Игры
Ефим Гугнин
28 115

Мнение: политика Sony относительно старых консолей вредит игровой индустрии Материал редакции

Автор издания Vice рассуждает, как нежелание игровых компаний сохранять старые игры может лишить общество важных произведений искусства.

В закладки
Слушать

9 октября Sony анонсировала обновление магазина PSN, из-за которого игры для PS3 и PS Vita больше не будут доступны для покупки через веб-браузер или мобильные устройства. Теперь их можно купить только с самих консолей.

Автор издания Vice Диа Лацина написала большую колонку о том, почему этот шаг — очередное доказательство того, что Sony наплевать на игроков. Заодно она порассуждала, как капиталистическое стремление игровых компаний ко всему «новому» может уничтожить культурное достояние видеоигровой индустрии.

Сначала Лацина описывает свой опыт владения PS Vita, которой, по её словам, она пользуется до сих пор — несмотря на все очевидные проблемы консоли. Журналистка успела привыкнуть ко всем недостаткам вроде того, что из-за отсутствия поддержки Sony на Vita больше не работают приложения YouTube и Twitter. Или к тому, что PSN на консоли практически не работает — чтобы купить игру, нужно делать это через браузер, а потом обновлять библиотеку.

Теперь же, из-за нового обновления, так делать не получится. Тем, кто до сих пор пользуется своими PS Vita и PS3, придётся терпеть еле работающие встроенные приложения PSN. Если же вы играете на PSP, дела обстоят ещё хуже.

Купить игру через саму PSP не получится — ещё в 2016 Sony отключила такую возможность. Придётся делать это через PS3 или PS Vita, другого варианта нет.

Честно говоря, это просто стыдно.

Диа Лацина
автор Vice

И это может показаться мелочью — в конце концов, кому нужны консоли более чем пятнадцатилетней давности? Но Лацина пишет, что это лишь один из примеров того отношения к потребителю, которое Sony демонстрирует уже много лет.

Автор вспоминает, как на старте PS3 компания везде трубила об обратной совместимости новой консоли с PS2. Первые ревизии, выпущенные в 2006-м, действительно поддерживали такую функцию. Это нужно было компании, чтобы компенсировать слабую стартовую линейку консоли.

Но уже через год обратную совместимость убрали, потому что, как показала статистика, люди покупали PS3 преимущественно ради новых игр. То есть как только необходимость в функции отпала, её ликвидировали, наплевав на всех тех, кто хотел сохранить свою библиотеку игр с PS2.

На всех версиях PS3 Slim обратной совместимости уже не было. 

А три года назад, отвечая на вопрос об обратной совместимости, глава Sony по международным продажам Джим Райан заявил, что игры для PS1 и PS2 выглядят «древними», и никто не захочет в них играть.

По мнению Лацина, такие высказывания — не более, чем «маркетинговая чепуха». Компании отлично понимают, что ретро-эстетика пользуется спросом, и многим игрокам действительно нравятся старые видеоигры. Они также в курсе обо всех постоянных просьбах геймеров сделать обратную совместимость в новых консолях.

И всё дело банально в том, что от старых игр компании не получают большого дохода.

Допустим, они берут стандартные 30% с покупки любой игры на их платформе — что ж, 30% от пяти-десяти долларов это не те деньги, ради которых Sony готова что-то делать. Каждый, кто купит PS5, скорее всего приобретёт Demon's Souls за 70 долларов. Это огромные деньги. А оригинальная Demon's Souls для PS3? Акционерам даже думать стыдно о том, что на их коммерческой платформе есть что-то настолько старое и по настолько маленькой цене.

Диа Лацина
автор Vice
Джим Райан

К тому же, по словам Лацина, с помощью таких высказываний Sony как бы «программирует» покупателей на то, что старые игры ничего не стоят, и гнаться стоит только за новым, популярным и, разумеется, более дорогим. Чем больше людей примут такое видение индустрии, тем большую прибыль получит компания от продажи first-party игр и техники.

Лацина называет лицемерием и маркетинговыми уловками те случаи, когда Sony пытается показать игрокам, что она прислушивается к их мнению. Как, например, в известном ролике с E3 2013, где руководители компании высмеивали политику Xbox One относительно подержанных дисков с играми.

По её словам, это не более, чем просчитанный рекламный ход. И сделала его Sony только потому, что была уверена — финансовые потери от того, что люди будут делиться дисками с играми, покроют продажи в «цифре» и обязательная подписка на PS+.

Теперь же Sony знает, что выпускать ремастеры старых игр намного выгоднее, чем давать пользователь доступ к оригинальным версиям. И то, что на PS5 есть обратная совместимость (правда, ограниченная) лишь показывает то, что компания не уверена в своей стартовой линейке.

Но долго это не продлится. Однажды и о PS4 забудут. Ведь акционерам не нравится, когда на их вебсайтах продают старые игры по низким ценам.

Диа Лацина
автор Vice

Всё это, по мнению Лацина, опасно, ведь рано или поздно доступ к старым играм исчезает вовсе. Если принять за факт то, что видеоигры — часть искусства, то цивилизация попросту лишается важных объектов культуры. Всё из-за того, что компаниям не выгодно их сохранять.

В итоге культурное достояние приходится спасать простым людям — создателям эмуляторов. Лацина вспоминает, что она смогла поиграть в Digital Devil Story: Megami Tensei — первую часть долгоиграющей франшизы, сейчас больше всего известной по серии спин-оффов Persona — только благодаря таким энтузиастам.

Если вы, скажем, пишете историю этой франшизы, вам придётся [пользоваться неофициальными эмуляторами]. Ведь ни Atlus, ни Namco, ни Nintendo не заинтересованы финансово в этой игре.

Диа Лацина
автор Vice
Digital Devil Story: Megami Tensei

Чтобы сохранить такие игры, компаниям нужно содержать собственные архивы. Но это никогда не принесёт прибыли, и потому никто подобным заниматься не спешит.

Но чтобы форма искусства развивалась, нужны принципиальные решения. Ценность сохранения в самом сохранении.

Диа Лацина
автор Vice

Условные киноархивы во всех странах тоже содержат в убыток, это делают исключительно из культурных соображений. Для игр же похожей системы пока не существует. И с каждым годом всё очевиднее то, что с этим пора что-то делать.

Я могу заплатить 70 долларов за ремейк Demon's Souls после того, как заплачу 600 долларов за PlayStation 5. Но что насчёт оригинального видения этой игры? Того самого, которое стало культовым, запустило огромную франшизу и целый жанр? Для меня и для всех покупателей, нынешних и будущих — оно пропало. Все кровавые метки и светящиеся сообщения? Исчезли навсегда.

Диа Лацина
автор Vice
Характер — скрытный. Не женат.
{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","sony"], "comments": 778, "likes": 854, "favorites": 332, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 238464, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 23 Oct 2020 20:41:26 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF Отключить рекламу
0
778 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
18

одни эмоции, а цифр нет. Как много людей пользуются старыми консолями? Как много пользуется обратной совместимостью? Цифры для сравнения с актуальными проектами привести и так далее. 

Такие колонки пишут чтобы хайпануть, типа "WoW умирает" или "Айфоны говно", журналистикой в них и не пахнет

Ответить
58

А какое мне - игроку дело до циферок? Я просто вижу, что майки поступают правильно, а сони пидоры конченные в данном вопросе. 

Ответить
2

Правильно - это закрыть магазин для Х360?
А как же те, кто пользуется Х360?

Ответить
3

разговор шёл о сохранении культурного наследия – игр.
когда сохраняют музыку, её (внезапно) переносят с винила на цифру. Не оставляют умирать с износом пластинок и вымиранием проигрывателей (хотя, справедливости ради, некоторое время назад восстановили и даже несколько развили производство проигрывателей. не так красиво, как в конце 80-ых, но всё же)

так вот, сохранение магазина под х360 – прямо завязано на кол-во живых консолей. а от них (в т.ч. благодаря обратной совместимости) довольно активно отказываются. Не все, но многие.
А вот как раз ИГРЫ стараются сохранить. Не в "неиграбельном архиве", а в доступности потребителям. В том числе и новым – вот купил себе  человек первую в жизни консоль. Хочет поиграть в МГС. Япона мать, а гдеж легенда-то?!

А хочет в хало, дедспейс или алису – а нате вам, пожалуйста. даже в рамках геймпасса отдадим, что сможем.

Ответить
0

блин, многие компании даже исходный код своих произведений искусства не могут найти через десяток лет. Многое говорит об отношении к результатам своего труда

Ответить
0

Это бизнес, что ж поделать. Надо понимать, что вот это вот "искусство" и "культурное наследие" - оно только со стороны игроков существует, разработчики его совсем не ощущают, они совсем с другого ракурса воспринимают вопрос. Разумеется, люди устремлены в будущее, к новым проектам, никому и в голову не приходило, что когда-то придется старьё откапывать и оживлять.

Ответить
–1

ну так а нужны ли так старые проекты? Время у людей не бесконечное, неужели не интереснее потратить его на что-то новое?

Ответить
1

Так старые хорошие пропущенные игры - это и есть субъективно "что-то новое". И многим людям действительно интереснее поиграть в Готику, чем в очередную дрочильню от Юбисофт.

Ответить
0

я не спорю что некоторым интересно. Но далеко не всем. Можно даже сказать что куда больше людей не хотят на это тратить время. Будь это рентабельным делом мы бы видели в десятки раз больше портов и ремастеров.

 Вот лежит у меня в шкафу NDS, но меня не тянет на ней играть совершенно. То же самое с ПС1, ПС2, ПС3. Просто банально нет времени. Я, блин, Last of Us 2 проходил почти месяц, Персону 5 Рояль купил на релизе и вот буквально на прошлой неделе только Казино прошел. Взрослая жизнь берет свое, а средний возраст игрока переваливает за 27-30 уже очень давно.

Так что по мне обратная совместимость это хорошая штука, но максимум на предыдущее поколение, чтобы проще переехать было.

А сохранение доступа к старым играм никогда не должно ставиться к магазинам как требование. Это хороший бонус, да, но не обязательство.

Ответить
0

Так я с этим и не спорил - просто указал, что с чьей-то точки зрения Тлоу2 недостойное ЛГБТ-говно, а Персона 2 унылая анимешная дрочильня, а вот определенные игры с ПС1-2-3 реально интересны и более чем заслуживают траты на них времени, так-то всякие там JRPG и TRPG довольно хорошо сохранились ввиду специфики жанра, который с тех пор заметно ослабел. Вкусовщина.

Ответить

Комментарии

null