела 25 минут второго спектакля.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Как вы воссоздавали интерьеры БДТ?

Виртуальную модель театра реализовывал как раз художник-постановщик. А он по профессии архитектор, поэтому и было виденье, как это правильно сделать, и процессом он грамотно управлял. За счёт этого и удалось достичь такой схожести.

Поэтому мы запускали трансляцию за 10–15 минут до спектакля, чтобы зритель мог посмотреть, как это всё выглядит. Например, чтобы люди, которые были в этом театре, могли узнать что-то знакомое, почувствовать связь с реальностью. Но при этом виртуальная модель находится в условном космическом пространстве — вокруг звёздное небо и так далее.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Планируете дальше делать подобные спектакли?

Да, мы планируем дальше сотрудничать с БДТ и дорабатывать модель виртуального театра — там есть ещё несколько моментов, которые художник-постановщик Андрей Воронов хочет доработать. Также в условном пайплане есть спектакли, которые мы собираемся сделать. Но сейчас часть актёров БДТ в отпуске, поэтому мы пока не можем работать над следующими постановками. Мы планируем продолжать делать достаточно известные постановки, тоже из школьной программы.

Есть ли у Shkolakola в планах аналогичные Minecraft-театру проекты? И куда будет в дальнейшем направлена ваша стратегия по работе со школьной аудиторией?

Основная наша программа — это образовательный контент для школьников в Minecraft — то есть квесты и обучающие мини-игры. Мы планируем работать с компаниями, которые организовывают образовательные мероприятия, и развивать контент, в том числе за счёт новых партнёров.

После БДТ, после того, как это всё прогремело, к нам обратились музеи. Пока не могу сказать какие, но могу сказать, что скоро будут кейсы и публичные мероприятия с музеями. Формат выставок тоже хорошо ложится на Minecraft, но его нужно дополнять интерактивным контентом, чтобы люди не просто приходили посмотреть, но и могли что-то делать внутри — то есть, нужно добавлять игровые механики. Подобные кейсы, реализованные другими компаниями, уже есть, но практика показывает, что формат «прийти и посмотреть» быстро надоедает людям. А если посмотреть и взаимодействовать, то это история, к которой можно возвращаться.

Спектакли в Minecraft: зачем их делают, какая от них польза и при чём тут школьники

Во время пандемии многие экспериментируют с пространством Minecraft, делают концерты и премьеры в Fortnite и так далее. Как думаешь, будут ли виртуальные форматы востребованы, когда пандемия закончится?

Я считаю, что такие форматы будут жить всё равно. За виртуальными мирами будущее, и люди будут проводить в них всё больше времени. Может быть, возникнет спад интереса в связи с тем, что резко отменят режим самоизоляции, и людям будут больше интересны массовые мероприятия. Но в целом на онлайн-формате это сильно не скажется. Онлайн развивается с каждым годом, и аудитория только растёт. Просто сейчас в связи с этими обстоятельствами произошёл бум, — а в целом онлайн продолжит и дальше так же стабильно развиваться.

Почему, на твой взгляд, Minecraft стал настолько популярным именно у юной аудитории?

Это игра, которая даёт волю выбора действия, даёт возможность делать то, что хочется тебе. Ты можешь зайти туда и делать что угодно — у игры нет конкретной цели. Ты можешь добывать ресурсы, охотиться на животных, строить здания, логические цепи. Надоело играть просто в Minecraft — поставил моды, которые тебе интересны.

Minecraft — это же большой конструктор, такой своеобразный Lego, в который играют дети, и к которому они привыкли. Формат с кубиками очень понятен — его формы достаточно примитивны, и поэтому дети разных возрастов тянутся к этому формату за счёт простоты восприятия. Там есть простор для действия и большое коммьюнити, за счёт которого можно собраться там вместе с друзьями или познакомиться с кем-то. Minecraft — это игра, в которой можно делать всё, поэтому она и стала самой популярной в мире.

Материал подготовлен командой XYZ Media.

Наши каналы в Telegram и на YouTube.

1010 показов
2.6K2.6K открытий
33 репоста
20 комментариев

При всем моём нейтрально-положительном отношении к Minecraft (сам поигрываю) я не понимаю зачем в нём ставить спектакли или делать концерты, если учесть, что экспрессия там нулевая, а звуковые эффекты всё равно достигаются сторонними приложениями.

Мы с таким же успехом делали постановки в World of Warcraft, стоит ли теперь писать посты о том, что WoW помогает развитию и является уникальной платформой для новых экспериментов по социально-культурным коммуникациям?

Театр на то и театр, что у него есть своё строение, язык и (прочие элементы, часть из которых архаична), это исторически сформированный институт искусства, это всё равно что воспроизвести все картины в Minecraft - и сказать что это новый формат живописи.

Что касается именно данного случая - это просто попытка хайпануть и напомнить о себе, в попытке привлечь внимание более широкой аудитории.

Это не делает MC плохой игрой или тупой копалкой, но давайте не будем делать из него больше, чем оно есть. Это sandbox game, этим все сказано.

Ответить

Ключевое в вашей куче текста - "не понимаю", задача постановок в майнкрафте - зародить у детей интерес к классике и театру.

Ответить

Давайте будем честны, с FBT всё становится круче! А управление с клава/мышь уже смотрится крайне ограничено. Хотите театральную постановку? Отыгрывайте её телом, а не скриптовыми анимациями!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Потому что дети в основном тупые

Ответить

На этом сайте всегда найдется толпа скептиков, которые объяснят, почему-то, о чем пишет автор - это говно. Но в реальности же все чуток наоборот. Майнкрафт - это действительно хороший инструмент для того, чтобы открывать детям что-то новое и может быть даже полезное. Возможно люди, которые застали еще доинтернт-эпоху (как я), немного не до конца понимают мироощущение современных детей, которые с пеленок уже с планшетом в руках. 

У меня есть двоюродный брат. На днях ему исполнилось 12 лет. Он не читает книг, кроме того, что задают в школе, он и его друзья не проявляют никакого особого интереса к чему либо за рамкой планшета или экрана. Но зато они все уже имеют ютюб-каналы, на которых выкладывают видео с комментариями по Майнкрафту и ведут соответствующие страницы в социальных сетях. Но вот недавно у нас начали выходить книги по франшизе Майнкрафта - красочные энциклопедии по миру игры, стикербуки и даже какая-то приключенческая проза. Сначала я подарил ему пару энциклопедий, чтобы прощупать почву. Они ему очень понравились, при том, что книгами он вообще не интересовался раньше. Потом он об этих изданиях даже на уроке литературы рассказывал, когда нужно было что-то говорить о том, что они читали на каникулах, или типа того. После этого я ему подсунул еще пару энциклопедий и игровой стикер бук - он был вообще в восторге, а на следующий раз - еще один стикербук и книжечку прозы по Майнкрафту. И что вы думаете? Он прочитал эту прозу, и ему даже понравилось, и он даже заинтересовался приключенческой литературой и открылся для "Таинственного острова" и прочих "Робинзонов Крузо". В общем, начал читать.

Теперь его мнение о чтении и литературе изменилось кардинально. Вот так через Майнкрафт детям можно показывать, что в мире есть чтение, театр и много чего другого. И это даже  может быть интересно. Я знаю, что со стороны такие схемы звучат наивно, как в скетче SNL, где учитель прививал любовь у школьников к поэзии через рэп или типа того. Но на самом деле - это все работает.

Ответить