Сила крови: вампирские способности и их воплощения в играх

Телекинез, превращение и другие навыки существ ночи.

Вампиры хоть и знаменитая могущественная раса, но в видеоиграх появляются не слишком часто. В этом плане зомби оказались в разы успешнее, можно сравнить хотя бы соответствующие запросы в Steam (181 у вампиров и 970 у зомби). А игр, где за ночного кровопийцу можно сыграть самому — ещё меньше.

Сила крови: вампирские способности и их воплощения в играх

Образ вампира более-менее понятен и привычен, но нельзя просто нарисовать персонажу клыки, накинуть чёрный плащ и сказать, что теперь он — кровосос. Чтобы игрок почувствовал себя в шкуре вампира, надо дать ему характерные способности: бессмертие, превращения, возможность рвать врагов в клочья голыми руками. Словом, всё, что в теории может поломать игровой баланс.

Поэтому разработчикам приходится ставить ограничения и диктовать условия для таких способностей, а сделать это можно разными методами: от заранее срежиссированных моментов до наказаний за частое использование навыков.

Разберёмся, какими способностями обычно обладают вампиры в видеоиграх, насколько хорошо они реализованы и сильно ли ломают баланс. Для наглядности, рассмотрим самые знаменитые тайтлы — в большую часть из них вы точно играли.

Способность пить кровь

Обязательная способность для любого вампира, без неё пропадает вся суть этих существ. В игровых механиках высасывание крови реализовалось разными способами, но чаще всего подход зависит от жанра игры. Так, например, одни принципы можно заметить в экшенах и совсем другие — в ролевых играх.

Сила крови: вампирские способности и их воплощения в играх

Очаровательная дампир Рейн из экшен-дилогии BloodRayne могла в любой момент запрыгнуть на врага и начать пить кровь. Причём для этого не нужно было соблюдать какие-то особые условия: просто подошёл поближе, нажал клавишу, и героиня уже восстанавливает здоровье, а враг замертво падает после укуса.

Кроме того, во время «кормёжки» сама Рейн неуязвима для многих атак, поэтому эта механика слегка ломала баланс. Были, конечно, особо сильные враги и боссы, на них так просто не запрыгнешь, но ленивые игроки с помощью одной лишь кнопки смогли пройти большую часть уровней.

В Infamous: Festival of Blood, дополнении ко второй части Infamous, главный герой Коул тоже превратился в вампира и получил способность кровопийцы. Но, в противоположность Рейн, он может пить кровь только у обычных прохожих на улицах города, и это не восстанавливает его жизни, но даёт возможность применять кое-какие суперсилы. Сама по себе способность почти никак не влияет на сражения с врагами, а значит и не вредит игровому балансу.

Серию Legacy of Kain о древнем вампире Каине точно не назовёшь чистым экшеном, она меняла жанры и принципы геймплея от игры к игре. Blood Omen: Legacy of Kain — первая часть в серии, вышла в 1996 году и была приключенческой игрой вроде The Legend of Zelda, но в мрачных декорациях Diablo. Пить кровь Каин мог только у людей: либо обычных крестьян, полуживых и прикованных цепями, либо у врагов, которых сначала нужно побить и оглушить.

Так как игра с видом сверху, то Каину нужно приблизиться к жертве на достаточное количество клеточек и только тогда можно высосать кровь. Делал он это не традиционным вампирским способом, а скорее, как пылесос — всасывал кровь на расстоянии. Это позволило разработчикам сделать механику с высасыванием крови у нескольких жертв одновременно: просто нужно было встать так, чтобы все они были на нужном расстоянии от Каина.

В Blood Omen 2 мы снова играли за Каина, но по формату игра была 3D-экшеном, а значит — никаких клеточек. Как дань уважения создатели сохранили способность пить кровь, не прикасаясь к жертве, но про «кормёжку» из нескольких жертв разом забыли. Зато чужая кровь не просто восстанавливала здоровье Каина, а увеличивала максимальный запас жизненной силы.

