Учиться — это весело: как Oxygen Not Included указала на мою необразованность

Игра, которая научила меня следить за напряжением в энергосети и напомнила, что водород легче кислорода.

Знаете эти бытовые разговоры о пользе видеоигр? Когда перечисляют тайтлы, которые не просто увлекают и позволяют расслабиться, а по-настоящему учат чему-то: серия Assassin's Creed даёт немного исторических знаний, SimCity показывает, как устроен город, а Civilization проливает свет на международные отношения. И Oxygen Not Included можно смело добавлять в этот список.

У ранних игр Klei Entertainment был незамысловатый геймплей: Eets была простой головоломкой, а Shank — стильным, но бесхитростным экшеном. В определённый момент разработчики решили пойти дальше и начали экспериментировать с системными механиками — они частично появились ещё в Mark of the Ninja, а в Don't Starve уже была целая «песочница», правила которой игрок выяснял на собственной шкуре. В итоге системный геймплей стал неотъемлемым элементом игр студии.

Oxygen Not Included — яркий пример такой игры: это комплексный симулятор выживания колонии, в котором нужно с нуля построить базу и настроить все системы жизнеобеспечения. Водоснабжение, добыча газа, распределение напряжения в электросети — всё как в реальной жизни, хоть и значительно упрощённое. Вы не достигнете успеха, пока по-настоящему не разберётесь в принципах работы каждой отдельной системы. Это одновременно главный плюс и главный минус игры.

Учиться — это весело: как Oxygen Not Included указала на мою необразованность

Системность — источник радости и постоянных проблем

Когда вы начинаете прохождение, Oxygen Not Included не даёт вам какую-то конкретную цель — по сути вы можете делать всё, что угодно. Но, к сожалению, у вас нет для этого ресурсов. Всё, что доступно в самом начале: три юнита, небольшой запас еды, маленькая комната, заполненная кислородом, и особый станок, который печатает людей. Вроде бы неплохо, но горы свернуть вряд ли получится.

Чтобы это исправить, нужно расширяться: вы осваиваете пространство, раздаёте поручения, юниты копают землю, добывают ресурсы, возводят стены и постройки. У колонии начинает заканчиваться воздух — вы строите генераторы кислорода. У людей заканчивается еда — вы строите кухню и показываете, где собирать нужные ингредиенты. Подобный менеджмент ресурсов вряд ли кого-то удивит — всё как в обычном симуляторе выживания.

Но Oxygen Not Included не заслужила бы свою популярность, если бы этим всё и ограничилось. Главная особенность игры заключается в том, что всё окружение — это одна гигантская эмергентная система.

Эмергентность — свойство системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это значит, что при воздействии на одну подсистему, отреагируют и другие.

Эмергентные системы в том или ином виде присутствуют во множестве игр. Чтобы лучше понять принцип эмергентности, вспомним несколько примеров. В Magicka можно заморозить воду, в Divinity: Original Sin, помимо этого, можно поджечь разлитое масло, а в The Legend of Zelda: Breath of the Wild можно кинуть металлический меч во врагов, чтобы он притянул молнию во время грозы. Подобные системы становятся источником незаскриптованных ситуаций и позволяют творчески подходить к решению геймплейных задач.

Во всех этих примерах задействованы природные элементы, взаимодействие которых интуитивно понятно каждому человеку. В Oxygen Not Included представлена подобная система, но она намного сложнее, потому что строится на основе физических свойств разных веществ.

Вот пример: в начале прохождения для выработки кислорода я использовал самые простые генераторы, для работы которых нужно лишь электричество и водоросли. Такие устройства помогают на ранних этапах развития базы. Благодаря этому у моей колонии долгое время вообще не было проблем с кислородом. К тому же я специально построил стены, полы и потолки так, чтобы кислород свободно распространялся по всем помещениям.

Кислородный диффузор — базовый генератор кислорода, которому нужно лишь электричество и водоросли
Кислородный диффузор — базовый генератор кислорода, которому нужно лишь электричество и водоросли

Первая проблема возникла неожиданно — у меня закончились водоросли. Я отправил несколько экспедиций к небольшим залежам ресурса, но этого явно было недостаточно. Перспектива всеобщего удушья становилась всё более реальной.

К счастью, мой учёный закончил исследование и открыл доступ к более эффективному генератору кислорода, который расщеплял воду на кислород и водород. Проблема исчезла так же стремительно, как и появилась.

Электролизер — мой спаситель. У меня было достаточно воды и энергии, чтобы вообще забыть о проблемах с нехваткой кислорода
Электролизер — мой спаситель. У меня было достаточно воды и энергии, чтобы вообще забыть о проблемах с нехваткой кислорода

У моей колонии начался беззаботный «золотой век». Я отправлял людей в далёкие уголки карты, экспериментировал с новыми источниками энергии и даже задумался о декоре. Моя колония была в безопасности и все базовые потребности в пирамиде Маслоу были удовлетворены. Я расслабился. И это было ошибкой.

Помните я говорил, что электролизер разделяет воду на кислород и водород? Помните, что я построил свою колонию так, чтобы газы без проблем перемещались между стенами? Помните, что водород — это газ, который легче кислорода?

Вот так выглядела верхняя часть колонии до внедрения электролизера. Это была кухня и столовая
Вот так выглядела верхняя часть колонии до внедрения электролизера. Это была кухня и столовая
А вот что случилось после внедрения электролизера по всей базе. Розовый газ — это водород, которым невозможно дышать. Будь ты проклят, электролизер!
А вот что случилось после внедрения электролизера по всей базе. Розовый газ — это водород, которым невозможно дышать. Будь ты проклят, электролизер!

В результате вся верхняя часть моей базы оказалась заполнена водородом. Мои люди лишились продвинутой кухни и большой столовой, в которой они собирались все вместе. Также водород занял казарму, в которой ночевала половина всех колонистов — для них шанс задохнуться во сне оказался вполне реальным.

И это лишь один пример того, как работает системность в Oxygen Not Included. Лёгкие газы поднимаются наверх, тяжелые стелятся по земле. Жидкости стекают вниз, но если у них разная плотность, то они не смешиваются друг с другом.

При этом ничего никогда не исчезает бесследно — если на базе произошла утечка природного газа, то не стоит ждать, что он просто растворится. Нет, он продолжит перетекать из одного помещения в другое, пока не осядет в укромном месте. Так же и с жидкостью — если она попала на пол, то её не получится растереть тапком и подождать, пока она высохнет. Её нужно подтереть шваброй и собрать в бутыль.

Всегда нужно помнить, что колония — это закрытая система с постоянным количеством вещества, которое просто переходит из одного состояния в другое.

Курс молодого инженера

Взаимодействие разных веществ — это лишь половина прелести эмергентного геймплея Oxygen Not Included. Другая половина связана с инструментами, благодаря которым игрок меняет окружение и выстраивает жизнь колонии. Конечно, в игре есть множество приспособлений, которых просто нет в реальности, а другие значительно упрощены. Тем не менее они позволяют смоделировать реалистичную ситуацию и на практике решить её.

Вернёмся к моему примеру про водород, который заполонил несколько важных отсеков базы. Я решил не просто справиться с проблемой, а извлечь из неё максимальную выгоду. Пока длился мой «золотой век», я успел создать схему для постройки водородного генератора — с его помощью я планировал переработать весь лишний водород в электричество. Но процесс оказался намного комплекснее, чем я думал изначально. Хотя что может быть сложного в создании генератора?

Комната, наполненная водородом. Здесь я решил построить водородный генератор
Комната, наполненная водородом. Здесь я решил построить водородный генератор
Сперва комнату нужно изолировать. Как я уже говорил, газ легко распространяется по пространству
Сперва комнату нужно изолировать. Как я уже говорил, газ легко распространяется по пространству
Размещаем генератор 
Размещаем генератор 
Проводим кабель, по которому энергия будет уходить от генератора
Проводим кабель, по которому энергия будет уходить от генератора
Итак, генератор есть, водород есть, кабель есть. Почему ничего не работает?
Итак, генератор есть, водород есть, кабель есть. Почему ничего не работает?
Потому что сам генератор не втягивает в себя газ. Для этого нужен отдельный насос. Строим его
Потому что сам генератор не втягивает в себя газ. Для этого нужен отдельный насос. Строим его
Подключаем трубу и кабель электроэнергии, от которого насос будет питаться
Подключаем трубу и кабель электроэнергии, от которого насос будет питаться
Наконец-то всё работает! И знаете, что происходит дальше? Генератор постепенно выходит из строя, потому что вместе с водородом он получает от насоса и все остальные газы
Наконец-то всё работает! И знаете, что происходит дальше? Генератор постепенно выходит из строя, потому что вместе с водородом он получает от насоса и все остальные газы
Теперь нужно придумать, как отделить водород. Для этого строим фильтр, подключаем трубы, ставим выходной клапан для всех ненужных газов. Вроде бы всё на месте
Теперь нужно придумать, как отделить водород. Для этого строим фильтр, подключаем трубы, ставим выходной клапан для всех ненужных газов. Вроде бы всё на месте

Теперь всё работает? Да. Но только до первой нештатной ситуации. Почему? Потому что я запитал насос и фильтр на электросеть, которая питается от этого водородного генератора. Это значит, что при отключении генератора отключится и насос, а если насос не будет работать, то не включится и генератор. Получается такой цикл бездействия, в котором оба компонента системы зависят друг от друга — пока не работает один, не работает и другой.

На самом деле решение достаточно простое — нужно поставить батарею, которая всегда сможет давать энергию для насоса и фильтра.

Итак, сложно ли создать водородный генератор? Нет. Сложно ли заставить всё это работать? Да. Игра ничему не обучает, поэтому для решения каждой задачи нужно включать логику и экспериментировать. Oxygen Not Included вынуждает пробовать разные варианты и анализировать связи между элементами системы, чтобы понять общий принцип работы. В этом и заключается основная польза игры.

Конечно, многие эти вещи очевидны, и большинство людей приблизительно понимают, как устроены подобные системы. Но на своём примере я выяснил, что такие «приблизительные» знания малополезны — когда доходит до решения практических задач, этой теории оказывается недостаточно. Приходится по кусочкам собирать разрозненные знания и почти с нуля формировать в голове взаимосвязи отдельных элементов. Хотя я и школу без проблем закончил, и на научного журналиста выучился.

Обратная сторона медали

Тот факт, что Oxygen Not Included не объясняет, как в неё играть — это одновременно главное достоинство и главный недостаток. Например, сейчас я провёл в ней 25 часов: построил огромную базу, нашёл утерянные артефакты, изучил большую часть древа технологий, но мои юниты всё ещё продолжают есть «грязь во фритюре».

А всё из-за того, что я не могу организовать огород — то там удобрений не хватает, то температура слишком высокая. Предыдущий план по доставке холодного газа по теплоизолированным трубам провалился, поэтому мне придётся искать иное решение. Про разведение животных для получения пропитания и говорить нечего — я не представляю, что делать с крабушками, а игра не стремится мне в этом помочь.

Крабушек
Крабушек

Такое положение дел сильно демотивирует. Каждый глобальный эксперимент приводит к растрате ресурсов и появлению дисбаланса в базовых системах жизни колонии. В результате каждая ошибка приводит к длительному процессу восстановления, а это воспринимается как пустая трата времени. Хотя даже в таком положении моя колония продолжает жить и медленно развиваться. Если бы каждая небольшая ошибка приводила к смерти и перезапуску (как было в Don't Starve), то фрустрация была бы намного сильнее.

Сейчас моя эпопея с водородом продолжается. Я перевёл всю свою энергосистему на водородные генераторы, из-за чего запасы водорода начали стремительно угасать. Впереди меня ждёт очередной энергетический кризис, из которого, возможно, моя колония не выберется. Надеюсь, что когда-нибудь я полностью сбалансирую свою систему, чтобы она просто работала и самостоятельно поддерживала свою жизнь. Но пока до этого ещё далеко.

Тем не менее Oxygen Not Included продолжает подкидывать мне новые откровения. Например, что не стоит питать всю базу от единой электросети, потому что в определённый момент провода начнут разрушаться, и это приведёт к общему сбою. Если всё пойдёт хорошо, то я наконец разберусь, для чего нужны трансформаторы, и как именно они используются в электросетях.

Учиться — это весело: как Oxygen Not Included указала на мою необразованность

Oxygen Not Included отлично подходит для того, чтобы на практике показывать устройство различных систем, которые напрямую влияют на нашу реальную жизнь. Такой наглядный пример помогает осознать значение каждого отдельного элемента.

Теперь я мечтаю о подобном симуляторе выживания, но только не про колонию, а про человеческое тело. Мне нужен наглядный пример того, что будет происходить со мной, если я продолжу засиживаться за Oxygen Not Included до утра.

55 показов
20K20K открытий
33 репоста
105 комментариев

Я уже 7-ой раз начинаю заново в неё играть, удаляя сохранения предыдущей колонии, с ложным ощущением "ну вот я сейчас то всё сделаю как надо!"

Делаю "как надо", продвигаюсь дальше, и опять натыкаюсь на то, что мешает мне сделать идеально. Наиграл 20 часов за 3 дня, и для меня это чертовски много! Игра невероятно аддиктивная, но очень расслабляет.

Ответить

Одна из главных ошибок это большое количество клонов. Чем больше клонов - тем больше надо любых других ресурсов для обеспечения их жизнедеятельности. При хорошей автоматизации хватает 8-10 клонов для всего. Правда, я люблю, когда у меня целый муравейник туда-сюда бегает и всё равно рано или поздно начинаю плодить клонов. Но к тому времени у меня уже нет проблем с ресурсами, обычно.

Ответить

Мне игра не надоела после 240 часов игры.
А с новым DLC стало ещё прикольнее 👍🏼

Ответить

Каждый раз так бросал на стадии "теперь у меня есть еда и энергия что же дальше". И каждый раз начиная глобальный проект рушится все что было стабильно. Прям как в жизни.

Ответить

7? Я раз 200 уже этим занимался.

Ответить

Думаю автора ждет еще немало интереснейших открытий. Таких как эпидемия, голод, массовое пищевое отравление, тотальная нехватка воды и моя любимая тепловая смерть колонии.
Небольшой совет - лизерки надо использовать аккуратно. Они создают целую кучу проблем, многие из которых всплывают далеко не сразу. В идеале балансировать количество лизерок и количество дюпов (если правильно помню по 3 дюпа на лизерку).
И еще - обращай внимание на свойства материалов из которых крафтишь и газов в которых это все находится. Например теплопроводность и теплоемкость. Водород полезен далеко не только для производства энергии. 

Ответить

Неправильно. Дубликант потребляет 100 гр. кислорода в секунду. Если нет улучшенного/ухудшенного потребления кислорода. Электролизер при непрерывной работе выделяет 888 гр. кислорода и 12 гр. водорода в секунду. На самом деле с электролизерами, при достатке воды, проблема только в том, чтобы охладить кислород. Он ведь выходит 75 градусов, емнип. Причем независимо от температуры воды, но вот гнать на перегонку крутой кипяток с гейзеров напрямую не стоит - перегреется рано или поздно. А вот сделать грамотную и не ломающуюся систему охлаждения весьма непросто для новичка.

Ответить