Почему компьютерные игры - вершина эволюции средств донесения истории

Всю историю человечества его сопровождали истории. И от человека к человеку они доносились всеми возможными способами, на которые была способна людская фантазия.

Среди этих типов искусства были:

  • Устное (истории и сказки). Среди остальных средств того времени истории позволяли передать наибольшее количество смысла за единицу времени.
  • Выступления (шаманские танцы перед племенем, выступления трупп, театр).
  • Изобразительное (наскальные рисунки, картины, скульптуры). Особенность его в том, что это было первое исскуство, которое не зависело от наличия автора. Настенному рисунку охоты на мамонта не обязателен был рассказчик, а как бонус — он мог с лёгкостью пережить своего автора. Таким образом художники были, пожалуй, первыми людьми, кто смог шагнуть в вечность!
Петроглифы из города Альта, Норвегия
Петроглифы из города Альта, Норвегия

По мере развития технических средств, доступных человеку, к ним добавлялись следующие типы искусства:

  • Музыка (сопровождение устных историй игрой на инструментах, со временем история могла выкидываться за ненадобностью).
  • Письменное. Особенность письменного искусства в том, что смысловая насыщенность историй сопровождалась плюшками изобразительного искусства - а именно, автору уже было необязательно присутствовать при чтении книги. Это стало в чём-то интимным процессом, которому многие предпочитают предаваться наедине.

Особняком стоят игры. Шахматы, го, нарды - name it. Сюда же можно отнести кости, карты, и всё с этим связанное.

Царская игра Ура - она же шумерские нарды
Царская игра Ура - она же шумерские нарды

Особенностей у игр было две:

  • Наличие выбора у игрока
  • Возможность играть на деньги

Обе эти особенности очень важны, и мы позже о них ещё вспомним. Вторая особенность тесно связана с первой - как только люди стали понимать, что в игру можно играть вдвоём, с недетерминированным результатом - они стали играть на деньги (и другие ценности).
Кстати, по мере эволюции второй особенности стали появляться игорные дома. И основополагающим принципом игорных домов стала нестареющая фраза "Казино всегда в выигрыше".

Следующими этапами стали следующие:

  • Революция Гутенберга (развитие промышленного книгопечатания пусть и не сразу, но сделало книги доступными каждому человеку, а не только вельможам и богатеям).
  • Музыкальные пластинки - дали возможность историям и музыке быть независимыми от автора.
  • Кино. Кино взяло все возможности театра, дополнило их спецэффектами, музыкой, независимостью от автора. В каком-то смысле, иногда кино было больше похоже на настоящую жизнь, чем настоящая жизнь!

В кино из всего перечисленного не хватало только одного пункта (на самом деле двух, если быть точным).

А именно, свободы выбора. И связанного с ним перераспределения ценностей играющих.

Как вы уже поняли, игры со временем с успехом взяли всё, что могли, от кинематографа - и добавили к этому свободу выбора. В последнее время разве совершенно нету выбора только в некоторых линейных визуальных новеллах (из-за чего не первую декаду горят баталии на тему: "являются ли играми визуальные новеллы").
Да, я знаю про игры с линейным сюжетом, особенно этим грешат японские RPG - но тем не менее, даже в них, пусть и в обрезанном виде присутсвует выбор.

  • Обратить внимание на вид из окна или промчаться вихрем сквозь локацию дома?
  • Заглянуть в необязательный город или сразу пойти дальше по сюжетной линии?
  • Надеть кастет с дополнительным уроном огнём или кастет с дополнительным бонусом к... счётчику комбо?

Как результат, мы сейчас имеем игры, которые практически неотличимы от фильмов.

Heavy Rain
Heavy Rain
Policenauts Kодзима
Policenauts Kодзима

А также игры, с музыкой не хуже, чем в некоторых мюзиклах.

The Bard's Tale
The Bard's Tale

При этом все эти игры в той или иной мере, но предлагают интерактивность, выборы игроку.

Напоследок хотел упомянуть про игорные дома, ставящие себе целью правомерный сбор денег у населения.
Игры чаша сия не обошла стороной - только они довели формулу "Казино всегда в выигрыше" до абсолюта. Вместо этого стала использоваться формула:

"В обмен на настоящие деньги мы вам дадим шанс выиграть нарисованные".

Star Wars BattleFront 2
Star Wars BattleFront 2

Как видим - компьютерные игры собрали в себя практически все ключевые особенности своих предшественников.

А это значит, что революционный скачок вряд ли возможен - более совершенный медиум передачи информации, нежели игры, вряд ли появится.
Разве что будут полироваться текущие ключевые особенности игр, как то:

  • графика
  • возможность выбора
  • глубина взаимодействия с игровым миром

Или, возможно, будут покрываться новые способы восприятия, кроме зрения и слуха. В первую очередь - тактильный контакт, и затем обоняние.

Я думаю, что когда это произойдёт, и когда глубина взаимодействия с миром станет на порядки детальнее, чем то что есть сейчас — игры станут совершенно неотличимы от реальности.

Но это будет уже совершенно другая история.

66
Начать дискуссию