Игры
Ефим Гугнин
28 161

Мнение: политика Sony относительно старых консолей вредит игровой индустрии Материал редакции

Автор издания Vice рассуждает, как нежелание игровых компаний сохранять старые игры может лишить общество важных произведений искусства.

В закладки
Слушать

9 октября Sony анонсировала обновление магазина PSN, из-за которого игры для PS3 и PS Vita больше не будут доступны для покупки через веб-браузер или мобильные устройства. Теперь их можно купить только с самих консолей.

Автор издания Vice Диа Лацина написала большую колонку о том, почему этот шаг — очередное доказательство того, что Sony наплевать на игроков. Заодно она порассуждала, как капиталистическое стремление игровых компаний ко всему «новому» может уничтожить культурное достояние видеоигровой индустрии.

Сначала Лацина описывает свой опыт владения PS Vita, которой, по её словам, она пользуется до сих пор — несмотря на все очевидные проблемы консоли. Журналистка успела привыкнуть ко всем недостаткам вроде того, что из-за отсутствия поддержки Sony на Vita больше не работают приложения YouTube и Twitter. Или к тому, что PSN на консоли практически не работает — чтобы купить игру, нужно делать это через браузер, а потом обновлять библиотеку.

Теперь же, из-за нового обновления, так делать не получится. Тем, кто до сих пор пользуется своими PS Vita и PS3, придётся терпеть еле работающие встроенные приложения PSN. Если же вы играете на PSP, дела обстоят ещё хуже.

Купить игру через саму PSP не получится — ещё в 2016 Sony отключила такую возможность. Придётся делать это через PS3 или PS Vita, другого варианта нет.

Честно говоря, это просто стыдно.

Диа Лацина
автор Vice

И это может показаться мелочью — в конце концов, кому нужны консоли более чем пятнадцатилетней давности? Но Лацина пишет, что это лишь один из примеров того отношения к потребителю, которое Sony демонстрирует уже много лет.

Автор вспоминает, как на старте PS3 компания везде трубила об обратной совместимости новой консоли с PS2. Первые ревизии, выпущенные в 2006-м, действительно поддерживали такую функцию. Это нужно было компании, чтобы компенсировать слабую стартовую линейку консоли.

Но уже через год обратную совместимость убрали, потому что, как показала статистика, люди покупали PS3 преимущественно ради новых игр. То есть как только необходимость в функции отпала, её ликвидировали, наплевав на всех тех, кто хотел сохранить свою библиотеку игр с PS2.

На всех версиях PS3 Slim обратной совместимости уже не было. 

А три года назад, отвечая на вопрос об обратной совместимости, глава Sony по международным продажам Джим Райан заявил, что игры для PS1 и PS2 выглядят «древними», и никто не захочет в них играть.

По мнению Лацина, такие высказывания — не более, чем «маркетинговая чепуха». Компании отлично понимают, что ретро-эстетика пользуется спросом, и многим игрокам действительно нравятся старые видеоигры. Они также в курсе обо всех постоянных просьбах геймеров сделать обратную совместимость в новых консолях.

И всё дело банально в том, что от старых игр компании не получают большого дохода.

Допустим, они берут стандартные 30% с покупки любой игры на их платформе — что ж, 30% от пяти-десяти долларов это не те деньги, ради которых Sony готова что-то делать. Каждый, кто купит PS5, скорее всего приобретёт Demon's Souls за 70 долларов. Это огромные деньги. А оригинальная Demon's Souls для PS3? Акционерам даже думать стыдно о том, что на их коммерческой платформе есть что-то настолько старое и по настолько маленькой цене.

Диа Лацина
автор Vice
Джим Райан

К тому же, по словам Лацина, с помощью таких высказываний Sony как бы «программирует» покупателей на то, что старые игры ничего не стоят, и гнаться стоит только за новым, популярным и, разумеется, более дорогим. Чем больше людей примут такое видение индустрии, тем большую прибыль получит компания от продажи first-party игр и техники.

Лацина называет лицемерием и маркетинговыми уловками те случаи, когда Sony пытается показать игрокам, что она прислушивается к их мнению. Как, например, в известном ролике с E3 2013, где руководители компании высмеивали политику Xbox One относительно подержанных дисков с играми.

По её словам, это не более, чем просчитанный рекламный ход. И сделала его Sony только потому, что была уверена — финансовые потери от того, что люди будут делиться дисками с играми, покроют продажи в «цифре» и обязательная подписка на PS+.

Теперь же Sony знает, что выпускать ремастеры старых игр намного выгоднее, чем давать пользователь доступ к оригинальным версиям. И то, что на PS5 есть обратная совместимость (правда, ограниченная) лишь показывает то, что компания не уверена в своей стартовой линейке.

Но долго это не продлится. Однажды и о PS4 забудут. Ведь акционерам не нравится, когда на их вебсайтах продают старые игры по низким ценам.

Диа Лацина
автор Vice

Всё это, по мнению Лацина, опасно, ведь рано или поздно доступ к старым играм исчезает вовсе. Если принять за факт то, что видеоигры — часть искусства, то цивилизация попросту лишается важных объектов культуры. Всё из-за того, что компаниям не выгодно их сохранять.

В итоге культурное достояние приходится спасать простым людям — создателям эмуляторов. Лацина вспоминает, что она смогла поиграть в Digital Devil Story: Megami Tensei — первую часть долгоиграющей франшизы, сейчас больше всего известной по серии спин-оффов Persona — только благодаря таким энтузиастам.

Если вы, скажем, пишете историю этой франшизы, вам придётся [пользоваться неофициальными эмуляторами]. Ведь ни Atlus, ни Namco, ни Nintendo не заинтересованы финансово в этой игре.

Диа Лацина
автор Vice
Digital Devil Story: Megami Tensei

Чтобы сохранить такие игры, компаниям нужно содержать собственные архивы. Но это никогда не принесёт прибыли, и потому никто подобным заниматься не спешит.

Но чтобы форма искусства развивалась, нужны принципиальные решения. Ценность сохранения в самом сохранении.

Диа Лацина
автор Vice

Условные киноархивы во всех странах тоже содержат в убыток, это делают исключительно из культурных соображений. Для игр же похожей системы пока не существует. И с каждым годом всё очевиднее то, что с этим пора что-то делать.

Я могу заплатить 70 долларов за ремейк Demon's Souls после того, как заплачу 600 долларов за PlayStation 5. Но что насчёт оригинального видения этой игры? Того самого, которое стало культовым, запустило огромную франшизу и целый жанр? Для меня и для всех покупателей, нынешних и будущих — оно пропало. Все кровавые метки и светящиеся сообщения? Исчезли навсегда.

Диа Лацина
автор Vice
Характер — скрытный. Не женат.
{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","sony"], "comments": 778, "likes": 854, "favorites": 329, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 238464, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 23 Oct 2020 20:41:26 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF Отключить рекламу
0
778 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Поэтический магнит

529

лишить общество важных произведений искусства

А это кстати хороший аргумент в пользу того, что любителям новинок, больше всех болтающих об играх как искусстве, само искусство на самом деле никак не интересно. Они лишь обычные конъюнктурные игроки, обработанные маркетологами.

Ответить
267

Так у них аргумент: "играть надо в игры во время их выхода". Правда, видимо, вариант, что кто-то захочет поиграть в культовую классику, которая вышла ещё до его рождения, не рассматривается.

Ответить
49

Нужно было играть ещё в утробе!

Ответить
260

Звучит, как место, куда ещё можно портировать Скайрим

Ответить
30

И запустить Doom

Ответить
5

с последним вы уже опаздали

Ответить
–1

Необходимая практика чтобы выгнать всех бесов и демонов из ребёнка.

Ответить
1

И, бесспорно, вставить Рикролл

Ответить
7

Мамам будут прописывать играть в Скайрим с 3 недель, чтобы уже к рождению новый Довакин был готов к встрече со своей судьбой.

Ответить
62

Я например только недавно открыл для себя Gears of War и Halo. Будь майки как Сони я бы не узнал про эти игры.

Ответить
3

Фил ебе...ой, извините, приступ

Ответить
25

Это же "соломенное чучело". Аргумент ведь не сводится к утверждению, что так надо и всё тут.
В каких-то случаях люди не хотят ловить спойлеры.
В других хотят попасть на активную фазу развития проекта - потому что поддержка у игр, обычно, один-два-три года.
Иногда человек игру ждёт пять-шесть лет, это не просто "новинка", это проект, к которому человек присматривался годы.
Пока не сдулся онлайн (или не скукожился до прокачанных и скилловых игроков).
В конце-концов, некоторые аспекты игр устаревают. Это не делает игры бракованными, но спустя годы некоторые аспекты игры уже не удивляют. 

И, главное, это не значит, что если что-то пропустил, то это не нужно проходить или что не нужно перепроходить понравившийся проект.

Ответить
16

И фильмы смотреть когда в кинотеатрах прокат был, ага

Ответить
7

Знаешь почему у тебя это две противоречивые позиции?
Потому что ты все перепиздел на свой лад)

Играть в новинки подразумевает просто нахрена ждать этих игр если можно их не ждать год, три, пять
Никто не говорит что играть нужно только и исключительно в новинки лол
Я хотел играть тлоу2, рдр2 и год оф вар сразу в день релиза, это не мешало пройти мне суперметройд на снес классик или марио гелекси на свиче

Ответить
4

просто нахрена ждать этих игр если можно их не ждать год, три, пять

Вот именно, нахрена ждать выхода игр, если прошлые не все пройдены.

Ответить
5

Согласен. Спасибо Конами, что вернули первые два мгс, тем самым я, наконец, начал открывать для себя серию, которая старше меня чуть ли не в два раза. Прошёл первые две части, у друга попросил третью плойку, теперь буду проходить дальше. А всё из-за того, что Конами выложила пусть и не идеальный, но всё же работающий порт.

Ответить
0

Портабл орс можно скипнуть, peace walker нельзя

Ответить
–2

Было бы во что играть одно претециозное говно

Ответить
0

Так вопрос иногда бывает в том, что игра будет в итоге отличной и может даже культовой в каких-то кругах, только разработчикам уже будет все равно - их уже закрыли, т.к. финансовых ожиданий не оправдали...

Ответить
0

Причем этот аргумент подкрепляется еще одним "через год-два игра устареет".
Хотя лично я не считаю игры искусством, но сохранять их надо, ибо история!

Ответить
0

поиграть в культовую классику, которая вышла ещё до его рождения

А на этот вариант я встречал аргумент "ньюфаги не имеют права играть в олдфажные игры"

Ответить
0

Ну аргумент вполне релевантный с учетом того что они говорят о современных играх, которые в основе своей онлайн дрочильни сессионки, кому они будут нужны через 10-20 лет то уже. В лучшем случае там есть коротенький сингл режим для галочки.

Ответить

Фундаментальный велосипед

Поэтический
–8

Они лишь обычные конъюнктурные игроки, обработанные маркетологами.

Ну дак и орущих про классику можно такими же назвать. Мне даже интересно, сколько из вас действительно играет в старые проекты, особенно выпущенные до их дня рождения. Наверное, из разряда любителей актера-Чаплина или Пушкина-писателя, вряд ли смотревших фильмы, читавших книги соответственно. 
Имхо, классику надо переносить на ПК как самую универсальную и долгоживущую платформу (ну тут тоже есть много НО, но все-таки это лучше, чем консоль). Когда-то может и Сони сдохнуть, а на Пеке так или иначе засейвится. А все эти разговоры про игру 1990 года на пс5 - предмет для срачей и только. 

Ответить
26

Насчет играть в старые игры. Если зайти в музей любой, можно увидеть старинную посуду, старинные одежды, мебель. Никто не будет есть из этой посуды, надевать эту одежду, сидеть на этих стульях. Но это все никто не выбрасывает, это наследие, память, свидетельства эпохи, вехи развития человечества. Игры все ж-таки часть культуры, поэтому правильно было бы хранить их для истории. Ну, может, не все, конечно. Некоторые я бы просто так уничтожил.

Ответить

Фундаментальный

DD
8

Поэтому я и добавил в конце про ПК. Это и есть отличный музей, где помимо этого ещё и энтузиастов целая куча и им тупо проще.

Ответить
1

Недавно включил PS 4 и увидел в PSN DOOM, DOOM II и DOOM III.
Их продают. 
Старье же? Но продают!

Ответить
13

Да ну, такие вещи как fallout 1/2 очень многие проходили, planescape: torment меньше, но тоже не забыт. Из редкого первые механоиды я самолично периодически перепрохожу. Раз в несколько лет не прочь вторых героев запустить и погонять.
Совсем уж ретро да, я, пожалуй, играть не стану уже, хотя первую (!) циву вспоминаю с теплотой, как и colonization сида мейера.

Ответить

Фундаментальный

Констан…
2

Да, только все это прекрасно живёт на ПК с модами, делающими игру более современной.
Много классных игр было и на сеге, и на денди (пиратка, но не суть) и что? Опять же слава эмуляторам, который можно даже на псп вкорячить.
Поэтому если уж сердце болит из-за мыслей о наследии, то логично топить за то, чтоб это все как то вышло за пределы консоли, а не тянулось внутри одной экосистемы до смерти компании.

Ответить
0

за колонизацию всегда плюс) был диск в стиле 150 игр, там нормально система сейвов не работала (ну или я малым тупил). Сколько же раз я её начинал, ни разу не проходил до конца, но как же круто это все равно было))

Ответить
2

Хмм, золотой аркадный фонд, который до сих пор и на мобилках доят по сути и до 1990 сформировался.
Да и сравнивать тут впору наверное с толкином.

Ответить

Фундаментальный

Gjghjeq
0

Ну о чем и речь, старых игр куча, компании со временем умирают, старье запускать на новых ОСях даже на ПК уже без бубна не всегда выходит. 

Ответить
1

Так-то да, но с буквально парой тулзовин солидный шмат заводится. Что там говорить, если сейчас в гоге\стиме досбокс в оффпакет входит. Добавить
http://www.columbia.edu/~em36/otvdm.html
и еще больше уже с вин 3.1\95 взлетит.

Ответить

Фундаментальный

Gjghjeq
1

Ну я вообще всю мысль вел к тому, что изначальное сообщение "да вы конъюнктурные, не любите ИСКУССТВО!" - это лицемерие и передергивание в чистом виде. Когда-то и сонька сдохнет, и что тогда? Где будет ваш "музей"? 
А вот с пекой ты можешь зайти на любой специализированный сайт и найти практически любой эмулятор или гайд, что делать для запуска. 
Так что если уж и топить соней по этой теме, то за вечную эксклюзивность, а не за обратку. 

Ответить
1

Тут прав, нет консоли для ретрогейминга кроме пк, и open source эмуляторы пророки его.

Ответить
1

 Мне даже интересно, сколько из вас действительно играет в старые проекты, особенно выпущенные до их дня рождения

Нормально играем. Часто может даже что-то зайти больше чем новые релизы.
Параллельно с Doom Eternal ознакомился с Red Faction и мне во многом больше зашло (враги менее интересные, но оружие гораздо поразнообразние, динамика никогда не проседает и неочевидные проходы, которые случайно пробил радуют).
И Black мне зашел больше прошлой колды, хотя попробовал их +- одновременно.

Еще всё хочу попробовать Soldier of Fortune, но как-то пока руки не доходят.

Вот из игр вышедших до рождения и правда всего 6 насчитал (тетрисы, пакманы и прочее аркадное специально не указывал).

Ответить
0

с какого сервиса скрин?

Ответить

Фундаментальный

Boris
0

Окей, только не "играем", а "играю". 
Я тоже дум оригинальный попробовал поздно, и иногда переигрываю в мафию 1 (не такая старая, но весьма). Что это меняет я не понимаю.

Ответить
10

А тут палка на двух концах т.к. эти же люди могут владеть старыми консолями и дисковыми изданиями, но в то же время быть попросту недальновидны в масштабах общих потерь игр для современного потребителя... или быть ПК геймерами, которые фактически не теряют игры совсем на своей платформе + восстанавливают старые. 

Я вот за ретро на консоли не гонюсь, осознанно сижу в ретро на ПК как универсальном хранилище старья. Но даже так я плачу, что МГС4 сейчас существует только в эмуляторах и уже довольно редких дисковых изданиях на пс3 =<

Ответить
5

Ну здрасьте, а цифровой версии MGS4 для PS3 типа не выпускали что ли в итоге? ) Вот отключенные сервера Gran Turismo 5 и GT6 это потеря, как и ВСЕ игры, куда плотно интегрирована онлайн-составляющая.

Ответить
4

Ну, справедливости ради и у хранителя старого поколения Фили Спесорокина многие старые игры без онлайна сидят, так-что вы не понимаете, это другое.

А цифровые версии так-же могут скурвикнуться после отмены поддержки онлайн-магазина пс3. Всёж на носу пс5, а онлайн пс2 обрубили как-раз при жизни пс4. Плюс не забываем об износе самой пс3. Как не чиникай, вечно чинить не выйдет. Куда страшнее потерять всю игру, чем тупо её онлайн-элемент. 

Ответить
3

так Сони в новой версии магаза де-факто запретила покупать её. теоретически для этого нужно купить ПС3 и выйти в ПСН, но ПСН на ПС3 уже полумёртв.

Ответить
1

А смысл давать её покупать, если тебе не на чем её запустить? А если есть на чем - то спокойно на этом девайсе и покупаешь...

но ПСН на ПС3 уже полумёртв

Причем уже лет семь как - то есть в этом плане ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, разве что распродажи в этом году почти полностью исчезли...

Ответить
0

ну вот раньше можно было купить через браузер, так как через консоль было геморно

Ответить
0

Хз, что там геморного.

Ответить
0

Ну теперь да, а раньше вполне была возможность. Ну и плюс на взломанной легко поставить

Ответить
3

А тут палка на двух концах

*О двух концах :) 

Ответить
0

Уууух никогда не понимал почему О а не НА. Понимаю, канон, крылатая фраза, но какого хрена?(

Ответить
3

Я дико извиняюсь, но что вы вкладываете в "палка на двух концах"? Это ж друга надо позвать...

Ответить
3

О - устаревший предлог "С". В переводе на современный язык, фраза звучит как "Палка с двумя концами". Использование "О" в значении "быть с чем либо", сохранилось лишь в приставках к словами по типу "озолотить", "одарить" и т.п.

Если уж прям так не хочется пользоваться устаревшим предлогом, при сохранении предложного падежа, то лучше тогда говорить "Палка при двух концах", чем "Палка на двух концах". Последнее, на мой взгляд, не имеет никакого смысла, а если и имеет, то явно совершенно не тот, который закладывался в фразеологизм изначально. 

Ответить
2

Ну, потому что суть выражения - есть палка, а есть два её конца с разных сторон? "О" играет роль "с", "с двумя концами".

Как выглядит палка НА двух концах, даже представить страшно.

Ответить
0

О двух концах.

Ответить
6

ну слушай, таких единицы, я например считаю бладборн и тлоу шедеврами, и играю параллельно в мгс на пс вите.

Ответить

Комментарий удален

2

Как же легко какую-то очень неопределённую толпу самому наделить этими качествами, а потом и обвинить толпу в этих качествах, выставить их в невыгодном свете. Из толпы тебе никто не ответит, потому что когда обвиняешь всех, значит не обвиняешь никого. Вот только для чего ты это делаешь? Легче думать, что ты лучше, чем какая-то воображаемая толпа?

Ответить
1

Серию ГОВ и МГС я для себя открыл именно на Вите, был страшно расстроен, что мгс4 нет возможности пройти без эмуле на компе или покупки пс3

Ответить
0

Они интересуются актуальным искусством.

А классику так и так сохраняют, модят и эмулируют. 

Ответить
–1

Да да, ведь любовь к новинкам исключает любовь к старым играм.

Ответить

Комментарии

{"hash":"6dc2b384","params":{"id":"dtfru","service":1,"title":"\u041f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0439 \u044d\u0444\u0438\u0440","isLegacy":false}}