GameTheory: можно ли артистам заработать на копирайте танцев?

Популярный ютуб канал The Game Theorists в общем и MatPat в частности попытались разобраться в ситуации с танцами в Fortnite: имеют ли они под собой юридические основания и на что могут рассчитывать авторы движений.

Собственно видео

Итак, напомню ситуацию. Увидев какие деньги зарабатывает Fortnite, несколько артистов - а именно репер 2 Milly, Альфонсо Рубейро и Рассел Хонинг (Backpack Kid) - решили подать в суд на компанию-разработчика Epic Games за использование и продажу принадлежащей им интеллектуальной собственности, а именно танцы.

Так называемый Backpack Kid (Парень с рюкзаком) который заявляет что именно он придумал танец Floss

Вопрос однако в том, что закон по части копирайта танцев довольно размыт, в отличии от практики с музыкой или артом. Лишь в 1976 годы был принят закон Copyright Registration of Choreography and Pantomime, где были описаны условия при выполнении которых можно считать танец полноценным хореографическим продуктом:

  • Ритмичные движения одного или нескольких танцоров на сцене или другом определенном пространстве (скажем сьемочная площадка)
  • Серия движений, собранная в единое, осмысленное и выражающее что-то целое (например танец в балете)
  • Переданная через движения история, тема или абстрактный смысл
  • Исполнение перед аудиторией или на видео
  • Музыкальное сопровождение

В том же документе описаны и подпадающие под свободное использование движения:

  • Повседневные движения или жесты (например изображение букв своим телом или спортивные жесты)
  • Социальные танцы (народные, бальные и так далее)
  • Простые и спортивные телодвижения (бег, ходьба, прыжки, позы в йоге, трюки на скейтбордах и т.д)
  • Движения, не исполненные человеком (например, всякие забавные движения собак или кошек, которыми ютуб полнится)

Авторы закона старались избежать того чтобы можно было закопирайтить простые движения и как следствие ограничить свободу творчества. Например, если бы кто-то получил права на ходьбу на месте - сотни танцев не смогли бы существовать, потому что танцы состоят из множества движений, равно как слова или предложения состоят из множества букв.

Ситуация усугубляется тем, что наши истцы не могут полноценно заявить об авторстве танцев. К примеру Альфонсо Рубейро неоднократно сам говорил что позаимствовал движения у небезызвестного Эдди Мерфи и Кортни Кокс.

Наглядная демонстрация откуда заимствовал движения Рубейро

Backpack Kid тоже не может претендовать на свой танец, так как на ютубе был ролик с точно такими же движениями задолго до него.

2011 год. Парень с рюкзаком наверное только в школу пошел

Кроме того, помимо Fortnine множество игр цитирует похожие "танцы". Например, такая небольшая игра как Destiny 2. И судебный прецедент по этому делу может иметь очень далеко идущие последствия.

В итоге, заключает MatPat, самые веские правовые основания могут быть только у сложных танцев вроде того что исполнили в "Клинике" или Groove Jam танца, происхождение которого легко прослеживается в фильме "Наполеон Динамит".

Groove Jam и Наполеон

Оба из них это сложный, специфичный набор движений и оба несут повествовательную функцию. Epic Games получили разрешение от авторов "Клиники" на то, могут ли они использовать этот танец в игре. Скорее всего к авторам "Наполеона Динамита" был сделан такой же запрос.

А истцам из начала статьи скорее всего придется уйти из зала суда без миллионов отсуженных денег и голодать во время холодных калифорнийских зим. Такова участь творца.

88 показов
4.2K4.2K открытий
27 комментариев

А в будущем, во всех вживят чипы, и если ты будешь танцевать неоплаченный танец, то тебя током будет бить. Запомните этот пост

Ответить

то тебя током будет битьДа не, кому это нужно?

ИМХО - реалистичнее что в случае явно случайного нарушения копирайта будут прилетать "страйки", и после набора трех таких "страйков" будут автоматически списываться деньги с личного счета - это 100%. Собственно автомобилисты уже сегодня примерно в такой реальности живут с камерами, автоматически фиксирующими нарушения ПДД.

Ну а уж если ты целенаправленно публично спиратил танец (тем более- на камеру), тогда уже жди повестку на разговор со специальной комиссией, после беседы с которой уже и выяснится отделаешься ли ты только штрафом, или придется отправится на перевоспитание в специальный лагерь по подготовке инспекторов соблюдения интеллектуально-правовой собственности (необходимость 6 месяцев работы таким инспектором включает практика перевоспитания таких вот "социально-правовых террористов").

С другой стороны - подобная практика повлечет за собой создание новых общественных институтов, и рабочих мест в том числе. Так например с 5го класса детям начнут преподавать сразу несколько новых предметов, на которых они будут "заучивать" то что уже закопирайчено, что бы если вдруг нарушили - это можно было классифицировать как полноценное правонарушение, осуждаемое обществом не менее чем воровство у бабуси или убийство бабуси.

Из хорошего - везде появятся магазины, в которых появятся как одноразовые "талоны" на исполнение той или иной закопирайненной интеллектуальной собственности, так и полноценные абонименты на вечер например.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Если придумаешь особый способ, зарегистрируешь на это авторские права, то можешь всех засудить

Ответить

С одной стороны понятно что в какой-то мере они являются "авторами" этих "ритмичных движений" - танцев. И вот эта тенденция на "исключительные права" на каждую интеллектуальную собственность (или скорее всё подряд) ни к чему хорошему не приведут.
Ограничивая полёт фантазии других авторов на заимствование и совершенствование в более совершенное произведение, мы скатимся в тёмные века, где у каждого будет свой персональный и уникальный "кирпич, верёвка, и т.д.", и изобрести что-то уникальное будет в принципе невозможно. Только если у тебя есть большие деньги, чтобы делать всё что тебе нужно "своим". Да есть проблемы с авторскими правами, но нельзя впадать в крайности.

Кстати ещё вопрос кто на самом деле реальный автор танцев, а то если копать то могут ещё всплыть отдельные хореографы, которые специально научили "уникальному танцу" и продумали движения основываясь на своём практическом опыте.

Ответить

Авторское право устарело, Creative Commons наше всё.

Ответить