Игры Роман Омудаке
1 779

Ностальгический обзор: Black Mesa без Xen

В закладки
Аудио

Сегодня многие обрадовались первому трейлеру уровня Xen из ремейка Half-Life: Black Mesa, я тоже!

Насколько помню, мне удалось оказаться в числе первых обзорщиков во время релиза в Steam в 2012 году - и тогда я впервые увидел большую реакцию на свой авторский текст и выбор игры для обзора. Ощущения были, будто ты раскопал золотую жилу инфоповода - как во всех историях про журналистские расследования.

Тогда подумал, что суть игровой журналистики - рассказывать истории людям так, чтобы им хотелось говорить о событиях твоими словами. Странно, что у нас вроде бы 2018, но уникальность в раскрытии хайповой темы/истории - это редкость в СМИ и медиа, поделиться важнее чем выделиться.

Мне как недожурналисту важно и поделиться, и выделиться - так что публикую в 23:55 за 5 минут до окончания юбилея! (верстка копипасты заняла целый час)

Делюсь своим ностальгическим обзором Black Mesa 6-летней давности в честь 20-летнего юбилея серии HL и 14-летнего ожидания уровня Xen)

За твоим окном сейчас 14 сентября 2012 года

То чувство, когда еще было модно писать рецепты.

Релиз Black Mesa — явление исключительное: рядовые поклонники игры много лет назад, по сути, бросили Valve вызов, решив показать, как должен выглядеть настоящий ремейк Half-Life на движке Source. Шли годы, Valve разродилась эпизодами One и Two, Source потихоньку сдавал позиции, а Black Mesa, несмотря на сотрудничество энтузиастов и создателей оригинала, откладывалась и откладывалась.

Минуло восемь лет, изменивших в игровой индустрии многое: шутеры вышли на свет из узких коридоров и обросли CGI-анимацией. Сформировалось новое поколение игроков, меряющих качество боевиков глубиной шейдера и длиной постановочных сцен... И только в этом году Black Mesa, зараженная вирусом основательности — фирменной чертой Valve, — предстала пред ясны очи поклонников оригинала во всем своем ремейковом великолепии. Ее тепло встретили и седеющие ветераны времен Wolfenstein 3D, и даже совсем молодые игроки, уже просекшие: ждать выхода Half-Life 3 — это модно и статусно.

«Придут иные времена, мой друг...»

Угловатые темные коридоры, полчища монстров, литры крови, бешеная динамика и постоянный поиск аптечек в малополигональном хаосе — так в конце девяностых выглядели шутеры, с которых начинался киберспорт: игроки узнали, что убивать соседа по локалке веселее, чем крошить армии ботов, а самые лучшие занялись играми на профессиональном уровне. Видимо, этим боевики девяностых и выполнили свое предназначение, чтобы со спокойной душой отойти на задний план...

Кто бы мог подумать, что взлет этого вертолета предопределит судьбу остальных вертолетов — в будущем шутеров, переполненном падениями вертолетов.

...Потому что в далеком 1998 году студия Гейба Ньюэлла подарила миру первый Half-Life — боевик, суть которого заключалась не только в том, чтобы открыть дверь и истребить очередную пачку врагов. В Valve впервые показали, что игрок с большой пушкой наперевес — не центр коридорной вселенной. Вокруг главного героя способна разыграться настоящая драма, и мы не всегда можемучаствовать в происходящем и выступаем в качестве пусть и важной, но все же шестеренки в огромном механизме игрового мира.

А потом драма сменилась размахом и кинематографическими решениями — в ущерб, конечно же, игровому процессу. С появлением Call of Duty и Gears of War сообщество любителей пострелять быстро привыкло к новым правилам игры: спрятался в укрытие — немедленно выздоровел; закончились патроны — да они под каждым кустом растут!

Игрока начали вести по сюжету за ручку, показывая заготовленные фейерверки, жизненные трагедии и зрелищные разрушения.

