Падение империи космических черепах: история из Stellaris

К чему может привести несменяемость власти.

Как-то раз, играя в Stellaris, я решил устроить ролевой отыгрыш — этим в космической стратегии от Paradox заниматься ничуть не менее увлекательно, чем стараться победить любой ценой. В результате недолгой игры получилась немного грустная и поучительная история о могущественном государстве, погибшем всего за несколько лет из-за одного предсказуемого события.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Рождение и смерть империи

На этапе выбора внешности я не раздумывая остановился на черепахоподобной рептилии — она показалась мне наиболее очаровательным из всех представленных вариантов. Над первым расовым перком тоже долго не думал, — космическим черепахам явно к лицу долголетие, поэтому я широким жестом увеличил продолжительность их жизни сразу на 80 лет. Такой мощный положительный перк нужно было уравновесить отрицательными — и после нескольких минут экспериментов мои черепахи были полностью сбалансированы.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Получившиеся существа (я назвал их «трантами») обладали скверным характером. Они не выносили соседей, наотрез отказывались селиться на любых планетах, кроме идеально подходящих им по типу ландшафта — океанических, — а также впадали в депрессию, если под рукой не оказывалось рабов. Приглядевшись к созданным мной черепахам, я решил, что наиболее подходящей для них формой государственного устройства будет авторитарная теократическая империя — и запустил игру.

К звёздам черепах повёл Бог-Император Ат-Рантон I. Имперский культ, господствовавший в зарождающейся космической державе, позволял правителю издавать указы почти вдвое чаще обычного, чем Ат-Рантон немедленно воспользовался. По личному распоряжению Бога-Императора были немедленно субсидированы исследования в социальной сфере, а также введена тотальная цензура — чтобы учёные-социологи всё-таки держали себя в узде и нечаянно не открыли чего-нибудь лишнего.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Согласно плану, развитие социальных наук должно было служить конкретной цели — созданию эффективной бюрократии, способной держать под контролем постоянно расширяющуюся империю: при всех своих талантах, божественный Ат-Рантон не мог поспеть всюду. К инженерии, и уж тем более к физике консервативные черепахи относились с долей скепсиса. Новых научных центров в империи не строилось — предпочтение отдавалось фермам, с которых ориентированные на сельское хозяйство черепахи получали на 10% больше пищи, и, конечно же, храмы — в честь Бога-Императора.

Загадочные артефакты, невиданные формы жизни и другие потенциально полезные находки из открытого космоса Ат-Рантон обычно приказывал оставлять в покое, ведь, как известно, многие знания — многие печали. К тому же, кто знает, не таится ли в глубинах космоса какая-нибудь противная Имперскому культу ересь? Я подозревал, что такой подход приведёт черепах к колоссальному технологическому отставанию и крупным проблемам в будущем — но на что не пойдёшь ради ролевого отыгрыша.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Еды на родной планете черепах всегда было в избытке, но запланированная стремительная колонизация галактики немного задержалась. Планет с океаническим типом ландшафта вокруг было не так много, а на других упрямые черепахи упорно отказывались селиться. Новый этап начался, когда в одной из окрестных систем обнаружилась инопланетная цивилизация — гуманоиды Панури, уже вошедшие в век атома, но ещё не вышедшие в космос. Разумеется, вскоре они уже встречали у себя на орбите наш закованный в панцири звёздный десант.

Изначально я планировал обратить покорённую расу в рабство и разослать панури по черепашьим планетам в качестве слуг — чтобы я мог наконец отменить рабство для представителей «высшей расы» — черепах. Но ничего не вышло — панури, как выяснилось, могли жить только на морозных арктических планетах, — послать их обрабатывать плантации в жарких океанических мирах игра не позволяла. Скрепя сердце, пришлось назначить в колониальную администрацию представителя туземцев — ни одна черепаха, естественно, на морозную планету переселяться не согласилась — даже в роли главы администрации.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Общества тотального неравенства не получилось — черепахи продолжали управлять рабами-черепахами, а панури — рабами-панури. Немного отыграться у меня получилось на гражданских правах — я снизил туземцам уровень жизни и запретил им занимать должности. Ущемлённые в правах инопланетяне слегка загрустили, но проблему решили несколько пропагандистских радиопередач. Пара пламенных эфиров, и завоёванные Панури перестали бояться и полюбили Бога-Императора — а что ещё им оставалось делать?

С расой подданных, способных заселять заснеженные планеты, процесс пошёл быстрее, и вскоре Империя распространилась почти что на треть галактики. Она вышла именно такой, какой я её задумывал — огромной, аграрной, неповоротливой, технически отсталой. Кто-то непременно должен был позариться на такую огромную и богатую ресурсами территорию, занимаемую странноватыми рептилиями — это было вопросом времени.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Вскоре на южные границы империи направил войска воинственный искусственный интеллект, нацеленный на полную ассимиляцию. Игровая статистика подсказывала, что с военной и технологической точки зрения роботы превосходят моих черепах на несколько голов, намекая, что сопротивление бесполезно. Это меня слегка расстроило — я надеялся, что гигантскую черепашью империю попытается превратить в протекторат какая-нибудь из небольших, но более технически развитых «органических» государств, и мы разыграем сценарий, напоминающий покорение Индии британцами или Индокитая французами.

Половина галактики под непрямым контролем небольшой развитой империи, национальное унижение черепах, разочарование в Боге-Императоре, смена политического строя, попытка реванша — воображение нарисовало драматичный и увлекательный сценарий. А тотальная ассимиляция роботами и исчезновение органической жизни — это было бы совсем не так весело.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Так или иначе, когда корабли захватчиков были уже у южных рубежей, черепахи сплотились вокруг Императора и начали, наконец, строить подобающий военный флот. Физики и инженеры за прошедшие годы практически ничего путного не открыли, поэтому пришлось лететь в бой на том, что было — на маленьких корветах с устаревшим оборудованием. Бедным черепахам, никогда до этого не участвовавшим в космических баталиях, пришлось спешно учиться стремительно маневрировать и уворачиваться от выстрелов. Представителей панури к штурвалу, разумеется, не допускали.

И тут выяснилось, что наши бравые учёные-социологи не зря десятилетиями бились над изобретениями всё более эффективных способов контроля над территорией и угнетения подданных. Для гигантского количества ресурсов, скопленного на складах, и рабочих рук, занятых в производстве продовольствия, наконец нашлось достойное применение — военные корабли сходили с конвейера один за другим, а казна при этом оставалась практически полной.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Эффективность бюрократической машины, выстроенной Богом-Императором, превзошла все мои ожидания — и уж наверняка превзошла ожидания агрессивных киборгов. Последним вскоре пришлось опытным путём выяснить, что победить в этой войне они не могут — несмотря на то, что их оснащённый по последнему слову техники флот без труда расправлялся с нашими легковооружёнными корветами, место каждого уничтоженного корабля через мгновенье занимал новый.

Какое-то время киборги держались, пытаясь строить военную технику в таком же бешеном темпе, но очень быстро их экономика надорвалась — их задавили числом. Эта война была проиграна ими с самого начала — как оказалось, наши государства находились в разных весовых категориях.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

В дальнейшем киборги так и не оправились от сокрушительного поражения, и спустя несколько коротких военных столкновений от их империи остались лишь жалкие обломки — черепахи методично отвоёвывали у них по несколько звёздных систем, пока их не взяла под защиту могучая империя с другого края галактики. Вероятно, её руководство тревожило чрезмерное усиление трантов.

После победы над агрессорами в империи начался настоящий золотой век. В неисследованном уголке галактики наши учёные нашли две планеты с цивилизациями инопланетян, ещё не вышедших в космос — они немедленно были включены в состав империи и стали источником рабов для черепашьих колоний. У трантов тотчас улучшилось настроение — теперь они могли ни в чём себе не отказывать. Рейтинг партии лоялистов, вот уже сотню лет возглавляемой бессменным губернатором столичного сектора, взлетел до небес.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Примерно к этому моменту все «лидеры» империи черепах «дожили» до максимально возможного уровня — достигли совершенства в своих областях. Оно и не удивительно — за сотню с лишним лет, проведённых на одной и той же работе, трудно не стать экспертом в своей области. Умудрённые опытом учёные на раз-два расправлялись со сложными научными теориями, а выжившие в войне с киборгами адмиралы и генералы — с вражескими противниками и армиями. Престарелые губернаторы, десятилетиями не покидавшие своих постов, приносили вверенным им секторам максимально возможное количество «бонусов», а со столичной планеты на всё это взирал казавшийся бессмертным Бог-Император Ат-Рантон, таланты и опыт которого оказывали положительное влияние на всю имперскую экономику.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Лидеры иностранных государств сменялись, как калейдоскоп — одни уходили с политической арены в результате выборов, другие умирали естественной смертью. Вероятно, Ат-Рантон уже даже не пытался запоминать их лица или имена — какой смысл, если всего через несколько лет ему на смену придёт другое эфемерное создание. Государства создавались и рушились, а Ат-Рантон и десяток его престарелых приближённых, заставших ещё первый выход в космос, всё так же управляли необъятной империей. Единственному сыну и наследнику Императора не так давно исполнилось сто лет.

Экономические показатели били рекорды, еды постоянно было в избытке — несмотря на то, что постоянно основывались новые колонии. Империя растянулась на всё звёздное небо и в конце концов со всех сторон упёрлась в границы других могущественных империй. С этого момента международная политика свелась к периодической поддержке сепаратистов в приграничных регионах соседних государств. В особо удачных случаях удавалось на несколько лет создать на границе подконтрольное трантам марионеточное государство — до тех пор, пока «хозяин» не собирался с силами и не отвоёвывал свои территории обратно. Никакой особой выгоды транты от этого не получали — но конкурентам по международной арене нельзя было давать расслабляться.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Благословенная империя процветала, а враги не осмеливались нападать, зная о её колоссальной военной мощи. Что могло пойти не так?

Смерть Бога-Императора застала всех врасплох. И речь тут даже не о горечи утраты — на следующий же день экономический баланс неожиданно ушёл в минус. Выяснилось, что новый правитель, столетний инфантил Когнат, которому на своём веку (в прямом смысле) не довелось поруководить даже маленькой планетарной системой, не справляется с завязанным на фигуре правителя бюрократическим аппаратом. Производство ресурсов по всей империи упало и не собиралось возвращаться к предыдущим показателям.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Как бы сильно благополучие империи ни было завязано на личности самого Бога-императора, оставалось ещё многоопытное «политбюро» — адмиралы, губернаторы и учёные. При должных усилиях и сокращении расходов страну можно было вывести из неожиданного кризиса. Однако большинство представителей черепашьей геронтократии, как можно догадаться, довольно быстро — в течение десятилетия — отправились в могилу вслед за своим вождём. Губернаторы, повышавшие эффективность производства и довольство населения; адмиралы, снижавшие расходы на флот — все они отошли в мир иной практически друг за другом.

Империя оказалась в лапах дилетантов — столетнего Когната I и спешно набранных «новичков» без какого-либо опыта государственного управления — да и где им было бы его получить в условиях диктатуры «политбюро», состоящего из старых соратников Ат-Рантона? Не снимать же с поста высокоэффективную полуторавековую черепаху, чтобы дать набраться опыта тридцатилетней.

Падение империи космических черепах: история из Stellaris

Всё, что Ат-Рантон I создавал в течении ста пятидесяти пяти лет, его сын умудрился разрушить за очень короткое время. Экономический кризис; бунты, перерастающие в полноценные революции — Благословенная империя трещала по швам, и наши внешнеполитические «партнёры», разумеется, не преминули извлечь пользу из её плачевного состояния. Война была быстрой: необстрелянный адмирал-новичок повёл в бой то, что когда-то носило гордое название «императорский флот», и был наголову разбит. Государство трантов превратилось в протекторат.

На этом моменте я решил выйти из игры, оставив трантов проклинать «развалившего страну» Когната и его соратников, ностальгировать о Золотом веке императора Ат-Рантона и копить реваншистские настроения. Я был более чем удовлетворён: я зашёл в Stellaris за весёлым ролевым отыгрышем за черепах-ретроградов, а уходил — с немного печальной притчей о том, к чему может привести несменяемость власти в отдельно взятой Галактике.

1414 показов
15K15K открытий
11 репост