Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

Динамический диапазон важнее, чем 4К.

На SDR-дисплее увидеть HDR невозможно, поэтому обычно в таких сравнениях картинку слева ухудшают намеренно, чтобы была понятна суть
На SDR-дисплее увидеть HDR невозможно, поэтому обычно в таких сравнениях картинку слева ухудшают намеренно, чтобы была понятна суть

4К, как стандарт, наконец-то пошёл в массы. Можно смело назвать 2017 год тем переломным моментом в истории, когда это разрешение стало по-настоящему потребительским. Цена панелей опустилась ниже 500 долларов даже за большие диагонали, да и сам контент, пускай и с натягом, но начал отвечать нужным требованиям.

Неоценимую поддержку тут оказали консоли. Появление PS4 Pro и Xbox One X существенно ускорило внедрение 4К-экранов. Постепенно (но не без кучи оговорок) в 4К переводится и обширная голливудская фильмотека. Уже сейчас почти все оригинальные шоу Netflix можно посмотреть в пристойном Ultra HD.

Разница между 4K и Full HD
Разница между 4K и Full HD

Но так ли нужно 4К-разрешение именно на телевизоре? На мониторе, который чаще всего находится в паре десятков сантиметров от глаз, картинка в Full HD начинает «сыпаться» на пиксели уже на 27 дюймах. По этой причине Retina/5K и даже 1440p становятся всё популярнее.

Среди телезрителей адаптация идёт медленнее, так как с трёх метров хоть какую-то разницу становится видно лишь с 43 дюймов, а в идеале для оправдания покупки 4К-телевизора придётся брать диагональ больше 49 дюймов. Очевидно, что такая роскошь слабо доступна для большинства российских квартир даже при наличии денег — иногда огромный телевизор просто некуда деть.

Утрированное представление об HDR
Утрированное представление об HDR

Примерно теми же мыслями терзал себя автор статьи перед покупкой нового телевизора. Взять хороший FHD, да и бог с ним, с этим 4К? Мысль разумная только на первый взгляд, так как в нагрузку к разрешению на приличных панелях прилагается ещё и HDR. И вот эта, с виду, не сильно раскрученная технология реально ощущается настоящим скачком в качестве изображения, пускай и контента под эти стандарты не так много, как хотелось бы.

Цель материала — просто и доступно рассказать, что такое HDR и как его использовать. О том, как может выглядеть процесс покупки и установки телевизора с 4K и HDR на DTF материал уже есть, давайте разберёмся в терминах подробнее.

Что такое HDR и зачем он нужен

Наглядная разница
Наглядная разница

Начнём с того, что сам термин HDR похож на шутку неуклюжего маркетолога. Он прямо с порога создаёт ненужную путаницу. Тот HDR, что есть в телевизорах, никак не относится к технологии со схожим названием в смартфонах или фотокамерах. Если говорить о фото, то HDR — это объединение нескольких изображений с разной экспозицией, где цель – добиться наиболее ровного по теням и свету варианта.

С видео всё не так — здесь речь идёт о суммарном количестве информации. До появления HDR стандартом картинки, в том числе на Blu-ray, являлись 8 бит. Это хороший цветовой охват, однако современные панели, особенно OLED, способны отображать куда больше оттенков, градиентов и цветов, чем позволяют 8-битные источники.

Решить эту проблему призван новый 10-битный стандарт, который позволяет передавать существенно больше информации о яркости, насыщенности, глубине и цвете показываемой сцены. Для него был разработан новый протокол HDMI 2.0.

Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

Но не спешите вместе с телевизором менять все провода! Старые кабели совместимы с HDMI 2.0a, какую бы лапшу на уши вам не вешали маркетологи. Главное, чтобы на них была пометка «High Speed with Ethernet». Нас волнует только пропускная способность — сами разъёмы не поменялись.

На момент написания этой статьи HDR на телевизоре затачивается именно под 10 бит, хотя стандартом цифровой киносъемки является 14 bit RAW (ещё выше — у плёнки), так что даже современные панели ещё далеки от полного отображения той информации, с которой работают режиссёры и монтажёры многих картин.

Окей, но что это даёт на практике?

Пример HDR vs SDR на базе Uncharted 4

Солнце начинает светить в сценах ощутимо ярче, появляется понимание того, что в одном кадре может быть несколько разных по яркости и насыщенности источников освещения. Исчезает проблема с пикселизацией полутонов в тёмных сценах, а градиенты и сложные смешения красок приобретают объём. Небо больше не пересвечено и не сливается с землёй на линии горизонта. Короче, вы видите картинку больше собственным глазом, чем ограниченным окуляром камеры.

В данный момент сильнее всего от технологии получают пользу видеоигры, где разнообразное освещение в реальном времени наконец-то отображается более или менее корректно. В кино же многое зависит от качества обработки исходника для HDR и попадается много откровенной халтуры, однако уже сейчас появляются эталонные для формата картины типа «Стражей Галактики 2» или «Джона Уика 2».

Производители телевизоров — ваши враги

Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

Пока что HDR, как и любая передовая технология, представляет собой «Дикий Запад». Ярлык «Готов к HDR» вешается на все новые телевизоры — вне зависимости от того, способны они адекватно отображать 10 бит или нет. Есть большая разница между настоящим HDR-телевизором и панелью, которая просто отображает HDR-контент, понижая его до 8 бит и просто задирая цвета и контраст.

Раскусить производителей иногда тяжело. Следует смотреть, заявлена ли панель как 10-битная и отвечает ли она открытому стандарту HDR10. Верный признак настоящей HDR-панели — поддержка Wide Color Gamut (Широкой Гаммы Цветов). Без неё HDR теряет всякий практический смысл.

Заметная часть LCD-телевизоров использует активные 8-битные панели, которые «додумывают» цвета с помощью специальных алгоритмов. HDR-картинка на таких панелях немного похуже OLED, но и стоят они заметно дешевле.

Возвращение «битных» войн

Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

На любом витке эволюции картинки обязательно возникает война стандартов. Но если в случае с битвой Blu-Ray и HD-DVD всё кончилось плачевно для второго, в том числе для купивших «железо» потребителей, то битва HDR10 против Dolby Vision HDR скорее всего закончится бескровной ничьей.

Стандарт HDR10 передаёт поменьше цветов и поддерживает только 10 бит, но полностью открыт. Стандарт Dolby лучше сохраняет оттенки и расширяется аж до 12 бит, но его сложнее соблюдать и внедрять. В любом случае, вопрос поддержки той или иной технологии решается простой программной заплаткой, а те же игры уже де-факто работают с HDR10, так как именно его выбрали для своих консолей как в Sony, так и в Microsoft.

Сами телевизоры зачастую позволяют использовать сразу несколько стандартов, так что голову себе этим сейчас забивать уже не стоит.

А на чём смотреть?

Если мы говорим про экран, то лучше, конечно, брать OLED и его аналоги. Вы получите глубокие чёрные цвета и полную поддержку всех HDR-прелестей. Если же кошелёк не позволяет спустить порядка 80 тысяч на топовый телевизор, то не стоит отчаиваться. LCD-модели 2017 года наконец-то побороли детские болячки и вы сразу заметите разницу между HDR и SDR, пускай и проиграете в градациях чёрного и яркости. У автора этой статьи как раз LCD-панель с поддержкой HDR и, могу вас заверить, разницу с контентом в стандартных цветах видно с первых секунд.

Если речь идёт об источнике, то все современные игровые консоли выводят HDR так или иначе (кроме Switch и «толстой» Xbox One). PS4 выдаёт просто HDR (без 4К), а Xbox One S/X позволяют как проигрывать UHD-диски, так и стримить нативное 4К HDR прямо на телевизор. Из онлайн-сервисов стандарт уже поддерживают Netflix и Amazon, и Netflix содержит в себе как библиотеку для HDR10, так и контент в Dolby Vision.

А что смотреть?

Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

Весь оригинальный контент Netflix начиная с 2016 года, плюс все 4К фильмы, которые выпускают киностудии на дисках и в «цифре». Совсем скоро в продаже появится коллекция фильмов Кристофера Нолана, процесс оцифровки которой контролировал сам режиссёр. Как было с «Тёмным рыцарем» на Blu-Ray, она наверняка на долгие годы задаст стандарты как для UHD-мастеров, так и для HDR.

А во что играть?

Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR

Заметное количество игр поддерживает HDR даже на «базовых» консолях. Особенно ярко (простите за каламбур) возможности технологии показывают такие игры, как Horizon Zero Dawn, Uncharted 4 и Gran Turismo Sport.

Последняя создавалась под HDR с нуля, а потому она подчёркивает все преимущества расширенного диапазона яркости и цветов. Специально для GT Sport в Polyphony Digital разработали HDR-камеры для захвата реальной картинки и последующей калибровки под неё игровой. И количество отображаемых игрой цветов пока превышает возможности даже самых дорогих панелей. Что называется, бенчмарк «на вырост».

Однако далеко не все игры адаптированы под HDR одинаково хорошо, так что читайте отзывы в интернете и смотрите обзоры Digital Foundry. Волноваться, правда, не стоит, так как разработчики всё лучше и лучше понимают возможности расширенного диапазона, а, следовательно, и качество консольного контента будет только расти.

На ПК на данный момент всё не так гладко. Игр с HDR немного, а сам вывод изображения сопряжён с проблемами цветопередачи на системном уровне (кривые драйверы, причуды Windows, и так далее). Опыт автора статьи со связкой HDR/Windows 10 был противоречивым. К тому же с HDR пока плохо работают популярные плееры, так что надо ждать. Как показывает скорость адаптации 3D на ПК, вменяемой реализации HDR на компьютерах стоит ждать примерно через полгода. Да и библиотека подтянется.

Так уж ли всё хорошо, а какие минусы?

Обычно калибровочные таблицы в играх выглядят попроще
Обычно калибровочные таблицы в играх выглядят попроще

Минусов у HDR на текущем витке тоже хватает, но я выделю пару критических.

  • Ваша аппаратура скорее всего не готова к HDMI 2.0a и HDCP 2.2, так что вместе с телевизором вам почти наверняка придётся сменить ресивер. С этим столкнулся я (PS VR первой ревизии), с этим столкнулся и Вадим (ресивер с HDMI 1.4).
  • Если вам кажется, что HDR портит картинку или проваливает цвета, то экран надо калибровать. Какие-то игры предлагают удобные инструменты калибровки (CoD WWII, GT Sport), но в большинстве своём пока что приходится полагаться в этом вопросе на собственное чутье. Мой совет: запустите игру в какой-нибудь сложной по цветам и яркой сцене, или наоборот выберите ночной уровень в сумерках. Это позволит достаточно быстро настроить ваш новый классный телевизор и спасёт вас от первичного расстройства и фрустрации.

Время пришло

10 бит — не предел, но после двух недель с HDR-телевизором к обычным играм или фильмам ты возвращаешься уже без былого энтузиазма. Тем приятнее, что в этом году HDR перестал быть уделом гиков и толстосумов и наконец-то пошёл в народ. Технология будет становиться лучше и понятнее, однако если вы ждали «того самого момента», чтобы сменить свой телевизор — то вот он, отличное время наконец-то увидеть виртуальные миры во всех красках.

22 показа
57K57K открытий
162 комментария

Пока в соседнем треде мне не указали, что мой бюджетный HDR-телек на деле оного не имеет, я об этом даже не подозревал. Вся суть моей собственной внушаемости.
В этом положительная сторона новых технологий - ты прекрасно без них живешь, пока не попадешь под влияние маркетологов, ну или просто посмотришь где-то демонстрацию. А до тех пор можно жить как Дедушка Симпсон: "Метрическая система - орудие дьявола! В моей машине 400 свиных сил, и мне это нравится!".

Ответить

я со своим зрением в -10 выше 720 разнецы не вижу и мне норм

Ответить

это не "наглядная разница" - это маркетинговая чуш.)

Ответить

Почему? На картинке сильно утрировано но в реальности так и есть. Два бита дают две степени деления каждой составляющей (RGB) тона, что позволяет уменьшить эффект бандинга (вот те границы между тонами).

Да, современное оборудование легко воспроизводит 16 миллионов тонов, так что человеческий глаз чувствует себя вполне комфортно при отображении "адаптированной"(сплющенной в цветовом пространстве) картинки. Плюс HDR именно в том, что можно эту картинку не адаптировать. Дать возможность глазу воспринять этот динамический диапазон.

Динамический диапазон чувствительности глаза 1:1000000 (это соотношение яркостей самого тусклого и самого яркого элементов изображения).
Раньше, производители мониторов часто указывали подобные цифры, однако тут был ньюанс. Из-за того, что подсветка монитора была не попиксельной, монитор не мог одновременно отобразить этот диапазон (если отобразить белый, то чёрный - становился серым). Вот это и был - маркетинг.
Ну а HDR лишь означает, что внутри вот этого миллиона у каждого оттенка есть своё место, а не так что с 1 по 1000 все тона - равны.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ты же понимаешь, что калибровка требуется вообще любому новому экрану, да?

Ответить

Верно, технология очень сырая, и все, кто сейчас вкладывает в неё деньги будут потом наверняка кусать локти.

Ответить