Escape from Tarkov выходит из беты через 5 дней. После 8 лет ожидания мы наконец узнаем, ради чего всё это было

Escape from Tarkov - Official 'Echoes of Unfallen' Version 1.0 Release Trailer

Восемь лет и три месяца в статусе "закрытой беты". Сотни патчей. Шестнадцать вайпов. И вот 15 ноября 2025 года Escape from Tarkov официально выходит в релиз. Что это значит для тех, кто все эти годы умирал от диких на таможне и терял миллионы рублей из-за десинка?

Escape from Tarkov release — November 15 2025
Escape from Tarkov release — November 15 2025

Если ты сейчас читаешь эти строки, скорее всего, у тебя в Steam-библиотеке (или на лаунчере BSG) пылится иконка с силуэтом бойца в каске. Может, ты открывал её вчера. Может, год назад забросил после очередного вайпа. А может, прямо сейчас сидишь в очереди на Улицы Таркова, листая DTF в ожидании матча.

15 ноября 2025 года в 14:00 по московскому времени Escape from Tarkov покидает бету. Девять лет разработки. Восемь лет и три месяца тестирования. Миллионы смертей. Миллиарды потерянных рублей. И наконец - версия 1.0.

Но готова ли игра? Готовы ли мы? И самое главное - что вообще изменится?

Часть 1: Как российская инди-студия создала целый жанр

2012-2016: Тихие годы

EFT presentation with Nikita : r/EscapefromTarkov
EFT presentation with Nikita : r/EscapefromTarkov

Всё началось задолго до того первого трейлера. В 2012 году Никита Буянов, работавший над браузерной Contract Wars в компании Absolutsoft, решил создать "игру мечты". Хардкорный шутер с элементами RPG, где смерть имеет значение, где каждая пуля считается, где выживание важнее фрагов.

Четыре года Battlestate Games работали в тишине. Никаких анонсов. Никакого хайпа. Только разработка на Unity - движке, который тогда ассоциировался с инди-проектами, а не с амбициозными ААА-играми.

5 ноября 2015 - первый кинематографичный трейлер. "Хардкорный нарративный MMO-микс FPS/TPS и RPG-жанров". Звучало как бред. Выглядело как откровение.

Escape from Tarkov - Official Announcement Trailer

2016-2017: Альфа и первые игроки

4 августа 2016 - закрытая альфа для владельцев Edge of Darkness Edition за $150. Да, люди платили полторы сотни долларов за возможность тестировать сырую игру. И знаете что? Они не жалели.

В альфе было две карты - Factory и Customs. Никакого убежища. Примитивная экономика. Постоянные вайпы. И всё равно это было нечто новое.

24 марта 2017 - снятие NDA. Стримеры ринулись показывать Tarkov. Kotton, DeadlySlob, Klean - имена, которые стали легендами сообщества. Twitch взорвался. Люди смотрели как другие теряют всё снаряжение и... хотели того же.

28 июля 2017 - официальный старт закрытой беты. Игра должна была выйти в релиз через год. Максимум - полтора.

Восемь лет спустя мы всё ещё здесь.

Часть 2: Эволюция через боль - ключевые патчи и изменения

When Did Escape From Tarkov Come Out? | The History Of EFT
When Did Escape From Tarkov Come Out? | The History Of EFT

Patch 0.12 (октябрь 2019): Рождение Убежища

0.12 The biggest update in history of Escape from Tarkov: Hideout ...
0.12 The biggest update in history of Escape from Tarkov: Hideout ...

До патча 0.12 Tarkov был "просто" хардкорным шутером с лутом. После - превратился в нечто большее. Убежище дало игрокам дом. Место, где можно крафтить патроны, лечиться между рейдами, производить биткойны (да, биткойны в Таркове появились раньше, чем стали мейнстримом).

Патч весил 8 ГБ - колоссальный объём для обновления. Новый босс Shturman на Лесу. Полная переработка Customs. Система предустановок оружия. Это был "самый большой патч в истории игры". Тогда.

Hideout Guide - Escape From Tarkov Guide - IGN
Hideout Guide - Escape From Tarkov Guide - IGN

Patch 0.12.12 (декабрь 2021): Инерция меняет всё

Если ты играл до декабря 2021 и после - это две разные игры. Система инерции убила ADAD-спам (быстрое движение влево-вправо), сделала движение реалистичным и... разделила сообщество пополам.

"Это убило динамику!" "Нет, это добавило тактики!"

Спустя четыре года споры продолжаются. Но инерция осталась.

