{"id":3846,"url":"\/distributions\/3846\/click?bit=1&hash=7779ea7ce422a1336b052de64994cb9fb2a68f44b004db97985514d2e15a72ba","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}

Первой Части Stronghold 18 лет!

18 лет назад, а именно 22 октября 2001 года (В России, кстати, игра вышла только в январе 2002) свет увидел очень необычную стратегию от Fireflay. Чем же Stronghold покорил фанатов и почему к ней возвращаются до сих пор? Давайте разберемся.

Читать лучше всего под музычку:

Моё почтение, ваша цитадель ждёт вас!

Именно этими словами вас встречает главное меню игры. Вообще, в ней есть 3 режима:

1. Сражения (военная компания, осада или вторжения)

2. Экономика (экономическая компания, а так же свободное строительство)

3. Редактор карт.

Выбираем режим и вперед!

Сражу начав игру мы видим графику... она сделана в 2d, поэтому смотрится неплохо и по сей день (в отличие от второй части, которая из-за 3d выглядит устаревшей).

Ну что? Разместим замок, амбар и начнем!

Ваша популярность растет!

Популярность — это один из главных факторов, по которому stronghold стал таким известным. Людям недостаточно просто иметь еду, они еще хотят эля, хотят церквей, хотят красивых парков.... и не хотят работать. Да, если вы будете слишком добры к жителям, то они будут лениться, зато будут любить вас. Конечно, если вы не хотите быть любимым лордом, есть и другой вариант...

Постройте виселицы, плахи и дыбы. Вообще, держите их на коротком поводке. Люди будут бояться вас, но работать будут в разы быстрее. Причем если вы выберете этот вариант, то учтите, что они не смогут терпеть это вечно, если ваша популярность упадет ниже 50, то люди начнут уходить.

Но есть еще одно, вся прелесть механики популярности в том, что одно можно закрыть другим. Нет Еды? Строй церкви! Слишком много кнутов? Делай эль!

​Все факторы, влияющие на популярность (хотя есть пару скрытых, которые появляются только в экономических миссиях)

На бумаге звучит очень трудно, но на деле это очень прозрачно и просто.

​Ваш верный писарь, который мило будет держать книжку с самыми важными показателями.

Запасы провизии пополняются, сэр!

Конечно же, надо упомянуть и о провизии. Всего её 4 вида: хлеб, яблоки, сыр и мясо. У каждого есть особенность, ну например: сложнее всего в игре производить хлеб, ведь если для производства всех остальных продуктов нужно одно здание, то для хлеба надо аж 3! Зато в долгосрочной перспективе вы получите больше, чем от всего остального.

Три стадии развития хлеба​

Ваши продукты будут потребляться населением, причем надо учитывать, что чем больше людей, тем быстрее будут тратиться ресурсы. И поэтому перед вами стоит еще одна важная задача: сбалансировать кол-во населения и кол-во провизии в амбаре.

Вообще, с помощью амбара можно очень неплохо манипулировать населением. Если еды много, то можно увеличить рацион, жители будут счастливы! Конечно, если еды не хватает, то рацион можно уменьшить, жители будут не очень довольны... но ведь это всегда можно компенсировать!

Ах да, о жителях...

К нам приходят новые люди!

Наверно, с этого и надо было начать... но да ладно.

Да, при установке замка к вам заселяются несколько людей. Если они не получат работу, то им придется греться у костра, при этом они все равно будут потреблять пищу и платить налоги (или получать жалование).

Хотелось бы отдельно отметить реплики жителей.... В будущих частях озвучку убрали, а очень зря: благодаря ей мир stronghold'a становился очень атмосферным и... комфортным что-ли.

Вообще видно, что над проработкой мира старались. Например: если построить много трактиров, то в замке появятся пьяницы. Если построить церковь, то наш лорд сможет венчаться и у него появится прекрасная леди. Ну а если же построить много статуй, то может появится призрак!

Как видим, в игре и без войны есть чем заняться, но львиную долю игры все же занимают военные компании.

Порубим их в капусту!

Итак, в первой части есть 11 видов юнитов, поговорим о каждом:

1. Лучник. Для создание нужен лук и 12 золотых. Ваш самый первый юнит, позже нужен будет для активации нефтяных рвов (ну или для дешевой замены арбалетчиков)

2. Копейщик. Для создания нужно 8 золотых и копье. Ваш первый юнит ближнего боя, позже нужен будет лишь как пушечное мясо или активатор ловушек.

3. Пехотинец. Для создания нужно 20 золотых, булава и кожаная броня. Довольно мобильный и мощный юнит, будет полезен всегда.

4. Арбалетчик. Для создания 20 золотых, арбалет и кожаная броня. Неплохая замена лучнику, ведь он крепче чем он и бьет раза в 3 сильнее. Однако нефтяные рвы он активировать не может, да и перезаряжается арбалет дольше лука в разы.

5. Пикинёр. Для создания нужно 20 золотых, металлическая броня и пика (хотя по сути это алебарда). Он медленнее пехотинца, да и урона у него меньше, зато пробить его в разы сложнее. Лучше всего использовать в обороне.

6. Мечник. Для создания нужно 40 золотых, металлическая броня и меч. Единственный его минус (помимо цены) - это медлительность (ну ров еще копать не может). В остальном он универсален, можно использовать в любых ситуациях за счет большого кол-ва хп и урона.

7. Рыцарь. Для создания нужно 40 золотых, металлическая броня, меч и конь. Очень быстрый для активной обороны, однако стоит учитывать, что в этой части, в отличие от следующий, рыцарь слабее мечника.

8. Инженер. Нанимается в гильдии инженеров за 30 золотых. Не может никого бить, нужен только для управления осадными или оборонительными орудиями, но об этом позже.

9. Осадный рабочий. Нанимается в гильдии инженеров за 4 золотых. Не могут драться, очень хилые, нужны только для того, что бы нести лестницу и взбираться по стенам, из-за дешевизны можно использовать и как пушечное мясо.

10. Сапер. Нанимается в гильдии саперов за 30 золотых. Довольно слабый юнит (хотя 1 на 1 может победить копейщика), нужен лишь для подкопов, которые немного обрушат стену.

11. Монах. Невозможно получать легальными способами, появляется только в двух сюжетных миссиях. По силе они где-то между копейщиками и пехотинцами.

Вот они, слева направо:​

Защищайся или нападай: выбор за тобой!

В моем логове тебя ждет гибель!

Для защиты своего замка, в данной части есть ну очень много различных построек. Например, за стенами замка очень выгодно вскопать ров, да, это долго, но потом окупится тем бесценным временем, которое вы получите при обороне ваших территорий.

Есть, конечно, более быстрые варианты. Нефтяной ров при правильном размещении и при правильном поджоге может перевернуть любую битву (не забудьте поставить жаровни к лучникам).

Гори!​

Из менее эффективных средств я могу выделить волчью яму, которая стоит дорого, но при этом толку приносит довольно мало. Псарня, которая выпускает волков из клетки тоже довольно специфична: эти волки могут напасть и на ваши войска.

И тут, кстати, стоит вспомнить об инженерах: есть 2 защитных орудия: Мангонель и Баллиста. Обе стреляют очень далеко, но очень криво (могут попасть даже в своих), разница лишь в том, что первая стреляет камнями, а вторая большими стрелами.

Я разнесу твой замок, не оставлю камня на камне, но получу твою голову!

Так много способов обороны, но как же теперь нападать? Не волнуйтесь, для вас тоже подготовлено парочку сюрпризов.

Для начала стену надо хорошенько обстрелять. Для этого идеально подойдет катапульта или требюше. Первый можно передвигать, что, конечно, большой плюс, однако второй стреляет довольно далеко и помимо камней может использовать спидозных коров (ладно, такой себе плюс).

После обстрела будет неплохо начать осаду. Тут у вас два пути: вы либо взбираетесь на стены с помощью осадной башни, либо разрушаете ворота через таран, тут уже ваш выбор.

А, ну и всё это по-хорошему стоит прикрывать щитом.

Ты еще узнаешь, что такое настоящая война!

Ну и последние: сюжетная компания. Она состоит из 21 миссии и повествует о феодальной войне в Англии, главному герою предстоит отвевать страну у четырех злодеев, мы знаем их имена, но называем по кличкам: Крыса, Змея, Кабан и Волк.

Сами в нужном порядке расставите

Клички им подходили, у каждого из этих злодеев были уникальные повадки, черты характера, тактики обороны и нападения. Это все и делало сюжетную компанию такой интересной.

Да.... Жизнь в старом замке...

Еще долго можно спорить о том, какая же часть лучшая. Многим по душе Crusader, кто-то очень любит Stronghold 2, а кто-то без ума от Stonghold Legends. Но одно можно сказать точно: именно успешная первая часть положила начало всему тому, что мы видим сейчас. Будем надеяться, что новая часть не подведет!

Спасибо за внимание!

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Егор Сердцев

Наш хмель пожрал долгоносик, милорд!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вашкевич

Наш хмель пожрал коров.
Наш хмель пожрал наши яблоневые сады.
Наш хмель пожрал народ.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Древний американец

А какой был графон! Деревья растут и увядают, огонь жгёт, стены постепенно ломаются, пекарь печет хлеб, кузнец делает мечи. Анимации качественней чем в играх от 1 лица, где в каком-нибудь скайриме кузнец мимо наковальни лупит.

Ответить
Развернуть ветку
Строительный череп

И ведь дело не только в качестве, но и количестве. Ни один из "товаров" не брался из воздуха, весь процесс был реализован, от того, чтоб забрать нужные ресурсы со склада до возвращения уже готового продукта, который, в свою очередь, забирался другим работником для каких-то своих целей. Вот это всё просто нереально поработало на атмосферу жизни замка. 

Ответить
Развернуть ветку
Cino

Так 2D же. Ошибок не прощает.

Ответить
Развернуть ветку
Майор Параночик

До сих пор звук смс с номера 900 (отчёты о балансе денег от сбербанка) стоит фраза КАЗНА ПУСТЕЕТ МИЛОРД!

Ответить
Развернуть ветку
MrSnippy

Отличная идея. :D

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
cenetik

Что мне особенно нравилось в Стронгхолде и в Фараоне/Цезаре так это то, что видно, как юниты реально носят ресурсы из хранилища на стройку или в пекарню, и видно, как после этого возводится строение или производится хлеб. Это создавало эффект правдоподобности. Солдаты не просто материализовывались в казарме из ничего, а голодранец у костра шёл в казарму, получал снаряжение. Нет людей у костра - не будет и солдат. Не шныряет между пекарней и складом с мукой пекарь - пекарня простаивает и хлеб не производится. Просто, понятно, наглядно. Ну и у каждого юнита можно было спросить, как оно. Тоже добавляло атмосферности и ламповости. 

Ответить
Развернуть ветку
Леха Нилохов

В отличии  от АоЕ  и  ее клонов, Stranghold(именно первая и крусайдеры)  заходит мне отлично и по сей день.  Как понимаю, дело  в картинке,  где сыр выглядит аппетитно даже  на 2019й,   все выглядит живо, анимированно и стильно. Дело в довольно  разноплановом геймплее,  где глубока как экономическая составляющая(и игра вполне  самодостаточна, как  экономка),  так   и боевая (которая  тоже вполне самостоятельна),    и замкостроительная  составляющие. И  детали,  в игре  просто  куча   приятных  мелких  деталей.    Плюсуем  к этому  отличную озвучку(русская прям шедевр локализации)  и  довольно  большой список   различных сценариев  -получаем одну из лучших стратегий всех времен.  
Ах да, самое главное забыл -музыка,  она  тоже  топ.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

Восемнадцать лет назад нашу жизнь круто изменил долгоносик, милорды *смахивая скупую рыцарскую слезу*

Ответить
Развернуть ветку
Иван Васильев

Забавная была система репутации. При достаточной высокой популярности людей можно было не кормить вовсе.

Ответить
Развернуть ветку
Формальный Паша

Строишь церквей побольше, выкручиваешь побольше налоги и все равно в плюсе....

погодите ка...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Max Terner

Так и в жизни

Ответить
Развернуть ветку
Собачий диод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Персональный парфюмер

ну собственно год назад катали в крестоносцев, товарищ натыкал виселиц и баров, спустя 5 минут у него была армия из 100 асассинов, 100 конных лучников и полная казна. читерство чистой воды :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Чухнов

Я знаю одну страну...

Ответить
Развернуть ветку
Lesneek of Forest

Стонгхолду 18 лет...
Люди стареют, ваша светлость.

Ответить
Развернуть ветку
Cino

Нашу молодость пожрал долгоносик…

Ответить
Развернуть ветку
Jon Stewart

Ненавидел Крысу и Кабана лютой ненавистью.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ход

Великолепная игруха, как жаль что после крусейдера ну и легенд дальше все пошло по пзде...   а недавний анонс только огорчил 

Ответить
Развернуть ветку
Строительный череп

зато в тридэ! 

Ответить
Развернуть ветку
Matt Maiellaro
Ответить
Развернуть ветку
Зенитный Женя
Ответить
Развернуть ветку
Max Terner

Самая первая игра на компе. Огонь

Ответить
Развернуть ветку
Химер

Трубите трубы, бей барабан - в город входит герцог Кабан! Моя любимая часть серии.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Герасименко

Ух сколько я в нее наиграл. И что кстати реально удивительно что сюжетный режим для стратегии очень интересно реализован был.

Ответить
Развернуть ветку
Гарант твоей девственности

До сих пор поигрываю в Stronghold Crusader ✌️

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чапаев

Эх...
Под саундтрек так душевно прям стало,как в старые добрые

Ответить
Развернуть ветку
Kolenkur

Сижу на работе - трек послушать нет возможности, а тут память сама мне проигрывает тревожную музыку главного меню, пасторальные трели во время мира и строительства и заунывные и ритмичные трубы во время атаки.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дмитриев

а какие в наше время были игры!
какие стратегии!

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

Демку в своё время до последнего пикселя наизусть помнил. А потом игра вышла и понеслась
Война и мир, Stronghold, Age of Mythology- мой триптих на все времена был тогда

Ответить
Развернуть ветку
Денис Никитин

Стоит на запуске приложения Сбербанк Онлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Daenerys Targaryen

Шевелитесь Собаки!

Ответить
Развернуть ветку
Разноцветный микрофон

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Lyubinsky

с Принцем натяжка, Юбики помешались на Ассассинах, да и права на ПП не у них

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Собачий диод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Легендарный Орзэмэс

До сих пор диск лежит...эх...классика 

Ответить
Развернуть ветку
Sam

Казна практически пуста..

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Васильев

Шикарная игра была :( В те подростковые годы удивляла проработка механик и графики.

Ответить
Развернуть ветку
Заинтересованный магнит
Ответить
Развернуть ветку
Даниил Прокофьев

Your popularity is falling!

Ответить
Развернуть ветку
Alice Saiga

При большом, казалось бы, фокусе на осады и отстройку оборонительных сооружений, там же вроде обычные копейщики могли спокойно расковырять замковые стены?

Ответить
Развернуть ветку
Прокопий Феофанов
Автор

Могли, только этих копейщиков ветер убивал.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Побережец

Спасибо за пост, автор. Было интересно, даже захотелось сыграть. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Побережец

@MrGroot ты как меня нашел?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
BBHunter

Какая шикарная часть и в какое говно превратили эту игру про монголов.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Третьяков
Ответить
Развернуть ветку
Боже

помню смотрел Властелин Колец первый, поиграв незадолго в Стронгхолд. Вот плевался от сцены штурма "непреступной крепости". 

Ответить
Развернуть ветку
Augusto Pepperoni

Обалдеть, через два года на Ютубе будут ролики о том, какая это нестареющая ретро-классика. Как же время летит, милорд.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Lyubinsky

любимая серия стратегий, как и серии Age of Empires, Age of Mythology, Empire Earth

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Мобильный стронгхолд сстах хуже некуда.

Дискриминация русскоязычных игроков. 
В игре был бак с расставлением катапульт, первым этот баг использовали англоязычные игроки, затем использовали русскоязычные, в итоге, русскоязычных заблокировали всех, а англоязычные играют дальше.
Не советую вообще даже вспоминать эту игру 

Ответить
Развернуть ветку
Deny

Отличная игра жаль только что они после Crusader ничего хорошо не выпустили

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 70 комментариев
null