В поисках дома. Обзор Harold Halibut.

Немного Уэса Андерсона, чуток Хао Миядзаки и капелька Восторга. Самобытный проект от немецких разработчиков, наконец, добрался до релиза. Сказочная история о затонувшем космическом корабле и буднях его обитателей. Какой получилась игра? И игра ли это вообще?

Два вопроса

В поисках дома. Обзор Harold Halibut.

Давайте сразу разберёмся с двумя вещами. Нет, это не пластилиновая игра. Ну просто взгляните на Neverhood. Или на Побег из Курятника. Или на Уоллеса и Громита. Возможно, в Harold Halibut конечности и лица персонажей и некоторые мелки детали делались из пластилина, но скорей всего и это была полимерная глина. При создании игры было использовано столько различных материалов, что называть её пластилиновой, значит обижать наших немецких друзей. Не надо так. Им итак тяжело.

Тяжёлые будни авторов Harold Halibut.

Вещь вторая. Это не квест. И никогда им не был. В описании в цифровых магазинах сами разработчики называют своё творение нарративной игрой или вручную сделанным приключением. Давайте и остановимся на такой формулировке, чтобы не разрушать собственноручно созданные надежды.

Тернистый путь

Харольд или Гарольд, и в игре и в жизни, очень медленный товарищ. Группа немецких талантливых ребят загорелась идей сделать что-то кукольное ещё в далеком 2012 году. Потихоньку идея формировалась, и пять лет спустя Slow Bros. вышли на Kickstarter. Как говорится, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Вот и дебютная игра Медленных Бро увидела свет только сейчас.

Как же удалось так долго возиться с куколками и не умереть с голоду? Я уже говорил, что ребята из Германии, а именно из Кёльна. И, по их же словам, им повезло, правительство решило всерьёз заняться продвижением своей игровой индустрии и раздавало гранты. Да, получается Harold Halibut, как и Смута, создана на деньги налогоплательщиков. Только не спеша, с чувством, с чутким авторским видением проекта.

Не знаю, может, немцы очень скучают по кукольным театрам или считают себя марионетками своего правительства, но Harold Halibut – не первая кукольная игра, созданная в Германии. В 2019 году вышла Truberbrook. Если я ничего не путаю, то там вручную делались только декорации, но визуальный стиль близок к нашей новинке. Но не будем углубляться в историю кукольных игровых произведений Германии. Тем более, я её не знаю.

В поисках дома

Главный герой у нас, как не трудно догадаться, Гарольд Халибат, превратившийся в русской локализации в Халибута. Может есть какое-то правило на этот счёт, но все герои называют Гари именно Халибат, так что остановлюсь на этом варианте.

Гари напоминает молодого Антона Чигура.
Гари напоминает молодого Антона Чигура.

В ранних интервью разработчики род его деятельности идентифицировали, как уборщик. Но, видимо, посчитав, что современной интеллигенции как-то стрёмно играть за героя такой профессии, на релизе переквалифицировали его в помощника профессора.

У Гарольда какие-то проблемы с хождением по лестницам.
У Гарольда есть КПК с записной книжкой. В ней он зарисовывает все важные события произошедшие с ним во время игры.

Я, вообще ничего не зная об игре, уже обрадовался, что у нас тут переосмысление классической серии квестов Space Quest. Роджер Вилко, бесконечные пародии на классические и просто популярные вещи, и много туалетного юмора. Но нет, у нас тут длинный кукольный сказочный спектакль. Всё-таки, немцы известные сказочники, братья Гримм не дадут соврать.

Гарольд всю жизнь провёл на Федоре 1, космическом корабле, который стартовал с Земли лет 300 назад в поисках нового дома для человечества. На нашей с вами матушке Холодная война шла совсем уж по негативному сценарию, поэтому богатые/мозговитые товарищи решили сварганить по-быстрому уникальный космический корабль, в котором люди смогут жить целыми поколениями. Потому что лететь-то до нового дома лет 250.

Фёдора 1 готова к полёту.

Ну и прилетели. Но планета оказалась водной, без суши, с ядовитой атмосферой. Корабль шлёпнулся в океан и ушёл на дно. Водный мир принял поселенцев более гостеприимно, поэтому людишки начали обустраиваться. Но мечта найти новую Землю осталась.

Затонувшая Фёдора 1.

Лучшая работа в мире

Гарольд, будучи помощником профессора, в курсе, с кажем так, многих научных процессов на корабле. И его проблем. На посудине осталось маловато энергии, и скоро она может совсем кончиться. Поэтому лучшие умы в постоянном поиске решения этой проблемы. Наш герой принимает в нём посильное участие, которое поначалу сводится к выполнению его профессиональных обязанностей.

А ещё Гари поёт. Но мой Xbox, почему-то, не хочет записывать голоса героев во время геймплея, поэтому получилась вот такая пантомима. 

Будем честны, он уж не совсем уборщик, а, скорей, разнорабочий. Поэтому весь геймплей, которого тут наберётся на минуты две от моего 14 часового прохождения, состоит из обыденных задач этой важной профессии. Где что-то отвёрткой подкрутить, где-то граффити стереть, может, фильтр почистить или провода подключить. Мы же помним, игру делали немцы. Какой ещё геймплей вы ожидали от любителей всевозможных тайкунов?

Почти все активности в игре в одной гифке.
Пару раз дадут поплавать на местном пепелаце. Но строго по прямой и даже без препятствий.

В остальное время мы очень не спеша бегаем по немногочисленным станциям Федоры 1 и болтаем с её многочисленными жителями. Причём переход между локациями осуществляется с помощью человекопровода, созданного корпорацией AllWater, которая появилась после падения корабля и быстро стала аналогом государства. Почему-то в русском варианте её название звучит как "Только Вода". Ну ребят. Ну "ВсеВода" же. Ну ВсеОтец. Ну классно же?

Так работает местная система быстрого перемещения. За всю игру эту секвенцию вы увидите 394 раза.

В общем, после короткого путешествия, по человекопроводу, Харольд бежит кого-то подбодрить или выслушать. Ненужной ходьбы очень много. Удовольствие от удерживания пипки геймпада в одну сторону получить вообще сложно. Тем более, локации хоть и сделаны вручную и перенесены на мощности Unity при помощи фотограмметрии, в основном, представляют из себя закрытые корабельные пространства. Любоваться тут нечему.

Разок дадут поползать по вентиляции аки Гордон Фримен.

Золотые сердца без червоточинки

Но игра не про любования. Она про историю. Кукольный стиль (но не анимации, которые тут обычные) здесь служит скорей призмой или даже модификатором, который порой увеличивает эффект от каких-то эмоций. За их наличие тут, в основном, отвечают очень и очень хорошие актёры озвучки. Каждый диалог приятно слушать, каждый персонаж запоминается не только своим видом, но и манерой речи.

Но, самое главное, персонажи и их личные истории не статичны. Пока сюжет медленно ковыляет к финалу, его герои проживают свои жизни. Кто-то ищет своё семейное счастье, кто-то призвание, кто-то просто хочет готовить лучшие в мире сардельки. И Гарольд становится свидетелем, а иногда и участником их историй.

Музыкальная пауза! Для всех! Кроме Гарольда.

И из-за отлично проработанных героев постоянно хочется выполнять второстепенные задания, которые не двигают основной сюжет, но раскрывают нам характеры и прошлое жителей корабля. Даже обычные письма, которые по воли случая придётся доставлять нашему герою, таят в себе не только детали общей истории, но и личные переживания уже известных нам персонажей, которые заставляют взглянуть на них уже под другим углом.

А можно забить на всё и сесть смотреть турецкую мыльную оперу. В 70-ые в Германию понаехало много турок. И один из авторов игры, в титрах имя его можно встретить раз десять, тоже турок – Онат Хекимоглу. В игре у него камео – играет человека-оркестра.

Но ближе к концу игры Гарольд начинает понимать, что, может, хватит быть частью чьей-то истории? Пора бы заняться и своей. И если в начале нас встречает инфантильный, рассеянный мечтатель, легко теряющий нить реальности и уплывающий вслед за своими грёзами, то ближе к финалу мы видим трансформацию Гари. Он видит перед собой цель, он может фокусироваться на ней, он в восторге от возможности встать в первый ряд общей истории корабля.

Дом там, где сердце

В такт с личными историями постоянно идёт музыка. Очень, скажу так, уместная. Даже грубый немецкий язык тут иногда очень кстати. Разработчики заставляют игрока слушать песни от начала до конца, искусственно замедляя игровой процесс. Что самое удивительное, это не раздражает. За это время ты пытаешься осознать чувства героя, его мотивацию.

А вот общий сюжет не взывает таких восторгов. В нём нет основного конфликта, нет каких-то секретов, нет неожиданных поворотов. Каждый раз с появлением новых героев, тех же инопланетян, ты ждёшь, что сейчас начнётся, сейчас что-то будет. Но нет, история остаётся такой же доброй, как и в начале. Здесь и злодеев-то нет, только слегка отрицательные персонажи. Ну а чего я хотел? Это же сказка. А главное в ней – мораль. И она здесь есть.

История Harold Halibut удивительно добрая для нашего времени и при этом не ощущается приторно сладкой. Это замечательный кукольный спектакль для взрослых. Его герои живые, каждый проходит собственный путь. А зритель идёт вместе с ними, радуясь каждому шагу их кукольной истории.

Но так ли Harold Halibut нужно быть игрой?

16K16K показов
1.7K1.7K открытий
11 репост
14 комментариев

А ещё там есть тетрис и отсылка на человека паука

Ответить

Ага, знаменитая фраза дяди Бена

Ответить

а чем всё заканчивается?

Ответить

Титрами

Ответить

Если без спойлеров, то герой выбирает тех, с кем чувствует себя дома где угодно.

Ответить

правительство решило всерьёз заняться продвижением своей игровой индустрии и раздавало гранты.

Тоже интересно правительство гранты раздает. Как развивать железнодорожный транспорт, раздавая гранты на паровозы. Ну проект, возможно, крутой, но при чем тут индустрия.

Ответить

Они просто хотят Make Gothic great again. И мы не можем их в этом обвинять)

Ответить