В том же патче - Lighthouse с Rogues. Первая фракция ИИ, которая по-разному реагирует на BEAR и USEC. Революция, о которой мечтали годами.

Patch 0.13 (декабрь 2022): Улицы Таркова и четыре года ожидания

Streets of Tarkov анонсировали в 2018. Обещали в 2019. Переносили на 2020. Потом на 2021. В итоге выпустили в конце 2022.

All exfil locations for Escape from Tarkov map Streets of Tarkov ...
All exfil locations for Escape from Tarkov map Streets of Tarkov ...

Самая большая карта. Самая детализированная. Самая требовательная к железу. Отель "Призма", торговый центр "Конкордия", жилые кварталы - целый район города, воссозданный с безумной детализацией.

FPS просел у всех. Даже у владельцев RTX 4090. BSG переписывали рендеринг, оптимизировали LOD'ы, добавляли Oculus Audio для трёхмерного звука. Streets стали испытанием не только для игроков, но и для движка Unity, который явно не был рассчитан на такие масштабы.

ULTIMATE STREETS BEGINNER MAP GUIDE - Escape From Tarkov [93306f]
ULTIMATE STREETS BEGINNER MAP GUIDE - Escape From Tarkov [93306f]

Patch 0.14 (январь 2024): Революция брони

Новая система брони с отдельными пластинами изменила мету. Теперь недостаточно просто "пробить броню" - нужно попасть в незащищённую зону. Подмышки, шея, бока между пластинами - каждый миллиметр имеет значение.

Ground Zero - новая стартовая карта для новичков. Штаб TerraGroup Labs, "где всё началось". Лор, который объясняет причины конфликта. PvE-боты, которые не убивают с первого выстрела в голову через весь город.

Patch 0.15 (август 2024): Переходы между картами

Революция, которую ждали с 2016 года. Теперь можно зайти на Ground Zero, пройти на Streets, оттуда на Interchange, потом на Customs... Единый рейд через несколько карт. Основа для будущего open-world режима.

Босс Partisan с минами-ловушками. Сошки для оружия. Возможность прислонить ствол к укрытию для стабильности. Мелочи, которые меняют всё.

Patch 0.16 (декабрь 2024): Последние приготовления

Переработка Customs - карты, с которой всё началось. Система престижа для тех, кому надоело достигать максимального уровня за месяц. Кастомизация убежища - наконец-то можно повесить свой флаг и расставить трофеи.

И конечно, Hardcore Wipe в июле 2025, о котором нужно поговорить отдельно...

Часть 3: Скандалы, драмы и разбитое доверие

Апрель 2024: Unheard Edition за $250 и бунт сообщества

Tarkov Locks PvE Behind $250 Pack, Gets Roasted – MMO Fallout
Tarkov Locks PvE Behind $250 Pack, Gets Roasted – MMO Fallout

25 апреля 2024 года Battlestate Games совершили, возможно, самую большую ошибку в истории студии. Unheard Edition за $250 с эксклюзивным PvE-режимом для тех, кто готов заплатить четверть тысячи долларов.

Проблема: владельцы Edge of Darkness Edition ($150) получили обещание "всех будущих DLC". На сайте было написано "Season Pass". Потом это тихо изменили. Но интернет помнит всё.

Reddit взорвался. Discord заспамили боты. Конкурент Gray Zone Warfare публично троллил BSG в Twitter: "Наш PvE-режим стоит $0 дополнительно".

Три дня ада:

  • День 1: "Это не DLC, это отдельный режим"
  • День 2: "Ладно, ты получишь 6 месяцев доступа"
  • День 3: "Прости. PvE бесплатно для всех владельцев EOD"

Никита Буянов: "Я как-то не предвидел такой реакции".

Сообщество: "КАК, БЛЯТЬ, НЕ ПРЕДВИДЕЛ?!"

Escape From Tarkov' Fans Are Outraged At New $250 Pay-To-Win ...
Escape From Tarkov' Fans Are Outraged At New $250 Pay-To-Win ...

Декабрь 2018: DMCA-скандал с Eroktic

Хорватский стример Eroktic выпустил видео о возможной утечке данных игроков. BSG ответили 47 DMCA-страйками, удалив почти весь его контент с YouTube.

Шокирующее интервью Polygon и BSG

Мы знаем, для чего нужен DMCA. Но нам пришлось использовать этот инструмент, чтобы остановить волну дезинформации

BSG

Но DMCA - это для защиты авторских прав

Polygon

Да, мы знаем

BSG

Использование системы защиты авторских прав для цензуры критики - это не просто неэтично. Это нелегально. BSG так и не извинились официально.

