Игры Pavel Golyakevich
13 263

Вызывающая глупость Fallout 3 (окончание)

Автор статьи Шеймус Янг (Shamus Young) - игровой журналист, писатель, разработчик видеоигр.

В закладки
Аудио

Ссылка на первую часть статьи:

Часть 3

ЖИТЕЛИ ПУСТОШИ - ИДИОТЫ

Город Мегатонна построен вокруг лужи с радиоактивной водой в которой торчит неразорвавшаяся атомная бомба. В нем нет еды, нет источника воды и нет ценных ресурсов. Зато тут есть местный очиститель воды, хотя не ясно, какую конкретно воду он там очищает. Может быть он превращает сточную воду обратно в питьевую? Если это так, то это устройство гораздо полезнее, чем Папин идиотский агрегат. Оно работает, находится в удобном месте, оно небольшого размера, не заполнено супермутантами и не требует волшебного прибора для запуска. К тому же оно не угрожает взорваться или устроить смертельный выброс радиации, в отличии от Папиной машины.

По какой-то причине только один человек в городе знает как работает эта чертова штуковина. Я думаю, что другие обитатели города слишком заняты своими несуществующими делами, чтобы уделить время обслуживанию устройства, которое не дает им всем умереть от жажды (и, учитывая, что вы можете забрести в город и починить её по его просьбе, он вряд ли является таким уж специалистом в своем деле).

В настоящем мире города существуют не просто так. Их строили рядом с водой, сельхозугодьями или ценными природными ресурсами. Часто они стоят на холмах или в других местах, которые легко оборонять. Они располагаются вдоль берега или на перекрестках дорог между другими городами, что увеличивает выгоду от взаимной торговли. Мегатонна стоит в центре грязного кратера и не существует причины, по которой люди бы не смогли улучшить свои жизненные условия, просто переместив свои жилища на сотню метров в любом направлении. Или просто переехав в прекрасно сохранившийся заброшенный город, который находится совсем рядом. Мегатонна не имеет причин для существования, кроме той, что какому-то сценаристу показалось, что жить вокруг неразорвавшейся атомной бомбы - это очень “по-фаллаутски”.

Несмотря на то, что люди ежедневно ходят рядом с бомбой и радиоактивной водой, ни у кого в городе не наблюдаются никаких проблем с лучевой болезнью, холерой или обезвоживанием. Никто не беспокоится о воде. Фактически, они вроде бы даже не замечают или им плевать на то, что их водопроводные трубы постоянно протекают.

И это ведь первый город, в который вы попадаете в игре. То место, где сценаристы должны были заложить основу для вашей дальнейшей мотивации. Это то место, где вы должны увидеть бедственное положение людей и воскликнуть: “О Господи! Я должен срочно что-то сделать с этой нехваткой воды!” Но у жителей города и так уже есть две машины по её производству: очиститель и Мистер Хэнди. Кстати, Мистер Хэнди даже лучше очистителя: для работы ему не нужна энергия и техническое обслуживание, он полностью мобилен и может производить чистую, обеззараженную воду с постоянной периодичностью.

Единственная настоящая проблема этих людей - бомба в радиоактивной луже в центре города. И единственная причина почему эта проблема существует - потому, что из всего обширного пространства Пустоши жители выбрали для постройки города именно этот кратер.

Папа потратил всю свою жизнь пытаясь решить проблему, которой у этих людей вроде бы и нет.

Это потому, что…

ПАПА БОЛЬШОЙ ТУПОЙ ИДИОТ

Итак, Папа хочет превратить Мемориал Джефферсона в гигантский водный очиститель. С его помощью он рассчитывает очистить весь Потомак. В этом моменте нам нужна достаточно серьезная отговорка, поскольку за 200 лет без дождей в мире не должно остаться вообще никакой воды. Но не важно. Тут нет дождей, но и вода тут не высохла. Вздох. ЛАДНО.

Важно заметить, что за исключением рейдеров и граждан Ривет Сити никто не живет возле Потомака. Поэтому как его очистка нам поможет? Людям из Мегатонны и других мест придется носить воду ведрами к себе домой? Папа ведет себя как так, будто он помогает всем жителям Пустоши, но на самом деле максимум кому он может помочь - это жителям Ривет Сити, супермутантам и рейдерам. А если он просто хотел помочь людям из Ривет Сити, то почему он сразу не построил свое устройство в Ривет-Сити?

Но Шеймус, ты забываешь про то, что город Ривет-Сити относительно новый, и что он вряд ли процветал в то время, когда Папа начал реализовывать свой “Проект Чистота”.

Ладно, тут вы меня подловили. Может быть Папа не построил свой агрегат в Ривет-Сити, потому, что Ривет-Сити не был важен. Однако, это означает, что Папа строил свой очиститель в месте, где чистая вода вообще никому не будет приносить пользу. Он проигнорировал окружающие поселения и пытался очистить воду в месте, где никто не мог жить. Но как бы вы не перекручивали и перевирали игровую предысторию, факт остается фактом - Папа построил свой проект в таком месте, в котором он не смог бы приносить хоть кому-нибудь пользу, даже если бы заработал.

В своих аудио-дневниках он говорит, что его устройство может работать только с маленькими порциями, но не справляется с большими объемами. Это значит, что у нас здесь не научная, а инженерная проблема. И что это вообще за план, если эти “маленькие порции” бесполезны? Их можно пить? Можно ли их как-нибудь вообще использовать? Не будет ли являться постоянный поток чистой питьевой воды положительным результатом? Почему мы должны очищать сразу всю реку?

Или Папа все это делает ради достижения собственного триумфа? Он делает это ради личной славы, а не ради человечества?

Но не важно. Мемориал Джефферсона, так Мемориал Джефферсона.

Итак, Папа говорит, что ему нужен GECK (Комплект по Созданию Эдема) чтобы его водный очиститель заработал.

Я не буду поднимать шум из-за полного изменения сути и предназначения GECK’а. Да, в F2 он был описан иначе. Но я не буду устраивать разборки из-за переписываний игрового лора задним числом. Это совсем другая тема.

Настоящая проблема в том, что необходимость использования GECK для того, чтобы его очиститель заработал, превращает Папу в настоящего вредителя от науки. Никто в этом мире не выращивает еду. Даже если мы дружно скажем, что люди все еще живут за счет коробок с просроченными на 200 лет кукурузными хлопьями, мы все равно должны признать, что рано или поздно они закончатся. Поэтому, учитывая, что у этих людей и так хватает воды для выживания, и папин очиститель может создать просто еще немножко больше, это просто нелепо - тратить устройство, которое может создавать еду, на очистку воды в Потомаке, да еще в том месте, где это в принципе никому не принесет пользы.

И просто если включить дурака: Какой смысл сначала очищать воду, а потом выливать её обратно в зараженный радиацией Потомак? Может быть нам нужно сначала очистить само русло реки? Нет? Ладно. Проехали.

В любом случае Папа невероятно плохой ученый. У него есть очиститель, который производит “маленькие порции” воды, и чтобы заставить его работать в большем масштабе он решает использовать магический преобразователь материи.

Кстати, сам Папа - отличный пример того, насколько “плоски” персонажи в этой игре. В его репликах нет никакой изюминки. У вас с ним никогда не будет бесед в стиле “Поболтать с Гаррусом”, во время которых Папа смог бы поделиться с вами о малоизвестными научными фактами, которые кажутся ему интересными. У него нет никаких смешных пристрастий, или личных заморочек. Он не любитель дурацких шуток, у него нет в запасе историй о сумасшедшем помощнике, он не делится остроумными наблюдениями о местах, которые вы с ним посещаете. Он не циничный, не вспыльчивый, не закрытый, не рассеянный, не азартный, не коллекционер комиксов, не певец и вообще не обладает никакими личными чертами, которые могли бы добавить его диалогам хоть какую перчинку. Он просто “хороший парень” и это преподносится нам самым простым из возможных способов: Он разговаривает с игроком дружелюбным тоном.

Практически все персонажи в Ф3 такие как он. Кроме тона речи у них нет никаких характерных особенностей. И вообще, похоже, что у них нет никакой жизни вне общения с главным героем.

Понятное дело, сценаристы специально сделали Папу “Хорошим Парнем”, чтобы замотивировать вас помогать собственному Папе. При этом в игре есть дурацкая система кармы, которая не имеет смысла из-за того, что злой персонаж никогда не стал бы выполнять практически ни один из игровых квестов, и тем более квесты основной сюжетной линии. Если бы они хотели сделать игру, в которой игрок обязан быть “хорошим парнем”, то лучшим решением было бы потратить больше ресурсов озвучки на создание продуманных диалогов, поддерживающих эту идею. Вместо этого, игра тратит ценные ресурсы, давая вам возможность отыгрывать “злого” персонажа, вся “злость” которого заключается в том, что он постоянно жалуется на все на свете, но все равно помогает каждому встречному.

Помимо этого, вся Папина предполагаемая “доброта” выражается в его проекте и вероятном бескорыстии. Но если вы посмотрите на его поведение, то увидите, что не такой он уже и хороший парень. На самом деле…

ПАПА МОЖЕТ БЫТЬ И ЗЛОДЕЙ

Итак, Анклав врывается и захватывает контроль над водным очистителем. Папа сопротивляется. Полковник Отем убивает папиного помощника, чтобы показать насколько все серьезно. И тут Папа ПОРТИТ И ЗАРАЖАЕТ РАДИАЦИЕЙ СВОЙ ОЧИСТИТЕЛЬ, чтобы он не попал в руки врагов.

Давайте взглянем на это с другой стороны. Давайте поверим предположению, что папа действительно пытается сделать что-то важное для мира, и будем судить его поступки с такой точки зрения.

Представьте себе, что папа - доктор Джонас Салк. Давайте предположим, что он стоит на пороге открытия лекарства от полиомиелита. Затем появляются какие-нибудь… допустим… нацисты. По-настоящему злые, плохие парни. И Доктор Салк сам взрывает свою лабораторию и себя вместе с лекарством, чтобы не дать врагам его использовать.

Охваченный огнем он кричит: “Пусть лучше лекарство не достанется НИКОМУ, чем дать нацистам панацею от полиомиелита!”

Будет ли это поступком хорошего парня? Мне кажется, что это больше похоже не злодейский поступок. Конечно, не “по-нацистки” злодейский, но все равно мало похожий на поступок врача-героя, давшего клятву Гиппократа.

Но то, что делает Папа - это даже хуже вышеописанного. Нацисты могли забрать лекарство и использовать его, чтобы спасать нацистские жизни, что потенциально могло привести к гибели “хороших парней”. Но папин очиститель - это целое здание, которое, понятное дело, не может перемещаться. Все что оно может делать - это очищать Потомак (мы поговорим о FEV-вирусе позже. В любом случае, Папа не знал о нем). Злодеи буквально ничего не могли с ним сделать такого, чтобы ухудшить существование людей Столичной Пустоши. Самое худшее, что мог сделать Анклав - НЕ включать очиститель. Но он и так в принципе не работал… хм?

Получается, что Папа убил себя, чтобы не допустить попадания работы всей его жизни в руки людей, которые пытались его починить?

Пап, может быть они смогли бы заставить его работать и твой дурацкий проект наконец-то бы начал приносить пользу? Может быть они бы изучили его, и построили множество других таких очистителей в разных местах, подняв человечество с колен? Может быть полковник Отем был таким злым, потому что люди вокруг умирали от жажды, и это толкало его на отчаянные поступки? Может быть эти клоуны из Анклава смогли бы нам помочь? Может быть надо было сначала выяснить что к чему, прежде чем убивать себя и уничтожать работу всей своей жизни?!!

Нет! Пусть лучше мир умрет от жажды, чем кто-нибудь воспользуется плодами моей сверх-амбициозной бессмыслицы!

Я не могу с уверенностью утверждать, что Папа стопроцентный злодей. Но если он не злодей, значит он придурок. Одно из двух.

Но он не единственный придурок в этой Пустоши. Мы поговорим о других тупицах в следующий раз.

ЧАСТЬ 4

Итак, тема игры - каша, сеттинг - бессмыслица, а наиболее важный персонаж в игре - придурок с голосом умника. Но Папа - не единственный человек в мире, который проигрывает бревну в интеллектуальном развитии.

АНКЛАВ - СЛАБОУМНЫЕ ТУПЫЕ ДУРАКИ

Если честно, они всегда были балбесами. Но раньше они хотя бы были балбесами с целью. Давайте просто пропустим то место с лавиной ухищрений и совпадений, которые потребовались бы нам, чтобы объяснить каким образом Анклав узнал чем занимается Папа и как они смогли оказаться в Мемориале Джефферсона через пять минут после того как мы включили электропитание для очистителя, хотя это место можно было захватить в любое время в течение 18 лет, которые оно стояло заброшенным.

Итак, они здесь. Давайте обсудим “почему они здесь”.

Я хочу спросить вас одну вещь об Анклаве в Ф3: чего вообще добиваются эти клоуны? К какой цели они идут? Что им нужно? Территория? Не похоже, да и вообще земля в Пустоши в любом случае бесполезна. Еда и вода? У жителей пустоши нет ни того ни другого. Рабы? У Анклава есть их “злодейская крепость”, набитая роботами и волшебными технологиями, которые выполняют всю работу за них, поэтому последнее что им нужно - это кучка голодных, больных, зараженных радиацией рабов, которые за момент замусорят их чистенькую базу. И вообще, что за работу эти рабы будут там выполнять?

Конечно, если захотеть, можно выдумать какие-нибудь оправдания или мотивы для Анклава. В человеческой истории хватало бессмысленных войн. Но игра даже не пытается обосновать зачем вообще президент Иден начинает войну, почему его солдаты готовы жертвовать своими жизнями, и почему граждане Анклава должны это поддерживать. Никто в этом цирке даже не задумывается над тем, принесут ли их действия им самим хоть какую-нибудь выгоду. Я даже не прошу, чтобы злодеи в игре были умными. Я всего лишь хочу, чтобы у них был хотя бы намек на мотивацию.

В этой игре у Анклава нет причины вторгаться в Столичную Пустошь и захватывать неисправный водный очиститель. У жителей пустоши нет ресурсов, нет технологий, нет источников энергии, а земля, которую они занимают - безжизненна, заражена и переполнена мутантами. Штурмовать Пустошь и убивать мирных жителей для Анклава это просто бесполезная трата амуниции и жизней. Да и водный очиститель для них вещь бесполезная, даже если бы он и работал.

В конце концов, если бы Анклав просто хотел контролировать население, то у них и так вполне достаточно сил для этого. Люди бы подчинились под угрозой оружия. А если бы и нет, то водный очиститель в любом случае никак не помог бы установить контроль над жителями пустоши, которые и без него неплохо справлялись с добычей воды.

БРАТСТВО СТАЛИ - БЕЗМОЗГЛЫЕ ИДИОТЫ

Орден Братства Стали в этой игре, предположительно, отказался от своей основной миссии (добывать технологии) и, вместо этого, стал помогать местному населению. К этому у меня нет претензий. На самом деле в данном случае идея “200 лет после войны” вполне работает. 200 лет достаточно для того, чтобы группа людей могла перестать придерживаться каких-то своих идеалов и решила их изменить или скорректировать. Да, может быть они не выглядят “Тем Самым Братством Стали” для фанатов старых частей Fallout. Да, вы можете возразить мне, что гораздо проще и умнее было бы придумать новую фракцию с нуля, вместо того, чтобы тащить Братство Стали через весь континент на Восточное Побережье. Неважно. Мы тут не для этого.

Моя претензия к Братству стали заключается не в придирках к изменениям в их миссии или в образе их мышления. Моя претензия состоит в том, что все, что они делают в игре, не имеет ни малейшего смысла. Они проводят большую часть своего времени воюя с мутантами в центре города, а в оставшееся время помогают радио-диджею. Если бы они действительно хотели помочь людям, они могли бы поделиться с ними технологиями, или предложить помощь в охране городов и караванов. Вместо этого они постоянно штурмуют укрепления противника, который вообще никому не угрожает.

Часть проблемы состоит в том, что очень трудно помогать людям, которым в принципе ничего не нужно. Люди Мегатонны не работают, не получают прибыли, и не производят никаких товаров. Да, они не процветают, но вроде как более-менее справляются. Не очень-то и понятно, как вы можете помочь людям, у которых нет цели.

Мы можем придумать очередную отговорку и сказать, что без Братства Стали проблема мутантов выйдет из под контроля и они начнут угрожать окружающим городам. Но и это не оправдывает такой неэффективный способ борьбы с ними, который использует БС. С точки зрения игрока Братство Стали могло просто окружить выход из метро, и расстреливать мутантов по мере того, как они оттуда вылезают, вместо того чтобы драться с ними в чистом поле. Ну хорошо, в принципе наша отговорка сгодится: притворимся что БС решает проблему мутантов, просто в самой игре это плохо отражено.

Это на самом деле могло бы сработать. С идеей о том, что армия не сильна в оказании гуманитарной помощи можно было сделать много интересного. Это бы действительно могло поставить БС в непривычное для них положение, и даже помогло обосновать их старую стратегию “невмешательства”. Игра вроде бы как пытается это показать. Неуклюже (*у неё это не получается в том числе и из-за того, что та часть ордена БС, которая осталась верна их изначальной миссии, еще более тупа и бесполезна).

Но в мире, где все остальные являются идиотами, это не приносит нам никакой пользы. БС не великая армия, превратившаяся в миротворцев. Они не противопоставляются какому-либо более компетентному врагу. Они просто еще одна группа чванливых остолопов, болтающаяся по Пустоши, палящая во все стороны вместо того чтобы делать хоть что-то полезное.

ПРЕЗИДЕНТ ИДЕН - ОЛУХ, НЕ СПОСОБНЫЙ К МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как в ситуации с Братством Стали, я не возражаю, если этот парень будет немного не в себе. Он компьютер, а сумасшедшие компьютеры являются одним из столпов научно-фантастического жанра. В более умном сюжете это можно было бы неплохо обыграть - как если бы один сверхмощный, но чуть-чуть дефективный компьютер управлял Анклавом и устраивал в мире разрушения, будучи уверенным, что делает это для общего блага. Это было бы неплохой отсылкой к “Паранойе” (*настольная игра в жанре антиутопии). Но когда весь Анклав целиком состоит из еще больших придурков, придурковатость Идена практически теряется на их фоне.

Иден хочет добавить FEV в водный очиститель и включить его, таким образом заполнив Потомак “чистой вирусной водой”. Затем.... что? Принудить всех жителей Пустоши (включая животных) под прицелами ружей отправиться к реке и заставить их пить из неё воду?

Но вообще-то водный очиститель… вроде бы как… очищает воду? Не очистит ли он её и от вируса?А если нет, так какая от него польза? Зачем вообще его чинить? Не проще ли просто сбросить вирус прямо в реку? Да, конечно можно выдумать кучу разумных объяснений для происходящего, но игра вообще не пытается это сделать. Все объяснено настолько неаккуратно, что лучше даже не пробовать задумываться над этим.

Ну ладно. Ради того чтобы с этим покончить, давайте просто продолжим.

Давайте предположим, что все получилось так, как и хотел Иден. Каждое живое существо в Столичной Пустоши умерло от FEV, потому что за 200 лет все немного мутировали. Супер. И что потом? Земля все еще представляет собой радиоактивную свалку. Теперь еще и свалку покрытую трупами. Какая разница? Анклаву все равно не нужны были земли, технологии, дома или имущество людей, её населявших.

И вообще, почему игрок вообще должен соглашаться на такое? Это якобы большой моральный выбор в игре, потому что кто-то в Bethesda слышал, что “моральные выборы” сейчас в моде. Но это дурацкий выбор. Вы можете уничтожить каждого живущего человека, животное и мутанта, которых вы встретили с момента выхода из убежища 101 или можете… не уничтожать?

Такой выбор мог бы сработать в стиле тупого “LOL EVULZ”. Как вначале игры вам предлагали для смеха взорвать Мегатонну, точно так они могли бы предложить для смеха взорвать и всю Пустошь. Но учитывая, что ваш персонаж тоже затронут радиацией, в последнем случае вы сами оказываетесь среди жертв. Это как если бы Гитлер хотел уничтожить всех евреев, тоже являясь при этом евреем, и пошел из-за этого на суицид, не желая отказываться от своих идей.

То есть весь моральный выбор заключается в том, чтобы выбрать между поступком бескорыстного маньяка, одержимого идеей геноцида, который готов отдать жизнь чтобы всех уничтожить, или… поступить как разумный человек?

Правда, Bethesda? Такую моральную дилемму ты для нас приготовила?

Что больше всего расстраивает, они могли бы избежать дюжины серьезных проблем с сюжетом, просто поменяв местами цели Идена и Отема: если бы Отем хотел отравить воду, тогда бы у Братства Стали (и у монорельсового главного героя) была бы причина вступить с ними в противоборство в конце игры. Игра изображает Идена как меньшее зло из них двоих, но на самом деле именно он злодей уровня Гитлера. А ваш дежурный “плохой парень” Отем на самом деле не такой уж злодей, по меркам окружающего мира. Он не хуже Смотрителя Убежища 101, или того полудурка, главу так называемых вампиров. И он действительно менее злой чем Рой, Бёрк или Мистер Тенпенни. По большему счету Отем просто очередной вредный засранец, добивающийся своих целей через насилие. У нас нет никаких причин подозревать, что он хотел чего-то большего, чем просто починить и включить водный очиститель, и он был готов пойти на убийство ради того, чтобы сделать это. Конечно, игра ГОВОРИТ нам, что он злой, но судя по тому что нам показали, у него точно такие же цели (починить очиститель) и средства их достижения (убийство) как и у игрока.

И если вы раздобудете DLC, которое разрешит вам продолжить игру после развязки, вы увидите, что вирус все равно не сработал. Или он просто так медленно действует? Я без понятия. Все это так запутано, что я не могу даже спорить об этом, потому что не понимаю, что мне пытаются сказать. “Моральный компас” этой игры колеблется как флюгер посреди торнадо.

Но не важно как все это работает, Президент Иден все еще идиот без внятной цели.

Итак, получается что каждый первый персонаж в игре - пускающий слюни идиот, ни у кого нет логически обоснованной мотивации, а цель игрока в игре - просто помогать людям которые и не хотят, и не нуждаются в его помощи. Следующий раз мы посмотрим, к чему это все привело…

КОНЦОВКА ИГРЫ - ПОЛНОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА ИДИОТОВ

На протяжении всей игры сценаристы надрывали свои задницы, чтобы заставить полковника Отема вести себя как антагонист. Они спасли его от гарантированной смерти внутри очистителя, не позаботившись даже о плохом, дешевом, притянутом за уши объяснении (*и да, то, что он что-то вколол себе в руку никак не оправдывает этот бред. Даже притворяйтесь, что это так). Его люди волшебным образом узнали, что им нужен GECK и что он находится в Убежище 87. Они выяснили, что главный герой идет туда, и магически его опередили не проходя через Литл-Лэмплайт

Они оглушают игрока гранатой, которая существует только в этой кат-сцене, и применяют ее даже если вы находитесь в режиме невидимости, и даже если у вас есть оборудование, способное от нее защитить. Авторам приходится нарушать множество своих же правил, чтобы заставить эту сцену работать, но, одновременно с этим, они вообще не шевельнули и пальцем, чтобы подвести хоть какой-то фундамент под финальную битву в игре.

Итак, с одной стороны у нас есть Анклав, который контролирует очиститель. У Анклава есть GECK, они уже установили его, и по всей видимости они собираются его… что? Включить? В чем тут заключается план? Что они могут сделать такого, чего нам стоит бояться? Если они включат очиститель, вода Потомаке станет чистой. Анклав начнет злонамеренно очищать воду? (Напомню, что отравление воды вирусом - план Идена, а не Отема. И, в любом случае, Братству Стали вообще ничего об этом неизвестно). Если Анклав хочет заниматься обслуживанием этого хитроумного устройства, почему бы им это не позволить? Зачем тратить жизни людей пытаясь взять под контроль очиститель, когда совершенно не имеет значение, кто им будет управлять?

Но Братство Стали приходит к выводу, что им не только абсолютно необходимо отбить очиститель, но сделать это нужно прямо сейчас. Они даже активируют своего супер-робота, который нуждался в доработке, и не был готов к боевым действиям. Затем все “хорошие парни” штурмуют очиститель для того чтобы… что? Чтобы мы могли включить очиститель вместо Анклава?

Получается, что мы участвуем в войне чтобы выяснить кто первый нажмет на кнопку чтобы его включить?

Затем Анклав использует тот же трюк, что и Папа до них. Они портят устройство ради того, чтобы оно не попало во вражеские руки. И это несмотря на то, что у него есть только одна функция и вообще не важно кто управляет этой чертовой штуковиной.

Что еще хуже - кому-то приходится пожертвовать собой, чтобы включить этот очиститель воды. Выходит, что возглавив атаку, игрок спровоцировал Анклав на саботаж устройства, и сам виноват в том, что именно ему (игроку) придется войти в камеру со смертельной радиацией для того, чтобы запустить эту проклятую машину. Если бы игрок просто немного подождал, просто оставил Анклав на время в покое, то может быть они бы сами ее включили, и он бы “победил”. Может быть ее включил бы сам полковник Отем, раз смертельная радиация, судя по всему, на него не действует.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Папа построил очиститель, который не работает, для людей, которым он не нужен, затем заставил его излучать радиацию, которой в нем не должно быть, чтобы не допустить попадания устройство в руки тех, кто мог его починить. Это привело к смерти того, у кого не было причин его портить и не привело к смерти полковника Отема, который никак не смог бы выжить. Это позволило Анклаву (армии, которая не имела причин для нападения) захватить очиститель, который не имел для них ценности. Потом игрок проник в Убежище 87 чтобы найти GECK, который никому не был нужен, и который мог бы принести гораздо больше пользы, если бы его использовали по назначению, вместо того чтобы чинить им очиститель. Полковник Отем, который не должен был выжить, поймал игрока с помощью ослепляющей гранаты, которая работает не так, как показано в игре, и которая была брошена солдатом с той позиции, на которой он никак не мог оказаться. В финальной битве друг против друга сошлись Анклав и Братство Стали, чтобы решить, кто из них совершит самоубийство, пытаясь включить водный очиститель, который никому из них не был нужен. Это привело к еще большим повреждениям очистителя, которые поставили под угрозу уничтожения устройство, которое не должно быть взрывоопасным, и все закончилось смертью персонажа игрока, у кого была возможность выжить, но он не выжил, и который вообще изначально не имел никаких причин участвовать во всех вышеперечисленных событиях.

Не забудьте о том, что то, что я здесь указал - это еще не самые худшие моменты сюжета. Я пропустил Little Lamplight, Папины Убежище-убийственные приключения, и тот факт, что сценаристы вроде как бы не заметили, что предположительно “хороший парень” Тридогнайт на самом деле эгоистичная, маниакальная, хвастливая сволочь. Я всего лишь рассказал об основных моментах сюжета игры.

Конечно, пару-тройку сюжетных дыр можно найти и в первом Фаллауте. Идеальных сюжетов не существует, и чем длиннее сюжет, тем легче допустить в нем ошибку. Но то что мы видим - это не пара-тройка сюжетных дыр. Это не просто придирки или выискивание мелочей просто ради того, чтобы позанудствовать. Это сюжет, в котором абсолютно каждый аспект сеттинга и персонажей был фундаментально испорчен с самого начала. То что нам говорили не подтверждалось тем, что нам показывали, ни один персонаж не добивался своих целей логичным образом, а игрок обязан был постоянно принимать бессмысленные решения.

Несмотря на безудержное мошенничество, отговорки, монорельсовость, ложные выборы и постоянное разжевывание информации для игрока (диалоги перед последней битвой длятся СЕМЬ МИНУТ) авторы сюжета не могут связать два любых элемента игры между собой, не создав при этом сюжетную дыру. Все неправильно, бестолково и бессистемно. Это бездарная куча невнятных концептов и переработанных сюжетных тем, которые сами сценаристы никогда до конца не понимали.

НО ЧТО ПО ПОВОДУ НЬЮ ВЕГАСА?

Вы один из тех людей, которые проходили Фаллаут 3 (может быть даже несколько раз) и не заметили ни одной из перечисленных проблем? Это нормально. Множество людей прокликивают диалоги, или слушают их не задумываясь. Может быть вы часами ползали по метро и отстреливали гулей между сюжетными заданиями, и к тому времени как вы подходили к следующему эпизоду вашего приключения, предыдущие сцены уже наполовину стирались из вашей памяти.

Но я готов держать пари, что основная причина того, что многие из нас проигнорировали сюжет, была в том, что он был пресный и безвкусный. Может быть если бы в игре был разумный сюжет с последовательными персонажами и связным повествованием, то она понравилась бы вам еще больше.

Вот тут обычно фанаты Фаллаут 3 подскакивают и заявляют “Он все равно лучше Нью Вегаса!” Я не хочу видеть, как люди “сжигают на костре” Нью Вегас ради того, чтобы защитить Ф3, поэтому давайте с этим разберемся…

Да, ползать по станциям метро и стрелять по супермутантам в Ф3 было интересно. И мне точно так же, как и всем остальным нравились задания Мойры (*я лично всегда считал, что из “Гайда по Выживанию в Пустоши” получился бы намного лучший и разнообразный основной квест, чем из починки Папиного дурацкого ядерного осушителя"). И может быть - точно как мне - вам больше нравится исследовать разрушенные города, чем бродить по оранжевым холмам пустыни Мохаве в “Нью Вегасе”. Может быть, вам больше нравится бороться с супермутантами, чем тусоваться в казино с Мистером Хаусом? Это нормально. Это все нормально. Все дискуссии между фанатами обеих игр упираются в фальшивый выбор между:

  • Весельем, атмосферой, и (относительной) стабильностью Фаллаута 3 или…
  • Богатой проработкой истории, яркими характерами, продуманными темами Нью Вегаса, одновременно с бесцветным игровым миром, невидимыми стенами и постоянными вылетами на рабочий стол.

Не ведитесь на это. Сюжет Фаллаут 3 не обязан быть глупым. Разработчики могли бы превратить мир Фаллаута в тир с мутантами, но вместо этого они соорудили эту длинную, странную, бессмысленную, тематически несвязную, морально запутанную, ужасно поставленную историю с длиннющими диалогами и надуманными моральными выборами без эмоциональной вовлеченности.

Тут не должно быть дискуссии между Fallout 3 и Fallout:NV. Это должна быть дискуссия между Fallout 3 и его лучшей версией, которую мы могли бы получить, если бы среди разработчиков нашелся хоть кто-нибудь, кто бы вышел вперед и исправил сюжет, или скорректировал его соразмерно с возможностями сценаристов.

Вы не должны принимать сюжет Fallout 3 как есть просто потому, что вы любите пострелять. Игровая критика - это не “все-или-ничего”. Это нормально - ненавидеть один элемент игры, и любить другой. Но при всех денежных и временных вложениях в игру, не существует никаких оправданий для наличия в ней настолько плохого сюжета. Они могли сделать лучше. Франшиза заслуживает лучшего. Вы заслуживаете лучшего.

Ссылка на оригинал:

#fallout #fallout3 #лонгрид #bethesda #obsidian #newvegas

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Pavel Golyakevich", "author_type": "self", "tags": ["fallout3","bethesda","fallout","obsidian","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434","newvegas"], "comments": 336, "likes": 197, "favorites": 213, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 52627, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 01 Jun 2019 12:33:35 +0300" }
Подкаст «Жиза ГД»:
Можно ли «продать»
плохую игру?
Слушать фоном🎧
{ "id": 52627, "author_id": 71366, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52627\/get","add":"\/comments\/52627\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52627"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
336 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
97

Папа с маленьким ребенком входит в убежище, в которое никто никогда не входит и не выходит. Через девятнадцать лет папа выходит из убежища, из которого никто не выходит, чтобы продолжить работу над проектом, который он забросил. Проект он забросил из-за ребёнка. Ребёнка он забросил из-за проекта. Смотритель убежища, который не хотел его впускать, не хочет его отпускать, и поэтому пытает и убивает друга папаши, чтобы выяснить причину, по которой папа ушёл, хотя и так, судя по роликам, её знает. Подросшее дитятко бежит за папой, хотя ему это не нужно совершенно. "Ему" в данном контексте может означать и папашу, и ребеночка. Смотритель хочет помешать сбежать ребенку, который не хочет сбегать, и для этого посылает по его душу всю охрану убежища, вынуждая его сбежать ради спасения собственной шкуры.
Выйдя из убежища, из которого никто никогда не выходит, с разницей в максимум пару часов с отцом, мы обнаруживаем, что отец уже опережает нас на дни. В его поисках (которые выглядят как расспрашивание каждого встречного-поперечного о том, не видел ли он мужчину средних лет среднего роста - божественное описание, крайне детализированное) мы обнаруживаем, что он направился в радиостанцию, хотя делать там ему совершенно нечего. В конце концов, папаша узнаёт, что для очистки воды ему нужен ГЭКК, который способен куда на большее, и застревает в Транквилити-Лэйн, где, несмотря на общий омск, сюжет приобретает хоть какую-то осмысленность.
Папаша жертвует собой, чтобы не допустить попадания своей машины в руки людей, которые хотят её починить. В результате очиститель, которому незачем существовать, да ещё в том месте, куда его поставили сценаристы и дизайнеры мира, выпускает смертельную радиацию, которой в нём неоткуда взяться, и убивает полковника Отемна, которому там находиться незачем. Дитятко вместе с учёными бежит в головной офис Братства Стали. Братство Стали, заклятых врагов Анклава и хранителей технологий, помогающее на пустоши всем и вся, приходится некоторое время уламывать, прежде чем они соглашаются помочь своим старым проверенным друзьям победить Анклав и сохранить утраченную высококлассную технологию. Потом мы проходим через деревню детей, которые опращофывщарщроп щшвапгщшрошщг олар чтобы заполучить ГЭКК, устройство, любой способ использования которого будет практичнее того, которым его собираемся использовать мы. Потом полковник Отемн, которого нет в живых, берет нас в плен с помощью светошумовой гранаты, отсутствующей в игре, кроме как в этой катсцене, в месте, которого он не должен быть в состоянии достичь, чтобы помешать нам починить машину, которую он хочет починить. Потом он пытает нас ради кода, который ничего не значит и отдавать ему который у нас нет ни единой причины. Потом президент отпускает нас, чтобы привести в действие план, который не выгоден никому, а нам - меньше всего. Тем временем Отемн, у которого нет никаких причин бунтовать против президента, бунтует против президента, хотя на его дальнейших действиях и отношении остальных солдат к нему это не сказывается никак.
В финальной битве у всех одна цель: завести очиститель. Ради этой всепоглощающей цели мы идём в бой. Полковник Отемн жертвует собой чтобы помешать нам включить машину, которую он хочет включить. Договориться с полковником, желающим того же самого, что и мы, разумеется, возможности нет, но есть возможность привести в исполнение дурацкий план президента. Наконец, Анклав побеждает сам себя, саботируя машину, которую пытался активировать, заставляя её взорваться, хотя она не должна бы, и заставляя нас войти в очиститель и умереть от радиации, которой в очистителе взяться неоткуда, и от которой не умирают под раздачу в камере в разное время попали Отемн, главный герой, его папаша и Сара Лайонс, а опционально - ещё и любой из компаньонов, но помирает от неё только один из всей этой толпы. Неудачник. - во всяком случае, после того, как DLC отретконило нашу смерть...

Ответить
20

я в финале, помню, чуть комп из окна не выкинула. Поясню: я обычно играю с модом, где главный герой - ребенок. В самом конце, когда там нужно какую-то кнопку на панели нажать, типа самопожертвования, мне вдруг игра пишет "ребенок не может пользоваться этим устройством". Надо было видеть мое лицо в этот момент (╬ Ò﹏Ó) Ролеплей, млять! То есть я вот эту вот всю хренотню, что вы тут описали, прошла ребенком, и ни у кого диссонанса не возникло. А в конце, значит, вдруг игра опомнилась и "ребенок не может пользоваться этим устройством". Хотя это устройство выглядит не сложнее панели управления двери от убежища :) а еще взбесило, почему я не могу отправить в радиацию Фокса или Харона, которым вообще ничего от нее не будет.

Ответить
43

А в конце, значит, вдруг игра опомнилась и "ребенок не может пользоваться этим устройством".

Оказывается, Тодд Говард все это предусмотрел изначально :) Да он гений покруче Козимы будет! :)

Ответить
5 комментариев
7

Без установленного Broken Steel, финальная сцена и правда очень забавляет, когда все компаньоны невосприимчивые к радиации отказываются включать очиститель, даже проклятый Робот!

Ответить
1 комментарий
5

Вот именно, я тоже подохренел, когда мои компаньоны меня послали. Блин ну сценарий там говно, че уж тут

Ответить
4

Я думаю там просто вшита проверка, не дающая детям умереть. Помнится в играх Bethesda всегда было очень сложно сделать детей смертными. В Skyrim мне так и не удалось. :)

Ответить
7

Браво, такой пересказ по стилю напомнил уловку-22

Ответить
5

Плюсанул чисто за строчку "несмотря на общий Омск"

Ответить
4

два чая этому господину

Ответить
2

Только договориться с полковником таки можно - и отпустить его. После того, как он вынудил отца ГГ покончить с собой, ага. И после того, как ГГ выпилил туеву хучу подчинённых полкана, оставив его самого на закуску, ага. хД

Ответить
0

Только договориться с полковником таки можно - и отпустить его. После того, как он вынудил отца ГГ покончить с собой, ага.

А перед этим он все равно портит очиститель, или нет?

Ответить
26

Все так и есть. Ф3 тупой.

Ответить
40

Ф4 ещё тупее. )

Ответить
18

Тупой и еще тупее. Постапок-ремейк.

Ответить
1 комментарий
1

В Ф4 меня больше всего удивляло что люди хвалили интересные квесты. Где они их там блин нашли?

Ответить
1

И не говори...

Ответить
7

Про расположение Мегатонны в неудачном месте не согласен, ибо этот город был, считай, заложен сразу после Войны теми людьми, кто хотел попасть в Убежище 101, плюс кратер, в котором лежит бомба, давал хорошее укрытие от бурь

Ответить
57

серьезно? вы бы стали строить укрытие вокруг неразорвавшегося радиоактивного снаряда из-за бурь?

Ответить
0

Да, потому что если бомба не взорвалась в воздухе ещё, то вряд ли она взорвётся, ибо механизм запуска двух снарядов внутри бомбы явно неисправен, и вряд ли он уже запустит эти снаряды

Ответить
55 комментариев
4

Это же как в анекдоте, если ты притащишь на самолет бомбу то вероятность что на нем окажется вторая станет исчезающе мала.

Ответить
32

Расположение Мегатоны - это вообще пушка. Там в 20 метрах находится спрингвейл(или как его там), с домами, крупной школой, вокруг которых можно было все заново отстроить. Но нет, мы лучше выберем кратер с ядрен-батоном в центре потому что "а почему бы и нет, лол"

Ответить
1

Думаю взрыв бомбы сделал бы всю игровую карту непригодной к жизни. Могли бы пригласить спецов из братства, анклава или того же убежища посмотреть.

Ответить
0

Там в 20 метрах находится спрингвейл(или как его там), с домами, крупной школой,

Который на момент войны представлял собой кромешный ад с уймами паникующих и убивающих один одного людей.
После там кто угодно мог быть, от диких гулей и муравьёв до рейдеров.

Ответить
2 комментария
8

Про расположение Мегатонны в неудачном месте не согласен, ибо этот город был, считай, заложен сразу после Войны теми людьми, кто хотел попасть в Убежище 101, плюс кратер, в котором лежит бомба, давал хорошее укрытие от бурь

Справедливости ради, автор говорит о том, что у жителей Мегатонны, первого города в который мы попадаем, нет никакой проблемы с водой :) Их реальная проблема - бомба посреди деревни. И эту проблему они смогли бы решить сами, просто собрав манатки.

Ответить
1

Только вот что-то они предпочитают не решать проблему, а спокойно жить по соседству рядом с ней

Ответить
0

А саму бомбу почему не попробовать перевезти аккуратненько ?

Ответить
15

В игре чётко сказано, что анклав хочет использовать очиститель так, чтоб изменитьеего и поубивать всех заражённых жителей пустоши и так во всем мире. Поэтому папаня аппарат и сломал, чтоб геноцид предотвратить. Такое чувство что автор в игру не очень играл.

Ответить
25

Оставлю здесь скрин из концовочки, в которая "четко говорит, что анклав хочет использовать очиститель так, чтоб изменитьеего и поубивать всех заражённых жителей пустоши и так во всем мире" (на самом деле нет). А то народ, походу, минусует не думая.

Ответить
1 комментарий
13

Не помню, чтоб в игре он говорил, что знал или нет, он учёный родом с пустоши, может и знал все. Короче статья чтоб доебаться в очередной раз до того, что и не скрывает свою клоунскую сущность.

Ответить
3 комментария
21

Знаете, а добрая четверть всей статьи ничем не отличается от "проклинаемого" субъекта. Словно автор хейтит просто ради хейта и пытается натянуть сову на глобус. А с уймой притянутых объяснений всё выглядит намного, намного объективней, не так ли ?

Ответить
2

Зато какой слёт самых правильных специалистов по РПГ в комментариях, любо-дорого читать. И предложения на уровне "а ещё чтобы там можно было грабить корованы".

Ответить
2

Например?

Ответить
–2

Да уйма всего на самом-то деле. Про убежище из которого никто не выходил, когда в терминале смотрителя имеются данные, что попытки выхода и разведки были. Люди в Мегатонне вспоминают о парочке идиотов в синих комбезах.

Про то, что в городе протекают трубы, а станцию водоочистки никто не чинит кроме полоумного старика. Т.е. его не смущает то, что в игре мы А) Должны что-то делать. Б) Показать плачевное состояние общины, изношенность всего на пустоши и как они действительно выживают.
Претензия к тому, что он не знает как чинить - смешна. Он не знает как полностью починить, но знает как ПОДДЕРЖИВАТЬ в рабочем состоянии. Для жителя развалин где образование не существует, а целое оборудование это святой Грааль уже и так отличное достижение.

И тут он выбрасывает фразу "а вот робот конденсирует влагу!!! Вот тупые, не могут все так сделать". Даже объяснять не стоит насколько это идиотская идея не возможная ни в игровых, ни в лорных рамках.

Почему дурак папаня решает запилить очиститель который никому (по мнению автора) не сдался ? Да хоть потому что сам персонаж, его жена и ряд учёных которые работали с ним были убеждёны в том, что пора что-то менять и это отличный шаг. Людям свойственны идеалистические идеи и такой шаг логически оправдан. Дать всей пустоши чистую, не заражённую воду не просто как факт, а как символ исправить то, что натворили в прошлом.
Быть может, что чистая вода не поможет поселениям и людям на пустоши, пусть и так.
Но глобально - разве это бесполезно очистить одну из крупнейших рек в США от фона ? Само по себе достойно.

По многим прочим пунктам у меня нет желания перечитывать и перепечатывать опровержение сюда. Мысль можно уловить.

Ответить
1 комментарий
10

На этом основной сюжет игры не заканчивается. После установки ДЛС, гг не умирает, а его спасает братство стали. После чего происходит еще 2 грандиозных сражения: штурм мега базы анклава и штурм супер мега базы анклава на КОЛЁСАХ с применением орбитального оружия.

Ответить
31

Похоже и сценаристы из бесезды тоже на колёсах писали сценарии для ф3

Ответить
3

Ты так говоришь, будто чушки не любишь собирать

Ответить
–1

Да уж. Сплошной пейзаж цвета детской неожиданности. Сейчас это ощущается очень явственно. Нью Вегас побогаче был на палитру.

