Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Рубрика развивается при поддержке HP logo

Мой опыт игры в Half-Life: Alyx (и не только) на WMR-шлеме Samsung Odyssey Plus

Плюсы и минусы использования шлема Windows Mixed Reality.

В закладки
Слушать

Мини-экскурс в историю

Пользовательский VR уже 7 лет переживает второе рождение. VR-устройства 90-х оказались неудобными, дорогими, да и уровень погружения в них оставлял желать лучшего.

В нулевых интерес к виртуальной реальности, доступной обычным покупателям, угас. Но в 2012 году Палмер Лаки показал Oculus Rift — шлем, которому суждено было возродить пользовательский VR.

Oculus Rift Development Kit 1 - 2013

За последние 7 лет VR заметно продвинулся на пути к мейнстриму. Новый Oculus Rift S стоит 399 долларов — но стоит ли тратить сумму, за которую можно купить хорошую видеокарточку (а то и собрать ультрабюджетный ПК) на очень нишевую вещь, которая в итоге будет пылиться на полке после недели использования? Тем более, когда в наших краях 399 долларов магическим образом превращаются в 50 тысяч рублей.

Oculus Rift S - 2019

PlayStation VR

Отличной входной точкой в мир VR сейчас можно назвать PlayStation VR — 20-25 тысяч рублей. За эти деньги получаешь OLED дисплей разрешением 1080p и частотой 120 Гц, а трекинг будет выполняться с помощью PS Camera, а также PS Move, выпущенных в далеком 2010-м для PS3. Шлем на удивление хорош для игр вроде Beat Saber, где графика схематична и не нужна дополнительная чёткость. Плюс, 120 Гц — то что надо для динамичной игры, правда, точность трекинга недостаточна для сложности Эксперт+.

У PS VR есть большой недостаток — ограниченность в платформе. До свидания, Alyx, прощайте кастомные треки в Beat Saber. Да, его можно с помощью костылей заставить работать на ПК, но я не пробовал, да и не думаю, что этот способ отличается стабильностью и простотой.

Удел PS VR — вечеринки, чтоб пьяным попытаться пройти один и тот же трек в десятый раз на харде, пока друзья закрывают камеру и ржут с твоего бугурта. Ну да ладно

До анонса Half-Life Alyx я особо не задумывался о покупке VR. Взять у друзей PS VR на недельку, пройти все треки в Beat Saber было достаточно. Но тут пришел он, мессия и спаситель VR-гейминга Гейб Ньюэлл и дал всем то, что давно стало горькой шуткой — новую часть Half-Life. Вот только прикоснуться к ней стоило не 2000 рублей, не 4500, а намного больше.

Эталон

Флагманы пользовательского VR — Valve Index и HTC Vive. Используют наиболее точную технологию трекинга — с помощью базовых станций. Они расставляются по краям игровой зоны и отслеживают движения шлема, контроллеров и дополнительных приспособлений, которые крепятся на локти, колени, бёдра и обеспечивают full body tracking.

Все эти милые видосы с анимешными девочками как раз используют full body tracking

Valve Index на данный момент единственный ПК-шлем, имеющий частоту обновления выше 90 Гц — 144. Также он единственный поддерживает отслеживание всех пяти пальцев контроллером, что позволяет показывать средние пальцы комбайнам в Half-Life — бесценная возможность.

Естественно, флагман и стоит по-флагмански. 999 долларов, при условии, что вообще будет в наличии — страница предзаказа в Steam обещает доставить полный комплект за 8 недель. Ах да, в России он официально недоступен. Чтобы прикоснуться к лучшему VR-экспириенсу, придётся воспользоваться услугами посредников, либо перекупщиков, цены у которых оторваны не то что от нашей реальности, но и от виртуальной тоже.

HTC VIve, в отличие от Index, официально продаётся на территории РФ, но цены абсолютно не щадящие.

Windows Mixed Reality

Семейство Oculus я не рассматривал к покупке по простой причине — низкая частота обновления экрана. 80 Гц у Rift S и 72 Гц у Quest кажутся мне ну слишком низкими цифрами. Владельцы отзываются положительно, не видя большой проблемы в относительно низкой герцовке, но это всё индивидуально. Я пробовать не решился. Плюс, недавно Oculus обрадовал всех скорым вводом обязательной привязки профиля Oculus к профилю Facebook.

