Героини Средневековья, или ролевая классификация «женской доли» в Средние века

Могут ли истории средневековых женщин служить прототипами для создания интересных персонажей в играх?

Героини Средневековья, или ролевая классификация «женской доли» в Средние века

Летом для Kingdom Come: Deliverance вышло дополнение A Woman’s Lot. Вместо продолжения истории Генри, главного героя оригинальной игры, DLC предлагает сюжет про его романтический интерес — девушку по имени Тереза.

Kingdom Come — «историческая» ролевая игра, в которой попытались соблюсти реалии XV века. Из-за этого DLC про девушку вызвало насмешливые комментарии о месте женщины в Средние века и о «реверансах в сторону феминисток». A Woman’s Lot восприняли как симулятор кухарки, ведь якобы известно, что социальный статус женщины в то время определялся через отношение мужчины к ней: дочь, жена, вдова. Она должна была любить мужа или отца, почитать его и слушаться во всём. В теории.

Разве может получиться интересная «историческая» ролевая игра при столь явных ограничениях в правах и свободах? Warhorse Studios доказала, что вполне, поставив под вопрос стереотип о «женской доле» в конструкции под названием «Средневековье».

<i>Тереза пережила один очень плохой день</i>​
Тереза пережила один очень плохой день

Реальное отношение к женщинам и их права в Средние века сильно разнились в зависимости от социального слоя, государства, законодательства и даже периода. Французский историк Бернар Гене писал, что каждый медиевист знает сегодня, что Средневековья никогда не существовало и тем более никогда не было «духа Средневековья». Кому взбрело бы в голову сунуть в один мешок людей и учреждения VII, XI и XIV столетий?

Средневековье — это модель, и её можно рассматривать с разных точек зрения. Почему бы тогда не прикинуть, могут ли найтись в истории женщины, которые послужили бы достойным примером для современных персонажей различных классов в ролевых играх? Возьмем, например, классический набор: файтер, клирик, маг и вор.

Файтер или женщина-воин

К настоящему моменту женщина-воин превратилась в штамп благодаря тиражированию в фэнтезийной литературе и ролевых играх. Разработчики очень любят давать игроку в партию в самом начале игры именно бой-бабу с мечом и щитом или огромным двуручем.

Например, в Dragon Age 2 к герою присоединяется Авелин, в Dragon Age: Inquisition — Кассандра, в Pathfinder: Kingmaker — Амири. Образы этих бесстрашных воительниц корнями своими уходят в мифологию различных народов: от древних греков, уверенных в существовании амазонок, до воинственных китайских цариц эпохи Шань-Инь.

​Плохая примета — увидеть на поле боя деву в крылатом шлеме
​Плохая примета — увидеть на поле боя деву в крылатом шлеме

Но могла ли женщина в Средние века с мечом в руках отстаивать свои интересы? Как писал поэт XII века Кретьен де Труа в романе «Ивейн, или Рыцарь со львом»:

Сражаться даме не пристало.

Кровопролитный блеск металла

Не для прекрасных женских рук.

Хороший нужен ей супруг…

Судя по четверостишию, общество весьма конкретно отвечало на этот вопрос. Но сам факт того, что автор должен был озвучивать прописные, вроде бы, истины, заставляет задуматься.

Оказывается, в определённых социальных ситуациях женщины могли проявлять реальную власть, облачаться в доспехи, и даже вставать во главе войск. И тут можно вспомнить не только Жанну д’Арк.

​Жанна д'Арк: учёные до сих пор спорят, была ли она святой, ведьмой или эпилептичкой. Впрочем, одно не исключает другого
​Жанна д'Арк: учёные до сих пор спорят, была ли она святой, ведьмой или эпилептичкой. Впрочем, одно не исключает другого

Итак, возьмём, например, скандинавов, в эпосе которых упоминаются девы-воительницы — валькирии. Пускай «Старшая Эдда» — это сборник песен о богах и героях, но датскому летописцу Саксону Грамматику (XII — XIII вв.), кажется, можно доверять чуточку больше. В хронике «Деяния данов» он писал, что раньше среди его соотечественников встречались женщины, которые одевались, чтобы выглядеть, как мужчины, и посвящали почти все мгновения своих жизней поиску войны. Он же упоминал, что в битве при Бровалле в VIII в. сражались сразу три сотни женщин.

Существуют также упоминания о женщинах, которые якобы принимали участие в боевых действиях во времена Крестовых походов, а не только сопровождали мужей и оказывали услуги рыцарям в роли проституток, прачек или искательниц вшей.

В основном об этом писали арабские авторы. Но историки не слишком-то сильно им доверяют, считая, что таким образом арабы пытались унизить крестоносцев, сравнивая их с женщинами. Вполне вероятно, но с другой стороны, воины Салах ад-Дина были настолько круты, что они прекрасно умудрялись «унижать» противников на поле боя, иные способы «учинения непотребств» могли быть просто излишни.

Впрочем, истории известны конкретные случаи, когда аристократкам в отсутствие своих мужей приходилось командовать отрядами рыцарей и руководить обороной замков. Таким образом прославилась шотландская леди Агнес Рэндольф, или Чёрная Агнесс, вынужденная защищать Данбарский замок от английских войск в XIV веке.

​Чёрная Агнес. Видимо, муж, уходя, просил никого домой не пускать
​Чёрная Агнес. Видимо, муж, уходя, просил никого домой не пускать

История гласит, что в январе 1338 года англичане под командованием Уильяма Монтегю, герцога Солсбери, осадили замок Данбар, где на тот момент находилась Агнес со своими людьми, в то время как её муж сражался где-то в рядах шотландской армии. Несмотря на превосходящие силы противника, она отказалась сдать крепость.

Когда английские войска стали обстреливать стены из катапульт, леди Агнес в насмешку над усилиями неприятелей вместе со своими служанками в своих лучших нарядах стала прогуливаться по внешним стенам, смахивая платочками мелкие обломки, оставшиеся после обстрела. Когда же англичане решили пробиться в замок с помощью осадной башни, она приказала отправить в её сторону валуны и камни, оставшиеся от предыдущей атаки. Осадное орудие не выдержало и разлетелось.

Солсбери пытался взять Данбар хитростью, измором и даже захватил в плен брата Агнес, угрожая его повесить, если она не сдастся. По легенде, та ответила отказом и заявила, что они могут исполнить угрозу, потому что тогда ей достанется графство Морей. Её брат остался в живых, а в июне 1338 года осада была снята.

Другая знаменитая леди, Никола де ла Хайе, командовала замком Линкольн и успешно смогла отбить осадившие его в 1217 году французские войска. Но ещё за год до этого события Никола была назначена шерифом Линкольншира, то есть она должна была не только рукоделием заниматься, но и исполнять административные и судебные обязанности в графстве.

Получается, женщины-воительницы в Средневековье все-таки изредка, но встречались, несмотря на уверенность общества в том, что война — не женское дело.

Клирики

В ролевых играх лечебной магией в основном занимаются священники и жрецы всевозможных конфессий: Стоик из Pillars of Eternity, Тристиан из Pathfinder: Kingmaker, Бранвен из Baldur’s Gate и так далее. Выбор класса здесь не случаен, так как фэнтезийные ролевые вселенные чаще всего воспроизводят средневековую модель мироустройства, а с XIII века именно монахи и монахини работали в больницах и лепрозориях.

​Чем не клирик?
​Чем не клирик?

Монастырь выступал приемлемой альтернативой жизни с мужем и кучей детишек в Средние века. Несмотря на ограничения, определённая свобода и возможность сделать карьеру в рамках церковной иерархии у женщин имелась.

Так, в XIII веке Папа Иннокентий III с возмущением писал, что аббатисы, несмотря на запреты, благословляли монахинь, выслушивали исповеди и, к его ужасу, даже проповедовали. Чем ещё занимались аббатисы? Отвечали за управление монастырем, распоряжались принадлежащей ему землёй, контролировали сбор десятины, читали, писали картины и книги, путешествовали.

Естественно, чаще всего высокие церковные должности занимали женщины, происходившие из знати. Например, в XII веке настоятельницей одного из монастырей стала Сесилия, дочь Вильгельма Завоевателя. Но и здесь встречались исключения.

Екатерина Сиенская родилась в семье ремесленника, а стала одной из самых влиятельных фигур XIV века. Мистик, политик и миротворец, она способствовала возвращению пап в Рим из Авиньонского пленения, поскольку убедила Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию. Эта женщина вела аскетичный образ жизни и посвятила себя заботе о больных и бедных людях. Её религиозное рвение даже вызвало вопросы у инквизиции, после чего ей пришлось предстать перед судом по обвинению в ереси. К счастью, Екатерина была оправдана.

​Екатерина Сиенская сопровождает папу Григория XI в Рим Джорджо Вазари
​Екатерина Сиенская сопровождает папу Григория XI в Рим Джорджо Вазари

Занимательным примером для классического целителя из ролевых игр, разве что без дубинки, может служить Хильдегарда Бингенская, или Рейнская Сивилла. Она была аббатисой бенедиктинского монастыря в XII веке и просто очень талантливой женщиной: врач, писатель, художник, композитор, учёный, даже ясновидящая. Из-под её пера вышли жизнеописания святых и трактаты по медицине, естествознанию и космологии. Интересно, что согласно её теории, Земля представляла собой вращающийся шар.

Хильдегарда рассказывала о лечебном действии различных трав, в том числе конопли, а также записывала кулинарные рецепты. Как практикующий знахарь она использовала заговорённый хлеб, рекомендовала «вразумляющее печенье» детям и хорошее пиво — послушницам монастыря.

Хильдегарда не сидела на месте и много путешествовала по окрестностям своего монастыря, принимала посетителей и переписывалась с влиятельными личностями своего времени. Среди её адресатов были Папы Римские, патриарх Иерусалимский и император Фридрих I Барбаросса, которого она не стеснялась критиковать.

Итак, вернёмся к Kingdom Come: Deliverance. В дополнении A Woman’s Lot мы встречаем девушку по имени Йоханка, которая решилась встать на путь пророчицы и мистика. Она ухаживает за больными в Сазавском монастыре и утверждает, что во снах ей является сама Богородица.

Сначала она просит помочь ей с улучшением условий в лечебнице, а после — разобраться в том, можно ли доверять её видениям, которые в результате оказываются пророческими. Йоханка, обращаясь к толпе на площади, пытается донести до людей то, что открыла ей Дева Мария. И как стоило ожидать, в её жизнь тут же вмешивается церковь, поскольку она нарушила запрет на проповедование. Финал истории, конечно, зависит от действий игрока.

​Сжечь или не сжечь?
​Сжечь или не сжечь?

Интересно, что разработчики KCD построили конфликт истории Йоханки как раз на завете апостола Павла. И Хильдегарда Бингенская, и Екатерина Сиенская, и многие другие упоминаются по ходу повествования как женщины, имевшие свободу выражения в лоне церкви. Поскольку как раз в XIV — начале XV веков на Западе зарождается настоящее женское пророческое движение, во многом связанное с кризисом христианства и Великой Схизмой. А Йоханка описывается как типичный представитель этого движения.

Инквизиторы vs ведьмы

В фэнтезийных ролевых играх герой обязательно сталкивается с магом или ведьмой. Особенно эпично выглядит встреча с Флемет в начале Dragon Age II. Однако в современном мире люди скептично относятся к упоминаниям магии.

А вот в Средневековье в существование ведьм верили. Более того, ведьмы были непреложной частью реальности человека того периода, причём каждая женщина считалась потенциальной ведьмой. И если внезапно кто-то начинал сомневаться в существовании ведьм, его могли обвинить в ереси!

​Эта ведьма даже храмовникам не по силам
​Эта ведьма даже храмовникам не по силам

В XIV веке в Европе распространилась вера в существование секты дьяволопоклонников, и тогда же начались массовые процессы против предполагаемых колдунов и колдуний. Папа Иннокентий VIII санкционировал охоту на ведьм, поручив двум инквизиторам — Якобу Шпренгеру и Генриху Инститорису — искоренить ведовство в долине среднего Рейна. Те с особым рвением приступили к столь щепетильной задаче и в 1486 году даже издали книгу под названием «Молот ведьм», или Malleus Maleficarum.

Конечно, церковь никогда не признавала её официальным руководством по обращению с ведьмами, но сей труд оказал большое влияние на умы современников и имел огромную популярность. Поэтому всё же обратимся к нему как к источнику знаний о ведьмах.

Итак, согласно Malleus Maleficarum, ведьмы были способны на страшные деяния: переноситься с места на место по воздуху посредством метлы или несущих их демонов; околдовывать людей, например, лишая их способности к деторождению; придавать людям облики зверей и превращаться в животных; производить градобитие и вызывать молнии; общаться с демонами и совокупляться с инкубами или суккубами и так далее.

И конечно же ведьмы должны были слетаться на шабаш, проходивший рядом с какой-нибудь местной достопримечательностью: на покинутом кладбище, на развалинах замка или монастыря. Но, чтобы очутиться на шабаше, ведьме нужна была специальная мазь, приготовленная из органов некрещёных детей. Далее, согласно инструкции, следовало намазать ею свое тело, произнести магическое слово, сесть на помело и полететь по воздуху к месту сбора.

Указания достаточно подробны, поэтому вполне возможно, что ими воспользовался Булгаков, описывая приготовления Маргариты к полёту в своей книге.

Шабаши завершались пиршеством с обязательным поеданием младенцев и всеобщей оргией.

Попытки разозлить ведьму или пренебречь ею могли закончиться плохо. В Malleus Maleficarum описывается случай, якобы произошедший в городе Вальдсгут на Рейне, где некую ведьму не пригласили на празднование свадьбы, на которую собрались почти все горожане. Естественно, ведьма решила отомстить: она призвала демона и сговорилась с ним о том, чтобы он наслал град на участников свадебного поезда. Демон выполнил свою часть сделки и разогнал празднующих горожан. Однако самой ведьме не повезло — пастухи стали свидетелями её полёта с демоном, и когда они рассказали об увиденном, она была схвачена и сожжена.

​Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Сожжение ведьм у замка Рейнштейн в 1555 году)
​Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Сожжение ведьм у замка Рейнштейн в 1555 году)

Колдовство также считалось приемлемым средством избавления от монархов. Например, одним из известных дел стала история повитухи и знахарки Агнес Семпсон. Она была арестована по подозрению в колдовстве, целью которого было уничтожение флотилии короля Якова VI Стюарта и его жены Анны Датской во время перехода из Копенгагена в Эдинбург.

Корабли задержались и едва уцелели во время череды разыгравшихся штормов в 1590 году. Несмотря на то, что королевская чета всё же добралась домой, причиной ураганов суеверный Яков IV посчитал колдовство.

Именно с дела Агнес Семпсон началась охота на ведьм в Шотландии. Женщине приписывали связь с Сатаной, который повелел ей вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну, посещение шабашей и ещё более пятидесяти пунктов обвинения. Агнес подверглась допросам, призналась во всех грехах и была сожжена в 1591 году.

В общем, ведьмы, судя по приписываемым им в протоколах допросов способностям, не уступали в силе своим современным фэнтезийным тёзкам. Жаль только, что очень часто их путь заканчивался на костре или виселице.

Воры и авантюристы

В ролевых играх класс плута отличает владение навыками скрытности и воровства; зачастую он хитер, изворотлив и хорош в качестве шпиона. Классическим примером может служить Имоен. Эта компаньонка в Baldur’s Gate и Baldur’s Gate 2 обезвреживает ловушки, вскрывает замки, совершает кражи, а благодаря высокой харизме ещё и служит переговорщиком.

Сюда же относятся Лелиана из Dragon Age: Origins, Гвен из Sword Legacy: Omen, Нишка из Neverwinter Nights 2 и так далее. В серии TES даже присутствует целая Гильдия Воров. В партии из четырёх персонажей без вора обойтись обычно бывает очень сложно.

​Певица, шпионка, жрица и просто красавица
​Певица, шпионка, жрица и просто красавица

В реальности же воровство — вынужденная мера, чаще всего порождённая нищетой. Но если судить по судебным протоколам, в прошлом кражи совершались женщинами из разных социальных слоёв: от бедных крестьянок до жён лавочников и ремесленников.

К тому же в криминальной статистике существует проблема учёта женской преступности из-за распространенного тезиса об ограниченной уголовной ответственности женщин, что объясняет разницу между числом женщин, на которых поданы жалобы, и числом приговорённых, поскольку многих отпускали из-за того, что те были необходимы дома своим мужьям и детям.

Нельзя с уверенностью утверждать, что среди них были профессионалки, действительно включённые в воровское сообщество. Хотя если рассматривать период Нового времени, то в 1764 году английская пресса все же писала о шайках молодых женщин, грабивших лондонские лавки.

Однако на роль прообразов плутов из ролевых игр подойдут, скорее, не бедные женщины, многие из которых оказались на виселице, а те, кто умел импровизировать, отличался красноречием и был вхож в самое разнообразное общество: от городских низов до королевских семей. Это те, связал свою жизнь с театром.

Актёрские труппы выступали как на городских площадях во время карнавальных празднеств, где пересекались представители различных социальных слоев, национальностей и профессий, так и во дворцовых залах перед взыскательной публикой. Что предоставляло актёрам и актрисам самый широкий спектр знакомств и возможностей.

Итальянская актриса конца XVI — начала XVII веков Изабелла Андреини выступала в составе самой популярной комедийной труппы своего времени «Джелози». Хотя актёрское ремесло являлось осуждаемой профессией, она смогла сделать головокружительную карьеру, выступая при дворе Генриха III и семьи Медичи, и даже удостоилась христианского погребения, хотя в тот период лицедеев хоронили за церковной оградой.

Вместе со своим мужем Франческо она путешествовала по Италии и Франции, разыгрывая сценарии, которые позднее вошли в классический репертуар комедии дель арте. Она была драматургом и поэтессой, разговаривала на нескольких языках и отличалась редкой красотой, вдохновлявшей поэтов и художников того времени.

Изабелла Андреини обладала безупречной репутацией, тогда как Афра Бен, хоть и не являлась актрисой, подобным достижением похвастаться не могла. Жизнь этой женщины больше походила на приключенческий роман или на историю одного из компаньонов главного героя ролевой игры: она провела около года на плантации в Суринаме, а после работала на английскую разведку в Нидерландах, выполняя секретные поручения Карла II.

Однако платили ей, видимо, нерегулярно, так что Афре Бен пришлось некоторое время провести в долговой тюрьме. Как раз чтобы расплатиться с долгами, она стала писать и публиковать театральные пьесы и романы, превратившие её в первую английскую профессиональную писательницу. Замужем Афра Бен была всего один раз, причем ходили слухи, что брак был фиктивным и служил лишь прикрытием для её любовных романов и с мужчинами, и с женщинами, а после кончины супруга она предпочла сохранить независимость.

​Ничего особенного. Просто первый общедоступный театр в Шордиче (Англия). 1576 год
​Ничего особенного. Просто первый общедоступный театр в Шордиче (Англия). 1576 год

Жизни очень многих женщин — например, княгини Ольги, Екатерины Медичи, Алиеноры Аквитанской и других — едва ли можно считать скучными или неполноценными, и уж никак нельзя приравнять их деятельность к «симулятору кухарки».

Почему же тогда о них можно написать увлекательный исторический роман, но нельзя создать столь же увлекательную ролевую игру, используя реальные истории в качестве вдохновения? Учитывая приведенные выше примеры, такое, как мне кажется, вполне исполнимо.

Пускай в Средневековье положение женщины оставляло желать лучшего, но это не значит, что весь «слабый пол» на протяжении более 10 веков был бесправным и безгласым. Отнюдь. В конце концов, существует даже легенда о женщине, якобы занявшей папский престол под именем Иоанна VIII.

33 показа
12K12K открытий
94 комментария

Меня всегда удивляли рассказы про "тяжелую женскую долю" в средние века. Тогда как бы всем хреново жилось и мужчинам и женщинам. Но общество любит жалеть женщин и забивать хер на мужчин, к сожалению.

Ответить

Согласен, папе римскому вообще тяжко жилось в одно время, аж бордель в соборах устраивал, королям также не легче жилось, ох уж эта тяжёлая мужская ноша

Ответить

Люди как-то забывают, что все сегодняшние свободы и возможности - это не результат того, что человечество наконец-то поняло, как правильно, а до этого блуждало во тьме, а следствие технического прогресса, радикально возросшей производительности труда и смены экономического базиса.

Было ли средневековым женщинам тяжело? Мало ли у них было свобод? Само собой. Как и у представителей всех остальных полов.

Родилась крестьянкой - будешь впахивать, потом выйдешь замуж, а потом будешь рожать кучу детей и опять впахивать. И так пройдет вся твоя жизнь. Просто потому, что производительность труда низкая, засухи, эпидемии и прочие радости жизни - дело абсолютно непредсказуемое, и в сельском хозяйстве должно быть постоянно занято огромное количество народу. А еще очень высока детская смертность из-за неразвитости медицины, поэтому хорошо бы родить хотя бы пятерых, чтоб трое дожили до сознательного возраста и включились в хозяйство. А на войну тебя не пошлют, потому что человечество само себя не воспроизведет, потому что средневековые боевые действия требуют большой физической силы и выносливости, с которой у мужчин дело обстоит лучше, и потому, что средневековые способы ведения войны, как бы это сказать, не очень совместимы с определенными женскими физиологическими особенностями.

Родился крестьянином? Опять будешь впахивать. Впахивать больше жены, раз у тебя силенок побольше. А когда жена будет заниматься детьми, впахивать будешь за двоих. А еще тебя на войну могут потащить в любой момент, не пойми куда и за что, ничего не спросив.

Родился лордом? Будешь сначала учиться воевать, а потом постоянно воевать, в первых рядах, да, и там, где скажет сюзерен. Со всем, что полагается, - травмы, простуженные почки, дизентерия, you name it. Ну, или еще можешь в монастырь податься. Это, в общем, все твои варианты.

Родилась леди? Готовься замуж за кого скажут, потому что для выживания твоей общности выстраивание отношений с другими семьями вопрос первостепенной важности. Готовься рожать с запасом, потому что нужны наследники и дочери на выданье. Готовься вести хозяйство, потому что муж будет постоянно кататься на войны.

Короче говоря, это была работающая система, где каждый выполнял довольно жестко заданную роль. Роль, обусловленную абсолютно объективными факторами. И все это позволяло системе быть работающей. А меняться все начало только вместе с техническим прогрессом.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

БРАТЬЯ ПОДМАСТЕРЬЯ, Я СЕГОДНЯ ШЁЛ КОРОЧЕ ПО РЫНКУ И УВИДЕЛ БАРОНЕССУ В ШЕЛКАХ, НУ Я ПОДСКОЧИЛ И РЕЗКО ПЕРЕЕБАЛ ЕЙ В ЩЩИ С ВЕРТУШКИ И ПОЯСНИЛ ЕГО КРИКОМ "НЕ ЛЮБЛЮ ТЯН, У МЕНЯ ПРИВЕЛЕГИИ"

Ответить

Просто нельзя взять Героиню, и построить игру вокруг нее как вокруг мужика.
Автор статьи привел несколько сильных исторических женских персонажей, но это ведь исключения.
Допустим, есть у нас воительница, тяжело представить через что ей пришлось пройти, что бы стать опытным воином. Да, она может добиться места в отряде и стать там своей, и это лучший исход. Если мы говорим об одиночке ее наверняка ждет путь постоянных насмешек, унижений и нужды доказывать всем вокруг что она не "кухарка".
Наверное, игра будет совсем другой за такого гг. Это будет не мужлан, который залетел в замок к Королю, получил задание, ходит как батя в здании и тд. Это будет путь терпилы и превозмогания.

П.С. Я не сексист, просто мои мысли о женщине в средних веках.

Ответить