Я планировал написать данную ретроспективу уже несколько лет. Изучал полузакрытые сайты, играл в мёртвые и забытые проекты (если это было возможно). Причиной такой мечты стало то, что в мейнстриме видение эволюции MOBA является скорее никудышным сокращением того, что в действительности произошло.
Чем-то статья мне напомнила статью про то, что Врата Балдура были вовсе и не крутыми и не инновационными. Там тоже приводили в пример кучу других, известных лишь в узких кругах, игр, которые содержали в себе инновационные элементы БГ. Мне кажется, это просто статья написанная под некий выбранный тезис, без какой-то реальной значимости к самому тезису. На мой взгляд, история МОБА проста: Варкрафт 3 - Три коридора - Дефенс оф зе эншентс
Ну нет, какое то время подобные карты с коридорами и автокрипами даже называли АоСами. Так что минимум со Старика начало.
Моя задача всё же не в том, чтобы показать что какие-то игры были "не такими крутыми и инновационными". Скорее я хочу сохранить более полную историю жанра, и если я и буду говорить про чьё-то превосходство, то в контексте цитат и тогдашних мнений.