Дверь на семи замках. Вспоминаем Silent Hill 4: The Room

Личный взгляд на самую неоднозначную игру с которой начался закат великой серии хорроров.

Дверь на семи замках. Вспоминаем Silent Hill 4: The Room

Спойлеры! Немного лонг! Крик души по упущенным возможностям.

В этот раз я обойдусь без полного пересказа сюжета и сосредоточусь больше на своих отношениях с игрой. Ибо, как ни крути, SH4 не выдержит прямого сравнения ни с одной из предыдущих игр серии.

The Room это не Silent Hill. Это все что угодно, но не продолжение всеми любой серии игр. Что говорить, если в игре вообще нет самого Сайлент Хилла, а герой попал в беду в каком-то Эшфилде? Этот город якобы располагается недалеко от Тихого Холма. Но если сценаристы так хотели указать на близость героя к городу то почему не выбрали Брэм, который упомянула Сибил в самой первой игре? Таких вопросов по ходу игры возникает миллион и ответить на них можно двумя способами.

К сожалению, игра, равно как и главный герой, оказались не в том месте и не в то время. Просыпайся Генри, пора выбираться отсюда.

Дверь на семи замках. Вспоминаем Silent Hill 4: The Room

Итак, первый способ: разнести игру в пух и прах за ретконы и наплевательское отношение к наследию.
Второй способ: сделать вид, что это именно то, как задумывали разработчики игру изначально. Обособленный проект под названием "The Room". А надо ли это? Konami сами выстрелили себе в ногу назвав игру SIlent Hill.

Если мы выбираем первое, то игра разочаровывает в первую очередь, как часть серии. Несмотря на, то что ее можно оправдать самобытностью, как Silent Hill 2, SH4 остается при этом недоделанной, недодуманной и затянутой. Если выберем второй пункт, то это просто проходная игра на пару вечеров, но все такая же недожатая и бессмысленная. Вот в таких бесперспективных условиях начнем вспоминать, чем же таким была эта самая комната.

Генри Таунсенд - никто. Он не связан с культом и не ищет родственника. Он не был призван в город как грешник. Он просто человек, который оказался не в том месте и не в то время. У него нет личной арки и мотивов. Его существование не влияет ни на глобальный лор (Гарри убил Самаэля), не страдает рефлексией позабыв о чем-то важном (Джеймс) и он не был рожден от Алессы (Хизер). Он просто мужик, который проснулся в запертой квартире без возможности выбраться наружу. На его месте мог оказаться пропитой алкоголик, который помер бы раньше, чем Салливан довел свой ритуал до конца. О, этот Салливан. Мы еще вернемся к нему.

Генри сложно сопереживать, его трудно полюбить. Но и ненавидеть тоже не за что. В обзорах на SH1 и SH2 я писал, что Гарри и Джеймс очень быстро перестают удивляться окружению. Генри в этом плане квинтэссенция пофигизма. Он даже не пытается сделать вид, что ему не все равно, что происходит вокруг.

Лениво поднявшись с кровати, он так же лениво дает экспозицию о том, что уже пять дней сидит запертый в квартире. Мы не видим попытки героя сломать замок или разбить окно. Мы узнаем лишь, что телефон и ТВ не работают и должны принять как факт, что пять дней подряд Генри ничего не делает для своего спасения. Написать письмо и просунуть под дверь, конечно, нельзя. А что еще смешнее, игра до рассказа Генри уже дала нам экспозицию о том же самом. Как? Стеной текста на экране. Это какой-то любительский уровень, а не знакомая нам студия-разработчик Team Silent.

Даже, когда в ванне образуется дыра в стене (почему-то именно на пятый день) Генри не долго думая лезет в нее. Лучше бы ты руку в унитаз сунул, исследователь. Моя проблема в том, что герой будучи запертым изнутри своей же квартиры, выглядит максимально спокойным. Настолько, что появление дыры в стене его удивило ровно настолько, чтобы он влез в нее как ни в чем не бывало. Это не выглядит как шаг отчаяния. Это как Гарри, который убивает огромного, сука, мотылька размером со здание и не говорит ничего на этот счет. Алло, ты вообще понял, что произошло?

По каким-то неведомым причинам, Хизер из триквела единственная в серии, кто реагирует на окружение куда более живо. А так же больше одного раза за игру задается вопросом что вообще происходит. Шиза вокруг доводит ее до того, что героиня начинает шутить на эту тему. Как разработчики поймали волну к третьей игре и снова профукали все в четвертой?

Заканчивая с Генри. Можно оправдать его, мол он аватар и должен бояться в первую очередь игрок. Вы часто переживаете за персонажа в ММОРПГ? А вот у Генри есть его имя, и даже какое-никакое хобби - делать фото. Так что Генри - персонаж истории, а не аватар игрока.

Вторым героем выступает квартира. И это лучшая часть игры. Ее сердце. Небольшие апартаменты, которые можно свободно исследовать от первого лица. Квартира одновременно и островок передышки, и источник развития сюжета. По крайней мере вначале. Генри может посмотреть в глазок и понаблюдать за соседями, сохранить игру, сложить вещи в ящик и подглядеть за соседкой Айлин через дырку в стене.
Почти каждое возвращение сюда запускает какую-то новую сценку или событие.

Кстати, раз я затронул эту тему, то и поговорим об изменениях в геймплее.
Так как игра разделена на уровни, то загадок в ней почти и нет. В основном это сбор ключей от дверей за которыми лежат новые ключи. Помимо этого инвентарь теперь ограничен десятью слотами. Из-за чего количество бэктрекинга в квартиру и обратно возрастает втрое. При этом каждый ключ и каждая обойма патрон занимает по одному слоту. Неудобно.

Из боевой системы выкинули весь огнестрел кроме пистолета и револьвера. Теперь герой 90% времени машет оружием ближнего боя. Клюшки для гольфа, биты, ножи, топоры, кирки и так далее. Почему сделали уклон в ближний бой, который ВСЕГДА в серии был корявым - не ясно. Так же Генри научился делать усиленный удар оружием. Зажимаем кнопку и персонаж, подготовившись, наносит удар с увеличенной силой. Почти бесполезная вещь, так как враги ударят быстрее, чем зарядится шкала.

Во второй половине игры в квартире появляются призраки и пугают они очень и очень неплохо. То труп кошки мяукает в холодильнике, то из стены вылезет привидение. Через глазок можно увидеть и Салливана, и мертвого Генри. Отличий и разнообразный аттракцион ужасов, словом. Единственный в игре. Ни одна локация, ни одна игровая ситуация, не пугают так как квартира. А вот враги могут.

Некоторые. Уже виденные собаки и назойливые бессмертные привидения, являющиеся жертвами злодея, весьма неплохи. Двухголовые дети бегающие на огромных руках и показывающие пальцем в сторону героя это жутко и креативно. Макаки...

Простите? Какие макаки? С клюшками для гольфа? Вы там совсем поехали, Team Silent? И что они означают? Что люди для Салливана как обезьяны - тупые и вечно орущие? СПГС это вон туда.

Нет, это не сюрреализм. Это лень. Возможно даже плевок в лицо фанатам привыкшим, что враги что-то да означают в рамках игры. Макаки, чтоб их...

А инвалидные кресла? А так называемые пациенты? Они не значат ничего.
Салливан умеет ходить, Салливан не был пациентом госпиталя. Салливан, Салливан. Да кто такой этот ваш Салливан?

Это персонаж газетной выдержки из Silent Hill 2. Ну, когда Джеймс искал монетки от шкафа. В мусорке он видит газету и упоминание в ней Салливана, который убил несколько человек, а когда его арестовали он покончил жизнь самоубийством с помощью ложки. Еще раз. Салливан убил себя ложкой. В тюрьме. В SH4 оказывается, что он убил себя в соседней комнате квартиры Генри.

Даже если приплести СПГС и поверить, что это был не настоящий Уолтер, то получается и полиция и его бывший одноклассник внешне не признали того самого Уолтера? Это же абсурд. Более того, под конец SH2 мы находим могилу Салливана. Более более того, события SH4 происходят в 2001 году. Примерно семь, может десять лет спустя после SH2! Салливан уже мертв хренову тучу лет!

Даже если включить СПГС и предположить, что могилы в SH2 дают понимание того кто умрет в будущем, то у меня возникает вопрос, а зачем Джеймсу вообще надо было показывать эту могилу? Зачем это нужно было игроку? Что это за смерть такая отложенная аж на 10 лет?

Дверь на семи замках. Вспоминаем Silent Hill 4: The Room

Разработчики думали, что поступили креативно, создав из n-цать степенного газетного персонажа SH2 главного антагониста SH4 и крупно облажались. Делать целый реткон лора, ради персонажа, чье первое упоминание мы находим в МУСОРКЕ это или глупость или наплевательское отношение. Он уже в SH2 был выброшен на свалку, что "символизирует" его неважность в сюжете, но его достали, реанимировали и сказали, что этот Салливан вообще такой же крутой как Алесса. Умеет создавать параллельные реальности и своих богов.

Да. Уолтер Салливан тоже умеет создавать параллельные миры и дьявольских богов. Потому что штуку из конца игры по другому никак не назвать.

А знаете как Салливан получил свои суперсилы? Согласно фэндомной вики: "священник секты Валтиэля в Ордене, наставлял Уолтера и обучал его ритуалу 21 Таинства, для свершения которого он впустил Валтиэля, «ангела» Ордена, в подсознание Уолтера. Нахождение этой демонической сущности в подсознании Уолтера, вероятно, наделило его некими сверхъестественными силами".

Понимаете, да? Валтиэль, персональный проводник Хизер из третьей части наделил суперсилами Уолтера Салливана. А знаете откуда эта информация? Из книги Lost Memories, а не игры. Да мне все равно, что там написано в какой-то книге. Я смотрю на то, что дала мне игра.

Я спрошу больше. Зачем Далии нужно было призывать бога, если члены ордена могли открыто призывать на помощь остальных существ себе на помощь? А я знаю зачем.

Потому что к четвертой части лор полностью развалился. Сценаристы и ранее не пытались связать события первой и второй игры отдав теории на откуп фанатам. Дескать, Самаэль помер и теперь его дух зовет грешников в город (натянутая теория, которая хоть как-то объясняет связь между иррациональностью в оригинале и сиквеле, которая лично меня устраивает). Но в четвертой игре они к этому добавляют еще и Салливана, который полностью руинит хоть сколько-нибудь удерживающуюся логику лора своими способностями к созданию параллельных миров. Существование Салливана полностью обесценивает Алессу и Самаэля.

А эта Lost Memories… Такие штуки пишутся тогда, когда сами сценаристы уже не понимают, что происходит и пытаются все увязать между собой.

Словом, разработчики сами внесли смуту в ряды фанатов еще в SH2, а в SH4 окончательно запутались в своих же сочинениях. А ведь можно было бы просто признать, что канона вообще не существует, каждая игра это вольная интерпретация "магии" города. Или вести линии секты и грешников параллельно и никак не связывать между собой. В итоге мы имеем персонажа с суперсилами взявшегося из ниоткуда и с максимально тупой мотивацией.

Салливан хочет воссоединиться/слиться с матерью. Мать в его понимании это квартира, где живет Генри. Чтобы это произошло нужно провести особый ритуал... Да, бл@ть. У Ордена есть ритуал который позволяет слиться с квартирой. ¯\_(ツ)_/¯ Найди себе сарай и слейся с ним, чтоб тебя.

Уолтеру нужно совершить 21 убийство, чтобы ритуал сработал.
По ходу игры мы видим убийства оставшихся людей. Синтии из метро, наркомана из леса, охранника из детской тюрьмы и жильца из тех же апартаментов, что и Генри.

А? Что за детская тюрьма? Туда сажали непослушных людей из приюта неподалеку. *Глубокий вдох* Детская тюрьма в ТУРИСТИЧЕСКОМ, мать вашу, городе! Как этого никто не заметил? Да плевать, что она стоит посреди Толуки (буквальное описание "located somewhere on Toluca Lake"). О таком НЕВОЗМОЖНО умолчать в городе в котором есть ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С ИСТОРИЕЙ ГОРОДА.

Ладно, к черту это все.

Последними жертвами становится соседка Айлин и сам главный герой. Однако, по каким-то, НЕВЕРОЯТНЫМ причинам, Салливан не добил Айлин и начал гоняться за ней и Генри через все миры. Боже, что за трэш. Главный злодей, который до этого моменты был неким мистическим и непонятным персонажем, все вторую половину игру выступает в роли бессмертного врага, который буквально бегает за героями и стреляет в них с двух рук из пистолетов. Самаэль, мы все просрали.

Ах, эти миры, как называет их Генри на точках сохранения. В игре шесть уровней. Да, уровней. У нас нет города и его "домов с привидениями", которые мы посещаем. Теперь мы имеем дыру в ванной, которая последовательно переносит нас по локациям. Почему она ведет его в места, где Салливан убивает своих жертв я не знаю. А еще я не знаю почему дыра приводит героя в больницу к Айлин.

В целом коряво, но приемлемо. Квартира оказалась самой сильной стороной игры и при этом имеет слабые места. Герой не может покинуть квартиру, но на уровни он попадать как-то должен. Пусть так.

Мы изучаем каждый из "миров" и наблюдаем за смертями жертв. В определенный момент сюжета после спасения Айлин, как я писал выше, за героями начинает гнаться Салливан, а игроку нужно пройти все локации ЕЩЕ РАЗ. А чтобы еще больше взбесить игрока с Генри начинает ходить Айлин, которую нужно оберегать, если вы хотите получить хорошую концовку.

В это же время в квартире начинают появляться призраки. Избавиться от них можно с помощью специальных свечей.

Когда этот геймдизайнерский беспредел с бэктрекингом через пол игры кончается, мы, наконец, выходим из квартиры. Чтобы пройти еще один из предыдущих уровней и только потом попасть в финал игры.

Если вы очистили квартиру от духов и берегли Айлин, то во время финальной битвы можно особо не спешить и спокойно убить мамку Салливана и его самого. В корявой рукопашной битве Генри забивает суперзлодея и кошмар заканчивается. Особенно для игрока.

Генри несет цветы в госпиталь Айлин. Хэппи энд. Титры.

Я так не люблю историю SH4, но мне так нравится атмосфера игры в квартире. Пиковая точка бытового ужаса в серии была достигнута именно здесь, но потенциала хватило только на эту маленькую локацию.

Символично, но после четвертой игры Team Silent распалась. Символично потому, что цифра "4" в Японии означает "смерть".

Трудно отрицать, что после релиза оригинала разработчики не справились с собственным каноном и начали его переписывать в угоду собственным творческим амбициям. Да, получилось здорово, но лишь в отрыве друг от друга. Но именно SH4 стал апофеозом ретконов в лице Салливана.

Первая трилогия - хорошие, отличные, великие игры. Но четверка, увы...

Кстати, вот инфа по проданным копиям серии игр. C 1999 по 2006 год было продано 5 миллионов копий из которых больше 2-х миллиона ушло на SH1 и больше 1-го миллион на SH2. Полагаю, на SH3 и SH4 ушло по миллиону, а то и меньше проданных копий (точные цифры не нашел). А это что-то да значит.

Эпоха Team Silent завершилась на грустной ноте. Они выпустили местами атмосферную, но жуткую поделку к которой зачем-то прилепили название SIlent Hill. Самое обидно, что команде разработки не дали шанса реабилитироваться.
Помянем. Генри, неси цветы.

Дверь на семи замках. Вспоминаем Silent Hill 4: The Room

Опус на первый SH - был моим любовным письмом.
Пересказ SH2 - попытка разобраться со своим отношением к сиквелу.
Их можно найти по ссылкам в конце обзора. Там нет такого количества агрессии, как в тексте выше.
Обзор на SH4, как я написал вначале, это крик души, который останется без ответа. Жаль.

Как бы я не относился к The Room, раз в несколько лет я перепрохожу всю квадрологию. Именно квадрологию, потому что ни одна игра из серии в последствии не смогла сделать нечто подобное, что сделала Team Silent в своих играх. Создать правдоподобную атмосферу бытового хоррора в извращенной реальности.

Оценка: "That's when i first had the nightmare."

Спасибо за чтение. Еще немного обзоров тут:

1515 показов
8K8K открытий
11 репост
92 комментария

Обзор на SH4, как я написал вначале, это крик души, который останется без ответа. Жаль.

Могу вам ответить, чтобы крик в воздухе не висел! С вами не совсем согласен, но сколько людей — столько мнений. Эта игра меня изменила, и это вообще первый СХ, который я прошёл. Да, можно сказать, что она не СХ, но... что есть СХ? Все игры франшизы очень разные ведь.

Главное, что как самостоятельное произведение The Room пусть и кривоватое, но до чего ж страшное, сюрное и концептуальное! 

Ответить

Не могу не добавить. Да, Ито придумал много страшных образов, но... самыми страшными оказались призраки из СХ4.

Ответить

Да, можно сказать, что она не СХ, но... что есть СХ?

Да вот в том-то и дело...

Я для себя условно разделил СХ на 2 ветки: 1 - Silent Hill 2, Silent Hill 4: The Room; и 2 - Silent Hill, Silent Hill 3, Silent Hill: Origins.

Первая ветка, на мой взгляд, более прогрессивная, т. к. не "боится отойти" от канона и первоначальной концепции Города, а вторая, соответственно, в попытке сохранить "тот самый SH", скатывается в самоповтор.

Мои любимые части Silent Hill 2 и Silent Hill 4: The Room. В Downpour и Homecoming я еще не играл.

Ответить

Да, можно сказать, что она не СХ, но... что есть СХ? Все игры франшизы очень разные ведь.Вот тут полностью согласен.

Ответить

Видимо, кому как. У меня это была первая игра из серии, с которой познакомился. И даже когда после этого прошёл все остальные части, эта осталась любимой и самой запоминающейся 

Ответить

" пусть и кривоватое " - имхо , это актуально ко всей серии .

Ответить

Помню играли с другом у него дома в эту игру, сначала долго не могли пройти участок с приютом, где ключ тебя запирает в локации.
А потом ещё его батя случайно разбил что-то за дверью, когда в игре начались хаунтеды, и чтобы мы не могли выйти и разнести осколки подпер её.
Полный эффект погружения 

Ответить