Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Игры давно стали не просто возможностью хорошо провести время, но и самобытным способом восприятия действительности, неким стилем или образом жизни. Игры стали сложнее в многих смыслах и способны самому игроку что-то рассказать о жизни, как это может сделать хорошая книга, кино или сериал. Persona 5 - безусловно очень комплексное произведение, где видна любовь разработчиков к своему детищу и их желание создать глубокое творение. Здесь я на личном примере расскажу о тех вещах, задуматься о которых меня призвала именно игра.

Внимание! Будут спойлеры!
Внимание! Будут спойлеры!

Краткая справка. Persona 5 - детище японской студии Atlus, с которой вы могли быть знакомы по другой части серии Persona 2: Eternal Punishment на PS one (которая запоминалась русским обладателем соньки тех лет), либо по недавним новостям о портировании Catherine на ПК. Примечательна студия тем, что в своих продуктах никогда не стеснялась затрагивать проблемы достаточно глубокие ( в P5 мы видим рассуждения о кризисе взаимодействия современного общества и отдельного индивидуума) или жизненные (собственно, Catherina - это такой разговор с другом о том, что есть измена, а что есть любовь и что с этим делать).

Краткое описание Catherine в одной картинке
Краткое описание Catherine в одной картинке

Сама по себе P5 - это более-менее традиционная JRPG в сеттинге альтернативой действительности. В ней мы собираем команду друзей-парий, каждый из которых переживает определенную внутреннюю травму, и боремся с пороками общества, путем проникновения в психический мир отдельных личностей или всего коллективного бессознательного с последующим уничтожением внутренних пороков ("похищения сердец") для создания изменений уже в "объективной" реальности (которая в конце оказывается не такой уж и объективной)

Наша банда, Phantom Thieves of Hearts
Наша банда, Phantom Thieves of Hearts

Я бы выделил в игре три блока, которые дали интересную пищу для размышлений.

Персона

Самому юнгианскому понятию Персоны в игре уделяется очень много внимания, но при этом это делается не напрямую, а косвенно. Диалог об этой идее игра ведет украдкой, путем незначительных деталей. Изначально, персона - это буфер между внутренним человеческим Я, его самостью и обществом, которому часто от нас та самая самость нахрен не сдалась, а вот определенная функция требуется. Таким образом мы берем на себя некую социальную роль, маску, путем которой мы контактируем с обществом. С одной стороны так удовлетворяется запрос на те функции, которые от нас требуются, с другой - защищается наше внутреннее Я.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

В игре каждый член нашей банды проходит через опыт второго рождения, когда он сначала осознает факт того, что использует персону (то есть начинает осознанно воспринимать процесс своего общения и взаимодействия с другими людьми и обществом как оно есть), то есть видит на себе маску. Осознав наличие персоны, мы скорей всего тут же избавляемся от нее. Представьте, что мы рисуем красками на холсте в темноте, кто-то включает свет и мы видим мешанину цветов, только отдаленно напоминающую первоначальный замысел. Мы скорей всего выбросим холст и начнем работу заново, уже пользуюсь возможностью видеть результат своих действий.

Так же и в игре, сорвав с себя маску с кровью (что символизирует безусловную болезненность процесса психической трансформации), персонаж обретает новую персону, уже сознательно им самим выбранную. Он теперь сам решает, как хочет показывать себя обществу и какую роль играть. Примечательно, что тут мы сталкиваемся с необходимостью масок. Наше внутреннее Я все равно не может напрямую контактировать с обществом (тогда оно потеряет всякую системность и превратится в хаос). Осознаешь ли ты, что так же как все используешь персону и ты настоящий - вовсе не то, что видит общество? И выбирал ты свою персону осознанно? Это безусловно актуальные вопросы для любого жителя пост-индустриального общества XXI века.

Соратники

Достаточно забавный момент - это социальная сторона геймплея. И еще более забавно то, что ее понимание реально помогла мне улучшить отношения с близкими мне людьми и друзьями. В игре любое ваше действие тратит время, а вы как и в жизни находитесь в неком потоке событий, где одно сменяет другое и то, что было релевантно вчера - уже может быть не нужным сегодня. Соответственно, вам приходится выбирать на что тратить время. Одна из таких возможностей - это проводить время с друзьями и знакомыми. С друзьями (членами вашей банды) вы занимаетесь обычными штуками, гуляете в парках, едите в кафешках, можете порубиться в приставку или в кино сходить ( и даже романчик завести!).

Обратите внимание на левый верхний угол: месяц, день месяца, день недели (с погодой, что тоже оказывает влияние) и даже время дня. Все посчитано.
Обратите внимание на левый верхний угол: месяц, день месяца, день недели (с погодой, что тоже оказывает влияние) и даже время дня. Все посчитано.

Со знакомыми вы начинаете с некого формального события ( поучаствовать в испытаниях лекарств доктора-экспериментатора, дать интервью журналистке, поучаствовать в митинге независимого политика), а в итоге делаете большой вклад в важные события их жизни( с друзьями финал такой же). Друзей и знакомых ( их обобщенно называют соратниками) много и на кого тратить время ( которого в свою очередь мало, его еще и спасение коллективного бессознательного ого-го как требует) весьма острый вопрос. Чем больше вы проводите время с тем или иным человеком, тем больше укрепляете вашу связь. Сильная связь дает вам либо бонусы в бою ( усиливается член банды), либо различные бонусы в целом по игре ( тусуете с доктором - лекарства дешевле, дружите с политиком - он учит вас тонкостям переговоров с противниками)

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Собственно, (ВНЕЗАПНО) и в жизни мы так же ограничены по времени. Когда-то мы дети, когда-то молодые, когда-то старые. В определенные периоды жизни мы общаемся с разными людьми и срок каждого из них в нашей жизни ограничен. Глубокое общение с ними всегда несет что-то ценное для нас. Мы можем чему-то научиться, что-то пережить вместе, на примере чужой жизни прийти к новым идеям относительно своей. Каждый день мы совершаем выбор, как и с кем будем проживать его и этот выбор в конце-концов формирует нас как человека, с всеми сильными и слабыми сторонами. У игры получается показать весь этот огромный процесс в миниатюре.

Домашняя кафешка, верные друзья, пицца на всех - что еще для жизни надо? :D
Домашняя кафешка, верные друзья, пицца на всех - что еще для жизни надо? :D

Последний блок достаточно эмоциональный, текст и так получается длинным, так что я рассмотрю его кратко, для тех, кто в теме. Плюс, здесь будут БОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ, если хотите полностью насладиться сюжетом - смело пропускайте. Конечно, это история Акечи Горо.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Брошенный и чувствующий свою ненужность и отчужденность с самого детства, все, чего он хотел - это как-то унять огромную дыру в своем сердце. Но выбрал неверную стратегию и попытался создать некую ложную самодостаточность, где он мог бы жить и наслаждаться, не будучи ни с кем и никогда связанным и не открываясь. Если его стратегия и давала плоды, то она скорее приводила лишь к созданию новых страданий, как для окружающих, так и для самого Акечи. Только под самый конец своего столкновения с командой похитителей сердец Горо сумел осознать, что все это время он искал то самое чувство единение и связи с окружающим, в то время как сам взращивал в себе ненависть и отчужденность к внешнему миру. Понимание пришло слишком поздно, но хоть в самом конце он сумел позволить себе открыться и помочь себе и своим "противникам". Безусловно, мы все немного бываем Акечи Горо и его путь предоставляет нам богатую пищу для размышлений. Сколько бы ты не боролся с окружающим миром ( какой бы справедливой тебе не казалась эта борьба) - самым большим проигравшим всегда окажешься сам.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Собственно, под финал хочу сказать то же самое, что уже когда-то и говорил - играйте в хорошие игры и не стесняйтесь воспринимать их как нечто больше, чем просто способ убить пару-тройку часиков дома. И надеюсь, данный лонгрид оказался для вас большем ридом, чем лонгом.

11 показ
5.7K5.7K открытий
70 комментариев

Чему может научить Persona 5Силе дружбы и принятию себя, как и P4 до нее. А до неё P3. Это одно предложение действительно достойно того, чтобы писать статью на столько букв? Почему ты обсуждаешь P5, но рассматриваешь не темы самой игры, а то, что мусолится во франчайзе уже на протяжении десятка лет?

Вот это все
юнгианскому понятиюсоратникиБыли в прошлых играх. И да, точно так же там объяснялось что "персона" это твоя маска, физическая (как в случае с П5) либо же душевная. И что "тени" это якобы отражения человеческих страстей и подсознательных чувств (но на самом деле идут вразрез с юнгианской психологией, потому что это чаще всего те же демоны из SMT, и к пятой части об этом почти забыли ). Спасибо, капитан очевидность.

Ты мог бы вместо этого уделить время таким темам P5 как формирование мнения о ком-то через призму СМИ. О том, что человечеству удобнее жить в комфортном, системном рабстве под началом высшей силы, когда за них всё решают. Что иногда людям стоит посмотреть правде в глаза (что представлено в виде тех самых финальных схваток в данженах) позволяя им трансформироваться и стать лучше.

Нет, не хочу, хочу с умным видом повторять очевидные вещи.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Пятую персону еще не играл, поэтому дальше вступления читать не стал, но на меня очень сильное впечатление произвела четвертая часть. Там поднималась, на мой взгляд, более личная тема о принятии себя таким какой есть и боязни осуждения со стороны общества.
За свое прохождение не успел все истории посмотреть, но даже те что видел оказались как минимум интересными. Плюс мне всегда нравилось как японцы очень органично связывают сюжет с геймплеем, и комедию с драмой.

И бонусом вопрос автору. Что про вторую персону сказать можете? Собираюсь поиграть, но каждый раз путаюсь в разных версиях. Что лучше взять? У неё был перевыпуск как у третьей и четвертой?

Ответить

Что про вторую персону сказать можете? Она лучшая.
Играл в psx версию с переводом Gemini.

Ответить

Про вторую Петр уже сказал, я же добавлю, что фанату четвертой части непростительно не ознакомиться с третьей в виде хотя бы урезанной портативной версии для ПСП (ссылка примерно та же, что на вторую. Думаю, найдете).

Ответить

Что про вторую персону сказать можете? Играйте в переиздание на ПСП. Плюс, там нет механики социал линков, и в целом симуляции жизни японского школьника. Много гринда

Ответить

Играл в ту, которая Eternal Punishment. Красиво, стильно, хардово. Как и большинство игр тех лет - если сумеешь продраться сквозь старую графику, удовольствие получишь. Играть лучше на инглише, так как русский перевод (по крайней мере тот, что помню) полностью убитый.

Ответить