Игры
Єгор Неживий

Найден предшественник Доты, Valley of Dissent. Жанр MOBA, или утраченная история — часть 4

Только началась первая «эпоха» в истории MOBA, как сразу за ней началась вторая, гораздо более значимая — эра Варкрафта. Многие думают, что первым и чуть ли не единственным серьёзным шагом в ней стала DotA; но, отнюдь, была карта, которая опередила и вдохновила сей легендарный проект.

Если вы не читали прошлые выпуски, то вам не обязательно знакомиться с ними всеми; и всё же, я рекомендую прочитать хотя-бы первую часть, дабы понимать что я считаю MOBA и почему называю данный жанр LPG.

Так вот, карта, о которой сегодня пойдёт речь — Valley of Dissent. Читая более новые ретроспективы по жанру, это название упоминается чаще — однако ни видео, ни даже скриншоты, ни тем более ссылки на скачивание до недавнего времени не предоставлялись. Максимум, что я смог найти в подобных статьях — изображение самой карты, непонятно каким образом полученное:

Взято со статьи на pikabu, 2017-й год. Следите за датами.

И таких авторов сложно в чём-то винить — а я бы их даже похвалил, ведь они копнули не только в совершенно малоизведанную тему, но и архиважную для истории MOBA. Хотя о Valley of Dissent было известно мало, всё же крупицы информации выцепить удавалось:

1. Авторами VoD были Karukef и Mosef.

2. Именно в VoD впервые появились новые, неваркрафтовские герои, со своими способностями.

3. В VoD было 3 линии и 5 точек, которые нужно было захватывать. Карта была PvP.

И… В общем-то всё! Такое малое количество информации могло бы говорить о том, что данное творение не возымело большой успех, и, как Future Cop: LAPD, было инновационным, но не повлияло на жанр напрямую. Однако же, нет! Многие мапмейкеры указывали VoD как своё вдохновение; многие игроки на форумах до сих пор вспоминают про данную карту, и возносят её даже выше чем Доту; а самое главное: один из разработчиков данной карты, Karukef, какое-то время поддерживал контакты с сообществом, да и у меня на него есть какой-никакой выход через Softmints’а — однако даже он сам, его творец, потерял своё детище.

И данная история не могла меня не заинтересовать ещё тогда, когда я активно играл в различные LPG. Я долгое время искал VoD, перерывал различные архивные сайты, однако всё, как вы можете догадаться, без толку. Но нашёлся тот безумец, который оказался упорнее меня: его имя Девид Деннели — тот самый, которого вы можете помнить по 2-й и 3-й части ретроспективы. Он, уже в 2019-м году, посвятил статью Aeon of Strife, мифам вокруг неё и интервью с разработчиком карты. В конце, он немного рассказал про Valley of Dissent и оригинальную Доту, после чего приложил самые ранние версии этой самой Доты, и, что интересует нас сейчас, карту VoD версии 1.1. Её можно скачать по данной ссылке.

Скачать-то вроде-бы можно, но вот запустить… Про версии после выхода The Frozen Throne можете забыть — на них карта попросту не запустится. Я предполагаю, что она будет работать в диапазоне версий 1.00-1.06 — собственно, версии оригинального Reign of Chaos. Однако, ввиду того, что я так и не смог найти обновления для RoC 1.00, VoD я запускал именно на ней. Забегая наперёд — предоставленные Девидом версии Доты крашатся при попытке запустить их на 1.00, так что если у вас есть 1.01-1.06 для Warcraft Version Switcher’а, или же вы знаете другой способ обновиться до данных патчей — пишите мне.

Следует также оговориться: хотя Softmints по моей просьбе уже давно отправил данную карту Karukef’у и спросил про её подлинность, ответа мы так и не получили. Тем не менее, я, за исключением одного момента, не имею сомнений, что это тот самый VoD — уж слишком он подходит под описания, которые у нас имеются; и карта, что представлена на скриншоте в самом начале, совпадает с той, что достал Девид Деннели.

Первый геймплей VoD на Ютубе. В этот раз, пришлось записывать самому.

Нас встречает катсцена — да не простая, а озвученная, раскрывающая простенький лор и правила игры! Это уже взрывает мозг: напомню — карта 2002-го года выпуска, дополнительные звуковые файлы крайне сильно раздувают вес, и из-за него не все смогли бы банально её скачать. Это, пожалуй, единственное, что вызвало у меня и у Softmints’а вопросы о подлинности данной VoD.

Игрокам что с одной, что с другой стороны предоставлены на выбор 8 персонажей: Headsmasher, Armored Axeman, Sorceress, Nurse, Druid, Trickster Demon, Laban и Evil Ninja. Часть их скиллов рандомно берётся из Варкрафта и даётся случайной модельке, а ещё часть — создаётся с нуля.

Карта состоит из трёх горизонтальных линий. На базе находятся моментальные телепорты на каждую из них, что увеличивает динамику игры (правда, телепорт назад занимает пару секунд). На линиях расположены «обелиски» — те самые точки, которые нужно захватывать; на миде их три, а на топе и боте — по одному. Это существенно выделяет VoD на фоне будущих представителей жанра, ведь на линиях выстраивается динамика постоянного перехвата преимущества — что-то подобное, к слову, было во Future Cop: LAPD.

Кроме этого, ничего необычного: крипы, бегущие по линиям; тавера на конце линий (особенные разве что тем, что умеют станить атакующих юнитов); и база, которую нужно уничтожить, чтобы победить. Между линиями — лишь хайграунды; карта крайне узкая.

А вот набор предметов выглядит крайне подозрительно: некоторые продавцы стоят совершенно без айтемов, и в игре как раз нет физического и магического оружия. По видимому, магазин у них отказывается подгружаться, и причины может быть две: либо некорректная работа самой карты, либо слишком старая версия WC3. Как бы то ни было, открыть карту в редакторе не представляется возможным. Возможно, и вместо пустых ячеек в таверне с героями скрываются неподгрузившиеся персонажи — но маловероятно.

Из того, что я смог увидеть в списке предметов:

Пожалуй, это всё, что я смогу рассказать про данную карту. К сожалению, собрать компанию для тестирования данной карты в более-менее реальной обстановке мне не удалось, но я всё же рад, что смог задокументировать основные аспекты столь мифической Valley of Dissent.

Но постойте — это ещё не всё! В 2006-м году, Karukef снизошёл на форум wc3c.net (оный уже закрыт), и рассказал о своих планах! Среди прочего, в его посте упоминалось то, что первые варкрафтовские кланы, посвящённые кастомкам, начали создавать именно по Valley of Dissent; что Eul — создатель оригинальной Доты — называл своим вдохновением творение Karukef’а (при чём последний писал это абсолютно без негатива и даже с уважением, так что его словам я скорее верю); и что VoD появился даже до первых треугольных карт (о которых чуть позже). Однако главное, про что там шла речь — Karukef, видя плачевное состояние тогдашней DotA Allstars, планировал создавать Valley of Dissent 2.

Говорю сразу: я не видел оригинал данного поста — я опираюсь на страницу в китайскй вики. Однако у меня нет сомнений, что он действительно существовал — не только потому что имеется хоть и битая, но ссылка, но и так как я сумел откопать скриншот из того самого VoD2:

Знаю, качество ужасно, но на безрыбье, как говорится...

То, что изображено на картинке выше — система «божеств»: игрок выбирает одного из шести, и они дают герою дополнительные абилки. Подозрительно похоже на саммонер спелы из Лиги Легенд, не правда ли? Только вот до закрытой беты ЛоЛа ещё два года…

Но это далеко не все дизайнерские особенности современных LPG, которые Karukef предвидел! Давайте пройдёмся по ним:

• «Кристалы» вместо скилл поинтов, разная цена абилок — идентично системе прокачки из Prime World.

• Дополнительные шесть слотов для поушенов — на этом основан геймплей Chaos Online.

• Точки вне линий, которые нужно захватывать ради плюшек — Dawngate.

• Боссы, которые усиляют крипов — опять же, LoL.

• Система слотов а-ля Диабло — Deadbreed.

• Стак орб-эффектов — Dota 2.

Звучит невероятно — практически неправдоподобно, хотя более поздние проекты на Варике и не такого достигали. Так что же случилось с этим проектом? Что ж, если верить той же статье, откуда я раздобыл скриншот выше — карту делали полгода, ничего играбельного не вышло, и разработку свернули. Не удивительно — кроме непомерных амбиций команды Karukef’а, обратите внимание, что большая часть упомянутых выше игр в итоге закрылась.

Пора подводить итоги. После нескольких лет поисков, каковы впечатления автора ретроспективы от Valley of Dissent? Если откидывать начальную эйфорию, вызванную находкой — то я вижу, почему эта карта была революционной. Тем не менее, я не согласен с самим создателем карты, когда он говорит, что его творение 2002-го года превосходит DotA Allstars за 2006-й по функционалу и напряжённости — в Доте тогда уже как минимум рецепты появились… VoD — это был первый, но крайне уверенный шаг в новую эпоху MOBA-жанра, и если кто-то хочет заморочиться и организовать первый за, наверное, десяток лет матч по данной карте — пишите, вдруг наберётся достаточно народу.

Ну а на этом заканчивается четвёртая часть ретроспективы. И вы бы могли предположить, что на очереди — Дота; однако на нашем пути остаётся одна карта, породившая собой целый саб-жанр…

{ "author_name": "Єгор Неживий", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": 28, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 705408, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Apr 2021 11:46:23 +0300", "is_special": false }
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Отличный Данила

12

Это не она под названием "Три коридора" циркулировала по компьютерным салонам до расцвета Доты?

Ответить
1

не смог найти по названию valley of dissent зато нашел по названию 3 коридора - а то удивился чет странно что нет карты хотя 3к карт собрано и собирал кастомки и карты разные с варика 3 еще с бородатых годов - а тут еще и сиквел ее 2 написано повезло повезло)

Ответить

Отличный Данила

nibulezigule
1

В этом то и проблема ОПа, насколько я понял, он ищет именно оригинал.

Ответить
2

Вот да, я не смог нормально назвать статью (то есть чтобы дать понять, что я именно нашёл и запустил оригинальную карту), и не учёл, что в ру сообществе она известна совершенно под другим названием, а многим - уже по переделкам.

Отсюда и "зумеры открыли варкрафт")

Ответить
5

Помню еще в какой-то AOS играл в детстве, это было до доты. Там карта в виде треугольника была.

Ответить
3

Вполне возможно, что именно в ту, которую я наметил на следующую часть)

Ответить
1

О, а я все ждал когда про нее будет пост. Мне она больше доты понравилась, хоть я и играл в нее один раз с другом в пве.

Ответить
0

Еще была карта Aliens versus Predator в виде треугольника, где модельки вроде взяли из игры AVP Extinction.

Ответить
–9

Зумеры открыли Варкрафт

Ответить
7

Если у вас есть ссылка на какие-то другие версии именно этой карты - прошу поделиться, вместо того чтобы выставлять претензии человеку за то, что он не сумел чего-то застать в виду возраста.

Ответить
2

Не знаю, есть ли смысл вообще пытаться определить, откуда все началось и где проходит грань, разделяющая жанры. Ключевой набор механик аос и доты не настолько велик или замысловат, чтобы другие картоделы не могли породить что-то подобное разной степени похожести. Много карт и жанров ходило вокруг да около одних и тех же принципов, но с разной расстановкой акцентов. И играли в них, соответственно, примерно те же игроки. Поэтому, на мой взгляд, ситуация тут выглядит не так, что одна карта/жанр наследовала/развивала идеи другой, а скорее одни и те же идеи витали в воздухе и крутились в среде кастомок, просто разные авторы по-разному их перенимали друг у друга и компилировали в разные геймплейные формулы, тем самым вырабатывая свои жанры и ответвления.
Мочилово героями с развитием в зависимости от результатов замеса (кто убил, тот получил деньги-опыт, закупился и стал сильнее) до аос были в различных аренах, таких как Gladiators. От аос это отличается отсутствием автоматически спаунящихся крипов и малой картой-ареной, но геймплейный луп фактически очень похожий, в связи с чем играли в эти жанры примерно те же игроки.
Битва "базами", с какой-то нетривиальной картой, автоспауном крипов и смещением акцента с рубилова героями на снос базы - встречайте, Footman Frenzy. От аос это отличается все еще достаточно малой и примитивной картой (никакого фундамента для тактической игры) и тем, что крипами нужно управлять самому. Но тут уже появляется стратегическая составляющая, контроль и денай крипов (прокачка тоже определяется тем, как хорошо ты убиваешь юнитов/героев врага и не даешь врагу делать то же самое). Разумеется, это тоже не аос, но многие схожие ключевые элементы прослеживаются.
Если из формулы аос, с ее автоспауном крипов, убрать героев и сконцентрироваться на пассивном, стратегическом управлении базой (через апгрейды юнитов), получим Castle Fight - карту, в отличие от предыдущих, более молодую, чем аосы, но все еще капец какую древнюю. Да, это тоже заметно отличается от аос, но все еще переиспользуются похожие идеи.

Ответить
2

Моя задача - не определить что из чего исходит (хотя если автор указывает вдохновение, или перед нами очевидный клон, я про это скажу).

Я выполняю роль эдакого историка, поставившего себе цель ещё сильнее углубиться в тему, развенчать мифы и показать историю жанра в деталях.

А грань, разделяющая карты, понятное дело, что у каждого своя - свою я описал в первой части.

Ответить
1

Кэндиворс
/тред

Ответить
0

Будет.
Но это, если мне не изменяет память, аж 2005-й год

Ответить
0

Соврал, 2004-й

Ответить
0

Король

Ответить
–1

Чем больше я читаю ваши новости, тем больше убеждаюсь, что вы не понимаете,о чем пишете. Печально

Ответить
0

Но я не пишу новости...

Ответить
0

Ок, статьи

Ответить

Комментарии

null