Драма, которая разыгрывается на наших глазах: кто-то обречен на неудачу, а кто-то из последних сил цепляется за жизнь.

Не удивительно, что срок разработки оказался таким долгим: Black Mesa Team старались не только в полной мере передать ощущение тончайшей грани между геймплеем и сюжетом, но и развить идеи Valve. Не для того, чтобы угодить всем и сразу, — но чтобы всех заинтересовать.

Порвал шаблон — заплатишь как за новый

31 августа 2010 года, когда долгожданная модификация, казалось, окончательно канула в небытие, один из разработчиков самовольно одарил Atomic PC билд-версией BM, и мир увидел сотню кадров из игры. А в начале сентября сего года на сайте игры начался обратный отсчет до 14 сентября — даты релиза.

Наверное, поэтому в «день Х» сервера рухнули — за неделю кнопку «скачать бесплатно» нажало больше 1,7 миллиона игроков.

С самых первых минут — со вступительной поездки на вагонетке — мы попадаем в атмосферу рабочего понедельника, с будничной суетой ученых, за которыми хочется наблюдать и наблюдать, оттягивая их участь до последнего. Любой поклонник серии с теплом (или раздражением — пропустить-то было нельзя) вспомнит эту свою первую поездку и знакомство с Black Mesa Research Lab. Проходящий мимо робот, испорченный ужин в микроволновке, монтировка-зомбебойка, очень кстати брошенная к ногам: все мелкие сценки и до боли знакомые предметы заиграли новыми красками и отпечатались в динамических тенях. Здравствуй, новая графика в старой игре!

Первая и последняя встреча с великолепно бессмысленным роботом до сих пор удивляет, но теперь еще и динамическими тенями.

А потом будни уступают место кровавому «празднику», в котором тут же нашлось место новым геймплейным решениям, например — не дать молчуну Фримену монтировку сразу и заставить его некоторое время прятаться за спиной охранника и бросаться в зомби всем, что плохо лежит. Можно лишь вообразить, с какими сложностями и мелкими разрывами шаблонов столкнулось «кинематографическое» поколение в начале ремейка.

«...Скоро пристанем к истокам начала»

Больше взрывов, больше оружия, больше врагов — и перестрелки в Black Ops отдаются эхом в миллионы копий и сотни миллионов долларов. Бюджетная Black Mesa не ставила себе подобной цели. Открытый для всех Source SDK Base, энтузиазм, работа с любимой вселенной HL — и взрыв лаборатории отдается эхом в миллионы скачиваний, которые могли бы с той же легкостью принести разработчику те же суммы. Однако за восемь лет работы над проектом цель его не изменилась — возродить из пепла времени всеми любимую игру. Хотя теперь любой новый проект этой команды может с легкостью собрать пару миллионов на Kickstarter.

Разработчики, ставя игру на рельсы Source, внесли множество мелких и не очень изменений, вычленили «провисающие» моменты и аккуратно заполнили их новым содержимым, дабы не случилось колосса на глиняных ногах, а-ля Rage.

Был нещадно вырезан отрезок-лабиринт на уровне On a Rail, где можно было вконец заплутать. Тренировочный курс заменили подсказками в стиле HL2. Из игры исчезло второе пришествие трех щупалец, оставив пустым минное поле.

Многие поклонники, кстати, были этим недовольны. По словам разработчиков, сложнее всего было с «коробками» — бестолковыми местами, которые только назывались столовой или складом, а на деле совсем не соответствовали названию и атмосферности не добавляли. Пришлось насильно вливать в них жизнь: устраивать бойни в столовой, теперь уже переполненной зомби и стеклами, расставлять по складам снайперов и мины, и т.д.

Отдельный плюсик в карму разработчикам за дизайн уровней. Одно слово: красиво.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: хотя Source уже изрядно немолод, каждый его «предсмертный вздох» — это хит: DotA 2 и недавно вышедший Counter-Strike: Global Offensive лишний раз это подтверждают.