Июль 2025: Hardcore Wipe - эксперимент, который никто не просил

За 4 месяца до релиза BSG решили провести "эксперимент". Отключили Flea Market. Убрали квесты. Оставили только 2 карты из 11. Подняли цены у торговцев в несколько раз.

Shut the fuck up

Никита на Reddit

Игроки: начали массово уходить. Самые низкие показатели Twitch с 2020. Пустые сервера. Мёртвый Reddit.

Через три дня BSG начали откатывать изменения. Но осадочек остался. За несколько месяцев до релиза 1.0 студия показала, что всё ещё не понимает собственное сообщество.

Читеры: война, которую невозможно выиграть

У нас в Таркове нет читеров

Никита Буянов, 2018

Несколько тысяч банов спустя...

Читеры - подонки земли, но это гонка, которая никогда не закончится

Никита Буянов, 2023
BSG Released a spreadsheet of banned players over the weekend and ...
BSG Released a spreadsheet of banned players over the weekend and ...

В феврале-марте 2023 BSG забанили 6,700 читеров и опубликовали их ники в Google Spreadsheets. Публичный позор. Средневековье в киберспорте.

Типы читов в Таркове:

  • Радары (второй компьютер показывает всех на карте)
  • ESP (видно здоровье, лут, игроков через стены)
  • Аимбот (автонаведение)
  • Спидхак (The Flash в Таркове)
  • Vacuum (лут телепортируется к читеру)

Самое грустное: многие ветераны ушли в PvE именно из-за читеров. "Лучше играть с тупым ИИ, чем с читаками", - частое мнение на форумах.

Часть 4: Что нас ждёт 15 ноября?

Официально подтверждено:

1. Сюжетная кампания Линейная история с несколькими концовками. Возможность "действительно сбежать из Таркова". Четыре различных финала в зависимости от выбора игрока.

2. Карта Terminal Финальная локация для сюжета. Международный терминал аэропорта - последний шанс покинуть город.

Terminal Map Teaser : r/EscapefromTarkov
Terminal Map Teaser : r/EscapefromTarkov

3. Релиз в Steam Одновременно с версией 1.0. Но есть нюанс - владельцы игры в лаунчере BSG должны купить её заново для Steam. Да, это полный бред. Нет, BSG не передумают.

4. Конец беты После 8 лет и 3 месяцев игра официально выходит из "закрытого бета-тестирования".

5. Больше никаких вайпов BSG обещают: после 1.0 вайпов не будет. Сообщество: "Ага, конечно".

Слухи и предположения:

  • Полная переработка движка для лучшей оптимизации
  • Новая система античита (Буянов обещал "пару трюков")
  • Open-world режим в течение года после релиза
  • Кросс-прогрессия с Arena
  • Сезонные сервера с вайпами (как в Path of Exile)

Что точно НЕ изменится:

  • Хардкор останется хардкором
  • Читеры никуда не денутся (но BSG обещают бороться)
  • Необходимость гуглить каждый квест
  • Смерть от головы, глаза
  • Десинк
  • "Сервер недоступен" в день вайпа/релиза

Часть 5: Мнение сообщества - между надеждой и цинизмом

Я проанализировал много постов на Reddit, DTF, официальных форумах, комментарии под видео Pestily, Landmark'a, Glorious_E и других. Картина... сложная.

Хардкорные ветераны (3000+ часов):

Я играю с 2017. Видел все вайпы. Пережил всё - от времён, когда броня не работала, до читерского ада 2020. Игра стала лучше? Да. Готова к релизу? Хз. Но я всё равно буду играть 15-го, потому что это уже часть меня.

Откровения игроков

Настроение: Защитное. Боятся, что игру "казуалят" для привлечения новичков.

Умеренные игроки (500-3000 часов):

После скандала с Unheard я понял - BSG видят в нас только кошельки. Но блин, никто не делает такие игры. Никто. Поэтому да, я куплю 1.0. Но без энтузиазма.

Откровения игроков

Настроение: Усталое принятие. Хотят верить, но слишком часто обжигались.

Новички и вернувшиеся:

Попробовал после Hardcore Wipe. Убили на спавне. Попробовал ещё раз - убил дикий с дробовика через 30 минут лутания. Удалил. Может, в 1.0 будет лучше?

Откровения игроков

Настроение: Надежда, смешанная со страхом.

Ушедшие в PvE:

Я больше не вернусь в PvP. Устал от читеров, крыс, exit-кемперов. PvE - это тот Tarkov, который я хотел. Медленный, атмосферный, без потных задротов с радарами.

Откровения игроков

Настроение: Нашли свой Tarkov и не хотят возвращаться.

Часть 6: Российский контекст - гордость и противоречия

Для русскоязычного сообщества Escape from Tarkov - больше, чем игра. Это доказательство, что российские разработчики могут создавать проекты мирового уровня. Не мобильные казино. Не клоны западных игр. А что-то уникальное, определяющее жанры.

Battlestate Games начинали как инди-студия из Санкт-Петербурга. Сейчас их игру стримят крупнейшие западные стримеры. Summit1g, Shroud, DrDisrespect - все играли в Tarkov. Все восхищались и ненавидели одновременно.

Политический багаж

После февраля 2022 года ситуация усложнилась. Связи Никиты Буянова с военными блогерами вызвали волну критики. Часть западного сообщества призывала к бойкоту.

Мы вне политики. Мы делаем игры.

BSG официально

Реальность: В игре про военный конфликт в вымышленном российском городе невозможно быть "вне политики".

Для российских игроков это создаёт странную ситуацию. С одной стороны - гордость за "наших". С другой - понимание, что международный имидж игры подорван.

Экономический аспект

Tarkov принёс BSG миллионы долларов. В России. Без издателя. Без инвестиций от Mail.ru или Яндекса. Это успех, который пытаются повторить десятки студий.

Hired Ops, Stalcraft, даже новый S.T.A.L.K.E.R. - все смотрят на Tarkov как на пример. Можно сделать хардкорную игру. Можно не идти на компромиссы. Можно заставить западную аудиторию учить русские термины ("дикий" вместо scav все знают).

Часть 7: Технические проблемы, которые никуда не денутся

Unity и его ограничения

Tarkov построен на Unity 2019. Движок, который изначально создавался для мобильных и инди-игр, здесь выжат до предела. И за этот предел.

Streets of Tarkov требует 32 ГБ RAM для комфортной игры. 32 ГИГАБАЙТА. Это не опечатка. При том, что карта часто выдаёт 40-50 FPS на RTX 4080.

BSG переписывали рендеринг несколько раз. Добавляли свои решения поверх Unity. Но это как тюнинговать Жигули - можно сделать быстро, но Ferrari всё равно не получится.

Нетворк и десинк

"Убил тебя? На моём экране ты ещё не за стеной" - классика Таркова.

Сервера на 12-14 игроков не справляются с количеством информации. Позиция каждого предмета, каждой пули, каждого ИИ - всё это синхронизируется с диким запозданием.

BSG обещали исправить к релизу. Обещали в 2018. И в 2020. И в 2023. Спойлер: не исправят.

Читы и их экономика

Чит для Таркова стоит $150-300 в месяц. Дороже, чем сама игра. Почему? Потому что работает.

RMT (real money trading) в Таркове - это бизнес на миллионы. Китайские фермеры продают рубли, ключи, квестовые предметы за реальные деньги. Один Red Keycard может стоить $50-100 реальных денег.

BSG банят тысячи аккаунтов. Читеры покупают новые. BSG получают деньги с продаж. Замкнутый круг, разорвать который означает потерять значительную часть дохода.

Часть 8: Что делает Tarkov особенным (и почему мы терпим всё это дерьмо)

Адреналин экстракта

Нет ни одной игры, которая даёт такой выброс адреналина, как успешный экстракт в Таркове.

Ты 40 минут ползал по Interchange. Нашёл Graphics Card. Убил двух ЧВК. Подобрал их лут. У тебя 5 HP, сломана нога, осталось 10 патронов. До выхода 200 метров. Ты слышишь шаги. Granata прилетает рядом. Ты бежишь.

Post Raid Report : r/EscapefromTarkov
Post Raid Report : r/EscapefromTarkov

SURVIVED Raid time: 42:31 XP gained: 8,432

Руки трясутся. Сердце колотится. Ты выдыхаешь и понимаешь - вот ради этого момента ты терпишь все проблемы игры.

Глубина систем

How would the battlefield community feel about 'Escape From Tarkov ...
How would the battlefield community feel about 'Escape From Tarkov ...

В Таркове 150+ видов патронов. Каждый с уникальными характеристиками. Пробитие брони, урон, рикошет, фрагментация, скорость полёта, падение на дистанции.

Модификация оружия - отдельная игра. Можно часами собирать идеальную М4, подбирая цевье, приклад, ствол, дульное устройство, прицел, фонарик, рукоятку... А потом потерять всё от пули дикого в голову.

Атмосфера

Постапокалиптическая Россия. Заброшенный торговый центр. Разграбленные квартиры. Военные блокпосты. Всё это создаёт уникальную атмосферу безысходности и опасности.

Звуковой дизайн - отдельное искусство. Шаги по стеклу. Перезарядка вдалеке. Каждый звук может означать смерть.

Вон он, сука!

Крик дикого

Социальные истории

"Помните того чувака, который дал мне Red Rebel на таможне?" "А как мы вчетвером штурмовали Dorms и всех положили?" "А тот раз, когда я с ТОЗом завалил альтына?"

У каждого игрока Таркова есть десятки таких историй. Моментов, которые запоминаются навсегда. Других игр с такими историями просто нет.

Часть 9: Конкуренты - почему Tarkov всё ещё король

Best extraction shooters like Escape from Tarkov you can ...
Best extraction shooters like Escape from Tarkov you can ...

Hunt: Showdown

Вышел раньше. Более сбалансирован. Красивее. Но... слишком аркадный. Нет того чувства потери, когда умираешь.

DMZ (Call of Duty)

Попытка сделать Tarkov для масс. Получилось слишком казуально. Уже фактически мёртв.

Gray Zone Warfare

Прямой конкурент на Unreal Engine 5. Красивый, современный, с огромной картой. Но пустой. Нет души, которая есть у Таркова.

Marauders

Tarkov в космосе времён Второй мировой. Интересная концепция, но маленькая студия не может конкурировать по контенту.

Arena Breakout

Мобильный клон, который вышел на ПК. Для китайского рынка - отлично. Для остальных - дешёвая копия.

Вывод: За 8 лет никто не смог повторить формулу Таркова. Многие пытались. Все провалились в той или иной степени.

Часть 10: Пять дней до судного дня - чего ждать реалистично

Оптимистичный сценарий:

15 ноября сервера выдержат наплыв. Сюжетная кампания окажется интересной. Новые игроки из Steam вдохнут жизнь в сообщество. Баги минимальны. Читеров забанят новой системой. Игра получит 85+ на Metacritic.

Вероятность: 20%

Реалистичный сценарий:

Сервера лягут на 6-12 часов. Сюжет окажется набором тех же квестов с катсценами. Куча багов, которые будут фиксить месяцами. Читеры адаптируются за неделю. Половина нового контента не будет работать. Игра получит 70-75 на Metacritic из-за технических проблем.

Вероятность: 60%

Пессимистичный сценарий:

Полный коллапс серверов на несколько дней. Сюжетная кампания - 3 часа проходных квестов. Прогресс игроков потерян из-за багов. Читеры убивают игру окончательно. Массовый исход в другие игры. BSG начинают экстренные вайпы "для стабилизации экономики".

Вероятность: 20%

Эпилог: Почему мы всё равно будем играть

Tarkov - это абьюзивные отношения. Игра бьёт тебя, унижает, забирает твоё время и нервы. А ты возвращаешься. Снова и снова.

Потому что больше нигде ты не получишь этого чувства. Когда после 40 минут рейда ты выносишь лут на миллион рублей. Когда убиваешь сквад в одиночку. Когда находишь Red Keycard в жакете на таможне.

15 ноября 2025 года - это не просто релиз игры. Это конец эпохи. Эпохи, когда можно было оправдать любую проблему фразой "игра же в бете".

Что будет дальше? Никто не знает.

Может, Tarkov станет наконец той игрой, которую обещали в 2015. Может, это будет крупнейшее разочарование в истории российского геймдева. Может, ничего не изменится, и мы продолжим умирать от головы, глаза.

Но одно я знаю точно. 15 ноября в 14:00 МСК я буду в очереди на сервер. Вместе с сотнями тысяч таких же идиотов-мазохистов.

Потому что мы не играем в Escape from Tarkov. Мы живём в нём.

И никакой релиз этого не изменит.

Killed by a player scav on Streets 4 MINUTES into the raid. On ...
Killed by a player scav on Streets 4 MINUTES into the raid. On ...

P.S. Если ты новичок и думаешь начать играть с релизом - не надо. Серьёзно. Сохрани свои нервы. Но если всё же решишься - добро пожаловать в ад. У нас тут весело.

P.P.S. Дикие всё ещё попадают в голову, глаза с 50 метров из дробовика. Некоторые вещи никогда не меняются.

Делись своими ожиданиями от релиза в комментариях. Сколько часов у тебя в Таркове? Веришь ли в успех 1.0? Или уже давно ушел в PvE/другие игры?

13
9
1
1
63 комментария