Outer Wilds — дебютный проект студии Mobius Digital, основанной японским актёром Маси Ока (он, в частности, известен по роли Хиро Накамуры в сериале «Герои»). Игра вышла ещё 29 мая, но из-за шумихи вокруг E3 журналисты заметили её не сразу — зато сейчас она собирает очень тёплые отзывы и уже претендует на звание одной из главных инди-игр года.
Несмотря на неудачное время для релиза, Outer Wilds рано или поздно была обречена на успех: она как никакая другая игра точно передаёт опыт первооткрывателя.
Mobius Digital выстроила все аспекты игры так, чтобы пользователь постоянно испытывал одно конкретное ощущение — радость открытия. На это заточены все системы Outer Wilds: начиная с интерфейса и геймплея и заканчивая нарративом. Несмотря на относительно скромный масштаб, ни одна другая игра не вызывает такого сильного трепета перед неизвестным (прости, No Man's Sky). Разбираемся, как разработчикам удалось добиться такого эффекта.
День сурка
В основе Outer Wilds — аркадный космосим, на который наслоено так много механик, что отнести игру к какому-то одному жанру очень трудно: это и головоломка, и симулятор ходьбы, и ещё бог знает что.
Мы играем за новоиспечённого космического исследователя — вот-вот должен состояться его первый вылет. Он инопланетянин из расы хартиан — они любят играть на банджо и сидеть у костра, и вообще повадками напоминают стереотипных американских дровосеков.
Игрока отправляют в путь, дав лишь пару размытых подсказок: вот тебе корабль, вот небольшая звёздная система (никакой процедурной генерации, все планеты сделаны вручную) — лети куда хочешь.
Стартовая планета напоминает лагерь скаутов: у костра можно пожарить зефир, всюду сосны, а местные живут в покосившихся деревянных хибарах
Сначала этого не понимаешь, но на самом деле у Outer Wilds строго структурированный нарратив — просто исследовать игру можно начать с разных концов.
С этим помогает бортовой компьютер на корабле игрока: он выступает этаким аналогом журнала из ролевых игр. В него заносятся все ваши открытия: будь то странные письмена в руинах на Луне или таинственный радиосигнал давно пропавшего путешественника.
Любая находка помогает лучше понять происходящее, а заодно так или иначе указывает в направлении следующего открытия. Клубок улик можно распутывать в любом порядке — рано или поздно придёшь к разгадке. Чувствуешь себя при этом вот так:
Всё дело в том, что сюжетом движет одна большая загадка: главный герой, заглянув в глаза древней статуи погибшей расы инопланетян, перестал умирать — гибель возвращает его в начало игры. Но и это не всё: через 20 минут после старта приключения взрывается солнце и уничтожает всю систему, снова возвращая игрока к начальной точке.
Герой застрял во временной петле — из цикла в цикл переносится только информация на бортовом компьютере. Естественно, ему почти никто не верит — гибель солнца ничто не сулит. Игроку нужно разобраться, что происходит, и попытаться любой ценой это остановить.
Похожая механика была в The Legend of Zelda: Majora's Mask — там Линк тоже застрял во временной петле, завершавшейся гибелью мира. В «Зельде» много событий было привязано к конкретному времени — если не успел, то придётся возвращаться в начало цикла. В Outer Wilds такое тоже есть, но в значительно меньшем количестве — большую часть «улик» можно найти когда угодно.
Даже если не успеваешь куда-то, не страшно — обычно, у игрока много зацепок, так что всегда есть куда пойти.
Исследовать космос в Outer Wilds нужно не только ради удовольствия от созерцания, как в No Man's Sky — тут каждое открытие имеет какой-то смысл и так или иначе подводит к развязке. Поэтому от медитативного геймплея не устаёшь: игра не пытается развлекать просто исследованием космоса — она рассказывает историю.
Тайны космоса
А ещё Outer Wilds постоянно переворачивает правила игры с ног на голову, напоминая, что космос намного опаснее и сложнее, чем нам кажется — стоит только выйти из зоны комфорта родной планеты.
Бдительность игрока умело усыпляют — стартовая планета, Камелёк, напоминает Землю и ничего необычного на ней не происходит: повсюду лишь сосны, да зелёные луга. Но стоит её покинуть, быстро понимаешь — несмотря на дружелюбный фасад Outer Wilds, столкновения с неизвестным в ней бывают по-настоящему жуткими — некоторые сегменты игры иначе как хоррором не назовёшь.
Местами игра напоминает Antichamber — шутер-головоломку, в котором постоянно искажались законы физики и перспективы. Самые яркие твисты Outer Wilds не хочется спойлерить, но о паре незначительных сюрпризов я всё же расскажу — чтобы было понятнее, о чём речь.
К примеру, в центре одной из планет оказывается портал в загадочное измерение — пространство в нём затянуто густым туманом, а все сигналы на радарах удваиваются. Если выйти из корабля и отойти, довольно быстро теряешь судно из вида — ориентироваться приходится по приборам. Но приборы показывают сразу два корабля, причём в разных местах — учиться навигации в этом месте придётся заново.
А на другой планете вас может прикончить невидимая для глаз «призрачная материя» — увидеть её можно лишь на фотографиях. Поэтому приходится на каждом шагу фотографировать местность — иначе погибнешь.
Учиться выживать в мире Outer Wilds приходится самому — никто вам не объяснит, как обходить космические аномалии. Всё дело в том, что космос по сюжету игры ещё плохо изучен, игрок находится на передовой открытий. Поэтому постоянно чувствуешь себя персонажем «Звёздного пути» — на каждой планете ждёт столкновение с неизвестным.
Важнейший инструмент для познания космоса — смерть. Зачастую только погибнув, начинаешь понимать, как работает та или иная механика. Но смерть в Outer Wilds не воспринимается как наказание — умирать тут весело, потому гибель героя очень часто провоцируешь сам вопросом «а что если?».
Спасительная техника
В Outer Wilds большой акцент сделан на взаимодействии героя с исследовательским оборудованием: в него входят космический корабль, скафандр и различные детекторы.
Для начала, эффективно пользоваться техникой нужно научиться — например, управлять кораблём в Outer Wilds довольно непросто. Для удачного маневрирования и посадки придётся понять, как гасить инерцию и учитывать разную гравитацию планет. При этом корабль очень легко разбить — в Outer Wilds модульная модель повреждения: если повредить корпус, отключится искусственная гравитация или посадочная камера — всего сломать можно семь различных систем.
В случае поломки, придётся надевать скафандр, вылезать из корабля и чинить деталь вручную — в игре очень большой акцент на тактильном взаимодействии с техникой.
То же самое касается скафандра: если неосторожно врезаться и разбить стекло шлема, случится разгерметизация, за которой последует мгновенная гибель. Более мелкие повреждения можно залатать — например, в случае если проколол скафандр чем-то острым.
С детекторами тоже не всё так просто: один из них, к примеру, позволяет выпускать зонд-разведчик с камерой — грамотно пользоваться им получится не сразу. Сначала непонятно, зачем он вообще нужен, но со временем зонд станет вашим незаменимым спутником — просто это понимание придёт с опытом.
Из-за того, что в игре часто приходится полагаться на разную технику, чувствуешь себя профессиональным космическим исследователем — все инструменты, включая компьютерный переводчик и радиодетектор, рано или поздно вам пригодятся. Ключ к решению многих головоломок кроется в необходимости вовремя понять, какой гаджет вам может помочь — у многих девайсов найдутся довольно нетривиальные способы применения.
Постепенно из зелёного новичка превращаешься в опытного исследователя — Outer Wilds не ведёт игрока за руку и позволяет ему самостоятельно проделать этот путь.
Outer Wilds как никакая игра заставляет почувствовать себя космическим первопроходцем — для этого разработчики создали целую звёздную систему, полную тайн и загадок.
Многие элементы Outer Wilds будут покажутся знакомыми по другим играм, но в совокупности они оказываются большим, чем просто сумма слагаемых — даже после всех апдейтов No Man's Sky со всей своей огромной процедурно-сгенерированной вселенной не дарит такого трепета перед неизвестным, как Outer Wilds.
Всё потому, что Mobius Digital связала все элементы игры между собой — в Outer Wilds нет ни одной лишней или опциональной механики. И этого оказалось достаточно для того, чтобы сделать одну из лучших игр про исследование космоса.
Надо было в самом начале написать, на каких платформах доступна игра. Вроде мелочь, а ходить искать эту важнейшую информацию в гугле отвлекает от чтения.
Я не про магазин, я про консоли и ПК. Хотел было поставить закладку в пссторе или на свич, но решил сначала проверить платформы и обнаружил, что там игры этой нету. Лучше такие вещи сообщать в самом начале=)
Это единственная игра за последние пару лет, которая мне очень понравилась. Она короткая, пройти можно за 20 минут, но чтобы это сделать нужно исследовать каждый уголок той звездной системы, потратив много часов. А музыка только нагоняет желание и интерес изучить ее больше и больше. А умирать постоянно было страшно, хотя в играх у меня впервые такое. Даже головоломки, очень простые, но на сколько они интересно сделаны, например в пещерах писала женщина(или кто они там), что ее кто-то там исчез, как она отвернулась. И я несколько жизней ходил, видел исчезающий камень в той пещере и постоянно сканировал планету искав этот камень, и реально не понимал, что мне нужно сделать, но улетев и почитав другие наскальные текста на других планетах, я понял, что нужно было делать. Для меня это было просветление и я был очень рад узнать чем закончилась та история, но спойлер: ничем, она просто дала знания для того, что нужно делать дальше, как и все в этой игре до самого финала.
В этой игре все непонятно с первого раза, но все дальше исследуя то, что тебе по силе и что тебе известно про мир игры, ты можешь пройти дальше(те же медузы огромные в пучине гиганта и для чего они нужны). В этой игре весь мир взаимосвязан. И да, может можно как-то самому догадаться что делать, но как же чертовски интересно все узнавать по ходу игры.
Эта игра таинственна и даже в местах страшно играть в нее. Когда я был на квантовой луне в первый раз, я очень ссался там ходить и оглядывался постоянно, ну мало ли что, а то от удильщиков я знатно просрался)
Одной статьей про эту игру нельзя рассказать, любому читающему будет скучно и неинтересно, в нее нужно играть самому. Каюсь, игру не покупал, но как же жаль, что ее нет в стиме, я очень хотел бы поддержать разработчиков, но не в егс, им и так завезли денег. А всем кто не играл крайне рекомендую, она стоит того.
Ну елки, спасибо. У меня в Стиме в кошельке куча денег халявных, а там свои кровные надо выкладывать.
Ух, Галенкин, не любил бы я твои подкасты - сказал бы пару ласковых!
Кстати, реализация у игры просто топовая на мой взгляд. У планет (и не только) есть гравитация, разные порталы, которые мгновенно переносят не только тебя, но и остальные объекты в другую часть мира без подгрузок, идёт постоянная симуляция событий по всей системе. Программисты реально отлично постарались, чтобы это всё корректно работало.
Кстати, игра работает на unity. Хороший пример того, что на движке при прямых руках можно делать нормальный опенворлд.
Я бы отметил еще то, как разработчики очень элегантно передали характеры друзей-астронавтов через музыкальные композиции, хотя сами герои по факту не произносят ни слова.
угу, годно годно прям) рекомендую. правда сам забросил, но много загадок все же разгадал. немного раздражало эти 20 мин на исследование, не успел - начинай сначала.
Прошел игру на сто процентов. В ней очень мало мест, где что-то надо начинать сначала. А если не успеваешь в 20 минут, то только по причине твоего тупняка.
Загуглил Маси Ока и его достижения. Вызывает уважение - крутой мужик. И Тех диром побывал и студию основал, и посниматься успел, как актер, весьма успешный, и мангу коллекционирует, продюссировал несколько крупных проектов. Не ставит все деньги на что-то одно, развивается в нескольких направлениях.
У меня нету вообще никакой репы - страдать нечему. Более того, такой "урон" в моем понимании скорее положителен. Выходишь в Стим - 15 человек игроков. Тебя никто не знает, если черканешь статейку на ДТФ, о тебе узнают еще десяток человек. Но забудут через 20 минут. А выйдешь эксклюзивом в Эпикстор - сразу внимание к тебе. Может даже сотня игроков соберется.
Игра хорошая, но привязана ко времени, проведенного в ней в каждом цикле, и от этого открываются или закрываются разные загадки на планетах. Вам придется понимать, по мере прохождения, на какую планету надо сразу лететь и разгадывать её тайны, а на какую позже. Загадок много и это не всем понравится, но продукт в кой-то мере уникальный. Еще был момент внутри одной планеты (не буду спойлерить где), лечу себе спокойно и вдруг со спины рёв грозный, медленно оборачиваюсь и произношу "о-х-у-е-т-ь" (тоже не хочу спойлерить).
Игру не играл пока, подожду Steam версию, но меня чертовски радует какие игры выбирает для издания Annapurna Interactive, для меня это стало в некоторой степени признаком качества проекта.
Несмотря на относительно скромный масштаб, ни одна другая игра не вызывает такого сильного трепета перед неизвестным (прости, No Man's Sky).
Х-м-м.
NMS вроде как дрочильня с упором на гринд.
Вообще, заявление довольно резкое. Как этот Outer Wilds в сравнении с нормальными играми про исследование? Subnautica, например?
Нет крафта и поэтому ощущение прогрессии не такое явное. С другой стороны ощущение того что ты разгадал еще одну необычную тайну и приблизился к цели для меня оказалось приятней прогресса в сабнаутике. Не все планеты для меня оказались одинаково интересными в плане лора и исследования, но игра определенно стоит внимания.
П.С. главное не читать спойлеры и прохождения.
Про спойлеры добавлю, что если точно знать что делать, то игра проходится за 20 минут. Собственно весь процесс игры строится на том, что надо собственно понять, что же нужно в итоге сделать.
Зависит еще как играют люди, мог и ошибиться. Я честно время не считал, так как играл мало в день. Загадки связанные с подручными приборами для меня были несложные и понимал, что надо делать в нужных местах. Но пару раз подсмотрел (внимание спойлер), например с медузой у ядра Пучины Гиганта, а то она меня дамажила и забросил её.
Это адвенчер, где позволяют перемещаться по всей галактике, использовать зонд или камеру для решения головоломок, подчинять себе законы физики или использовать их для обхода путей. Много разных планет, можно жрать маршмеллоу. Назвать симулятором ходьбы нельзя)
Это не роуг-лайк ни разу. В игре нет такого прогресса который ты потеряешь при смерти. Просто ты респавнишься в стартовой локации от которой до любой другой точки мира лететь максимум 2 минуты.
Тебе дают 20 минут каждый раз, чтобы ты нашел верный путь до концовки. Найденные записки и разные данные всегда сохраняются в бортовом компьютере. За эти 20 минут всякое меняется на планетах, но это лучше сам разбери, так интереснее)
Всё же таймер в 20 минут немного напрягает. По мне, лучше бы они привязали конец света к каким-нибудь триггерам-событиям (как в Omensight, например), а не к истечению лимита времени.
Но таймер же там глобально сюжетно обоснован. Убери его и сюжет посыпется. А если удлинить - придётся долго ждать наступления некоторых событий.
И вообще, я не понимаю, как кому-то нехватает 20 минут на то, чтобы прочитать два-три абзаца текста? А больше на каждой из планет не набирается.
Рассыпающуюся в черную дыру планету, например, за 20 минут всю не облазать, а найти второй раз нужное место внутри нее довольно сложно, учитывая ее запутанность
Эта статья делает мне только больнее.
Игра, которую и так ждали столько лет - а в итоге хуй саси нам занесли денег.
Мне конечно так и не довелось закинуть им на KS, но я следила за всем этим и кидала на paypal уже очень давно.
Очень болезненное предательство знаете, что даже не хочется через год пробовать и через пять, слишком уж болезненный удар в спину оказался.
Ограничение временем действительно очень неприятно, вместо спокойного исследования приходится носиться с пеной изо рта и стараться успеть отсканировать как можно больше, ибо если не успеешь за 20 минут, то второй раз это место можешь и не найти
Исследовать космос в Outer Wilds нужно не только ради удовольствия от созерцания, как в No Man's Sky — тут каждое открытие имеет какой-то смысл и так или иначе подводит к развязке. - что за тупость? автор не проходил No Man's Sky, судя по частым высказываниям.
Я и на старте проходил и после Atlas Rising. Но, само собой, каждый по-разному воспринимает одни и те же игры.
Мне вот показалось, что в No Man's Sky большой упор на крутизну генератора — там львиная доля интереса держится на понимании того, что ты можешь увидеть то, чего не увидят другие игроки. Буквально стать первооткрывателем.
Но для прохождения сюжетки исследовать планеты почти не обязательно — достаточно точечно подбирать нужные предметы и ресурсы. Я в итоге этим и стал заниматься, по сути просто гриндил. А в Outer Wilds реально каждая находка вписана в нарратив (оно и понятно, игра целиком делалась вручную).
А меня торкнул сюжет и не обязательная необходимость гринда. Летай по сюжетке, исследуй планеты, собирай крупицы истории, это всё, как вы и сказали, тоже "имеет какой-то смысл и так или иначе подводит к развязке". Но я люблю медитативный геймплей, а ведь можно и правда его обойти для более быстрого и сухого прорыва к концовке.