Что такое настоящий киберпанк?
7.6K7.6K открытий

О, да: заявление о том, что некое произведение не относится к тому или иному жанру, выглядит особенно убедительно, если не приводить строгое определение оного жанра и ещё более убедительно, если путаться в понимании смысла самого слова "жанр".

Так, еще минуту для об особенностях русского языка. Из-за того, что слово «жанр» имеет множество значений, появляется небольшая путаница.

Ох уж этот коварный русский язык. То ли дело, скажем, английский или французский, в котором это слово, собственно говоря, и появилось.

И вот если совсем упростить, первый тип можно выделить по особенностям повествования (отвечая на вопросы «кто?» «что случилось и как»), то второй тип по особенностям окружающих декораций (вопросы «когда», «где» и «при каких обстоятельствах»). Для этого подвида придумали слово «сеттинг».

Сеттинг - это критерий для выделения жанра, но не единственный. Вообще по тексту поста автор то отождествляет жанр с сеттингом, то проводит различие между ними в зависимости от того, куда заведёт его мысль. Ведь если гибко менять содержание слова "киберпанк", то будет проще доказать, что Cyberpunk 2077 не киберпанк.

...по большому счету, каноничный киберпанк не имел под собой хоть сколько-нибудь необходимого изобразительного базиса и создавался исключительно повествовательным контекстом.

Гибсон говорил, что он, как и Ридли Скотт, вдохновлялся тем, что видел в комиксах из журнала "Metal Hurlant".

Потому что киберпанк нельзя нарисовать, его можно только описать.

Тезис столь же мощный, как и любая конструкция вида: "[название жанра] нельзя нарисовать, его можно только описать".

И вот сейчас настало время обсудить “Cyberpunk 2077”. Это не киберпанк, ни каноничный, ни пост-.

Ещё одно смелое утверждение. Далее следуют аргументы несокрушимой силы.

Об этом и написал Уильям Гибсон, за что общественность и накинулась на него.

Гибсон всего лишь отпустил небольшую ремарку по случаю выхода трейлера для E3 2018, и она относилась только к тому конкретному трейлеру, точнее показанной в нём картинке. Дословно: "The trailer for Cyberpunk 2077 strikes me as GTA skinned-over with a generic 80s retro-future, but hey, that's just me." Я, кстати, вполне согласен с его комментарием. В том трейлере мир игры был представлен в ярких красках под лучами палящего солнца.

Традиционно стандартом визуального стиля киберпанка считается мрачная неонуарная эстетика в духе "Бегущего по лезвию": тьма ночи, сияние неоновых вывесок, мерцание голограмм.

Ну, то есть, да, кибергопники в подворотне все еще могут отпинать, но в принципе это абсолютно нормальный немного футуристичный город, которых даже сейчас великое множество. От него не веет депрессией и безнадегой.

В этом месте, как и в других, автор постоянно смешивает внешний облик города с его внутренней жизнью.  Давайте разделим их.

Найт-Сити не может быть вечным "тёмным городом" из-за такой банальной вещи, как смена дня и ночи. Как говорила супермодель Синди Кроуфорд: "Когда я утром просыпаюсь, даже я не похожа на Синди Кроуфорд". Киберпанк по утрам становится не таким уж и похожим на киберпанк.

И у Гибсона тоже:  "Голограммы Нинсэй, подобно ночным призракам, одна за другой исчезали перед наступающим рассветом, а неоновые вывески погасли уже почти все. Кейс отхлебнул из пластмассового стаканчика крепкий черный кофе, купленный на улице у лоточника, и вновь посмотрел на восходящее солнце."; "Днем бары вдоль Нинсэй закрывались и выглядели невзрачно: неон мертв, а неподвижные голограммы терпеливо ожидали, когда же под отравленное серебристое небо придет ночь." ("Нейромант").

В трейлере 2018 года Найт-Сити был приодет в парадную форму ясного дня. Но как видно по другим видео и скриншотам, ночью город смотрится иначе. 

Пока игра не вышла, судить о том, что скрывается за оболочкой, преждевременно.

И вот какую роль играют технологии в мире "Киберпанк 2077" пока что неясно. .... Как неясна и роль искусственного интеллекта в повествовании.

Но зато автору ясно, что Cyberpunk 2077 не киберпанк.

Ну, и самое главное, на мой взгляд. V просто не может не быть положительным персонажем. По трейлерам, он так и вообще выглядит хорошим парнем, которому приходится выживать в не очень приятном месте.

Не припомню среди протагонистов классики киберпанка безусловно отрицательных персонажей. Забавно, что автор ставит игре в упрёк тот факт, что главный герой игры вроде как выглядит хорошим парнем в трейлерах. Ведь рекламные ролики понравились бы публике больше, если  протагонист был бы выставлен в них отморозком-социопатом. Странно делать выводы о характере главного героя в игре, где, как ожидаются, будут широкие возможности для отыгрыша роли. В любом случае, пока игра не вышла, говорить об этом ещё рано.

Ответить

Полностью согласен с написанным. Спасибо вам. Если автор данного ролика использует "киберпанк нельзя показать, его можно только описать", то почему тогда можно "судить о книге по обложке"? Кроме того, книга - это не интерактивное повествование. Это линейная штука, фильм, где весь видеоряд заменён воображением. И, как в любом фильме, в книге события нарочно представлены в одной конкретной палитре красок. Deus Ex HR, как раз следует этой моде. В то время как киберпанк 2077 пытается представить как бы этот мир жил и дышал в реальности. С солнцем и ночью, дождём и ясным небом.

Ответить

Спасибо, что прочли и потратили свое время на действительно аргументированный комментарий. Для меня это будет крайне полезно.

Ответить

Журналисты, игравшие в игру и беседовавшие с разработчиками авторитетно заявляют, что отыгрывать роль нам не придется. V такой же статичный персонаж, как и Геральт

Ответить

И для иллюстрации: Найт-Сити ночью под музыку Вангелиса из "Бегущего по лезвию".

Ответить