Независимое расследованние обнаружило причины нестабильной работы GeForce RTX 3080

Некоторые производители экономят на конденсаторах.

Zotac GeForce RTX 3080 Trinity
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity

Несколько дней назад появилась информация о том, что первые обладатели карт RTX 3080 от партнёров NVIDIA столкнулись с проблемами — при достижении частоты 2.00 ГГц и более происходили вылеты из игр. Не дожидаясь официальных комментариев, главный редактор Tom's Hardware Germany Игорь Влоссек провёл собственное расследование.

По его версии, из-за мер особой секретности, NVIDIA слишком поздно предоставила партнёрам стабильные драйвера, что помешало инженерам произвести полноценные рабочие тесты. В результате испытания пришлось сократить до примитивных испытаний базовой работоспособности, которых для плат с заводским разгоном оказалось недостаточно.

Расследование Влоссека показало, проблема с вылетами скорее всего вызвана экономией на компонентах — некоторые производители применяют в своих версиях GeForce RTX 3080 дешёвые конденсаторы, которые просто не выдерживают нагрузки при повышенном энергопотреблении разогнанных видеокарт.

Формально NVIDIA разрешает партнёрам набирать элементную базу на своё усмотрение в пределах общей спецификации, лишь бы работало. Как итог — во многих платах нашлись танталовые твердотельные конденсаторы POSCAP, а не значительно более качественные многослойные керамические SP-CAP или полимерно-алюминиевые электролитические MLCC.

Сама NVIDIA использует в своих RTX 3080 Founders Edition комбинацию MLCC и SP-CAP, тогда как некоторые партнёры (например, Zotac, на которую чаще всего жаловались на форумах) применяют самые дешёвые POSCAP.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition c MLCC (зелёные) и SP-CAP (красные)
NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition c MLCC (зелёные) и SP-CAP (красные)
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity c кондкнсаторами POSCAP
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity c кондкнсаторами POSCAP

Но не все партнёры экономят — например, в MSI RTX 3080 Gaming X Trio используется схема из одного MLCC и 5 SP-CAP конденсаторов.

В Asus RTX 3080 TUF Gaming — все шесть MLCC. Однако некоторые источники указывают на то, что такая схема очень уязвима к механическим повреждениями и перепадам температур, и есть риск преждевременного износа, которого можно избежать, используя комбинированные варианты, как у Founders Edition.

Asus RTX 3080 TUF Gaming
Asus RTX 3080 TUF Gaming

Источник утверждает, что замена конденсаторов POSCAP на MLCC в проблемных картах приводила к положительным результатам.

Zotac пообещала исправить ситуацию и выпустить RTX 3080 второй ревизии более качественными конденсаторами SP-CAP. Другие производители проблемных видеокарт от комментариев воздержались.

Тем временем покупателям видеокарт RTX 3080 первой ревизии остаётся только следить, чтобы частота графического процессора не превышала 2 ГГц — самостоятельно перепаивать конденсаторы не рекомендуется, так как это точно приведёт к потере гарантии и может полностью вывести плату из строя.

Материал дополнен редакцией
25K25K открытий