Игры Дмитрий Мучкин
6 260

Падение цивилизаций: как устаревшие научные идеи влияют на игры

Будущее вряд ли выглядит так, как его изображают в видеоиграх.

В закладки

Многие игры позволяют нам побывать в будущем— например, в постапокалипсисе или научно-фантастической эпохе космических путешествий. Но почти всегда в подобных сеттингах человечество организовывается согласно одной из стадий развития цивилизации.

В фантастическом будущем люди чаще всего живут в тех же городах и государствах, что и в настоящем, в постапокалиптическом — собираются в группировки, города-полисы или племена. Журналист Eurogamer Филип Бойес (Philip Boyes) объяснил, почему такое представление о развитии человечества неверно.

По словам Бойеса, игры наглядно демонстрируют, что идея о развитии человечества по чётко определённым стадиям очень живуча, хотя и ошибочна. Приблизительно с начала 19 века учёные начали мыслить в рамках прогресса — они были точно уверены, что все общества проходят через одни и те же стадии развития.

Антропологи создали «лестницу», состоящую из групп, племён, вождеств и государств. Общества якобы двигались по этой лестнице по мере своего развития, и по тому, на какой стадии находилось общество, определялось, насколько оно развито. При этом более прогрессивные цивилизации считали своим долгом «помогать» менее развитым.

Филип Бойес
журналист

Подобное мышление долгое время доминировало в научных кругах, хотя были и другие попытки категоризировать цивилизации: например, астрофизик Николай Кардашёв распределил общества по шкале в зависимости от того, сколько энергии они расходуют (первый тип — энергию планеты, второй — энергию звезды, третий — энергию галактики).

Неудивительно, что концепция поэтапного развития цивилизаций проникла и в игры — в ту же Civilization, например. Но одним из наиболее ярким показателей этого являются игровые миры будущего.

В целом, в играх встречаются два типа будущего: то, в котором человечество развивалось без каких-либо крупных проблем (Deus Ex, Mass Effect) и то, где случилась глобальная катастрофа, откинувшая общество на несколько стадий назад (Horizon Zero Dawn, Fallout, The Last of Us).

В обоих типах будущего прослеживается идея о поэтапном развитии цивилизаций. Общество в «прогрессивном будущем» обычно точно такое же, как и в настоящем, только в нём всего ещё больше. Больше технологий, больше капитализма, больше неравенства, больше возможностей — в зависимости от того, какую сторону западной цивилизации авторы хотят исследовать.

Причём за основу почти всегда берётся именно западная цивилизация — киберпанк иногда включает визуальные аллюзии к восточной Азии, но это скорее просто жанровое клише, нежели попытка представить будущее, основанное на культурных и общественных чертах региона.

Филип Бойес
журналист

Постапокалиптические версии будущего наоборот, показывают, что было бы, если бы человечество рухнуло вниз по лестнице развития. Государства превращаются в племена или вождества. Выжившие собираются в группы и следуют за наиболее харизматичными или сильными лидерами.

Как и антропологи прошлого, разработчики опираются на реальные сообщества в своём изображении общества будущего. Поэтому, например, цивилизация в Horizon Zero Dawn напоминает племена коренных американцев вкупе с другими стереотипами о племенах.

Проблема в том, что история и цивилизации не движутся по прямой. Нет никакой лестницы, по которой можно двигаться вверх или вниз. «Современное общество» — это не только запад. Это Америка, Китай, Европа, Нигерия и даже малоизученные племена в амазонских джунглях. В истории нет никаких указаний на то, что все общества проходят через одни и те же стадии, или что каждое племя похоже на все остальные.

Филип Бойес
журналист

Как отмечает автор, эта устаревшая идея очень подходит видеоиграм: общества развиваются, получают «опыт» и переходят на новые уровни. Но на деле современные археологи и антропологи всё чаще говорят о социальных изменениях, нежели социальном прогрессе, и уделяют особое внимание похожим и отличным чертам разных обществ.

#мнения

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 34, "likes": 49, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 20495, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 01 Jun 2018 12:29:36 +0300" }
{ "id": 20495, "author_id": 6322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20495\/get","add":"\/comments\/20495\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20495"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "possessions": [] }

34 комментария 34 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
104

Статья чуть более чем наполовину — вода.
Заключения нет.
Автор — молодец, пеши исчо.

По теме — какая-то херня, непонятно, до чего решили докопаться. Объединение происходит с развитием способов коммуникации. А уже иерархия и социальный строй могут различаться.

Ответить
0

Уот уот. Тем более косательно того же постапокалипсиса, люди всегда будут в своём большинстве сбиваться в группы и стадо под чьим либо предвадительмтвом. Не смотря на все минусы так проще выжить а это главный профит.
Ах да, и думать за частую своей головой не надо, а в случае чего можно переложить свою ответственность на вождя и посадить его на бутылку если косячит и из за него тип все проблемы. Но это если он не жёсткий тиран со своей боевой элитой.

Ответить
31

Есть очень крутая книга по теме "Ружья, микробы и сталь".
В статье понятна идея - объяснения нет никакого)

Ответить
2

Пользуясь случаем, заодно советую всем прочитать у Даймонда "Третий шимпанзе" и "Коллапс".

Ответить
0

А ещё "боги богов", второго шанса не будет и "роза и червь".

Ответить
1

Идея тоже нихера не понятна. Просто у меня есть к вам притензии но вот чем они подкреплены, нислова. Больше похоже на очередное свж нытьё об угнетающем западе, и забытых япошках и негерийцев(которым по факту на это вообще насрать)

Ответить
23

В большинстве игр, фильмов, да и книг образ будущего — это не предсказание. Это экзотический сеттинг для приключений. Авторы просто заимствуют его элементы из уже просмотренных фильмов. Штамп воспроизводит сам себя. Потребителю, как правило, это тоже удобно — мир сразу понятен и не требует пояснений.
Вывод? Не стоит ожидать от развлечений и массовой культуры серьёзной футурологии.

Ответить
5

Тоже не слишком понял претензию. Над темой точного предсказания будущего развития человечества работают вполне себе научные институты, а не разработчики игр или режиссеры фильмов. Любое произведение о возможном будущем это не более чем фантазия, мало отличающаяся от произведения в стиле "альтернативная история".

Ответить
9

Осмелюсь предположить, что господин Бойес пропустил ту историко-философскую часть понятия цивилизации которую называют "циклы цивилизации" (зарождение, развитие, расцвет и угасание) и скорее всего те абзацы , где фигурирует термин цивилизационный порог.

Лишь этим я могу обьяснить тот высер который он нацарапал в этой статье. Напомнило старое доброе видео-мем с репортажем по какому-то захудалому телеканалу, о том, как "у геймера украли орку". Может , господину Бойесу стоит не отвлекаться и продолжать писать исключительно про игры? Мне кажется статья про пасхальные яйца в каком-нибудь второсортном платформере будет ему по плечу.

DTF вы бы могли и повнимательнее ознакомится со статьей , прежде чем публиковать ее.

Ответить
8

Я, вероятно, тоже пропустил абзацы... чего? Данилевского? Питирима Сорокина? Шпенглера? Кто это объявил цивилизационные циклы священной догмой и предал анафеме всякую идею социальной эволюции? И в каких это абзацах фигурирует термин "цивилизационный порог"?

Ответить
3

Шпенглера с его циклами современное научное сообщество считает шарлатаном. Перед тем, как делать пафосных мину и советовать другим проверять свои утверждения получше, стоит делать это самому.

Ответить
11

Выглядит как вступление к настоящей статье.

Журналист Eurogamer Филип Бойес (Philip Boyes) объяснил, почему такое представление о развитии человечества неверно.

Вообще-то нет, не объяснил.
Зашёл, сказал "вы все неправы" и ушёл.

Ответить
7

Я что-то вообще не понимаю о чём речь.

Все "цивилизации" действительно проходят вполне определённые стадии. В принципе они вполне очевидны, но если кому-то не очень, то есть упомянутая уже книжка "Ружья, микробы и сталь" где это разжовывается буквально на пальцах.

И да, можно сколько угодно умиляться забавным особенностям социального устройства "малоизученых племен амазонских джунглей" и прочих нигерий, но это, простите, не цивилизация. А как только они начинают двигать в "цивилизацию", то, внезапно(!), немедленно оказываются на вполне стандартных "рельсах" развития.

Ответить
4

Просто слизанная культура. Проще описать уже существующую модель и расширить её экстенсивно, нежели изобретать и годами дорабатывать свою. К тому же, это эффективный приём для подавления недоверия.

Ответить
3

Интересная точка зрения, рад что подняли вопрос.
Исключая теорию "лестницы развития" цивилизации, на что еще мы как разработчики могли бы опираться, оставаясь в рамках восприятия игроком идеи?
Группы, Племена, Вождества - знакомые широкой аудитории понятия, и как верно заметили выше - они помогают повысить доверие к создаваемой системе. Донести что-то новое будет несоизмеримо сложнее, описывая нечто настолько же масштабное, как "общество".

Ответить
0

А вот такой интересный момент: футурама в каком из этих типов?

Ответить
8

Футурама - пародия на все известные стереотипы и клише фантастики. В этом и есть её главная ценность.

Ответить
2

Я больше о том, что там двойной постапок, который при этой сайфай.

Ответить
0

а чем вас не устраивает это определение?
Общество в «прогрессивном будущем» обычно точно такое же, как и в настоящем, только в нём всего ещё больше. Больше технологий, больше капитализма, больше неравенства, больше возможностей

да и "двойной постапок" по сути сказывается только на вступительном ролике. Не надо искать там нечто большее... а то так можно и до головы Никсона докопаться.

Ответить
0

Там по лору вроде несколько истребительных войн произошло за тысячу лет

Ответить
0

Ну хорошо. Вот констатированы довольно очевидные факты. Идея понятна. Ну а дальше что? К чему это все?

Ответить
5

К чему это все?

Привет, экзистенциальный кризис :(

Ответить
0

хорошо быть дислексиком, у нас ваших проблем нет)))

Ответить
0

И совсем они не очевидные. Развитие цивилизаций - процесс сложный и мутный.

Ответить
0

Как и антропологи прошлого, разработчики опираются на реальные сообщества в своём изображении общества будущего. Поэтому, например, цивилизация в Horizon Zero Dawn напоминает племена коренных американцев вкупе с другими стереотипами о племенах.

Всё было более-менее хорошо до этого момента. Нет бы похвалить Horizon за создание очень разных и непохожих друг на друга племён как внешне, так и идейно.

Ответить
1

А где вы видите упрёк? Там просто констатация факта. Статья - не обзор Horizon, в ней не оцениваются достоинства или недостатки каких-либо игр. Просто нейтрально озвучен подход данной игры.

Ответить
–1

Я конечно могу сказать что это дело вкуса, но с антопологической точки зрения племена в Horizon созданы очень хорошо.

Ответить
0

И это прекрасно! Но какое отношение имеет к статье?

Ответить
0

Хотя бы потому что сам автор статьи топит за антропологию

Ответить
0

Хорошее начало статьи. Жаль, продолжение забыли перевести.
Журналист Eurogamer Филип Бойес (Philip Boyes) объяснил, почему такое представление о развитии человечества неверно.

То, что оно неверно, я понял только из фраз, типа:
идея о развитии человечества по чётко определённым стадиям ... ошибочна

Подобное мышление долгое время доминировало в научных кругах

Но почему оно ошибочно - так и осталось загадкой.
Было бы здорово увидеть примеры обратного, но это, видимо, слишком сложно. Гораздо проще следовать шаблонам подобных статей и написать, что мироустройство в играх - стереотип, а поскольку стереотип - это плохо, то и миры в играх про будущее - отстой.

Ответить
1

А скиньте цитату, где написано, что миры отстойные, а то я вроде переводил текст, перечитывал, корректировал, но такого не видел :(

Ответить
0

Ладно, я погорячился про отстой, извиняюсь. Это уже мои личные домыслы из тона статьи. Разумеется, автор просто размышляет на тему, не давая оценки, но вот эти замечания в духе "устаревшая", "ошибочна" намекают на отношение автора.

Ответить
0

Это же почти научпоп, вряд ли автор даже пытался выразить своё отношение к играм)
(Да и кто в здравом уме будет нападать на Horizon Zero Dawn, Fallout, Deus Ex и Mass Effect?)

Ответить
0

Интересный материал для того, чтобы задуматься или поспорить с коллегами на перерыве, но пока очень сырой. Мнение однозначно нужно раскрывать дальше.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления