Чем мне понравилась "Honkai Star Rail" и почему я её в итоге бросил
Предупреждения: Здесь не будет полного обзора игры, механик, сборок и т.д. Здесь будут только мои впечатления о её сюжете и лоре.
То, что HSR это лютая деньго- и времясжирающая гача, как и всё, что делают HoyoVerse, думаю, пояснять никому не нужно. Если вы знаете о проблемах Genshin Impact или ZZZ, то тут всё ровно так же, как и там:
1) сюжет, размытый ровно настолько, чтобы его по ходу можно было подкорректировать в зависимости от настроений аудитории;
2) персонажи, задизайненные так, чтобы вы либо могли их косплеить, либо тренировать правую руку (но последнее гораздо больше к ZZZ, имхо); из-за этого некоторые катсцены напоминают буквально сходку косплееров.
3) монетизация во все концы (хотя я вот ни в одну из трёх игр не донатил и более-менее нормально игралось; с другой стороны, только в HSR я наиграл больше 15 часов, остальные бросил раньше);
К гачам вы можете относиться, как хотите, но лично я считаю, что HoyoVerse прекрасно знают свою аудиторию и не только осознают, что делают, но они, как минимум, делают это красиво. Впервые я это понял, когда оказался в Ли Юэ, и чёрт возьми, такой великолепной и красивой архитектуры я давно в играх не встречал.
Но вернёмся к Honkai Star Rail.
Почему я начал?
Гачи от Михоё с их донатами, дейликами, крутками, почти диснеевскими беззубыми сюжетами и предсказуемыми поворотами не то чтобы особо меня привлекали. Я помнил, что в своё время начал играть в Genshin, потому что ещё не был знаком с формулой, которую хоёверс нащупывали, а сам мир игры напоминал новые "Зельды", которые мне в целом нравились.
Но общая простота и наивность сюжета, несмотря на намёки на серьёзную драму, со временем меня утомили, потому что ты то и дело натыкался на потолок своих ожиданий: ты хочешь пойти в подземелье? только завтра, сегодня у тебя ресурса нет. ты хочешь выбить нового персонажа? донать или жди бесплатных камней (в моём случае - второй вариант); хочешь новый регион - жди обновы. хочешь новых деталей сюжета? в новом регионе тебе дадут их крохи, зато займут бесполезными квестами и беготнёй под нытьё Паймон....
на самом деле, именно Паймон - причина, почему я дропнул Genshin, я уже не мог её выносить.
Но спустя несколько лет друже, играющий в HSR, рассказал мне, что там вообще другая формула, другая боёвка, другой мир и вообще всё поинтереснее и покруче. Сам же я в этом убедился, когда где-то на ютубе увидел ролик битвы с Коколией, где гигантский робот под жёсткий запил хреначит рукой по боссу, и я подумал:
"Так, ну это точно нужно заценить".
Well, я очень быстро понял, что купился на маркетинг и поспешил с выводами. Боёвку хоёверс, может быть, и поменяли, но некоторые вещи остались теми же. Это был практически тот же Геншин, но в космосе... и с рядом отличий, которые всё же меня интриговали.
Почему я продолжил?
Но было кое-что, что меня всё же заинтересовало в HSR и заставило меня исследовать мир игры чуть подробнее и попробовать перетерпеть моменты, которые мне не нравятся: это сам общий лор игры. И тут я должен немного рассказать о сюжете, потому что мне он прям понравился.
Краткое описание сюжета
В эпоху космических освоений, новых колоний, покорения галактик и путешествий сквозь звёзды космосом в HSR правят Эоны: не столько "боги" или архонты, сколько воплощённые философские концепты, по пути которых можно следовать, выбирая свой жизненный путь. Поэтому так или иначе каждый персонаж, организация или целые планеты в HSR выбирают, по пути какого Эона они пойдут: путь Эона Разрушения направлен на хаотичные, бессмысленные и пустые действия, путь Эрудиции - на эксперименты, изучение и созидание; и так далее, все перечислять не буду, Путей реально много.
Путь Освоения - центральный в сюжете, и он говорит сам за себя: это открытие неизведанного, путешествия, новые места и новые знакомства. Эон Освоения Акивили когда-то давно бороздил просторы вселенной на Звёздном Экспрессе, открывая всё новые и новые горизонты... пока не исчез, и так Экспресс остановил свой путь. Со временем серебряные космические рельсы, которые прокладывал Акивили, начало разрушать космическое бедствие под названием Стелларон: "опухоль всех миров", некая живая космическая болезнь, заражающая и разрушающая всё на своём пути.
И да, я знаю, что это звучит невнятно, но поверьте мне, я долго искал ответ на этот вопрос, в том числе среди непосредственно других игроков, и как оказалось, каждый понимает природу Стелларона по-разному. Но я всё ещё не знаю: 1.как он выглядит? 2.как он проявляется? 3.как он влияет на что-либо? 4.как он распространяется? сюжет просто не даёт ответов, а указывает пальцем: вот это вот Стелларон, его надо бить.
В общем, в какой-то момент девушка по имени Химеко находит и отстраивает покинутый Звёздный Экспресс вместе с его извечным проводником Пом-Пом, и намеревается снова возродить Путь Освоения вслед за ушедшим Эоном. Во время путешествия они берут на борт мужчину Вельта, который откуда-то знает Химеко, немногословного беженца с колонии Лофу Сяньчжоу Дан Хана, а также таинственную девушку, найденную ими 7 марта в космических льдах. Она не помнит своего имени, поэтому берёт себе вместо него дату рождения: Март 7.
Сам же непосредственно сюжет стартует, когда таинственная охотница за Стеллароном Кафка с не до конца ясными мотивами создаёт живой мыслящий "сосуд" для Стелларона, который может пользоваться его силой. Мы и играем за этот сосуд, даём ему имя, выбираем его пол и бьём за него морды недругам. По дефолту все называют его Trailblazer - Первопроходец. Кафка оставляет своё дитя на космической станции "Герта" и сваливает, оставляя в напутствие таинственную фразу:
"Когда наступит пора сделать выбор - сделай тот, о котором не будешь сожалеть".
К счастью, здесь же, на станции оказывается припаркован Звёздный Экспресс, чья команда берёт Первопроходца на борт, отправляясь на неизведанные планеты: идти по пути Освоения и мешать Стелларону распространяться.
Конец краткого описания сюжета
И вот я вам описал общую сюжетную канву, и она мне ПРАВДА нравится. Мне нравится, как выстроен мир и предыстория персонажей, мне нравится, как они друг с другом взаимодействуют, как игра развивает Эонов не просто как богов, а как реально существующие философские мировоззрения, как не стесняется вкидывать сложные темы.
Пример одного из квестов: на планете Белобог из-за Стелларона царила Вечная Мерзлота. Главные герои победили её, полетели дальше, но спустя время решили проверить, как там вообще Белобог поживает. Прилетают и видят, что вроде как всё хорошо, жители заново отстраиваются и живут по-новому... но пригоняет посол космической корпорации (КММ) и говорит, что у Белобога за много лет отсутствующей связи огромные долги перед корпорацией, и, чтобы их выплатить, планета должна стать её частью и перейти под её ответственность.
Глава Белобога справедливо заявляет:
- Так нас тут всё это время Стелларон третировал, связи не было, поэтому мы и не могли вам ничего платить.
Посол отвечает:
- Ну, ТЕПЕРЬ-то у вас связь есть, так что либо вы подохнете, пытаясь выжить самостоятельно, либо вас КММ подстрахует, направит вам автоматонов охранять вас, но вы будете ходить под нами.
И я играю в это и думаю: ВАУ, хоёверс, это что, многослойный интересный взрослый конфликт, где нет правых и виноватых, и стороны обсуждают свои интересы, пытаясь прийти к соглашению? вы всё-таки МОЖЕТЕ такое делать вместо сюжетов "тот дракон на самом деле добрый иди наваляй ему чтобы он это понял!!".
Но.... не всё так гладко.
Почему я бросил
Если честно, по той же причине, что когда-то "Геншин": ежедневной пустой рутины в игре стало больше, чем сюжета и лора, за которым я туда шёл. Но даже это не самое плохое: а то, что все теоретически крутые и интересные концепции, которые могут классно развить сюжет и персонажей, в HSR по какой-то причине подаются просто невероятно нудно, зевотно и тоскливо: настолько что порой я включал игру перед сном специально, чтобы нагнать на себя дрёму.
В диалогах персонажи постоянно льют воду, медленно говоря, в целом, ни о чём, а пропускать реплики раньше времени нельзя. При этом для меня загадка, почему они сделали JRPG-шные бои настолько медленными, что после ускорения х2 на их анимации в "нормальном" режиме просто невыносимо смотреть.
В общем, в каждом новом регионе я то и дело замечал, что думаю "ну ладно, это просто место скучное, надо потерпеть, дальше будет лучше...." но нет, я заканчивал проходить Пенаконию почти что с нервным тиком, потому что мне по-прежнему было всё равно, кто такой Авантюрин, что у него за камни, что там задумал Воскресенье, кто убил его сестру, что здесь делает Искорка... Я не знаю, как! но отличный в теории детективный сюжет михоё сделали в итоге кошмарно скучным. И так я понял, что, в целом, получил от HSR всё, что мог.
Так что по итогу?
А по итогу, HSR всё равно понравилась мне больше, чем Genshin Impact, который вышел раньше (уж слишком.... спорным, и в то же время абсолютно беззубым он был в силу рейтинга), или Zenless Zone Zero, которая вышла позже (я не знаю, не смог и 20 минут в неё поиграть, стало как-то душно, как говорится, "минус вайб").
Я думаю, что-то при создании HSR михоё всё же сделали правильно, поэтому общая атмосфера увлекательного путешествия и открытия нового в ней очень хорошо прослеживается и ощущается. Радуют приятные персонажи: слегка картонные, конечно, но хорошо отыгрывающие свои роли.
Ты привыкаешь и к дружелюбной и наивной Март 7, и к замкнутому Дань Хану, и куда-то постоянно стремишься: открываешь новое, копаешься в мусорках, делаешь глупости, сражаешься с монстрами, играешь в видеоигры внутри видеоигры, говоришь в диалогах кринжатину, шутишь и смеёшься, а главное - стараешься оставить после себя что-нибудь хорошее.
И в рамках бесконечного звёздного путешествия этот концепт, по-моему, всё же скорее работает, чем нет, несмотря на обилие гачи-механик; и даже несмотря на то, что со Звёздного Экспресса я сошёл уже на четвёртой остановке, я всё равно могу пожелать его экипажу удачных межзвёздных перелётов.