Рули и педали — кровь, пот и слёзы симрэйсинга

Рули и педали — кровь, пот и слёзы симрэйсинга

Рождение игровой индустрии взрастило и бизнес обеспечивающий её. Речь идет об игровой переферии и если клавиатуры, мыши, геймпады и наушники привычны и на слуху, то мир узкоспециализированных контроллеров и средств повышающих эффект присутствия в играх, не так распространен.

Периодически ко мне обращаются друзья с советом, какое оборудование купить для гонок и сколько оно будет стоить, аналогичные вопросы проскакивают и у популярных стримеров. Поэтому, возьму на себя ответственность и постараюсь разложить по полочкам, что же творится в мире виртуальных гонок, и что стоит внимания при покупке, а что является мишурой.

Рассмотрим:

  • Типы оборудования и его предназначение;
  • Что такое база и чем она отличается от руля;
  • Какие базы бывают;
  • Педали и их влияние на результат;
  • А для тех, кому лень читать, может сразу переходить к заключению.

Периферия

Первое что назовёт любой, даже далёкий от гонок человек, будут руль и педали. И на этом в принципе можно остановиться, так как данные устройства покрывают 80% потребностей гонщика. Подробнее их рассмотрим ниже.

Далее следует внешняя коробка переключения передач и ручной тормоз. КПП, как правило, обладают двумя режимами работы. Н-образное переключение как на классических авто, где в любой момент времени вы можете выбрать любую передачу. Секвентальный режим — активно используется в автоспорте: дрифт, ралли, некоторые виды кольцевых гонок. На результат оказывает влияние минимальное, но на погружение работает отлично. Как же круто прокатиться на Ferrari F40, щелкая селектором КПП. Один из лучших вариантов: Thrustmaster T8HA, стоит около 10 тысяч рублей, ликвидна на вторичном рынке, надёжна как лом.

Ручники отдельная история, нужны они дрифтерам и раллистам, но помимо физической реализации требуется качественная поддержка на уровне игры и тут возникает проблема. Зачастую в играх нельзя повесить ручник на ось, как следствие никакой точности достичь не удаётся и многие продолжают использовать кнопку. Посоветовать что-то сложно, но рынок полон кастомными решениями. Стоимость — от 2,5 тысяч рублей.

Более редкий зверь — buttkicker, он же задотряс. Эксклюзивом гоночных игр не является, но позволяет добавить в копилку погружения чувство авто через «попомер», без которого реальный гонщик машину не чувствует совсем. Крепится к креслу и за счёт низкочастотной вибрации передаёт информацию о покрытии и сцеплении с треком. По сути является сабфувером. Стоимость, от 10 тысяч рублей.

Рули и педали — кровь, пот и слёзы симрэйсинга

Дальше идут трекеры положения головы, — позволяющие смотреть по сторонам и трёхмониторные конфигурации, но это пока оставим за бортом.

База

То что зачастую называют рулём, но по факту это блок с мотором, на который уже крепится рулевое колесо. Путаница возникла из-за огромного числа моделей на рынке, у которых руль снять/заменить нельзя.
Базы разделяются по типу используемого механизма передачи усилия на руль:

  • Шестерёночные;
  • Ременные;
  • Прямого действия (DirectDrive [DD]).

Есть гибридные модели, где шестерни объединены с ремнём, но это скорее маркетинг, так как по факту они стали совсем немного тише, но ступенчатости при рулёжке не убрали.

Привод через шестерню

Самый старый способ передачи обратной связи и снятия угла поворота. По сути, мотор связан с рулевым колесом зубчатой передачей. Когда на валу используется достаточно крупная зубчатая передача, связанная с валом двигателя через рейку.

На фото вал двигателя связанный с рейкой
На фото вал двигателя связанный с рейкой

С одной стороны это базовые рули, но на них можно показывать отличный результат и ездить в числе лучших в мире, с другой, конструкция устарела и в основном используется в самых простых моделях.

Как правило данные модели не имеют каких-либо расширенных возможностей по управлению автомобилем: аналоговые крутилки, переключатели, дисплеи. Также вы не сможете легко заменить рулевое колесо.

Рекомендуемые к покупке в порядке предпочтения:

  • Logitech g25/g27 (снят с производства) — от 4 до 8к рублей;
  • Logitech DF GT (снят с производства, но есть много БУ) от 500 до 3к рублей;
  • Logitech G29/G920 (версии для PS3/4 и Xbox One) — от 20к рублей;
  • Thrustmaster T150/TMX — от 20к рублей.

Достоинства

  • Надёжность конструкции;
  • Достаточно чёткая обратная связь.

Недостатки

  • Высокий уровень шума — пустой центра (небольшой люфт в нулевом положении рулевого колеса);
  • Небольшая ступенчатость при плавной рулёжке.

Привод через ремень

Тут конструкция немного хитрее, вместо шестерни на валу рулевого колеса и рейки, связь с мотором осуществляется через ремень. Приход таких рулей позволил избавиться от главного недостатка шестерёночных предшественников — снизился уровень шума и исчез эффект пустого руля в центре. В остальном конструкция аналогична.

Схема связи мотора с рулем через систему ремней
Схема связи мотора с рулем через систему ремней

В этом сегменте уже можно встретить множество опций по расширению возможностей контроля авто, тут и аналоговые стики, существенно упрощающие обзорность. И дисплеи, отображающие настройки базы и позволяющие менять их на лету, и моделей без поддержки съемных рулей не найти.

Рекомендуемые к покупке в порядке предпочтения:

  • Thrustmaster T300/TX (не путайте с TMX) — от 27к рублей (не стесняйтесь смотреть б/у вариант, мне в своё время удалось купить модель TX за 11к рублей, в коробке и на гарантии);
  • Fanatec CSL Elite (PS4) — 500€ + НДС, за набор без педалей;
  • Fanatec CSW v2.5 (XBOX One) — 550€ + НДС за базу (руль и педали в комплект не входят);
  • Thrustmaster TS-XW/TS-PC/T500 — от 45к рублей;
  • Thrustmaster T-GT — от 52к рублей.

DirectDrive

Последнее слово в конструкции базовых станций. Взяли малооборотистый электромотор, на вал которого прикрепили руль, без каких либо дополнительных деталей. С одной стороны, конструкция получилась простой, но стоимость конечного продукта сильно возросла. В первую очередь за счёт повышенной мощности мотора. Logitech G25/27/29/920 выдаёт до 2,5Н·м, модели с ременным приводом достигают показателей в 7Н·м, в то время как DD модели имеют показатели от 10 до 30 Н·м. Отсюда и повышенная стоимость.

AccuForce Pro V2 — одна из популярнейших моделей DD, до прихода Fanatec Фото с официального сайта<br />
AccuForce Pro V2 — одна из популярнейших моделей DD, до прихода Fanatec Фото с официального сайта

Такой высокий крутящий момент приводит к повышенному риску получения травм, будьте бдительны при использовании таких баз. Как и в реальном гоночном авто, в случае аварии руки нужно быстро убрать с рулевого колеса. Прецеденты с переломами пальцев рук имеются.

Это привело к тому, что для активации полной мощности, на базах есть специальные переключатели и ключи, позволяющие данный режим разблокировать. А дополнительно выпущен аксессуара Kill Switch — кнопка экстренного снятия питания с базы и её остановки.

Красная кнопка экстренного отключения из комплекта SimCube Фото с официального сайта<br />
Красная кнопка экстренного отключения из комплекта SimCube Фото с официального сайта

Но несмотря на риск получения травмы, DD уверенно прокладывает себе путь в мире симрэйсинга. Больше нет проблемы, что руль не может дать нужную нагрузку, — момента с избытком. Выросла скорость реакции и качество обратной связи, исчез перегрев с последующим ослаблением обратной связи. Сообщество конечно поругалось на неподъёмный ценник, но постепенно начало переходить на модели с DD.

Интересный факт: многие быстрые симрэйсеры, много лет пилотировашие на Logitech G25 не смогли перейти на ременные модели, аргументируя тем, что обратная связь какая-то вялая, как будто в желе. А вот к DD контраргументов не нашлось

Отдельно стоит упомянуть компанию Fanatec, которая долго запрягала, но в итоге выпустила свои ревизии DD, под названием Podium и Podium II, отличающиеся комплектом поставки и мощностью двигателя. За счёт поддержки консолей, а также развитой экосистемы, другим игрокам пришлось подвинуться.

Сразу хочу отметить, покупка любой DD базы в РФ, это поиск путей доставки из-за границы. С учётом веса базы с упаковкой под 20кг, доставка тоже влетит в копеечку.

Производители DD моделей:

  • Fanatec — Podium DD и Podium DD II, стоимость от 1200€ за голую базу, нужно докупить руль, педали и оплатить доставку;
  • Simcube — simucube 2 Sport/ Pro/ Ultimare, стоимость от 1270€, версии отличаются мощностью двигателя от 17 до 32Н·м. Экосистема отсутствует, поэтому руль и педали придётся искать у других компаний;
  • SimExperience — AccuForce PRO v2, самая доступная модель за 999USD.
Комплект Fanatec Podium с штурвалом F1
Комплект Fanatec Podium с штурвалом F1

При покупке DD моделей есть риск длительного общения с таможней по поводу покупки профессионального оборудования с предоставлением сертификатов, тут как повезёт.

Больше всего проблем именно с AccuForce, так как компания SimExperience занимается производством оборудования для игровых комнат.

Рули и штурвалы

Как вы увидели, некоторые базы продаются совсем без рулей, а некоторые позволяют их менять. И идея прикупить себе альтернативный руль или штурвал приходит в голову большинству увлечённых пилотов. Иногда это следствие неудачной покупки основного комплекта, например Thrustmaster TX с баранкой Ferrari 458 Italia.

Руль Thrustmaster TX Ferrari 458 Italia<br />
Руль Thrustmaster TX Ferrari 458 Italia

Но чаще, пилот вырастает и понимает, что для управления определенными классами авто намного больше подходит штурвал. И тут встает вопрос, а что можно получить от текущих производителей.

Logitech — всё просто, официально ничего нет, но есть кастомные решения от народных умельцев.

Thrustmaster — имеют достаточно неплохой набор сменных баранок: штурвал, раллийный овал, классический деревянный обод и пару других интересных моделей. Но никаких преимуществ кроме формы вы не получите, набор органов управления одинаковый на всех моделях.

Fanatec — тут полное раздолье, так как баранки отличаются не только формой, но и функциональными возможностями:

  • Дополнительные дисплей и индикация оборотов;
  • Многопозиционные переключатели и крутилки — позволяющие изменять баланс тормозов и топливные карты для двигателей;
  • Множество кнопок, на некоторых моделях до 30 штук;
  • Дополнительные моторчики в рулях, для усиления эффектов обратной связи;
  • Дополнительные лепестки, которые можно назначать на доп.оси, в том числе эмулировать работу сцепления с двойным схватыванием, как на формулах;
  • Хабы для подключения любых реальных спортивных рулей.

Педали

Самая важная часть гоночного оборудования. И даже не все педали, а педаль тормоза — именно она отвечает за ваш результат. Умение затормозить на грани, не заблокировав резину позволит отгрызать десятые на каждом жёстком торможении, атаковать и попадать в поворот.

Не будем рассматривать педали, которые работают по принципу кнопки ВКЛ/ВЫКЛ, надеюсь вы никогда такого не купите, — ничего общего с гоночными оборудованием это не имеет.

По сути все педали сейчас строятся на двух типах датчиков:

  • Холла: фиксирует физическое перемещение в пространстве;
  • Тензодатчик (LoadCell): реагирует на давление, достижение 100% нажатия эквивалентно заданному весу. Например в дорогих моделях требуется прожать до 90 кг с учётом рычага.

Как правило, тензодатчик используется только на педали тормоза. Основное достоинство таких педалей, в том, что при торможении вы используете силу мышц, а мышечная память работает лучше, чем запоминание расстояния.

В рамках одной сессии это не заметно, но если встать походить, после чего вернуться к игре, то мышечная память намного быстрее позволит повторить результат на торможении.

Вторая важная составляющая, это точность торможения за счёт прикладываемого усилия. Например, на датчике Холла, достижение 100% давления доступно при давлении в 10 кг. Соответственно, чтобы сдвинуть педаль на 50% — вы прикладываете усилие в 5 кг.

Аналогичный эксперимент на LoadCell педалях, в которых датчик рассчитан на усилие в 90 кг, потребует приложить усилие в 45 кг, для достижения аналогичного результата. Соответственно, вы просто будете реже допускать блокировку и сможете улучшить свои результаты.

Logitech

Педали G серии являются лучшим приобретением на рынке в ценовом диапазоне до 20к рублей. Отличная конструкция, высокая надёжность, огромный выбор различных модов для педали тормоза, в том числе переделка на LoadCell и цена в 4-5к рублей на вторичном рынке, делают их просто незаменимыми.

Педальный узел от Logitech G29
Педальный узел от Logitech G29

Thrusmaster

А вот эти ребята педали делать не умеют совсем. Не дай ввести себя в заблуждение красивой картинкой T3-PA Pro — это их обычная конструкция, переодетая в металл. Качество самих педалей не изменилось —слабые пружины уже через пару месяцев дадут о себе знать. Пластиковое шасси с не самым удачным креплением шатунов, датчики, которые начинают «дребезжать» уже через полгода. Все эти глюки сопровождают линейку педалей Thrustmaster.

Педали T3PA-PRO от Thrustmaster
Педали T3PA-PRO от Thrustmaster

Недавно вышла новая модель с тензодатчиком — T-LCM, кажется, она будет уже поинтереснее, но стоимость выше 200€ может остановить от покупки.

Первые педали с тензодатчиком от Thrustmaster — T-LCM
Первые педали с тензодатчиком от Thrustmaster — T-LCM

К базам Thrustmaster отлично подключаются педали от Logitech и работают в том числе на консолях.

Fanatec

Если не считать всяких Alien Zadrotti, которые делает наш соотечественник. Или Heusinkveld, которые обойдутся в 30к рублей минимум, не считая платформы для монтажа. То продукция Fanatec по праву занимает места лучшего выбора, если вы готовы потратить более 20к рублей.

Если у вас кокпит собственного изготовления, то стоит присмотреться к модели CSL Elite Pedals LC. Их главное достоинство в том, что они сделаны в виде трёх отдельных педалей, каждую из которых можно закрепить отдельно, в том числе, сделав напольный газ и подвесную педаль сцепления и тормоза.

Немного техно-порно: )

Как бывщий владелец этих педалей, не скажу что остался ими доволен. Слишком громоздкие, накладки не съемные и не регулируемые, при этом достаточно широкие.

Вторая модель ClubSport Pedals V3 оказалась намного интереснее. Да, они не раздельные, но обладают очень гибкими настройками расположения площадок под ногу и намного проще монтируются на кокпит. Плюс, к ним доступен набор полиуритановых вставок, для регулировки жёсткости. Так что можно почти полностью убрать ход педали, оставив эффект нажатия в стену.

А для любителей аутентичности есть версия с подвесными газом и сцеплением.

Заключение

Мир виртуальных гонок богат, и каждый сможет найти себе что-то по вкусу. Но я хотел бы дать несколько советов, что и при каком бюджете стоит рассматривать, а что — игнорировать.

До 10к рублей

Ищите б/у вариант Logitech G25/27. Принципиальной разницы между моделями нет, но G27 имеет больше кнопок на руле, только H-образный режим на КПП и немного большее расстояние между педалью тормоза и газа.

Менее предпочтительный вариант, это Thrustmaster T150 или TMX, в случае, если необходима поддержка консолей.

От 10 до 20к рублей

По прежнему рассматриваем варианты б/у, но к Logitech добавляется Thrustmaster TX и T300.

Идеально найти вариант Thrustmaster в виде базы с круглой баранкой в 28см. Не стоит гнаться за тремя педалями, так как сцепление в современных играх используется максимум для старта, и это вполне можно нивелировать назначением на кнопку.

От 20 до 50к рублей

Рекомендую остановиться на Thrustmaster TX и T300 — это лучшая покупка в этом сегменте.

Не стремитесь получить TS-PC, TG-T или TS-XW, только если не попадётся предложение около 40к рублей — в остальном никакой принципиальной разницы между этими базами нет.

От 50 до 100к рублей

Наступает вотчина Fanatec. Идеальной покупкой выглядит:

  • Fanatec CSW v.2.5 + P1 steering wheel + CSP v3 = 1090 евро (больше 92 тысяч рублей) + растаможка и доставка
  • Fanatec CSL Elite + CSL Elite Pedals + LC = 730 (больше 62 тысяч рублей) + растаможка и доставка.

Можно перетасовать данные сборки, меняя педали, базу или отказываясь от Loadcell, но если уж будете доставлять из-а рубежа, то лучше взять с LC. Если не понравится, продать его в России проблем не составит.

Свыше 100к

Если вы смотрите такую конфигурацию, то либо в принципе покупаете лучшее из того, что есть, либо точно знаете что желаете получить — советовать тут ничего не буду, так как это ниша кастомных решений и сборок под клиента.

Перед покупкой, обязательно подумайте где и как вы будете устанавливать руль с педалями у себя дома.

База без проблем крепится на стандартный стол, а вот с педалями всё сложнее. Поверьте, уезжающий на торможении педальный блок быстрее вас не сделает.

Пожалуй, лучшее решение для маленькой квартиры — Playseat Сhallenge. Он убирается в компактную стойку и прячется за дверью. Обзор можно глянуть у одного стримера.

1919 показов
38K38K открытий
66 репостов
192 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Цены на все это у наших барыг просто за гранью

Ответить

За эти деньги можно настоящую машину купить с рулем, педалями и креслом.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

прецеденты с переломами пальцев рукХуя уровень погружения

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить