Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

Я хотел бы поделиться с вами мнением о последней части Fire Emblem, и своими впечатлениями о компании за Эдельгард, на сложности Hard. К сожалению (или к счастью), впечатлений набралось очень много, даже по меркам лонга, поэтому я решил разделить их на три части. Геймплей между боями, боевая система, сюжет. Вторая часть, о сюжете, начинается здесь.

Ссылка на первую часть:

https://dtf.ru/games/65561-seychas-igrayu-fire-emblem-three-houses-chast-1-chto-god-uchebnyy-nam-gotovit

Заранее хочу оговорить, что я бы предпочёл избегать спойлеров, всё что связано с конкретными сюжетными моментами, отмечу соответствующим образом, и буду всем очень признателен заранее предупреждать собеседников о спойлерах по другим сюжетным аркам, или же по этой, в комментариях, чтобы не разводить конфликтов среди людей.

Вступление

Отблески догорающего над Фердиадом пламени отдавали искорками в глазах Эдельгард. Сегодня победила она. Завтра - это станет победой всего человечества.

На мой взгляд, лучший комплимент сюжету, это когда после прохождения игры, во время эпилога и финальных титров, остаётся впечатление, как будто ты только что прочёл хорошую книгу, перевернул последнюю страницу истории, аккуратно закрыл её и бережно поставил на полку, сохранив внутри множество положительных впечатлений и тепло от того, что прикоснулся к чему-то прекрасному. Fire Emblem как раз обладает подобным сюжетом.

Два пути рассказа истории

Об истории, мире, героях, местных порядках и обычаях игрок узнаёт двумя способами. Следуя основной сюжетной линии, в виде сюжетных заданий, и общения с персонажами на территории монастыря, а также самостоятельно, из диалогов с персонажами при повышении уровня взаимоотношений, или же из диалогов персонажей между собой, также, при повышении их отношений, друг с другом, помимо этого, сюжет дополняется при помощи выполнения необязательных заданий - паралогов, которые связаны как с конкретными персонажами, задействованными в них, так и зачастую, с миром в целом. Продвигаясь по сюжету, игрок перед каждым сюжетным заданием выслушивает мнения персонажей выбранной фракции, а также важные сведения от лидера фракции о том, что нам предстоит сделать, зачем всё это нужно и почему мы поступаем именно так. Помимо этого, после каждого пройденного сюжетного задания, все персонажи присутствующие в монастыре делятся с героем своим мнением об изменениях, показывают какие-то свои особенности личности и характера, предаются рефлексии в связи с произошедшим. Благодаря этому, мир игры ощущается целостным и живым. Мы видим, как под влиянием обстоятельств развиваются личности персонажей, больше узнаём об общем лоре, получаем знание о связях тех или иных персонажей друг с другом. В самостоятельном изучении лора вселенной и мира игры, на откуп игроку отдаётся полностью свободное построение отношений с другими героями. Учитывая что в игре представлены четыре различные фракции, с разными миссиями и сюжетом, подразумевается что прохождение игры будет четырёхкратным. Поскольку вступление (почти половина игры) у всех фракций одинаковое, данное решение позволяет игроку при желании сделать последующие прохождения более интересными, а также содержит своеобразный элемент отыгрыша. В первом прохождении, можно потратить время на установление связей и близкое знакомство с одними персонажами, в новой игре+, за другую фракцию с другими, и так далее. Зачастую, сведения получаемые при повышении отношения имеют сюжетную значимость, сообщают нам мотивации героев, характеризуют более пристально те или иные черты их личности, рассказывают о их привычках, целях, стремлениях.

Немного спорным решением, пусть и хорошо на мой взгляд играющим на атмосферу стало то, что какие-то простые, обыденные, веселые вещи соседствуют с серьёзными, драматичными событиями. У кого-то день рождения, все веселятся и празднуют, а через пять минут нам рассказывают про массовые кровавые жертвоприношения. Вот мы наблюдаем за романтической сценой флирта двух юных учеников, а в следующей сцене другие действующие лица рассказывают через что им пришлось пройти в жизни, как они потеряли всех кого любили и так далее. Всё это вносит небольшой диссонанс в восприятие игры, но с другой стороны, разве не таков реальный мир? Пока кто-то умирает от голода, другие пируют, пока одни наслаждаются счастливой жизнью в браке, кто-то скорбит об утрате возлюбленного. Мир не хороший и не плохой, он такой какой он есть.