Ответить
3 комментария
0

Ахереть! :)

Ответить
0

Да это же Капитал Империалис)

Ответить
0

Да это же Red Alert 2!

Ответить
1 комментарий
–4

Автор, не обижайся, но тут написано детское сочинение на тему "Почему тупые взрослые не понимают, что могут купить много мороженного и конфет, а тратят деньги на какую-то ерунду" Все логично, правильно, обоснованно... с точки зрения пятилетнего ребенка.

Ответить
21

Это как раз в игре всё логично и обоснованно с точки зрения пятилетнего ребёнка.

Ответить
3

Ну серьезно? Автор возмущается, почему на берегах отравленной реки никто не живет, а значит и очищать её смысла нет. Моя аналогия с пятилетним ребенком- именно аналогия, потому что на этом месте даже пятилетний скажет "Дядя, ты дурак?"

Ответить
10 комментариев
4

И то не факт. У пятилетних детей уже должна быть минимальная логика, которую Беседка про... похоронила.

Ответить
–14

Кто-то сравнивает Ф3 и НВ? Ф3 вышел и был единственный в своем роде. Он был интересен всем своим наполнением, потому что его не с чем было сравнить. Если бы НВ был первый, то это была бы супер игра. Но к моменту выхода НВ уже не было вау-эффекта у этого всего дела. Просто идешь и чистишь локации.

Ответить
13

Боже,что за бред,фоллаут 3 вызывал только фейспалм,помню как это говнище в 2008 году хайпили,а в итоге поиграв,понимаешь,что это кривая игра с убогим геймплеем(вегас в плане геймплей чуток получше,да и квесты там в разы лучше).Мне просто интересно,что там могло вызывать эффект вау?Город детей,метро,мазершип зета или дополнение анкоридж??

Ответить
19

Нет игра довольно неплохо игралась. Конечно все эти проблемы описанные в статье понятны и их умные люди видели ещё тогда.
Но уже давно пора бы понять что без ф3 не было бы никогда никакого НВ. Фундамент то у игр один.

Ответить
12

Да там все было вау. Вау я в каком-то убежище. Вау я из него вышел. Вау тут город какой-то. Вау я могу выйти из города и там что-то есть.

Ответить
3 комментария
3

Назови хоть одну игру уровня Ф3 в 2008 году. Да, и странно, что ты не вспомнил дополнения зе пит и поинт локаут. Может потому что они не вписываются в твою концепцию?

Ответить
28 комментариев
3

Вам нужно напоминать, что продажи F2 и F3 различались в десятки раз? То есть "элитные поклонники жанра РПГ вообще и первых фоллаутов в частности" могут сколько пытаться переписать прошлое (мда, спустя десять лет писать такую графоманску простыню), но это абсолютно не поменяет того, что для большинства фоллаут - это третья и последующие части.

Ответить
–2

убогим геймплеем(вегас в плане геймплей чуток получше,да и квесты там в разы лучше).

Ясно. В вегасе принципиально НИЧЕГО не изменилось в игровом процессе, но он чуток получше. Да. Проходите в фанбойскую, она дальше по коридору, налево.

Ответить
6 комментариев
1

Так никто и не целился в аудиторию олдфагов взращенных на балдурс гейтах и морровинде. 2 года назад всем взорвал мозг обливион. Теперь выкатилии обливион с пушками и расчлененкой в постапоке. За 2 года ничего подобного не выходило. Вот и итог.

Ответить
–1

Если зайти на Metacritic и глянуть metascore, то можно обнаружить, что у F3 он 91, а у FNV - 84.
Я это не к тому, что она лучше или хуже, а к тому, что "фоллаут 3 вызывал только фейспалм,помню как это говнище в 2008 году хайпили" это ложь.

Ответить
1

В некотором смысле да, выход из убежища и избиение битой супермутантов было клевым. Но все это было слишком похоже на Oblivion, и меня не зацепило. Было прикольно, но быстро становилось скучно.

Через пару лет после выхода F3 я впервые прошел F1. И вот она была очень интересной и крутой. Потом вышел NV, я матерился из-за багов, но интересные диалоги, фракции, и обилие выборов сразу же привлекали и давали понять, что это интересная игра.

Ответить
0

Кстати, я тоже проходил F1 после третьей части, до этого ни разу не удавалось сыграть. Первую, притом что не испытывал никакой ностальгии по ней, в итоге принял намного лучше третьей. :)

Ответить
0

Но все это было слишком похоже на Oblivion

Ну да, если сразу после хорошего захода в Oblivion, то наверное не так чувствоваться будет. Надо разносить во времени такие игры. В любом случае, в Ф3 свой оригинальный сеттинг был, непонятно чего ждать от перков, нпсов и какие места будут впереди. В Обле я как-то после Моррошинда по накатанной шел, весело, но нет ощущение новизны.

Ответить
1 комментарий
0

Соглашусь, кстати. Правда, людей так считающих единицы. Ещё меньше людей, которым не FNV понравился меньше F3, хотя они есть :)

Ответить
–11

Фалаут любят за атмосферу, а не претензию на натуралистичность и историчность!

Хейтерс гонна хейт!

Ответить
18

Ну тык автор по сути про это и говорит. Что не надо было пытаться выстрадать этот тупорылый сюжет. Что он нахрен не нужен такой. Прямо сказал что про него все забывали пока по пустошам ходили.

Ответить
0

Собсно, это подводящая черта и итог :)
Какие-то произведения не могут потерпеть откровенных глупостей, а в Фолауте почти всё простительно (кроме нарушений своих собственных законов вселенной, но то такое)

Ответить
2 комментария
6

Атмосферу первый двух фоллаутов они тоже просрали.

Ответить
12

Второй фол просрал атмосферу первого. Переубедите меня.

Ответить
3 комментария
0

А в чём они просрали атмосферу первых двух фоллаутов? В том, что это больше не пошаговая пиксельная стратегия с видом сверху? Ведь за исключением этого всё примерно то же самое. Та же система SPECIAL, тот же мир, тот же сеттинг. Практически всё то же самое, за исключением графики и геймплея

Ответить
24 комментария
0

Тут и обсуждать нечего, отстойная серия, не то что Готика. Там и с правилами вселенной все хорошо, и с атмосферой, и с боевкой

Ответить
3 комментария
3

В художественных произведениях должна присутствовать проблема и конфликт. Если вы её заявляете, то будьте любезны покажите, углубитесь в неё и раскройте. Статья именно об этом, на мой скромный взгляд.

Ответить
0

Они заявили проблему (даже несколько), конфликтов тоже достаточно, но игре они в принципе не особо нужны (все равно от решений заданий почти ничего не зависит).
Проблема "заднего числа": как замотивировать игрока что-то делать в безобразно большом мире с возможностью стрельбы?

Ответить
0

Так всякое неуместное говно, типа литл ламплэйт и жилых домов, в которых не убираются, как раз рушат атмосферу.

Ответить
5

Вот тут обычно фанаты Фоллаут 3 подскакивают и заявляют “Он все равно лучше Нью Вегаса!”

Серьезно, есть такие люди?

Ответить
15

Глянь комменты под первой частью, таких людей не мало. Тезисы у них реально один в один из статьи. Это, кстати, подтверждает, что дебаты по поводу Фаллаутов во всем мире примерно одинаковые :)

Ответить
11

В предыдущем посте сразу же повылезали. Сказать-то больше нечего, хехе.

Ответить
1

Вы серьёзно ожидаете, что кто-то будет сейчас спорить о играх 20 и 10 летней давности? Максимум потыкать палочкой фанатов F2 (они чё, настоящие?) которые в очередной раз вылезли похейтить F3.

Ответить
1

Есть люди,которые считают ф3 великой игрой)))Вон выше посмотри

Ответить
2

Ф3 великая игра 2008 года. Игра года по версии многих изданий, в том числе и "Игромании".

Ответить
28 комментариев
0

Ну лично мне не нравится что там нет мощной силы Анклава. БС - унылые домохозяйки которые наблюдают как два калеки: Легион и НКР грызут друг другу глотки. Причем что те нищеброды, что эти. Хоть броня рейнжеров скрашивает эту унылость.

Ответить
1

Так Анклав схлопнулся во 2й части. А потом магическим образом появился в 3й, как и тупые супермутанты, и многое чего ещё.
Вообще NV лучше проходить после первых двух, там и становление НКР есть, что позволяет понять, отчего фракции в NV такие...старые, дряхлые, и почти ни на что не способные. Хотя и в самой NV об этом много говорят.

Ответить
–1

Есть. Я, к примеру. Правда через столько лет аргументов у меня уже маловато (я тупо не помню), но факт налицо: я проходил F3 несколько раз (после выхода, после выхода FNV и просто как-то раз "три фола подряд), а FNV раза три начинал и... бросал. Последний раз примерно "на 12 часов" (если рельсы, положенные по карте сравнить с циферблатом).

Это при том, что я большой любитель RPG с многолетним стаже (в F1 играл ещё в год выхода).

P.S. А то, что сюжет говно, или там что река не пересохла и еда лежит 200 лет в магазинах - это как до сценария голливудских фильмов докапываться. Мы их любим не за это :)

Ответить
5

Под каждым словом...
Автор молодец. F3 оставляет после себя впечатление как после просмотра отечественных фильмов.
Тупое, бессмысленное зрелище. И все бы ничего, если бы первые части не были эталоном геймдизайна ролевых игр и сценарной мысли, а так же свободы поведения игрока и реакции на его поведения, продуманности лора умных(не занудных, острых на язык ) диалогов.

Ответить
1

а ничего что 1-2 и 3 немного разные жанры?

Ответить
24

И? Назвался фоллаутом - полезай в кузов.

Ответить
11 комментариев
8

Как бы ничего нового по сравнению с первой частью. Автор сам себе придумал причины и следствия и продолжает нудеть тысячами знаков о том, что умещается в одно предложение.
Он точно разработчик видеоигр? Потому что нудит примерно как знаменитый геймдизайнер «корованов».

Ответить
8

Я воспринимал сюжет и лор fallout 3 через призму, как бы "описания в книге", используя воображение.
Таким образом, все в игре воспринимается нормально, и не вызывает столько вопросов. Сколько вызывает, если смотреть на игру чистым, объективным, и серьезнейшим взглядом.

Попробую кратко объяснить.
Представьте себе, что всё, что показывает и рассказывает игра, является лишь "примерным, устным описанием" того, как всё есть на самом деле.

То есть, город Мегатонна, например, не является на самом деле поселением, размером с пару многоквартирных домов, за сваренным из ржавого железа забором.
На самом деле, Мегатонна - это достаточно большой город, который действительно построен фанатиками-сектантами вокруг неразорвавшейся бомбы. В нем есть как минимум несколько кварталов. Он действительно окружен забором из сваренных листов металлолома. И находится на пересечении нескольких торговых путей. Машина по очистке воды, того деда которому мы помогали, очищает воду лишь в минимальных количествах, и делает это, к тому же, далеко не идеально, из-за чего совсем не может напоить разросшийся город. Но минимальные потребности в воде она немного покрывает. Если бы она еще не ломалась, из-за испорченных временем деталей, и того, что её обслуживание проводит, как может, приемник дела создателя этого механизма. Создателя, потомственного инженера-изобретателя, который перед своей кончиной успел передать некоторые знания сыну (теперь уже деду, тому самому, которому мы помогаем с починкой).

Так-же и с Литл-Лэмплайт, Тенпенни-Тауэр, Ривет-Сити, Цитаделью и так далее. Они куда более большие на самом деле, имеют куда больше проблем, условий, и условностей. Каждый со множеством жителей, и своей историей. Главное задействовать толику воображения.

Кто-то спросит, "А почему сразу игру так не сделали?". А ответ прост.

Инструментарий разработки и технологии были ограничены.
Авторы пытались воплотить свои идеи так, как они могли на тот момент.

Неужели все забыли те статьи, в которых описывались все трудности и испытания, с которыми встречались разработчики этой, и многих других, игр? На какие компромиссы им порою приходилось идти.

Кто-то даже напишет такие вот статьи, разбивающие в пух и прах лор игры. И будет, вроде бы, прав.

Но я считаю, что играм, как предметам повествования, некоторые скидки иногда все-же можно делать, чтобы воспринимать их полноценно. И нет в этом ничего такого.

Ответить
0

Другое дело, когда игре такие скидки не надо делать, она и так выглядит достаточно реалистично. Но это уже своего рода достижение. И такие игры сами по себе - настоящие образцы для подражания, как по мне.

Тот момент, когда ты оцениваешь повествование, и, как-бы, проверяешь мир игры на прочность, на правдоподобность. Некоторые игры этого не выдерживают, и показывают свою картонность. А некоторые, когда ты их проверяешь, дают тебе реалистичный отклик.

Такими играми для меня стали, например:
The Last of Us - момент в прологе, когда нас не спасают, как по волшебству, как мы уже привыкли в играх, и военный успевает нажать на курок.
Wolfenstein The New Order - момент, также в прологе, когда нас заставляют сделать выбор, и от него нельзя отказаться.
... и некоторые другие.

Возможно, это и есть иммерсивность в играх.

Ответить
3

Да не "технологии не позволили", а "умения не хватило". Прочитайте первую часть статьи, там автор специально делает оговорку, что не будет придираться к масштабам. Что он готов верить, что 2 коровы стадо, а 1 километр - очень длинный путь.
Сценаристы и геймдизайнеры F3 берут тему "пустоши нужна вода" и тут же тычут в лицо игроку фонтанирующим водопроводом в первом же городе. Они слышали что-то о "моральных выборах", но предлагают выбор между поступком полного кретина и обычного человека. Они создают "грандиозное финальное сражение", но не способны прописать адекватную мотивации для него хотя бы у одной из сторон конфликта :)

Что касается "Инструментарий разработки и ограничений технологий" - в 2002 году, за 6 лет до F3, та же компания выпустила Morrowind, где по одному городу типа Вивека, Альдруна или Балморы можно было час ходить, и все равно всего не увидеть. Но опять же, дело не в масштабах.

Ответить
7 комментариев
5

поскольку за 200 лет без дождей в мире не должно остаться вообще никакой воды

Дико проиграл с познаний журналюги о мире, в котором он живёт.

Текст в целом - корявый доёб, генерирующий трафик. Так вижу.

Ответить
0

Дико проиграл с познаний журналюги о мире, в котором он живёт.

Не говоря уже о десятке прочих ошибок и часть данных из самой игры опровергает его "тезисы".
Да, в игре звучит всё не сильно лучше, но не настолько плохо как у этого "журналиста". Хейт ради хейта.

Ответить
5

я готов смириться с мыслью, что есть несчастные с такой бедной культурой, что для них Ф3 кажется интересным произведением.
Но, то что кто-то Ф3 считает лучше Нью-Вегаса - это уже безумное извращение

Ответить
5

Action RPG и TurnBase RPG. Ну есть отличие, в механики боя, но то что это ролевая игра и там и там, этого отменить нельзя. И вот как ролевая игра, F3 херня. В нее не веришь. Лор - сбоит, персонажи - вялые идиоты, диалоги - пресная пафосная херня. Как ролевая игра, F3 - тупое, нудное, вялое уныние. Потому что именно мир, диалоги, реакция на действия игрока, мотивация персонажей и логичность происходящего... сделана по канонам худших супергеройских фильмов DC. В то время как эти же элементы в пред идущих частях... ну как бы так сказать. Это как сравнивать первый Крестный отец с... ну не знаю, с "На районе".

Не помню чья цитата, какого то именитого геймдизайнера.
"Проблема в том что раньше компьютерные игры делались умными людьми для умных людей, сейчас целевая аудитория парень с хотдогом и пивком перед телеком. "

Ответить
–2

По канонам марвел скорее - у них фильмы тупее и абсурднее

Ответить
0

Ты Аквамена смотрел? Меня на 20 минут хватило. Это первый фильм-блокбастер про супергероев который я выключил не досмотрев.

Ответить
3 комментария
0

Срачей бы не было назови бефесда игру иначе. Но что-то мне подсказывает что без бренда и фирменных приколов волт-боя они бы просто не смогли ее продать в таком же объеме.

Ответить
5

Ссылку на первую часть статьи лучше поместить в начале

Ответить
2

Сюжет в игре - это больше попытка заставить игрока бегать по карте. И в Ф3 бегать по Пустоши доставляло, поскольку можно было наткнуться на что-то интересное. В NV с этим хуже. В Ф4 все совсем плохо - куда бы не пошел, ничерта интересного не найдешь, за исключением нескольких локаций.

Ответить
3

В Ф4 все совсем плохо - куда бы не пошел, ничерта интересного не найдешь, за исключением нескольких локаций.

Ну это совсем неправда. Игра расцветает на выживании, когда нет быстрого перемещения и приходится забегать в каждый уголок. Оказывается Бостон доверху набит прикольными местами.

Ответить
–1

Ага, кроме очередного терминала или записочки ты там ничего интересного не найдёшь.

Ответить
4 комментария
0

Не согласен, хоть в НВ и была поменьше территория, но на ней было полно интересных мест, квестов, событий.

Ответить
4

Посмотрю оригинал - возможно, там не все так грустно и косяки в переводе - но больше половины текста унылые доебки.

Реальные проблемы Ф3 и его сюжета НЕ ТАМ.

Ответить
4

ТС только то прошел фоллаут? Спустя десять лет?

Ответить
–1

я бы и сейчас не прочь пройти, освежить самолицешлёпы. увы, на десятке не работает.

Ответить
–2

Аналитика уровня - " Посмотрите какое гэ они сделали". F3 конечно звезд с неба не хватает в плане сюжета, как впрочем и другие игры от Беседки. Главное геймплей. Нечасто выходят экшен-рпг в открытом мире. Теперь по отговоркам. Мегатонна основана беженцами ,которые хотели попасть в убежище, а кратер оказался отличным укрытием от бурь. Интерес Анклава в очистителе связан с планами Компьюктера по очищению Пустоши от зараженных FEV людьми и мутантов, для создания нового мира. Члены Анклава не заражены, а вот насчет гг неизвестно, так как Батя с Маман вроде как с Пустошей. Мотивация полковника проста - выполнить приказ. И даже если он вдруг начнет думать своей головой, то идея того, что тот кто контролирует воду-контролирует Пустошь вполне рациональна. Осведомленность Анклава с ситуацией в Пустошах, связаны с вездесущими робоглазами. Насчет воды, еды - это игровые условности, таки же как города, с населением 20 человек, в две с половиной лачуги. F4 в этом плане получше. В Даймонд-сити есть ферма, очиститель и гидропонка. Борьба БС с Суперами обусловлена их количеством и безудержным канибализмом. Они по мешкам не друг друга рассовывают. Ну Папаня да, плоский идиот, хоть и весьма осведомленный.

Ответить
3

Хватит "ползать по верхам", статья вообще не об этом.

Мегатонна основана беженцами ,которые хотели попасть в убежище, а кратер оказался отличным укрытием от бурь.

Проблема не в местонахождении Мегатонны, а в том, что там никому не нужна вода, ради которой папуля жертвует жизнями. В первом же городе игры есть протекающий водопровод (значит воды хватает), и Мистер Хэнди, который создает чистую воду.
Цитата: "Если подогнать цистерну с водой ко входу Мегатонны, это ни как не улучшит жизнь её населения"(с)

Интерес Анклава в очистителе связан с планами Компьюктера по очищению Пустоши от зараженных FEV людьми и мутантов, для создания нового мира.

Анклав не знает о планах Компуктера. Из диалога с Отемом в конце игры видно, что Анклав думает, что контроль над Очистителем даст ему власть над местными жителями. Но, как уже сказано выше, местным плевать на воду. И у них ничего нет из того, что могло бы пригодиться Анклаву - ни ресурсов, ни еды, ни технологий. Плюс у Анклава и так достаточно сил, чтобы подчинить живущих в пустоши бомжей и без очистителя.

Насчет воды, еды - это игровые условности, таки же как города, с населением 20 человек, в две с половиной лачуги.

Как было сказано выше, эта условность нормально воспринимается в каком-нибудь Serious Sam. Но Беседка сделала тему "дать пустоши воду" главной в игре, при этом никак не показав эту нехватку воды, и потребность местных жителей в ней (кроме бомжей-водопросов).

Ответить
3

Вот ведь доебался.

Ответить
3

Блин, блестяще написано

Ответить
2

Ни дня без фаллаутосрача.

Ответить
3

Ну надо ж народ отвлекать от Колды :)

Ответить
0

А у тебя какая часть любимая?

Ответить
2

Никакая.НВ более менее нравится.

Ответить
2

Да, ползать по станциям метро и стрелять по супермутантам в Ф3 было интересно.

Они там совсем больные? Вопить, что пещеры в Oblivion говняное говно, а потом утверждать, что метро в F3 норм?

Ответить
3

Не ручаюсь за автора, но скорее всего это сарказм. Потому что одной из главных претензий игроков и журналистов к игре было наличие унылого серого лабиринта метро

Ответить
2

я не играл в обливион, я прошел несколько раз третий фолыч и да, в тамошнем метро я зависал на десятки часов. мне просто было интересно лазать по тоннелям, собирать лутец и отстреливать лежащих гулей. с автором согласен абсолютли

Ответить
0

Мне было интересно первые пару раз. Потом однотипность и метро, и гулей лишь бесила.

Ответить
1 комментарий
1

Спасибо за отличный перевод шикарного материала, раз и навсегда исчерпывающего все споры вокруг F3.

Ответить
5

Пожалуйста. У автора есть еще интересная серия статей с деконструкцией сюжета Mass effect 2-3. Постараюсь добраться до них тоже.

Ответить
1

раз и навсегда исчерпывающего все споры вокруг F3.

Игра вышла 10 лет назад, все кто хотел уже сыграли в неё и забыли. А у вас всё ещё горит очаг.

Ответить
0

1. Один МистерХэнди не может обеспечить чистой водой,которую он выдает раз в 24 часа, все население городка. А пассаж по поводу того, почему за 200 лет они не насобирали себе ферму таких роботов, просто потрясающь. Наличие трубопровода, и очистителя который вот вот испустит дух, тоже не говорит об абсолютной обеспеченности водой. Так что цитата автора об цистерне с водой просто неочем.
2. Мне стоило разграничить Анклав-Компьюктера и Анклав-Отема. Про плевать местным на воду то же интересно. Учитывая что небольшое количество чистой воды есть только в 3х-4х крупных поселениях. В остальных никакой чистой воды не наблюдается. Анклаву и не нужны технологии, еда и ресурсы, разве что человеческие. Им нужна власть. А силы Анклава настолько велики ,что были с легкостью уничтожены БС и сыной-корзиной, несмотря на технологическое превосходство. Так что подчинение бомжей силой под вопросом.
3. И как собственно должна была быть представленна нехватка воды в игре? Каждый персонаж должен был бы просить воды через 3 слова диалога? Или поселения должны быть наполнены умершими от жажды? Единственная адекватная претензия из этого потока сознания - это отсутствие четкого акцента на проблеме воды, для обоснования главного квеста. Хотя данная тема проскакивает моментами, например при встрече 3х гулей, которые борются за холодильник с чистой водой.

Ответить
1

В сюжете Ф3 лежит идея из дюны, что контролирует спайс... ресурсы тот контролирует пустоши. Города не процветают, а медленно угасают, пустоши нужен источник чистых ресурсов. Если придираемся по мелочи, то вопрос к ф1,почему целое убежище умирает без фильтра воды а искать его отправляют одного доходягу, пока остальные сидят на жопе ровно и ждут смерти через 3 месяца?

Ответить
1

Да никто не придирается к "мелочам". В F3, к примеру, главному герою в мейнквесте одно лицо нужно вынести 2 дюжины супермутантов из очистителя, никто ж не спрашивает "а как это папенькин сынок вдруг стал сильне любого рыцаря из Братства?"
Если бы в F1, например, нас просили найти чип, но при этом сказали, что запасов воды еще на 100 лет, тогда да, было бы что-то типа ситуации с сюжетом F3.

пока остальные сидят на жопе ровно и ждут смерти

Справедливости ради, не все "сидят ровно". Часть людишек планирует сваливать (и сваливает, если провалить квест).

https://fallout.fandom.com/wiki/Calm_rebel_faction

Ответить
0

А остальная часть продолжает ждать смерть?

Ответить
3 комментария
1

Ух, это оказывается ещё не всё было...

Ответить
1

Спасибо за перевод. Давно хотел почитать, что нибудь основательное на тему обсёров беседки в фолаче.

Ответить
1

Блин, теперь мне захотелось ф3 перепройти...

Ответить
0

Читаешь комментарии: господа, вам самим не надоело? У Fallout совершенно отбитые фанаты, они мне напоминают батя-рокеров, которые из принципа не слушают ничего из вышедшего после 2000го года. Такие же отбитые фанаты у Resident Evil, которые не признают четвёрку только потому, что это больше не хоррор в замкнутом пространстве с видом сверху.
Да, первые две части были шедеврами своего времени, но игровая индустрия очень сильно поменялась, будь Fallout 3 изометрической рпг с днд правилами, его бы никто не заметил (как вышедший не так давно Wasteland 2, который вроде как является наследником классических Fallout), это во-первых, во-вторых, да, у Fallout 3 неинтересный, нелогичный и короткий сюжет, но подавляющее большинство ААА-игр сюжетами тоже, мягко говоря, не блещет.

А по существу: играл в 2008м, в неосознанном возрасте, когда ещё совершенно не разбирался в играх, и 3й Фол зацепил настолько, что я не вылезал из него последующие полгода (кстати, почти не идя по основному сюжету). Что называется, "переел", поскольку Нью Вегас не смог меня так же надолго удержать, хотя умом я понимал, что это очень сильно доработанная и улучшенная (кроме багов и зависаний) трёшка, какой она и должна была быть с самого начала, но находиться в этом мире больше не хотелось.

Что характерно, полгода назад решил перепройти 3й Фол, увидел все эти грандиозные проблемы, связанные с сюжетом, персонажами, диалогами и игровой логикой, а оторваться от манчкинства было всё равно невозможно, наиграл ещё часов 50.

Ответить
0

оторваться от манчкинства

Что и требовалось доказать

Ответить
–1

Из всех их поделий осилил пройти только Вегас и то без дополнений.

Ответить
1

вегас делала другая контора :)

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления