{"id":2287,"title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0432\u044b\u0441\u0430\u0434\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0432 \u0431\u0430\u0442\u043b \u0440\u043e\u044f\u043b\u0435: \u0432 \u043b\u0430\u0433\u0435\u0440\u044c \u0442\u043e\u043a\u0441\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438\u043b\u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0435?","url":"\/redirect?component=advertising&id=2287&url=https:\/\/dtf.ru\/special\/touchdown&hash=d10f26a06eb8bb0eb88333fadb0644c9ab4c7417c0f38cd2b0233ce845b8f716","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Сергей К.

Return to Castle Wolfenstein: история одного из самых легендарных шутеров нулевых

Часть I. Разработка и релиз

На дворе лето 1999 года. Не так давно прогремел Half-Life, миру ещё предстояло увидеть Quake III Arena, а сумрачные гении из Gray Matter Interactive представили свету Kingpin: Life of Crime.

Gray Matter Interactive на тот момент представляла из себя сборище дилетантов в послужном списке которых значился небольшой аддон к Quake II и трешовый Redneck Rampage. Кто бы мог подумать, что возрождать былую славу «крестного отца всех шутеров» придется именно им.

К Redneck Rampage также было выпущено несколько дополнений.

Return to Castle Wolfenstein был задуман как эдакая перезагрузка серии с небольшой оглядкой на своего предшественника с приставкой 3D в названии. Что интересно, вышедшие впоследствии Wolfenstein (2009) от Raven Software и Wolfenstein: The New Order от Machine Games презентовали себя схожим образом, всячески избегая цифр в названии.

Изначально RTCW был куда более близок к своему предку.

Разработка игры началась практически параллельно с релизом Quake III: Arena. Движок ID Tech 3, использованный в «кваке» оказался как нельзя кстати. Опыт работы над Kingpin:Life of Crime, слепленном на движке Quake II позволил Gray Matter оперативно переключиться на новый инструментарий и переписать новый движок под свои нужды.

Конечно, амбиции разработчиков были ограничены сроками релиза. Это привело к целому вагону вырезанного контента. Среди прочего, в игре планировалась своя собственная «высадка в Нормандии». По сюжету Блацкович начинал своё приключение не в камере-одиночке, а среди своих многочисленных соратников, штурмующих прибрежные укрепления нацистов. И это до релиза Medal Of Honor: Allied Assault!

Подробный разбор вырезанного контента. Да да, на превью японский ниндзя.

Релиз Return to Castle Wolfenstein в ноябре 2001 года очевидно не произвёл той революции, которой ждали от потомка Wolfenstein 3D. Мало кто брал в учёт, что и разработкой занимались люди калибром поменьше, чем легендарные Кармак и Ромеро. Многие до сих пор ошибочно приписывают авторство этой игры ID Software.Кроме того, пресса и игроки неизбежно сравнивали игру с не так давно вышедшим Half-Life. И сравнения были явно не пользу «Вольфа».

Тем не менее, Return to Castle Wolfenstein принес не самой процветающей тогда Activision значительную прибыль и в целом был тепло принят сообществом. А неожиданно выстреливший мультиплеер, разработанный Nerve Software, вполне мог претендовать на лавры киберспортивной дисциплины.

Легендарная mp_beach, основанная на вырезанной сингловой миссии

Часть II. Грандиозные планы Activision

С релизом перезагруженного «вольфа» Activision почувствовала запах денег.

Буквально сразу в производство было запущено самостоятельное дополнение к игре — Wolfenstein: Enemy Territory с кооперативной кампанией, системой управления напарниками на манер Rainbow Six и расширенным мультиплеером. Разработка была поручена британским студиям Mad Doc Software (сейчас Rockstar New England), отвечавшим за одиночную кампанию и Splash Damage, которые разрабатывали сетевую часть.

Блацкович и Ко. Все расовые и гендерные квоты соблюдены.

Параллельно на конвейер были поставлены консольные порты Return to Castle Wolfenstein, на которые были назначены аж три студии: Raster Productions (Playstation 2), Nerve Software (Xbox) и Threewave Studios (эксклюзивный набор уровней для консольных версий).

Очевидно, Activision делала большую ставку на Wolfenstein, нанимая такое количество студий на разработку дополнений и портов. Однако, внезапно для самих Activision у них появился новый актив в виде Call of Duty.

Часть III. Убийца Medal of Honor и Wolfenstein

2003 год. Разработка одиночной кампании Wolfenstein: Enemy Territory затягивается. Заявленная система напарников работает из рук вон плохо и требует значительного времени на доработку.

Activision, понимая что дальнейшая задержка релиза приведет к тому, что им придется конкурировать со своим же новым тайтлом в лице Call of Duty, назначенным к релизу на осень 2003 года, в феврале окончательно отменяет одиночную кампанию нового «Вольфа» и уже в мае бесплатно выпускает мультиплеерную часть Enemy Territory за авторством Splash Damage.

Enemy Territory предложил «прокаченную» версию мультиплеера RTCW

Самих же авторов «Возвращения» привлекают на новый, куда более успешный конвейер в лице Call of Duty. Так, до слияния с Treyarch, Gray Matter успели поработать над дополнением Call of Duty: United Offensive и консольным Call of Duty 2: Big Red One.

Уже на тот момент, в глазах издателя, Wolfenstein,как франшиза, потерял свою ликвидность. Wolfenstein 2009 года за авторством Raven Software был выпущен скорее по инерции и на фоне того же Call of Duty 4: Modern Warfare смотрелся уж совсем жалко в плане продаж. Впоследствии права на серию были проданы Zenimax, а Activision полностью сконцентрировалась на том, что приносит прибыль. Возможно, в какой-то из параллельных вселенных Wolfenstein стал безжалостной машиной по выкачиванию денег, а Call of Duty была продана за бесценок той же Zenimax.

Одно из последних напоминаний о том, что Raven Software когда то делали игры

Часть IV. Наследие

Return to Castle Wolfenstein на удивление продолжает жить и по сей день. Мультиплеер, конечно, уже не собирает былого числа игроков, но на Twitch регулярно проводятся стримы вечерних турниров в формате 6 на 6, что даже несколько умиляет.

Фанаты Enemy Territory продолжают развивать проект ETLegacy, нацеленный на реставрацию игры при сохранении максимальной совместимости с оригинальным клиентом. Кто то даже пытается реанимировать потерянную одиночную кампанию.

Одиночный Return to Castle Wolfenstein продолжает жить за счет модификаций и кастомных карт выпускаемых сообществом и по сей день.
Из наиболее заметных стоит выделить модификацию-ремастер RealRTCW, за авторством наших соотечественников. Мод умудрился выйти в Steam и собрать в Мастерской адаптированные версии знаменитых пиратских аддонов вроде Сталинграда, Врат Времени и Проекта 51, которые тоже являются своего рода наследием игры и её сообщества.

Лунная соната на удивление в тему

К сожалению, каких-либо движений со стороны правообладателей по реанимации «Возвращения» замечено не было. Wolfenstein 2009 года успешно удален из всех цифровых магазинов, а новые части окончательно укатились в эпоху альтернативной истории. Мне, как фанату того самого, оккультного «Вольфа» немного обидно. Но кто знает, может игра по Индиане Джонсу от Machine Games станет своего рода эхом Return to Castle Wolfenstein?

{ "author_name": "Сергей К.", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 93, "likes": 174, "favorites": 192, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 726698, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 08 May 2021 20:45:18 +0300", "is_special": false }
0
93 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
59

Почему недооцененный?  Очень клевый шутер

Ответить
2

Никто и не говорит что он не клевый. В "недооценённый" как раз и вкладывается смысл того, что игра отличная, но не оценена по достоинству в полной мере.

Ответить

Благополучный диод

Сергей
29

Почему ? Она довольно часто всплывает в списках лучших шутеров нулевых.

Ответить
2

Хорошо, отчасти соглашусь. Поменял заголовок. На самом деле в СНГ игра действительно стала народной. Но глобально, как мне кажется, слишком оттенена сравнениями с HL1 на релизе.

Ответить
3

Не ну может ситуация с игровыми компами в начале 2000-х оставила свой след, когда знакомились с играми с опозданием года так на 3, но вот RTCW ниразу не средняя игра. Исполнена на хорошем уровне. Да не привносит ничего нового гемплейно и графически. Но сделана и играется на голову выше Вульфа 2009, даже сейчас. Хорошая игра своего времени, как тот же Резик 8 сейчас. Не шедевр на все времена по лекалам которого дальше будут делать игры, но и не проходной среднячок.

Ответить
10

RtCW регулярно попадает в списки лучших шутеров в истории. Так что она настолько же "недооценена" как Blood или Half-Life.
P.S. Пример РЕАЛЬНО недоценённого шутера — это Strife. Шутер на движке Дума с отличной графикой, РПГ-элементами, озвученными диалогами и катсценами и с несколькими концовками, и всё это в 96-м году.

Ответить
2

я бы скорее powerslave в недооценённые записал.

Ответить
2

А ещё Sin, а ещё Witchhaven, а ещё... инвертируйте меня обратно =/

Ответить
0

Именно в 1996 году, до нас добрался уже в 1997 году, а то и позже на 2,5 сборниках 3д шутеров. При этом RPG там так себе были. А движок на то время был уже сильно устаревшим. И пробегалась игра быстро.

Ответить
6

я б назвал по-настоящему недооцененным тактическим шутером - Hidden & Dangerous 2.

Ответить
3

ну хз, я его под достоинству оценил. лучший из Вольфенштейнов. периодически переигрываю

Ответить
30

Недооцененный, серьёзно? Да он во всех топах  всплывает когда речь о шутерах тех лет идёт. 

Ответить

Клинический теркин30см

23

Дожили, уже rtcw недооценённым называют. Что дальше, какие ещё "хидден гемы" найдём? MDK? NOLF?

Ответить
6

Ох, какой же нудной игрой местами был FC2 с его починкой машин и ваще. Всё же, серия "нашла себя" на FC3.

Ответить
0

FC2 это "первый блин комом". К третьей части допилили все идеи и механики, и вышла конфетка.

Ответить
13

В плане механик и геймплея - да. Но африканская саванна все же как по мне самая атмосферная локация в серии. Я постоянно ловил флешбеки из детства когда смотрел "Наверное боги сошли с ума". До сих пор вторая часть самая любимая именно из-за атмосферы, хоть в игре и было много бесячих моментов.

П.С. Ремейк второй части купил бы даже за 100 баксов :)
П.П.С. Шакал лучший злодей франшизы (change my mind).

Ответить
1

П.П.С. Шакал лучший злодей франшизы (change my mind).

африканская саванна все же как по мне самая атмосферная локация в серии

Как же ты прав)

Ответить
0

Крутой, но с похеренным потенциалом. Пусть и вспоминается с теплотой в душе. 

Ответить
3

Catacomb 3D, Kingpin, Turok, Shogo
Слепящие пекавинчики, которые часто забывают.

Ответить
5

Туда же Terminator: future shock/skynet от Беседки. Революционная игра, по технологиям опередившая время на несколько лет. Ещё Sin, Blood 2. Soldier of fortine 1. А может кто слышал/знает Trespasser.

Самая недооценённые для меня лично — Blood 1 и Clive Barker's Undying. Ну и Bulletstorm, разумеется.

Ответить
3

Clive Barker's Undying

Во, точно.
Я бы и Jericho вписал в незаслуженно забытое. 
Крутой шутан был. Таких давно не делают.

Ответить
1

Jericho красивая была...

Ответить
1

Ооо... Тrespasser... самое ебануто-охеренное нечто, во что доводилось играть. И это была всего лишь демка с британского PC Gamer'а. 

Ответить
0

Лайк за Clive Barker's Undying. Очень классная игрушка. Особенно звук, атмосфера и возможность использования оружия и заклинаний одновременно.

Ответить
1

Ну, Kingpin у нас не особо забыт: спасибо переводу Фаргуса.

Ответить
19

Один из самых любимых шутеров моего детства. Наряду с Дельтой Форс, No one lives forever, soldiers of fortune, hidden and dangerous. От «недооценённый» задёргался глаз.

Ответить
3

про Дельта форс нужен лонг с заголовком "поворот не туда"

Ответить
0

Land Warrior! Блин... и Spec-Ops ещё давайте вспомним... у меня текила кончилась, а тут развели такие сопли, что теперь непонятно, как заснуть/куда деваться =( 

Ответить
13

Вот, как-раз решил его пепройти на праздники и сегодня добил Генриха :) Хорошая игра, так же прекрасно играется как и много лет назад.

Ответить
3

Согласен, тоже недавно проходил. Прям сочно так поиграл.

Ответить
3

Я его недавно прошёл впервые, и как же он хорош) Теперь даже не знаю, что предложит 2009. По первым ощущениям, он уже более "консольный" какой-то в плане управления камерой. 

Ответить
1

А я сегодня добил ))

Ответить
7

Первая игра на моем первом пк в 2002 году. До сих помню, как я охренел, когда попал в катакомбы с зомбаками. Это было крайне неожиданно, ведь я не знал, что в игре будут элементы фантастики. Тогда эта локация казалась очень жуткой и пройти ее мешал именно страх. Включал на фоне батину кассету группы "Любэ", чтоб не так страшно было. Но когда дошел до лабораторий с биороботами, кассета уже не помогала. До сих пор снятся в кошмарах те стремные фоновые звуки из лабораторий) Недавно перепроходил игру на смартфоне. Кому интересно, она отлично работает на андроиде.

Ответить
6

Wolfenstein 2009 была игрой моего детства, реально тащился по ней и по идее смешивать нацистов с фантастикой. Сейчас переиграв во все вульфы она конечно не так хороша, но например набор оружия, его кастомизация и набор способностей отличны. Недо-опенворлд с сайд квестами подбешивает

Ответить
2

Поддерживаю, как раз оружие и его апгрейды топчик. Чего стоит самонаводящийся мультизарядный панцерфауст
еще и графон для того времени неплох

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Лучевая пушка из "Охотников за привидениями" делает лучше любой шутер. Wolfenstein здесь не исключение.

Ответить
1

Панцерфауст всегда пылился на дне у меня, так как на всю игру было два танка.

Ответить
5

Для меня один из лучших шутеров своего времени, наравне с Медалью и Колдой. До сих пор зомби заставляют нервно подергиватся, а выпрыгивающие в лицо безногие засранцы выдавать - ух бля.

Ответить
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

Ням-ням. ^~^

Ответить
4

Он был и остается крепким середняком. Другой вопрос, что пласт игр-середняков сейчас почти вымер. Либо суперблокбастеры, либо инди.

Ответить

Сельский паук например

3

System Shock, AvP, SiN: да, да, пошли мы нахер...

Ответить
3

Так, до слияния с Treyarch, Gray Matter успели поработать над дополнением Call of Duty: United Offensive

Так вот кому я должен сказать спасибо за это отличное длц

Ответить
0

Одна миссия на бомбардировщике чего стоит

Ответить
1

Да, и клятый вокзал тоже хорош. Очень обидно что вторая часть по сложности очень просела, даже по сравнению с первой частью.

Ответить
0

За лучшую CoD, я бы даже сказал. Во всяком случае среди частей на тему второй мировой.

Ответить
3

И за redneck rampage сейчас обидно было) очень достойная игра была

Ответить
2

Недавно купил диск с Xbox Original-версией этой игры. Пока руки до неё не дошли, но, помню, тут кто-то писал, что это лучшая версия игры среди всех вышедших.

Ответить
1

Веришь, нет, сам на днях купил диск с Tides of War)
Теперь надо, чтоб руки дошли её пройти.

Ответить
2

На майских на даче еще раз прошел RTCW. Диск кстати от 7Wolf с наклейками и защитой от пиратов. ))

Ответить

Бесконечный файл

2

Охрененная игра. Играл на выходе, был впечатлён на годы вперёд.

Ответить
1

Ну как недооцененный. RTCW был хорошим шутером, но на революцию и откровение не тянул. Оценили игру соответствующе - как просто крепкий классический шутер, время которых уже тогда потихоньку уходило, т.к. жанр двигался в сторону бОльшей сюжетности и постановки. С Wolf 2009 примерно та же картина.

Мне, как фанату того самого, оккультного «Вольфа» немного обидно.

А слышал ли фанат того самого оккультного "Вольфа" о существовании Wolfenstein: The Old Blood? 

Ответить
2

Old Blood не совсем то и уж очень мало.

Ответить
3

Blade of Agony? Как раз полная версия вышла.

Ответить
0

В курсе. Уже скачал. Осталось найти время на прохождение)

Ответить
0

Я как-то сел играть в Old Blood и слишком быстро её прошел, обидно было немного. Но игра добротная.

Ответить
2

Вот кста про старую кровь
Было приятно вернуться  в тесные коридоры замка, особенно вновь покататься на фуникулёре

Ответить
1

Крутой был шутан.
2009 тоже.
А потом беседка начала выпускать свои пародии.

Ответить
1

Такой недооценённый, что все в момент выхода игры о нём отзывались исключительно в положительном ключе. Может, на западе недооценён, но нам-то откуда это знать?)

Ответить
1

Легендарная игра и лучший Wolfenstein, как по мне. От таких статей сводит олдскулы.

Ответить

Коренной якорь

1

это была хорошая игра.
дайте мне мой вульф 2009 в стиме

Ответить
1

У кого есть Oculus Quest 1-2, советую скачать на сайдквесте vr версию.

Ответить
1

Увидел у товарища RTCW и пошёл покупать свой первый комп - Пень 4, GeForce3Ti200… 

Ответить
1

Эта игра была уже установлена на купленном мне компе. И пришлось ее пройти, прежде чем что-то покупать (гта 3 купил после нее). После медалей с пс1 заходило хорошо. Атмосфера в игре была классная, да и паранормальные уровни не ожидал увидеть. К слову, похожий двуногий бегун был и в квейке 3. Да паленые моды продавались, я то думал, что оффициальные. Так как были озвучены на русский например Time Gate. А Operation Trondheim 3 был буллет хеллом каким-то. Вот там чувствовалась, что мод паленый. Хотя и для медали 2002 продавались непроходимые моды.
Облога в статье от вульфа 2009. Что-то уж совсем вкратце рассказал об игре, почему не было написано про особенности игры, музыку. Да и в ретро надо было внести.

Ответить
1

Я просто опишу свои впечатления. Игра произвела на момент выхода большой эффект, хоть и делали ее не ID software. И она была на порядок заметней многих игр. В нее играли все. А потом еще все магазины были завалены паками модов. Но возможно после волны шутеров на тематику второй мировой войны игра действительно затерялась. И тут вдруг я понимаю, что я то в нее больше и не играл. Вот прошел и все. Хотя многие творения ID проходил по многу раз. Не знаю почему так вышло. Но думаю стоит исправить это недоразумение. Заодно оценить как игра играется сейчас.

Ответить
1

А мой любимчик это Wolfenstein 2009, так как с него началось моё знакомство с этой легендарной вселенной, но я готов поставить в один ряд и «возвращение», так как когда я прошел её первый раз она тоже взорвала мне мозг несмотря на графику. И мне очень льстит что ребята из Беседки этакий ремейк - Wolfenstein The Old Blood.

Ответить
0

Уровни в катакомбах пугали до жути в детстве

Ответить

Потенциальный Мика

0

Легенда легендой, а проверку временем игра прошла? Реально сейчас сесть и не плеваться от устаревшего геймдизайна?

Ответить
1

Фанатский RealRTCW в Steam очень неплохо освежает игру. Правки баланса мне в целом пришлись по душе.

Ответить

Потенциальный Мика

Сергей
0

Не любитель модов от слова совсем. Как я понимаю, сегодня, оригинал можно играть только если в прошлом любил его.

Ответить
1

А ты геймер или тоже утенок?

Ответить
0

Return to Castle Wolfenstein: история одного из самых недооценённых шутеров нулевых

ахаха! что? серьёзно, что с заголовками в последнее время?

Ответить
0

В катакомбах заканчивались патроны, и было страшна.

Ответить
0

Шутер хороший спору нет, жаль только что в Old Blood не смогли добавить такие же интересности как в этой игре. И даже зомби получились, самыми типичными, в то время как в "Возвращении" был огнедышащий трупак, собиратели душ, и солдаты Генриха с пуленепробиваемыми щитами.  Но! Есть зато в новой игре есть интереснейший уровень с воздушными трамваями. 

Ответить
0

Помню в те годы парни очень лесно отзывались и пугали, что там страшно и зомби. Сама я впервые поиграла в эту игру пару лет назад после просмотра сериала «Человек в высоком замке». Уж очень хотелось окунуться в атмосферу нацистской Германии и помочить нацикоа. Вольф был в топах по поиску, так что скачала и заценила. Увы, игра слишком устарела уже. Её способна вытягуть только ностальгия, которой у меня нет. Зато в 2009-м я прошла на ящике 360 того нового Вольфа — мне понравилось. Считаю её недооцененной игрой.

Ответить
0

А нового The New Order пробовала?

Ответить
0

Увы, нет. Я не пирачу игры, а всех их не купишь. Если будет когда-то прям жирная скидка, то мож куплю.

Ответить
0

Даже немного завидую, что ещё не играла, она стоящая.
Рекомендую, как будет подходящее настроение, и скидка.

Ответить
0

p.s. Впрочем, если желания пока нет, то никакие скидки не помогут

Ответить
0

Уже были мегажернющие скидки не один раз. И прям сейчас идет. Уж дешевле не будет. 

Ответить
0

Для меня эта игра не в приоритете, так что как-нибудь, но не сейчас.

Ответить
0

Помню в начале нулевых с братом на пару проходили. Застряли на финальном боссе. То ли Георг его звали, то ли Генрих. Короче, жопу рвал знатно в детстве. До сих пор не зажила. 
Надо хоть на Ютубе глянуть, чем закончилась игра. 

Ответить
0

Раньше был зеро-толеранс, и не каких штейнов не знали.

Ответить
0

"Gray Matter Interactive на тот момент представляла из себя сборище дилетантов в послужном списке которых значился небольшой аддон к Quake II и трешовый Redneck Rampage"
кингпин же ещё. он конечно у нас в основном прославился за счёт шикарной фаргусовской озвучки, которую растащили на пупы, но всё же.

Ответить
0

Пытался недавно пройти. После прыгающего киборга зарекся.

Ответить
0

С релиза не до конца понимал, чего в нём такого "легендарного" - воспринималось как нечто тёмное, где, солдаты, после Medal of honor, казались губками для пуль. Прошёл что тогда, что пару лет назад как хороший шутан и забыл.

Ответить
0

«...Как франшиза...» запятыми обособлять не нужно (тк по смыслу «в качестве чего-то», значит запятые не нужны). А вообще статья кайф, спасибо!)

Ответить
0

Несколько раз проходил RtCW, жуткая игра  и классная игра! Wolfenstein 2009 мне тоже очень понравилась, перепройду пожалуй ещё раз) 

Ответить
0

Ебать, я только что прохождение закончил RealRTCW и тут статья...

Ответить
Комментарии
null