Помимо этого, приятно смотреть на различные тактические изыски сторон конфликта. Использование пропаганды в своих целях, вполне себе разумные и логически обоснованные тактические планы, являются несомненными плюсами игры, заставляющими в большей степени прочувствоваться миром Фодлана и придающими ему реалистичность. Приятно, что в игре отсутствуют проблемы, когда кто-то "подзабыл про флот" или драконов противника, все решения полководцев содержат мотивировку и вполне хорошо прописаны.

Хотелось бы также отдать должное сценаристам, которые сумели связать воедино основной сюжет и исследование сюжета игроком таким образом, что всё гармонично соотносится друг с другом, не возникает непониманий и противоречий. Если кто-то что-то говорит, то вполне верится, что с учётом его характера/прошлого/жизни, именно так он бы и отреагировал, именно такие слова бы сказал, именно к таким выводам пришёл. Это воспринимается как должное, но лично я испытал к людям занимающимся нарративом огромное уважение, ведь объём игры, диалогов, событий, воистину гигантский и соединить все элементы без существенных провисаний порой является задачей наподобие сбора паззла с изображением дневного неба на несколько сотен кусочков.

50 оттенков серой морали

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

Для меня Fire Emblem стала одним из лучших образчиков демонстрации серой морали в действии, за последние несколько лет в игровой индустрии. Из четырёх сторон конфликта ни одну нельзя назвать абсолютно хорошей, или же абсолютно плохой. На выбор есть 3 хороших/плохих, и одна хорошая/нейтральная. Ещё в заставочном ролике, нам демонстрируют как «хорошие» побеждают, делая это в жестоком, кровавом бою и добивая проигравших. На лице героини кровь убитого врага, сама же сцена боя местами с трудом позволяет понять где чьи войска, что также благотворно сказывается на общем впечатлении. Воины здесь не доблестные герои, или же отпетые злодеи, они лишь люди, которые сражаются на войне по воле командующих.

Из сильных моментов, хотелось бы также отметить реалистичность моральных выборов героев. Здесь нет искусственности, к которой так часто прибегают различные авторы при добавлении спорных решений принимаемых кем-то из персонажей. Массовые жестокие казни? Но ведь закон един для всех. Является ли жестокостью его соблюдение? Ведь если простить одних, это поселит сомнения в беспристрастности, а значит сделает политическую ситуацию более шаткой, что несомненно приведёт лишь к ещё большим осложнениям. Убивать военнопленных, которые сложили оружие и сдались на милость победителя? Это неэтично, но ведь они потеряли столько друзей и близких в конфликте, разве не мудрым будет таким образом пресечь будущий бунт в зародыше. Пожертвовать людьми одного из локальных правителей, чтобы уменьшить численность его армии, а заодно добиться лояльности? Разве, это не сохранит жизни тем, кто мог бы погибнуть, в результате междоусобиц, учитывая нестабильную ситуацию в стране? Обречь деревни на голодное существование, забрав еду с их полей и добычу из их лесов в качестве провианта для войск? Но ведь если голодать будут солдаты, они вполне могут заняться разбоем, проиграть сражение, а то и войну, а победители отыграются на тех же крестьянах. Это лишь некоторые примеры из того, что происходит в мире игры, и то что сложно охарактеризовать однозначно. У множества поступков есть как плюсы, так и минусы, если попробовать положить их на разные чаши весов, сложно сказать, какая из них перевесит.

Одним из основных мотивов игры в этом плане становится то, что историю всегда пишут победители. Периодически мы узнаём иные точки зрения (со стороны проигравших или нейтральных свидетелей) на происходящие события, и в очередной раз убеждаемся, что в Фодлане не так уж много однозначного. Те кто является героями для одних это преступники, убийцы, насильники, воры, еретики для других.

Здесь могут водиться спойлеры

Дальнейшая часть статьи содержит исключительно спойлеры

Ленин или Гитлер

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

Именно имена двух этих исторических личностей обычно приходили в голову моим друзьям, после ознакомления с историей Эдельгард. Хорошая она, или всё же плохая? С моей точки зрения, сказать наверняка невозможно. Как я уже писал выше, историю в этом мире, как и в реальности пишут победители. У проигравших зачастую свои ценности за которые они сражаются, и суть конфликта порой не в том, что они ошибочны и неверны, а в том, что они просто другие, отличные от другой стороны. Показательно и то, что Эдельгард и сама порой не уверена, в своём пути. Можно вспомнить её приглушённый, словно лишённый опоры голос в тот момент, когда она озвучивает вслух то, что случилось. Прямо сейчас, в этот момент, одним своим решением я начала войну, в которой умрут тысячи - говорит императрица. В эту секунду, она лицом к лицу сталкивается с тем, что Рубикон уже пройден и пути назад нет. Её идеалы, то во что она верит могут быть ошибочны и стоить жизни множеству людей, но это тот путь, который она выбрала. Когда главный герой возвращается к ней после пятилетнего сна, нам впервые показывают как Эдельгард проявляет эмоции, скрытые от всех под несгибаемой целеустремлённостью. Она рассказывает о том, что война идёт уже пять лет, и каждый день кто-то умирает из-за того что она развязала этот конфликт. Люди умирают, потому что верят в неё, в то, что она сможет изменить мир к лучшему и победит. Слеза медленно стекает по её лицу. И это уместно, ведь брать на себя ответственность за жизни других это всегда сложно. Под бременем такой ноши многие люди ломались и сдавались, и лишь немногие донесли этот груз до конца. Во время осады столицы Королевства, Рея вспоминает слова Димитрия о том, что Фердиад обречён в случае долгой осады, замок падёт, если не вступить в бой с врагом, а сражаться на условиях противника также не принесёт ничего, кроме поражения. Рея отдаёт приказ поджечь город, вместе с его жителями, таким образом заставляя имперские войска вступить внутрь, и сражаться в неудобных условиях, получая преимущество и шансы на триумф. Могла ли Эдельгард ничего не предпринимать и ждать пока город сгорит? Да, конечно. Это было бы стратегически правильно, и никто бы и слова не сказал после. Лорды Альянса и Королевства вполне приняли бы то, что фанатичное безумие Реи стало причиной смерти невинных, а не действия Эдельгард. Но, авторы в очередной раз показывают нам светлую сторону Эдельгард и груз на её сердце. Она не может позволить горожанам умереть, потому что для неё их кровь будет именно на её руках, ведь это она начала войну. А её сражение за лучшее будущее не должно основываться на костях тех, кто ни в чём не виновен, ведь ради них в том числе, она и развязала войну. Помимо этого, можно отметить явно положительные вещи, которых она добивается в ходе военной компании. С точки зрения развития социума, невозможно обесценить её отказ от аристократической системы в пользу мира, где всё будет решать не положение а способности. Учреждение школ для простолюдинов в перспективе способно вывести весь Фодлан на новую ступень развития. Своеобразный "век просвещения" имеет все предпосылки стать самым успешным в истории.

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

Несмотря на это, Эдельгард не была бы "серым" персонажем, если бы не было неоднозначных этических решений. Смерти жителей Арианрода, вызванные её союзником, убийства тех кто присягнул ей на верность, но в отношении лояльности которых есть сомнения, попустительство по отношению к изысканиями проводимым Арундэлом, массовые репрессии после прихода к власти. Одни только эти поступки не позволяют причислить её к стереотипным "положительным" героям.

Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки. (Эдмунд Бёрк)

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

По-моему, это лучшее описание плюсов и минусов приверженцев церкви в данной игре. Многие из них не делают ничего плохого, они благородны и чисты в своих намерениях. Но, при этом, они не делают ничего, чтобы остановить злодеяния творящиеся вокруг. Разве можно сказать что церковь полностью права, когда она закрывает глаза на человеческие жертвоприношения во имя так почитаемых ими богов? Что же за светлые боги будут заставлять людей умирать во имя блага всевышних? С самого начала игры, ещё до выбора между церковью и Империей, мы видим, как без доли сомнения людей обвиняют в ереси и приводят в исполнение смертный приговор, не считаясь с их положением, статусом и мотивами. При этом, помимо "еретиков" умирают и обычные крестьяне, у которых по сути и выбора-то не было. Что хозяин сказал, то и сделаем, мы - люди маленькие, как говорится. Сомневаюсь, что в условиях феодального общества, у простолюдинов была опция не поддерживать своего местного правителя, при этом сохранив жизнь и не приняв смертную казнь за измену. После начала войны, Эдельгард произносит речь, близкую к правде. Она говорит, что служители церкви ходят в золотых одеждах, храмы украшены серебром и драгоценными камнями, в то время как простые люди живут в нищете. Когда крестьяне приходят в храмы и жертвуют свои скудные накопления, призывая помощь богини, она не делает ничего, чтобы им помочь. Но, называть церковь "плохой" в классическом понимании тоже не есть правильно. Рыцари церкви периодически убивают разбойников, устраивая рейды на их лагеря. Церковные целители посещают деревни, исцеляя больных. Церковь своим существованием и влиянием обеспечивает относительную стабильность в мире и является сдерживающим фактором возникновения глобальных конфликтов.

Кем вы видите себя через пять лет?

Сейчас играю: Fire Emblem Three Houses. Часть 2 - Make Fodlan great again

За время событий игры, персонажи изменяются, преображаются, развиваются или деградируют. В очередной раз хотелось бы похвалить сценаристов. Фердинанд проходит путь от наивного дворянина, до политического деятеля, понимающего что в дворянстве есть свои минусы, которые было бы неплохо устранить. Бернадетта пусть и очень медленно, борется с моральной травмой из детства. Петра весь сюжет идёт по пути будущей королевы Бриджит, и в результате добивается независимости для своего народа. Суровая наёмница Шамир находит причины жить не только для того, чтобы выживать. За персонажами приятно следить, за их успехи радуешься, их становление и развитие оставляют чувство удовлетворения.

Класс ксенофобов

Курахана Чинацу. Дизайнер персонажей Fire Emblem Three Houses.<br />
Курахана Чинацу. Дизайнер персонажей Fire Emblem Three Houses.

Небольшой ложечкой дёгтя для меня стал рассказ о дальнейшей жизни учеников, после окончания войны. Несмотря на то что мы боролись за единство и ратовали за глобализацию, практически все персонажи, задействованные в моём прохождении решали заключать браки с теми, кто принадлежит к их стране, избегая иностранцев. Единственным исключением стали Феликс и Бернадетта, но с их относительной социопатией это неудивительно, и скорее подтверждает закономерность, чем опровергает её. Некоторые из браков и вовсе кажутся странными. Эш и Мерседес, у которых на протяжении игры не было никакой романтики между собой решили пожениться, на фоне общей любви к кулинарии. В этом конечно нет ничего предосудительного, но после того как Петра рассказывала Эшу, что хочет, чтобы он отправился в Бриджит вместе с ней, где они будут вместе нырять в нежные воды океана, и смотреть на то как высоко-высоко над ними, небо наполнено яркими звёздами, которые так свободны и прекрасны, это вызывает небольшие логические вопросы. С выбором Мерседес, всё тоже, немного неочевидно, ведь она так привязалась к Феликсу и казалось что её забота о нём «как о брате», её привязанность к нему и желание быть рядом, должны перерасти в нечто более серьёзное. Но, как оказалось, это только казалось.

При этом, я прекрасно понимаю как работает механика по выбору данных «послесловий», она, по всей видимости, ориентирована на то, что к базовым персонажам из своего класса игрок при прохождении игры проникнется большей симпатией, а значит ему будет приятнее видеть их вместе. Этот подход без сомнения разумен и логичен, но всё же, лично мне хотелось бы всё-таки чуть большего разнообразия.

С другой стороны, многие судьбы героев и их решения прекрасно вписываются в общий сюжет игры и гармонично сочетаются с их поведением и стремлениями на протяжении сюжета. Петра, с помощью Линхардта определённо приблизится к своей мечте о возвышении Бриджит и развитии своей страны в экономическом и техническом плане. Каспар, никогда не горевший желанием заниматься политикой, или вступать в брачные отношения, составил прекрасный дуэт с Шамир, для которой стал вдохновением для основания кампании наёмников, ориентированной на защиту тех, кто нуждается в помощи. Шамир, холодная и отстранённая в первое время обрела чувство заботы о людях, а Каспар борется со злом во всех проявлениях, как и хотел. Фердинанд после множества речей о важности предназначения дворянства в обществе ударился в политику, став одним из самых значимых политических деятелей Империи и изменив общество к лучшему, своими реформами. Лайсифия получила возможность жить, и стала золотом научного сообщества, благодаря своей исключительной гениальности, целеустремлённости и способностям к изучению знаний. Единственное небольшое «хм» вызывает история Сильвена и Ингрид, т.к. в кампании Эдельгард мы практически ничего не узнаём про земли Сренга, и поэтому мне осталось не очень понятно, каким образом Ингрид заинтересовали люди Сренга, и связано ли это с её личностью и стремлениями. Но, я надеюсь, в остальных сюжетных ветках история жителей пустыни получит развитие, и данное решение получит достаточную логическую подоплёку.

Заключение

Сюжет не обладает какой-то гениальностью, но при знакомстве с ним у меня не раз возникало ощущение, что люди которые его писали, вкладывали в него душу. Одно это уже огромный плюс для меня.

Напоследок, хотелось бы вспомнить чудесный, на мой взгляд моменты пропаганды, который я не придумал в какой раздел можно было пристроить. После контрнаступления войск церкви, Эдельгард подвела итог сражению. "Наши потери были колоссальны. Но враг отступил, поэтому, мы назовём это сражение победой! Нет никаких сомнений, что церковь поступит также." Эдельгард показала себя здесь не только как полководец, но и как вполне себя разумный и мудрый правитель и мотиватор. Отличный ход со стороны сценаристов, в очередной раз возношу свои похвалы в их адрес.

На этом, я заканчиваю свою историю об истории Фодлана, закрываю для себя эту книгу и бережно ставлю на книжную полку. Этот рассказ был хорош и я рад быть одним из тех, кого он затронул.

Хорошего дня всем, кто дочитал до конца, или просто промотал статью в конец.

77 показов
1.5K1.5K открытий
41 комментарий

Доигрываю рут за Blue Lions, потом буду играть и другие руты. Пока все, что хочу сказать: хорошая Эдельгард - мертвая Эдельгард

Ответить

Главная проблема рута Эдель в том, что он сюжетно ничем не обоснованный. Он возникает из ниоткуда и идти по нему = перечеркнуть всю логику первой половины игры к хуям. Никаких предпосылок почему я должен выбрать присоединиться к ней, а на сделать как на картинке, не было (ладно, одна была, но очень сильно притянута за уши и добавлена как будто в последний момент.). После этого смотреть за похождениями гибрида Ленина с его броневичком было бы интересно, если бы все возможные реальные мотивы гг отличались от "Я хочу ей присунуть".

Ответить

Для меня предпосылками было то, как нам церковь показывают с начала игры. В начальном ролике Сейрос какой-то не очень адекватной выглядит. Затем, отец говорит, что нужно её остерегаться, а лучше вообще держаться как можно дальше от неё. Потом убийство Лонато (тут правда мой косяк, я выбрал не ту диалоговую реплику которую было надо и не знал, за что убили его сына), и что более важно убийство кучи невиновных крестьян. Затем ещё Рея как-то очень негативно и зло ко мне отнеслась после того как мы вернули копьё. Потом ещё рассказы Эдельгард при повышении уровня отношений. Человеческие жертвоприношения это не очень хорошо, даже в религиозных целях. Ну и финальным аргументом для меня стала проверка ради интереса с помощью save/load реакций персонажей на выбор стороны. Эдельгард отреагировала нормально, а Рея сразу начала пытаться меня убить, что тоже не способствует укреплению доверия)

Ответить

Для меня этот выбор был вообще ни разу не очевидным.
С одной стороны, богиня явно норм. Но это блаженное спокойствие, с которым Рея приговаривает изменников к смерти... Оно меня сразу насторожило.
С другой стороны, стремление Эдельгард отстранить церковь и аристократию от власти - оно мне показалось абсолютно обоснованным. Но вызывает серьезные вопросы её выбор соратников.
Поэтому, когда меня поставили перед выбором, я минут 10 взвешивал все за и против. И встал на сторону Эдельгард. Следующие пару часов я хотел вернуться к сейву и поступить иначе, а потом, вернувшись после скипа, понял, что всё как надо.
Эдельгард плохая, только когда рядом нет человека, поднимающего её мораль.

Ответить

Вообще есть обоснование - на протяжении вступительной части у тебя к ней отношение такое же, как к другим, но не совсем - ведь она староста класса, и "более главная". Светится она чаще других, ничего такого не деалет, поэтому к разговору с ней ничего не предвещает беды. Ее просьбы пойти с ней должно быть, по идее, для тебя достаточно, т.к. а почему бы и нет? Душевный разговор располагает к этому.
А дальше уж, на месте, тебе предстоит решать, с кем ты. Рея-то тебя даже душевным разговором пока не порадовала. Нормальный выбор, если не лезть в спойлеры и не обкладываться гайдами, а што ж будет дальше.

Ответить

Ну ведь отличный мотив же. Любовь.

Ответить

Но ведь #сейчасиграю - это короткий формат повествования, зачем пилить две большие статьи об игре, и помечать это как #сейчасиграю?

Ответить