Хорошо забытое старое — The Cube 2: Sauerbraten

Поговорим немного о Quake от голландского разработчика.

Хорошо забытое старое — The Cube 2: Sauerbraten

За последние десятки лет видеоигровая индустрия расширилась настолько, что сейчас занимает место наравне с киноиндустрией, во многом её обгоняя. По оценкам экспертов, уже к 2023 году общая стоимость рынка видеоигр составит 200 миллиардов долларов США, что в 3 раза больше, чем в начале десятилетия.

Cколько всего было выпущено видеоигр? Согласно анализу основных сервисов их дистрибьюции, проведённому порталом GamingShift, общее количество игровых проектов составляют более миллиона названий. Однако исследование не охватывает огромный пласт игр с неактуальных уже консолей и ПК, которые сейчас попросту недоступны для покупки, не затрагивает более мелкие сервисы распространения, вроде Battle.net и Itch.io, а также проекты с отдельными клиентами и лаунчерами.

В рамках цикла «Хорошо забытое старое», я хотел бы рассказать про разные уникальные и стоящие внимания игры, о которых сейчас в русскоязычном сообществе мало кто знает.

Sauerbraten (Зауэрбратен) — что за зверь?

Название, принадлежащее традиционному блюду немецкой кухни, досталось игре, нисколько к кулинарии не относящейся. Наверное, единственное, что связывает вышеупомянутое гастрономическое чудо и шутер от интернациональной команды разработчиков — это мясо.

The Cube 2: Sauerbraten, вышедшая в 2004 году, с точки зрения игрового процесса игра почти не отличается от Quake, HL Deathmatch и прочих классических многопользовательских арена-шутеров. Сама игра является фактически сиквелом mmofps c открытым кодом Cube, вышедшей в далеком 2001 году и сейчас обросшего слоем фанатских модификаций. За проектом (как за оригинальной игрой, так и за продолжением) стоит небольшая команда энтузиастов с разных частей света, однако фактическим создателем «Куба» можно считать одного человека.

«Отец» Cube 2

Воутер Ван Оортмерссен — <a href="http://strlen.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">личный веб-сайт</a>
Воутер Ван Оортмерссен — личный веб-сайт

Именно голландский программист Воутер ван Оортмерссен, который сейчас работает в Google, а за свою карьеру успел приложить руку к разработке оригинального Far Cry, Borderlands 2 и, внезапно, SimCity, стал тем человеком, в голове которого и возник «Куб». Воутер также работал над оригинальным CryEngine, что уже о многом говорит. Кроме этого, он, особенно увлекался level-дизайном, практикуясь во встроенных редакторах Doom 1/2 и Quake 2/3. В конечном итоге, именно это увлечение Воутера наибольшим образом повлияло на серию Cube.

На самом деле, о Воутере говорить можно долго. Этот удивительный человек успел разработать и даже частично реализовать столько интересных и во многом прорывных концептов, что невольно улыбаешься, листая список проектов, за которыми так или иначе стоял голландец. В портфолио Воутера и RTS, и шутеры, и казуальные мобилки, и головоломки (большинство из игр, правда, так и не дожили до релиза), при этом буквально каждый из прототипов может заинтересовать даже сейчас.

Самый большой совет, который я мог бы дать любому, — это «просто делай это», не бойся ошибиться, ты добьешься цели путем повторения.

Воутер Ван Оортмерссен, Создатель Cube 2, программист

Вот, например, 3rd Space Incursion, над которой Воутер работал в 2007-м году. Фактически, он планировал продавать тактильные жилеты, синхронизирующиеся с игрой и передающие игроку ощущения от попаданий. Остается только гадать, почему проект, для которого уже была разработана, а в каком-то количестве даже произведена, реальная модель жилета, так и не дожил даже до релиза.

3rd Space Incursion, 2007

Кроме того, Воутер, вместе со своим другом Ли Зальцманом, в июле 2006 года основал компанию dot3 labs LLC, которая какое-то время работала над «неанонсированной аркадной стратегией для Xbox 360 Live Arcade».

Больше всего на протяжение своей карьеры Воутер занимался именно ПО и языками программирования. За годы работы он успел написать свои языки Lobster, Aardappel, Amiga E, False и Bla, а также специальный язык для WADC editor — редактора уровней для первого Doom и др., разработать алгоритм для оптимизации кода Restructor, принять участие в создании около семи разноплановых движков. Именно из-за такого увлечения программиста, Cube 2 стала во многом больше игровым движком, чем одной игрой.

Технические особенности

Стоит, наконец, обратить внимание на особенности, выделяющие шутер на фоне своих более известных братьев. Большая их часть актуальна и применительно к оригинальной Cube, однако раскрылись эти аспекты должным образом лишь в сиквеле.

Во-первых, само название проекта отсылает нас к особенности движка, на котором реализована Cube 2. Дело в том, что игра использует модель мира, состоящего из «октодеревьев». Фактически, любой уровень в Sauerbraten представляет собой совокупность кубов, из которых генерируются полигоны для рендеринга без необходимости дорогостоящей и трудоёмкой предварительной обработки. Эта особенность движка позволяет делать по-настоящему уникальные вещи: в «Кубе» максимально доступный и простой редактор уровней, не требующий никаких знаний от пользователя и позволяющий работать над одним уровнем одновременно команде редакторов. Кроме того, движок позволяет редактировать уровни прямо во время игрового процесса, а искусственный интеллект перестраивается в реальном времени под игру на изменившейся локации.

Процесс создания уровня с нуля в Cube 2: Sauerbraten <a href="https://www.youtube.com/channel/UCp5aqLRnZy15vyOoG9SuCgg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Robo n' Tux</a>
Процесс создания уровня с нуля в Cube 2: Sauerbraten Robo n' Tux

Редактирование уровней в Cube 2 пользуется большой популярностью среди игроков, в связи с чем в игре не пустуют сервера coopedit, где вместо кровавых баталий люди со всего мира вместе создают что-то новое.

Кроме того, в Cube 2 (который, напомню, распространяется абсолютно бесплатно), присутствует одиночная кампания со своим набором уровней, а все аспекты игрового процесса, как и в оригинальном Cube, легко поддаются модификации, в следствие чего для проекта выпущено огромное количество пользовательских кампаний, а страницы игры на moddb, gamebanana и подобных порталах все еще пополняются новыми творениями мододелов.

Так, например, благодаря умельцам, в самой игре появилась возможность создавать, импортировать и экспортировать неплохие 3D-модели.

Геймплей

В основе Cube 2 лежит та же идея, что и в Quake, но с некоторыми особенностями. Набор оружия небольшой и отличается мало — в арсенале без труда находишь аналоги старой-доброй двустволки или «рельсы».

В отличие от «Кваки», однако, Sauerbraten старается выносить основной геймплей на достаточно большие, открытые локации. В игре просто невероятное количество карт, преимущественно созданных самим комьюнити. Даже после многих часов игры, проблему недостатка новизны решает простой редактор уровней, через который любой хост может создать (или портировать скачанную в сети) подходящую карту для своего сервера. Кроме того, как создатель сервера, вы в любой момент можете перейти в режим редактирования и добавить лишнюю дверь или мост, чего иногда хватает, чтобы в корне изменить геймплей.

Вот, например, кем-то воссозданный Dust 2
Вот, например, кем-то воссозданный Dust 2

Сами уровни обычно просторные, с большим количеством построек, из-за чего перестрелки зачастую носят локальный характер: в рамках одного матча успеваешь использовать почти весь доступный арсенал.

Стрелять же в Cube 2 приятно. Несмотря на то, что особой отдачи у оружия нет, вооружение ощущается по-разному. Этому способствует как принципиальное разнообразие «пушек», так и визуальный отклик (хитпоинт и моментально падающий противник). Моделей персонажей в игре немного (а взяты они, по всей видимости, из отменённых проектов Воутера), но все они сильно выделяются на фоне локаций, что добавляет динамики игровому процессу. Как и в других арена-шутерах, в Cube 2 нельзя просто стоять на одном месте — приходится постоянно двигаться, чтобы не попасть на мушку.

Режимов в Sauerbraten тоже хватает: есть и привычный ffa-dm, и tdm, и ctf, и instakill, и упомянутый выше coopedit, и множество их вариаций. В общем, присутствуют как все знакомые любителям классических онлайн-шутеров виды развлечений, так и новые.

Говоря об арена-шутере, нельзя не упомянуть и о его динамике. В Cube 2 быстрый темп игры создается за счет нескольких факторов: это и скорость передвижения персонажа, которая по ощущениям даже превышает таковую в Quake, и возможность использования распрыжки и трикджампинга, и отсутствие урона от падения, и дизайн самих карт. В игре нельзя приседать — этот фактор, хоть и слегка ограничивает в возможностях, не даёт игрокам отсиживаться за укрытиями.

Графика и визуальная составляющая

Рассуждать в 2021 году о красоте игры, вышедшей 14 лет назад, сложно, но обратить внимание на визуальную часть проекта всё же хочется. Благодаря особенностям движка, игра часто удивляет своей картинкой, а точнее, освещением. Особенно правдоподобными кажутся ночные, темные локации, где проблемы геометрии не бросаются в глаза, а редкие источники освещения отбрасывают приятный свет.

Стоит, однако, сказать и об играх на движке Cube 2, которые отличаются именно графической составляющей. Таковыми являются:

  • Red Eclipse 2 — вышедший в 2019 году сиквел «форка» оригинального Cube 2 с акцентом на паркур и относительно неплохим визуалом, сохранивший многие достоинства оригинального проекта (например, интуитивно-понятный редактор уровней).
  • Tesaract — фактически клон Sauerbraten, но с современными методами рендеринга, вроде динамических теней, глобального освещения, HDR, отложенного освещения и затенения, новых методов сглаживания и т. д.
Tesseract — демонстрация особенностей проекта

Доступность — фактор успеха

Удобный и практичный редактор уровней, бесплатный способ распространения и открытость кода, из чего вытекает лёгкость при создании модификаций, — все эти особенности делают Cube 2 по-настоящему уникальным продуктом. Но что обеспечило относительную популярность казалось бы нишевого проекта, от чего даже сейчас, спустя 17 лет после релиза, зайдя в игру, вы сможете найти хотя бы парочку забитых игроками серверов?

Хорошо забытое старое — The Cube 2: Sauerbraten

Во-первых, игра доступна практически везде. Благодаря адаптивности движка, в Cube 2 можно сыграть на Windows, Linux, Unix, Ubuntu, FreeBSD, OpenBSD, Mac OS, и, благодаря стараниям комьюнити, даже на Android или в браузере. Благодаря такой доступности, в игру нередко заходят офисные работники и программисты, скучающие за рабочим местом.

Во-вторых, популярность игры связана ещё и низкими системными требованиями. Для комфортной игры достаточно процессора Intel Celeron 1GHz или AMD Duron 2.0GHz., видеокарты AMD Radeon Xpress 1200 Series или nvidia GeForce FX 5200, 256 Мб ОЗУ и 1 Гб свободного места на диске.

Стоит отметить и количество пользовательских проектов на базе Cube 2, так или иначе изменяющих оригинальных «Куб». Например, Tomatenquark — это практически прямой порт игры в Steam, а inexor — отпочковавшийся от игры проект на новом движке, в настоящее время находящийся в разработке. В 2012 один из разработчиков из команды Firefox и вовсе сделал возможным запуск игры в вышеупомянутом браузере, назвав проект BananaBread.

Из чата в игре я узнал, что Sauerbraten также была предустановлена на определенных версиях MacOS и Linux, однако подтверждения этому в сети не нашел.

От народа — для народа

В завершение хочется добавить несколько слов о том, как именно «живет» Cube 2: Sauerbraten. Дело в том, что, несмотря на возраст игры, работа над ней ведется до сих пор, а последнее крупное обновление вышло в декабре 2020 года, изменив баланс, добавив новые карты, расширив возможности кастомизации интерфейса, упростив взаимодействие с союзниками и перенеся игру на мультимедийную библиотеку SDL2.

И пусть обновления выходят не так часто, как хотелось бы, но небольшая интернациональная команда разработчиков и комьюнити-менеджеров, которые по-прежнему поддерживают игру, форум и целый тематический сайт, а также фанаты, силами которых держится ряд удобных сервисов для игроков, сайты с модификациями и картами для игры, помнят о Cube 2 и образуют вместе по-настоящему сплоченное, пусть и небольшое, сообщество.

Какая-то часть комьюнити живет и в русскоязычных регионах, обсуждая игру в скромных пабликах Вконтакте и даже на собственном форуме. Возможно, прочитав эту статью, вы захотите самостоятельно опробовать Cube 2: Sauerbraten, что я и рекомендую сделать. В конечном итоге, именно такие игры, малоизвестные, но по-своему притягательные, дают те эмоции, из-за которых и хочется продолжать играть.

О какой игре написать в следующий раз?
Shadowrun (2007) — сессионный шутер по известной настольной игре в жанре киберпанк
Emperor: Rise of the Middle Kingdom (2002) — духовный наследник Caesar, экономическая стратегия про средневековый Китай
Airfix Dogfighter (2000) — казуальная игра про сражения игрушечных самолетов от производителя моделей Airfix
Space Haste 2 (2003) — ретрофутуристическая гоночная игра с адреналиновым геймплеем и запоминающейся музыкой
Revenant (1999) — самобытная экшн-РПГ в готическом стиле от корейских разработчиков под издательством Eidos Interactive
22 показа
2K2K открытий
11 репост
12 комментариев

Нифига себе, помню лет 10 назад качал с ГКУП.РУ

Ответить

Я сам с игрой познакомился лет 5 назад, когда задался вопросом "Можно ли сделать игру, но шоб без кодинга?"). Оказалось - можно, правда Cube 2 скорее про level-дизайн и стрельбу, чем про самостоятельные игры.  

Ответить

Играл лет 10 назад, какая же она кайфовая была, там еще в редакторе можно было поверхностям свойства назначать, например сделать стену без коллизии, или тому подобное, в итоге карты выходили очень годные

Ответить

Играл на линуксе, так как игор не было. Приходилось ставить проприетарные дрова амд, так как на свободных было 30 фпс. Годная игруха, очень динамичная, можно было встретить на сервере создателя карты. Потом ещё открыл для себя режим "прохождения карты", ну типа где надо прыгать, бегать и летать. Но потом оказалось, что компас3д не работает на линуксе и пришлось ставить винду.

Ответить

Cube 2 я особо не видел, а вот в Red Eclipse на этом движке, помню, прокрастинировал вместо подготовки к ЕГЭ 10 лет назад. Редактор уровней там действительно причудливый.

Ответить

Блин, лет 10 назад качал её с диска Игромании. Довольно прикольная, но никогда меня не завлекала

Ответить

Не тот куб

Ответить