{"id":3827,"url":"\/distributions\/3827\/click?bit=1&hash=a3421833d15d1c84d64094d7d2023b5ba4157196f84512612cd445af573903a5","title":"\u0414\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442 \u043d\u0430 Java \u0438 \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Unga Bunga

К0ДA Майкла Киркбрайда на русском языке

Что такое К0ДА, с чего начать читать и почему это важно для лора Древних Свитков.

Что такое К0ДА?

К0ДА — это сценарий для 64-страничной цифровой графической новеллы за авторством Майкла Киркбрайда, бывшего разработчика Bethesda Games Studios. К0ДА была опубликована 14 февраля 2014 года на отдельном сайте. Помимо самой К0ДА там также присутствуют несколько других текстов по лору Древних Свитков и арты от различных художников.

Предыстория, или В каком порядке читать?

Язык К0ДА достаточно сложен, да и сам сюжет не отличается простотой. Чтобы лучше понять контекст, рекомендуется для начала ознакомиться с рядом текстов. Все они полностью переведены на русский язык, часть из работ содержат аннотации, сноски с полезной информацией от переводчика.

«Письмо любви из пятой эры, Истинное предназначение Тамриэля» дает некоторое представление об отдельных аспектах, но в первую очередь о концепции «Амаранта», которая будет встречаться в дальнейшем;

Хронологически сюжет К0ДА начинается с текста «Dies Irae», который, к сожалению, не был опубликован. Все, что имеется — это несколько изображений и одна строка текста;

Далее сюжет продолжается в «Пророке Крушения», где описано прибытие Нумидиума и самое начало Обвала (в других переводах — Землепада);

За Пророком следует еще один неизданный текст: «Stringendo», который переходит в частично выпущенную историю «Осень мира, день 1». Текст рассказывает про исход беженцев с Нирна на корабле Запруда Чудес, а также о стирании альтмерской расы и противостоянии Нереварина и Нумидиума с использованием Акулахана;

После этого наконец стоит ознакомиться с сюжетом К0ДА. Отдельно можно прочитать Кодекс К0ДА, но он больше связан с сообществом, нежели с внутриигровыми событиями;

А после прочтения новеллы стоит обратить внимание на новую мудрость Вивека: книгу, опубликованную в Elder Scrolls Online: Morrowind — «36 Уроков Вивека, проповедь 37». После этого стоит повторно перечитать «Письмо Любви из Пятой эры»: многое станет яснее.

Нельзя не отметить работу «Эт’Ада, Восемь Аэдра, Пища Грезящего». Она не относится к К0ДА напрямую, но имеет определенную связь с произведением.

К0ДА и трудности перевода

Действие К0ДА происходит в далеком будущем в конце Пятой эры, где апокалиптическое событие, известное как Обвал или Крушение, или, если очень хотите, Землепад (в оригинале Landfall, слово многозначное, так что точный перевод сделать затруднительно), вынудило оставшихся жителей Нирна укрыться на луне Массер. История сосредоточена на дворянине Джубал-лун-Суле, данмере из Дома Сул, который ищет для своего народа жизни лучшей, чем прозябание под поверхностью луны.

Несмотря на то, что кратко описать сюжет К0ДА не составляет большого труда, перевод на русский представляет особую сложность. Недостаточно просто знать английский язык, нужно понимать и видеть все многоуровневые отсылки, которые Киркбрайд вставляет в свои работы. Неологизмы из архаичных корней, совмещенные в одном слове разные языки, описания синестезии (Майкл синестетик) — всё это путает читателя.

Переводчику приходится буквально идти по краю, пытаясь перенести на другой язык оригинальную игру в загадки так, чтобы они, оставаясь загадками, все же были разрешимы. И даже сейчас переводчик не рискнет утверждать, что это удалось на 100%. Нисколько не умаляя заслуги людей, переводивших К0ДА ранее (все-таки это большой труд), их перевод нельзя назвать удачным, потому что он не только не справляется с описанной задачей, но зачастую попросту выдает незнание и лень переводчика. Например, в случае с Колесами Луллия, которые переводились как Колеса Затишья, или актером Брайаном Блессидом, оказавшимся в переводе «Брайаном Благословенным».

Важно помнить, что К0ДА не существует сама по себе: имеется ряд работ, которые нужно читать вместе с ней. Нужно понимать, что все эти тексты следовало перевести единообразно: это необходимо, чтобы избежать проблем с терминологией, которая и так может трактоваться по-разному.

Почему К0ДА важна?

Воспринимая К0ДА буквально, можно счесть, что описанные в новелле события — это будущее Elder Scrolls, что именно такой финал у вселенной. Несмотря на упоминания Нумидиума, который был уничтожен в финале Daggerfall, или активное участие Вивека, который пропал после событий Morrowind.

На самом деле смотреть нужно гораздо глубже. К0ДА — это способ убрать канон вселенной как таковой, сделав любую версию каноном.

Хорошим примером является «Ромео и Джульетта». Фильмы, аудиокниги, балет представляют собой разные версии центрального произведения. Где-то различий больше, где-то меньше, но несмотря ни на что — это по-прежнему «Ромео и Джульетта». Так что если проводить параллели, то в нашем случае К0ДА — это аналог «Вестсайдской истории».

В определенном смысле К0ДА — это еще и протест против современной концепции канона. Концепции, актуальной в эпоху признания прав на интеллектуальную собственность. Мифология прошлого развивалась за счет сотен анонимных рассказчиков, менялась и росла. Эта история — битва между корпоративным каноном и древним повествованием из открытых источников.

Текст не существует без читателя, лор выдуманной истории невозможен без игроков. Именно поэтому любой игрок, играя в игру, создает свою версию лора. Новый мод, фан-арт, новая история — это какая-то своя версия лора.

Никто никогда не отнимал у игроков их собственное понимание лора, оно всегда было с ними. Это положение всегда поддерживала и сама Bethesda.

Каждый читатель видит своё отражение через свои очки, поэтому прочтения бывает очень разными. Но в тоже время, все в них — истина.

Ураг гро-Шуб, библиотекарь Арканеума в Коллегии Винтерхолда

Согласно парадигме К0ДЫ, признание идеи каноном должно зависеть не от источника этой идеи, а исключительно от ее качества.

Если идея хорошая, если ее принимает большое количество людей — для их лора она становится истинной. Разумеется, чтобы идею хорошо приняли, желательно, чтобы она не противоречила уже известным фактам, не отменяла их и не ломала исходную логику мира.

В этом и состоит основная цель К0ДА: поддержка идеи, что лор Древних Свитков — это живой открытый мир, где любой человек может свободно вносить свой вклад и рассказывать истории. Канона нет, он принадлежит всем, не только Bethesda, но и любым фанатам, которые могут рассказать новую историю.

Что это, как не опенсорс в чистом виде?

Можно ли сказать, что идеи разработчиков отличаются от идей бывших разработчиков или идей талантливых фанатов? Нет, принципиальной разницы нет. Да, «официальный лор» стоял и будет стоять в стороне, это неизбежно. Но и оригинальных авторов Elder Scrolls уже нет в Bethesda, а значит и от изначальных замыслов, заложенных во вселенную, тоже немного осталось

Тамриэль — необычный вымышленный мир. Этот сеттинг создавался трудами многих, а не фантазией единичного автора. На каком-то этапе ребята из Bethesda Game Studios поняли, что получающийся лоскутный фон — скорее преимущество, чем помеха для интерактивного мира.Было решено, что история, мифология и культура мира «Древних Свитков», короче говоря, все знания о нем всегда будут предоставляться не всезнающим разработчиком, а с точки зрения персонажей, населяющих мир, который они описывают. И эти описания могут отличаться или даже противоречить друг другу, оставляя игрокам самим решать, что было правдой, и было ли ей хоть что-то.

Лормастер Лоуренс Шик, прощальное письмо сообществу ESO

Разработчики обладают правами на вселенную, это коммерческий проект, юридический аспект которого не позволяет напрямую заимствовать идеи фанатов, хотя отдельные идеи все-таки доходят до разработчиков, включая, собственно, саму К0ДА. Прямая ссылка на сайт в несколько зашифрованном виде вошла в книгу для Elder Scrolls Online (речь о 37 Проповеди Вивека).

Каждый принимает решение, что включать в свой лор, а что исключать самостоятельно. Так, например, команда Tamriel Rebuilt отказывается от отдельных элементов «официального лора», принимая решения о том, что включать в мод, в индивидуальном порядке. И поэтому у них также получается свой лор, своё видение.

К0ДА — это постоянно растущий результат естественной эволюции из старого мира Свитков в его продолжение, сиквел, относящийся не к какой-либо определенной игре, но ко всем им сразу.

Весь лор — ваш.

И конец этих слов — АМАРАНТ.

Особая благодарность братьям Doht, Oht Web, Roht из Elder Scrolls Club за перевод и корректуру К0ДА и всех ее сопутствующих материалов. И за ответы на все мои многочисленные вопросы. Отдельное спасибо Lady Nerevar за опубликованные мысли о К0ДА.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Art Is Resistance

ПОЧЕМУ ЗАГОЛОВОК КАПСОМ НЕ КРИЧИ НА МЕНЯ

Ответить
Развернуть ветку
BBHunter

Все, ноги моей больше не будет в этом доме!  *Хлопнул дверью*

Ответить
Развернуть ветку
DarthFelus
и почему это важно для лора Древних Свитков.

Тем что это фанфик?

Ответить
Развернуть ветку
Дурной теркин30см

От одного из основных сценаристов\писателей?
А, ну да, он же когда ушел из бесезды у него сразу лор из головы стерся, и все старые идеи пропали. Начал вообще левые фанфики писать, без связи с реальным лором.

Ответить
Развернуть ветку
DarthFelus
Начал вообще левые фанфики писать, без связи с реальным лором.

Его за это из бетезды и выгнали (ну и ещё за наркоту). То что он пишет у себя не есть официальным лором. То что некоторые его идеи попадают игры не означает, что весь его наркоманский бред это канон и вообще святая истина. Так же как королева Айренн из ТЕСО не является киборгом из будущего, а Пелинал терминатором оттуда же.

Оспаривать это могут лишь отбитые фанаты Мишани, у которых ТЕСО не канон, потому что джунглей в Сиродиле нету, а до чиманутого Талоса ещё 200 лет.

Ответить
Развернуть ветку
prohodil mimo

хомяки коллективной жеппой решили, что им generic fantasy нужнее, чем "наркоманский бред", результат - TESVI уже никто не ждет, а беседка колупает какойто там старфилд

Ответить
Развернуть ветку
Дурной теркин30см

Вижу отбитого фаната бесезды, который даже не знает о чем говорит.

Его за это из бетезды и выгнали (ну и ещё за наркоту).

Ага, так выгнали после морры что он работал над облой и скуримом. И пруфы про наркоту? 36 уроков он писал попивая бурбон и куря сигареты, в полном одиночестве. Если у некоторых при прочтении его текстов в голове проскакивает фраза "че за наркомания" то это проблема их ограниченных мозгов.

То что он пишет у себя не есть официальным лором. То что некоторые его идеи попадают игры не означает, что весь его наркоманский бред это канон и вообще святая истина.

На его идеи оглядывались при создании ESO, например что вода это память есть в самой игре. Опять же, где наркоманский бред? Советую пойти мифы почитать, расширить сознание, так сказать.

Так же как королева Айренн из ТЕСО не является киборгом из будущего, а Пелинал терминатором оттуда же.

Текст про робота из 9 эры был сначала не про Айренн. Потом МК поиграл в бету ESO и увидел что там Айренн - эталонная мерисьюха, и потому решил пошутить, сделав её роботом из далекого будущего) Потом в самой ESO над этим шутили, причем её мерисьюшность смягчили.
Пелинал как бы из будущего, читаем песнь о пелинале в самой игре. Но не из далекого будущего типа 9 эры, а из эпохи Ремана. Ну и то что он не совсем обычный человек там же написано.

Оспаривать это могут лишь отбитые фанаты Мишани, у которых ТЕСО не канон, потому что джунглей в Сиродиле нету, а до чиманутого Талоса ещё 200 лет.

Канон всё что ты пожелаешь) А обьяснение тому что Сиродил не джунгли - всё что от ЧИМА ретроактивно, так что джунглей после Тайбера не стало по всей временной линии.

Вообще смешно читать такое - ощущение будто люди нихрена не читают внутриигровые книги, потом натыкаются на МК, нихера не понимают, и начинают поливать его говном, вместе с его фанатами. Когда TES станет точной копией прочих фентези вселенных и на неё будет всем похер - посмотрим кто был прав.

Ответить
Развернуть ветку
arth

Без Киркбрайда чето совсем скучным ТЕС стал.
Я в курсе, что он и над Облой и над Скайримом работал, но там частичная занятость была.
Морровинд один из самых интересных сеттингов имеет, и лор там очень круто сделан.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Глушков

Круто, можно теперь ничего не понять на русском

Ответить
Развернуть ветку
Миха Н

Никуда Вивек не пропал, я его грохнул, заточив в звезду Азуры.

Ответить
Развернуть ветку
Женский хичхакер
Ответить
Развернуть ветку
Orbis Vae

Роскошно! Блин, спасибо вам огромное, давно уже ждал нормальный перевод на русский)

Ответить
Развернуть ветку
Slowdive

И конец этих слов АЛЬМСИВИ

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шепит

Великолепно! Я уже слишком стар для этого дерьма, но чертовски приятно, что такие вещи живут.

Ответить
Развернуть ветку
Дурной теркин30см
Далее сюжет продолжается в «Пророке Крушения», где описано прибытие Нумидиума и самое начало Обвала (в других переводах — Землепада)

Или подхода к берегу, учитывая что там в сюжете таки появление нового мира.

«Эт’Ада, Восемь Аэдра, Пища Грезящего»

..едят Грезяшего же? Eat the Dreamer, а не food\meal\sustenance of\for the Dreamer.

Лормастер Лоуренс Шик, прощальное письмо сообществу ESO

Всплакнул, после его ухода лор и тексты в ESO испортились донельзя.

Прочел перевод, значительно лучше предыдущего. Всё равно есть моменты, ощущаемые словесной кашей, но в целом близко к оригиналу.

Про Day One Dog - вспоминаем фразу WAZZUP DAWG, то есть он говорит о том что был там с самого начала, с day one. 

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

не раскрыто, какие грибы нужно жевать во время чтения, чтобы на одну волну с киркбрайдом настроиться

Ответить
Развернуть ветку
Water Вода

Никаких, К0Да довольна доступна, можно не читать его прошлые произведения. (Наверное, читал в день выхода, просто уже в подробностях не помню).

Ответить
Развернуть ветку
Дурной теркин30см

Для начала надо почитать реальные мифологии, чутка Алистера Кроули, посмотреть известные старые анимешки, и читать его тексты на английском, чтобы не пропустить интересные словообразования и все смыслы.

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Ну, что тут ещё можно сказать?
. . .

Ответить
Развернуть ветку
Роман Бобровский

Киркбрайд написал 36 уроков Вивека заперевшись в гостинице на неделю, с огромным запасом кокаина. По его записям, Королева Айрен из ТЕСО этот киборг терминатор из 9 эры Тамриеля отправленный в прошлое

Ответить
Развернуть ветку
skeyven

Оффтоп, но:
Я стерпел, когда вы измохратили дизайн сайта до неюзабельного. (на самом деле не стерпел, а ливнул в приложение)
Но за каким хуем испортили дизайн приложения?
Мне теперь интерфейс стопгейма что ли осваивать? Материалы там лучше (не камень в огород автору этого поста, а в целом, ваш пост не читал, просто залез на самый верх в "свежем"), но dtf раньше хоть комфортным был, а теперь и этого преимущества себя лишает.
Ну вот зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 21 комментарий
null