Игры
Даниил Кортез

Три копа, один сюжет: насколько нелинейна Disco Elysium Статьи редакции

В честь релиза The Final Cut рассказываем, как сильно меняют историю игры решения и их последствия.

В конце марта 2021-го состоялся релиз The Final Cut — обновлённой версии нашумевшей ролевой игры Disco Elysium. В неё добавили полную озвучку, новые анимации, саундтрек и задания. В этой версии я завершил игру уже в третий раз, причём каждое прохождение я выбирал особенный архетип персонажа, в корне отличающийся от предыдущего.

Дело в том, что по ходу сюжета Disco Elysium главный герой, страдающий пост-травматической амнезией милиционер разорённого города Ревашоля, волен выбирать многое: политические убеждения, отношения с персонажами, взгляды на алкоголь и наркотики, мнение касательно меньшинств и истории, удачные и не очень заметки по расследованию и даже собственное имя — от реального можно отказаться и отзываться на выдуманное. Ну, или думать, что ненастоящее имя реальное, ведь личность несчастного милиционера с амнезией — это отдельная загадка.

В итоге за три прохождения у меня получились три персонажа: сдержанный хороший парень, верующий в паранормальщину (и взаимодействующий с ней), абсолютный безумец-расист-наркоман и интеллектуал-риторик с крайне странной фиксацией на коммунизме. Итог эксперимента получился интересным: хоть основная история толком не меняется, в деталях каждое прохождение совершенно другое.

В этой статье нет критических спойлеров на случай, если вы всё ещё планируете поиграть в Disco Elysium, однако совсем мелкие эпизоды мы затронем. Их знание не должно испортить вам впечатление. Даже не скажем, как зовут главного героя, чтобы ваш игровой опыт не стал менее полным.

Пара слов о The Final Cut

Прежде чем перейти к описанию прохождений, стоит немного остановиться на обновлённой версии. Сейчас The Final Cut — лучший способ познакомиться с Disco Elysium. Все диалоги полностью озвучены — даже те, что запрятаны глубже всего. Студия ZA\UM практически идеально подобрала актёров на роли. За все 24 личности героя отвечает один диктор с очень колоритным и глубоким голосом. Говорящий галстук орёт, как безумец.

Дельцы со всех стран света радуют акцентами — французским, ямайским, африканским и даже русским (ведь Ревашоль — город многонациональный). Хотя у некоторых героев остались старые голоса — например, у напарника Кима Кицураги. Актёр просто дозаписал недостающие реплики.

В среде фанатов бытует мнение, что некоторые персонажи стали хуже: например, у Куно исчез предельно истеричный тон, опасно близкий к откровенному переигрыванию. Лично я считаю, что это к лучшему: даже учитывая специфику персонажа ребёнка-наркомана, звучал он слишком по-клоунски. К тому же его озвучка была записана в крайне плохом качестве. Новый Куно мне ближе, но я понимаю, почему старый кому-то может нравиться больше.

Нового контента немного — анимации и несколько заданий, связанных с вашими политическими взглядами. Так как я играл в The Final Cut только при последнем прохождении, я смог увидеть лишь одну ветку — коммунистическую. Все остальные нельзя посмотреть, если вы не приверженец соответствующей идеологии.

В The Final Cut добавили быстрое перемещение. Оно работает только в ключевых локациях — на площади перед «Танцами в тряпье», в деревне рыбаков и во дворике заброшенной церкви

К сожалению, вместе с новым контентом The Final Cut привнесла в игру множество багов. Блоки всплывающего текста убегают за край экрана. Исчезает взаимодействие с персонажами после сохранения. После выполнения задания в церкви ломается зум камеры. Иногда исчезают персонажи и предметы. Пропадает озвучка и путается перевод. Ни один баг не сломал мне игру или прохождение, но продолжать с ними было крайне неприятно.

Благо патчи выпускают регулярно — весь месяц с момента выхода бесплатного обновления. Однако на момент написания текста баги никуда не исчезли. Итог: играть можно, но можно и подождать ещё неделю-другую — в ближайшее время все проблемы должны исправить.

Первое прохождение: паранормальный коп

Поведение: хороший, сочувствующий парень

Политические взгляды: колеблется между центристом и ультралибералом

Отношение к вредным привычкам: слегка пьёт и курит

Стиль: диско-коп, который постоянно извиняется

При первом прохождении ещё в 2019 году я по обыкновению старался делать хорошего и в меру умелого героя: выбирать правильные с моей точки зрения пути решения проблем, стараться ни с кем не ссориться, искать компромиссы. Никакого радикализма — если дело, конечно, не касается какой-то паранормальщины.

За счёт развитой характеристики «Внутренняя Империя» (Inland Empire) я был очень чувствителен ко всему необычному, что происходит вокруг, и умел говорить с собственным галстуком, который постоянно пытался толкать меня на разного рода авантюры. Как итог, прохождение вышло эдаким фанфиком по «Твин Пикс»: добродушный детектив с высокой эмпатией к окружающим пытается разобраться с убийством, совершённым в городе со странными людьми, где вдобавок происходит необъяснимый мистический бред.

О первом прохождении сказать можно лишь то, что и так сказано в релизных обзорах игры: феноменальная детективная история с бесконечно живыми и глубокими персонажами. Отличная, многоуровневая загадка, где всё — не то, чем кажется.

Сюжет можно критиковать только за одну вещь: самому догадаться, что же на самом деле случилось и кто на самом деле убийца, невозможно. Поскольку важные для разгадки детали умалчиваются, нарушается правило хорошего детектива, где читатель может быстрее героя разгадать главную тайну. Хотя сюжет в целом это не портит.

За первое прохождение я смог вдоволь насладиться всем безумием города Ревашоля — например, смертью от слишком яркого света или неудобного стула, проклятьем плохой торговли, говорящими трупами и предметами, а также пространственными аномалиями. В конце игры я смог буквально прикоснуться к потустороннему — но это уже спойлеры.

Я плохо спел в караоке, выпендривался своим «диско-стилем» перед каждым встречным (молодёжь не оценила), на задержание преступника отправился с включённым на полную громкость магнитофоном — не лучшее, но крайне эффектное тактическое решение. Мои ошибки и нехватка тех или иных навыков привели к тому, что пришлось стыдливо просить помощи с расследованием у местного профсоюза социалистов. В общем, всю дорогу во мне сражались два волка — коп-суперзвезда и жалкий милиционер, на которого без слёз не взглянешь.

Интересно то, что мой подход «быть добрым ко всему» местами вышел мне боком: один из важных участников расследования не выжил, а другой — сбежал. Я просто пытался быть с ними человеком, а не машиной правосудия. Итог — в одном месте я перегнул палку, а в другом недожал. Благо хотя бы второй случай привёл меня к позитивному исходу, хотя начальство от такого поворота было не в восторге.

Приключение было то ещё, пускай за пределами моего понимания осталось очень многое: не всё удалось посмотреть за первое прохождение, да и сложный английский тогда сильно замедлял процесс — перевода на релизе ещё не было.

Итог: дело раскрыто, мы с напарником одна команда, важная фотография сделана, коммунизм не воскрес.

Второе прохождение: «малкавианское» безумие

Поведение: злобный урод, расист и безумец

Политические взгляды: фашизм, взяточничество, анархия

Отношение к вредным привычкам: бесконтрольно курит, пьёт, употребляет все виды наркотиков на глазах у детей и прохожих

Стиль: злобный коп Апокалипсиса, который бьёт вообще всё

Второй заход выпал на патч с русской локализацией. Историю я уже знал, персонажей и сюжетные повороты — тоже. Значит, пришло время заняться тем, чем занимаются почти все игроки на втором прохождении — сходить с ума и ломать игру. Все очки прокачки теперь вложены в физическую силу и моторику, интеллект и эмоции — на самый минимум, они для слабаков. Тактика игры следующая: выбирать все самые плохие, ужасные и безумные варианты.

Первый детектив робко выходил из своего разрушенного номера и, извиняясь за прошлое, пытался держать мину копа-суперзвезды, попутно помогая каждой встречной бабушке. Всё ради того, чтобы загладить вину за деяния своего прошлого, кошмарного себя.

Нового копа я целенаправленно сделал этим самым кошмаром. Прямо с порога я домогался до женщины и с матным ором лупил в дверь её номера. Вместо знакомства с напарником я отправился слизывать со стола разлитый ром и воровать вещи у спящего рабочего. К слову, у первого персонажа такой возможности даже не было: низкий навык Моторики не позволял ловко подрезать личные вещи докера.

Знакомство с напарником Кимом Кицураги не задалось с самого начала: я не хотел заводить друзей (скорее хотел застрелиться или что-нибудь поджечь), да и отношение к расе Кицураги было не самым лучшим — он ведь потомок не коренных горожан с другого материка. Если ты не белый и не местный — ты детективу не товарищ.

Что интересно, такие радикальные и откровенно неправильные взгляды всё же находили отклик среди некоторых жителей района: расистов в городе хватает (одному удалось дать в лицо ногой с разворота), и даже такая неприятная черта персонажа при правильном применении может помочь в расследовании. Пускай Ким от этого совсем не в восторге.

Так как сюжет я уже знал, я начал обращать внимание на мелкие детали в диалогах: оказалось, что разгадать дело хотя бы частично всё же можно. Тут и там есть хоть и неочевидные, но подсказки, подводящие к реальному выводу, который многим при первом прохождении показался невероятным. Так что теперь очевидный минус сюжета Disco Elysium — невозможность разгадать главную загадку — кажется как минимум спорным. Полностью раскрыть дело самому без помощи игры всё же, наверное, нельзя, но догадаться о подвохе при должной внимательности всё же можно.

К тому же я заметил ещё одну интересную деталь: если присмотреться и выбрать нужные характеристики, то можно заметить, что игра раскрывает исход многих сюжетных веток буквально в первые минуты. То, что при первом прохождении казалось случайным бредом или неважной белибердой, оказалось настоящим спойлером прямо в лоб. Просто без контекста этого не понять.

Большую часть прохождения я даже не занимался расследованием. Вместо этого я ходил голым по городу (на это, кстати, игра отреагировала), орал на прохожих, бил почтовые ящики и объяснял напарнику, что тот — недочеловек и тупой очкарик.

В какой-то момент у героя так поехала крыша, что он попытался раздеться до трусов перед женщиной (это было очень важно для расследования!) и чуть не начал мастурбировать на валяющийся на дороге порножурнал. Прямо так, посреди улицы. Благо тут уже меня остановили сами разработчики с формулировкой в духе «не, это даже для тебя перебор».

Безумное прохождение очень интересно тем, что оно показывает, как разработчики ведут с игроком диалог через геймдизайн. Ни одно ваше решение не запрещается — кроме, пожалуй, упомянутого в предыдущем абзаце. Хотите быть уродом, расистом, мудаком и злодеем? Пожалуйста, миллион возможностей. Никто даже не напишет, что это «неправильный» или «плохой» вариант.

Однако своё осуждение разработчики прячут в мелких деталях: эмоциях персонажей, последствиях для героя. Никто не запретит игроку совершить жуткий и аморальный поступок, однако такое поведение либо нанесёт урон ментальному здоровью персонажа (всё же быть настолько ужасным уродом тяжеловато), либо повлечёт за собой соответствующую реакцию окружающих. Например, вашего напарника, которому приходится терпеть наркомана-флагелланта всё расследование.

Осуждение лейтенанта Кицураги, пусть и передано оно через обычный текст, ощущается куда тяжелее, чем самые драматичные катсцены какой-нибудь RPG с бюджетом побольше: вас будто отчитывает родной отец. В Disco Elysium удивительной силы слог: местами обычные слова могут буквально довести до слёз своей эмоциональностью и глубиной. Сцена, где мой герой своими расистскими взглядами таки довёл Кима до ссоры и выхода из расследования, вырвала из меня душу. На секунду даже захотелось бросить это ужасное прохождение, чтобы помириться с Кимом — он не заслужил такого отношения со стороны полоумного алкоголика-наркомана.

Само расследование пошло по очевидному сценарию: я саботировал каждый его этап. Неправильные данные в отчёте, дебильные выводы (убийцей были чайки, которые везде тут летают!), постоянное употребление наркотиков, сотрудничество с криминалом и взятки. В один момент у меня сорвался диалог с очевидцем, потому что я с порога наорал на него и сказал, что это он — убийца. Если в первом прохождении у меня с ним состоялся долгий разговор о деталях произошедшего, то в безумном заходе он вышвырнул меня за дверь.

Дошло до того, что я помог подросткам открыть наркопритон — естественно, за огромную долю в свой кошелёк. Это, как и всё происходящее, сопровождалось распитием алкоголя, употреблением веществ и сумасшедшими речами о том, что миру скоро настанет конец. В общем, картина маслом: мужчина за 50 в одних трусах горками занюхивает наркоту и твердит всем, что он — вестник Апокалипсиса. Из позитивного можно отметить лишь то, что я узнал много нового о Киме за счёт физических навыков — например, про его страсть к машинам и крайне необычные вкусы в музыке.

Конец всего этого действа кажется очевидным: дело завалено, друзья отвернулись, общественность порицает, а сам герой окончательно опускается на социальное дно и, возможно, умирает. Но нет: всё это сбывается лишь частично.

На безумном прохождении открылась неприятная правда: как бы плохи вы ни были, но дело вы закроете. Завалить его в принципе невозможно. Да, я не угадал практически ни одной правильной детали, и в финале убийство одного человека привело к десяткам жертв — досталось даже Киму, который потерял всякую надежду вернуть детективу человеческий облик.

При этом убийцу я всё равно нашёл. Игра привела меня к разгадке буквально со следующей формулировкой: «да, ты всё завалил, но историю закончить надо, так что лови подсказку». Примерно так мне заявила одна из 24 личностей в голове, начав ключевой этап расследования. К этому добавился эпилог: безумного расиста-националиста-наркомана-коррупционера, который практически завалил дело и нанёс кучу ущерба участку и окружающим, всё же простили. Причина — «ну, он тоже человек».

Я ожидал всё же «плохой» концовки, так как мой второй персонаж даже не планировал искать хоть какое-то искупление. Возможно, я всё же был недостаточно плох — я ведь смог кое-что сделать и угадать. Но всё же, подозреваю, плохие варианты — это смерть до конца расследования. Если вы завершите всю историю висельника, для детектива всё в любом случае закончится хорошо.

Итог: дело с горем пополам раскрыто, напарник при смерти и ненавидит меня, все взятки взяты, все подозреваемые объявлены убийцами, все двери разбиты, все наркотики употреблены. Зато вместо Кима я ненадолго получил лучшего напарника в игре и, пожалуй, самый весёлый эпилог из всех прохождений. Смотреть, как участок гражданской милиции реагирует на результаты моего недельного безумства в Ревашоле, — просто бесценно.

Коммунизм всё ещё не воскрес.

Третье прохождение: интеллектуальный коммунист

Поведение: напыщенный интеллектуал, мастер риторики, кладезь знаний

Политические взгляды: радикальный коммунизм

Отношение к вредным привычкам: немного курит, бросил пить, не трогает наркотики

Стиль: арт-коп, детектив-профи

Третье прохождение прошло под эгидой прокачки навыков интеллекта — это Риторика, Энциклопедия, Визуальный анализ, Драма и прочие. Мой герой — полностью собравшийся с силами профессионал, который решил после случившегося с ним бросить пить, забыть все несчастья прошлого и раскусить это убийство. Ким Кицураги — вновь его лучший друг.

Единственные враги детектива — буржуазия, ведь по какой-то причине у гения риторики нездоровая зацикленность на коммунизме. Землю крестьянам, свободу рабочим, вкусный пломбир детям! Герой даже всерьёз задумывается о том, что он — Краз Мазов, главный лидер социалистической революции в Ревашоле, который по официальной версии застрелился у себя в штабе. Естественно, напарник моих взглядов не разделяет и не верит в то, что я — Мазов (даже несмотря на то, что у нас обоих пышные бакенбарды). Ну и пусть не верит, подстилка капиталистов!

Казалось бы, на третье прохождение сюрпризов можно не ждать. Мало какие игры могут показать что-то новое даже при втором заходе, чего уж говорить о ещё одной попытке. Но Disco Elysium сумел удивить: очередное прохождение вновь получилось совершенно другим.

Трезвый и полностью собранный коп всю игру держал ситуацию под контролем. В участке его не обсмеяли: удалось наврать о том, что у него не амнезия. Лидер профсоюза социалистов Эврар, к которому я на этот раз пошёл в самую последнюю очередь, впервые за три прохождения вообще не смог меня одолеть в риторической дуэли. На проклятый стул я не садился, угрозам не поддавался, взяток не брал и весь диалог держался молодцом. Смотреть на то, как великий и ужасный Эврар запинается при каждой попытке сделать меня своей сучкой — бесценно. Пускай поработать с ним всё же пришлось — важный сюжетный козырь у толстяка никто не отбирал.

Навыки Интеллекта вообще оказались чуть ли не самыми полезными в игре: они вместе с перком арт-копа (прибавка к опыту за каждую успешную проверку Концептуализации, которая проверяется вообще везде) и учёного-зазнайки (прибавка к опыту за каждую проверку Энциклопедии) позволили мне превратить детектива в машину успешных бросков. К концу игры шанс на успех любого броска, не связанного с парой характеристик Физиологии и Моторики, колебался в районе 80-97%. Я давил оппонентов аргументами, знаниями и талантом разводить драму на пустом месте — если этого требовал случай, конечно. Невыносимый сноб, но невероятно талантливый коп.

Но не стоит забывать о главной слабости детектива — коммунизме. Размышления о революции привели к тому, что я решил в одиночку возродить всё политическое движение и по запаху (да, именно) нашёл скрытую ячейку коммунаров в Ревашоле — это новый контент обновления The Final Cut. Проведя небольшое расследование, я узнал место встречи и тайный пароль и в нужный срок прибыл на явку коммунистов. Пускай Краз Мазов и все его последователи погибли в огне революции, у нас ещё есть шансы!

Тайная ячейка коммунистов, впрочем, оказалась именно тем, чего от неё и стоило ждать: два студента лет двадцати ведут тайный книжный клуб, где читают только книги про теории Мазова и суть коммунизма, а ещё критику других политических строев.

Оказывается, что всё современное направление коммунизма строится на чистом убеждении. Вера в то, что этот строй — эффективная и успешная идеология, способна вызвать сверхъестественные явления и даже суперспособности: улучшение урожаев, телекинез, трансценденция и прочие весёлые штуки, больше свойственные каким-нибудь комиксам. Естественно, это не доказано и звучит как бред. Но это крайне иронично: коммунизм строится на вере, хотя сам же выступает против религиозного фанатизма.

Естественно, тайный клуб коммунистов не приносит миру никакой пользы: два малолетних сноба просто сидят, обсуждают друг с другом книги на одну конкретную тему, пишут бесполезные и откровенно халтурные политические рецензии и рассуждают о том, какие все вокруг неправильные либералы. Мне удаётся вступить в этот клуб, потому как профессионализм подростков ломается о банальное знание их главной книги и хорошо подвешенный язык. К сожалению, и в этот раз заново отстроить коммунизм не удалось — даже несмотря на веру и желание.

В остальном получилось эталонное «идеальное прохождение». Удалось найти все улики и детали, преуспеть в каждом побочном квесте и вывести на чистую воду всех обманщиков. Не умер никто из тех, кто не должен был умереть, а в участке мне простили вообще всё благодаря феноменальным успехам. Также удалось узнать много нового о побочных персонажах, и ещё немного — о самом Киме: о его предпочтениях в женщинах, любви к аэростатам и танцевальных умениях. Прекрасный напарник.

Итог: дело раскрыто, виновные наказаны, все проблемы решены по мере сил, но коммунизм так и не воскрес.

По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape, Fallout и Vampire: The Masquerade — Bloodlines, — это история линейная. Что бы вы ни сделали, основной сюжет останется прежним: коп с амнезией займётся делом о повешенном на заднем дворе человеке и непременно его раскроет, если не погибнет в процессе.

Однако Disco Elysium, как и вышеописанные игры, принято считать нелинейной, разнообразной — такой, где ваш выбор влияет на происходящее. Это действительно так. Основная история всегда остаётся неизменной, но вот в плане деталей игра студии ZA\UM утирает нос практически всем представителям жанра. Огромное количество переменных, будь то ваши политические взгляды или тараканы в голове, способны увести повествование в совершенно другую сторону.

К сожалению, навыки геймдизайнеров и технологии пока не позволяют сделать полностью нелинейную историю. Единственной такой игрой можно назвать разве что Age of Decadence — да и там за нелинейность пришлось заплатить качеством графики, удобством боевой системы и продолжительностью многих сюжетных веток. А вот если принять то, что в любой RPG основной сюжет всё же линейный, и всё разнообразие кроется в элементах вокруг него, то можно смело сказать, что в жанре Disco Elysium нет равных.

В ней удивительный простор для отыгрыша, масса вариантов действий и последствий принятых вами решений. Решений, которые до финальных титров помнят и персонажи, и игра — вплоть до выбора определённого стиля одежды и каких-то мимолётных действий, о которых вы сразу забыли.

Но главное достоинство Disco Elysium — прекрасный текст от команды профессиональных писателей, которого не хватает многим ролевым играм. Разработчики в крупных студиях тратят огромные ресурсы на драматическую постановку катсцен и дорогих актёров, тогда как ZA\UM для столь же мощного воздействия понадобились лишь буквы.

Disco Elysium ясно даёт понять, что революция в жанре RPG настанет не с выходом The Elder Scrolls VI или The Witcher IV, а с новым взглядом на подачу текста и отыгрыш внутри самой игры. Остаётся лишь надеяться, что Disco Elysium побудит разработчиков из более крупных студий выйти за пределы устоявшихся рамок, и что на фоне их проектов игра ZA/UM из революции превратится в обыденность.

А пока — пытаемся возродить коммунизм и словить хотя бы одного фазмида. Они существуют, честно!

{ "author_name": "Даниил Кортез", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long","discoelysium"], "comments": 255, "likes": 516, "favorites": 620, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 710917, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 23 Apr 2021 17:18:36 +0300", "is_special": false }
0
255 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
88

насколько нелинейна

Кортез

Хм... как VtMB?

Ответить

Прежний файл

Vlad
85

Он лжец и популист 
По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape

в духе Planescape

Он толком не играл в Planescape! 

Ответить
24

Не обижай его. Он потом опять всех будет крыть в твиттере нехорошими словами.

Ответить

Прежний файл

Хитрый
5

Как будто я против. Пусть делает, что хочет, ему за 20

Ответить
20

Если не играл толком, т.к. игра не понравилась, то почему нельзя её приводить как пример шикарной игры? Ей богу, ты уже на пустом месте душить начал.

Ответить
4

Он за 15 часов уловил "дух" Планескейпа? 15 часов - немногим ушёл от пролога. 

Ответить
14

Gaming journalism in a nutshell

Ответить

Прежний файл

NikiStu…
1

Он даже не рерайтер, он не пишет новости

Ответить
–1

Да новости скоро нейросетки будут писать. ) 

Ответить
6

СТОП СТОП СТОП. 
Но ведь вы (обобщая «вы», подразумеваю борцов с игрожурским заговором и чамоданами) во время истерии с TLOU 2 утверждали, что нескольких часов игры (или даже её летсплея) вполне достаточно, чтобы дать ей адекватную оценку.
Пардон конечно, но... ЭТАДРУГОЕ ?

Ups: А, простите, не увидел от кого комментарий. Там видимо какая-то личная драма любви-ненависти, не может же человек быть настолько помешанным на Кортезе. 

Ответить
4

Сравнивать Элизиум и планетскейп с игрулькой, сюжет которой больше походит на пасту с двача, это конечно мдааа

Ответить
1

Ясно. Этадругое, нельзя сравнивать.

Ответить
0

Ироничное замечание умаляет суть сказанного?

Ответить
0

Суть сказанного - полная чушь.

И Плейнскейп с Элизиумом, и ТЛОУ, и даже Баттфилд с Колдой относятся к одному виду развлекательного контента - видеоиграм. С какой это пьяной лавочки для адекватной оценки по принципу «нравится-не нравится» (именно об этом писал Кортез в случае с Плейнскейп) не хватит и 15 часов, а для других достаточно получасового летсплея (или просто слитого сценария) ?
Если брать синглплеерные проекты, конечно.

Ответить
1

Предлагаю тебе разбирать "Колобка" и "Войну и Мир" одинаково, за одно и то же количество времени

Ответить
1

относятся к одному виду развлекательного контента - видеоиграм.

Ты ведь понимаешь, что ерунду сказал? Аналогию с книгами уже привели. Ещё нужна аналогия, которая сломает твою теорию?

Ответить
0

Unironically yes

Ответить
2

Прошёл полностью. 

Не обобщайте. Не говорите за всех критиков. )

Прошёл всю игру. И считаю, что геймплей и сюжет там настолько отдельно друг от друга отстоят, что критиковать сюжет можно, даже просто посмотрев кат-сцены. Геймплей не оказывает на него никакого влияния и местами даже противоречит этому самому сюжету. 

А ведь геймплейно-то игра отличная. Спецы там трудились прекрасные. Претензии к игре в основном сценарные, и дело даже не в повестке. ) 

Вот когда приходишь, пройдя игру, с аргументами и т.д., всё равно народ не устраивает. Не нужна критика TLOU Part II. Нужна похвальба. )

Ответить

Незнакомый чувак

Judge
0

Поясните мем, Кортез это теперь синоним профнепригодности в рамках игрожура?

Ответить
0

Блядь, а ходить туда-сюда по одной улице и выслушивать все эти предельно унылые политические диалоги - ну прямо ЗБС геймплей... Да и сюжетно Planescape во много раз лучше.  

Ответить
8

Провел в игре 15 часов? ряяя, ты не прочувствовал всю игру, как ты вообще можешь о ней говорить? Сначала выбей платину, а только потом упоминай её и её качества, и что что ты мог спросить у своих знакомых журналистов о вариативности плейнскейпа? Это ведь другое. Ты лжец и популист

Ответить
4

Planescape был шикарен для своей эпохи, когда любая квестовая новелка поедалась с огромным аппетитом, так как технологии были недостаточно развиты и народ играл во всё.
Сейчас люди всё больше привыкают к играм более технически навороченным, к играм с более качественным глубоким многогранным игровым процессом, от этого и вагон всех этих разных ремейков, чтобы старое перенести на новый фундамент и сделать играбельным для современного восприятия.
И трясти этими старыми дырявыми тряпками из прошлого возводя в абсолютную парадигму как-то крайне не уместно. Когда бараны наконец поймут что сейчас эпоха другая, другие скорости и масштабы 

Ответить
–1

Это был наивный, полудетский фанфик на основные философские темы, технически ВЕСЬМА продвинутый и визуально эпатажно-китчевый.
Музыка правда, как будто дискотека нулевых играет рядом с филармонией, криндж конечно. Что ж до диско - калоша в которую напихали больше шуток про писюны чем смысла, учит детей как путать гоп-ментов райцентрового назначения, .

Ответить
6

Может ли мне кто-то объяснить, чем так ужасен геймплей Плейнскейпа-то? Каждый говорит об этом, но никто внятно объяснить не может. Бои — стандартное партийное DnD-рубилово, причем упрощенное в угоду сюжетной ориентированности игры, чтобы у игрока дискомфорта не было, а играть за мага так и вообще одно удовольствие, ибо спеллы нарисованы просто шикарно. 

Ответить
6

Кто-то из игрожура середины нулевых его ужасным назвал, а остальные просто повторяют экспертное мнение.
По сравнению с BG, Planescape был очень простой и удобный, но вот BG почему-то в кривости обвинять не принято.

Ответить
0

мне интересно, что эти люди думают про тот же Нью-Вегас, где (при всем гигантском ролевом богатстве и офигенных квестах) кор-геймплей - чудовищно кривые беседкины пострелушки. Которые не пробегаются опционально, как в П:Т, кстати.

Ответить
0

«ужасен» — громко сказано, но в целом если твоей игре особо не нужна боёвка, наполнять её клонированными скучными драками — сомнительный подход к дизайну. а треш-мобов, драки с которыми скорее занудны, там много.

плюс, несмотря на техническую возможность выбирать классы и варианты прокачки, игра за мага всё- таки существенно интереснее, чем за вора или воина. там тупо больше сюжета. то есть нарративный геймплей (извините за выражение) несбалансированный.

(люблю игру настолько, что после нескольких прохождений сидела и просто читала выгруженные из неё тексты, если что.)

Ответить
7

Вот бы увидеть обзор Плейнскейпа от Кортеза

Ответить
5

хватит буллить ребенка

Ответить
0

Дед опять булит

Ответить
0

сколько лет кортезу?

Ответить
5

Увы. Мой плейнскейп все же - Disco Elysium! Ревашольские вперед

Ответить

Комментарий удален

0

Кортез, это какой-то... позор.

Ответить
0

А что не так? Держит марку игрового журналиста как бе

Ответить
7

Но VtMB линейна...

Ответить
10

Ну, там есть несколько концовок за разные фракции (чем это хуже какого-нибудь Вегаса?) и выборы в допквестах. Так то все рпг по сути линейны и ограничены в лучшем случае несколькими разными линиями как в Tyranny, но даже там основные локации которые нужно посетить одинаковы.

Ответить
–1

Так там концовки на уровне светофора в МЕ 3 по большому счёту. Называть это нелинейностью как-то странно.

Ответить
8

Да он даже сюда приплел VtMB

Ответить
5

Ясно. Я лишь вывод хотел почитать, сам ещё не играл. А Кортезу верить о нелинейности и о похожести на VtMB больше не буду.

Ответить
1

Как Киберпанк!

Ответить
89

Лично я считаю, что это к лучшему: даже учитывая специфику персонажа ребёнка-наркомана, звучал он слишком по-клоунски.

Ответить

Прежний файл

53

Кортез

Нелинейность

Опять! Блять! Пойду напьюсь 

Ответить
14

Не надо.

А хотя... Может шитпосты в блог будут поэкзотичней 

Ответить
8

Человек может построить тысячу мостов, но при этом один раз обосраться, и тогда в памяти потомков он останется не как великий архитектор, а как обосравшийся

Ответить
12

Архитекторов мостов и так никто не помнит независимо от того срались они или нет

Ответить
0

Борис Патон: u wot m8te?

Ответить

Прежний файл

Winterfire
–2

Он тут обосрался в самом последнем абзаце так, что обесценил всё что писал

Ответить

Прежний файл

Прежний
4

И утону в виски с пивом

Ответить
0

виски с пивом

Што?

Ответить

Прежний файл

^^(О_о…
–2

По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape

Мне потребуется ОЧЕНЬ много алкоголя, чтобы не удавить себя

Ответить
20

Господи, чего ты так порвался. В нескольких ветках эту картинку кидаешь.

Ответить

Прежний файл

Егор
0

Потому что я ненавижу популистских лжецов, которые помимо масок ничего не имеют

Ответить
36

Доеб уровня "любишь рпг? назови их все!", параллели можно проводить и не проходя игру до конца. Человек проебался один раз, а к нему доебываются уже который месяц. Не зря он всех вас в чс кинул 

Ответить

Прежний

Егор
9

Никто его не заставляет ещё с обзора киберпанка рассказывать про свою любовь к старым ролёвкам

Ответить
0

Что ты тогда делаешь в интернете и, в частности, на дтф?

Ответить
44

Ну тут хотя бы есть нелинейность в духе Маскарада

Ответить
42

Рано или поздно, тыкая пальцем в небо, Кортез должен был таки попасть в нужную игру с "Нелинейностью как в VtMB"™.

Ответить
3

В ВТМБ 2, когда он выйдет

Ответить
17

Я надеюсь он никогда не выйдет.

Ответить
6

Я тоже...

Ответить

Прежний файл

29

По итогу более чем ста проведённых в игре часов и трёх полноценных прохождений можно сказать следующее: Disco Elysium, как и другие RPG вплоть до золотой классики в духе Planescape

Напоминаю о том что кортез не может знать, что было в Planescape, так как он его не осилил о чём он писал в твиттере

Ответить
14

Как можно осилить Диско Элизиум, но не осилить Плейнскейп? 🤔

Ответить
17

У меня такая же история. Вполне)

Ответить
12

Легко. Постарел он не очень хорошо

Ответить
3

Может быть он и постарел, но убери боевку - и это тот же Disco Elysium в другой цветовой палитре и дизайне. Нажимать на реплики в диалогах это никак не мешает

Ответить
9

По такой логике если убрать из плейнскейпа всё лишнее то мы получим бесконечное лето

Ответить
1

убери боевку, убери озвучку, выкинь половину контента если ты не в интеллект/мудрость, закрой глаза на хреново смотревшуюся даже 20 лет назад графику и будет одинаковая игра.

Ну а че, и там и там на диалоги нажимать надо.

Ответить

Прежний файл

Aeterna
4

Спроси у этого модера со stopgame, но он тебе не ответит

Ответить
2

В ЧС занесёт?

Ответить

Прежний файл

Aeterna
12

Да, а потом поревёт в твиттере 

Ответить
5

Так ты ж токсик тот ещё :) Правильно сделал.

Ответить
0

сеттинг и сюжет не вывозят [...] эти чудовищные бои

Лол, ещё один не выдержал испытания Кёрстом, видимо.

Ответить
0

Так это ж конец игры, да и там не слишком сложно.

Ответить
1

В планскейп безбожно устаревший геймплей. Бои очень посредственные.

Сюжет один из лучших, но не отменяет корявых боёв. Особенно я горел в Кёрсте, где я пытался какую-то бабенку спасти от местных мудаковатых стражников и там был очень длинный бой.

Вряд ли я бы сейчас захотел перепроходить эту игру, несмотря на классный сценарий.

Ответить
4

Доебываться до боевки в плейнскейпе то же самое сейчас, что и требовать от диско элизиума её наличия, и тем более скипать прекраснейшую игру с кучей контента из-за того, что тебе тяжело кликать, помечая врагов как цели, просто глупо. Если в каком-нибудь дивинити это может быть еще кор-аспектом геймплея, то здесь он такой же рудимент, как для визуальной новеллы какие-нибудь гонки. Никто не мешает тебе выставить изи сложность и тупо пробегать мимо всяких бандитов

Ответить
2

Я прохожу все игры на самом сложном из доступных уровней для первого прохождения. Если боёвка не главное - адаптируйте это как-то под сложность/уберите сложность и сделайте бои казуальными/любой другой вариант. Оправдывать неудачные решения тем, что "игра не об этом" - это такое. Раньше по-другому не умели, я не спорю, но это как бы и сказано в контексте того, что игра устарела.

Ответить
8

Так ты доебываешься до аспекта, который в игре второстепенный, и следующей же репликой говоришь, что она из-за этого устарела. Ты откинь его и взгляни на игру в целом, а не предвзято только потому, что тебе не понравилась отдельная его часть. Судить всю игру по одной ее стороне и ТЕМ БОЛЕЕ дропать - ну, bruh. Это как сейчас пойти и заминусить ведьмака или KCD, потому что тебе не понравились, как сделаны скачки, ибо ты ожидал супер средневековых гонок на конях с кастомизацией в латной броне.

сделайте бои казуальными

Я тебе и говорю, выставляешь легкий уровень сложности и пробегаешь мимо врагов.

Ответить
0

Так ты доебываешься до аспекта, который в игре второстепенный

Это не миссия с гонками из мафии, это аспект, который есть всю игру. Я его не могу назвать незначительным.

и следующей же репликой говоришь, что она из-за этого устарела

Ты так говоришь будто я сказал, что боевка в игре неважна, НО она от этого устарела. Первый тезис ты сказал, а не я.

Ты откинь его и взгляни на игру в целом, а не предвзято только потому, что тебе не понравилась отдельная его часть.

А еще могу откинуть то, что в режиме стелса всё пати становится невидимым и может пробегать перед носом противников. Я много чего могу откинуть, но зачем? Звучит как фанбойство какое-то, игнорить косяки и дрочить только на сюжет.

Это как сейчас пойти и заминусить ведьмака или KCD, потому что тебе не понравились, как сделаны скачки, ибо ты ожидал супер средневековых гонок на конях с кастомизацией в латной броне.

Хер с пальцем :) Кор аспект РПГ тех времен с сайд-активностью в ведьмаке.

Я тебе и говорю, выставляешь легкий уровень сложности и пробегаешь мимо врагов.

Кайф, а остальные уровни сложности зачем? Почему я должен слушать рандома с интернета какой уровень сложности игры мне ставить, тем более что он один, а не вагон ползунков под разные аспекты?

Ответить
1

кор-аспект в игре, которую можно пройти практически без боёв вообще, да-да. Это как в фар край 3 кор-аспект - полеты на дельтаплане.

Ответить
0

А можно не пройти :)

Можно отыгрывать ублюдочное воплощение Безымянного, убивая, грабя и обманывая NPC, но в интернете знатоки будут рассказывать, что это неправильный способ играть в игры.

Вы не смотрите что вам разрабы дают, вы меня слушайте, я расскажу как вам играть в игру, чего не делать и что делать.

Ответить
5

Я прохожу все игры на самом сложном из доступных уровней для первого прохождения.
сам себе в ногу выстрелил и хвалишься пулевым ранением

Ответить
–1

Ну да, надо играть как говорят рандомы с интернета, всегда забываю.

Ответить
5

уровни сложности для того и существуют, что-бы настроить под себя.
ты жрешь кактус, на здоровье.

Ответить
3

Почему выбирать максимальную сложность = жрать кактус? Если игра не вызывает челленджа, а только неприятный опыт игрока на высокой сложности из-за репитативных и кривых механик, то это проблема игрока, а не разработчиков?

Ответить
5

у тебя есть влияние на игровой опыт, ты мог сгладить слабый угол игры и наслаждаться сильными сторонами, но ты жрал кактус и бубнел, збс.
продолжай в том же духе.

Ответить
3

То есть я должен:
- откуда-то узнать, как мне качаться, потому что прокачка боевых навыков подразумевает больше мусорных боёв и возможность не пройти чеки по красноречию, тем самым проебав "гениальную" часть игры. Так в идеальные РПГ и играют.
- желательно юзать поменьше скиллов за магов, потому что скиллы на современных компах крашат или тормозят игру (возможно, пофиксили в обновленной версии в стим, играл раньше). Доёб неактуальный на релизе игры и больше про плохую совместимость, но мы ж в ветке топим за то, что игра не устарела и "это всё условности".
- должен вместо разработчиков "сглаживать углы", зная где нормальная сложность, а где нет.

Интересный гейминг получается, обязательно возьму на вооружение такой подход.

Ответить
1

нет, нужно везде вслепую тыкать макс сложность.
потом жопа в огне но виноват весь мир, твоя жопа твои проблемы.

Ответить
1

Та понял я, понял, можешь не распинаться. Игрок всегда подстроится под разрабов, если не тупой, особенно ради гениальных игр по мнению знающих людей.

Правда, ничего не сказано про другие проблемы, кроме сложности, но, видимо, условности охуенной игры, как обычно и бывает у  ф̶а̶н̶б̶о̶е̶в̶ знающих людей.

В общем, не игравшие почитают ветку обсуждений и сами сделают выводы. Мне кажется, доводы любителей планетки сами за себя говорят.

Ответить
0

если что никогда не играл в эту игру, просто стало смешно от твоих принципов

Ответить
0

Проще тогда уж игрофильм какой-нибудь посмотреть. Нет, давайте будем 40 часов заниматься убогими боями ради текста, да просто документы из файлов игры вытащи и читай на здоровье

Ответить
0

там можно вообще не заниматься никакими боями, ни убогими, ни офигенными, никакими, в крайнем случае, если уж хочется всех поубивать, с этим отлично справляются Мортэ и Даккон. К Керсту уж тем более, хотя я, конечно, не знаю, как ты Безымянного развивал, может, ты в вора пошёл качаться, кек.

Ответить
0

Увы, я был вором. Воином мне не хотелось, маги вызывали краши и лаги.

Ответить
2

понятно, тогда печально. Главная недоработка П:Т - игра по-настоящему раскрывается при игре за мага, остальные классы идут довеском.

Ответить
0

Я пытался поиграть в Planescape Torment, но визуально игра на любителя.

Ответить
4

По мне красива. Этакий сюрреализм мне симпатичен. 

Ответить
3

Не без этого, конечно. Но через какое-то время привыкаешь, и узкие пыльные улочки Сигила начинают даже нравиться. 

Ответить
0

Обожаю и диско и планы, но в планах порой шиза прохождение дико стопорит, если не лезть в гайды. Я за три прохождения так и не понял эту шизоидную последовательность попадания из кузницы к рейвел.

Ответить
0

Вот зачем люди пишут в твиттере? ) Ну не знаешь ты чего-то, но хочется сравнить, скрывай это, скрывай своё незнание, невежество и т.д. ))

Ответить

Прежний файл

NikiStudio
18
Ответить
26

Какой ужас. ) 

Ответить

Прежний файл

NikiStu…
11

А теперь осознай, что этот человек, когда-то был модером на stopgame.
Шутки про модеров Reddit объявляются открытыми 

Ответить
10

Людей развращают две вещи: деньги и власть. 

Читай: статус

Увы, требуется очень много воспитания, силы воли и понимания этических норм, чтобы этому противостоять. 

С другой стороны, без наглости и постоянного высирания в твиттер, наверное, не стать популярным. Мы вот собираем жалкую пыль просмотров, а писать рефлексию и каждый чих в своих соцсетках мне лично неинтересно, как и другим это читать, я думаю.

Ответить

Прежний файл

NikiStu…
0

С другой стороны, без наглости и постоянного высирания в твиттер, наверное, не стать популярным. Мы вот собираем жалкую пыль просмотров, а писать рефлексию и каждый чих в своих соцсетках мне лично неинтересно, как и другим это читать, я думаю.

Забей на это. Про его пост про капитана блада забыли через 1 день(как я и ожидал). Собрал он 2000 и что? Не на что это не повлияло, все забыли

Ответить
0

А что за пост?

Ответить

Прежний

NikiStu…
6
Ответить
5

Этот, который собрал 32 тысячи просмотров и более тысячи лайков, как бы сильно Хасаги не мечтал думать иначе со своей одержимостью Кортезом. :)

Ответить
2

Ясно. 

Видел пост от юзера про эту игру, именно он её добыл, общаясь с кем-то из разработчиков, так что это не заслуга лично Кортеза в любом случае. Но статья явно интересная, ознакомлюсь, на Блада у меня свои планы. И возможно, они никогда не будут реализованы. А возможно, будут :-)

Ответить
1

Кстати, на Стопгейм отвратительная модерация, поэтому мы там не публикуемся. Вообще сложно успевать публиковаться на нескольких площадках. Мы так и не принесли последний наш перевод на XYZ Media, и мне за это стыдно, так как администрация там нас хотя бы репостит в соцсети. 

Ответить
0

А че он сделал то?

Ответить
2

Эм, а в чём тут невежество или незнание?
В плейнскейп действительно в 2021-м году неудобно играть, он является преградой для изучения истории. Нисколько не удивительно, что это спустя 15 часов может кому-то наскучить.

Ответить
3

Еще раз повторю свою позицию.

Игрового журналиста такая фигня как неудобно играть волновать не должно. Он игры не ради удовольствия проходит, а для работы, чтобы знать и разбираться. Это я простой геймер, я могу делать, что хочу.

А иначе зачем мне слушать мнение чувака, который разбирается не больше меня? Сейчас еще мне будут объяснять, что хорошая игра, а что нет люди, которые знают не больше меня. ) 

Ответить
2

кортез не может знать, что было в Planescape, так как он его не осилил

Абсолютно никакой связи. Или прохождения других людей нельзя смотреть теперь?

Ответить
36

В этой статье нет критических спойлеров

Пишет, чем заканчивается коммунистическая ветка

Ну, блядь, спасибо. Главному герою, кстати, за 40, а не за 50. Об этом можно узнать из соответствующей мысли. 

Ответить
5

Об этом можно узнать из соответствующей мысли.

Думаешь он играл?)

Ответить
16

Похоже, что как-то очень избирательно, если учесть, что мысль Date of Birth Generator пропустить почти невозможно, и там аж дважды говорится про 44 года.

Ответить
1

Хмс, ну, например, мне было все-равно сколько ему, есть много других полезных мыслей

Ответить
25

Кортез и нелинейность)

Ответить
0

Ты же ушел с ДТФ

Ответить
4

Да вернулся я. Вернулся я. Правда уже успел бан получить)

Ответить
0

За что?

Ответить

Комментарий удален

Городской Женя

Амрул
4

Все правильно сказал.

Ответить
5

Похоже да

Ответить
8

Да мне бан влепили за то, что Dmsol не хорошо назвал. Правда @Шериф зачем-то этот коммент удалил, хотя я никого не оскорблял

Ответить
6

Так это не дтф получается из людей токсиков делает, а жизнь вне!

Ответить
0

Наверно. Но за собой я стал замечать, что стал излишне раздражительным

Ответить

Комментарий удален

–23

 с крайне странной фиксацией на коммунизме

Ничего удивительного. Нелинейность в диско элизиум би лайк:

Ответить
39

Чел, ты ведь даже не играл в элизиум.

Ответить
26

Его триггерит слово 'коммунизм'

Ответить
0

Это ж корвин. Он вообще в игры не играет.

Ответить

Комментарий удален

19

Реиграбельность в игре кайф. Прошёл 8 раз и в первые несколько заходов, даже не знал что можно найти пулю и потом её использовать как доказательство. И только в последнем заходе узнал про то что Эврат хотел чтобы Гарри сливал всю информацию Джойс, тем самым нагнетая обстановку и что если попросить кого-то снять тело с дерева, то этим заниматься будет Measurehead (традиционалисткий квест с ним супер неловкий). Пока только не видел что будет если сдать в полицию ребят из палатки.

Ответить
14

восемь раз! :О

Ответить
1

Да это самая моя любимая игра. Я ни в одной игре, за всю свою жизнь, не собрал все ачивки, а в этой собрал

Ответить
13

8 раз?
Молодой человек, сколько у вас свободного времени...

Ответить