А вот в Legacy of Kain: Defiance Каин уже кормился традиционно — кусая врага за шею. Причём делать это нужно было обязательно, так как количество жизней постоянно уменьшалось из-за кровавой жажды. Хороший способ передать игроку чувство, что вампиры не просто любят кровь, но зависят от неё.

Другая известная серия про вампиров — Castlevania — не часто давала поиграть за самих ночных существ. Впервые вампир как игровой персонаж стал доступен в Castlevania III: Dracula’s Curse — это был Алукард, сын Дракулы, который мог превращаться в летучую мышь, но никаких особых способностей не имел.

А вот в Symphony of the Night, будучи уже главным героем, Алукард обрёл больше сил и возможностей, присущих вампиру. Например, мог использовать врагов для восстановления своих жизненных сил. В игре эти способности выступали в качестве особых заклинаний, вызываемых комбинацией клавиш, и тратили очки магии. Первое заклинание восполняло здоровье, когда Алукард касался крови врагов, на которых наложен эффект кровотечения. Второе заклинание не совсем связано с кровью, но работало по знакомому принципу: забирало души ближайших врагов и превращало в очки здоровья для Алукарда.

Перезапуск франшизы в 2010 году позволил игрокам вновь ощутить себя вампиром: в Castlevania: Lords of Shadow 2 главным героем выступает сам Дракула. Жанрово это уже не «метроидвания» с элементами RPG, а чистый слешэр, поэтому и правила кровопития изменились и стали походить на те, что мы уже видели в Legacy of Kain.

Дракула, словно какой-нибудь Кратос, машет хлыстом, мечом и кулаками, а когда враг оглушён, может поймать момент и вгрызться противнику в шею. При этом включается слоу-мо и небольшое QTE: нужно нажать кнопку, когда два круга совпадут, тогда Дракула восстановит побольше сил. Выглядит эффектно, но со временем может надоесть.

Если в экшен-играх про вампиров высасывание крови — это обычно элемент боевого процесса, то для RPG в сражениях оно применяется редко. Зато сильно влияет на ролевой отыгрыш: характеристики персонажа, его репутацию в виртуальном мире и так далее.

В культовой вампирской серии Vampire: The Masquerade существует свод правил о высасывании человеческой крови, которым должен следовать каждый вампир. Если вампир из-за жажды убивает невинного человека, то он теряет свою человечность, постепенно обращается в неуправляемого монстра. С другой стороны, вампир вынужден пить кровь, чтобы использовать свои суперсилы и не впасть в голодное безумие.

Поэтому в играх Vampire: The Masquerade – Redemption и Bloodlines реализована такая механика: когда герой впивается в шею человека, появляется индикатор количества крови, игрок обязан следить, чтобы тот не опустел полностью и жертва выжила. Игрок может нарушить правило и получить больше крови, убив жертву, но как только он исчерпает все очки человечности, то начнёт периодически терять контроль над персонажем, который станет крушить и пожирать всё на своём пути.

Нападать на жертв лучше незаметно, подальше от взора толпы и стражей порядка. Да и в бою на способность сильно рассчитывать не стоит — большинство местных врагов просто нельзя укусить. Хотя в Redemption было особое боевое заклинание Theft of Vitae, которое вытягивало из врагов всю кровь и мгновенно их убивало.

В вампирском стелс-экшене DARK чужая кровь нужна, чтобы использовать атакующие способности. Сам процесс кормёжки реализован просто: незаметно подкрасться и удерживать кнопку — правда, занимает всё довольно много времени

В серии The Elder Scrolls вампиризм появился как особая болезнь ещё в Daggerfall. Характеристики вампиризма менялись от игры к игре, так же как и способы вкусить чью-то кровь. Например, в Morrowind у новообращённого появлялось заклинание Vampire Touch, которое высасывало здоровье у противника и передавало его герою.