И все-таки BM Team постарались оставить вопросы «Так, а что делать?», «А здесь теперь куда идти?», давая возможность знакомиться с миром игры самостоятельно, не навязывая быстрых способов расправы над врагами или откровенных подсказок, но и не лишая возможности все решить одним махом.

«В жизни у каждого «Халфа» — своя...»

Классическая механика может показаться молодому игроку чем-то новым и необычным: он будетошибаться и переигрывать, с удивлением откроет для себя кнопки F5 и F9, а также мир, где тебя никуда не торопят и ничего не навязывают. Старые HL-вояки вспомнят молодость, с удовольствием пробежавшись по милым сердцу местам. Игроки, прошедшие HL2 и эпизоды, но не поборовшие неприязни к угловатому оригиналу, расслабятся и окунутся в «приквел», но уже при поддержке дружественной графики.

А некоторые перфекционисты тут же примутся «править» все то, что, по их мнению, могло быть еще лучше — уже сейчас энтузиасты копаются в файлах игры, меняя звуки, калибруя настройки и вид оружия, громко ворча на форумах про возвращение текстур и вырезанных уровней. Одним словом, обиженным не должен уйти никто: даже ортодоксы, для которых все, что было после оригинала, — «не халфа».

Спустя годы эта сцена не перестает радовать, поскольку достается тяжелым трудом. Хотя в первый раз было, конечно, гораздо страшнее.

К тому же Source позволил поднять на ступень выше взаимодействие игрока с окружающей средой. В Black Mesa перекочевала пара физических ребусов из Half-Life 2, значительно улучшились отношения с NPC. Боты шевелят извилинами не хуже, чем искусственный интеллект из F.E.A.R., — выжившие охранники действительно могут помочь, а спецназ, прилетевший зачистить лаборатории, действительно опасен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: при трепетной заботе о каждом выжившем охраннике и ученом на некоторых уровнях даже можно собрать небольшой боевой отряд и ненадолго облегчить себе жизнь.

Благодаря новому движку усложнились оставшиеся в ремейке мини-препятствия: мол, развлекайтесь теперь по законам физики. Как надо!

После всех титанических трудов по адаптации и возвращению из прошлого старой доброй первой Half-Life кудесники из BM team не остановились на достигнутом. На финальных титрах стало окончательно и бесповоротно ясно, насколько Black Mesa — не просто ремейк.

А вот Xen вам!

Прогуливаясь по «Черной Мезе», мы можем услышать ученый спор: «Именно этот эксперимент и вдохновил меня на то, чтобы стать ученым! — Да, но зачем его воспроизводить? Лучше займитесь чем-нибудь новым! — О, это нечто большее, чем просто воспроизведение, уверяю вас! Опыт покажет, как далеко мы продвинулись со времени публикации первоначальной статьи».

Легкая самоирония от разработчиков оправдалась — Black Mesa в самом деле больше и шире простой реинкарнации оригинала. Когда вышел Half-Life 2, такие соратники Фримена, как Барни, доктор Кляйнер, Илай Вэнс, обрели лица — в первой части все ученые и охранники на три десятка ботов имели по два лица, и вычленить кого-либо из этой массы было крайне сложно.

Знакомые лица коллег в халатах невольно наводят на мысль: как Фримен, не говоря ни слова, защищал докторскую?

ЭТО ИНТЕРЕСНО: помимо одиночного режима, разработчики планировали кооперативный и сетевой, но за тремя режимами погонишься — ни один не доработаешь, если постоянно не хватает денег, времени и людей. Вот и отложили.

Однако в финальном релизе Black Mesa отсутствует уровень Xen: игра оканчивается самоотверженным прыжком в портал и сообщением, что наше отправление отложено. Разработчики в FAQ оставили на этот счет двусмысленное сообщение: «Вторая часть одиночной кампании выйдет с обновлением, которое добавит главы в мире Зен и сделает переход из Комплекса Лямбды бесшовным».

Невольно задаешься вопросом — как можно называть четыре главы из восемнадцати второй частью? Быть может, BM Team задумали сотворить из уровня нечто большее, чем просто переделку оригинала на свой лад?

Единственная сцена с Зен, которую мы видим в Black Mesa. А вортигонты оригинала все-таки милее?

Это и многое другое молчуны, работавшие над Black Mesa, оставили под вопросом. Надеемся, неловкую паузу заполнит студия Tripmine — формация из двух любительских команд, ранее работавших по отдельности над Operation Black Mesa (ремейк HL: Oppossing Force) и Guard Duty (соответственно, HL: Blue Shift). Им особенно сильно хочется пожелать удачи — планка любительских ремейков задрана на опасную высоту. Правда, и время разработки у обеих частей нынешней Tripmine — всего-то пять лет...

Порадовало

  • та самая «Халфа», но в новой графической упаковке;
  • с бешеной уймой приятных мелочей;
  • все такая же сложная;
  • нельзя просто так взять и не установить Black Mesa!

Огорчило

  • некоторых «лишних», с точки зрения разработчиков, моментов на самом деле очень не хватает;
  • как не хватает загадок и препятствий;
  • и где, наконец, Xen?

Главные рейтинги

  • 9/10 Геймплей
  • 8/10 Графика
  • 9/10 Интерфейс и управление
  • 9/10 Звук и музыка

Особые рейтинги

10/10 OST

Отдельное спасибо Джоэлю Нильсену — саундтрек настолько хорошо оттеняет настроение игры, что его хочется скачать отдельно.

Вердикт

Кто-то верит в НЛО, кто-то — в скорое появление Half-Life 3. А пока в недрах любительских форумов смакуются слухи, скетчи и цитаты из интервью, мы можем ненадолго отвлечься от статичного ожидания и окунуться в свежую атмосферу Black Mesa, сравнить мнения «отцов и детей» среди игроков и посокрушаться над регрессом жанра шутеров.

И, конечно, вспомнить, с чего начиналась старая добрая «Халфа», чтобы... ждать уже не только HL3, но и финал «Черной Мезы», ведь фанаты-разработчики не уступили Valve ни в качестве работы, ни в сроке ожидания. А чтобы работа шла спокойно, Black Mesa Team, следуя заветам духовных наставников — Гейба и Гордона, — предпочитают работать молча.

Подсесть на Linux Cola со вкусом Open Sauce.

ЖЕРТВА МАРКЕТИНГА
Ачивка редакции Игромания

.............2013....2014......2015....2016.....2017.......

...поэтому всего-то спустя 6 лет тишины они выкатили первый трейлер! Юху!

Всем спасибо за внимание, минутка ностальгии окончена!

Теперь нам всего лишь осталось дождаться следующего года.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Роман Омудаке", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 48, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 31814, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 19 Nov 2018 23:55:38 +0300" }
{ "id": 31814, "author_id": 25683, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31814\/get","add":"\/comments\/31814\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31814"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "possessions": [] }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Пока делали ремейк понадобился ремейк на ремейк.

Ответить
2

Black Mesa гораздо сложнее оригинала. На средней сложности меня давно так в играх быстро не выкашивали. Сохранения очень помогали.
А вообще, по ощущениям в своё время Opposing Force зашла куда больше оригинала. Очень она мне пришлась по душе.

Ответить
1

Я по какой-то странной причине дропнул Black Mesa в свое время, сегодня после просмотра нового трейлера Ксена решил, что надо исправить сей казус.

Ответить
1

Тоже решил исправиться и прям бросились в глаза различия в подходе между старыми и новыми играми, о которых говорится в статье:

Игрока начали вести по сюжету за ручку, показывая заготовленные фейерверки, жизненные трагедии и зрелищные разрушения.

Здесь же поиграл пару часов и, т.к. в памяти уже притупились все эти проходы и места, а так же уже привык к сегодняшним механикам, то в голове несколько раз возникал вопрос: "А где глянуть что я вообще сейчас делаю и что ищу?". Странное такое чувство я испытывал в эти моменты :)

Ответить
–1

А кто нибудь вообще заметил что это копипаста с игромании?

Ответить
0

Рекомендую при наличии 3д моника, играть в нём, т.к сорс один из того числа движков, что очень круто показывает глубину картинки.
Сам прохожу мезу в 3д, разве что приходится бороться с багом двоящегося прицела.
Ну а если обладаете вр очками, то настоятельно советую прикурить их к игре, тогда вообще улетите.

Ответить
1

А разве там есть есть адекватная поддержка VR? На моей памяти там можно только головой крутить, отслеживания местоположения в пространстве нет, не говоря уже об отсутствии поддержки контроллеров. Вот всё жду когда же для контроллеров мод выйдет, вот от этого точно улечу

Ответить
–2

Мне кажется, версия 2012 года была лучше чем та, которую они продают сейчас.

Ответить
1

Интересно, чем же?
Из изменений только улучшенные модели и расширенный уровень Surface Tension, который изначально был тем еще обрубком. Хуже не стало.

Ответить
3

Ещё улучшенные освещение добавили и с тенями вроде как поработали, что тоже, только в плюс и не может не радовать.

Ответить
–3

Пистолету сделали хуже звук выстрела, и запретили стрелять со скоростью кликов мышью, что отрицательно сказалось на ощущениях от боёв.
Автомат стал хуже себя вести, они испортили его также как в Half-Life Source.
Там где раньше можно было пробежать скрипты распрыжкой, сделали невидимые стены (тот самый момент со хаундаем, взрывающим мостик во второй главе). В целом они стараются из HL1 сделать HL2, который всё-таки хуже, хоть и тоже хорошая игра. В итоге игра не ощущается "тем самым" HL, каким она ощущалась в 2012. Вот видео со звуками.
Туда же этот клоунский огонь из всех стволов, который выглядит ни красиво, ни реалистично.
У револьвера убрали "историческое" количество патронов, сделав 3 барабана как в HL2. Аналогично с дробовиком и автоматом. Я могу продолжать дальше, но список затянется.

Ответить
1

Там где раньше можно было пробежать скрипты распрыжкой, сделали невидимые стены

В итоге игра не ощущается "тем самым" HL, каким она ощущалась в 2012

Лол, критиковать ремастер за то, что он исправляет баги оригинала, это какой то особый уровень фанатизма. Цель была передать атмосферу мира игры, а не атмосферу задротства с распрыжками.

Ответить
–2

Когда тебе делают невидимую стену на время выполнения скрипта, при том, что в 2012 её не было - это даже не неуважение к игроку, это непонимание принципов геймдизайна, на которых строилась оригинальная игра.

Ответить
0

А я, кстати, соглашусь с комментатором выше по поводу невидимых стен. Лично для меня первая халфа тем и хороша, что она хранит в себе доступ к разным уровням геймплея. Если ты новичок, то ты получишь удовольствие от обычного прохождения. Если ты хардкорщик, ты будешь яростно баннихопить и получать удовольствие от выполнения трюков и соблюдения таймингов. Я нахожусь ближе к первой категории, т.к. распрыжка у меня на уровне "нихрена себе, получилось", да и ванильная стим-версия, вроде как, не поддерживает распрыжку. Однако я тоже люблю периодически вернуться в игру и просто пробежать её за несколько часов (в том числе, юзая баги). И в остальных играх невидимые стены меня тоже раздражают, поскольку, если я хочу получать удовольствие от игры определённым образом (и весьма "законным", т.к. речь не идёт про сетевые игры или читы), залезая в недоступные жопы – почему разработчики лишают меня этого?

Ответить
0

Сегодня целый день бум-бум вокруг халф лайфа, годовщина все ж таки

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления