Хадзимэ Сораяма и его пинап гиноиды. История жанра, биография творца, игровые воплощения. УЛЬТРАЛОНГ.
Скандальная кибергизация канонов западной красоты руками дарования с востока и стильное обнажение её тёмных потаённых уголков - данное словосочетание пускай и звучит невероятно грозно, но как нельзя лучше отражает путь художника-гиперреалиста Хадзимэ Сораямы. Ранее я уже упоминал данного деятеля в статьях о Cyberpunk 2077.
Сегодня я постараюсь дополнить тамошние упоминания, а заодно расскажу о "приколотых" девушках, их влиянии на эталон женской красоты в Америке XX века, а также о метаморфозах, случившихся с жанром пинап, и их отражении в игровой медиа. Отмечу, что настоящий текст также является частью импровизированного цикла, теперь включающего две статьи, об интересных мне художниках Страны восходящего солнца.
Напоминаю о возможных ошибках в оформлении, за что заранее извиняюсь. Приступим.
Хадзимэ Сораяма - это японский художник-иллюстратор, прославившийся на весь мир своими суперреалистичными и вызывающими, порой откровенно провокационными изображениями роботов-гиноидов.
Гиноид - разновидность андроида, имеющего ЯРКО выраженную женскую внешность, граничащую с идеальной. В отличие от английского, в русском языке слово гиноид мало распространено и используется для правильности определения половой принадлежности робота или киборга.
Будущий гений появился на свет 22-го февраля 1947-го года. Дом - живописный город Имабари, что на острове Сикоку в префектуре Эхимэ региона Сикоку.
Несмотря на сопротивление семьи, в частности, отца - он считал, что нужно лучше учиться, дабы занять хорошее место в обществе -рисование достаточно рано стало основным увлечением Хадзимэ. Подростковый возраст - особенный этап в жизни не только нашего героя, но и любого человека на планете, сопровождался естественным повышением интереса к противоположному полу. Он часто заглядывался на девушек и пробовал их рисовать.
Вообще-то, в детстве я рисовал не так уж и много. Люди выдумывают обо мне всякие случайные факты, но в детстве я был таким же тупым [dumb], как и любой другой ребёнок (смеётся).
По-настоящему же Сораяму увлекли развороты набирающего популярность и добравшегося до японского рынка детища Хью Хеффнера - журнала Playboy. Они сподвигли парня начать изучать анатомию, перенося на бумагу изгибы моделей экзотичной глазу новоявленного художника внешности. Со слов Хадзимэ, в те времена он видел в женщинах ещё и современных богинь, но осмыслить своё чувство удалось позднее.
В 1965-ом году наш герой закончил школу Имабари Кита и отправился поступать в христианский университет Сикоку Гакуин. Поступление не вызвало проблем, даровитый молодой человек знал куда идёт. Спустя несколько месяцев, пообвыкшись, он зачастил в художественные лаборатории факультета искусств. Там Хадзимэ буквально обрёл второй дом. Помимо близких по духу людей и разнообразного инструментария в мастерской, повсеместно его окружали и книги. Самое большое впечатление парень испытал от прочтения текста Макото Оды “Я пойду и всё увижу”, посвященное странствиям самого автора по Европе и Азии с бюджетом в 1$ в день. Незаурядное произведение, заслуженно ставшее бестселлером в виду совмещения взгляда чужака и жёсткой экономической составляющей путешествия. Макото в будущем - видная фигура в среде японских пацифистов, участник многочисленных протестов против войны во Въетнаме, ярый противник травли в СМИ и не только.
После прочтения Сораямой его книги, вторым по важности увлечением парня стало изучение английской литературы и древнегреческого языка. Новые открытия позволили осмыслить ускользавшее - многие фотографии из Playboy'я напоминали божественные, властные и сильные образы японских храмовых полотен, но так как журнал мистера Хеффнера был детищем далёких земель, культурные черты отличались и разжигали ещё больший интерес. Мир за пределами японского архипелага манил Хадзимэ. Помогал этому и послевоенный период принудительного становления страны на новые рельсы под началом США.
В 1967-ом году на свет появилась первая масштабная работа Сораямы - "Pink Journal" или "Розовый журнал".
Я придумал штуку под названием "Розовый журнал", эротический журнал, высмеивающий профессоров (смеётся). Мы работали над ним с друзьями, и решили развесить листовки по всему кампусу, пока никого не было. Я случайно пробрался в женский туалет, и, кажется, я был единственным парнем, кто отважился это сделать (смеётся). Студенческий совет и вся школа отвернулись от меня, а остальное уже история. Мне досталось по полной, но, думаю, я это заслужил.
(...) изначально меня арестовали за то, что я нарисовал маленькую пинап-девушку. Люди сразу поняли, что это я, потому что во всём кампусе никто не обладал необходимыми навыками, чтобы нарисовать что-то подобное (смеётся). Наверное, это благословение, замаскированное под проклятие (смеётся).
Что было в "Розовом журнале"? Неизвестно.
С точки зрения содержания "Розовый журнал" был заклеймён вульгарным намерением совмещения западной разнузданности и японского колорита. Работа вызвала шквал критики со стороны как преподавательского состава, так и многих сокурсников. Такого поворота Хадзимэ не ожидал и попросил о переводе. Прошение не было одобрено и он ушёл из университета, громко хлопнув дверью. Осозновая свою тягу к рисованию, его выбор пал на более прогрессивную художественную школу Тюо в Токио, где наш герой начал углублённое изучение изобразительных искусств и различных их стилей. Школа отняла всего год жизни, и после, по окончании в 1968-ом, в возрасте 21-го года, Сораяма очень быстро получил работу в рекламном агентстве. Должность - штатный иллюстратор.
Несмотря на продолжительный срок работы (аж четыре года), важнейшие уроки были вынесены не из доступного инструментария или ещё чего-то, но из сосуществования в коллективе. Сораяме это не понравилось и в 1972-ом он перешёл на полную самозанятость как фрилансер-иллюстратор.
А теперь следует сделать отступление и углубиться в исторический контекст, дабы разъяснить ситуацию с неприятием некоторых современников творчества Сораямы. Дело в том, что ещё со средней школы его интересовало направление Pin-up или Pin up, или же Пинап.
Считается, что впервые слово пинап прозвучало в 1941-ом году, хотя праобраз - увешанные фотографиями девиц стены - начали распространятся ещё в 1890-х. Французский художник Жюль Шере был первым, кто начал рисовать кокетливых девушек на плакатах. В это же время набирала обороты кампания в защиту прав женщин. Независимая и самодостаточная "девушка Гибсона" стала символом красоты на целых двадцать лет.
Её изображения украшали посуду, постельное бельё, зонтики и пепельницы. Автор радовал женскую аудиторию, наделяя своих моделей одновременно эфемерностью и способностью доминировать в мужском обществе. Первый американский стандарт красоты, а именно так называли "девушку Гибсона" будоражил умы до Первой мировой войны. В 1920-1930-е гг акценты начали смещаться и анемичная бледноватая девушка была заменена более сексуальной и улыбчивой, которая и оказалась в центре будущего жанра пинап.
Основа пинапа это изображения беспечных, радостных и просто красивых девушек общепринятого стандарта 90/60/90 в различных стилях. Воплощение мечты уставшего от жизни и одинокого дальнобойщика, работяги с завода или солдата.
Знаковое направление зародилось как развлечение-на-пять-минут. Художники брали референс и, например, отрабатывая рекламный заказ, занимались ничем иным как перерисовкой фотографий, стараясь успеть выполнить оговореннное в, зачастую, крайне сжатые сроки.
Среди различных пинап-приёмов наиболее устоявшимся оказался ретро-постер, в своём чёрно-белом исполнении напоминающий как нуар, так и фильмы ужасов, а также ВСЕГДА предназначенный для неофициального использования... Учитывая частое полуобнажение героинь сценок, не того "неофициального", о котором вы подумали. Речь о "прикалывании" плаката к стене. Pin-up то и означает, ваш кэп. Сей графический стиль вырос из распространённых в армии, на предприятиях и фабриках стен коллекционирования фотографий популярных актрис, моделей, певиц и так далее.
Как не сложно догадаться, многие изображения вырезались из газет, журналов, календарей, открыток и т.д. Неразрывная связь пинапа и модельного бизнеса, рекламы, кино, а также других направлений создания кумиров и образцов для подражания также для многих очевидна.
Ранней ласточкой на большой сцене стала всем известная работа Макса Флейшера, аниматора Paramount pictures. Похождения девушки по имени Betty Boop длились 99 серий в период с 1932-1939 гг.
Тем не менее, смелость братьев Флейшеров, а образ мисс Буп дорабатывался братом Макса - Дэйвом, была вознаграждена и Бетти по сей день остаётся крайне узнаваемой героиней и одним из символов американской мультипликационной индустрии. Занятые художники не останавливались не перед чем, дабы вывести популярность направления на новый уровень массовости и профитности тоже, хехе.
Параллельно развивалась индустрия печати, постеры становились всё более детализированными. Во времена Второй мировой войны идея "стен бодрости духа и любования" расцвела пышным цветом, а одной из самых известных моделей времён зарождения жанра пинап стала Бетти Грейбл. Её фото и плакаты украшали казармы солдат-участников и были одним из сильнейших мотиваторов, поднимающих дух перед очередной операцией.
Синонимом же пинапа признают дьявольскую Бетти Пейдж. Её искренняя улыбка, дерзкие синие глаза, непринуждённые позы вызывали неприкрытое желание у многих и многих. И работавшие с Бетти коллеги, и просто ненароком заметившие постер не оставались равнодушными.
Необычна и судьба королевы пинапа: исполненное насилием детство в многодетной семье, развод родителей, тяжёлая юность в приюте, забота о сёстрах. Сложные условия закаляли девушку, она окончила школу, имея второе место по успеваемости в классе, а позднее получила диплом преподавателя. Карьера актрисы хоть и привлекала Бетти, но была чем-то "на периферии". Всё изменила встреча с фотографом Джерри Тиббсом - внештатным сотрудником полиции и лучшим другом начинающих моделей-манекенщиц. Он дал нужные советы, касающиеся образа и вуаля, девушка проснулась знаменитой.
Я не пыталась стать кем-то. Я просто была собой.
После публикации на развороте юбилейного номера Playboy от 1955-го года карьера мисс Пейдж уже не сбавляла оборотов. Eyeful, Wink, Beauty Parade, Titter, Bold и другие журналы хотели видеть её на своих страницах.
Конечно, были и другие знаковые фигуры и образы. Например, толстушка Хильда, сломавшая сложившийся стереотип стройной = красивой девушки и существенно повлиявшая на видение других художников. Автор - Дуэйн Брайерс. Года работы в рекламном бизнесе не пропали даром и весь опыт, полученный от росписи интерьеров и написания картин, где заглавной темой была жизнь в техасской глубинке, он использовал для создания серии артов с неунывающей пышкой Хильдой.
Забавные сцены вызывали как улыбку, так и вожделение. Чувство юмора автора и яркий стиль, в том числе, помогали и неуверенным в себе, зацикленным не несовершенстве своих пропорций, женщинам перестать беспокоиться по таким мелочам.
Отсутствие рядом других людей, акцент на обнажённых частях "неидеального" тела, что постоянно невольно прикрываются стали отличительными чертами работ Дуэйна. Жизнерадостная девушка, искренняя и непосредственная стала для многих примером и научила не расстраиваться даже в самых, казалось бы, страшных и безвыходных ситуациях.
Другим известным примером двигателем жанра пинап является мисс "осиная талия" Бетти Бросмер. Девушка взорвала рекламный бизнес в какие-то 13 лет. К 16-ти годам она уже складировала множество титулов "Мисс фигура", "Мисс ТВ", "Мисс Голубые глаза" и так далее.
Различные изображения, фото, обложки и арты с её участием либо становились референсом либо изначально были частью пинапа.
Резко взлетевшая в конце 1940-х и вплоть то 1955-го остававшаяся эталоном красоты и одной из самых востребованных моделей, Бетти создала канонический медиаобраз игривой блондинки. Что случилось после 1955-го? На Голливуд свалилась её величество Мэрилин Монро. А точнее Норма Джин Бейкер - настоящее имя мисс Монро - набрала критическую массу популярности, затмив всех и вся.
24 апреля 1961-го года Бетти выйдет замуж за легендарного культуриста, со-основателя международной ассоциации бодибилдинга, инициатора конкурсов Мистер и Мисс Олимпия - Джо Вейдера. Ещё позже вместе они станут покровительствовать как здоровому образу жизни, так и некоему Арнольду Шварценеггеру - семикратному обладателю титула Мистер Олимпия.
В добавок к перечисленным дивам можно добавить Кэрол Лэндис, Веронику Лейк, Джин Роджерс, Лилиан Рот (погубила карьеру вредными привычками), Мэри МакДональд, Барбару Хэйл (сериальная дива), Аву Гарднер, Аннэ Гвин (звезда фильмов ужасов и "королева крика"), Патрицию Эллис (актриса и певица), Эстер Уильямс (известнейшая спортсменка-пловец), Лану Тёрнер, Лупе Велес (одна из главных звёзд золотой эры Голливуда)
и, конечно же, спасительницу Энди Дюфрейна - Риту Хейворт,
а также идеальный антипод и хорошую подругу Мэрилин Монро - Джейн Рассел.
Одна хрупкая и неуверенная в себе блондинка, другая - дерзкая, знающая себе цену брюнетка. Очередные легендарные актрисы и не только, пышущие жизнью, оказавшиеся прототипами для пинапа, передавшие часть своей энергии рисункам и фото.
Я думаю, что примеров достаточно... Ну ладно-ладно, пара слов таки нужно сказать. Долгие десятилетия эволюции как "приколотых" девушек, так и канона женской красоты на экранах должны были завершиться взрывом, что навсегда изменит культурные ландшафты населения не только Америки, но и всего мира.
Со её смертью завершилась и золотая эпоха становления канона женской красоты на больших и голубых экранах. В последующие десятилетия стандарты будут неоднократно пересмотрены и расширены, но классика останется, дабы напоминать и вдохновлять новые поколения художников, мейкаперов, парикмахеров, костюмеров, рекламщиков и т.д. Естественный процесс.
Так, теперь точно всё. Перейдём же к "творчеству по мотивам", что заявлено в названии настоящей статьи. А именно к самим постерам. Как я уже писал выше, в нынешнем своём виде и понимании стиль пинап заявил о себе в первой трети XX века и быстро набрал огромную популярность. Его важной отличительной чертой был "нечаянный" эротизм. Неизменная демонстрация прикритой наготы всегда должна оставаться на периферии зрения. Только намёки, никакой прямоты - правило, которому придерживались абсолютно все художники. Разжигание аппетита как цель, а готовое блюдо - то задача повара в воображении.
Улыбающиеся и полураздетые, принимащие кокетливые, часто игривые позы девушки, что скрывают от читателя/зрителя что-то очень важное. А причина тому - случайность, приведшая к соскочившему бюстгалтеру, разъехавшейся по швам юбке, слетевшей ночной рубашке или же внезапному появлению в зеркале примерочной отражения задумавшегося работника магазина одежды.
В смутные времена Второй мировой войны героини то и дело появлялись на фоне боевой техники или оседлав очередной самолёт/танк/ракету.
В 1950-е акценты сместились и всё чаще девушки появлялись на пляжах, в отелях, направляя восстанавливающийся послевоенный мир в русло отдыха, покоя. Многие отчаянные художники добавляли и наготу, по-прежнему получали минусы, но уже в меньшем количестве.
За прошедшие десятилетия жанр превратился в обыденность и вызывал всё меньше желания сорвать-и-сжечь. Не последнюю роль играла и высокая прибыльность. Появились модели, работающие исключительно как пинап-девушки (pin-up girls). Некоторые из перечисленных выше моделей к ним и относятся. Их работа очень хорошо оплачивалась. Не редки были случаи, когда на красивые фотографии уходил почти весь бюджет выпуска, при этом около 50% получала модель.
На волне новых настроений, в 1955-ом, появится и и не раз помянутый Хью Хеффнер со своим Playboy, что так сильно повлияет на Хадзимэ Сораяму. Статья ведь о нём, вы ещё не забыли?
На сегодняшний день существует поистине бесчисленное количество пинап постеров, открыток, обложек и так далее, стиль используется повсеместно и давно укоренился в общественном сознании. Придётся повторить, но простые, воздушные, даже романтичные изображения соблазнительных моделей в различных ситуациях обязаны своей популярностью всему описанному выше в той же степени, что и художникам, среди которых следует выделить и Джорджа Петти, и Чарльза Гибсона и того же Альберта Варгаса.
Следует выделить ещё одного, не менее важного художника. Восполнять пробел отправимся в Нью-Йорк, в "чертоги" Луи К. Мейзеля, автора множеста книг о фотореализме, жанре пинап и современном изобразительном искусстве.
Помимо прочих достижений, Луи является обладателем одной из самых больших коллекций разнообразного пинапа, за что другие коллекционеры прозвали его королём. На площади в 19 000 квадратных метров располагаются более тысячи картин разных времён. Днём рождения же галереи мистера Мейзеля стала картина Джила Элвгрена, приобретённая в 1970-ом году за приличные 300 долларов. А Джил это один из самых влиятельных авторов пинапа XX века, настоящий классик американской школы иллюстраторов.
Среди работ мистера Элвгрена есть не только забавные сценки с горячими девушками, но и масштабные рекламные заказы, среди которых и Coca-Cola, и Sealy Mattress Company, и General Electric.
Устроившись на первую серьёзную работу в 22 года, 1936-ом году, уже в 1944-ом Джилу удалось заключить контракт с самими Brown & Bigelow - преуспевающими производетелями календарей и рекламной продукции. Задача Элвгрена - рисовать 20 пинап-девушек в год. Оплата - 1000$ за каждую. Не работа, а сбывшаяся мечта, что привела к работе с ведущими журналами. Будучи отличным фотографом и человеком со вкусом, он играючи выбирал девушек, делал снимки, а после рисовал.
Я стараюсь поймать девушку в какой-нибудь неподходящий момент, который сейчас исчезнет. Это придаёт фотографии естественность. Немалое значение имеет и классическая фраза: лицо 15-летней, тело двадцатилетней и минимум одежды [хаха].
Джил прожил хорошую жизнь. Даже перед смертью от рака в 65-летнем возрасте он продолжал тайком рисовать пинап. Все силы покидающего жизнь тела он вкладывал в любимое дело, эстетическая основа которого - оптимизм и необыкновенная лёгкость. Случилось это в 1980-ом году. Бытует мнение, что со смертью Альфреда Хичкока в том же 1980-ом полностью закончилась золотая эра Голливуда и времена в королевском искусстве изменились окончательно. Об искусстве пинапа можно сказать то же самое. Тем более за пару лет до этого, в 1978-ом, Хадзимэ Сораяма нарисовал своего первого робота.
Кажется, что подобная задумке Сораямы, до какой-то степени брутальная трансформация жанра могла произойти только в Японии 1970-1980 гг. Небывалый рост Страны восходящего солнца на фоне Холодной войны СССР и США, влияние её технологического прогресса на искусство разных стран и зарождение жанра киберпанк. Отличная среда. Сама Аматэрасу велела соединить пинап и роботов. Идея появилась спонтанно. Подготовка презентации плаката компании Suntory и использование референса C-3PO из "Звёздных войн" привели дизайнера Хару Коити к своему хорошему другу Хадзимэ Сораяме. Последний, тот ещё перфекционист, знающий цену репутации, а также уже наблюдавший последствия срыва сроков сдачи материала, не долго думая выдал новый образ известного "цилиндра на колёсиках".
Прошло чуть меньше года, наступил 1979-ый и волею-судеб наш герой вернулся к тому изображению, кое-что изменил, попробовал так-и-эдак, лучшим вариантом оказалось соединение механизмов роботизированной машины и сексуального женского тела. Для получения новой "смеси" Хадзимэ добавил к C-3PO человека-машину Марию из великой кинокартины Фрица Ланга - "Метрополис". Так и родился тот самый "Sexy Robot", часто упоминаемый в интервью Сораямы, но в самой первой версии не доживший до настоящего момента.
[Работая для Suntory], я представил эскизы, но мне сказали, что я "не могу делать такие смелые позы". Но один из эскизов таки получил зелёный свет от начальства, и именно его я нарисовала в стиле, который теперь называю своим. Когда люди смотрят на эскизы без хромированной текстуры, они представляют себе обнажённые тела. Но простая замена текстуры моих девушек на хром/металл заставляет людей воспринимать их по-другому. Я никогда не думал и не палнировал получать за деньги за такую работу, но в итоге мне заплатили.
Линии и изгибы предлагают зрителю представить обнажённых женщин, но замена и корректировка некоторых деталей может сделать их "футуристичными" [честный обман].
Предчувствие будущего, новой реальности как нельзя лучше сочетались с манящими изгибами тел, присущими роботам деталями и светом, падающим откуда-то из-за пределов границ холста, дабы быть отражённым от ноги/руки/груди/бедра и ослепить этим блеском вожделеющего наблюдателя.
Добиться столь впечатляющего результата удалось с помощью аэрографии - крайне не простой техники, требующей терпения и долгих месяцев/лет занятий. Автору настоящего текста она известна не понаслышке в виду описанной для конкурса от FunPay истории оформления компьютерного клуба Nirvana (которую можно с комфортом прочесть благодаря любезноcти Shadow), после которой мне поступило предложение попытать силы в автомобильной аэрографии. Поприсутствовав непосредственно в процессе я решил, что хоть это и интересно, но рисование банальных волков, скорпионов, аниме и прочего быстро надоест.
Задача художника-аэрографа это скрупулёзное нанесение на поверхность жидкой или порошкообразной краски. Делается это при помощи специального оборудования - аэрографа, по сути баллона с красителем, напоминающего пульверизатор. Очевидным плюсом работы сжатым воздухом являются плавные, реалистичные переходы и цветовая насыщенность.
Возвращаясь во вторую половину XX века, я отмечу, что аэрография не имела распространения на территории Японии, а главным популяризатором техники стала Харуми Ямагути - художница, прославившаяся в 1970-1980-х гг.
Направление её стиля - вариация пинапа.
Харуми родилась в 1941-ом году в Мацуэ, административном центре префектуры Симанэ.
Она окончила кафедру живописи Токийского университета, после чего начала подалась иллюстрирование. Рисование давалось ей легко, так почему бы не попробовать развить этот навык? Уже в конце 1960-х девушку пригласили в компанию PARCO - известную прогрессивную и очень прозападную японскую сеть магазинов.
Помимо торговли, в PARCO уделяли много внимания инициативам в области культуры. Харуми сразу начала карьеру в качестве главного иллюстратора, что большая редкость и удача. Спустя несколько лет, в 1972-ом году, она доросла до полной творческой свободы и начала создавать аэрографические рекламные материалы. Причина выбора очевидна - данная техника приковывала взгляды своей реалистичностью, вызывая ассоциации с иным уровнем работы компании относительно конкурентов.
А центральное место в своём видении рекламы Харуми отдала разнообразным женским образам. Коммерческая жилка проявила себя, не иначе.
Знакомые глазу европейца и американца лица украшали страницы журналов, буклетов, программ и т.д.
Мощь здорового консьюмеризма во всей своей красе: стремление направить желания потребителей в русло высокого, направить людей к разумным нуждам.
Арт Харуми взорвал и рынок, и публику, моментально став классикой японской иллюстрации. Прошло ещё несколько лет и в 1978-ом PARCO издали альбом "Harumi Gals". Основная тема это творчество именитого штатного художника мисс Ямагути. Среди причин свалившейся популярности - помимо уже озвученных и релевантных как для Сораямы, так и для Ямагути мастерства, роста японской экономики и технологического рывка во многих сферах жизни - стоит отметить и увеличение роли различных движений за права женщин.
Здесь-то и оказался кстати прогрессивный взгляд PARCO: компания соответствовала духу времени, постоянно совершенствуя всё, от канцелярии и аппаратуры до одежды и взглядов сотрудников. Корректировка курса происходила постоянно.
Новое поколение женщин Японии, что стремились к независимости нашли отражение в работе сети магазинов и как сильные рекламные образы. А талант Харуми и её уникальная техника, доселе невиданная на японской земле, но популярная на западе - всё это добавляло веса замыслам PARCO и их ИРЛ воплощению.
Наиболее осведомлённые деятели японской интеллигенции видели в свежих рекламных решениях деконструкцию хорошо известного нам отвязного направления пинап, что занимало большое место в умах американских маркетологов. Творчество Харуми представлялось исследователям хоть и пародийным, но более серьёзным, вдумчивым и изящным ответом западной сексплуатации.
Работы мисс Ямагути поразили Хадзимэ. Его собственные рисунки хоть и были крайне хороши, анатомичны и реалистичны, но аэрографическая живопись производила впечатление совершенно иного уровня качества и глубины.
Настало время. Сораяма нашёл идеальное дополнение к инструментарию выражения своих фантазий. Помимо акриловых красок и карандашей отныне в руке мастера постоянно появлялся аэрограф. Визитная карточка художника явилась миру уже в 1983-ем году. Книга-сборник картин издательства Genko-sha под названием "Sexy Robot" (давно вертевшееся на языке словосочетание) включал великое множество изображений, от ранних человеческих моделей до современных дате релиза книги роботизированных фемботов. 80 страниц, под завязку забитых отборным контентом для ценителей идеальных форм ручного исполнения.
Хадзимэ проснулся известным. Его органически-металлические полулюди-полуроботы вызвали фурор, создав вокруг автора некое подобие культа. Следующая книга Сораямы с говорящим названием "Pinup" издательства тех же Graphic-sha появилась на свет уже в 1984-ом.
Её содержание отличалось разнообразием относительно предыдущего сборника.
Тяга к реализму осталась на месте, а качество исполнения выросло ещё сильнее. Легко прослеживались элементы милого сердцу Хадзимэ пинапа и свежего киберпанка. Сияющие автомобили, детализированные овощи и фрукты, хромированные девушки гиноиды в манящих позах - всё это в отныне легко узнаваемом фотореалистичном стиле. Очевидно, что большинству читателей врезались в память именно девушки-киборги. Грёзы о будущем, что стало реальностью, подъём киберпанка, увеличение темпа жизни в виду повсеместной автоматизации - пресловутый дух времени и его чарующие воплощения. Кристально чистые технологии, возвысившиеся над политикой, экономикой, национальными ценностями.
(...) иллюстрация - это не дело эмоций или страхов, но опыт, который естественно вытекает из логического мышления.
Рецензенты и критики хоть и подмечали засилье обнажённых женских тел, ни у кого не хватало духу назвать работы мастера разновидностью вульгарного фетишизма или тем более порнографии. Напротив, многие отмечали, что гиперреалистичная манера Сораямы уже явным образом влияла и встречалась в работах других авторов, двигавшихся в иных направлениях. Картины главного героя настоящей статьи становились полезными в виду вдохновения на подвиги окружающих как почитателей, так и ненавистников. Одни желали утереть нос мастеру, другие - проверить на прочность свои навыки, а третьи - научиться рисовать как Хадзимэ.
(...) суперреализм работает с технической проблемой того, насколько точно и близко можно подойти к объекту [технологии позволяют едва ли не оказаться в шкуре творения].
До конца 1980-х выйдет ещё четыре книги и один видеофильм "Видео-иллюстрация", где даровитый художник продолжит ломать стереотипы, раздвигать рамки и всячески провоцировать и содержанием, и искусством исполнения.
В 1986-ом году Сораяма поможет с созданием образов для аниме "Humanoid", а также оформит обложку книги Бертольда Хорна "Зрение роботов".
До конца декады 1980-х творения Хадзимэ появятся в рекламе именитых производителей и издателей, в 1988-ом будет создана первая 3D скульптура гиноида, проведена первая персональная выставка в The Seibu Department Store, а 1990-е начнутся как с новых книг, так и с новых заказов. Например, эксклюзивный постер для фильма "Голый завтрак" Дэвида Кроненберга.
В новом десятилетии популярность также не оставит Сораяму. Он нарисует пару обложек к нетленке "Cutie Honey" авторства отца меха Го Нагаи (профессор из Armored Core 6, ага).
Некоторые фанаты творчества напишут о влиянии сексуальных женщин-киборгов Сораямы как на отдельные животрепещущие сцены свежей манги "Призрак в доспехах" от Масамунэ Сиро (первое издание - 1989 год), так и на образ главной героини Мотоко Кусанаги.
В дальнейшем Хадзимэ проиллюстрирует постер японского релиза "Живой мертвечины" 1992-го года от Питера Джексона, изображения гиноидов появятся в "Патруле времени" с Ван-Даммом от 1994-го года, при создании "Космических дальнобойщиках" 1995-го года Сораяму задействуют как дизайнера для Bio Mechanical Warrior, в киноверсии "Спауна" 1997-го года Хадзимэ напишет несколько концепт-артов.
Параллельно всё выходили и выходили книги, проходили и проходили выставки, коллекция работ всё копилась и копилась.
Вопреки расхожему мнению, Сораяма это не только гиноиды.
[меня вдохновляет] всё в природе. Всё, что происходит в моей жизни. Когда я уделяю время рисункам, мой мозг начинает автоматически блуждать в поисках чего-то...
Среди интересующих его направлений большое место занимают люди,
преимущественно девушки.
Разнообразные роботы.
Животные.
Вымершая фауна и динозавры.
Рыбы.
И даже рыболюди.
Все они непременно улучшены стальными костями и глазами лазерами и составляют поразительный ансамбль, коим хочется любоваться снова и снова. Не в последнюю очередь благодаря чудесной технике рисунка и умению автора "ходить по лезвию", не падая в пропасть открытой вульгарщины.
В творчестве много табу, поэтому всегда речь идёт о поиске способов вписать эти табуированные темы в наши социальные рамки. Те, кто не может найти способ это сделать, часто попадают в тюрьму или психушку. Речь о том, чтобы найти границу, где тебя могут посадить в тюрьму или отправить в больницу. Можно как бы увидеть, когда человек перегнул палку. "Пионеры" обычно сталкиваются с последствиями, поэтому я стараюсь быть немного позади них.
Одна из очевидных и сильных сторон работ Хадзимэ - стремление выйти за пределы возможного, покинуть границы реальности, используя её же в качестве молота, дробящего жёсткие рамки.
Вызов, брошенный чувствам приличия и безопасности публики, отлично ложится в концепцию рекламы, но не ограничен использованием лишь как привлекающая внимание красная тряпка.
Я рисую то, что мне нравится, что вяжется с моим чувством пркрасного. А интерпретация картин [и общего вектора идеи] - личное дело каждого.
Можно сказать, что Хадзимэ посчастливилось оказаться в пост-человеческой эпохе. Расцвет его сил пришёлся на время переизобретения жанров и открытия новых тропов. Тем не менее, удачный момент это далеко не всё. По-настоящему ценят тех творцов, что очутившись в правильном времени/месте не пропадают во вспышке мимолётного успеха, но прокладывают пути дальше и выше.
Сораяма удачно интегрировал природу и людей в роботизированный мир технического прогресса.
Среди различных рецензий на творчество Хадзимэ встречаются и упоминания художников эпохи зарождения пинапа вроде тех же Джила Элвгрена и Альберта Варгаса. Сравнение не уводит в дебри, но чётко следует контексту - Сораяма, как и пионеры/значительные персоны жанра пинап, выводит чувственность на новый уровень и создаёт прочный фундамент для свершений будущих поколений. Привлекательность гиноидов разжигает пламя в сердцах и умах (и штанах, хехе).
А подчёркнуто мрачный эротизм большинства картин позволяет расширить область творческих изысканий.
И даже ударить по то и дело озвучиваемым мыслям о потере японцами национальной идентичности в погоне за западными тенденциями и полной автоматизацией своей жизни. Некоторых граждан страны, по мнению Сораямы, подобные настроения приводят к отчуждению, к одиночестве даже в окружении любящих людей.
Новейшие технологии мешают проникнуться эмоциональным состоянием и люди отдаляются. Не все, но проблема имеет место быть. Поиски отдельных персон приводят к искусственным отношениям, где полная покорность партнёра сравнима с обладанием часами или телефоном.
Поэтому даже сугубо жизнеутверждающие изображения кажется что-то скрывают, грозят бесконечными удовольствиями в духе "Восставшего из ада". От идеальности форм веет загробным холодом. В этот момент Хадзимэ широким взмахом уничтожает стерильность, демонстрируя тёмную сторону человеческих страстей.
Демонстрирует жёсткую естественность и бескомпромиссную эмоциональность.
Воинственность не чужда нашему герою. Блестящие металлические тела легко превращаются в доспехи, а странные фаллические приспособления - в мечи.
Есть над чем задуматься.
Впрочем, Хадзимэ не был бы собой, если бы не попытался и выдать что-то экстравагантное. Речь о совмещении объектов военной тематики, черепов, сексуальности и стали.
Выглядит и как дразнящее оправдание силы, несущей смерть, и как чёрный юмор.
Сораяму спасает минимализм, его рамки цепко держат взгляд почитателей и ненавистников. Первые указывают на любое мало-мальски заметное изменение как на откровение, а вторые выносят приговор - однообразие и...
Крайности, а правда, как обычно, где-то посередине.
Как я уже писал выше, а некоторые из читателей явно неоднократно замечали - многие арты очень сильно напоминают кадры из кино, рекламы, видеоклипов, даже обложки альбомов тех или иных музыкальных коллективов. Чутьё вас не подводит. Хадзимэ частенько отдаёт должное своим идолам, беззастенчиво доходя в этом до полной перерисовки в своём уникальном стиле.
Всё верно, Хадзимэ создал дизайн робота-собаки AIBO от Sony, что на рубеже тысячелетий стреляла удачными и прибыльными идеями как из пушки. Определённые яркие моменты деятельности компании в игровой сфере я разбирал в истории From Software.
Дизайн AIBO выиграл Гран-при за лучший дизайн 2000-го года в Японии, высшая похвала для дизайнера, выше уже некуда, хехе. За церемонией последовал "ещё более мощный удар по голове" Сораямы - робопёс (не Spot от Boston Dynamics) удостоился чести находится в постоянной коллекции американского музея современного искусства (MoMA), что находится в Нью-Йорке, а также Смитсоновского института.
В довесок, на выставке компании Nike под названием "White Dunk Project" от 2004-го года организаторы добавили пса Хадзимэ в число японских спецхудожников, а Паоло Антонелли описал AIBO в своей книге "Объекты дизайна", изданной музеем современного искусства Нью-Йорка. Прорыв так прорыв.
Примерно в то же время, а точнее в 2001-ом году, Aerosmith выпустили альбом "Just Push Play", где на обложке красовался один из первых гиноидов Сораямы - линия Монро, хехе.
На протяжении первого десятилетия 2000-х статьи о киборгах Хадзимэ то и дело появлялись в изданиях Penthouse. Съёмочная группа канала Playboy TV побывала дома у Сораямы, на некоторых его выставках. Итог - большой спец-репортаж и шоу от 2006-го года о жизни и творчестве сами-знаете-кого.
Следующее десятилетие, 2010-ый год, началось с новой книги Sorayama Masterworks.
На этот раз акценты ещё сильнее сдвинулись в сторону ностальгии. От возраста не сбежишь. В 2012-2013 гг Хадзимэ провёл много времени в компании известного американского дизайнера Марка Эко. Они создали три совместные коллекции. Под вдохновением, уже в 2013-ом, на прилавках неожиданно появился полностью оригинальный сборник "Vibrant Vixens" и "Трепещущие лисицы".
Сотрудничество с различными голливудскими студиями не прекращалось в новом тысячелетии. Новый сборник с незателйивым названием "STAR WARS ART CONCEPT" увидел свет в том же 2013-ом году и был посвящён, очевидно, "Звёздным войнам". Незадолго до продажи прав Disney'ю, Джордж Лукас лично обратился к Хадзимэ и попросил освежить образы дроидов. Получившиеся арты я уже показывал выше. После случилось участие в коллаборации PUSSYCAT! KILL! KILL! KILL! 2014, далее Sexy Robot GIGANTES 2015, потом SORAYAMA HIOSHINA 2016 и наконец последняя книга на данный момент COMPLETE MASTERWORKS вышла в 2017-ом.
И нет, я не тороплюсь. Дело в том, что последние пять сборников содержат не так уж и много новых рисунков, хотя и изменения в темах заметны.
И вновь нет, Сораяма не выдохся, он сосредоточился на различных скульптурах и ИРЛ перформансах. И как можно судить по датам участия и проведения мероприятий ниже - взрыв пришёлся на начало нулевых, то есть сразу после успеха с AIBO.
В 2010-х видение красоты Хадзимэ, проецируемое через идеальные пропорции хромированных телес, покинуло книжные рамки по вине распространения интернета. Проживаемые им 7-8 десятки оказались тесно связаны с большими помещениями выставочных залов и площадей. Узнаваемость работ Сораямы, сравнимая уже с гигеровщиной или с ужасами Бексински, отныне гораздо чаще заставляет его покидать свою мастерскую (а точнее мастерской становятся различные павильоны и галереи).
Причиной участившихся выездов-на-место стало и движение Hypebeast - эти люди охотятся за редкими экземплярами вещей. В настоящей статьей я неоднократно ссылался на их сайт, к слову. Так случилось, что модные дома и ранее заказывали у Хадзимэ дизайны, и количество лимитивированной одежды на руках хайпбистеров всё росло и росло.
Сораяма, сотрудничавший и с японской Mizuno, и американцами из Stussy, и с отцами скейтов из Darkstar, и голливудскими парнями из XLarge, всё пополнял и пополнял коллекции эксклюзивными разработками. Его подъём выше был лишь вопросом времени. Помогли тому и частые выставки.
Залитые "светом божьим" залы, теперь более ярким, отражаемым настоящими металлическими гиноидами, ослеплял публику. Сей формат увеличил силу воздействия, "живые" экспозиции сексуальных роботов, тех самых самых женщин-киборгов напоминали ожившую фантазию.
Успех данных показов, а также охота хайпбистеров за вещами приковали к стильному минимализму гиноидов взгляды различных представителей люксовых брендов вроде компании Roger Dubuis - это швейцарские производители элитных часов стоимостью в несколько сотен тысяч долларов.
В 2019-ом году в студию Хадзимэ приехал креативный директор дома Dior Ким Джонс. Изумлённый общением с художником, он с улыбкой предложил создать совместную коллекцию, посвящённую японским инновациям в областях робототехники и ИИ. Восторг директора Dior оказался столь велик, что для тематического показа сконструировали гигантскую статую гиноида и расположили сие великолепие по центру огромного зала.
Помимо Dior Сораяма сотрудничал с Bvlgari, Thierry Mugler, KAWS, BAPE, Nike и многими другими. Дизайны для одежды, обуви и аксессуаров отныне стали частью его повседневности.
В том же 2019-ом вышла визуализация трека 88rising & RHYME SO - Just Used Music Again.
Позднее, в 2021-ом к Сораяме обратились представителя того самого The Weeknd’a и предложили поработать над визуалом для клипа на "Echoes of Silence". Получилось нечто невероятное.
На пути сотрудничества с поп-звёздами случались и забавные эксцессы, как то же странное заимствование дизайнерами клипа и одеяний для Бейонсе.
Определённое сходство, конечно, имеется.
Сораяму данное событие озадачило, он решил напомнить о манерах и выдал "Хорошо бы спросить разрешения". За что получил от фанатов певицы немало критики. Они припомнили ему сходства гиноидов с персонажами Звёздных войнов, некоторые пошли дальше и наказали Сораяме получить разрешение на использование образа Марии из "Метрополиса" у потомков Фрица Ланга. Случилась та ещё комедия, ага.
"Какие высоты, какие люди, какие деньги..." - скажите вы. Но быт Хадзимэ едва ли изменился. Его родная среда осталась прежней. А где трудоголик Сораяма проводит 90% своего времени? Правильно, в мастерской, что находится на "рисовом поле размером с полгектара" или в токийском квартале Готанда.
"Проходите".
Несмотря на скромные размеры помещения, чего здесь только нет. Фирменные фемботы стоят рядом с горами старых диснеевских игрушек. Тут же разбросаны справочные материалы по анатомии, схемы человеческих костей и частей тела животных. Они лежат, и висят, зацепленны за две удочки, словно бельё. Рядом есть и бельё, женское. Для отца гиноидов беспорядок видится естественной средой. Такова его взрослая жизнь.
Я склонен коллекционировать то, чего раньше не видел. А ещё многие вещи кажутся мне эротичными.
[ПК] нет. Я думаю, что оттуда можно почерпнуть лишь поверхностную информацию. По-моему, по-настоящему глубокие темы и информацию лучше всего получать от фанатичных людей. Например, я рисую много самолётов, а более подробную информацию получаю непосредственно от авиационных специалистов. Правда, иногда информации оказывается слишком много. Однажды мне даже прислали конфиденциальную информацию (смеётся).
Так всё становится интереснее. Мне нравится включать в работу то, что удивило бы даже представителей индустрии. Так и другие мои работы кажутся им такими же безумными (смеётся).
В такое место впору начинать водить экскурсии, ахах. Это, отчасти, уже происходит, во время интервью.
Думаю, меня можно назвать художником, или смесью живописца и художника. Я избавлю вас от более подробной информации обо мне, потому что вы можете её найти в интернете, но я чувствую себя как Дон Кихот: вечно сражаюсь в проигрышных битвах. Я словно мчусь к ветряной мельнице, а со мной множество вещей из прошлого, те же мои пинап девушки, всё, что повлияло на меня в детстве, что я до сих пор не перерос. Можно подумать, что краски устарели, но я считаю, что использование этих вещей для создания света, прозрачности и отражения — это дело моей жизни...
У всех мальчиков на этой планете похожие интересы (...). Автомобили, динозавры, разное оружие и так далее. Насколько я знаю, это то, что мы будем боготворить вечно. Люди, как правило, перерастают эти вещи, чтобы лучше интегрироваться в общество, от чего сохранять интерес к перечисленному в 70 лет довольно сложно. Я, что называется, недоношенный ребёнок. Я всегда был таким, и люди начинают настолько из-за этого переживать, что называют это главной чертой личности [не переживайте, я сам разберусь].
Да, я всё ещё в детском саду.
Я также считаю, что андроиды-айдолы, такие как Хацунэ Мику, и ИИ в целом, хороши, и я смирился с новыми трендами (...). Впрочем, я не хочу ничего отрицать, даже если мне это не особо нравится. Я всегда шёл своим путём, сколько себя помню, и могу лишь надеяться, что больше людей начнут принимать вещи и [продолжать заниматься своим делом], а не тратить время на отрицание. (...) Культуры застаиваются, если их носители - люди - склонны отвергать новое.
Посмотреть со стороны, популярность героя статьи в высшей степени симптоматична для эпохи нейросетей. Неосозноваемое рвение утвердить главенство людей в искусстве. И настоящая статья также является подтверждением этого, ахах.
Мой контент постоянно удаляют, и я начинаю думать, что попал в чёрный список. Меня часто называют жертвой, но я никогда не думал о себе так. Напротив, чем больше я нахожусь в стрессе, тем сильнее желание дать отпор.
Например, Го Нагаи, один из самых легендарных мангак, подвергался преследованиям со стороны PTA (Родительско-учительской ассоциации Японии) за то, что "показывал детям обнажённую женщину", но он превратил эту негативную энергию во вдохновение и добился от продюсерской компании разрешения на его анимационный сериал "Cutie Honey" (1973–1974), просто закрасив обнажённое тело. Аналогично, существует множество способов обойти алгоритм Instagram [который автоматически цензурирует контент в Instagram]. Мы переоцениваем их, но ИИ может быть довольно тупым, знаете ли (смеётся).
У меня есть ещё работы, которые я пока не могу опубликовать. Мне придётся подождать, пока мир не созреет - быть может это случится уже после моей смерти.
Одна из историй в греческой литературе, которая меня интересует [это Пигмалион, история о любви скульптора к своему творению - Галатее и оживлении её силой богини Афродиты]... Концепции "Пигмалиона" и псевдо-Пигмалионов, их можно найти в таких фильмах, как "Бегущий по лезвию". Многие произведения, и фильмы в том числе, по своей сути и есть "Пигмалионы", (...) слишком много реальности часто приводит к угасанию интереса даже к сексу как таковому [спасает лишь воображение].
Вот почему мы часто чувствуем желание сбежать от реальности. Я часто рисую и творю, держа в голове идею Пигмалиона. На самом деле, я думаю, что любой, кто увлекается созданием скульптур и кукол, в чём-то похож на Пигмалиона. На самом деле, мы просто устали от реальности, понимаете? Например, скажем, я встречаю девушку, которая мне нравится. Но также я сразу начинаю думать, как я могу её исправить. Я думаю про себя, как я могу подправить определённые элементы, чтобы приблизить её к совершенству. Каждый хочет создать лучшую версию реальности, изменить всё согласно своему вкусу.
Меня всегда спрашивают, мои работы это искусство или порно? Честно говоря, я снимаю порно. Однако, в зависимости от вашего опыта, знаний и самообладания, вы можете считать это уже искусством. Если у вас ничего из этого нет… это порно (смеётся).
Япония всегда была политеистичной, задолго до контакта с европейцами, поэтому в культурном отношении она более либеральна к человеческим отношениям. Монотеистические культуры поклоняются своим богам, создавая статуи, но при этом считают кощунством создание чего-либо в духе своего божества, поэтому даже создание себеподобных андроидов/гуманоидов - вопрос дискуссионный. Нам, японцам, на это, в общем-то, плевать, и мы предпочитаем развлекаться, понимаете?Но даже среди нас есть консервативные люди с другими убеждениями. Я как раз разговаривал с тем парнем из студии Ghibli… Хаяо Миядзаки, да. Примерно в то время, когда я создавал для Sony собаку AIBO, тогда был разговор. Sony подарили ему одну, и Миядзаки сказал: "У нас есть собаки, зачем нам создавать воображаемую (смеётся)?" Но, как ни странно, студия Ghibli не против поиграться с различным программным обеспечением и ИИ. В общем да, табу, бывают разными в разных культурах.
[Смотрю ли я аниме, читаю ли мангу?] Честно говоря, я не читал мангу уже лет десять. Последняя, которую я читал, была авторства Акиры Ториямы. Он очень хорошо рисует женщин. Я, знаете ли, терпеть не могу тех, кто рисует плохо. Если первое, что я вижу, — это плохие рисунки, то всё, не могу наслаждаться произведением. То же самое с фильмами, музыкой и графикой (смеётся). Мои дочери обожают "Dr. Slump Arale-chan" и "Dragon Ball" из 1980-х.(...) После Ториямы-сана я мало что смотрел. Сейчас, посматривая на мангу и аниме, я думаю: "Ну, делайте как хотите" (смеётся).
Сотрудничество с производителями манги и аниме, тем не менее, то и дело случается, и выходящая в новом в 2026-ом году свежая итерация манги Масамунэ Сиро GiTS несёт немного Сораямы.
"Чем ты занимаешься для разнообразия?" - глупый вопрос, у меня нет других занятий, я постоянно думаю о работе. При этом я никогда не чувствую стресса, я всегда жду работу. Когда я просыпаюсь утром, картина, которую я собираюсь нарисовать, говорит: "Поторопись и сделай это, сделай то". Поистине, я раб своей работы (смеётся). Поэтому оставшуюся половину дня я работаю, тяжело дыша и стеная (смеётся).
Достаточно поятные и даже простые суждения всемирно признанного автора широкоизвестной творческой прямоты вдохновляют на подвиги. Его имя олицетворяет высокий стиль и отсутствие компромиссов, а некоторые, на первый взгляд, спорные работы не просто находят отклик в среде коллекционеров и гиков, но продаются и располагаются открыто, в публичных местах.
Подчёркнутая эротизированность фигур Сораямы давно уже не вызывает разнотолков, осуждения и желания отдельных персоналий убрать-эти-поделия-подальше-отсюда.
Другой гиноид украшает площадь DIOR в Гонконге.
Не остался в стороне и Шанхай, где побывал уже известный 12-ти метровый гиноид.
А в Бангоке прохожих пугает механический тиранозавр.
В 2020-ом году большую статую гиноида разместили в районе Сибуяпо заказу тех самых PARCO, что когда-то взрастили своими ресурсами легенду аэрографии - Харуми Ямагути.
Выставка в токийской галерее NANZUKA UNDERGROUND задумывалась как опыт космического путешествия: вход в тёмное пространство с парящими, будто в невесомости, гиноидами и зеркалами (на манер вариации "Алисы в стране чудес" 1951-го года), бесконечные отражения одних отражений в других ради ощущения многомерности пространства.
Футуристические мотивы неиссякаемы, а фантастика - во многом уже реальность. И это заслуга, в том числе, и мистера Сораямы.
А теперь предлагаю слегка пройтись по "минному полю" неприлично разнообразного влияния "пинапа и его детей" на образы игровой индустрии. Дайджест не займёт много времени, если, конечно, кто-то не пожелает задержаться подольше в теле поста.
Среди бесчисленного количества "цифровых развлечений", первым делом на ум приходят, конечно же, всеми любимые гачи и казики. Их геймплей как ничто другое сочетается с развратом и выкачиванием денег из карманов очарованных граждан, чему всегда помогал и, опять же, всеми любимый пинап, ахаха.
Ну хорошо-хорошо, пошутили и хватит. Правда, не забываем, что в каждой шутке есть доля шутки. Кхм-кхм, продолжим. Точнее начнём заново. Если опустить ИРЛ постеры, продвигающие с незапамятных времён всё-всё-всё, в том числе и аркадные игровые автоматы 1970-х годов, где часто присутствовали забавные ситуации знакомства девушек с миром аркад,
то первым делом на ум приходит, само собой, ретрофутуристичная вселенная Fallout, пронизанная духом эпохи оформления и популяризации "приколотости".
С каждым следующим релизом сериал становился всё более массовым явлением и напрашивающиеся пинап элементы, превратились в постоянных спутников обитателей выженной ядерной пустыни.
Непосредственно в играх постеры зачастую рекламируют жизнь в Убежищах, пропагандируют мощь США, Анклава или Китая, а наиболее точным выражением пинапа можно считать плакаты Nuka Cola'ы.
И тем не менее, тот же канонический комбинезон Vault-Tec силами фанбазы превратился в облегающий фигуру наряд, мало от чего способный защитить и преследующий лишь одну цель - привлечь внимание и возбудить интерес.
Не имеющий желания касаться непосредственно игры человек теперь спокоен - если видишь тот девушку в том самом костюме, значит это Fallout.
Узнаваемость образа в интернетах запредельная. Впрочем, разочарованных последующим знакомством с первоисточником не так уж и много, а значит - какая разница что представляла собой реклама?
В виду надвигающегося Нового года в голову всё чаще приходит как песня Фрэнка Синатры, так и то легендарное начало из Mafia 2. Пинап-постеры разработчики превратили в закрытые за прохождением на высокой сложности сюжетных глав награды.
Повторно проходя, я думал, что они открываются после обнаружения всех Playboy'ев, но после титров оказалось, что несмотря на отсутствие всех журналов, которые довольно таки сложно собрать вслепую, пинапы уже открыты.
Традиция разблокирования артов, рисунков, фотографий уходит корнями в далёкие и дремучие времена, когда за появление картинки или тем более мультика люди были готовы на всё. К такого рода играм относится и Sam Fox Pin-Up Poker для ZX Spectrum/=.
С развитием технологий и техники, постепенно геймеры перестали вестись на банальщину в духе обыграй-и-увидишь-картинку. Игры стале сложнее комплекснее и в лучшем случае эхом приёма разблокирования артов стали разного рода побочные задачи коллекционирования, как в той же Mafia 2. Пинап, тем не менее, никуда не делся, ещё бы было иначе, его стало больше, жанр переехал в журналы и прямо на обложки некоторых игр (опять же, не берём во внимание нарочито эротические проекты, там пинап добро само собой разумеющееся явление).
Ни в одной из возможных вариаций реальности не получится пройти и мимо серии MGS, а точнее работ мистера Кодзимы. Он во все времена славился особым подходом к созданию внешности персонажей и без каких-либо притворств отвечал - "зад Снейка должен быть сексуальным". Ракурсы и акценты в сценах знакомства с Мэрил, Снайпер Вульф, Фортуной, Евой, боссами из команды Beauty and the Beast, Квайет, Фрэджайл и другими - это прямое влияние и описанной много выше эпохи в кино и печати, задействовавшей новый образ непринуждённой и улыбчивой девушки, сменившей "гибсоновскую".
Пинап же как таковой ярко представлен в основном на локациях великой серии MGS. Уверен все замечали многочисленные постеры девушек, будто невзначай развешанные то-тут-то-там, интересным образом работающие с восприятием геймплейной и нарративной составляющих, а также заставляющие вспомнить легендарного Джона Маклейна, занятого раскалыванием группировки Ханса Грубера, но остающегося всё же обычным человеком. Джон Мактирнан неоднократно это подчёркивает, усиливая связь героя и зрителя, используя харизму Брюса Уиллиса, а также вызывающие улыбку сцены вроде того мимолётного кадра, где застрявший с террористами в небоскрёбе Накатоми Плаза полицейский, будучи в очередной раз на волосок от смерти, открывает дверцу технического помещения рядом с шахтой лифта, удивлённо замирает на мгновение при виде постеров с обнажёнными девушками, после пробегает мимо стены, касается рукой плакатов сл словами "Привет, девочки". В этот краткий миг герой превращается в эдакого подростка, желающего выглядеть круто и будто велит дамам искать безопасное место.
Ассоциация возникает в ту же секунду. Впрочем, Кодзима и Ко идут дальше и предлагают Снейку даже что-то-там-такое поделать, запершись в шкафчике, в первой главе MGS2.
Приведу несколько примеров, ради подтверждения слов и эстетического удовольствия (ладно-ладно, вся статья и затевалась ради разгрузки папки "не открывать, вирусы9999", ахах). Развешенные плакаты девушек сразу же приглянулись геймерам, а авторы поспешили превратить их в традицию.
И нет, я не упустил MGS3, лишь поменял местами в виду необходимости отметить участие отдельных моделей, таких как Yumi Kikuchi или Tamika Lawson (Rawson) в разных частях серии.
Сексуальные мужчины и женщины в серии MGS это большая тема, оставлю её на другой раз (а вдруг вздумается?) и перейду к другому яркому примеру эволюции пинапа в игровой индустрии.
Сессионные проекты, где персонажи это не только боевые юниты, но и изрядно кастомизируемые "комбайны", располагающие немалым количеством индивидуальных особенностей. Пикантные особенности биографии, сексуальные наряды, выразительные победные позы, дразнящие анимации - всё это и многое другое нередко авторы не только придумывают, но и либо создают под большим вдохновением, либо вовсе напрямую заимствуют из близких сердцу источников.
Немного прокапитаню: грамотная работа со стереотипами - немалая часть успешного продвижения дизайна в массы. Речь и о внешности игровых персонажей. Многие стилистические черты настолько глубоко укоренены в сознании людей, что приятный глазу фасон и цветовая палитра способны даже выпрямить руки и улучшить ощущения от игры. Одна из причин, почему многие люди предпочитают модифицировать игры, меняя скины аватаров.
Несмотря на то, что феномен был известен и до 2010-х годов, релизы Overwatch, Apex Legends, Valorant, Paladins, Marvel Rivals вывели формулу взамодействия/зависимости игрока и внешки аватара на качественно новый уровень. И хотя промо-материалы с квейковскими Hunter, Slash, Crash или той же Ларой Крофт, или девушками из Leisure Suit Larry и Duke Nukem'а существуют с незапамятных времён, а отдельные сцены из игр своим задором поднимают чл... то есть целый пласт воспоминаний,
современный ingame пинап предлагает больше, в том числе и по части контроля образа, видимого на экране.
Профильная близость пинапа и различных гонок или "симуляторов работяг" достойна упоминания, вероятно, даже в большей степени, нежели всё, что вы видели выше. Однако, почему те же NFS или "Дальнобойщики" не поставить в начало блока? Ну, во-первых там гачи-казики (ахаха, извините), а во-вторых, разработчики такого рода проектов как-то не часто пускаются во все тяжкие и добавляют в свои игры кокетливых барышень.
Даже, казалось бы, такая подходящая почва как ИЛ2 Штурмовик, почему бы не добавить классический пинап по своей доминанте? Но нет, с одной стороны реализм, а с другой... Наверное, нежелание ломать погружение в будни лётчика.
Раз уж упомянули военное дело, то следует отметить тематическое видео от создателей World Of Warships.
Безотносительно самого проекта (не играл и не планирую), видео получилось очень хорошее, пускай и местами применяемый шаблон рвётся в виду воспроизведения чужого традиционного стиля.
Подобные чувство, к слову, отсутствует при игре в шикарный Atomic Heart, где дизайны роботов, и в особенности неподражаемых балерин-близняшек до дрожи напоминают гиноидов Хадзимэ.
А вот сораямские истоки другого величаво-легендарно-эпического персонажа уже доказаны.
После нескольких рисунков концепт-художника Майлза Тевеса команда получила дополнительные указания по внешнему виду костюма: он должен был быть "героическим", "сексуальным" и "быть родом из Детройта". Ключевое слово "сексуальный" сразу же бросилось в глаза, и было принято решение использовать в качестве референса первую книгу Хадзимэ Сораямы "Sexy Robot" 1983-го года. Соединив хром и "гладкую" эстетику с формой Питера Уэллера [исполнителя главной роли в грядущем шедевре Пола Верховена] в финальном наброске Роб Боттин [гений спецэффектов и пластического грима] и мистер Тевес поняли, что это именно тот Робокоп, которого они искали.
Первоначальный дизайн Робокопа был создан под вдохновением от судьи Дредда, но авторы сказали: "Он не СЕКСУАЛЬНЫЙ" и притащили артбук Сораямы.
Ну и куда же без родимого Cyberpunk 2077. В некотором смысле и сама игра, и её жанр присутствуют на протяжении всего текста ведь реальность НайтСити это постоянно прорывающаяся ткань, разделяющая секс и коммерцию. Брейндансы даруют ранее невиданный уровень погружения в фантазии и этим пользуются верхи, очень хорошо различающие потребности низов. Управляемая корпорациями рекламная машина становится становится мясорубкой, куда попадают грёзы о лучшей жизни, вечной жизни. Секс, Хром, Рок-н-Ролл. В НайтСити они доведены до высшей точки. Здесь и появляются ассоциации с творчеством Хадзимэ Сораямы. Оммажи заметны на разных уровнях.
Геймеры не отстают от разработчиков и собственноручно добавляют в тело творения CDPR картины мастера. Чувствуют, понимают, несмотря на отсутствие официальных подтверждений со стороны авторов игры.
Благо, правила 2077-го столь гибки, что запретам, кажется, здесь нет места. Пондсмит и Ко использовали в качестве референсов бесчисленное количество контента, так или иначе связанного с темой киберпанка. И пройти мимо гиноидов они просто не могли.
Chromebook Volume 1 это первый из серии так называемых The Digital Style-guide and Tech-book для настолки Cyberpunk 2020. Книга служила отличным подспорьем для желающих расширить игровую сессию и предлагала новый варианты фэшна, киберимплантов, оружия и транспортных средств. Обложку украшала полностью хромированная девушка, сильно напоминающая гиноидов Сораямы. Некоторые, и я в их числе, считают, что изображение принадлежит прототипу той самой Лиззи Уиззи.
Любопытен факт использования стиля Сораямы для создания образа эпатажной поп-звезды, продюсера, глобально известной певицы, актрисы кино и брейнданса. В Лиззи, намеренно или нет, авторы предлагают сплав разных слоёв и профессий, так или иначе были задействованных при строительстве вневременного пинап-дворца. И на её же примере Пондсмит и CDPR в очередной раз проводят вскрытие двойственности мира 2077-го - Элизабет Виссенфурт, настоящее имя Лиззи, и талантливый-певец-и-великий-делец, одни тащатся от её песен, а другие называют ходячей рекламой полной кибернетической конверсии тела, предлагаемой "Мур технолоджис" - корпа занимается глубинной интеграцией, установкой титановых черепов и протезов позвоночника. О ней можно узнать от рипера Рафаэля Переса, что обитает на набережной Арройо.
Жестокость и фатализм, граничащие с PR-безумием - одна из ярких страниц жизни мисс Виссенфурт.
Своей известностью она во многом обязана сумасшедшему перформансу - смерть тела и последующее чудесное воскрешение в ходе операции по спасению жизни девушки. На тот момент, а на дворе стоял 2071-ый, она уже успешно кибер-модифицировала своё тело. Появившись на одном из концертов в образе Белоснежки, а точнее крайне эротическом варианте героини сказки братьев Гримм (потому и GRIMES?), Лиззи вызвала фурор, но того было мало. В конце она съела синтетическое яблоко, что было пропитано дизайнерским ядом и свалилась с сердечным приступом. Около минуты бездыханное тело певицы пролежало на сцене, а на многочисленных огромных экранах, заботливо расставленных в зале, шла прямая трансляция её кардиограммы.
В общем сложности продюсеры насчитали"5 с половиной частов простоя производства", но так как шоу другие продюсеры всё спланировали - концерт вышел в нереальный плюс. Несколько риперов трудились над заменой внутренних органов певицы. Конечно же их меняли, на последние модели биоимплантов от "Муртеха". Ошеломлённая публика возопила, когда концерт продолжился. Элизабет переродилась, встала, окинула взглядом зал и начала петь. То был новый трек "Re-start, Re-heart, Repeat", ставший гимном и возглавлявший чарты целый год.
Замена кожи хромированной синтетикой превратили Лизу в произведение искусства, хотя сонм ненавистников и в 2077-ом судачат о банальном стремлении привлечь внимание любыми способами.
Моё тело это зеркало из хрома, в котором отражается гиперсознание общества.
PR-кампания Муртеха наглядно демонстрирует бескомпромиссно анархические воззрения мисс Виссенфурт. Её выходки всегда появляются на первых полосах. Она раздавала свою одежду знакомым, а после начала просто оставлять её в общественных местах, где проводились те или иные мероприятия. Дошло до того, что приевшиеся импланты также должны были уйти к друзьям и прохожим. Задача оказалась невыполнимой ибо новейшие кибер-протезы делаются с учётом особенностей тела конкретного человека. Как пишут глянцевые издания НайтСити, сии акции Лиззи есть результат большой любви к переменам в стиле.
Можно ли прыгнуть выше воскрешения на концерте? Ну, Лиззи пытается время от времени. Особенного упоминания заслуживает нападение на фабрику компании "Байодайн", вы можете помнить её по Берсерку.
Мятежная Лиза наняла группу наёмников и совершил разбой. В результате были украдены более 1200 имплантов, что впоследствии оказались в руках, а после и телах зрителей случившегося в тот же день импровизированного концерта. Данную акцию певица посвятила борьбе с имплантозависимостью, а трансляция концерта в прямом эфире собрала сотни миллионов просмотров. Служба охраны "Байодайн" несколько раз запрашивала разрешение на ликвидацию дивы, но получала отказ сверху с припиской "вокруг и много гражданских, и камер, девушку нельзя трогать перед камерами".
Кто бы сомневался, что на Лиззи и "Байодайн" посыпятся обвинения в сговоре, в предварительном согласовании и покрытии расходов на понесённый ущерб. Руководство компании извлекло хорошую выгоду из этой странной, но всё же рекламы. На 2077-ой год основная страсть Элизабет это брейнданс. Её завораживает сама мысль о стирании границ между реальностью и искусством, что подтверждается поступками.
То воскрешение сильно повлияло на разум и поведение Элизабет. Она переродилась в нечто более совершенное. После замены на хром телу девушки больше не нужен сон. Количество замен в органической части тела Лиззи на момент 2077-го хоть и сильно не дотягивает до Адама Смэшера или некоторых представителей банды Мальстрём, но тоже прилично бьёт по восприятию окружающих - даже многие фанаты считают, что их дива в погоне за превращением себя в "Галатею" утрачивает связь с реальностью, с человеческим.
Вышедший уже 2077-ом альбом Лизы под названием FUCK All Walls только раззадоривает особенно ретивых читателей-меж-строк. Тем не менее, многие названия песен - Born Equal, Voiced Chill, Overland Synergy, Simpler Balanced, Hourglass of Deadbeat - и правда символичны, и едва ли не в открытую "говорят" о решительных намерениях артистки.
Каждый элемент образа Лиззи Уиззи заставляет вспомнить о словах Хадзимэ и философии его творчества. Попытки Пондсмита и CDPR задаться вопросами о цели существования искусства, о важности соблюдения/уничтожения границ человеческих возможностей и взглядов при помощи различных произведений, о полезности наличия/отсутствия страха перед смертью во имя искусства - всё это включено в поиски-и-воплощения казалось бы ещё одного второстепенного персонажа.
Мы те, кого мы играем. Я нашла себя, потому что переиграла всех.
А вишенкой на торте становится стремление менеджера певицы - Лиама Нортома - сделать девушку бессмертной без её согласия. Энграмма Арасаки в помощь. Похищение личности, корректировка паттернов поведения и полный контроль над новой версией. Новый уровень ведения и дел, и отношений за закрытыми дверями на огромной кровати, усыпанной лепестками роз. Причина - боязнь Лиама видимых невооружённым глазом изменений в личности Лиззи после хромирования. Переломный момент - убийство горе-менеджера руками его дивы и резкая смена настроения при разговоре с Ви у бездыханного тела Лиама. Звезда поймёт как можно использовать историю "об искушении и пленительном желании обладать чужой памятью". Фантастика, ставшая реальностью. А труп? Его можно выбросить на свалку. Занавес.
Киберпанк-перверсия Пигмалиона. Вырвавшийся на свободу с подачи Метрополиса и Звёздных войн гиноидный джин Сораямы сделал полный круг и теперь вновь возвращает в лампу оживляющее божественное вмешательство. Выворачивание наизнанку акта соития человека и технологий ожидает следующего пришествия.
Мощная история, животрепещущая тема, солидное исполнение.
Можно заменить всё тело хромом. Но душа останется прежней. Сердцу не прикажешь. (...) Когда на тебя неотрывно смотрят миллионы глаз. Каждую секунду. Это прекрасно... и ужасно.
Интересно, что корона Лиззи из выступления в Чёрном сапфире Курта Хансена создана японским дизайнером IKEUCHI, пересекавшимся с Хадзимэ на разных презентациях.
Плакаты и связанная с ними культура постепенно уходит в прошлое. У отдельных людей сама мысль о завешенной популярными лицами стене может вызвать не просто гримасу, но протест. И дело не только в чистоте, но иной организации пространства, где бесконечный поток изображений и текста сосредоточен на экранах ПК, гаджетов, ТВ и так далее. И пинап, в том числе, привёл к подобному положению вещей. Плотная компоновка цепляющих деталей, что приводила к созданию вызывающего постера, становилась уже тогда неким наслоением различных идей, должных вызвать интерес и желание снова посмотреть. А потом снова, и снова. Быть может рассмотреть некий новый элемент или испытать чувство причастности к ситуации.
И необычное стечение обстоятельств и мимолётных ярких мгновений дало миру множество мастеров престранного ремесла. Движение в будущее, в объятия холодных и блестящих машин смешалось с рекламным и не только пинап-напластованием, в основе которого оказались прекрасные девы. Сия алхимия больно ударила Хадзимэ и он, оказавшись под напором недовольства, неприятия и осуждения, не сплоховал. Работая не покладая рук, он создал свой стиль. Философия превращения физической оболочки населяющих планету Земля существ в товар, а также увеличения силы связи между человеком и технологиями, успешно наполняет смыслом каждое из творений, а не восхищающаяся публика дополняет - в будущем люди перейдут на новую ступень, станут идеальным организмом, что сосуществует в гармонии со своим детищем - искуственным интеллектом.
Решение Сораямы посвятить себя целиком и полностью рисованию хоть и было рискованной затеей, что далеко не всегда оправдывает вложенные ресурсы, его случай, тем не менее, стал выдающимся примером ревизионерства и слома канонов. Рано обогнав в иллюстрировании сверстников, и рассмотрев в этом настоящее искусство, Хадзимэ сразу же отправился работать на себя. Развитию способствовала и скандальность, прерванная усилиями как самого художника, так и естественными процессами в обществе, обеспечившими принятие стиля Сораямы, вне зависимости от содержания (а обнажённая натура то ещё испытание для многих людей и сейчас). Сексуализация роботов и киборгов напрашивалась сама собой, но первую ноту по настоящему качественно исполнил именно Сораяма. И не просто исполнил, но развил в симфонию, чья мелодия раскатами отдаётся по всей планете до сих пор.
Критика творчества, многие годы подавляемая силой духа творца, отныне находится на стороне Хадзимэ едва ли всецело. Даже пресловутые обвинения в торговле порнографией и те поутихли, ибо с распространением интернета для многих ответ оказался на поверхности - доминирующий на территории Японии синтоизм не выставялет сексуальную связь как непотребство. Напротив, соединение мужского и женского находится в центре всего сущего, а канамара-мацури и хонен-мацури (праздники железных фалосов и богатого года) до сих пор отмечаются в некоторых городах. Человеческие тела рассматриваются как механизмы для продления жизни группы. И Сораяма своими гиноидами несёт и эту необычную составляющую своей культуры. Идеальность форм его фемботов напоминает чертежи самолётов, кораблей и подводных лодок. Подобное смешение очевидно обнажённых тел и холодной механистичности держит большинство зрителей в рамках дозволенного.
Отсюда, в том числе, и многочисленные восторги. "Непревзойдённый мастер гиперреалистичной иллюстрации", "бесподобная фотографичность образов", "живой классик", "неосознающий свою значимость революционер женского образа в мировой культуре", "человек, отголоски творчества которого встречается в самых неожиданных местах" и т.д., и т.п. Всё это про Него. Человека, при рождении которого совпали звёзды, а после само время и место наставило на путь. Хадзимэ получил великий шанс, имеющийся у всех и каждого, и использовал его, выложившись на 200% умом, сердцем, глазами и руками.
На этом всё! Будьте здоровы!
Как в первый раз благодарю всех кто подписан на блог и отдельную БЕЗУМНУЮ благодарность выражаю этим ВАЖНЫМ людям:
Vivid Phoenix, Sushken, Дмитрий Котруца, VladRnNerd oke, Grimgnaw, Plissken, Евгений Ельцов, Cybercitizen, eaglecanfly, Труша Груша, Роман Антипов, Dr.A.Maximus, Андрей Давайзавтра, shyyasf, FunPay, Michael Keehl, Дмитрий Киселёв, Yager, Spray Rus, Дмитрий Лаки, shyyasf, Иван Ребиков, Granger, Bender Rodriguez, Кирилл Филиппов, lowwuf, Crooked_Mike, Spiffchinsky, Alien_Fiend, Женя Мальцев, Tim Larick, Razumixin, Саня Изотоп, Aleksei Bogdanov, Flower, Леонид Пятибратов, Имя Фамилия, Родипыт Иваныч
Nightreign Мелина, Phazonoid, Ник СЦК, Zader, Дремота Енота, Усы Сакагути, Станиславский, Алекс Мерфи, Иммерсив Сименыч, metadodic, Пифагор, Необычные турели (ждём RE9), Timk9, Панам Палмер, Stanislav Peter, Galaction, Люк Кедж, DWWR, Resident Кажумба Гений, Обаче, Mr Mysterious NoName, Romix, Kravcev, Nekot, Налог на IQ, Усы Сакагути, Кардинал Кардиналыч, KaNormu, Просто так и многим другим (ибо да, 100% кого-то забыл).