Игры Сергей Сабуров
8 755

Реальная и виртуальная политика: будущее жанра стратегий

Почему политика в играх чаще всего нереалистична, почему это плохо и как всё исправить.

В закладки

Задумывались ли вы, играя в какую-нибудь Civilization или Europa Universalis: «Да тут же ничего сложного. И чего все эти Наполеоны и Бисмарки головы ломали?» Если да – поздравляю, вы попали в ловушку простоты, расставленную заботливыми геймдизайнерами.

Пара раундов в Battlefield не подготовит вас к боевым действиям, а гонки в GTA не сделают автоматически гонщиком «Формулы-1». Вряд ли кто-то будет с этим спорить. Тем не менее многие любители стратегий полагают, что этот жанр помогает хорошо понять все хитросплетения политики. Разберёмся в том, почему это не совсем верно.

Обманчивая простота

«Нужно больше золота!» Если бы в жизни всё было так просто

Принято считать, что чем лучше продуман интерфейс игры, чем более он удобен для игрока, тем вернее разработчик выполнил свою задачу. Однако это не всегда так.

Рассмотрим самый простой пример: вам нужно нанять пару рабочих и построить золотую шахту. Вы можете на пальцах рассчитать, что двое рабочих обойдутся вам по 20 золотых каждый. Постройка шахты — ещё 200. Итого вы тратите из казны 240 монет, но получаете в дальнейшем безусловный стабильный доход. Но ведь в реальности всё совсем иначе. Один из рабочих может оказаться запойным алкоголиком и ходить на службу через раз. Второй будет приворовывать. А прораб, отвечающий за постройку шахты, вообще завысит смету в пять раз, и ваши финансы уйдут в глубокий минус. Так действие, которое в игре совершается в 3-4 клика мышкой, в реальности требует каждодневного неусыпного контроля.

Этот пример актуален не только для RTS с их упрощённой экономической механикой, но и для вполне «глубоких» стратегий вроде Europa Universalis или других игр Paradox Interactive. Пускай это будет не золотая шахта, а, например, завод, банк или космическая станция. Неважно. Игрок всегда точно знает стоимость некой постройки, знает, какие бонусы она ему принесёт и знает, что ни до, ни после строительства от новой собственности можно не ждать никаких неприятных сюрпризов.

«Европу» принято хвалить за богатство механик. Однако при всём разнообразии, они далеки от реальности

Аналогично с лидерами, полководцами, советниками, придворными — как их ни назови, мы всегда знаем, чего ожидать. «Ага. Вот этот вельможа имеет черту „нелояльный". Пожалуй, не буду давать ему много власти. А вот у этого порядочно очков в навыке хозяйства. Идеальный министр финансов».

Столь подробного досье на своих приближённых не имеют, наверно, даже современные президенты и вожди, обладающие доступом к информации спецслужб. Но в большинстве стратегий игрок по умолчанию знает о своих подопечных каждую мелочь — и эта информация ему ничего не стоит. Хотя знания подобных «тонких материй» нарабатываются годами, и именно они дают реальным политикам основные инструменты их работы.

Знание всей доступной информации о личности своих подданных — потаённая мечта многих правителей

Аналогично дело обстоит с управляемостью реальных или виртуальных империй. Даже если в игре дела у вас идут не слишком ладно, разработчик наверняка встроил какой-то механизм, который подскажет, как исправить ситуацию.

Высокая инфляция? Наймите советника, который её понизит. Что это за советник? Как он это сделает? Какие государственные механизмы задействует? Не имеет значения. Аналогично дело обстоит с коррупцией. Вроде бы это бич любого государственного устройства. Но всего лишь немного удачи в виде пары случайных событий, где вам услужливо подскажут, какой выбор к каким последствиям приведёт — и вот уже снова никаких проблем.

Война всё-таки меняется

В первой и второй «Европах» объявлять войну можно было просто по желанию

Во внешней политике всё обстоит ещё плачевнее. Со времён первой Civilization 1991 года стратегии приучают игроков к мысли, что война — простой, полезный и почти безальтернативный процесс развития государства. Опасайся сильного, не упускай возможности куснуть слабого, прямым военным вмешательством добейся контроля над всеми ресурсами, до которых только можешь дотянуться — вот и вся международная политика.

В реальной же истории люди чуть ли не со времён античности, во-первых, искали способы непрямого контроля над территориями и ресурсами, поскольку военная оккупация обходилась слишком дорого, а во-вторых — искали способ обосновать свои претензии, поскольку это облегчало тот же самый контроль.

Современным пропагандистам следовало бы поучиться у классиков. Создать вокруг войны миф, который просуществует тысячелетия — это надо уметь

Миф о Елене Прекрасной — наверно, самый известный и самый древний из дошедших до нас casus belli, формальных поводов к войне. Романтичная история об отважном полководце, который отправился вызволять из заточения свою прекрасную супругу, была воспета величайшим из сказителей древности — Гомером. Она на тысячелетия вперёд прикрыла собой вполне банальную борьбу древних государств-полисов за контроль над Эгейским морем.

Позднее человечество изобрело много других способов обоснования своих захватнических амбиций: династические споры (Столетняя война), религиозные различия (Тридцатилетняя война), национальное освобождение (множество войн на Балканах, в Америке, Африке и Азии), идеологические разногласия (локальные конфликты Холодной войны).

К концу ХХ века человек столкнулся с двумя противоположными тенденциями. Во многих регионах мира, в первую очередь — в странах условного «Запада», люди уже привыкли к высокому уровню жизни. А военные технологии в то же время развились настолько, что любой серьёзный военный конфликт грозил обрушить этот уровень в считанные недели.

Высокая вероятность взаимного уничтожения стала гарантией того, что Холодная война между мировыми державами, какой бы суровой она ни была, не перерастёт в «горячую»

Для людей, в особенности — для элит, такой вариант развития событий был неприемлемым. И войны были вытеснены на окраины «цивилизованного» мира — в Восточную Европу, Ближний Восток, Африку. Полномасштабный прямой военный конфликт между развитыми державами стал крайне маловероятным. Однако в стратегиях сценарии таких войн до сих пор моделируются как вполне вероятные и даже желательные с точки зрения конкуренции за ресурсы.

На подобных устаревших стереотипах воспитано уже не одно поколение игроков. Есть мнение, что многие любители стратегий претендуют на подлинное понимание политической ситуации в стране и мире. И хорошо, когда это просто бравада. Однако если когда-нибудь по-настоящему важную роль в политике станут играть люди, мыслящие очень упрощёнными понятиями компьютерных стратегий, это создаст опасную ситуацию, когда видение социально-политических процессов и их реальное положение не совпадают.

Как всё исправить

Чтобы разобраться в «Циве», много усилий не требуется. В реальной политике всё совсем иначе

Как было сказано выше, в большинстве стратегий игрок обладает исчерпывающей информацией о положении дел в своей стране (городе, фракции). Эта информация хорошо систематизирована и позволяет очень просто принимать эффективные управленческие решения с известными наперёд последствиями.

Если мы посмотрим на реальный процесс политического управления, то увидим, что он гораздо менее эффективен.

Во-первых, в реальности не существует кнопки «сделать то» или «сделать это». Любое действие для начала потребует создания документа со всеми концепциями и инструкциями по его исполнению. С накоплением опыта, а также информационной и технической базы, скорость выполнения тех или иных заданий возрастёт. Однако они никогда не будут доведены до полного автоматизма.

Во-вторых, реальный управленец может лишь предполагать, насколько затратным будет то или иное действие, и какие выгоды или убытки оно принесёт. У него перед глазами нет волшебной надписи «чтобы уменьшить коррупцию до нуля, потратьте 2000 золотых и подождите 90 дней».

Свести десятки сложных разноплановых процессов во многих областях к нажатию одной кнопки — это очень удобно. Слишком удобно

Не стоит забывать, что человек, отдающий приказы, всегда отделён от исполнителя управленческой цепочкой. И чем больше в ней звеньев, тем большими рисками сопровождается выполнение поручения. На каждом уровне работают люди со своими уникальными компетенциями, сильными и слабыми сторонами. И каждое из этих звеньев может замедлить, удорожить или вовсе запороть весь проект.

А ещё существенная часть управленческого процесса — это не волевая раздача приказов: построить казарму/завод/космодром, объявить войну, заключить торговый договор. По большей части управление — это поиск ответов на события, приходящие в систему извне. Рост бедноты, всплеск преступности, нехватка мест в детских садах, лесные пожары и прочее — все эти проблемы приходят в политику извне. И хорошо, если политики в принципе их видят. Волшебной иконки «ваша казна пуста, милорд» в воздухе просто так не появится.

«Kirov, please stop reporting»

Наконец, любое внешнеполитическое действие, особенно война, не начинается по велению левой пятки. К вышеназванным пунктам в случае внешней политики добавляется необходимость взаимодействовать с государственной машиной другой страны или даже группы стран, у каждой из которых есть свои интересы, ресурсы и механизмы реагирования на внешние раздражители. Это гораздо сложнее, чем построить двадцать дирижаблей и разбомбить базу противника.

Ростки реальности

В идеале, если стратегия хочет претендовать на реалистичность, она должна моделировать пять вышеупомянутых особенностей реальной политики. Добиться этого не так-то просто, но кому-то всё же удаётся — пусть и отчасти. Вот несколько примеров.

Democracy 3

Казалось бы, всё понятно. Рост ВВП — «наше всё». Однако он зависит от десятков различных модификаторов, которые в свою очередь зависят друг от друга. Напортачить с развитием страны очень просто

Democracy 3, вышедшая в 2013 году, обязательно присутствует во всех чартах и топах «серьёзных» стратегий. Разноцветная карта, фигурки юнитов, списки возможных решений — ничего из привычного набора средней стратегии тут нет. Вместо этого у вас есть возможность перераспределять расходы по статьям бюджета, право назначить или убрать членов правительства, а также очень приблизительная статистика по положению дел в стране и данные социологии, которые показывают, переизберут ли вас граждане через четыре года или нет.

Эти картина наиболее близка к той ситуации, в которой работают настоящие политики. Получится ли у вас с такими куцыми инструментами изменить страну так, как вам хочется и при этом остаться у власти? Ответ на эти два вопроса заботит любого политика. Democracy 3 действительно максимально приближена к реальности — однако при этом она, к сожалению, почти перестала быть игрой в привычном понимании.

Это хардкорный, реалистичный, но малопривлекательный тренажёр по разучиванию базовых понятий политики и экономики. Полученные в нём знания помогут игроку лучше ориентироваться в том, как функционирует любое государство. Однако маленькое среднее время игры в Steam (3-4 часа в среднем) говорит нам о том, что, несмотря хороший рейтинг, перспектива погрузиться в серые будни абстрактного госслужащего мало кого по-настоящему привлекает.

Серия Geopolitical Simulator

Рост цифр бюджета, на мой вкус, приносит большее удовольствие, чем вождение танков по карте

Эта серия в настоящее время насчитывает четыре тайтла, каждый из которых предлагает широкие возможности для «игры в политику» и при этом гораздо более дружественен к игроку, чем та же Democracy 3.

Вы можете манипулировать бюджетом, проводить реформы, стараться выправить экономику и производство товаров и ресурсов. Но при этом у вас есть только приблизительное понимание, как то или иное действие скажется на жизни в стране.

Если Северная Корея, например, захочет построить суперсовременный и супердорогой ракетный комплекс, то сразу же распрощается со своей экономикой и уйдёт в глубокий кризис. Это логично и понятно даже среднему игроку. Но в остальном никаких инструкций или подсказок нет — для того, чтобы построить великую прекрасную державу будущего, придётся действовать осторожно или искать советы в сети.

Военная часть в серии GPS довольно примитивна

Минус серии в том, что это именно ГЕОполитический симулятор. То есть постройка танчиков, ракет и покрас карты здесь присутствуют, хотя и в усложнённом виде. Выше мы разбирали, насколько сложными и нежелательными стали войны в современных условиях. И потому в игре, которая во всех остальных отношениях претендует на реалистичность, такой механизм выглядит атавизмом и данью «развлекаловке».

Crisis in the Kremlin

Планируем коррупцию на уровне госбюджета

В своё время меня приятно удивила простенькая игра «Кризис в Кремле». Это симулятор принятия решений на уровне Генсека КПСС во второй половине 80-х, который сочетает в себе большинство из приведённых выше особенностей реальной политики.

Игрок — правитель сверхдержавы, но он не всемогущ и не всеведущ. В игре зашито множество скрытых модификаторов, которые определяют возможность того или иного действия. Хотите договориться о разрядке с Америкой? Извините, не получится — министр иностранных дел подвёл. Хотите побороть коррупцию? Можно попробовать, но не факт, что все потраченные вами средства не будут израсходованы впустую из-за той же коррупции. Желаете, чтобы другие страны поддерживали коммунистическую идеологию? Извольте, но это будет очень дорого и очень хлопотно. А в стране и без того проблем хватает. Война как средство решения внешнеполитических проблем чаще всего либо вообще невозможна, либо ведёт к проигрышу.

Главная проблема игрока — это не победа в Холодной войне, а грамотное распределение ресурсов для латания всевозможных дыр, которые почти каждый месяц прорываются в той или иной сфере жизни страны. При этом, за счёт разнообразия геймплея игра не надоедает.

Не только стратегии

В июне 2017-го я написал на DTF текст, где перечислил интересные находки, которые помогли бы жанру стратегий выйти за пределы привычных 4Х – eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate. В свете сегодняшней темы этот список можно расширить.

RIOT – Civil Unrest

Игра появилась в Steam в декабре прошлого года. Разработчик — Леонард Менчьяри (Leonard Menchiari), у которого за плечами активный опыт участия в гражданских беспорядках на севере Италии против строительства трансальпийского транспортного туннеля в сторону Франции. А теперь он предлагает попробовать себя в роли организатора массовых протестов всем желающим.

В зависимости от своих симпатий, игрок может принять сторону полиции или протестующих. Цель обеих фракций — захватить и удержать определённые значимые точки, такие как крупные городские площади, мосты, автострады. При этом то, за что в любой другой игре хотелось бы ругать искусственный интеллект, в RIOT смотрится очень органично. В зависимости от уровня сложности, подчинённые отряды всё хуже будут слушаться приказов, а противники — использовать всё больше хитрых приёмов, усложняющих вашу жизнь.

Согласитесь, когда в толпе посреди какого-нибудь митинга внезапно разрывается дымовая граната, а затем откуда ни возьмись появляется штурмовая колонна полиции с дубинками наперевес, очень легко запаниковать. И тогда уже никакие команды «сверху» не помогут.

Reigns

В зависимости от выбора, одни ресурсы прирастают, а другие убывают. Чтобы остаться в живых, необходимо интуитивно понимать, чем можно пожертвовать в конкретный момент, а что лучше сберечь

Reigns — любопытный менеджер ресурсов, вышедший ещё в 2016 году. Вы — король и принимаете придворных. Каждый из них обращается к вам с какой-то проблемой и предлагает на выбор два варианта действий, ни один из которых, как правило, не оказывается по-настоящему верным.

В королевстве есть четыре параметра, оценить которые можно только очень приблизительно: вера, население, армия и финансы. Падение любого из этих параметров до нуля означает смерть протагониста. Не поладили со служителями культа? Они собрали против вас толпу фанатиков. Кончились деньги в казне? Страну охватил голодный бунт. Слишком слабая армия? Государство захватил амбициозный сосед.

При этом сама игра не кончается. Вы вновь заходите на трон как преемник покойного короля и, теоретически, можете постараться извлечь урок из печального опыта предыдущего правления. Необходимость делать интуитивный выбор в неоднозначных ситуациях очень приближает эту игру к реальной политике. У Reigns есть ещё и сиквел, о котором мы писали.

The Shrouded Isle

«Мы поплывём к тому загадочному рифу и окунёмся вглубь чёрной бездны, навстречу циклопическим, украшенным множеством колонн Й'ха-нтлеи, и в этом логове Глубоководных обретём вечную жизнь, окружённые всевозможными чудесами и славой!»

Ещё один менеджер ресурсов, изначально разрабатываемый для мобильных платформ, но в 2017 году вышедший в Steam.

Будучи главой мрачного культа в прибрежном городке наподобие лавкрафтовского Инсмута, вы должны подготовить свою паству к пришествию Великого Древнего. Это ознаменует собой начало новой эры, где праведники будут возвеличены и вознаграждены за веру свою.

Однако далеко не все жители города достойны этой награды. Пять старых семейств, которые пользуются в городе особыми властью и влиянием, имеют в своих рядах как праведников, так и грешников. Этих недостойных следует выявить и принести в жертву, чтобы задобрить Великого Древнего — иначе обещанный рай так и не наступит.

Каждый игровой ход вам будут представляться возможности, чтобы выявить характер и склонности подопечных персонажей — и в зависимости от этого решить, кого отправить на жертвенный алтарь, а кого оставить в живых. Бездоказательное убийство сильно рассердит городскую элиту, равно как и появление любимчиков. Также, в зависимости от выявленных склонностей, те или иные персонажи будут лучше справляться с определённым видом работы, которую вы им поручите. Так что если исключить фантастическую составляющую, то The Shrouded Isle на сегодняшний день является одним из наиболее реалистичных менеджеров персонала.

Будущее жанра

Со времён третьей Civilization «культурное» отсоединение городов — большая редкость. Но в шестой игре это вполне вероятное событие при непродуманной экспансии

Появление за последние годы в рамках жанра смелых и экспериментальных игр показывает, что запрос на реалистичность в стратегиях всё же есть. Бряцанье оружием и «клепанье солдатиков» не должно оставаться основным механизмом игр, которые претендуют на «интеллектуальность» и «элитарность», пусть даже в кавычках.

Радует, например, что в Civilization VI игрок уже не может просто объявить войну и оттяпать приглянувшийся ему город просто так без последствий. Чем позже объявляется война, тем больше штрафов получает агрессор. Тем самым моделируется реальная тенденция к уменьшению войн в современности. Ещё одна интересная фишка — территории без прочных культурных связей с метрополией, скорее всего, захотят отсоединиться, что моделирует распад колониальных империй и «парад суверенитетов» в новое и новейшее время. Всё это не только приближает игру к реальности, но и делает её более интересной.

Ещё одна находка — национальные фокусы в Hearts of Iron IV. Правда, если бы они были скрыты, а не видимы для всех желающих 99% времени, как сейчас, то даже при прочих минусах внесли бы в игровой процесс большую долю интриги, моделируя сложности, которые существуют в реальной внешней политике.

Разумеется, HoI, Civilization и прочие «мастодонты» жанра просто не могут позволить себе слишком большую сложность и реалистичность — это грозит потерей аудитории. Однако в любом жанре существуют нишевые хардкорные проекты — Assetto Corsa в гонках, Arma в шутерах и так далее. И если среди стратегий также начнёт появляться больше подобных игр, то индустрия от этого только выиграет. Потребность в них явно ощущается.

#мнения #топы #игры

Статьи по теме
Не превратиться в симулятор маляра
Когда всё может пойти не так: обзор «Кризис в Кремле»
Апокалипсис завтра: обзор большого дополнения к Stellaris
{ "author_name": "Сергей Сабуров", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u0438\u0433\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 132, "likes": 104, "favorites": 69, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 19220, "is_wide": true }
{ "id": 19220, "author_id": 14209, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19220\/get","add":"\/comments\/19220\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19220"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

132 комментария 132 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Zendar

95

Задумывались ли вы, играя в какую-нибудь Civilization или Europa Universalis: «Да тут же ничего сложного. И чего все эти Наполеоны и Бисмарки головы ломали?»

Покажите хоть одного такого человека, мне правда интересно.

Ответить

Stanislav

Zendar
27

А их просто не на ДТФе искать надо. Они, в основном, на новостных сайтах пасутся, в комментах под политическими новостями -- объясняют, что надо было просто выделить несколько дивизий зеленой рамкой, ткнуть правой кнопкой, и страна на карте за несколько ходов бы в нужный цвет перекрасилась бы.

Ответить

Иван Мелтдаун

Stanislav
2

Еще в ВК, забыли. Там много таких, в комментах лента.ру допустим

Ответить

Reaching the Heavens

Иван
0

На ленте же мизерный актив.

Ответить

Иван Мелтдаун

Reaching
1

Зато меткий. На острые темы — выползают «аналитики»

Ответить

Reaching the Heavens

Иван
6

Кекспертов хватает в любом политическом цирке вконтактике.

Ответить

Stanislav

Reaching
0

...но видишь, скока народу их даже не видело и просит показать :)

Ответить

Zendar

Stanislav
0

Да ладно тебе, политические кексперты это одно и видели их все, а вот кекстратеги с мыслями, озвученными автором поста, это совершенно другое.

Ответить

Stanislav

Zendar
0

Да ладно. Множества, конечно, не тождественные, но пересекаются тока так.
Думаешь, эти кексперты просто так знают, что на самом деле всё просто? :)

Ответить

Zendar

Stanislav
10

Сомневаюсь все же, что у них эти "знания" возникают из партий в "Цивилизацию" или Europa Universalis. Вообще, я своим комментарием лишь мягко так намекаю на то, что вводная часть у сего текста отвратительная. Автор мог честно написать что-нибудь в духе "мне не нравится малый реализм в стратегиях и вот мои мысли по этому поводу", но нет, ему захотелось указать на какую-то проблему у аудитории современных стратегий, поэтому он решил из мухи сделать слона.

Ответить

ЖирныйМинус

Zendar
1

Вполне нормальная ситуация, играешь в стратегию - ощущаешь себя гением, стратегом. Играешь в колду чувствуешь себя элитным морпехом способным пристрелить воробья за километр попав в левый глаз. Это хорошее качество для игр когда они могут подарить ощущения.

Ответить

Zendar

ЖирныйМинус
0

Подарить ощущение и убедить тебя в наличии неких знаний это все же разные вещи.

Ответить

Patrick

53

И ни слова про серию Тропико - один из лучших по геймплею симуляторов политики. Где есть митинги недовольных, рабочий может посреди смены уйти в бар, а безработица повышает уровень преступности не абстрактно, а вполне себе конкретный безработный становится преступником. Ещё можно издавать дурацкие популистские указы, врать перед выборами и подтасовывать подсчёт голосов. Или вообще ввести военное положение с отменой выборов, пока рейтинги не поправятся.
А коррупцию возглавляет сам игрок :)

Ответить

Виталий Андреев

Patrick
18

Читал про Тропико, а кажется, что про реальную страну...

Ответить

Mad Butcher

Виталий
3

Как говорил Галёнкин — "Тропико это симулятор Украины" (и к сожалению, в этой шутке доля правды очень большая).

Ответить

Reaching the Heavens

Mad
2

А это разве шутка?

Ответить

Сергей Сабуров

Reaching
3

- Что мы говорим об обещании не упоминать реал?
- Не сегодня)

Ответить

Ярослав Каменев

Patrick
3

Тропико вообще хардкорной и реалистичной назвать язык не поворачивается. Довольно быстро находится "тот самый" вариант, который позволяет копить бабло в огромных количествах, бесконечно переизбираться и вообще жить без проблем.

Ответить

Patrick

Ярослав
11

Так никто и не говорит, что её надо на пьедестал возводить. Но вот упоминания в этой статье она точно достойна, так как проработана лучше многих примеров из статьи.

Ответить

Макар Степанов

Patrick
2

О, да, Тропико чудесна.

Что единственное непонравилось - точечные репрессии типа "расстреляем руководителя партии-конкурента" не работают толком. Расстрел не приводит к массовым беспорядкам, на место расстрелянного тут же приходит другой и все как было.

Ответить

Константин Рогов

Patrick
1

Ну по сеттингу разве что необычный такой, да, фан.

Ответить

ro dy

Patrick
0

Самое интересное, что именно в тропико была реализована система коррупции, например.

Ответить

DrSlon

36

Это тухлая попытка докопаться до игровых условностей что ли? Зачем она нужна? Тогда можно докопаться, почему в шутерах мы не умираем от одной пули. Любой психически здоровый человек понимает, что мы сюда развлекаться пришли, а потому процесс устроен таким образом, чтобы было прикольно и без геморроя.

Ответить

Станислав Петров

DrSlon
4

Раньше играл в CoD с модом где умираешь от одной пули. Мне вполне нравился такой геймплей. Все играют гораздо осторожнее и внимательнее, и от того интереснее.

Ответить

DrSlon

Станислав
3

Ну делать игру под специфические предпочтения это другой вопрос. Так то большинство игроков хотело бы иметь возможность после первой пули оценить обстановку и как то отреагировать, под них и делается большинство шутеров. Так и в стратегиях народ любит воевать, а не чесать репу предаст или не предаст его железный болван, потому войнушки происходят чаще чем в реале, и оценить обстановку можно, банально посмотрев на цифры в интерфейсе.
может кто то когда то и создаст супер реалистичный симулятор политики, но аудитория у него будет полтора гомосека, а аспектов механики будет слишком много для бюджета нишевой игры.
ну а если кто то переносит фантазии из игры в реальность, то ему к доктору, а не на этот форум.

Ответить

ЖирныйМинус

DrSlon
0

Проблема не только в том что нужно развлекать игрока, но еще и в сложности создания подобной системы. Парадокс наверняка и хотели бы создать глубокую, гибкую проработанную политическую систему, но ее еще нужно придумать и реализовать так чтобы она умеренно нагружала процессор. Это при том что и текущие упрощенные системы в стелларис и европпе могут вызывать лаги ближе к концу партии.

Ответить

Клавдия Пронская

DrSlon
0

знаю человека в котором 7 или 8 пуль побывало - и чёйт он жив то ? а еще контузии всякие бывают, даж хэдшот не панацея

Ответить

Александр Яковлев

38

Пст. Ты хочешь настоящую стратегию? Чтобы тебе пришлось самому уговаривать каждого бойца качаться? Чтобы у твоих приказов был шанс неудачи? Или тебе хочется реалистичной дипломатии, когда ты объявляешь войну, а твой враг про неё забыл? А может, ты хочешь волноваться за добычу ресурсов, которые придётся охранять при доставке?

Тогда бери Excel и иди в EVE Online. Только не возвращайся в одиночные игры.

Ответить

Павел Чистяков

26

Статья - какой-то лютый бред, высосанный из пальца.

Но ведь в реальности всё совсем иначе. Один из рабочих может оказаться запойным алкоголиком и ходить на службу через раз.

В реальности при осмечивании проекта закладываются риски, а разбираться с рабочими будет менеджер, а не руководитель корпорации или Президент.
Эксцессы федерального масштаба, конечно, случаются, но они и в стратегиях эвентами спокойно отображаются.

Дальше какие-то идиотские придирки про то, что игрок все знает про подчиненных, про механики и так далее. Алло, мы на DTF игры обсуждаем или где? Игра - это по умолчанию упрощение реальности, тут выше уже писали про шутеры и кино, где один герой убивает сотни врагов. Однако вы что-то не пишете, что все каэсеры завтра пойдут записываться в армию убивать супостатов в Сирии.

Исходный посыл статьи - "игроки в стратегии думают, что будут управлять страной лучше Путина и они дураки" - мало того, что спорен сам по себе (а с чего вы взяли, что хуже то), так еще и высосан из пальца. Апеллировать к комментам на новостных сайтах и в пабликах - какое-то невероятное днище.

При этом автор совершенно не погружен в тему. Он зачем-то пишет про уменьшение войн, хотя оно произошло только во второй половине 20 века, а 95% стратегий - о более ранних эпохах, когда война была вполне себе ок. Он зачем-то обсуждает хардкорное реалистичное управление государством на примере Цивы, хотя это казуальная стратегия, к реалистичности никакого отношения не имеющая.

Автор восхищается задротскостью "кризиса в кремле" и геополитсимулятора, но даже не думает задаться вопросом, а есть ли в реальности какой-то детерминированный путь. В реальном мире сонм ученых бьется над экономическими и социологическими выкладками, пытаясь переубедить друг друга в результатах той или иной проводимой политики. А в игре все решено уже за тебя - так скажите пожалуйста, зачем от игрока прятать конкретные взгляды конкретного разработчика (которые могут не совпадать с взглядами игрока).

При этом автор с настоящим хардкором то и не знаком. Он зачем-то упоминает EU4, но, видимо, совершенно не знаком с хардкорными модами на нее типа Meiou and Taxes, которые превращают симулятор покраса карты в реалистичный кошмар по взаимодействию с средневековыми сословиями.

Ответить

Сергей Сабуров

Павел
3

Дед, давайте разбираться по порядку.
Что касается рабочих и строительства. У меня по основному роду деятельности перед глазами проходит много подобных случаев. Сметы есть, риски просчитаны, документация в порядке. Начинается строительство. Но очень часто или не хватает денег и проект замораживают, или уже после сдачи всркываются нарушения норм безопасности и эксплуатации. В обоих случаях это создаёт большое напряжение. Заметьте - речь не об упоминаем выше "Зенит-арене" или каком-то другом федеральном долгострое, а об уровне малых городов. Причем как раз для малых городов это более критично. Поскольку на местном уровне бюджета обычно кот наплакал, а каждый не сданный дом или, не приведи бог какой-то социальный объект, очень больно бьёт по общественному настроению.
Далее про упрощение. Выше я писал, что упрощение и абстракция могут иметь разные степени и формы. Я согласен с тем, что любая игра априори упрощает реальность. Но вы подменяете мой тезис. Я как автор не утверждаю, что все стратегии обязаны быть реалистичными. Я говорю (и в финале это подчеркиваю), что появление достаточно реалистичной стратегии было бы полезным для жанра в военное уничтожение оппонента и б) демонстрируется донельзя упрощенный механизм такого уничтожения, что создаёт опасные иллюзии. Вам получше моего известно, какие персонажи иногда заходят к вам на канал.
Что касается детерменизма - об этом я ведь прямо пишу. Не существует волшебных кнопок: "поставить задачу" - "решить задачу". Есть борьба подходов, борьба идей. Но, во-первых, сам инструментарий в любом случае неидеальный, а во-вторых, человеческое восприятие ещё более его искажает.
Уменьшение войн - результат последних десятилетий. Я про это прямо пишу и не понимаю, где вы в моём тексте могли увидеть обратное. Что же касается Европы и прочего. Тут, мне кажется, вы субъективны. В Европе и крестах у меня наиграно плюс/минус по 300 часов. Это немного, но достаточно, чтобы составить впечатление о ваниле. Насчет модов - это интересная идея, спасибо.
В целом остаюсь при своём убеждении - стратегиям есть что перенять от других жанров, и появление нишевых игр с углубленной реалистичностью было бы благом для жанра.
Есть есть у вас желание, готов продолжить беседу. Но давайте всё-таки уважать друг-друга. Без "бреда" и прочего.

Ответить

ЖирныйМинус

Сергей
3

Странно начинать ответ с обращения "дед", а заканчивать призывом к взаимному уважению.

Ответить

Дима Миколаєвський

ЖирныйМинус
0

Дед (UnclDeD)- это название канала на ютубе Павла Чистякова

Ответить

Алекс Макаров

ЖирныйМинус
0

Ну, слышал у кавказцев (Заранее извиняюсь у Рамзана Кадырова) Дед уважительное, мб это как-то связано?

Ответить

Reaching the Heavens

Павел
2

Он зачем-то пишет про уменьшение войн, хотя оно произошло только во второй половине 20 века

Я бы сказала, что даже к концу 20 века.

Ответить

Rut Gerr

Павел
0

хардкорными модами на нее типа Meiou and Taxes, которые превращают симулятор покраса карты в реалистичный кошмар по взаимодействию с средневековыми сословиями

Спасибо за наводку. Можете еще каких-нибудь подобных популярных модов накидать?

Ответить

Павел Чистяков

Rut
0

Veritas et Fortudo, Imperium Universalis. Все через мастерскую стима можно найти.

Ответить

Neko Natum

18

Однако маленькое среднее время игры в Steam (3-4 часа в среднем) говорит нам о том, что, несмотря хороший рейтинг, перспектива погрузиться в серые будни абстрактного госслужащего мало кого по-настоящему привлекает.

Вся суть. Это же в первую очередь игры, их задача развлекать. Серьёзные моделирования реальных ситуаций - это, конечно, круто, но слишком занудно.
Падение любого из этих параметров до нуля означает смерть протагониста.

Рост до максимума тоже.

Ответить

Сергей Сабуров

Neko
2

Ну есть, например, суперсерьезный и суперреалистичный KSP, который лично я бросил после пары часов. Однако у него есть своя армия фанатов. И в целом игрушка процветает. Так что я бы сказал, что тут нужно найти какую-то золотую середину.

Ответить

Никита Хэзэковъ

Сергей
8

суперсерьезный и суперреалистичный KSP

Вы серьёзно так думаете?

Ответить

Никита Порутчик

Никита
26

Видишь их лица? Неужели ты не веришь, что они суперсерьезные?

Ответить

Neko Natum

Сергей
6

KSP - филиал кафедры физмата в формате жанра "Losing is Fun". Большая разница между абстрактным хардкорным полит-симом и KSP в том, что законы физики известны и постоянны, а в политике многое завязано на людях, которые сами по себе твари непредсказуемые. Поэтому, имхо, этот самый абстрактный хардкорный полит-сим будет таким себе очень непредсказуемым блекбоксом. Примерно как Reigns до момента, когда выучил все возможные события, только с на порядки большим числом параметров.

Ответить

Darth_Malice

Neko
1

игра на самом-то деле очень развлекает. просто партии там относительно короткие, и за часов 5 можно успеть поиграть в (почти) всех странах и попробовать (почти) всё, что хотелось бы. во всяком случае у меня так было. правда, ещё длц выходили, т.е ещё +/- столько же часов геймплея

Ответить

Евгений Деревянченко

21

Считаю уместным в контексте статьи вспомнить о Dwarf Fortress. Да, не стратегия, но даёт отличное представление о том, чего стоит построить вообще что-либо функциональное и как тяжело управлять подчинёнными. Постройка линии обороны обязательно будет прервана осадой. Ополченцы забудут надеть броню, полягут с рваными ранами и умрут от инфекции - ведь мыло закончилось, а сварить новое не из чего. Плотника собьёт вагонеткой, каменщик замурует себя при постройке стены, повар застрянет на дереве, лесоруба прибьёт падающим стволом. Но всем будет плевать, ведь в таверне гость-змеелюд рассказывает классные байки. И так далее, и так далее.
А это
Один из рабочих может оказаться запойным алкоголиком и ходить на службу через раз

Вообще суровая реальность.

Ответить

Голубев Ярослав

Евгений
2

Одного из дварфов может вообще торкнуть сделать суперартефакт из костей сородича.

Ответить

sola

13

Есть мнение, что многие любители стратегий претендуют на подлинное понимание политической ситуации в стране и мире.

Очень странное мнение. Достаточно взглянуть на «Мнение дилетанта» Алексея Халецкого, чтобы понять, что это не так.

Заметил подобное у современной субкультуры гиков, взращённых такими сериалами как «Теория большого взрыва» и т.п, — вроде интересующиеся технологиями и наукой люди (термины всякие профильные знают), но по факту ни в чём не разбирающиеся. Могут начитаться всякого научного-попкорна и часами разглагольствовать о чёрных дырах, теории относительности или важности науки для современного человека, но попроси кого-нибудь из них объяснить суть научного метода или правильно провести простейший эксперимент, и у них начнётся нервный тик. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить

Тим Муталов

12

Geopolitical Simulator - это отвратительное и забагованное говно. Любая часть этой серии совершенно неиграбельна.

Ответить

Павел Скворцов

Тим
0

2 игрпбельна, но багов многл, да

Ответить

Вано Терещенко

4

Не частый игрок в стратегии, но последнее во что плотно играл — Cities: Skyline. И всё у меня получалось, и город строился, и прибыль, и популяция. Понял, чего не хватает для реализма: банальной совковой коррупции и наплевательства. Вот если б пытался строить дорогу, а она через год не построенная оказалась, а деньги списались, если б деревья и парки поставил, а они через месяц все поломанные и обрисованные стояли — вот тогда бы реализм, вот тогда бы хардкор... А так то в политике не сильно шарю, да.

Ответить

Александр Мартьянов

Вано
16

Совковая коррупция звучит как будто придумали и используют только на территории СНГ.
Коррупция, наплевательство и неразбериха на местах (может быть 3 инженера по отчету, но по факту один) свойственно всему человечеству.

Ответить

Станислав Петров

Вано
12

Про градостроительные симы вообще отдельная история. Как правило в них присутствует только поверхностная видимость экономики, а на самом деле деньги генерируются из воздуха и исчезают в никуда, так же как и жители делают вид что где-то работают и где-то тратят деньги, а на самом деле это всё высокоуровневые абстракции. Мэр почему-то самолично решает где что строить, и если надо легко сносит любые постройки вместе с жителями. Ну а политика как таковая обычно отсутствует вообще.

Ответить

Константин Рогов

Вано
6

Можно, конечно, но превратится либо в микроменеджмент (почини каждую скамейку сам), либо в еще один ползунок расходов ("на откаты"). Сомнительно с точки зрения геймплея, тем более что деньга "на содержание" парков и так списывается там вроде.

Вообще Cities: Skyline он же не про экономику, а про транспорт тайкун по большому счету.

Ответить

Darth_Malice

Константин
1

да, потому что разработчики сначала сделали две cities in motion, потом это всё допилили и сверху накидали градостроительства

Ответить

skamaz

5

Зачем в играх то что и так есть ирл?

Ответить

Мимокрокодил

skamaz
27

Часто ИРЛ странами управляешь?

Ответить

Сергей Сабуров

skamaz
2

А в книгах? А в кино? А в музыке?

Ответить

skamaz

Сергей
1

Да.

Ответить

Darth_Malice

skamaz
1

две

Ответить

Солнечный олень

9

Я большой фанат цивилизации, но все же баталии в стиле "больше юнитов - и ты выиграл" слишком ее портят. Этим, конечно же, грешат вообще почти все стратегии где упор идет на развитие, а война почти всегда для галочки. Так что для пожалуй лучшая стратегия в которую играл в последнее время - это Offworld Trading Company. Война в ней (саботаж работы конкурирующих корпораций) просто шикарна и отлично вписывается в процесс. И примерно таким я вижу развитие жанра - больше отхода от стандартных практик где никто не хочет эксперементировать и придумывать новую механику для приевшихся вещей

Ответить

Викторъ Иващенковъ

Солнечный
0

Дико плюсую. В мультиплеере познал какие мудаки мои друзья)

Ответить

Mihail Romantsov

9

Реалистичность в играх переоценена. Да она бывает интересна, но еси с ней перестараться игра станет ну очень нишевой.

Ответить

Александр Ларин

8

Пф, у немалой части политиков даже такого опыта нету...

Ответить

Captain Crash

6

Democracy 3 хардкорная?
Для вас хардкорно всё, где нет единорогов и атомных дирижаблей? Или вы всех других геймеров за дебилов держите?
Она лаконичная и красивая. Понятная и дружелюбная.

Ответить

Сергей Сабуров

Captain
0

Скажите, сколько у вас часов в неё наиграно?

Ответить

Captain Crash

Сергей
0

16 часов в неё + 10 часов в независмое дополнение Africa

Ответить

Сергей Сабуров

Captain
0

Хорошо, это больше, чем у меня. И, видимо, вы имеете право критиковать. Пусть будет не "хардкорная", а "недружественная". Возможно, это лучше отразит мою мысль.

Ответить

Darth_Malice

Сергей
0

а что в ней недружественного?

Ответить

Сергей Сабуров

Darth_Malice
0

В тексте я приводил пример с фокусами из HOI4 как пример слишком удобного управленческого решения. Просто нажми на одну кнопку.
Вот в Democracy 3 ситуация ровно противоположная. С точки зрения реалистичности это хорошо. С точки зрения игрового дизайна... спорно.

Ответить

Darth_Malice

Сергей
2

я, право слово, уже смутно помню игру, но там вроде всё понятно, куча подсказок, всё большое и красивое

Ответить

Captain Crash

Darth_Malice
2

Там настолько удобный и понятный интерфейс, что я бы даже EU4 назвал куда более неприветливой. А уж HoI...

Ответить

Сергей Сабуров

Darth_Malice
0

Во-первых, главный и почти единственный механизм - это управление бюджетом. То есть с самого начала способность игрока управлять ситуацией в стране ну ооочень косвенная. Во-вторых, поскольку речь идёт о деньгах, то есть о какой-то шкале (больше/меньше) то разумный инструмент - это ползунок. Однако ползунок позволяет задать цифру только очень приблизительно. У средней шкалы всего 4-5 делений от условного "ввалим всё" до такого же условного "не дадим ничего". А в огромном пространстве между ними игрок должен нащупывать золотую середину самостоятельно.
Такая приблизительность хорошо отражает реализм, но с точки зрения управления собственно игрой не очень удобна. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.

Ответить

Sylgin

3

Ну HoI 3 была вполне нишевой. До сих пор с ужасом вспоминаю релизную версию с необходимостью управлять всеми дивизиями вручную и этой мастодонтной иерархией дивизий. HoI4 в этом плане очень лёгкая, это да

Ответить

Mad Butcher

Sylgin
11

А какие там были замечательные исследования! Потрать 90 дней и получи +0.000001% к толщине брони!

Ответить

Flame

Mad
0

Реализм, чо! Игрового же времени. %)

Ответить

Darth_Malice

Flame
2

в HoI в принципе намного меньше игрового времени, чем в других парадоксовских играх, поэтому получать пук за кучу игрового времени - ну такое

Ответить

Мимокрокодил

5

Но ведь в реальности всё совсем иначе. Один из рабочих может оказаться запойным алкоголиком и ходить на службу через раз. Второй будет приворовывать. А прораб, отвечающий за постройку шахты, вообще завысит смету в пять раз, и ваши финансы уйдут в глубокий минус

И все они пойдут под трибунал с последующей казнью по законам военного времени

Ответить

Михаил Ефремов

Мимокрокодил
2

От этого объекты не построятся. Вон Зенит-арену начали строить в 2007 году, 10 раз сменили подрядчиков и хренову тучу народу наказали. Кому то воздалось по заслугам, а толку? Правителю всё равно условно пришлось израсходовать на стадион в 10 раз больше и ждать в 10 раз дольше, о чём и говорится в цитируемом тобой абзаце.

Ответить

Мимокрокодил

Михаил
0

Так и Зенит-арену не в таких условиях строили, не так ли? Когда архитектор головой отвечает, смета получается точнее)

Ответить

Михаил Ефремов

Мимокрокодил
0

А в идеальных условиях даже в КНДР не строят. Или думаешь там нет коррупции? В стране где до недавнего времени не был разрешен малый бизнес но челноки возили в масштабах всей страны. В стране, в которой печатают миллионы фальшивых долларов, а так же занимаются на уровне государства кардингом, экспортом наркотиков и многим другим. Как видишь даже при жесткой диктатуре всё не так гладко.

Ответить

Константин Рогов

Мимокрокодил
0

В Китае идут под расстрел массово, но как-то это не останавливает. Коррупцию ее в принципе "победить" невозможно, можно только снизить до некого уровня не затрагивающего напрямую интересы ширмасс.

Ответить

Мимокрокодил

Константин
0

Потому что работает логика "заработать, и, пока не заметили, свалить" и "авось, простят, не станут устраивать шумиху".
В военное время - с закрытыми границами, да пониманием, что казни неплохо так используются в качестве мотивации, к вопросам планирования и использованию ресурсов относятся ответственнее

Ответить

Reaching the Heavens

5

Миф о Елене Прекрасной — наверно, самый известный и самый древний из дошедших до нас casus belli, формальных поводов к войне. Романтичная история об отважном полководце, который отправился вызволять из заточения свою прекрасную супругу, была воспета величайшим из сказателей древности — Гомером. Она на тысячелетия вперёд прикрыла собой вполне банальную борьбу древних государств-полисов за контроль над Эгейским морем. Позднее человечество изобрело много других способов обоснования своих захватнических амбиций: династические споры (Столетняя война), религиозные различия (Тридцатилетняя война), национальное освобождение (множество войн на Балканах, в Америке, Африке и Азии), идеологические разногласия (локальные конфликты Холодной войны).

Мне кажется, что автор судит с очень экономистических позиций, пытаясь выставлять идеалы как "оправдание" для некого стремления к территориально-ресурсной экспансии. Тридцатилетнюю войну очень сложно назвать войной, где кто-то чисто пытается задоминировать соперника чтоб выжать все соки. У протестантов и католиков очень разные этические принципы, позиция официальной церкви тем-более. И уже в следствии всего этого, государства с преимущественно протестантским населением решили выпилить католических габсбургов, которые в то время заведовали всеми этими делами и пытались подавить протестантизм и ренессанс. Не говоря уже о том, что реформация в Германии и Англии отстаивала ещё формирующийся национализм и идею национальных государств в Европе, в то время как габсбурги аж до поражения в ПМВ пытались сохранять интернациональную империю-"винегрет" с католическим универсализмом. Это лишь как пример.

Ответить

Reaching the Heavens

5

Это хардкорный, реалистичный, но малопривлекательный тренажёр по разучиванию базовых понятий политики и экономики

Потому что люди учат политику и экономику не по играм, а по учебникам и руководствам. Большая часть стратежек предназначена для расслабона и посылания солдатиков что-то там сделать, чтоб покрасить континент за *странанейм*. Впрочем, было бы всё равно круто, если бы кто-то сделал гиперподробную игру про геополитику.

Ответить

Никита Копистко

5

Геопол - неиграбельное говнище, Демократия 3 - абсолютно не реалистичная и не хардкорная, упоминать очень посредственную игру для мобилок про протесты - вообще грех.

Ответить

leet

Никита
0

Разработчики Civil Unrest (да и сами игроки) говорят, что чего-то там наулучшали, но я пока морально не готов снова ее устанавливать, уж больно неровными были первые впечатления.

Ответить

Dr. Vegetable

4

Игрок всегда точно знает стоимость некой постройки, знает, какие бонусы она ему принесёт и знает, что ни до, ни после строительства от новой собственности можно не ждать никаких неприятных сюрпризов.

Может:
1. Налететь противник и ограбить, обрубая доход с провинции
2. Налететь эпидемия
3. Начаться период процветания
4. Появится криминальные группировки

Вообще, у Парадоксов в этом плане все гораздо глубже. Вплоть до ивентов с инвестициями.

Ответить

Артемий Парагон

Dr.
0

Имеется в виду, что почти нет внутренних случайных факторов которые бы влияли бы эту постройку локально.
У Парадоксов куча механик, но играешь ты все равно стрейт-форвард, просто просчитываешь больше векторов.
Это я про EU/Stellaris, в CK2 полная ахинея происходит вместе с читами от АИ.

Ответить

mad Pickle

2

Плюсую, очевидно, что любая игра - это проекция на реальность, абстракция, поэтому очень глупо придираться по поводу несоответствия реальному положению вещей.

Ответить

Сергей Сабуров

mad
3

Абстракции могут быть разными. Я просто по своему опыту часто сталкивался с людьми, которые о вполне реальных политических событиях рассуждали в понятиях компьютерных стратегий. Что-то вроде "поднять стабильность, нанять солдатиков и захватить то-то и то-то".
Подозреваю, что таких людей немало. И именно стратегии в том числе воспитывают подобные стереотипы. При этом в отличие от шутеров, где пуля не убивает с одного выстрела, в данном случае понимание того, что в реальности всё на самом деле не так просто, зачастую отсутствует. Так что проблема отнюдь не надумана.

Ответить

ss7877

Сергей
5

Я тут в такси недавно с вечеринки ехал. Так наслушался умных мыслей по поводу управления страной и сборной по футболу от человека, который, по его собственному признанию, играет строго в Танки.

Так что проблема не в стратегиях явно.

Ответить

mad Pickle

Сергей
0

Безусловно, в больших масштабах роль личного (или местного) волеизъявления исчезает и остается только глобальная цель. Как мне кажется это касается жанра "Варгейм", но даже не смотря на это невозможно смоделировать хоть сколько-нибудь реалистичную модель поведения населения и/или противника. Извиняюсь за оффтоп, но мне кажется, что одной из главных задач геймдизайнера, как раз и является выявление уровня абстракции, при котором будет интересно выполнять глобальные задачи и не размениваться, так сказать на слишком личные проблемы, которые в реальной жизни неотъемлемы.

Ответить

DrSlon

Сергей
0

Ну в принципе для того чтобы упрощенно "на пальцах" объяснить суть того или иного политического явления несведущему человеку, понятий из компьютерных стратегий хватает. И, кстати, фильмы в этом плане от игр никак не отличаются. Мы можем ржать над тем, как толпа бандитов полчаса не может попасть в главного героя, но это же не значит, что мы в реале полезем под пули. Ну а кто полезет... что ж, поехать кукушкой можно на почве любого увлечения. Абсолютно любого. Почему все так прицепились именно к играм, я решительно не понимаю.

Ответить

Сергей Сабуров

DrSlon
0

Ну так уж получилось, что я сам люблю стратегические игры. Любил бы фильмы про стрельбу из оружия - писал бы о фильмах про стрельбу. Любил бы книги про гонки на болидах - писал бы про гонки. Это же вопрос вкуса. И я делаю это не из отвлеченных рассуждений в духе "игры несут зло, срочно запретим игры", а просто потому что наблюдаю какое-то явление вот прямо в своём окружении. И оно меня беспокоит. А если уж в тематику DTF это укладывается, то почему бы и нет?)

Ответить

Фдуч

3

Ммм... Например в Циве

1. Строим Колизей
2. На последнем ходу постройки приходит министр по культуре и говорит что Колизей будет строится еще 50 ходов и требует для постройки еще сто мильенов
3. Приходит сообщение что Колизей построен, однако эффектов от от него нет. Вызванный министр по культуре сообщает что Колизей открыли, но в связи с исправляемыми недоделками он еще не работает. Еще 50 ходов и еще сто мильенов
5. Приходит сообщение "Ваш Колизей разрушился в связи с коррупцией при постройке. Министр по культуре построил в соседней вражеской стране дворец и сбежал туда".
6. PROFIT! и удовольствие от реальной экономической политики, да...

Ответить

Darth_Malice

Фдуч
1

настолько реалистичный комментарий о коррупции, что даже один пункт из списка кто-то стырил

Ответить

Reaching the Heavens

2

Полномасштабный прямой военный конфликт между развитыми державами стал крайне маловероятным. Однако в стратегиях сценарии таких войн до сих пор моделируются как вполне вероятные

Ответить

Сергей Сабуров

Reaching
4

Желать войны и желать военной истерии, которая помогает держать общество в кулаке - это очень разные вещи. Сколько себя помню, всевозможные страшилки под лозунгом "скоро мировая война, мы все умрём" появляются в сми каждые пару месяцев. Но до сих пор все конфликты ведутся в буферных зонах, либо невоенными средствами.
А вообще давайте не будем про реал говорить. Тут такой поток может прорваться, что мало никому не покажется. А это все-таки сайт не про то)

Ответить

Reaching the Heavens

Сергей
0

Ну я больше про конфликты вроде войны с Грузией и в Сирии, но ладно, лучше действительно не разжигать.

Ответить

DoorInSummer .

2

Это симуляторы не политики, а развития. Политика лишь как стиль или окраска.
Но кто сможет тратить время не на симуляцию ? И кого заинтересуют не симуляторы, а модели реальных действий политиков ? Лишь кто-то приблизится к текущим политикам, так сразу начинается закрытие "туманов войны" всего подряд, и это без учета еще постоянной волны фейков и переиначиваний истории для своих нужд.
А политика в песочницах-ММО слабо представима без представления в ней игроков таким образом, что бы нельзя быть на разных аккаунтах и царем, и верой, и судом.
И на этом фоне очень интересно наблюдать, когда игры пересекаются с политикой.
Скандалы, интриги, расследования, гибель и рождение компаний и никакого света там, где делят деньги акционеры.

Ответить

Аркадий Емельянов

2

Очень спорная статья имхо,спасибо конечно за предложенные игры кое во что сыграю, но статья очень странно поставлена, это как обвинять циву за то что в ней нет также игровой механики по поддержанию здоровья руководителя, выбора питания, развлечений, ободка на унитазе, шампуньки, ведь все эти моменты тоже могут повлиять на политическую ситуацию в реальной жизни, эффект бабочки тот же можно до самого дна рассматривать, но даже в науке есть разделение на макро и микро, есть понимание общее, где нельзя учесть все доступные факторы влияния и их силу влияния, а потому и берется что то среднее а дальше в зависимости от казуальности и общей ситуации. Так например предложенный симулятор короля с телефона вообще не имеет на самом деле никакой близости к реалиям управления а лишь может подтянуть общую развитость критического мышления. Еще можно сказать что в арме солдат не гадит, не курит и не спит, хотя все это неотъемлемая часть реальной войны сильно влияющая на ее ведение, или например солдат ни разу не подскользнулся и не подвихнул лодыжку пока бежал, как же так, игру на мыло. А говорить что люди начинают из-за стратегии считать что политика проста - вообще за уши притянуто, каждый человек может дать свою оценку любой ситуации исключительно на основании собственного багажа знаний и образа мышления и абсолютной компетентности нет, даже водитель такси может сказать годную вещь о законотворчестве.

Ответить

Олег Останин

0

Что за игра на первом скрине?

Ответить

Солнечный олень

Олег
2

цивилизация 1

Ответить

Сергей Сабуров

Олег
1

Самая первая Цива)

Ответить

Sdfal Sdfal

Олег
1

Это самая лучшая версия Цивилизации.

Ответить

Роберт Депримов

0

Как бы я не любил серию еу,но скажу что еу4-говно для выкачивания бабла(отыграл 600 с лишним часов и продолжаю это делать),но у неё много минусов,в т.ч на фоне непопулярности жанра - не оказуаливание,в сравнении с прошлыми играми(может механики стали глубже,но они не опираются на вырезанные механики,вроде численности населения),а торговля - дичь.
Этим же и сказывается недоработка позднего этапа игры,когда делать нечего,кроме покраса.
Вот не любит народ глубокие игры.
От парадоксов же,более глубокие вика2 и кк2(но вика не очень заходит,а вот если бы в кк2 добавили нормальную экономику и нормальное управление,как в еу4 - вышла бы конфетка для любителей харда)

Ответить

Павел Чистяков

Роберт
4

еу4-говно для выкачивания бабла

(отыграл 600 с лишним часов и продолжаю это делать)

Слегка проиграл

Ответить

Darth_Malice

Павел
0

парадоксовские игры ин э натшелл

Ответить

Роберт Депримов

Павел
0

У игры слишком большая реиграбельность и за миноров ещё можно играть.У них половина партии выживание,а следующая половина «лишь бы коалицию не создали».
А насчёт бабла-правится нелегальной установкой длс,но мы же не будем смотреть на эти способы)
А цены на длс кусаются очень.
Или наебалово в духе «удалим три кнопки в 1.12 и вернём их в платном длс+пара фич в 1.15»,а стоит длс дороже,чем еу2,которой они ненужны

Ответить

Серафима Молочная

0

Симуляторы маляра от парадоксов на то и симуляторы маляра, в них красить нужно, а не политотой заниматься, но даже в таком случае у них есть подходящая игра под это дело - виктория 2, странно шо её тут не упомянули. Там тебе и народ вечно что-то хочет и солдат может в ряды повстанцев убежать.

Ответить

Никита Копистко

Серафима
3

политика в виктории 2

Кек, там даже эмбарго не ввести. Самый пик политики в игре - выбрать сторону в кризисе.

Ответить

Владимир Краснощеков

0

Можно ли democracy 3 назвать самой реалистичной?

Ответить

Константин Рогов

Владимир
3

Нет, она очень условная. Пару раз проиграете разбираясь что там на что действует, а потом без проблем.

Ответить

Flame

Константин
0

В жизни в принципе так же… %)

Ответить

Никита Порутчик

1

Однако в любом жанре существуют нишевые хардкорные проекты — Assetto Corsa в гонках, Arma в шутерах и так далее.

Только стратегии в наше время сами по себе нишевый жанр, по сравнению с теми же гонками и шутерами. Куда уж более нишевее делать?

Ответить

Ghar Undefeated

1

Самое печальное тут, это то, что реализм, к сожалению, убивает фан. А вот выдержать ту грань, когда механика ещё относительно реалистична, но уже недостаточно уныла - это искусство.

Ну и поскольку нам резонно более нравится фан, реалистичность чуть более чем невостребована. Вот допустим почти никто не отображает в играх, что группа бравых приключенцев после двухнедельного похода смердит как вагон протухшей рыбы. Что ранения от огнестрела не исчезают вообще, даже если под боком оказался опытный хирург с инструментами. А получив сквозное ранение где-нибудь в пустоши, ты вскоре получишь столбняк и сепсис и умрешь в мучениях, если тебе конечно удалось остановить кровотечение. Добавьте сюда насекомых и весь героический эпос превращается в мерзкую возню. Любое управление во время допустим тех же волнений в городе, превращается в дикий бардак, когда слухи разрастаются и мутируют со скоростью лесного пожара и узнать правду возможности уже не будет. Поэтому в ход идут топорные методы, вроде банального подавления волнений. Поля героических битв очень быстро начинают смердеть смертью и распространять болезни. Изящные поединки превращаются в уличную поножовщину. Люди становятся очень похожи на животных.

Я это в общем к чему. Реальность это некрасиво, невесело и неоспоримо ведет к смерти. Нам точно нужно в это играть?

Ответить

Darth_Malice

Ghar
0

так это здорово, когда надо мыться, есть, спать, когда есть шрамы, кровотечения, и тд - и всё-всё это имеет значение, что важно. в каких-то рпг это добавляют, и это классно. просто нужно уметь готовить

Ответить

Сергей Сабуров

Ghar
0

Не думаю, что такая игра стала бы массовой. Но если бы какая-то команда разработчиков анонсировала что-то подобное, я бы точно её ждал)

Ответить

Алекс Макаров

0

Будущее жанра в безопасности, ибо минимум уйма людей ждут Варкрафт 4.
Я бы еще в новых генералов поиграл, ну да ладно. Не буду губу раскатывать.

Ответить

Артемий Парагон

Алекс
2

Новые генералы уже были и их отменили.

Ответить

Darth_Malice

Алекс
0

варкрафт 4 ждать давным-давно бесполезно

Ответить

Фёдор Серяков

Алекс
0

Клоны дюны2 - варики и старики - самые яркие примеры абстрактных игр, на предметную область в качестве модели не натягивающиеся никак.

Ответить

Капитан Неопределённость

0

Есть три замечания.

Во-первых, упрощённые интерфейсы в политических стратегиях в какой-то мере показывают, к чему стремятся политики и политические системы реального мира: к сокращению затрат (включая временны́е) на прохождение приказа и к максимальному уменьшению искажений при прохождении. Точно исполнение приказов - нереалистичная ситуация, но реалистичная "хотелка".

Во-вторых, в первой "Цивилизации", дело было давно, мог перепутать, но вроде бы при постройке звездолёта для межзвёздной экспедиции был параметр "вероятность успеха". Чем больше нужных компонентов готово, тем выше вероятность успеха, при этом при отсутствии в "кузнице" всех "гвоздей" проект в любом случае не окупается. По-моему, интересная и относительно реалистичная модель, которую можно было бы распространить и на исследования, и на долгострои ("чудеса света"). То же самое относится к "во-первых", то есть не только к крупнобюджетным разовым проектам, но и к ежедневной "текучке", у которой тоже меняется "вероятность успеха". И разово её можно увеличить, например, силовыми или дисциплинарными средствами, но для поступательного развития общества нужно что-то более долговечное: где-то положительная мотивация персонала, где-то исключение "человеческого фактора" за счёт автоматизации, и т. п.

В-третьих, в достаточно сложной организации управленческие решения основаны не столько на взаимоотношениях между человеком и человеком, и даже не столько между человеком и сообществом, сколько на взаимоотношениях между сообществом и сообществом. Если какой-то верховный правитель пришёл к власти, то наверняка за ним стоит команда, которая его поддерживает (или откровенно манипулирует им). И эта команда взаимодействует не с отдельными людьми, а с другими фракциями, потому что это другой уровень восприятия, который в игре для одного игрока передать достаточно сложно, это даже в новостях и в статьях "про политоту" передать сложно. К тому же у каждого человека в команде есть не просто "характер", а предыстория, то есть "характер" нельзя рассматривать в отрыве от биографии. Получается "симулятор взаимоотношений между людьми на фоне взаимоотношений между фракциями" (но усложнённый настолько, что Шекспиру, как говорится, и не снилось). Взаимоотношения отдельно взятых персонажей с разными фракциями - в наши дни примета не стратегий, а RPG или даже экшенов "с открытым миром". А если совместить их с динамически меняющимися взаимоотношениями между фракциями... Это уже близко к мыслям ОПа о гибридизации жанров.

Ответить

Сергей Сабуров

Капитан
1

Вы знаете, я вспомнил старую игрушку - Republic the revolution. Там было нечто похожее. Стратегический режим с картой и кнопками и "реалистичный", где персонаж игрока перемещается по городу и реализует то, что запланировал.
К сожалению, второй режим был просто болванкой - ничего кроме голой графики (даже по тем временам сомнительной) там не было. Но эксперимент был смелый, и если бы кто-то реализовал что-то похожее на современном уровне, то было бы очень любопытно.
Жаль, что вспомнил об этой игрушке так поздно. Иначе обязательно упомянул бы её в тексте.

Ответить

Капитан Неопределённость

Сергей
0

Я тоже её вспомнил, пока раздумывал о "взаимоотношениях между людьми на фоне взаимоотношений между фракциями", и решил, что реализация была слишком поверхностная, чтобы приводить её как пример.

Ответить

Любой завод

0

<removed>

Ответить

Максим Димитров

0

Тем не менее многие любители стратегий полагают, что этот жанр помогает хорошо понять все хитросплетения политики.

А можно с ними познакомиться? Хоть с одним?

Ответить

Flame

0

«чтобы уменьшить коррупцию до нуля, потратьте 2000 золотых и подождите 90 дней».
еще надо скайнет включить же

Ответить

sloa

0

это плохо

Нет.

Ответить

Давид Григорян

0

Мсье знает толк в извращениях.
Но не надо путать "реализм" и "правдоподобность". Хоть каждый и носится со своим реализмом, на деле это скорее правдоподобность.
И это нормально!
Игра которая тупо копирует все механики из реальной жизни, это уже как бы не игра, это тренажер какой то.
Гораздо важнее что бы игрок ощущал реализм происходящего, но не занимался унылой рутиной. Потому что это уныло.
И не нужно забывать, что в реальности никто не управляет государством (или армией) в одиночку. У каждого лидера есть куча наместников, помощников и управленцев. Они как раз и следят, что бы рабочие не бухали.
Игрок просто не справился бы в одиночку с по настоящему реалистичным (по вашему мнению) геймплеем управления страной (или армией)

Ответить

Сергей Сабуров

Давид
0

Так это же и самое интересное. Где-то выше писали про Dwarf fortress и его формулу "losing is fun". Сделать достаточно сложный симулятор реального политика, который при этом всё-равно вызывает интерес и какой-то фан - непростая задача. Но тем интересней был бы результат)

Ответить

Виктор Кудрявцев

0

Посредственная статья ни о чём, а которой автор, судя по всему решил сделать сразу три вещи: придраиься у игровым упрощениям и условностям в аркадных играх, показать что он не способен осознать многие игровые механики, а так же не играл в целую уйму игр где отсутствуют все эти игровые условия, а так же показать что имеет исключительно поверхностные знания о мировой истории и политике.
Писать про те глупости, которые автор написал пока писал про игры можно бесконечно. Достаточно начала статьи, где автор рассматривает реализм в стратегиях, на примере создания рабочих в РТС, утверждает что мы не подготовимся к боевым действии играя в бф(а с чем ещё сравнивать? Игр вроде Армы же не существует, надо сравнить в аркадным быдлофилдом, высказывание на уровне того что мы не подготовился к танковым баталиям, играя в ВОТ). Неимоверно забавляет анализ цивилизации - вот, в реальности здание не строится по одному клику, в начале надо подписать документы, а потом...!1!1!1!1 Думаю, это вообще можно оставить без комментариев.
Ну и немного пройдёмся по политическим и историческим знаниям нашего автора. "Позже, для обоснования своих захватнических амбиций использовали: ...национальное движение освобождение на Балканах, идеологические разногласия... . Вопрос, кто проявлял свои захватнические амбиции во время движение по освобождению Балкан, славянские народы, которые были под турецким сапогом и просто бились за свою свободу? А о каких захватнических амбициях говорит автор во время холодной войны? Если он считает, что тогда войны велись ради захвата территорий, то можно только посочувствовать.
Конечно же неимоверно забавляет высказывание автора о том, что в холодной войне люди НА ЗАПАДЕ уже привыкли к хорошему уровню жизни. То есть, в Варшавском блоке, был плохой уровень жизни? Да, безусловно, был ряд проблем, однако если отсутствие коколы - это уже плохой уровень жизни, то страшно представить как характеризуется уровень жизни, где платная медицина и образование. Многие знают, что Хрущёв в своё время пообещал обеспечить всё население СССР жильём, однако у него это не получилось. Почему? Нет, не из-за якобы слабой экономики. Всё гораздо проще. Темпы роста населения постоянно росли, не просто население, а именно темпы его роста, Хрущёв банально не смог этого предусмотреть. А в странах с низким уровнем жизни, как известно, прибыль населения едва ли превышает его рост.
Впрочем, это всего лишь капля возможной критики статьи автора

Ответить

Сергей Сабуров

Виктор
0

Вы знаете, я заметил, что большинство подобной критики к текстам исходит от читателей, чей личный опыт в чём-то противоречит опыту автора. Вот кто-то схейтился на критику любимой игрушки. Вас, видимо, задело упоминание уровня жизни как фактора политики. При этом критерии УЖ вроде кока-колы вы достроили в своём воображении. Аналогично в пункте о casus belli. Я русским языком писал, что поводы к войне и способы контроля ресурсов эволюционировали от века к веку. Но вы этого не услышали.
Как бы то ни было, возвращаемся к статье и смотрим на тэг "мнение". Очевидно, что моё мнение может не совпадать с вашим, и это нормально. Однако моё мнение подкреплено профильным образованием, опытом работы, любовью к жанру и, наконец, ответственностью как автора. Чем подкреплено ваше... судить не берусь.
Ни один из пунктов вашей критики который касается непосредственно компьютерных стратегий не подкреплен какими-то аргументами. Зато есть огромное пространное рассуждение о том, как в СССР хорошо жилось. Выводы, думаю, каждый сделает сам...

Ответить

Клавдия Пронская

0

афтар пеши есчо, автор прав, стратегиям нужна встряска ! сама не играла в стратегии со времен варлорд баттлкрай 3, в 4Х стратегии со времен Master of Magic & Master of Orion II пробовала более современные игры но какието они не глубокие :) почему согласна с автором ? дикая фанатка, даже наверное наркоманка от мира выживалок и меня ДИЧАЙШЕ бесит что в подавляющем большинстве из них из ДЕРЕВА вынимаешь СРАЗУ ДОСКИ ! ! ! посмотрела бы я на них как они чушку каменным или того паче деревянным топором НА НЕСКОЛЬКО досок развалили бы

Ответить

Геймер-декадент

–2

Я всегда знал, что любители «хардкорных» стратегий — просто аутисты, бездарно убивающие время. Спасибо, Сергей, что грамотно обосновали это и написали статью. Каждое слово из неё можно высечь в золоте.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]