В Oblivion вампир научился пить кровь у спящих персонажей: нужно было просто подойти и нажать кнопку действия, как если бы игрок захотел поговорить с персонажем. Чем дольше не пьёшь кровь, тем сильнее прогрессирует болезнь со всеми её достоинствами и недостатками: на последней стадии, когда обращаешься в страшного вампира, большинство персонажей перестаёт общаться с игроком или нападает на него. Каждая новая порция свежей крови «откатывает» стадию болезни.

Четыре стадии вампиризма в Oblivion
Четыре стадии вампиризма в Oblivion

Эти же принципы перешли и в Skyrim, но с небольшими изменениями. Например, если установлено дополнение Dawnguard, появляется возможность пить кровь у бодрствующих персонажей. Для этого нужно сначала наложить на них заклятие Vampire's Seduction и повторить уже знакомые действия.

Ещё в Skyrim вампирам вернулось особое заклинание Vampiric Drain, которое по аналогии с Vampire Touch вытягивает кровь из жертвы и восполняет жизненные силы героя.

Для кого-то может оказаться сюрпризом, но отыгрывать роль вампира возможно и в популярной серии Sims. Причём ещё со времён второй части. Эту возможность всегда приносили в игру в виде платных дополнений.

Вампиры здесь не агрессивнее, чем обычные люди, поэтому не стоит ждать, что они нападут на персонажа в подворотне и превратят в себе подобного. Чтобы стать вампиром, нужно найти другого вампира на улицах города или в ночном клубе, подружиться с ним и только тогда попросить укусить в шею. Либо можно создать вампира прямо в начальном редакторе персонажей, как это сделано в Sims 4.

Далее симу-вампиру, помимо стандартных потребностей, нужно утолять жажду крови. Вплоть до четвёртой части делать это можно было исключительно мирным путём. Чтобы укусить человека, необходимо сначала подружиться с ним, и только тогда он разрешит испить его крови. Как и всё в игре, сделано это в виде обычных облачков разговоров и действий. После такого укуса другой сим тоже может превратиться в вампира.

В Sims 4 добавили механику принудительного укуса: можно подойти и укусить, не спрашивая разрешения, но персонаж после такого запомнит вашего героя и возненавидит его. Появилась ещё способность особого укуса — вытягивание души, после которой жертва обрывает все свои игровые связи с другими симами. По сути, про этого человека все просто забывают. Такую способность можно использовать, например, чтобы отомстить какому-нибудь ненавистному симу или, наоборот, увести из семьи понравившегося персонажа.

Превращение

Классическая животная форма вампиров — летучая мышь — в играх появляется редко. Как правило, она сделана, чтобы помочь игроку добраться до ранее недоступных мест.

Впервые превратиться в летучую мышь позволили в Castlevania III: Dracula’s Curse, это была ключевая способность Алукарда, с помощью которой он мог залетать на высокие платформы, перелетать пропасти и даже избегать врагов и ловушки.

В Symphony of the Night форма летучей мыши позволяет свободно летать по всем локациям и находить скрытые комнаты. Разница в том, что в Symphony of the Night для превращения в мышь нужно сначала найти специальную реликвию.

Кроме того, Алукард научился превращаться ещё и в волка и туман. Обратившись в волка, герой быстрее бегал и прыгал на далёкие расстояния — это очень помогало избегать ненужных боёв и пробегать уже знакомые отрезки уровней. Конечно, волк ещё мог кусаться, но урон был мал, по сравнению с другими атаками.

Форма тумана помогала Алукарду пройти сквозь стены с решёткой — ещё один скилл для исследования мира. Применять его можно было в любой момент по нажатию кнопки, и в некоторых случаях превращение в туман помогало увернуться от атаки. А с приобретением реликта Gas Cloud туман стал наносить небольшой периодический урон врагам.

В Lords of Shadow 2 туманная форма выполняет точно такую же функцию, но в слегка обновлённом виде, соответствующем механикам слэшера. В эпизодах с исследованием уровней Дракула всё так же на короткое время обращается в туман и проходит сквозь решётки и закрытые двери. А в бою, скрывшись в тумане, уклоняется от атак и контратакует.

Летучие мыши в игре тоже есть, но Дракула использует их только как дополнительную атаку, насылая стаю на врага. А вот в обычного грызуна Дракула легко может превратиться.

В ходе игры герой находит особые теневые порталы и с их помощью превращается в стаю крыс. Всё это — заготовленные разработчиками стелс-эпизоды, в которых игрок должен в виде крысы прятаться в тени, бегать по вентиляции и решать редкие головоломки. Сами по себе эти эпизоды неплохи и вносят нужное разнообразие в геймплей, вот только вид того, как могущественный вампир бегает среди крыс и прячется от стражников, временами выбивается из атмосферы игры и вызывает недоумение.

Противоречие обостряется ещё больше, когда в середине игры узнаёшь, что Дракула способен превращаться в дракона. Эта сила пробуждается, только если собрать достаточное количество Талисманов Дракона. Геймплейно это превращение сделано очень лениво: игроку просто показывают красочную кат-сцену с огнедышащим драконом, после которой врагам наносится урон, а Дракула уже стоит в своём привычном виде.

Уже знакомые три формы — летучая мышь, волк и туман — появились также в игре Blood Omen: Legacy of Kain, причём ещё за год до релиза Symphony of the Night. Способности слегка отличались от того, что было в Castlevania: например, форма летучей мыши работала скорее как телепорт от одной ключевой точки к другой.

В форму волка, больше похожего на оборотня, Каин свободен превращаться в любой удобный момент. Так он быстрее бегал и мог перепрыгивать ловушки и препятствия. В форме тумана Каин, как и Алукард, проходил сквозь решётки и некоторые двери, а также ходил по воде, не получая урона. Но не был неуязвим — выстрелы и удары всё же наносили ему урон.

В Blood Omen 2 перекочевала лишь туманная форма, но с совершенно иным предназначением. Здесь Каин, скрываясь в тумане, становился невидимым для врагов. Работала способность только в определённых местах локациях: сделано это было для того, чтобы игрок не мог постоянно использовать скрытую атаку, мгновенно убивающую врагов.

А вот в заключительную часть — Defiance — в придачу к туману вернулись летучие мыши, причём обе формы повторяли идеи из оригинального Blood Omen. Обращаясь в летучих мышей, Каин перемещался между локациями, всё это было обставлено в виде коротких катсцен. В форме тумана вампир проходил сквозь закрытые ворота, плюс анимация превращения в туман работала, когда Каин уклонялся от атак противников. Обе формы действовали автоматически и были по большей части косметической особенностью, нежели полноценным элементом геймплея.

В Infamous: Festival of Blood герой тоже может превратиться в стаю летучих мышей, чтобы свободно летать над городом. Но ненадолго — способность расходует выпитую кровь

Если в предыдущих случаях способность превращения использовалась по большей части для исследования мира, то в RPG про вампиров превращения, напротив, предназначены для битвы.

В Vampire: The Masquerade — Bloodlines вампирам клана Гангрел доступно умение War Form, позволяющее им превращаться в страшных и очень сильных монстров, больше похожих на оборотней, чем на вампиров. Персонаж впадал в ярость и начинал врукопашную избивать всех, кто встанет на пути. Кроме как в схватках использовать эту способность смысла особого нет.

Сила крови: вампирские способности и их воплощения в играх

В Skyrim, если установлено дополнение Dawnguard, вампир может получить возможность превращаться в Лорда-вампира. Здесь монстр действительно похож на классического вампира с крыльями, да и способности у него соответствующие: полёт, призыв гаргулий, высасывание крови на расстоянии, замедление времени и даже эхолокация. Только вот когда персонаж обращается в Лорда-вампира, на него сразу начинают нападать все окружающие, даже мирные жители. Поэтому, как ни крути, способности приходится использовать только в бою.

Магия

Фильмы, книги и сериалы научили нас тому, что вампиры могут легко гипнотизировать жертв, обладают телепатией и телекинезом, некоторые даже умеют предсказывать будущее, как в тех же «Сумерках». В видеоиграх их магические способности разнятся ещё больше — игрока нужно развлекать, давать каждый раз что-то новое или предоставить вариативность в прохождении игры.

В первом Blood Omen, который больше походил на RPG, чем любая другая игра серии, различных заклинаний было с избытком. Из стандартных: контроль разума, с помощью которого Каин захватывал тело другого персонажа, и игрок мог свободно им управлять, в том числе и сражаться. Другое заклинание тоже влияло на сознание и заставляло ближайших врагов драться друг с другом.

Более оригинально для вампира смотрелся, например, магический щит, защищающий Каина и отражающий все атаки. Также Каин мог швыряться электрическими зарядами, чтобы парализовать врагов или запустить какой-нибудь механизм. А ближе к концу игры герой так и вовсе получал возможность призывать молнии с небес. Все эти способности может и не слишком подходили вампиру, зато вариативность прохождения была высокой.

В следующих частях способностей у Каина заметно поубавилось: серия превратилась в линейный 3D-экшен, а все вампирские способности выдавались по сюжету. В Blood Omen 2 Каин ещё не растерял навык контроля разума: можно было управлять другим персонажем, но на врагов умение уже не действовало — только на мирных NPC, да и отходить далеко от самого Каина жертва не могла.

Зато вампир научился телекинезу, правда очень выборочному: игрок самостоятельно наводил прицел на заранее обусловленные объекты, и те двигались в нужную сторону. В Legacy of Kain: Defiance телекинез уже стал более полноценным: можно было самостоятельно выбирать объекты или врагов, поднимать их, притягивать или отталкивать.

Телекинез в Legacy of Kain: Defiance
Телекинез в Legacy of Kain: Defiance

В Castlevania: Lords of Shadow 2 почти все уникальные способности Дракулы используют его собственную кровь. Местный аналог контроля разума основан на том, что Дракула буквально заливает свою кровь в тело жертвы и управляет ей изнутри. Геймплейно всё реализовано довольно просто: герой подкрадывается к жертве, нажимает кнопку действия и через пару секунд уже управляет другим персонажем, — но анимирована способность очень эффектно. Жаль только, что использовать её получается лишь в заранее подготовленных разработчиками моментах.

Среди других кровавых способностей Дракулы можно отметить бросок тёмного кинжала, который он делает из собственной крови и использует в бою как второстепенное оружие, а также кровавые демонические крылья, которые помогают совершить двойной прыжок.

Сила крови: вампирские способности и их воплощения в играх

В серии Sims вампирские способности вполне стандартные, зато они очень логично вплетены в геймплейную основу игры. Например, вампиры могут читать мысли обычных людей — выглядит это как дополнительное действие во время разговора, после чего игроку открываются все данные о характере персонажа, его финансовое состояние, место работы и семейное положение. Это всегда помогает лучше понять и наладить связь с другими симами.

Также местные вампиры способны с помощью гипноза очаровать персонажа, заставить его испытывать чувство любви, беспрекословно повиноваться или вызвать галлюцинации и увеличить его потребность в еде, сне, гигиене и так далее. Эти особые диалоговые действия органично взаимодействуют с основными механиками и вносят необходимое разнообразие.

Ещё у вампиров в Sims 4 есть забавная способность «Желанный гость», которая позволяет вампиру без стука и приглашения зайти в чужой дом
Ещё у вампиров в Sims 4 есть забавная способность «Желанный гость», которая позволяет вампиру без стука и приглашения зайти в чужой дом

Больше всего вампирских умений и заклинаний, конечно, в Vampire: The Masquerade – Bloodlines. В игре двенадцать дисциплин, каждая из которых делится на пять пунктов, и в каждом этом пункте — своя вампирская способность. Среди них меньше половины — пассивные улучшения характеристик, всё остальное — активные скиллы.

Например, дисциплина Animalism позволяет игроку призывать духов животных: ворон, насекомых, летучих мышей, волка. Если начальные уровни дисциплины служат скорее для отвлечения врага, то последние помогают нанести существенный урон.

Уникальные способности клана Малкавиан, местных сумасшедших вампиров, влияют на разум персонажей в игре: накладывают эффект страха, заставляют врагов безудержно смеяться или атаковать своих напарников. Причём, некоторые из способностей можно использовать и в диалогах, чтобы продвинуться по сюжету, и в сражениях.

Есть исключительно боевые дисциплины, например, мощнейшая магия крови клана Тремер. На первых уровнях заклинания воздействуют на кровь жертв, после чего тех начинает тошнить кровью. А на последних — кровь вскипает и буквально разрывает противников изнутри.

При всём разнообразии вампирских умений и способностей, игра, что удивительно, остаётся цельной и проработанной в плане баланса. На каждое ультимативное заклинание находится свой ответ: в некоторых миссиях игрок столкнётся с невосприимчивыми к магии врагами, а в других в первую очередь будут нужны не сила, а навыки убеждения или взлома компьютеров. Благодаря такой гибкости геймплея и вариативности прохождения, Vampire: The Masquerade – Bloodlines до сих пор многими почитается как лучшая игра про вампиров.

Возможно, грядущий Vampyr от Dontnod расскажет о вампирских способностях что-то новое

Как в поп-культуре образ вампира вырос из сербского мифа о покойнике до гламурного романтика, так и в играх вампирский геймплей меняется вслед за развитием жанров. К тому же, многие технические ограничения больше не играют роли: например, раньше было трудно реализовать в 3D-экшене превращение в летучую мышь и позволить игроку свободно летать по уровням.

Теперь же всё зависит только от фантазии разработчиков, и можно свободно выходить за рамки классических способностей кровососа, даруя ему, например, навык исцеления, управления временем или некромантию.

Необычные вампирские способности — тема, достойная обсуждения. Чего, на ваш взгляд, не хватает современным игровым вампирам? Или может где-то уже встречались необычные способности, о которых мы забыли упомянуть? Поделитесь в комментариях.

18K18K открытий
32 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Нинадо

Ответить

Добрый вечер

Ответить

Спасибо за интересную статью.
В этом плане зомби оказались в разы успешнее, можно сравнить хотя бы соответствующие запросы в Steam вот это мне не понять, как по мне разумную, бессмертные и мудрые вампиры в разы интересней тупых и безмозглых упырей.
в кастельванию так и не смог поиграть из-за дерьмого управления сейчас это управление пофиксили?

Ответить

В этом плане зомби оказались в разы успешнее, можно сравнить хотя бы соответствующие запросы в Steam бессмертные и мудрые вампиры в разы интересней тупых и безмозглых упырей.Просто дело в том что зомби - это простейший противник, которого может аутентично реализовать любой быдло-программист. Даже если он в стену упрется и начнет "буксовать", то это будет выглядеть вполне аутентично.

В то время как вампир - это как правильно подмечено выше существо умное, опытное, и хитрое. А много ли таких персонажей (и тем более - противников) можно вспомнить даже в масштабах всей игровой индустрии в целом?

Вот поэтому и популярны зомби... толковых вампиров сделать никто не может.

Ответить

И ни одной строчки про Blood & Wine? :(

Ответить

Вроде тут говорилось, про то где можно поиграть за вампиров, а не убивать их.

Ответить