Игры ugly dixxie
6 097

Fairytale gone bad. Игры, которые выворачивают наизнанку сюжеты известных сказок

В закладки
Аудио

Мы все знаем сказку про Курочку Рябу. «Дед бил – не разбил, баба била – не разбила», - почти сразу всплывает в нашей памяти.

Сказки являются неотъемлемой частью культуры каждого народа, в этих историях, которые часто символизируют собой слепок времени, содержится важная информация о традициях, быте, суевериях и даже страхах. Всемирно известные сказки - язык универсальной культуры, наряду с изобразительным искусством и музыкой. Мы все знаем, что бабушку съел Волк, что Король голый и что если хочешь выбраться из сумрачного леса, надо идти по хлебным крошкам.

А что, если привычный сюжет вдруг пойдет совсем иначе? Согласитесь, доплывший до Нью-Йорка «Титаник» вызовет у вас недоумение и желание разобраться, что тут пошло не так. Разрушение архетипа сказки даёт не меньший эффект, а выворачивание её наизнанку отпирает множество замков для исследования границ таких интерпретаций. Этим приёмом пользовались многие кинорежиссёры, а позже стали пользоваться и разработчики игр.

Предупреждаю, что в тексте будут спойлеры, так что кто не спрятался, я не виноват.

Следуй за Белым Кроликом

Мне помнится, как в одном из игровых журналов в статье к выходу American McGee’s Alice написали что-то вроде «Знал бы Кэрролл, какого демона породит его «Алиса», порвал бы рукопись к чертовой матери». Однако американский геймдизайнер был не первым, кто интерпретировал приключения маленькой девочки в Стране Чудес как мрачную, ужасающую историю.

Если отбросить факт того, что даже в своё время «Алису» не считали детским произведением, многие художники и впоследствии режиссёры изображали сюжет кэрролловской сказки, исключая из него юмор и веселую бессмыслицу, и смещая акцент к некоему психологическому лимбу, в котором оказывается героиня. Один из таких известных примеров – чешский фильм Яна Шванкмайера Neco z Alenky (досл. «Сон Алёнки»), в котором местная Алиса словно попадает не в Страну Чудес, а в самый настоящий ад.

В настоящем аду оказалась и героиня издательства EA Games, которое попросило молодого разработчика Американа Макги придумать концепцию для оригинального проекта. Существует расхожий миф, что идея пришла к геймдизайнеру по накурке – доподлинно неизвестно, так это или нет, но игровая вселенная впоследствии получилась именно такой.

К слову, изначально игра должна была быть ещё жестче – возвращение Алисы в Страну Чудес было ознаменовано не травмой после потери родителей в страшном пожаре, а в результате насилия над ней отчимом, которого она убила. Но издатель посчитал, что это будет ту мач и команда начала прорабатывать другие идеи.

Помимо потрясающей атмосферы и совершенно безумного, болезненного саундтрека, методично развязывающего узелки в ваших нервах, здесь представлена целая экспозиция неожиданно истолкованных персонажей оригинальной сказки.

В сознании Алисы близнецы были врагами, тогда как в реальности - пытавшиеся утихомирить буйную пациентку психиатрической клиники санитары.

Загадочно улыбающийся Чеширский Кот стал похож на героинового наркомана, при этом, правда, не утратив фирменной учтивости. Безумие Шляпника словно помножили на сто, добавив к нему садистские наклонности и маниакальную пунктуальность. Не самая приятная даже в оригинальной истории Герцогиня стала безумной людоедкой с оружием в виде перечницы, от палящих зарядов которой вам придётся уворачиваться на бешеных скоростях.

Разработчики American McGee’s Alice часто пользуются приемом обманутого ожидания, проводя игрока через невероятные психологические и буквальные лабиринты. Например, мы все знаем, что Белый Кролик – наш проводник в алогичном мире Вандерленда, и тем больше конфуза испытываем, когда он погибает в середине игры. Мы знаем, что Красная Королева жестока, неуравновешенна и разрушительна, поэтому в конце искренне удивляемся, когда узнаем, что спасать Страну Чудес надо не от неё, а от нас.

Конечно, игра состоит из множества оригинальных идей и уникальных решений - разработчиков язык не поворачивается упрекнуть в слепом копировании чужой интеллектуальной собственности. Однако именно основа, на которой создатели возвели новую Страну Чудес, делает её настолько впечатляющей.

Не сворачивай с пути

Ещё одна игра, где нам придётся продираться через внутренние лабиринты героев - вышедшая в 2009 году The Path. Здесь есть этот личный внутренний апокалипсис, место действия которого неизменно от одной главы к другой. Нам придётся провести через лес (как вы понимаете, не только буквальный) шесть «Красных Шапочек». Примечательно то, как создатели реализовали прохождение – игроку предлагают самому выбрать, каким образом дойти до бабушки. Вариант с тем, чтобы остаться на пути, убережёт вас от встречи с Волком, но тогда вы лишитесь ключей к пониманию истории.

Отсылки к произведению Шарля Перро здесь начинаются прямо с имен девочек – все они символизируют определённый оттенок красного (Скарлет, Кармен, Руби, Джинджер, Роуз и Робин).

Волк в The Path – это не то серое животное с большими ушами, зубами и так далее. Это вообще не животное. Например, «волк» Руби это паренёк, которого она встречает в лесу на детской площадке. Вот он тащит свёрнутый ковёр, вот подсаживается на скамейке и протягивает ей сигарету, а после этого девушка, обхватывая себя руками, оказывается на тропинке, ведущей к бабушке – или, если хотите, к смерти.

Пропитанная символизмом, игра раздаёт паззлы, которые вы можете сложить и сами интерпретировать в историю каждой из героинь. Примечательно, что официальных версий нет – есть только общепринятые.

Отдельно стоит сказать про музыку, которую написала Джарбо – она как нельзя кстати подчеркивает тему поиска, отчаянных попыток выбраться, осознать, этакий своеобразный реквием по человеку. Как вы знаете, в оригинальной версии Шарля Перро Красная Шапочка не спаслась. Разработчики The Path, видимо, решили не отходить от этой идеи и отлично её развили.

Правило розы

Сюжет японской игры 2006 года Rule of Rose не основан на какой-то определённой сказке, однако в отдельных моментах отсылает ко множеству известных нам произведений. Причём, делает это в самой страшной манере.

В качестве источников вдохновения создатели называли сказки Братьев Гримм и предшественницу в жанре survival horror Silent Hill (первая часть которой сама имела достаточно много отсылок к известным детским произведениям).

По сути, Rule of Rose – это сказка, созданная из многих маленьких сказок. Главная героиня игры Дженнифер – это и Алиса, и Красная Шапочка одновременно, которой придётся пересечь сумрачный лес собственных детских воспоминаний, полный жутких и пугающих моментов.

Сказки внутри сказки. Скриншот сделан в разделе английской версии сайта Rule of Rose Wiki.

Здесь будет и белый кролик Питер, которого жестоко забьют дети, и который одновременно будет являться ещё одной отсылкой – догадайтесь, к какому произведению, если его хозяйку звали Венди.

Но, пожалуй, самый ужасающий образ в этой игре в частности и в целом в играх, которые мне довелось проходить – это один из боссов, именуемый Принцесса Русалка. Такую форму в искаженном сознании главной героини приняла одна из жительниц приюта, девочка по имени Клара. Игра непрозрачно намекает, что директор сиротского дома проявлял к Кларе повышенный интерес, из-за чего она его избегала и сильно боялась. В форме Русалки Клара не имеет рыбьего хвоста – вместо этого её ноги туго перевязаны верёвками. Разработчики объяснили выбор образа для жертвы сексуального насилия тем, что «русалка не может раздвинуть ноги».

Нужно отметить, что из-за поднимаемых проблем и совсем недетских тем Rule of Rose было отказано в издании во многих странах.

Happy end?

Стоит сказать, что не все разработчики рассматривают сказки как тёмную почву для создания собственных сюжетов. Отдельного упоминания требует целая глава из дополнения «Кровь и вино» к игре «Ведьмак», где мы из Туссента перемещаемся в Страну тысячи сказок. Отсылки в этой небольшой иллюзии встречаются буквально на каждом шагу – и даже к не самому счастливому финалу Рапунцель из смотровой башни разработчики подошли с юмором. Именно через призму весёлого хулиганства раскрываются мини-сюжеты различных сценок, свидетелем которых становится Геральт.

В игре Nevermind историю про Гензель и Гретель сделали основой туториала - только вместо хлебных крошек на пути вам будут встречаться целые буханки. А в первой части Silent Hill часто упоминается любимое произведение Алессы – «Алиса в Стране Чудес». Помимо этого в игре есть загадки, основанные на сказке Льюиса Кэрролла.

Вот неполный список (всё, что вспомнилось на момент написания), когда разработчики брали что-то известное и делали на его основе собственный сюжет. Если вы знаете про что-то ещё – обязательно напишите.

Вот и сказочке конец

Подытоживая, мне хотелось бы вернуться к Курочке Рябе. «Дед бил – не разбил, баба била – не разбила», - я только недавно задался вопросом, почему же старики расстроились тому, что яйцо в итоге повстречало пол, ведь сами же пытались.

Оказывается, мне известна упрощенная и изменённая версия оригинального текста (которых, к слову, тоже существует несколько). Яйцо в древней культуре символизировало мироздание, а золотое («что было первым – курица или яйцо?»), в одной из интерпретаций, обещало раскрыть секреты бытия. И когда оно разбилось, дед и бабка плакали не от обиды, а от страха - внутри яйцо оказалось пустым. Такая вот неожиданная метафизика. И отличный, на мой взгляд, сюжет для игры.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "ugly dixxie", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 45, "likes": 146, "favorites": 154, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 42396, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 10 Mar 2019 07:17:02 +0300" }
{ "id": 42396, "author_id": 82727, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42396\/get","add":"\/comments\/42396\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42396"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }

45 комментариев 45 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
20

The Wolf Among Us

Ответить
–14

Ну давайте блять ещё перечислим и все видеоигры сделанные по мультфильмам, ссылающим к сказкам.
Каждого Шрека перечислим ещё, да.

Ответить
11

По каким мультфильмам... Серия комиксов Fables уже 11 лет выходила на момент выхода первого эпизода Волка. И мир Fables - это вселенная с тысячами сказочных миров, в том числе с миром русских сказок, связанных порталами, в которой только земной мир неправильный - без магии.

Ответить
–16

и нахуя мне твой экскурс в мир комиксов?
Чувак написал про игру по мотивам комикса по мотивам сказок.
Пусть тогда перечислит все игры по мотивам мотивов.

Ответить
0

1) просвещение;

2) Волк - игра не по мотивам комикса по мотивам сказок. Fables - игра, рассказывающая историю-приквел комикса, использующего образы и персонажей сказок для создания вселенной со множеством миров, в рамках которого персонажи из реальных сказок оказываются вне своих миров в роли беженцев, и, будучи в других социальных ролях с другим экономическим положением, они уже не те персонажи, которыми были в сказках/своих родных мирах, что делает Fables не комиксом по мотивам сказок (приквел немного условный, он происходит до начала мейн-линии комикса Fables, но в мейн-линии много не флешбэков, которые рассказывают события задолго до мейн-линии и, соответственно, задолго Волка, в том числе появление самого Волка в Фейблтайне. Можно даже сказать, что Волк - это филлер во всей истории в целом, тк не имеет значения для мира, и скорее рекламирует вселенную, но с другой стороны он рассказывает обычную детективную историю, как вначале комикса, а не Войну Бесконечности/Вселенной (буквально), в которую уходит комикс после первых десятков выпусков);

3) Волк - не игра по мотивам мотивов.

Ответить
6

Тогда уже Fables.

Ответить
1

Ну, мы же именно про игры говорим?

Ответить
3

Ну, в тексте не только игры упомянуты - раз, и два - Волк - он не по сказкам, а по комиксам. Вот там сказки исказили, заслуги игры тут нет.

Ответить
0

Ну ладно

Ответить
17

Любовь навсегда

Ответить
12

А ещё, из-за Алисы Макги, у меня смазалось впечатление от фильмов Бёртона про Алису. Фильмы хороши, но не так брутальны и депрессивны, как игры Макги.

Ответить
10

Алиса, конечно, была дико ту мач, что первая, что вторая. Наверное потому что первую я играл в лет 9, и там было просто прикольно карты мочить, да и понимать ничего не надо было. Вон котик, вон какая-та дичь, прыгай-бей.

А вот вторую я уже понимал. Она была одновременно очень красивая (ребята там смогли сотворить и красоту, и уныние) и жестокая. (Правда управление немного кривоватое но эт ладно), но что впервые она меня захавала во времена квейков первой частью. Захавала и во времена Madness Returns.

Ответить
4

А стоило выйти на улицу в наушниках с музыкой Криса Вренны, как окружающий мир сразу начинал стремительно терять лишние полигоны.

Ответить
3

Я уже как-то скидывал тут - вторая часть вышла сильно порезанной и уж слишком примитивной в угоду консольного управления и от того, что авторы не смогли его нормально реализовать.
Я бы не отказался от ремейка первой с графикой как у продолжения - это было бы круто.
http://enotoid.ucoz.ru/publ/prikljuchenija_kvesty/alice_madness_returns/pervonachalnyj_sjuzhet_alice_madness_returns/17-1-0-228

Ответить
2

я с вами соглашусь (вы, наверное, тоже начинали знакомство с первой?). в основном, большинство приобщилось к Алисе после Madness Returns, и предшественницей мало проникались - и графика им устаревшая, и "вообще вторая лучше". а для меня вот первая это прям мастерпис отмира видеоигр, всё в ней прекрасно.

Ответить
1

Я всё ещё отчётливо помню как ты брал склянку "выпей меня" и Алиса превращалась в грёбаного монстра с ножом, который резал карты целыми колодами.

Хотя играл совсем немного и очень давно.

Ответить
1

Слушай. А не подскажешь как она называлась? American Mcgee's Alice?

Ответить
0

она самая.

Ответить
10

Откровенно говоря, большинство сказок, которые мы знаем - уже несколько "вывернуты" литературной обработкой в сторону "лайтовости". Оригиналы были гораздо жестче. В той же "Красной Шапочке" никакие дровосеки её не спасали, а в "Золушке" её сестры отрезали себе пальцы и пятки, чтобы их ноги могли поместиться в хрустальную туфельку :)

Ответить
1

Да и Спящую Красавицу прекрасный принц не только целовал

Ответить
0

да, детям читают в основном адаптированные и изменённые варианты, но иногда в массовое искусство прорываются и оригиналы - как, например, японская адаптация Русалочки, где в конце не было никакого хэппи-энда. к слову, я только после неё в детстве увидел потом диснеевский вариант, и у меня было чувство, что меня жесткого обманули с концовкой)) странное ощущение от счастливого конца, который почему-то не радовал.

Ответить
1

Я помню, что в возрасте шести лет плакал от этой "японской русалочки" горькими слезами. До сих пор вспоминать тяжело (не концовку, а свое состояние). Лучше бы мне никогда её не видеть :(

Ответить
1

мне подарили кассету на пятилетие, а потом не знали, что делать, потому что я рыдал весь день)) правда, мульт в итоге не забрали и я его ещё даже потом пересматривал. дубляж там отличный, и песни очень грустные.

Ответить
9

русские игры о русских сказках вполне выворачивают любое сознание

Ответить
5

Ну и Гримм, от того же Американа МакГи, который не просто ссылался на сказки, а непосредственно прошёлся по всем ним.

Ответить
2

А как же игруха Fairytale Fights? Очень своеобразная была и прям в тему.

Ответить
2

А еще была игра платформер про красную шапочку с топором

Ответить
1

За МакГи и двор стреляю в упор

Ответить
1

«Дед бил – не разбил, баба била – не разбила», - я только недавно задался вопросом, почему же > старики расстроились тому, что яйцо в итоге повстречало пол, ведь сами же пытались.

Всю жизнь думал, что они пытались что-то приготовить. Тогда все звучит логично, не правда ли? Одно дело - разбить яйцо в тарелку, например, и когда оно разбилось на полу.

Ответить
1

Похоже на баг. Зачем им "хотеть что-то приготовить", если яйцо золотое и стоит дороже любой яичницы :)))

Ответить
0

золотое же, как выше написали, да. у меня не было ощущения, что они собирались его съесть, скорее, им было любопытно, что может быть внутри.

Ответить
0

Полная версия сказки была вообще веселая. Там одно разбитое яйцо привело к разрухе едва ли не всего села. И есть версия, что яйцо изначально было простое)

Ответить
0

да, я слышал про такую версию. там вроде вся деревня оказалась в пожаре в итоге)

Ответить
1

Лебедев- ту мач. Русские слова «чересчур» «слишком» уже не котируется? Бикос тумач соу изи?

Ответить
1

Был у меня знакомый, он меня этим своим "тумачом" до истерики просто доводил.

Ответить
0

если вы про того Лебедева, то мне сказать нечего. не пишу "бикос" и "изи", но это выражение очень люблю после одной песни и часто использую в речи. сорри, если резануло, такого эффекта не задумывалось.

Ответить
1

Именно через призму весёлого хулиганства раскрываются мини-сюжеты различных сценок, свидетелем которых становится Геральт.

В натуре, орали всем тридевятым царством.

Ответить
1

понимаю, что это прозвучит странно, но принц, разбившийся от того, что не смог забраться по волосам и повешенная в итоге Рапунцель, осознавшая, что ждать больше некого - в общем, меня улыбнуло. поймите правильно, тут такой антураж в этой главе, ну никак на драму не тянет.

Ответить
0

и половиной маршрутки впридачу

Ответить
1

Наверно, стоит упомянуть "Хулиганские сказки" - отвязную книжку и одноименный мультфильм, как раз про выворачивание классики наизнанку.

Ответить
0

Woolfe the red hood diaries. Но она, по сути, не закончена, что есть - первый эпизод.

Ответить
1

Самая тру Алиса

Ответить
1

Спасибо за подборку. Правда, не открыла нового для себя, но приятно вспомнить. За Шванкмайера отдельное спасибо, до сих пор улыбает его "гусеница", которая носок с зубами. Крипота еще та.

Ответить
0

Кровь и вино, страна сказок.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления