Operencia The Stolen Sun: старая сказка в новой обложке

Почему игра стоит внимания даже если вы никогда не играли в dungeon crawler.

В закладки
«Он отправился в приключение цель, которого еще не понимал.»

Operencia the stolen sun стала первой серьёзной игрой венгерской Zen Studios, которая до этого лишь клепала пинбол по известным франшизам, поэтому у игры было очень мало рекламы.

Об Operencia я узнал из новости об ее эксклюзивности EGS, это в итоге стало самой громкой новостью об игре. Мне сразу понравился сказочный сеттинг, плюс я давно хотел поиграть в dungeon crawler, так получилось, что все представители этого жанра в свое время прошли мимо меня.

Operencia стала для меня приятным откровением. На мой взгляд у такого интересного и самобытного проекта слишком уж мало известности. Я же хочу постараться это исправить и рассказать что из себя представляет Operencia и почему она скорее всего вам понравится.

Раньше было лучше?

Operencia это олдскульная RPG от первого лица и представитель ныне практически вымершего жанра dungeon crawler. Поэтому перемещение в игре идёт строго по клеткам, а все сражения происходят в пошаговом режиме.

Игрок как положено предстает в виде летающей камер, но такие традиции скорее раздражают и в наше время выглядят странно.

При этом перемешенные сделано удобно и к нему быстро привыкаешь, камерой можно свободно вращать, а локации в меру открытые, чтобы при их исследовании не было чувства замкнутости.

Operencia достаточно медитативная игра, тебя никто не подгоняет постоянно идти вперёд по сюжету и можно спокойно исследовать локации, а экшн разбавлен головоломками и хорошими диалогами, поэтому за свои 15 часов прохождения игра не успевает наскучить.

Слишком известная сказка

Сюжет Оперенсии это своеобразный сказочный рассказ, я бы даже сказал детский, если бы в нем не было массовых убийств и жертвоприношений.

Основным источником вдохновения для разработчиков был фольклор Центральной Европы, поэтому завязка истории может показаться очень уж знакомой: Великий король умирает и королевство погружается во тьму, поэтому никому неизвестный сын фермера вместе с сотоварищами должен найти макгаффин (Короля Солнца) и спасти мир.

Но даже, казалось бы, довольно простая завязка влечёт за собой много интересных историй. Сначала мы отправимся спасать заложниц из подводного замка, король, которого из-за проклятья превратился в огромную жабу.

На поиски солнца мы отправимся по поручению армии нынешнего короля, точнее единственного уцелевшего из всей армии, а под конец даже побываем в своеобразном раю и аду данного мира.

За сюжетом интересно следить и благодаря отлично прописанным персонажам. У всех есть своя мотивация и секреты, которые часто заставляют взглянуть на них, с другой стороны.

Именно персонажи придают колорит истории: король тут не такой уж и хороший, а тот ещё бабник, добрый странник может оказаться не таким уж и добрым, а наивный, но умный и преданный своему королю солдат на самом деле недалеко ушёл от Лето из Гулеты.

Наверное, самым ярким является наш первый спутник юморной и циничный бывший вор, который сам не редко стебется над клише жанра сказки.

Сам он ведет дневник, который как и другие записки очень весело и интересно читать. Ёшка
​Слушать истории сотоварищей настоявшее удовольствие, при этом многие из них отсылают к сказкам или фэнтезийным рассказам.

Но на фоне остальных персонажей главный герой смотрится блекло. У него нет, чёткого характера или особой мотивации, кроме того, что он идёт туда куда его завет сказочный олень из сновидений. Это не было бы проблемой если игрок сам мог бы выбирать реплики в диалогах и создать характер персонажа, учитывая, что внешность и способности выбираем мы сами, увы выбор в диалогах, как и нелинейность в сюжет не завезли.

Время приключений

После небольшого пролога, в котором рассказывают, как давным давно король Оперенсии победил дракона и армию подземного мира, нам дают создать своего персонажа. С этого момента и начинается основная часть игры.

Персонажу можно выбрать один из 3 стандартных классов: Воин, лучник и маг. Также есть возможность выбрать пол и один из четырех пресетов внешности. Происхождение героя влияет на то какими пассивными умениями он будет обладать.

Геймплей я бы поделил на несколько основных механик:

Сражения

Всего в игре помимо главного героя есть шесть персонажей: два лучника, два танка, один хилер и один гибрид. Из них в свою партию можно взять максимум четырёх.

Мне показалось странным решением не добавлять в игру персонажа мага, им можно сделать только главного героя. Конечно другие герои тоже могут пользоваться парочкой заклинаний, но не более и по сравнению с заклинаниями мага они довольно слабые.

​Есть тут и примитивный стелс, подкравшись к врагу сзади, группе даётся бонус к инициативе и возможность атаковать первыми. Враг также может напасть исподтишка тогда инициатива будет у него.

Во время самого сражения все ходят по очереди, у кого больше характеристика «инициатива» тот и ходит раньше.

Враги стоят на трёх линиях разной дальности: ближней, средней и дальней. На ближней сильнее всего физический урон, а на дальней урон от дальнобойного оружия. Магические заклинания в свою очередь действуют одинаково на всех полях.

На наших персонажей расстановка не распространяется, они всегда стоят на одной линии.​

В свой ход можно использовать либо способность, либо одно из трёх стандартных для всех героев умений: Атака ближнего или дальнего боя и восполнение манны.

Манна тратится на различные способности, уникальные для каждого героя. После использования у способности идёт кулдаун, поэтому постоянно применять одни и те же умения не выйдет.

Чего у игры не отнять так это количество различных способов изничтожения врагов: можно замораживать, сжигать и отравлять, вызывать метеоритный дождь, играть с ними в русскую рулетку, и много чего ещё. Важно все эти способности грамотно использовать против врагов и смотреть на их характеристики, потому как чем дальше, тем больше у врага различных сопротивлений, тем или иным умениям.

К сожалению, небольшое количество типов противников приводит к тому, что после середины игры начинаешь пользоваться примерно одной и той же тактикой.

Самих врагов я бы тоже не назвал особо сложными, основную боль они доставляют только к концу игры, когда на тебя идёт партия сразу в 4-5 довольно сильных противников.

Под конец игры я стал немного подуставать от боев и если можно было бы их ускорить, то на мой взгляд это решило часть проблемы.

С одной стороны механика боев интересна, но при этом слабо зависит от тактики и больше от прокачки и лута. Все же для столь продолжительной игры хотелось бы чуть более глубокую механику сражений.

Исследование и головоломки

В игре тринадцать обширных локаций и в каждой из них запрятано немало секретов. При должной внимательности можно найти скрытые проход, невидимые стены, и даже парочку опциональных боссов, все это достойно вознаграждается хорошим лутом.

Несмотря на жанр примерно половина локаций в игре находится на поверхности.

В Operencia также присутствуют элементы метроидвании, в некоторые места нельзя попасть до получения специального предмета, и хоть бэктрэкигом заниматься не обязательно благодаря нему можно найти много интересного.

В начале игры нам ведётся лопата, которая сама говорит где зарыто сокровище, а ближе к концу мы получим милого роботизированного петуха, который сможет проходить в небольшие проходы. С фантазией у разработчиков в этом плане все прекрасно.

С головоломками же все не так однозначно...

Для меня основная проблема была в том, что зачастую интуитивно понять, что нужно сделать, чтобы решить головоломку очень сложно. При этом сами головоломки достаточно просты, и я не могу понять дань ли это играм старой школы или просто плохой геймдизайн.

Сначала я подумал, что возможно я слишком тупой, но посмотрев, как играют другие я понял, что все же проблема далеко не во мне.

К примеру, ближе к концу игры мы заходим в комнату где находится гроб, и чтобы его сдвинуть нужно нажать на маленькую кнопочку слева, мне повезло найти её быстро, другие же бегали минут 15 по локации пытаясь понять, что нужно сделать.

Я конечно все понимаю, но пятнашки, серьёзно? Я эту хрень минут 20 собирал!​ 

Прокачка и лут

Времени в инвентаре и меню прокачки можно провести не меньше чем в сражениях, слишком уж много там всего.

При повышении уровня персонажа, ему даётся 1 очко таланта и 3 очка атрибутов. За очки таланта прокачиваются активные умения, либо сильно усиливаются пассивные по одной из трёх специализаций прокачки, различающихся в зависимости от персонажа.

За очки атрибутов прокачиваются основные характеристики вроде силы и жизнестойкости для танков, интеллекта и мудрости для магов и ловкость для лучников.

У каждой специализации есть ещё по 3 условных деления, при покачивании определённого количество умений открывается следующая способность. 

Можно как прокачивать только одну специализацию, так и все параллельно, вас никто не ограничивает в выборе.

Прокачать все способности за прохождение не выйдет, поэтому важно с умом выбирать каждый навык.

Лут в свою очередь можно находить в тайниках и выбивать с противников. Всего в инвентаре есть 8 слотов под броню и оружия, которые кроме как характеристиками ничем не отличаются, увидеть на персонаже их нельзя.

Продвигаясь по сюжету можно находить все более мощные предметы. У предметов нет уровня и их нельзя улучшать (кроме легендарных, но как это сделать я, так и не понял).

​Из-за большого количества предметов, пытаешься каждый раз экипировать наилучший, а этот процесс обычно занимает очень много времени.

На локациях всегда есть несколько лагерей. В них можно сохранится, восполнить запас здоровья и зелий, переместится в предыдущие локации, или купить пару вещей у торговца.

Важным элементом в лагере является котёл, на нем мы варим зелья по рецептам, которые нашли на уровнях. Для варки не нужны ингредиенты, вместо этого нужно решить достаточно простую задачку. По нескольким подсказкам нужно понять какие ингредиенты нужно добавить в конкретный слот.

Все бы ничего, но благодаря русскому переводу можно неправильно понять, что делать. Я минут 5 сидел, пытаясь понять, что я сделал не так, оказалось, что, когда в русском переводе написано «добавить после», в оригинале «добавить вместе».

Трудности перевода

На самом деле я давно не видел такого откровенно халтурного перевода.

Во первых, в игре нет русской озвучки, но это небольшая проблема, потому как в оригинале все отыгрывают отлично.

Действительно проблема это сам перевод: в субтитрах часто путают местоимения «он» и «она» или множественное и единственное число некоторые слова залезают друг на друга, а есть вообще непереведенные участки. Часто слышно, что говорят одно, а переводят совсем другое, так что некоторые подсказки наоборот становятся препятствиями.

Нет, я был бы не против играть на английском, но в игре слишком уж много текста, большинство из которого несёт достаточно важную информацию как для сюжета, так и для решения задач.

Возможно на качественный перевод просто не хватило денег и поэтому решили просто воспользоваться гугл переводчиком.

Чем Operencia действительно прекрасна

В предыдущих абзацах, хоть и была критика, но для меня все проблемы игры перекрыла великолепная атмосфера.

Как я говорил привлёк меня в игру в первую очередь сеттинг и хоть он и сказочный ты все равно веришь в этот мир.

С точки зрения графики и дизайна игра выглядит просто отлично. Это касается как локаций и врагов, так и рисовки.

По мне рисовка только добавляет чувства, что читаешь сказочную книжку с картинками. Цвета локаций красочные и приятные, а некоторыми видами можно наслаждаться очень долго.

На атмосферу работает и отличный саундтрек. У каждой локации есть свой эмбиент, который добавляет особого колорита каждому уровню. Чем игрок ближе к концу игры, тем эпичнее становятся мотивы локаций, поэтому ещё больше чувствуешь прогрессию, как ты из слабого персонажа боящегося любой драки докачался до способности закончить бой за пару ходов.

Музыка очень самобытная, так как в мотивах игры используются традиционные венгерские инструменты или близкие к ним по духу.

Заглавная тема игры просто отличная.

Для погружения в игру тут есть и прекрасный саунд дизайн: сверчки, уханья сов и завывания ветра в тёмном лесу, звуки механических деталей, пар из труб и стук машин в медном царстве.

Звук и визуал, наверное, лучшее, что есть во всей игре.

Operencia это мастхэв для всех любителей олдскула и вообще хороших инди игр. Если вы никогда раньше, как и я, не играли в dungeon crawler, но при этом хотите спокойную, но в меру сложную игру, то я крайне советую ознакомится с проектом, учитывая, что она в скором времени должна появится и в стиме.

Operencia даёт во многом уникальный в наше время опыт. Да, не всегда этот опыт хорош из-за стандартных проблем присущих жанру, но это мелкие проблемы, которые если и способны подпортить впечатление, то не сильно.

Это отличная и очень душевная игра, в которой можно провести много вечеров и с удовольствием пройти.

#мнения #лонг

{ "author_name": "Александр Сапухин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 28, "likes": 42, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 69173, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 15 Sep 2019 20:23:27 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Закинул в "желаемое" Стима, спасибо за наводку.

Ответить
3

Очередной «интересный и самобытный» проект, на который старенькая Wizardry 8 смотрит как на говно.

Земля пухом ...

Ответить
0

Э... Полноразмерная ролёвка(к которой есть свои претензии) против кравла - естественно они в разных весовых категориях!

Ответить
0

Ничто не мешает сделать нормальную ролевую систему и схему перемещения и в Dungeon Crawl.

Ответить
0

Почему тогда не из NFS? Если уж придираться с мерками других жанров - так со вкусом!

Ответить
0

Разрушу ваш маня-мирок, но Dungeon Crawl - это просто подвид CRPG, а не отдельный жанр.

Ответить
2

"представитель ныне практически вымершего жанра dungeon crawler"

ну не знаю, только в этом году вышли Persona Q2, новая (6-ая в серии) Etrian Odyssey, Operencia, и вроде что-то ещё. В прошлом году Bard's tale 4 (ладно, она ещё в раннем доступе)),  Labyrinth of Refrain. 

Ответить
1

Bard's tale 4 уже даже directors cut вышел, какой ранний доступ?))) 

Ответить
1

К сожалению, даже директорс кат наполнен ошибками и хреновой оптимизацией (что бесит больше всего) 

Ответить
0

Да уж, мне ли не знать(( больше 100 часов наиграл, прежде чем баг в сюжетном квесте не заруинил мне прохождение

Ответить
0

До directors cut был как раз ранний доступ. =)

Ответить
2

 ​Я даже не знаю, что это за инструмент.

да обыкновенная лютня, ничего такого из нее там не выжали.

вы очень терпеливый человек, я от боев устал уже к концу леса, тактика стремится к нулю, да и скоростных экшен-задачек, как в legend of grimrock, не завезли. этой игре вообще сильно вредит то, что уже несколько лет назад умные люди показали, как сделать хорошо, а она этого не делает.

а так красивенько, да.

Ответить
0

Спасибо, сразу не признал лютню. Согласен, что в игре есть устаревшие элементы и они прям бесили. Я просто достаточно долго проходил игру, недели 2 - 3, хотя обычно быстро пробигаю по сюжету. Думаю поэтому мне только под конец игры наскучили бои.

Ответить
2

Неплохая игра. Прошел на Xbox сразу на выходе по Game Pass. Симпатичная графика, хорошая локализация (хотя есть один жёсткий косяк в одном рецепте), есть интересные головоломки, имеются смешные шутки. 

Ответить
1

Люто плюсую, отличная игра, настоящий hidden gem

Ответить
1

Ай си ю ноу инглиш вери вел

Ответить
0

Сэнк ю соу мач! 

Ответить
1

Жду в стиме https://store.steampowered.com/app/985950/Operencia_The_Stolen_Sun/, как появится сразу куплю и поиграю. EGS не моё...

Игра к выходу в стиме врядле станет хуже, возможно только лучше. Так что пока играю в другие игры, типа GreedFall, Green Hell и Gears 5. Как говорится есть во что поиграть.

Ответить
0

Я в EGS только благодаря распродаже купил, за свои 400 рублей игра кучу раз успела отбиться по эмоциям.

Ответить
0

Прошел на одном дыхании со всеми секретами и т.д. А вот в другие новомодные игры и на 15 минут не хватает...

Ответить
0

Я в игре три или четыре рецепта насчитал, которые невозможно сварить в русской локализации. Да и куча ошибок в названиях предметов и в описаниях когда они просто перепутаны.

Сама игра резко надоела после медного леса. Каких то замороченных секретов в игре особо и не встретил. Может пару раз смотрел гайды на ютубе, но часто оказывалось, что для секретки нужен особый предмет, который получаешь сильно позже по сюжету. В общем эта игра - Гримрок на минималках. Есть конечно персонажи, диалоги, прикольные описания в журнале, но сам геймплей довольно унылый. Не хватает духа исследования как в Гримроке, когда ты тыкал каждую стену в надежде найти секрет. Но для кого-то это может быть и плюс.

Ответить
1

Странные претензии в части головоломок:

-"Замороченных нет, но смотрел гайды" говорит само за себя;

- "для секретки нужен особый предмет" 

Ну и что в этом плохого? Проходишь игру, получаешь предмет, возвращаешься с локацию (благо, быстрое перемещение работает отлично), открываешь секрет. 

Ответить
0

Сюжетные головоломки довольно простые. А имено про пару секретов я узнал из видео прохождения. Остальные находятся довольно легко. Это не Гримрок, где половину секреток можно было легко пропустить. 

Ну и что в этом плохого?

В том, что про них либо можно легко забыть, либо можно очень долго тупить, а потом смотришь гайд, а там юзают какой то особый предмет. У меня так было в медном лесу, где летят фаэрболы в стену. Я думал может там тайминг какой то есть или ещё что. А оказалось, что нужно применить какой то посох, до которого я не дошёл. В гримроке на сколько я помню все секреты открывались "на месте".

Еще добавлю: я смотрел гайды не потому что я не мог пройти сюжетную головоломку, а уже после прохождения локаций с максимальным самостоятельным поиском секреток.

Ответить
0

Играл, мне понравилась, но отложил. 

Ответить
0

Я тоже только сейчас прошел, хотя купил еще на летней распродаже в EGS. 

Ответить
0

«Герой отправился в приключение, цель которого он еще не понимал.»

Ответить
0

Играется примерно как Grimrock в сеттинге Trine. Главное перетерпеть ужасный пролог.

Ответить
0

Да пролог действительно получился слабым, даже странно, обычно именно начало стараются делать максимально интересным.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }