{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
DarkPrince9507

Ninja Gaiden Master Collection в Стиме и знакомство с серией спустя годы - обзор-мнение

Так уж получилось, что я всю жизнь был ПКшником, а потому исключительно консольная серия слэшеров Ninja Gaiden прошла мимо меня, что меня как-то и не особо печалило, ведь если даже не попробовал, то не знаешь, что именно упускаешь, тем более, что мне всегда были больше по душе "стильные" слэшеры вроде DMC или Байонетты. Тем не менее, время от времени я натыкался на упоминания серии, а потому она всё время находилась где-то на периферии, выход же сборника на ПК поначалу и вовсе выглядел как подарок - когда ещё у тебя появляется возможность за относительно небольшую цену (если разделить на три, естественно) получить доступ к уже классическим, в общем-то, играм в любимом тобою жанре? Разумеется, глупо было упускать такой шанс, а потому Master Collection был приобретён в первые дни после релиза.

Поскольку я раньше не был знаком с серией, то мои знания были ограничены, не говоря уже о том, что я понятия не имел, как различаются все эти Сигмы и прочее, так что даже с учётом того, что в сборник по итогу вошли не лучшие версии первой и второй части, я был доволен и немного поностальгировал по временам, когда для создания экшен-игр использовались совсем другие лекала. Не буду лукавить и отрицать то, что в серии хватает недоработок и просто странных моментов, но удовольствие от прохождения я получил, а потому спустя 50+ наигранных часов (20+15+17 на данный момент) хотел бы поделится своим скромным мнением по поводу каждой из игр сборника, изначально эти обзоры я написал в Стиме, но лимит символов часто не даёт высказать всё, что хочешь, так я решил сделать один "расширенный" обзор.

Ninja Gaiden Σ

Ninja Gaiden – одна из тех игр, о которых я давно слышал и был не прочь сыграть, но не имел возможности ввиду отсутствия консоли (хотя в версию для NES я играл), а потому выход на ПК сборника с трилогией оказался для меня едва ли не подарком (не таким, как то же DMC HD Collection, но всё же). При этом многие рассказы о жоповзрывательной сложности игры оказались не так уж и далеки от правды, пусть и по несколько иным причинам (и я это говорю как человек, прошедший, к примеру, все DMC и первую Байонетту на всех уровнях сложности).

Многие отлетают уже на первом боссе

Впрочем, главный вопрос звучит просто – а стоит ли вообще покупать NG на ПК, при том, что для сборника были выбраны не самые лучшие версии игр (кроме третьей, там особо вариантов не было), сам порт вышел крайне ленивым, а в оригинальных играх (в первой как минимум, 2004-ый год, как-никак) и без того хватает проблем? Однозначно ответить сложно, так как для меня подобный вопрос не стоял вообще, но многие посмотрят на всё это и пройдут мимо, и, в общем-то, будут в своём праве. Я же попытаюсь разобраться, что в игре сделано хорошо, а что вызывает желание сломать руки разработчикам и попутно приведу пару сравнений с DMC.

Легко сравнивать с DMC когда сами разработчики едва ли не копируют оттуда предфинального босса

Техническая часть

Ок, техническая часть… На моей памяти это один из самых лениво-всратых портов, которые я вообще видел, чтобы приложить меньше усилий достаточно было выкинуть в Стим эмулятор с образами. При этом по части производительности или багов к игре правда сложно придраться – единственное, что я встретил – небольшие подвисания, которые вскоре пропали. Но вот в плане соответствия эпохе и дружелюбности к пользователю игра - это просто что-то с чем-то.

Ладно нет локализации, это частая проблема, но какого хрена нет поддержки клавиатуры, а в меню можно переходить по пунктам только с геймпада? (аргумент «в это надо играть только на геймпаде» вообще нерентабелен, это ПК, тут должен быть банальный выбор, игры с ПК на консолях же не выпускают лишь с поддержкой клавомыши только потому, что они под них заточены). Ну, а то, что настройки графики меняются в свойствах ярлыка игры в Стиме (КАРЛ!) это просто вынос мозга. Team Ninja, у нас тут на дворе 2021 год, если что. И да, в 2021 все играют только в 720p, 1080p и 4К, никаких исключений.

А ещё тут весьма перегруженное меню, как для слэшера

Сюжет

По части истории первый NG – максимальный дженерик. Есть два меча, один хороший, другой плохой. Плохие люди хотят владеть плохим мечом чтобы делать плохое зло, хорошие ниндзя из клана дракона хранят хороший меч чтобы бороться с плохими. Это, если что, был главный конфликт игры. Протагонистом выступает Рю Хаябуса, член клана дракона, и, по совместительству, хранитель меча, ниндзя, БДСМщик, ТННщик, мастер обращения с любым оружием, трёхкратный обладатель титула «Мистер Вселенная», сценарист, бодибилдер, культурист, продюсер, писатель, офицер запаса, обладатель клички «Русский Шварценеггер», мукомол, десантник, рак, мрак, танцор, которому ничего не мешает и всё в таком духе. Завязка же состоит в том, что тот самый плохой меч (который тоже хранят в деревне, как удобно) похищают, параллельно устраивая пожар, убивая подругу детства Рю и неслабо так отделывая самого Рю. А потому нужно срочно его вернуть пока не случилось чего.

На протяжении всей истории протагонист сражается с ниндзя, демонами, боссами-червями (ЭТО ВАЖНО!), копипастой Мундуса из DMC (неплохой боссфайт на самом деле) и прочими колоритными личностями. В отличие от Данте личностным ростом и саморазвитием не балуется, а потому в конце истории такой же, как и в начале, даже временное превращение в героя песни «I’m blue» никак на него не влияет.

Параллельно нам показывают историю Рэйчел – второго играбельного персонажа, девушки, что, очевидно, попала в игру не из-за пышных форм, обтягивающего БДСМ-наряда и физики груди, а сугубо благодаря личным качествам и интересной истории. Или нет. Имеет всего 3 игровые миссии (из 19) без новых локаций (а также два потенциально неплохих боссфайта, ключевое слово «потенциально») и нужна лишь для того, чтобы вытащить Рю из вулкана в финале и мимоходом «подарить» ему свой молот (даже не думайте проводить параллели с Леди).

По сути – фансервис в чистом виде, сейчас имеем разнообразные меньшинства и представителей LGBTQIA+, раньше – фапабельных героинь с таким же уровнем проработки (нулевым). С другой стороны, это был 2004-ый год, так что особо жаловаться не на что.

В целом, сюжет первой части не отличается особой проработанностью, то нас хотят заставить сопереживать персонажам, которых мы до этого видели пару раз, то вводят новых, ни на что не влияющих героев, а то и вовсе делают НЕОЖИДАННЫЙ поворот в финале выставляя главным кукловодом персонажа, которого мы до этого встречали лишь однажды и успели забыть о его существовании. Кроме этого в игре имеются и некоторые проблемы с построением мира. Да, он достаточно интересен, всё же здесь современные технологии и различные вундервафли соседствуют с магией и демонами (что забавно, для их наименования используется слово fiend, вместо более привычного demon) а рядом с современными корпорациями существуют тайные кланы ниндзя, ведущие войну между собой (так, герою частенько противостоят ниндзя из клана Черного Паука).

Частично местный лор раскрывается в записках (что вполне нормально для 2004 года), но их не так уж и много, да и приведённая информация относится по большей части к демонам и привносит мало нового в понимание сюжета.

Геймплей

Геймплейно это слэшер с платформингом, богатым арсеналом оружия (несколько видов мечей включая двуручник, посох, нунчаки, серпы, кусари-гама, куча дальнобойного оружия среди которого бесконечные сюрикены, ограниченное количество дымовых бомб, различных стрел для лука) и местами просто отличным дизайном врагов. Ну, а местами это боссы-танки и вертолёт, тут уж 50/50. Боевая система достаточно легкая в освоении и, при этом, имеет приличную глубину, будь то местная магия, парирования и особые комбо. Порадовала прокачка, при которой меняется и внешний вид оружия, причём на каждом уровне этой самой прокачки. Дизайн локаций не предлагает ничего нового для своего времени (тут вам и канализации, и заводы, и кладбища и много всего «оригинального»), но сделан очень качественно, хотя с учётом бэктрекинга и количества ключей складывается впечатление, что перед нами метроидвания.

Касательно сложности – да, игру простой точно не назовешь, но сложность тут не совсем честная, и складывается из кривой камеры (она кривая ровно настолько, насколько это может быть), такого же кривого платформинга (давай, пожалуйся на кривой платформинг в DMC а потом зайди в NG), который зависит от камеры а я ещё раз напомню, что она кривая, и местами максимально ублюдского геймдизайна (как насчёт того, чтобы раз за разом по паре минут проходить платформенную секцию перед финальным боссом?), который к концу игры становится только хуже (а секции с призраками рыб вообще придумал какой-то садомазохист). Ну, а за отсутствие нормальной НГ+ (которая была в одной из версий) нужно и вовсе отправлять портировщиков клепать игры для мобилок.

Вместе с тем игра изобилует множеством интересных аспектов, вроде парирования, освоение которого позволит элементарно расковыривать многих врагов, или системы, сфер, которые выпадают из врагов и при поглощении восстанавливают ХП/дают валюту, однако вместо этого могут быть использованы для мгновенной зарядки мощных атак, что вызывает у игрока определённые дилеммы.

Исследование локаций позволяет не только находить ключи для дальнейшего продвижения, но и множество ценных предметов, среди которых зелья-расходники для восстановления здоровья и энергии, новые виды оружия а также золотые скарабеи. Последние представляют особую ценность, ведь собрав определённое количество и передав их Мурамасе - местному оружейнику, магазинчики которого можно встретить по всей игре, можно взамен получить оружие, аксессуары или улучшения здоровья. ХП, к слову, улучшается старым "дедовским" способом - нахождением нескольких элементов которые впоследствии объединяются и немного удлиняют полоску.

Кроме того, на манер какой-нибудь РПГ в игре есть аксессуары, что позволяют усилить определённые параметры героя. Ну, и в дополнение к оружию имеется магия, так называемое нинпо, представленное несколькими заклинаниями, использование любого из которых расходует одно деление на специальной шкале.

Ну, и вернёмся ещё немного к противникам и сложности. С первым у игры по большей части порядок и уже упомянутые вертолёт и танки это лишь единичные случаи, по большей же части нам противостоят ниндзя, демоны, ожившие мертвецы и прочие монстры, вроде призрачных пираний ближе к концу игры, которые своим респавном и способностью в считанные секунды снизить ХП в ноль выбесят любого игрока. А ещё в игре есть фурии, если кому-то это важно.

С боссами история немного сложнее, так как во всей серии Koei Tecmo умудряются делать неплохих боссов-людей/гуманоидов/размером с игрока, но лажают с большинством крупных неприятелей, а камера, которая во всей серии сделана отвратно, всё только усугубляет. Кроме того, дизайн некоторых игровых отрезков вызывает вопросы. Так в игре магазины расположены лишь в некоторых местах, и перед финалом если вы не успели посетить одно из них, готовьтесь скрипя зубами превозмогать без лечилок, ведь вас ждёт не длительный подъём на несколько этажей с самыми раковыми противниками в игре, но и последующий боссфайт, в котором один козёл (буквально) сначала призывает двух уже давно поверженных боссов и лишь затем сражается сам. Показалось мало? Ну вот ещё один босс у которого к тому же две фазы. И этого мало7 А как насчёт ещё одного, финального босса? Да, в процессе дают сохранится, но какой от этого толк если нет доступа к магазину хотя на протяжении игры это не было проблемой?

Когда же вы всё-таки сможете осилить игру (а это именно так, ведь это творение из той эпохи, когда подобные игры проходил далеко не каждый), то можно будет заняться и некоторым дополнительным контентом. Это включает в себя несколько дополнительных костюмов, среди которых нашлось место и классике из трилогии для NES, и образу из третьей части и даже кое-чему более фантастичному, а также испытания ниндзя, в которых вам предстоит на определённой локации сражаться с волнами врагов. Ничего особо оригинального, но для тех, кому не хватило экшена, подойдёт. А вот с новой игрой + в серии проблемы. Если в той же DMC подобное было с 2001 года, то здесь можно лишь начать повторное прохождение на уже пройденном уровне сложности, для разнообразия выбрав новый костюм, осиливать же новую сложность придётся с нуля, то ли разработчики так боялись, что прокачка убьёт сложность (что вряд ли), то ли им было просто лень.

Визуал и звуковое сопровождение

Игра с первого бокса, подтянутая на PS3, выглядит неплохо. Графика, понятное дело, устарела, но дизайн всё ещё тащит, художники отлично поработали над некоторыми противниками, равно как и над дизайном протагонистов, а разнообразие локаций, от деревушки ниндзя и города до египетских руин и ледяных пещер, приятно радует и не даёт игре надоедать. Хотя пикселизированные ролики можно было бы заапскейлить (или нейросети это игрушка дьявола?)

Звук и музыка в игре… есть. Особо зажигательных композиций как в том же DMC нет, то, что есть, не особо запоминается, а в остальном всё достаточно средне, разве что тема из меню немного запала в память.

Итог

С одной стороны – крайне ленивый порт и косяки оригинала в виде камеры, платформинга и общего геймдизайна. С другой – в кои-то веки адекватная цена на переиздание, бодрый и продуманный (в основном) экшен да и в целом один из лучших слэшеров, так что тут уж каждый сам решит, какая сторона перевешивает.

Девушка в качестве награды для героя - это точно не про Рю

Ninja Gaiden Σ2

Пройдя первую Ninja Gaiden из сборника и насмотревшись на скриншоты второй, я ожидал еще более хардкорный слэшер с опасными врагами, продуманными боссами, доскональным исследованием локаций, более глубокой прокачкой, запоминающимся сюжетом… словом, ждал, что многие аспекты первой части разовьют во второй. «Oh shіt, I’m sorry» - сказали в Koei Tecmo.

Крутые ниндзя... не смотрят на взрывы?

Если вы ждали подобие первой части, то есть, смесь слэшера с эдакой лёгкой метроидванией, то вторая часть вообще не об этом. Исследование локаций со множеством секретов и постоянный бэктрекинг? Нет. Поиск ключей и вдумчивое изучение окружения? Нет. Сложный выбор при прокачке и трате заработанной валюты? Нет. Подбор аксессуаров с различными свойствами для разных ситуаций? Нет. Хардкорные бои с рядовыми врагами и серьёзные испытания в виде боссов? Точно нет. Фансервис? ЭТО ЕСТЬ У НАС! Теперь в три раза больше, чем раньше!

Техническая часть

О технических огрехах всего сборника я уже писал в обзоре первой части, не вижу смысла повторяться. Отмечу лишь, что к тому времени как я прошёл первую часть и взялся за вторую вышел крайне революционный патч, добавляющий настройки графики ПРЯМО В МЕНЮ ИГРЫ (я был так шокирован подобной революционностью что случайно уронил свой ЭЛТ монитор прямо на системник и теперь у меня не работает флоппи-дисковод), а на нексусе вышел мод для игры на клавиатуре (не разработчикам же заниматься подобной ерундой, когда игроки и сами со всем справятся).

Кстати, счастливых обладателей дуалсенса (вроде меня) ждёт отдельный сюрприз, ведь игра частенько любит игнорировать геймпад. Да, это легко решается, достаточно запустить игру, выключить а затем включить геймпад, но от этого проблема не исчезает.

Сюжет

Помниться, в обзоре первой части я называл её сюжет абсолютным дженериком, за что и прошу прощения, разумеется, такое почётное звание достается истории из второй части, которая сумела стать ещё более проходной (хотя, казалось бы, куда уж ещё). Стартуют события с того, что местная damsel in distress по имени Соня заглядывает в лавку к нашему старому знакомому по первой части Мурамасе и заявляет, что ищет Рю Хаябусу, так как клан паука снова что-то затевает. Впрочем, больше ничего рассказать блондинка не успевает, так как её похищают ниндзя из того самого клана, а Рю спешит девушке на помощь.

Позднее выясняется, что новый предводитель клана паука, которого зовут Геншин (импакт у него так себе, если что) сдружился с демонами и нападает на деревню Рю, в процессе похищая статую, нужную для воскрешения некоего могущественного демона, так что главному герою предстоит снова использовать услуги Speedwagon Foundation чтобы полетать по всему миру, собрать истинный меч дракона по инструкции из Икеи (я вообще так и не понял, зачем он после первой части его разобрал) и сразиться с четырьмя могущественными демонами, среди которых четырёхрукий оборотень, кровавая королева слива, Прометей курильщика и… Alexei. А ещё здесь есть Россия. И суровые российские мины. Вот.

И если по описанию это звучит более-менее, то на деле всё куда печальнее (в DMC2 сюжет лучше прописан, для сравнения), хотя бы потому, что Рю в этой части совсем никакой и по большей части просто молчит, а наслаивание нового лора на то, что уже было в первой части (а я напомню, что там мы в финале сражались с императором демонов), явно не идет игре на пользу. Ну, а тот факт, что на вопросы о том, что здесь происходит и кто все эти люди, ответы можно найти лишь в редких записках, и вовсе отбивает всякое желание как-либо вникать в происходящее.

Уже по традиции есть отдельные миссии в которых нам дают погонять за женских персонажей, тем более, помимо знакомой Рейчел есть ещё Аямэ и Момидзи, у всех своё оружие и мувсет, но, опять же, никакой прокачки. Сюжетно нагрузка таких миссий стремится к нулю, просто беготня по локациям, где уже был Рю, только Аямэ приносит хоть какую-то пользу, возвращая амулет дракона в деревню, что важно для сюжета.

Вообще, если в первой части было неторопливое исследование локаций с таким же неторопливым развитием истории, то сиквел это своего рода аттракцион, в котором нам за ограниченное время стараются показать максимум развлечений и локаций, будь то Япония, Нью-Йорк, Венеция, Южная Америка, Россия (насколько можно понять из игры), различные военные объекты и, в конце-концов, мир демонов.

Геймплей

Если первая часть немалое время уделяла исследованию, поиску секретов, использованию аксессуаров и прочим элементам метроидвании, то в сиквеле создатели по-полной ударились в экшен. Теперь уровни максимально линейны и это именно что пробежки из точки А в точку Б на каждой из локаций с минимумом отклонений от формулы, секреты найти проще простого, да и представляют они банальные расходники. Магазин в целом тоже изменился, если раньше лечилки были на вес золота и нужно было думать, стоит ли их покупать или же лучше потратиться на прокачку оружия, то теперь всё максимально казуально, так как валюта тратится только на расходники, которыми и так забит каждый уровень, это уже не говоря о том, что здоровье восстанавливается в точках сохранения или после убийства любого врага. Золотые скарабеи же ушли в прошлое и их "заменили" хрустальные черепа, единственное предназначение которых - увеличение цен в магазине, что с учётом того, что валюта теперь тратиться только на расходники, позволяет копить кучи кармы которые попросту некуда сливать.

Оружие, к слову, прокачивается в особых магазинах (отличных от обычных) и это не требует ресурсов вовсе, но вот прокачать сразу что-угодно до максимума не выйдет и для доступа к финальному улучшению нужно пройти добрую половину игры, если не больше, а сама прокачка ограничивается по принципу "один магазин - одно улучшение".

Вообще, если сравнивать норму в первой NG и здесь, то сиквел — это просто парад казуальности, и если более удобный платформинг не может не радовать (хотя невозможность свалиться вообще никуда вызывает ассоциации с яслями), то всё остальное удручает, начиная с отсутствия нормальной расчленёнки (с кровищей и криками «Мама, я не хочу умирать!» на японском), которая была в оригинальной второй части, и заканчивая поведением врагов, которых можно тупо закликать.

Боссы — это вообще какое-то позорище, визуально они сделаны прекрасно, но если в оригинале местами был тот ещё хардкор, то здесь это просто губки для урона, можно вообще забить на защиту или уклонения – любой босс ляжет раньше, чем ГГ, в крайнем случае лечилок всегда хватит. Вместе с тем, враги стали разнообразнее, чего только стоят оборотни и натурально мутирующие в пауков ниндзя, однако пониженная в сравнении с первой NG сложность убивает весь азарт.

Спасибо за косу, приятель

Вместе с тем, есть и аспекты, что однозначно стали лучше, к примеру, оружие, которого аж 9 разных видов с разным мувсетом (моё почтение), а прокачка теперь не просто увеличивает урон, но и открывает новые приёмы (да, появился полноценный мувлист), ну, и по классике, меняет внешний вид, так что на максимальном уровне получаем какой-то гротеск и доступные три вида мечей, когти, посох, коса, тонфы, кусари-гама и серпы выглядят просто фантастически. Ну, а быстрое меню для дальнобойного и ближнего оружия, магии и расходников стоило запилить уже давно, пусть это не мгновенное переключение на манер DMC (запихнуть 9 видов оружия в такую концепцию будет сложновато), но и имеющийся вариант всяко лучше, чем долгие копания в меню.

Пусть расчленёнку и порезали (no pun intended) и крови в игре совсем мизер, врагам всё ещё можно рубить конечности, что будет влиять на их поведение, так как подобного "инвалида" можно убить одной атакой, но и он начинает не только иначе двигаться, но и получает доступ к приёмам "камикадзе". Добивания стали весьма красочными, а система с зарядкой оружия за счёт сфер из убитых противников используется более активно, хотя обратной стороной медали тут выступает то, что подобное очень быстро надоедает, ведь, всё, что требуется от игрока - жать Y пока Рю сам наносит десятки ударов.

Уже по традиции нормальную новую игру + никто не сделал, но теперь хотя бы можно перепроходить любую миссию отдельно, а количество дополнительного контента (не DLC) выросло в разы. Это включает в себя уже привычные испытания ниндзя и сражения с волнами врагов, кроме того, появился режим в котором нужно пробежать определённое число локаций, убив на них всех врагов до истечения таймера. Также в игру был включён Tag режим, что позволяет зачистить локацию вместе с напарником - к сожалению, только компьютерным. В каждом из означенных выше режимов можно играть не только за Рю, но и за ранее упомянутых девушек из DoA, которые вместе с главным героем получили ещё больше разных альтернативных костюмов.

Визуал и звуковое оформление

Поскольку проект уже с PS3, то графика стала заметно лучше. Особенно это заметно по пикселизированным текстурам некоторых меню и отдельных элементах оформления родом с PS1. Ну, а если серьёзно, то в остальном всё достаточно неплохо, в геймплее так точно, ролики уже не такие шакальные как в первой части, а дизайн множества разнообразных уровней и правда восхищает (не так сильно как камера, и оператор, стремящийся всё время перевести взгляд игрока на ♂Аss♂ Рю).

Саундтрек всё ещё не на уровне DMC или Байонетты, но всё ещё неплох, больше и говорить о нём нечего.

Итог

Совсем не то, что было в оригинале, явная попытка сделать безостановочный экшен, пожертвовав почти всем исследованием (как минимум в Сигме), если пришли за хардкором оригинала, то игра вас скорее всего разочарует, в остальном же неплохой слэшер, но выдающимся его назвать сложно, ведь потенциал боёвки разбивается о низкую сложность и тупых врагов.

Уже классическая для серии финальная сцена

Ninja Gaiden 3: Razor's Edge

Первые две части современной трилогии Ninja Gaiden были созданы под руководством Томонобу Итагаки, который стремился делать жестокие игры про крутого «суперниндзя», что у него, в общем-то, получалось, а работой над спорными элементами в серии, вроде бессмысленного фансервиса из Dead or Alive или порезанных Сигм, занимались совсем другие люди. Но вот в 2008 году, аккурат перед релизом второй части, Итагаки заявил, что уходит из компании из-за того, что ему не выплачивают обещанные бонусы за прошлые работы.

То, что Рю теперь светит лицом и работает с правительством лишь одна из проблем игры

Таким образом созданием триквела занимались уже без него и, нет смысла держать интригу спустя 11 лет после релиза, получилось деpьмoво. Изначально я думал писать положительный обзор в Стиме, но пройдя игру до конца не уверен, что даже аргумент типа «на ПК не так уж и много годных слэшеров а это всё ещё часть серии» имеет смысл, когда в игре не просто проблемы с каким-то одним аспектом, но в целом она свернула не туда и вряд ли это вышло случайно. Тем более, что почти все аспекты, которые я хотел бы похвалить это заслуга прошлых частей и оставшихся наработок, которые не сумели испоганить даже новым направлением в развитии серии.

Больше никакого БДСМ, только броня

Техническая часть

Это первая игра из сборника, с которой у меня были технические проблемы когда один из финальных боссов решил забаговать и просто застыл с неуязвимостью, а когда игра всё же соизволила вернуть его в бой то ещё некоторое время я ловил просадки до 6 (символично) кадров.

Ах да, владельцев дуалсенса ждёт отдельный бонус – если во время игры ваш геймпад отключится (вы на время отошли по делам или ещё что-то), то можете смело перезапускать игру, ведь она больше не будет на него реагировать после включения.

Сюжет

Начну сразу со слона в комнате – кто-то в студии решил, что будет стильно, модно и молодёжно добавить в игру побольше милитаризма, а то больно она фэнтезийная, в результате чего имеем попытку в боевик со спецслужбами, заговорами и прочим деpьмoм, которое лезло изо всех щелей в играх конца 2000-х и начала 2010-ых. Разумеется, всё это щедро сдобрено «стильными» загрузочными экранами с брифингами и картой, ублюдским минималистичным интерфейсом и прочими «великолепными» решениями, о которых еще поговорим.

Сюжет является ещё одной проблемой и вот почему – когда в играх вроде DMC, God of War или Байонетты прописывали главных героев, им изначально задавали те или иные черты характера, что получали развитие в дальнейшем, вследствие чего персонаж проходил определённые арки и менялся, всё ещё оставаясь крутым героем экшена. В NG же Рю изначально прописан как идеальный ниндзя, которому всё по зубам, а если он и пользуется чьей-то помощью, то лишь в каких-то исключительных моментах.

Здесь же разработчики решили, что нужно нагнать драмы и протагонист должен всю игру задаваться вопросом – а герой ли он или же простой убийца. Хмм… создатели NG3 видимо не в курсе существования двух предыдущих частей где Рю уже спас мир (дважды), а то, что он крошил людей и демонов в капусту как-то не особо ему в этом мешало и не вызывало моральных терзаний. Ладно бы ещё эту тему раскрыли, но нет же, вот в самом начале на протагониста вешают проклятие, тянущее его на тёмную сторону и вроде по идее он должен сам всё преодолеть, но нет, ближе к финалу его так же снимают. В чём был смысл? Где развитие?

Ещё здесь, впервые в серии, Рю частенько ходит без маски, что, по идее, должно было показать нам его как обычного человека, вот только он всё ещё крутой ниндзя, возможно, лучший из всех существующих, так что данный ход выглядят слишком дёшево да и портит образ персонажа, который и так был изначально сделан обезличенным, это была одна из его особенностей как ниндзя, как и то, что его возраст сходу сложно определить (а потом ты заходишь на вики о офигеваешь о того, что ему на самом деле лишь чуть за двадцать).

Сама же история строится на том, что американское (или какое оно там) правительство обращается к Рю за помощью и герою предстоит распутать заговор каких-то алхимиков, параллельно оказавшись под действием проклятия Хватка убийства (Grip of Murder), из-за которого его меч, с которым он сражался всё это время и который веками передавался в семье Хаябуса, сливается с его рукой, всё больше затуманивая разум героя и вызывая у него жажду убийств а также передавая ему страдания каждого, кто был убит этим мечом.

Задумка интересная, но как я уже сказал ранее, тот факт, что проклятие снимают так же, как и наложили, полностью обесценивает эту сюжетную арку. Другая же сюжетная арка ещё эпичнее в своей глупости и представлена темой семьи и тем, что герою почему-то не плевать на девочку, которая спрашивает его, хочет ли он быть её папой. В целом, это даже разбирать нет смысла, в итоге сюжет первых двух частей, который был для галочки, лучше той «драматургии», которую попытались построить в NG3, сдобрив её максимально возможным количеством клише. Ну хоть у Аяне теперь свои локации для миссий (которых аж две штуки).

Геймплей

Начну с достоинств, перекочевавших из прошлой части. Наконец-то в игре есть нормальная расчленёнка и всё сопутствующее в виде кишок, ползающих противников-камикадзе и литров крови. Вместе с ней вернулась и адекватная сложность – если во второй Сигме враги на норме только легонько щекотали ♂Аss♂, то здесь уже вполне могут устроить ♂Fisting♂, причём даже не поинтересовавшись, хочет ли игрок этого или нет. Дерево прокачки стало выглядеть вполне приятно, а в игре снова есть золотые скарабеи, сбор которых открывает новые улучшения, магию и оружие. Последнее вернулось из второй части, за исключением двуручника, серпов и тонф. Костюмы, кстати, теперь меняются прямо в игре и с самого начала доступна парочка альтернативных из бонусов предзаказа старых изданий.

Приятным дополнением стали испытания с боссами из прошлых частей, доступ к которым можно получить находя на уровнях знакомые по второй части черепа, после чего игрока ждёт три волны врагов и, собственно, сам босс. С учетом нормальной сложности играются они замечательно. Кроме этого теперь можно проходить любую миссию за Рю или гостевых персонажей из DoA (которые помимо Аяне представлены ещё двумя девушками), а всяких челленджей стало ещё больше (хотя режимов меньше, чем во второй части)

Вместе с тем система сфер еще из первой части ушла в прошлое и за убийства врагов Рю получает карму, выступающую в виде валюты, магазина Мурамасы также нет и всё прокачивается сразу в меню. ХП восстанавливается после каждого боя на манер NG2, а вот все лечилки убрали, из-за чего теперь местами будет гореть, ведь до полной шкалы здоровье можно восстановить лишь в точках сохранения, которых в разы меньше чем раньше. Конечно, есть медитация, меняющая энергию нинпо (которая теперь в виде шкалы, а не отдельных зарядов) на здоровье, но её полезность крайне сомнительна. Рю теперь может моментально объяснить противнику всю суть его ошибки, стоит тому лишь попробовать применить захват - подобная механика с выбором правильного тайминга позволяет сразу ваншотить несколько врагов (при использовании косы это и вовсе имба).

Ну, а теперь о минусах, из которых игра состоит более, чем наполовину. Чёртовы гранатомётчики в каждом втором бою, которые только всё портят, затягивают время схватки и лишний раз отвлекают. Стелс, что появляется полтора раз за игру и нужен игре также, как собаке пятая нога, а его уровень проработки прост смехотворен. QTE, среди которых есть парочка неплохих, но в остальном это карабканье по стенам с поочерёдной долбёжкой тригеров, что лично у меня вызвало флэшбеки по Tomb Raider 2013 и Resident Evil 6. Покраснение экрана и звук сердцебиения при низком ХП (в мать его слэшере, что с вами не так?!), тут даже объяснять не нужно, почему это бредово. Частые эпизоды с ослабленным Рю в которых есть ХОДЬБА, что только растягивает хронометраж и в игре, где избавились от нормального исследования в пользу экшена выглядит как издёвка.

Устаревшие секции по типу поездки на машине с отстрелом всего живого, такие же устаревшие индустриальные локации, в этом плане игра словно застряла в конце 2000-х. Ну, и по классике – камера, не покидающая кривой задний проход оператора уже в третий раз и умудряющаяся пробивать всё новое дно. Ах, да, бедные японцы 8 лет не могут сделать нормальную НГ+.

Враги на удивление неплохие, хоть и не все, мутанты порадовали, хотя в какой-то момент их становится слишком много, боссы, по крайней мере, некоторые, тоже неплохие, но вот очередной босс-вертолёт (в 2012-ом году, КАРЛ!) и финальное позорище (это и боссом назвать нельзя, если половину боя приходится сражаться с обычными врагами) со скопированным с Байонетты визуалом это такое же пробитие дна, как и камера. Ещё в этот раз разработчики решили копипастить всё, что плохо лежит, вследствие чего заметны явные «референсы» к Байонетте и GoW, а финальный уровень и вовсе скопирован с начала первой Darksiders.

Если не брать во внимание некоторую копипасту, то локации в игре сделаны неплохо, тут и снова Япониия, Южная Америка, Лондон и Париж, нашлось место даже Антарктиде, так что Рю теперь побывал на всех континетах. Впрочем, милитаризм никуда не делся а потому в игре всё ещё есть военные базы или "гениальная" миссия в ходе которое мы пробегаем по нескольким кораблям, попутно уничтожая их вооружение.

После прохождения игры всё также можно перепройти любую миссию (но на том же уровне сложности, на котором она была пройдена, всё ещё никакой нормальной нг+) или проходить испытания, которых здесь море - всё это доступно для любого из четырёх играбельных персонажей, альтернативных костюмов всё ещё достаточно.

Визуал и звуковое сопровождение

Если не обращать внимание на интерфейс и прочие попытки в создание «стильного боевика», то графика вполне приятная, детализация весьма неплохая для своего времени, а дизайн некоторых локаций, пусть и клишированный, но выполнен добротно.

За английскую озвучку с участием Троя Бейкера я бы поставил плюс, правда его перекрыли бы два минуса за крики союзников при смерти героя (Raiden? Raiden?!, ой, другая игра) и «озвучку» финального босса. Музыка всё ещё средняя.

Итог

Пример того, что будет, если за серию возьмутся люди без фантазии и с желанием сделать «как на западе». В целом играть можно, даже местами получать удовольствие, но за исключением расчленёнки и сложности игра во всём уступает второй части из сборника.

Общий итог

В целом, после прохождения мне стало понятно, почему серия закончилась на третьей части, в 2021 году некоторые решения, особенно в оригинальной игре, выглядят откровенно устаревшими, в то же время сложность предоставляет челлендж, который можно найти далеко не в каждой современной игре. Если не брать во внимание лень, с которой создатели подошли к созданию сборника, то для любителей экшена и игр со сложностью выше средней это неплохой способ устроить себе испытание. Конечно, можно было сделать порт и получше, я прекрасно понимаю тех, кто не будет закрывать глаза на лень разработчиков и пройдёт мимо, но если вы не владеете консолью и хотите познакомится с серией, то это далеко не худший выбор.

Надеюсь, вам было интересно читать этот обзор (вернее, обзоры) и вы узнали что-то новое. Меня также можно найти в Стиме, где я регулярно пишу обзоры игр, выкладываю скрины и иллюстрации, иногда делаю руководства и в целом веду активность, так что всегда можно добавиться в друзья. Спасибо за внимание!

0
44 комментария
Написать комментарий...
Катя Дорохина

2 любителя картошки недавно делали обзор на сборник вроде. Сейчас чисто волна таких будет?

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

А если я прошёл раньше них, что можно проверить по датам в Стиме, это даёт мне эксклюзивное право говорить о серии?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Travis

Лишь бы IXBT приплести

Ответить
Развернуть ветку
Timur Musikaev

Кому нужны эти два дегена?  
Я лучше почитаю пользовательский обзор, Нежели буду смотреть "Этих"

Ответить
Развернуть ветку
Базовый Петя

Первую часть лучше пройти на эмуляторе.
Вторую тоже если нормально уже работает эмулятор 360 бокса.
Сигмы эти просто кал

Ответить
Развернуть ветку
EDM

Разве есть нормальный эмуль первого бокса, который адекватно работает? Я примерно год назад интересовался и не нашёл на ютубе видео, где было бы играбельно.

Ответить
Развернуть ветку
Базовый Петя
Ответить
Развернуть ветку
EDM

Ну тогда круто вообще, можно поиграть не в сигму 👍 в сигму ради графики можно поиграть. Ещё в сигме добавили задний кульбит (или как его назвать). В блэк Рю просто кувыркается туда сюда, а в сигме он на руки и потом на ноги кувыркается, прикольно.

Ответить
Развернуть ветку
Fat Larry

Побегал в двойку лигмы и чет совсем не зашло. Такое ощущение что вся игра построена на абузе атак с кучей айфреймов при которых враги просто стоят и смотрят как гг кромсает их товарища будучи неуязвимым. Боссы какое-то недоразумение, гигантская статуя Будды из ниоткуда (прямо пародия на Колосса из гов2), какой-то металлический червяк на одном уровне убогости с гигапедом из дмц3. Дизайн врагов тож не блещет, нинзя нинзя псы с мечами в пасти (шо блять), спецназновцы с двумя катанами и базуками та ещё вакханалия

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор
Такое ощущение что вся игра построена на абузе атак с кучей айфреймов при которых враги просто стоят и смотрят как гг кромсает их товарища будучи неуязвимым.

Это не ощущение такое, это игра такая) Ну, или конкретно Сигма.

какой-то металлический червяк на одном уровне убогости с гигапедом из дмц3

Это ещё ничего, в первой части черви были ещё хуже)

Ответить
Развернуть ветку
Chaos Killer

Лучше скачаю трилогию на эмуляторе. А то, сами знаете, ПК-порт оказался отвратительным.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Дорохина

Вроде говорили что 2 часть в целом ок для поиграть. Вроде она самая лучшая. Правда вроде не просто 2ая часть а sigma2. 

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

Не в составе сборника, это точно, может доп контента там и навалом, но какой от этого толк если сложность на уровне игр с мобилок. Я, конечно, понимаю, что кому-то и этого хватит, я лишь рад за таких людей, но многие всё же любят серию в том числе и за сложность.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Дорохина

Я ошибся в нумерологии, имеется в виду sigma 2. Но в сборнике её нет?

Ответить
Развернуть ветку
Целесообразный инструмент

В сборнике как раз сигма 2

Ответить
Развернуть ветку
EDM

Самая лучшая первая часть, потому что там и бэктрекинг и загадки (Black версия), и сложность. Вторая как выразился автор это аттракцион и я согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Зарипов

Нет, сигмы отрыжки, лучше на эмуле вторую часть запустить. Первую в идеале по обратке на боксе играть.

Ответить
Развернуть ветку
Базовый Петя

Вторую в общем то тоже лучше там играть. Ее пару лет назад ещё до 4к апнули, выглядят и по сей день игра прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

Вторая на эмуляторе бокса только полгода назад вылезла из состояния черного экрана и пока еще неиграбельна. Лучший вариант сейчас это по обратке.

Ответить
Развернуть ветку
Суровый супер_стар

Только 3 часть и так на пк в лучшем издании вышла, лол

Ответить
Развернуть ветку
EDM

Fiend вроде как нежить, потому тут в основном все нежить, но летающий козёл вроде демон. Для меня первая часть NG была и остается лучшим слэшером. У меня предвзятое отношение к dmc и всяким байонеттам и годоварам. Я считаю что по части хореографии и платформинга они полное фуфло. Мне больше нравится грациозный с идеально выверенными движениями ниндзя и двигающийся как ниндзя, бегающий по стенам и прыгающий по стенам вверх, бегающий по воде.

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

Ну, не скажи, в Байонетте над хореографией как раз-таки неслабо запарились. А с fiend ситуация классическая для английского языка - там несколько вариантов перевода

Ответить
Развернуть ветку
Утренний цвет

О да, сейчас бы пояснять за кривой платформинг гайдена, где ниндзя с ИДЕАЛЬНО ВЫВЕРЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ приклеивается к стенке как инвалид, и не дай бог находится на полпикселя ниже необходимого уровня для подъема, тогда он просто продолжит как идиот бежать в стену, а не забираться по ней. Или эти ебланские выпрыгивания только по прямой после доджа, господи как же они раздражают.

Да и о какой грации в боевке может вообще идти речь, когда 90% времени ты воюешь с ебучей камерой, которая смотрит в очко демона, и ты не только себя, но и врагов на арене не видишь. Как можно нормально в первой части применить Flying Swallow, когда тебе надо идеально нажать вперед в сторону врага, но камера постоянно крутится хрен пойми куда? Эту игру мог бы спасти лок он как в dmc или байонетте, но нет, ты будешь умирать, как идиот в узких локациях если рискнешь поставить сложность выше нормала.

Первый гайден, отвратительно кривая игра, и имхо не выдерживает никакой конкуренции ни с байонеттой, ни с dmc. 

Ответить
Развернуть ветку
EDM

Плохому танцору сам знаешь что мешает. С камерой никаких проблем никогда не испытывал, просто направляешь Рю в ту сторону которую хочешь и отжимаешь правый курок(вроде правый если не путаю) и камера направлена куда нужно. Платформинг иногда не получается да, тут надо больше микроконтроля, косяков именно по части управления здесь нет. То что ты описал с бегом в стенку вообще не понял, если ты прыгаешь вдоль то и бежит он по стенке вдоль, если ты с места прыгнул тупо в стену, то и бежит он наверх, а не вдоль, какие проблемы могут быть? Дмц с его боевкой это убожество. Даже в 5 части они не достигли такой же красоты и плавности как у Ninja Gaiden, всё также топорненько. Первая часть Ninja Gaiden лучший слэшер всех времен и всё тут.

Ответить
Развернуть ветку
Travis

Я после всех новостей про охренительный порт на пк думаю взять их по отдельности на хуане (по обратке), либо на сыче

Ответить
Развернуть ветку
Финский клуб

ТЛДР - стоит играть современному зумеру или такая же душниловка как ДМК3? Мне очень нравятся слешеры платинумов

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

Если для тебя третья DMC - душниловка, то первую NG лучше вообще не запускать. Вот со второй можешь попробовать.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Чубик

Написано забавно

Ответить
Развернуть ветку
Самир Рзаев

Русификатор бы - прошел бы всю серию, и пох сигма или нет, буду на своем боксе играть (3 придется через эмуль, ибо перевода на бокс нет "Razor's Edge")

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Семеряков

Автор ещё в Йайбу не играл ;)

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

В скором времени планирую, но это вообще сложно назвать NInja Gaiden

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Комарович

Как сделают русификатор, куплю. И может даже сыграну, а не закину в дальний бэклог. 

Ответить
Развернуть ветку
Sheldon Unknown

Честно говоря, самой жопоразрывающе сложной мне почему-то показалась именно 3 часть, как ни странно. Если в первой как-то довольно быстро входишь в ритм, начинаешь "читать" противника и играть по правилам, то в третья наоборот ощущается, как сумбурный танец, причем уже с самого начала.

И если первого босса в Sigma я прошел прям с первой попытки, хоть и на последнем издыхании, то в третьей меня на первом же уровне заставили страдать как обычные мобы, так и босс, попыток десять ушло, честное слово. И это на норме.

За статью спасибо, побудило попробовать, и не прогадал.

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

Может, ты проходил её после лёгкой второй и именно это повлияло? У меня было именно так.

Ответить
Развернуть ветку
Sheldon Unknown

Я пока все три прохожу. Просто было интересно попробовать по-одному уровню в каждой игре, далее уже последовательно проходить. :) Но да, третью попробовал после второй, а вторая действительно самая легкая.

Ответить
Развернуть ветку
I Think...

Что за мода на дтф "обозревать" игры пройдя их единожды, не разобравшись даже в механиках? Ещё и на сложности для самых маленьких (при этом называешь себя фанатом жанра, кек). Уже второй раз за день натыкаюсь на статью такого толка. Ninja Dog/10

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор

С каких пор нормальный уровень сложности для самых маленьких?

Уже второй раз за день натыкаюсь на статью такого толка.

И кто тебе в этом виноват? Я опубликовал этот текст месяц назад.

Что за мода на дтф "обозревать" игры пройдя их единожды, не разобравшись даже в механиках?

Вроде в заголовке написано "обзор-мнение", а не "детальный разбор", ты удивишься, но далеко не все проходят подобные игры и единожды, это не даёт им права говорить о тех аспектах игры, которые они увидели? И да, в каких механиках я не разобрался?

при этом называешь себя фанатом жанра, кек

А, так ты из тех людей, что считают, будто человек не может быть поклонником чего-то если не является адовым задротом? Если тебя это утешит, у меня все части DMC и Байонетты пройдены на всех уровнях сложности, а с NG я познакомился только летом и у меня как-то пока не было столько свободного времени чтобы пробежать их на харде.

Ответить
Развернуть ветку
I Think...

Ну хотя бы с тех, что на нормале боссам никто не помогает (в отличие от последующих сложностей). С тех, что лечащие эликсиры стоят копейки и их можно таскать до 15 штук (10 мелких и 5 больших). С тех, что доппельгангеров игра вводит только на харде. А до вери харда ты даже не со всеми боссами основной кампании сражаешься. Так и выходит, что нормал это baby mode, хард - разминка перед вх, вери хард - нормал а master ninja - хард.

это не даёт им права говорить о тех аспектах игры, которые они увидели

В лучшем случае ты увидел по одной трети каждой игры.

И да, в каких механиках я не разобрался?

У тебя апгрейд оружия стал открывать новые приёмы только ко второй части, хотя это присустовало еще и в 1.

у меня все части DMC и Байонетты пройдены на всех уровнях сложности

Во-первых: У тебя не пройден HOH в пятёрке, что довольно странно, учитывая наличие сей ачивки в 4й части. Видимо потому что после финальной смерти игра не отбрасывает на последний чекпоинт. 
Во-вторых: Это вообще не аргумент до тех пор пока ты не покажешь скриншоты оценок и медалей. 

Ответить
Развернуть ветку
DarkPrince9507
Автор
У тебя апгрейд оружия стал открывать новые приёмы только ко второй части, хотя это присустовало еще и в 1.

Да уж, прошёл три игры подряд и забыл об одном единственном аспекте, вот чудеса.

Во-первых: У тебя не пройден HOH в пятёрке, что довольно странно, учитывая наличие сей ачивки в 4й части.

А, так мы учитываем только лицензии? Видимо, придётся аннулировать пару-тройку сотен часов опыта в DMC и с полсотни в Байонетте.

Во-вторых: Это вообще не аргумент до тех пор пока ты не покажешь скриншоты оценок и медалей.

А кто решает что является аргументом? Псевдохардкорщик вроде тебя, считающий что он один правильно играет в игру а все остальные казуалы? Так ты сам говорил лишь об уровнях сложности, а не медалях. Чего ты пытаешься добиться подобными комментариями? Доказать что ты мегакрутой нагибатор в NG а я казуал? Перечитай текст и найди там хоть одно предложение, в котором я говорю, что круто играю в NG (на первом прохождении, ага). DMC и Байонетту я приводил как примеры игр, которые мне действительно нравятся, это не значит, что у меня там за каждую миссию есть чистая платина и SS ранг (хотя и не без этого), но в эти игры я наиграл достаточно, чтобы знать обо всех или хотя бы почти обо всех механиках.  Но ты почему-то не пошёл в мой текст по Байонетте (который всё ещё не покрывает все аспекты игры, но куда детальнее этого), нет, ты зарегистрировал новый аккаунт и пытаешься доказать, что все кругом казуалы и не имеют права писать об играх, которые они не задрочили на максимальный ранг, так, что ли? Так я и не претендую на эксперта по NG и уж тем более не намерен меряться письками в игре "кто круче нагибает", так как давно вышел из столь юного возраста, для которого подобные забавы - обычное дело. Так что могу только посоветовать написать обзор подетальнее, к которому казуалы вроде меня не смогут придраться. Всего хорошего.

Ответить
Развернуть ветку
I Think...

Причём здесь лицензии? У тебя первая ачивка в DMC5 получена в день релиза. Т.е с игрой ты познакомился явно не на пиратке. И при этом, за 140 часов ты так и не осилил HOH (при этом понтуясь прохождением всех дмк на всех уровнях сложности). Зато каким-то образом "осилил" оный в четверке. В прошлом комменте я предположил как именно.

Так ты сам говорил лишь об уровнях сложности, а не медалях.

Я лишь сказал что сам факт прохождения на том же дмд или nsic ничего не говорит о тебе как об игроке до тех пор, пока ты не покажешь скриншоты оценок и медалей. Ибо эти игры можно пройти простым абьюзом вещей и пр. Что видимо ты и сделал.

Ответить
Развернуть ветку
roast potato
и такая же душниловка как ДМК3

в каком месте ДМК 3 душниловка? 

Ответить
Развернуть ветку
I Think...

Некоторые миссии на дмд довольно душные

Ответить
Развернуть ветку
roast potato

Да хз, прошел ее в свое время на сложном будучи школьником и как-то не заметил сложностей. Ну точнее сложности были, но точно не душные. Возможно конечно на других ситуация другая, но в целом игра в охоточку зашла.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 44 комментария
null