Остаётся WMR — семейство гарнитур от Acer, HP, Lenovo, Dell, Samsung. Они нативно поддерживаются в Windows 10, имеют набирающую популярность технологию трекинга Inside-Out и стоят дешевле флагманов. Трекинг в этих шлемах осуществляется с помощью встроенных в сам HMD камер. Точность ниже, требуется много света, но в то же время нет необходимости в базовых станциях.

WMR полностью совместим со SteamVR (нужно лишь установить приложение Windows Mixed Reality for SteamVR, есть в Steam).

Samsung Odyssey Plus

В прошлом году Samsung распродавал остатки Odyssey Plus по 250 долларов на Amazon. Ходят слухи, что уже в этом году выйдет обновлённая версия.

Умные люди (я не в их числе) купили его год назад через посредников и прошли ту же Alyx на релизе. Сейчас цены на новый Odyssey Plus доходят до 500 долларов (45-50 тысяч рублей у нас). Поэтому я решил испытать судьбу и взять шлем с рук. Судьба была благосклонна — шлем пришел даже раньше срока, оказался полностью рабочим и без дефектов.

Артур для красоты

В Odyssey Plus установлен OLED-дисплей разрешением 3200*1440 и частотой 90 Гц. С одной стороны, прибавка в чёткости по сравнению с PS VR, но в то же время меньше частота обновления. Однако 90 Гц всё равно выше частоты шлемов Oculus, хоть и ненамного.

Плюс использования OLED — глубокий черный, что особенно хорошо работает на погружение в VR. Samsung в дисплее шлема применили технологию Anti Screen Door Effect, которая уменьшает этот самый эффект, но в то же время добавляет муара, который для некоторых может быть даже более заметным, чем SDE.

В шлеме использован OLED не самого высокого качества — имеется значительный black level smearing (пиксель не успевает закончить переход от одного тёмного оттенка к другому за время обновления кадра, из-за чего тёмные области как бы размазываются по картинке), что сильно заметно в той же Alyx, где много тёмных локаций.

Если у вас есть OLED-экран, то вспомните, как серый текст на чёрном фоне выглядит при прокрутке. Запечатлеть этот эффект через линзы шлема у меня не получилось, а примеры в сети не передают его так, как мне хотелось бы.

Общее впечатление о картинке — лучше, чем PS VR, но очень далеко до чёткости монитора или телевизора перед тобой. В шлеме 3К-экран растягивается на почти всё поле зрения, из-за чего чёткость хромает. Добавляет ощущения размытости покрытие anti-sde. В общем, ждём HP Reverb G2, где на каждый глаз обещают 2160*2160 пикселей.

Шлем довольно тяжёлый, и из-за конструкции оголовья практически весь вес приходится на лоб и часть лица вокруг глаз. После долгой игровой сессии может чувствоваться дискомфорт. Плюс, в шлеме неудобно наклонять голову влево или вправо — такое ощущение, что он сейчас съедет под собственным весом. Для того, чтобы поймать sweetspot, нужно постоянно двигать шлем, так как он может немного съехать во время активного использования. По итогу я не могу играть в нём более, чем 30-40 минут подряд — лицо потеет, на лоб давит, спина болит, песок сыпется.

Плюс Odyssey — можно регулировать межзрачковое расстояние (IPD) сдвигом линз. Не во всех шлемах это есть, кое-где регулировка чисто программная. Так же на шлеме есть встроенные динамики, но качество у них так себе, на уровне дешёвых наушников. Динамики регулируются, так что можно расположить их прямо напротив ваших ушей, независимо от лопоухости.

К сожалению, их нельзя отсоединить, единственный способ — разобрать оголовье и отрезать провода, ведущие к динамикам. Поэтому, если хотите использовать свои наушники — придётся максимально подвинуть встроенные динамики вперёд и вверх, чтобы они не мешали (но это не решает проблему полностью, особенно если уши больше среднего). Разъёма 3.5 мм в шлеме нет, так что если ваши наушники проводные — придётся докупить удлинитель и мириться с ещё одним кабелем, идущим к шлему.

У контроллеров удобный хват, но в моих потных руках они сильно скользят. Также крышка отсека для батарей может открыться прямо во время использования контроллера, к счастью, это случается редко. Трекинг хорош только при достаточном освещении — ночью даже при свете ламп контроллеры начинают дёргаться и пропадать. В Alyx это случалось пару раз при перестрелках с комбайнами, да и в Beat Saber на эксперте лучше не играть.

Правый контроллер потерялся в пространстве

Windows Mixed Reality и её проблемы

WMR (как и большая часть продуктов Micrisoft) изобилует багами. Например, у меня HMD не обнаруживался системой после запуска компьютера поутру — приходилось отключать шлем и подключать обратно. Решить проблему удалось отключением Быстрого Запуска в настройках Windows. Некоторые пользователи говорят о том, что у них, наоборот, необходимо перезапустить систему после подключения шлема.

Часто встречал тезис, что WMR контроллеры очень быстро садят батарейки. Отчасти это правда, уже через несколько часов иконка контроллера будет показывать низкий заряд, но до полной разрядки пройдёт ещё в два раза больше времени. Решить проблему можно покупкой аккумуляторов, но большинство из них с напряжением 1.2 вольта, что ухудшает трекинг в том же Beat Saber. Нужно искать аккумуляторы на 1.5 вольта, такие же, как батарейки.

Нашёл вот такую странь, удобно

Модификации, облегчающие жизнь

Мне очень сильно повезло найти шлем, в котором бывший хозяин уже заменил стоковую прокладку между лицом и шлемом на прокладку от Vive. Комплектная довольно твёрдая и тонкая, на некоторых формах лица она оставляет значительные просветы между лицом и шлемом, что, понятное дело, очень бесит. Существует специальная кастомная накладка для Odyssey Plus — 30 долларов, не учитывая доставку.

Также must-have модов для Odyssey — дополнительный ремешок, который крепится поперёк оголовья и лучше распределяет вес шлема, избавляя от болей лба. Мне пока что и без него хорошо, но многие говорят, что данный мод сильно улучшает комфорт от долгого использования шлема.

Некоторые владельцы превращают шлемы в нечто из velcro ремешков. Говорят, что удобно.

Печально, что для комфортного ношения нужно колхозить подобное, но что поделать. Может быть, в следующей версии шлема (если она будет) Samsung учтёт все недоработки.

Ради чего всё затевалось

Ну что ж, а с играми что? Beat Saber — ну тут без сюрпризов, VR-ремейк Audiosurf завлекает простым как палка геймплеем, который одновременно становится очень сложным на Эксперте и Эксперте+. Easy to learn, hard to master.

Большой плюс ПК-версии Beat Saber — моды. На PS VR выбор очень ограничен — несколько паков по 10-15 треков в каждом. Порой разработчики добавляют новые паки, буквально недавно в игре стали доступны треки Linkin Park в честь 20-летия их дебютного альбома.

На ПК же есть широкая сцена моддеров, которые и форму меча изменят, и внешний вид игры, и кастомные треки добавят. Качество исполнения разнится от трека к треку — некоторые на уровне или превосходят то, что нам предлагают разработчики, но некоторые выполнены из рук вон плохо и не проходятся до конца даже в первый раз. Есть возможность автоматической генерации трека, но её качество, естественно, несравнимо с треками, сделанными вручную.

Half-Life Alyx

Году в 2009-м я взял у друзей пиратский диск Orange Box. По каким-то причинам в нём были вырезаны оригинальная HL2 и первый эпизод. Оставшиеся Portal и Half-Life 2: Episode 2 я прошёл запоем и перепроходил ещё с дюжину раз. Каждый слух о новой части давал надежду, но потом отсутствие релиза забирало её.

Half-Life: Alyx — не то, чего мы ожидали. Это не сюжетное продолжение, это даже не игра для обычных плоских дисплеев. Это такой эксперимент, призванный прощупать почву (остались ли фанаты за 13 лет молчания) и привлечь больше игроков в SteamVR, который Valve, очевидно, любит и хочет пронести в массы.

В итоге игра — отличный VR-бенчмарк, благодаря Source 2.0 и его продвинутой физике очень весело притягивать к себе и бросаться различными предметами, смотреть на жидкость в бутылках, складывать банки в ведро. Наверное, каждый, запустив Alyx, первые несколько минут просто игрался с физикой. В игре очень приятная и поначалу необычная стрельба, интересные головоломки и восхитительная графика.

За неполные 15 часов в игре я сделал ровно 700 скриншотов, лучшие из которых оказались в серии из 8 постов. Очень трудно удержаться от фотографирования каждой встреченной лампочки, освещающей бесконечные переплетения труб, настолько красиво в игре выполнено освещение.

Стоило ли оно того? И да, и нет. VR подарил мне новый опыт, позволил прикоснуться к продолжению одной из любимых игр, а также в перспективе может заменить кардиотренировки — за 20 минут в Beat Saber на эксперте я ощущаю себя как после хорошей пробежки.

С другой стороны, это не замена обычному геймингу. В VR нельзя играть, развалившись на диване, в текущих шлемах качество картинки оставляет желать лучшего, да и игр, будем честны, очень мало.

В итоге для большинства игроков VR будет развлечением на пару недель. После этого вам надоест каждый раз вставать, очищать пространство, напяливать шлем ради получаса игры. Если только вы не симмер — для того же Microsoft Flight Simulator VR был бы очень полезен.

VR-шлемы очень медленно дешевеют, так что можно вполне выгодно купить б/у шлем, пройти интересующие игры/наиграться в Beat Saber и продать шлем практически по той же цене.

А пока остается ждать удешевления технологий экранов и трекинга, чтобы за пару сотен баксов взять качественный шлем. Свежий Oculus Quest подбирается к этому статусу, но, судя по первым обзорам, пространство для улучшений ещё есть.

{ "author_name": "Дмитрий Трубай", "author_type": "self", "tags": ["vr","vive","valveindex","samsung","psvr","halflifealyx","beatsaber"], "comments": 69, "likes": 53, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hard", "id": 195694, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Sep 2020 12:22:20 +0300", "is_special": false }
Всегда под рукой HP ENVY x360 на базе процессора Intel® Core™ i7 Узнать больше
Объявление на DTF
0
69 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
30

Зато благодаря ВР у меня есть тянка.

Ответить

Структурный танк88

SkyWind54
2

Вот зачем вр надо)
А чего она плоская? :D

Ответить
2

За другое тут бан дадут :3

Ответить
0

Ну как там с Virt a Mate обстоит вопрос?

Ответить
0

Я не понимать.

Ответить
0

Я зумер не понял

Ответить
–1

Можешь название игры кинуть?

Ответить
0

Ган ган же обычная, а так просто зайди стим ВР и нажми взрослый контент там уже интереснее будет.

Ответить
0

Нашёл, спасибо!
Господи, храни Японию

Ответить

Локальный паркур

9

Версия для Японии?

Ответить

Иностранный дебаркадер

Локальный
1

Просто переснимать лень было

Ответить
5

Ради этого комментария специально зарегался на дтф...
Это АБСОЛЮТНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ второго эпизода, в него нельзя играть до прохождения второго эпизода вот вообще. Там спойлеры идут с первых секунд, а концовка переворачивает историю с ног на голову. И даже при том, что игра происходит за 5 лет до второй халфы историю она двигает очень сильно. Так что говорить что это не сюжетное продолжение это глупо. Для меня по сюжетной ценности эта игра скорее как Эпизод 3, вот настолько она важна...

Но твои скриншотики моё почтение конечно

Ответить
0

Ну, она меняет концовку второго эпизода, но не показывает, что происходило после этого. Так что это не продолжение.

Ответить
2

Так как концовка довольно гибкая в трактовке, я считаю что она не меняет концовку второго эпизода , а именно продолжает. Мне лень расписывать мои безумные теории, но вот да, я считаю это продолжением

Ответить
4

Valve Index на данный момент единственный ПК-шлем, имеющий частоту обновления выше 90 Гц — 144.

Pimax 8К 120 Гц

80 Гц у Rift S

Уф 10 гц разницы, небо и земля
Куда важнее этих 10 гц разница в трекинге и размере sweetspot

Ответить
2

У меня только один вопрос: можно мне ссылочку на этот чудесный постер Red Dead Redemption 2?

Ответить
4

Спасибо за интересую статью. Дай бог тебе здоровья

Ответить
4

Это не сюжетное продолжение, это даже не игра для обычных плоских дисплеев

В смысле не сюжетное продолжение...
С большинством тезисов согласен, разве что шлем не тяжелый. И по поводу трекинга не согласен - при хорошем освещении все работает отлично.

Ответить
0

Ну так я ж и написал
Трекинг хорош только при достаточном освещении

Ответить
0

Потом написал, что на эксперте в БС лучше не пробовать, но там все нормально.
И да, черный в IPS того же окулуса рифта s < плавающий черный на OLED'e в одиссее +. Отличный шлем за свои деньги, брал за 33к. Сейчас, наверно, его за столько продать можно будет)

Ответить
0

Ну да, я свой за 30 взял. Поэтому и пишу в заключении, что можно купить, поиграться и продать за ту же цену)

Ответить

Порядочный пришелец

Дмитрий
0

При хорошем освещении и условиях, когда руки в зоне видимости камер или уходят за эту зону ненадолго. Вот честно, назвать отличным трекинг который не способен адекватно отслеживать левую руку при повороте головы вправо, руки снизу при задирании головы вверх и способный загнать руку в пол при резком ее движении - язык не поворачивается. Максимум нормальный в стандартных условиях.

Ответить
2

Так же на шлеме есть встроенные динамики, но качество у них так себе, на уровне дешевых наушников.

Нихрена себе дешёвые наушники, AKG так-то хорошая фирма

Ответить
0

Хорошая, но конкретно эти в шлеме меня не впечатлили.

Ответить
1

Мне наоборот зашли, для погружения более чем достаточно. Плюс встроенный микрофон, проверяли будто в душу говорю.

Ответить
1

Очень интересно было почитать. Благодарю и плюсик в карму.

Ответить
0

Артура где-то заказывал готового? Очень красиво смотрится, себе тоже хочу.

Ответить
1

Подарили готового, если вспомнят откуда - напишу

Ответить
0

Мне тоже напиши, пожалуйста.

Ответить
1

PlayStation Pulse

Ответить
0

наверное не поняли друг друга, я ж про постер с Артуром Морганом спрашивал. А Playstation Pulse это гарнитура. Или я совсем туплю

Ответить
1

Группа ВК так называется, там постеры

Ответить
0

понял, спасибо

Ответить
0

Важный момент, хоть и очевидный, так как станций нет, то трекинг идёт исключительно спереди. Это дёшево, но играть в игры, где надо занести руку за спину - проблемно. Трекинг срабатывает за спиной у меня, но на действие даёт одну секунду.

Ответить
1

Ну проблем с рюкзаком в Alyx не было. Хотя взаимодействия с ним вряд ли дольше секунды занимают

Ответить
0

Хотел было спросить про точность трекинга за спиной, но быстро понял, какая нафиг точность при стрельбе вслепую :)

на действие даёт одну секунду.

В смысле?

Ответить
0

я когда в Boneworks играл, было два варианта инвентаря. Прямой интерфейс, либо через взаимодействие с положением вещей на персонаже. К примеру автомат за спиной, пистолет в кобуре под правой рукой и так далее. Шлем, когда я уводил руку назад, за шлем, давал мне секунду-две (как это работает в душе не парю) достать что-то, считая что рука действительно за спиной.

Ответить

Порядочный пришелец

Иван
0

Ну фиг знает, по тому что я заметил, трекинг вне зоны камер работает, но у него точность теряется и "ошибки перемещения" накапливаются до определенного момента, а потом уже контроллер теряется - так что взять чтото из-за спины можно, но стрелять вслепую бесполезно. 

Ответить
0

а что за акумы. можно ссылку на них?

Ответить
0

Есть альтернатива подешевле, поищите Аккумуляторы Pkcell AA2500 NIZN 1.6v
https://market.yandex.ru/product--akkumuliator-ni-zn-2500-ma-ch-pkcell-aa-2500/677028457
На Али например можно сразу комплект с зарядкой взять.

Ответить
0

Я самый быстрый стрелок на диком западе!

Ответить
0

Это официально! Вы начали дуэль, Антон Новиков. Ждите соперника!

Ответить
0

Никто не отвечал на дуэль слишком долго, поэтому дуэлянт ушел.

Ответить
0

А что с четырехкамерным WMR-шлемом, он еще не вышел? Что-то либо я пропустил, либо рецензий еще не было.

Ответить
0

Народ ждет этот шлем. Но они в последний момент решили заменить линзы и на счет матрицы есть сомнения (черный цвет).

Ответить
0

У Valve Index тоже LCD-дисплеи.

Ответить
0

А есть сурс на замену линз? Ничего об этом не слышал, сам жду этот шлем.

Ответить
0

У меня Quest - каких-то проблем из-за герцовки не заметил. А вот матрица очень хорошая - черный реально черный (в отличие от серого в других шлемах). С трекингом тоже проблем не было.
P.S. Если кто-нибудь захочет заморочиться с беспрводом и улучить качество графики (правда с виртуал десктопом проблема как раз есть - придется в самих играх выкручивать яркость на максимум, по линку все хорошо):

Ответить
0

Недавно купил Rift S. Вполне доволен всем кроме отсутствия физической регулировки межзрачкового расстояния. Тканевого ободка у шлема и отстутствия нормальных ремешков для контроллеров. Но это всё есть на али.
Ещё бывает шлем не определяется если на ночь не отключить его от пк.

Ответить
0

Вот самая бесячая проблема с рифтом с, тоже частенько приходится его туда сюда тыкать из юсб :( 

Ответить
0

Где такие картины-постеры искать как с Артуром?

Ответить
0

Выше написал

Ответить
0

вам надоест каждый раз вставать, очищать пространство, напяливать шлем ради получаса игры

Вставать это для любителей фитнеса. Прошёл весь Half-Life: Alyx на релизе в таком же шлеме, не отрывая при этом задницы от стула. А сейчас ещё и мод на клавомышь есть - вообще ни одна мышца не дрогнет.

Ответить
0

Мод корявый, а играть сидя - ну хз, игра на это мне кажется не рассчитана

Ответить
0

А для очкариков есть вариант?

Ответить
0

Можно играть в шлеме в очках

Ответить
0

Пробовал на Samsung Gear VR и на Oculus Rift VR - неудобно.

Ответить
0

Вот линзы-бы подкрутить для слепых - сразу куплю.

Ответить
0

Девушка играла в очках в samsung odyssey plus и ps vr, не жаловалась

Ответить
0

Зрение у девушки можно уточнить?

Ответить
0

Сейчас у самсунга две версии 2018 и 2019 года отличаются немного дизайном.
У меня была вторая.
После HP шлема мне показались толстоватыми контроллеры - руки не очень удобно ложились и уставали быстрее в BeatSaber'e из-за чего снизил уровень с эксперта, а эксперт+ стал недосигаем, но через полмесяца, как руки натренировались вернулся. И там и там контроллеры не терялись, если долго не держать их за спиной или махать ими где-то по бокам. Предикшен движения и "доп. отслеживание" хорошо работало.
Картинка шикарная у самсунга. Позволяет работать на виртуальных мониторах и читать текст, глаза не устают. На hp смотрел в пиксели, с комфорнтого расстояния нельзя разглядеть, что там написано. Как поменял на Oculus Quest(взял из-за независимости от компа и беспроводной - летом отлично играть в парке). Пару дней видел сетку, потом привык играть, а не смотреть на сетку. А для квеста пришлось купить ручки для контроллеров, чтобы играть в BeatSaber, контроллеры короткие.
Alyx проходил на Quest'e через Wi-fi 5ггц в тени дачного дома.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null