Чрезмерно подробный лонгрид о VR в целом и об Oculus Quest 2 в частности.
C результатами тестов всех 3-х режимов работы шлема: автономного, подключение к ПК через USB (Oculus Link), а также наиболее крышесносного — Беспроводное подключение к ПК через роутер.
А так же здесь ты найдешь ответ на главный вопрос современности: «Так че, теперь-то уже можно брать или как?»
Погнали!
Первым делом нужно обозначить, что Oculus Quest 2, по сути, объединяет в себе два решения: автономное и подключение к ПК, поэтому правильно будет и впечатления от использования также разделить на эти два сценария.
Также есть некоторые особенности, которые справедливы для обоих режимов работы, и о них я расскажу отдельно.
Настройка — Шаг 1
Первое, с чего вы начинаете подготовку, это с настройки ремня для крепления на голове. Эта версия шлема по умолчанию идёт с мягким тканевым ремнем, с пластиковыми фиксаторами длины на затылке. Лично мне эти фиксаторы показались крайне неудобными в настройке. В целом, крепление при помощи стандартного ремня, ощущается не очень надежно.
Всё-таки, шлем хоть и не очень тяжелый, но увесистый, и представить себе активную игру вроде Beat Saber, с резкими движениями головы и туловища при таком креплении — довольно сложно. С другой стороны, очевидно, что он был спроектирован таким образом, чтобы его легко можно было таскать с собой куда угодно, и он занимал бы как можно меньше места.
Вообще, на мой взгляд это довольно странная концепция. Не понимаю, зачем брать его с собой в компанию друзей, если все в итоге будут смотреть как играет один. Даже если вывести изображение на устройство, всё равно... такое. В отпуск тоже брать с собой весьма сомнительная затея. Но, быть может, это я стар, и чего-то не понимаю, наверняка ребята из Oculus то получше знают свою аудиторию.
В общем, возвращаясь к ремню: к счастью я заказал сразу в комплекте продвинутое крепление для длительных игровых сессий — и не прогадал!
Ребята, это просто обязательный аксессуар. Шлем такого качества попросту кощунство использовать с его стандартным ремнем, который годится разве что для CardBoard (это самодельный VR шлем от гугла, кто не в курсе). Считайте, что в Oculus нас обманули, и его базовая цена в Америке должна быть не 300$, а 350$ и включать это нормальное крепление.
Настройка — Шаг 2
Включаем шлем. Сложность настройки значительно отличается, в зависимости от того, собираетесь ли вы играть в автономном режиме или через подключение к ПК (разумеется, в пользу автономного решения, но о сложностях настройки для ПК расскажу отдельно). Но в не зависимости от того, в каком режиме вы собрались играть, вам всё равно при первом запуске необходимо будет сделать первичную настройку учётной записи, а затем игровой зоны.
С созданием аккаунта нет ничего военного. Сам процесс скорее напоминает настройку телефона для вашей бабули, так что просто заложите минут 15 времени на это дело для первого запуска.
Затем идёт настройка игрового пространства. И этот процесс тоже абсолютно понятен и прост. Вначале вы выбираете, хотите ли вы играть с перемещением или без. Если с перемещением — то система включает режим «прозрачности» и показывает вам ваше окружение, снятое через камеры. Это изображение выглядит как будто снятое через прибор ночного видения.
Затем вас попросят использовать ваш геймпад как лазерный указатель, с помощью которого вам нужно будет прочертить границу вашей игровой области в режиме AR. Интересно, что форма игровой области может быть какой угодно не правильной формы: лично у меня была Т образная с различными выемками под мебель.
По завершению, вам нужно будет присесть и коснуться вашими геймпадами пола — так система синхронизирует расположение виртуального пола с физическим, что на самом деле довольно важно в играх, когда вам нужно поднимать предметы с пола, не разбивая о него геймпады :)
А настройка для неподвижного режима и того проще, вернее там ничего в принципе не нужно настраивать, только поводить руками в стороны и убедиться, что никто не пострадает в пылу экшена.
В общем, всё просто и понятно, вот только готовьтесь к тому, что скорее всего, делать вам эту настройку придется не один раз, потому что играть вы, скорее всего, будете в разные игры по разному: сидя в кресле, лежа на диване, стоя в кругу, гуляя по квартире, или даже на улице (да-да, в это особенно удобно играть на улице, но об этом позже). Благо, система, каким-то волшебным и непонятным мне образом умеет запоминать вашу прошлую игровую зону, с привязкой к ее физическому расположению в пространстве что круто и позволяет сэкономить время на запуск игровой сессии.
Первое впечатление
Первое впечатление после запуска: А чо, не плохо!
Разрешение картинки действительно значительно подросло в сравнении с прошлыми моделями. Теперь здесь 1832×1920px на каждый глаз против 1440×1600 у Valve Index и HTC Vive Pro, не говоря уже о 960x1080 у PS4 VR (особенно для меня разительной была разница после PS VR). И всё же, зерно по прежнему хорошо видно, а на скруглениях в UI отчетливо видны лестницы.
Второе на что обращаешь внимание — четкость изображения. Изображение какое-то слегка как будто замыленное, даже в центре экрана, а ближе к границе оно и вовсе как будто не в фокусе. Яркие белые тексты на черном фоне и вовсе двоятся, оставляя красновато-синеватые шлейфы. Вначале я подумал, что проблема в позиции линз, которые, к слову, можно установить в три возможные позиции. И, хотя, положение линз тоже может вызывать раздвоение в изображении, но оно выглядит как-то иначе, чем тот эффект, что наблюдается при любом положении линз. В целом, складывается такое впечатление, будто твое зрение внезапно постарело лет на десять.
Отклик на движения головы, при этом, весьма неплохой (72 Гц в автономном режиме).
Второе, на что обращаешь внимание — это контроллеры. Трекинг геймпадов достаточно точен, впрочем, не идеален, но дискомфорта и нареканий не вызывает.
Позже выясняется, что Oculus ещё умеет тречить движения рук и пальцев, и выучив пару не сложных жестов, можно управлять интерфейсом даже без геймпадов (что, впрочем, не то чтобы было очень удобно). Правда движения пальцев с геймпадами в руках практически не отслеживаются (только оттопыренный указательный палец трекается, но и то кое как), так что тут либо одно, либо другое.
Но переключение между режимами происходит автоматически — геймпады оказываются за пределами видимости — и шлем автоматически переключается на трекинг рук.
Другую крутую особенность замечаешь уже на втором-третьем запуске: шлем понимает, когда геймпады не в руках, и показывает их физическое расположение в пространстве. Если геймпады оказались за пределами обзора, но в пределах видимости сенсоров шлема — он показывает стрелочками, где примерно они лежат. Кроме того, если геймпады далековато, или лежат за пределами видимости, шлем автоматически переходит в режим прозрачности, чтобы вам легче было их найти. Он даже понимает, когда геймпады перед вами перепутаны местами (левый справа, и наоборот), и подсвечивает, в таком случае, над ними маркеры с указанием какой из них левый, какой правый.
И даже небольшой зазор в нижней части очков в районе переносицы, который по-началу мне показался техническим недосмотром, на деле оказался отлично продуманным решением — в игре этот зазор реально не заметен, но зато в некоторых ситуациях ты очень легко можешь посмотреть вниз и через щель нащупать какой-то предмет у себя на столе, или даже напечатать что-то на клавиатуре, если речь о какой-то недоношенной VR игре на ПК без поддержки геймпадов (но об этом потом).
Плюс к этому, в шлем встроены довольно неплохие стерео-динамики и микрофон, вполне достаточные для того, чтобы не заморачиваться подключением сторонних гарнитур.
Конечно, эти все мелочи кажутся не существенными, если вы не использовали VR шлемы длительное время в домашних условиях, но на самом деле всё это в совокупности значительный шаг вперед в удобстве и уменьшении раздражительного опыта использования.
Автономный режим
Вообще автономный режим лучше всего проработан с точки зрения UX. После запуска вы просто попадаете в свою домашнюю комнату, где у вас есть каталог приложений из магазина, ваших приобретенных приложений, а так же различные социальные приблуды. Там же доступ к различным настройкам девайса и профиля. В целом интерфейс довольно удобный, но всё равно ещё есть куда расти.
Первый сюрприз вас поджидает в магазине. Наверно, перед тем как покупать шлем, вы уже наметили себе пару-тройку игр, которые вы хотите посмотреть первым делом. Наверное, даже подумали, что какой-нибудь Beat Saber, который вышел пару лет назад, вам отдадут чуть ли не за даром с огромной скидкой.
Как бы ни так. Я вообще не нашел здесь никаких скидок (на момент релиза шлема). Даже старые игры для первого Oculus Quest здесь стоят 25-30$. И вот не успеваешь оглянуться, как ты в первые же несколько часов полысел на 100$+. Поэтому глядя на стоимость шлема, надо отдавать себе отчет, что его цена для тебя фактически будет не 300 или 350$, а на самом деле все 450$ в первый же день.
Вообще, если подумать, похоже Oculus и правда отлично понимает свою аудиторию. Ты покупаешь новые очки, и конечно, ты, впечатленный этой чудесной технологией, не задумываясь, тут же покупаешь 1-2 игры, о которых ты слышал ранее как «мастхэв», и цена хоть и введет на секунду в ступор, но совершенно точно не остановит.
Затем, ты непременно захочешь увидеть, побольше различных типов игр, механик и сеттингов — ведь всё это тот самый свежий игровой опыт, ради которого ты и покупал этот шлем, а вглубь каждой игры по отдельности, на первых порах, заходить как-то вообще не хочется. Хочется откусить от каждого пирога понемногу. Так зачем делать скидки на то, что всё равно и так купят? И вот оценив картину шире, понимаешь, что господин Цукерберг не так уж и теряет, демпингуя цены на свою железку, но завязывая её на собственный магазин приложений и экосистему Facebook.
Впрочем, я немного отвлекся, возвращаюсь к теме.
Что касается качества контента для автономного режима шлема, то в целом, я можно сказать, был приятно удивлен. Сходу можно назвать пару игр, с хорошей графикой, — это Red Matter, Climb и Robo Recall, а так же несколько игр с затягивающим геймплеем — это уже упомянутый ранее Beat Saber и Super Hot. Вообще потенциально интересного контента в магазине немало, хотя, конечно, ничего уровня Alyx нет.
И всё же, тот же Red Matter действительно удивил качеством графики для автономной игры. Я ожидал чего-то уровня игр на мобилках с максимально мыльными текстурами, на которые я буду смотреть как будто под лупой. Конечно, и такие игры там безусловно есть, но вот тот же уже упомянутый Red Matter заставлял не раз меня залипать в локациях, с интересом изучая детали, текстуры и разглядывая, как играет блик на PBR-материалах защитного костюма. Хотя, конечно, речь идет о камерных локациях — с дальними планами, ожидаемо, всё плохо.
В целом, по комфорту игры, тоже всё довольно хорошо. Одной из важнейших проблем для меня, после опыта игры на PS VR, было укачивание. На PS меня мгновенно укачивало если я тупо нажимал на геймпаде идти вперед в L.A. Noir VR, вместо телепортации. Меня так же сильно укачало при первом же космическом сражении в No Man’s Sky, где надо было делать немыслимые виражи в условиях отсутствия гравитации и кувыркаться через голову.
И конечно, мне было очень интересно, как технологический прогресс справится с моей уязвимой вестибуляркой. Если коротко — весьма не плохо! И, хотя по-прежнему ходить по нажатию кнопки вперед мне как-то дискомфортно, и телепорты наше все, но рвотных позывов, всё-таки, не возникает.
Напряженные схватки в космических боях в Star Wars: Squadrons (хотя и на ПК, но при тех же 72 Гц), только при определенных типах виражей меня слегка подкачивало, но в целом, я довольно быстро приходил в себя. Кроме того я нашел для себя способ — смотреть на приборную панель с радаром в процессе виража, и тогда любой сложности вираж — не проблема.
Говорят, что упомянутый ранее просвет в районе переносицы, который хоть и не заметен в процессе игры, тоже помогает вестибулярке адекватнее обрабатывать положение собственного тела в пространстве.
Что касается времени автономной работы, то здесь я замеров целенаправленно не делал, потому что не играл дольше 2-х часов за раз (не потому что плохо, а просто физически уставал, да и просто надоедало, но это скорее я такой, не усидчивый), и этого времени мне за глаза хватало. При этом меня не порадовало, что геймпады работают от пальчиковых батареек, хотя за все время отображаемый заряд так и не изменился, так что похоже что геймпады довольно таки энергоэффективны.
Вообще, само по себе нахождение в VR, как ни крути, у меня вызывает некий, неописуемый, дискомфорт. Возврат в реальность всегда сопровождается своего рода облегчением. Как будто ты был уже в таком, знаете, состоянии, когда подвыпил, но кураж уже прошел, и ты просто тупо уставший, и вот сняв шлем, ты наконец приходишь в себя, избавляешься от этого неприятного дискомфорта и усталости. Но очень возможно, что это какая-то моя индивидуальная реакция, так что не принимайте близко к сердцу: )
Пожалуй, к сильнейшим преимуществам автономного режима так же можно отнести отсутствие проводов и трекинг перемещения в пространстве без использования внешних датчиков. Дело в том, что физически ходить в виртуальном пространстве — это настолько комфортно и естественно, что мгновенно повышает погружение, и тут тут же начинаешь хищно смотреть на окружающую тебя мебель с мыслями, а не пора ли бы тут сделать перестановку :) И тут меня осенило, а зачем я, собственно, мучаюсь, почему бы не выйти поиграть во двор? Так я и сделал.
Во дворе как раз нашелся подходящий играбельный пятачок с ровным тротуаром. Оказалось, что у шлема есть ограничение на максимальную игровую зону. Сложно сказать в точности, какой там размер, но мне кажется что-то около 5х5 метров. На самом деле этого, в принципе достаточно, хотя с другой стороны — достаточно не будет никогда.
Так вот, играть с «достаточно» большой свободой физического перемещения — это особое удовольствие и это куда более иммерсивный опыт. Впрочем, избавиться от страха во что-то врезаться, мне так до конца и не удалось. Кстати, если вы планируете играть на улице или в парке, настоятельно рекомендую взять с собой ассистента, который подстрахует, чтобы вы не сбили с ног случайного прохожего :)
Подключение к ПК
С точки зрения подготовки к игре через подключение шлема к ПК — здесь ситуация похуже.
Вообще, само подключение через провод к ПК осуществляется довольно просто при помощи так называемого Oculus Link (который, к слову, всё ещё находится в состоянии беты). Так же нужно поставить фирменный драйвер с магазином от Oculus.
Основная проблема здесь в том, что игра не может быть запущена просто так сама по себе (хотя, может и может, но я пока понял что вот именно так). Игра запускается специальным софтом, который, обычно, идёт на стороне магазина, в котором была куплена игра.
Например, Oculus, в принципе, легко и быстро может запускать игры купленные в его родном сторе, но подавляющее большинство этих игр сделаны именно под автономный Oculus Quest 1/2, и имеют соответствующее качество. Редко какая игра имеет вменяемую ПК-версию, как, к примеру, тот же Robo Recall, который имеет две полноценные версии для автономного и ПК-режима. Поэтому почти наверняка раз уж вы подключились к ПК, то, как минимум, пойдёте в Steam. А у Steam на этот случай есть Steam VR, через который и будут запускаться игры. Как, при этом, будут запускаться игры от других издателей (в Origin, Epic Store), лончеры которых не имеют VR версий — я не знаю, но покупать, чтобы проверить — как-то не решился :)
Прикол ещё и в том, что каждый такой лончер — это не просто программка на вашем ПК, это ещё и 3D-среда, которая автоматически запускается уже в самом шлеме. То есть по факту, чтобы запустить игру через официальный магазин Oculus или через Steam, сначала нужно запустить специальный VR интерфейс этого магазина, а потом в нём уже включить саму игру.
Причём забавно, что у ПК-шного Oculus почему-то совершенно другой интерфейс, чем у его автономной версии, что довольно таки фрустрирует в первый раз, поскольку вообще не понятно что происходит и как с этим взаимодействовать.
Дальше больше. На сегодняшний день, по умолчанию, шлем, подключенный через Oculus Link работает при частоте 72 Гц, тогда как у Oculus Quest 2 есть техническая возможность работать при 90 Гц, но эта возможность сейчас программно заблокирована. И чтобы ее разблокировать, надо установить «левый» стор, который, по всей видимости, не платит отчисления в Oculus, и для того, чтобы им пользоваться, надо перевести учетную запись вашего шлема в режим Разработчика, создав фейковую фирму на сайте Oculus (справедливости ради, это делается за пару минут). Затем нужно скачать какой-то батник, меняющий конфиги, и тогда игры начнут запускаться в 90 Гц, если такой режим в игре поддерживается. При том что эта настройка ещё то и дело сбрасывается на значение по умолчанию. Но оно того стоит. Попробовав раз поиграть на повышенной частоте, возвращаться обратно уже абсолютно не хочется.
Но если частоту обновления разработчики обещают в обозримом будущем включить на официальном уровне для всех, то следующая тема, похоже, не скоро будет включена в официальную поддержку.
Речь о по-настоящему крутой и желанной функции — беспроводной стриминг игры с ПК на шлем через роутер. И вот здесь творится вообще какая-то жесть. Впрочем, принципиально схема довольно простая: шлем подключается напрямую к роутеру по 5 герцовой частоте, а ПК, подключенный по сетевому кабелю, стримит игру уже прямо в шлем. Что могло пойти не так?
На деле же этот функционал реализован не самим Oculus, а комбинацией из нескольких сторонних решений. Если коротко, то одна софтина умеет подключаться удаленно к шлему по айдишнику вашего профиля, а другая (которая стоит 20$) умеет стримить рабочий стол и запущенные VR приложения в шлем. В довесок к этому, Steam VR, который адекватно распознает шлем и геймпады, если они подключены напрямую шнуром к ПК, уже не так охотно распознает этот шлем, когда он по сути подключается через роутер для стрима.
И всё же, через пару часов танцев с бубном, мне таки удалось заставить этого Франкенштейна работать, и... это круто! Это реально пушка! Без каких либо глюков, лагов и тормозов (разумеется, при условии наличия хорошего железа), а главное, БЕЗ проводов, я реально могу играть в Alyx, Robo Recall и прочие подвижные ПК-тайтлы.
Правда, в данный момент я могу играть только на 72 Гц, но говорят что с роутером, поддерживающим стандарт WiFi 6 играть можно и на 90 Гц. Конечно, сейчас кажется зашкваром покупать из-за этого новый роутер, но что-то мне кажется, в конце концов я не удержусь: )
Говоря о контенте, с одной стороны, поиграть вроде бы есть во что, особенно если посмотреть на список игры с поддержкой VR, но с другой — всё же сильно не хватает VR-эксклюзивов. Потому что, как ни крути, но VR — это технология со совершенно другим восприятием и управлением, и когда в игры вроде недавней Star Wars: Squadrons или Project Cars 3, вроде бы добавляется поддержка, но при этом не поддерживаются геймпады и управлять нужно с клавиатуры, будучи в очках, и это, конечно, болезненный опыт.
Говоря об особенностях дизайна игр эксклюзивно под VR, невозможно передать, какое внимание в процессе игры уделяется окружающим тебя деталям, которые в обычной ПК игре ты бы пробежал за секунду не поведя глазом. Все это, в свою очередь, сильно повышает планку ожиданий от качества левел-дизайна и арта. Любая логическая несостыковка здесь режет глаза. Чем качественнее сделан контент, тем убедительнее и правдоподобнее опыт.
Отдельно стоит отдельно выделить персонажей и монстров. Сложно передать, насколько убедительно они все выглядят, особенно в таких качественных играх как Alyx или Robo Recall. Пугающе убедительно. И в этом проблема. Относительно нормально враги воспринимаются, когда они находятся на расстоянии. Но когда они внезапно подходят к тебе в упор, или какая-то тварь прыгает тебе на лицо — лично у меня это вызывает какой-то когнитивный диссонанс и я тут же срываю шлем.
Знаю, это действует так не на всех, и кто-то довольно чётко осознает, что находится в игре, но как бы я ни старался, я не могу пока избавиться от эффекта зловещей долины. Поэтому, если ты такой же впечатлительный как и я, любая игра, где враг может подойти к тебе вплотную, может принести больше стресса, чем удовольствия. Учитывай это, так как контента и так не очень много, и будет обидно, что какая-то его часть (лучшая часть), окажется тебе просто не по зубам.
Видеоконтент
Пару слов хотелось бы сказать о видеоконтенте. Вообще его сразу важно разделить на два типа — обычные видео, отображаемые в очках на плоскости, как если бы ты сидел в кинотеатре, и такие, которые были созданы специально для VR.
Существует такое мнение, (или вера), что классические телевизоры скоро могут уйти на покой, потому что зачем собственно он нужен, когда в VR ты можешь по сути отобразить экран любого физического размера, который только может поместиться в область твоего обзора.
Конечно, быть может когда-то, когда мы сможем устанавливать дисплеи с разрешением 8k+ на каждый глаз, добьемся невероятной чёткости и частоты кадров, такое решение и правда превзойдет традиционные телевизоры. Но пока, и я думаю в ближайшие годы, ситуация не слишком изменится: разрешение слишком низкое, насыщенность красок и глубина чёрного, того самого чёрного, за который годами бьются производители лучших дисплеев, по всем этим параметрам то, что ты видишь внутри, даже рядом не стояло с хорошим современным дисплеем. Не говоря уже о дискмофорте просто пребывания в VR, о котором я говорил выше. Поэтому пока, я бы не спешил менять свой телевизор на новые VR очки.
Что касается специально созданного для VR контента — это однозначно да, это новый опыт погружения и совершенно новый подход к передаче визуального опыта. Не смотря на всё ещё довольно низкое качество и контента и четкости изображения самих очков, всё равно уже сейчас это отличная возможность посетить какие-то места, которые, кто знает, может так никогда и не удастся посетить вживую, или испытать что-то, на что никогда не решился бы, — например, прыгнуть с парашютом.
И вот этот 360-опыт в сравнении с классическим видео, ощущается примерно так же, как видео в сравнении с фотографией. Однозначно, это направление должно продолжать развиваться, и опять же, нужно больше качественного контента.
Вердикт
Oculus Quest 2 — это несомненно мощный и уверенный шаг вперед в направлении новой эры игр. В отличие от предыдущих поколений, в Oculus Quest 2 после первого вау-эффекта по-прежнему хочется возвращаться. Такие игры как Alyx невероятно разыгрывают аппетит и теперь хочется всё больше и больше такого, качественного глубокого контента, в который уже больше возникает желания играть вглубь, не откладывая шлем пылиться на полке после первых пары сессий.
Однако несмотря на заметный качественный скачок, по прежнему не отпускает ощущение, что это всё ещё прототип. И если, скажем, PS VR — это была альфа-версия VR как технологи, то Oculus Quest 2 — ощущается как бета. Кажется, что ещё чуть-чуть, ещё немного, и вот уже это будет нечто достойное, нечто, что непременно захватит и перевернет рынок. Хотя, на самом деле, это «чуть-чуть» во временных масштабах индустрии, наверняка займет не 1-2, а скорее 5-7 лет.
Но совершенно неоспоримым кажется факт, что только VR может и станет истинным вторым дыханием для всей игровой индустрии.
Поиграв какое-то время в VR, становится очень сложно перестроиться обратно на классические ПК-игры. Кажется, будто это какие-то детские несерьёзные забавы, в которых можно убить время после настоящего опыта. Как сейчас несерьёзно выглядят мобильные игры в сравнении с ПК, так и ПК игры выглядят неубедительно в сравнении с VR.
Oculus Quest 2 сегодня — это либо автономная фитнес-игрушка для аркад вроде Beat Saber, либо многообещающая, но по-прежнему сыроватая технология для гиков или разработчиков игр, которые интересуются будущим индустрии.
Но это точно не готовый продукт для сегодняшних ПК-бояр или Милостивых Государей Ценителей Высокого Консольного Искусства, способный заменить традиционные развлечения.
Однако не смотря на некоторую сырость и нехватку контента, благодаря хорошо проработанному автономному режиму и цене, у шлема есть все шансы стать самым продаваемым VR шлемом среди всех, включая PS VR.
На этом откланиваюсь, желаю всем быть открытым к новому.
VR тема хорошая, и материал, видно, развёрнутый
но всё, что связано с фейсбуком — мастдай, имхо.
И не предполагалось, что она была сделана как-то иначе. Только зачем, а главное нахуя, если все равно получилось как попало?
Как приятно читать статьи про VR, все любят друг друга и уважают, не то что консолесрачи.
У меня Рифт S, штука офигенная, хочу попробовать где-нибудь квесты, смущает конечно описание «мыла» от тех кто пробовал.
Момент два: как у вас ситуация с делюксовым креплением, которая, как оказалось, ломается за неделю?
Чел, один момент. В описании калибровки перепутана последовательность с периметром и уровнем пола. Периметр рисуется уже по полу.
Ну я не сказал бы, что это мыло как то заметно, в играх вообще его нет. В целом по сравнению с предыдущими кулусами картинка наконец то стала достойной для общего восприятия
Тоже купил квест 2, добавлю пару вещей:
Стандартного крепления абсолютно достаточно — шлем такой лёгкий, что даже с такой обычной конструкцией за 2 часа голова не устает. А ещё с ним удобно смотреть фильмы лёжа. Если не устраивает — уже сделали более удобное крепление на кольце как у пс вр за 30$ у умельцев
С обновлением Линка подвезли битрейт до 500 Мбс, благодаря чему артефакты исчезли, но 1080Ti с ним уже не тянет, ориентируйтесь на 2070 S. Задержка около 15 мс, не заметна
Вр будет развиваться очень быстро, а с шлема, который реализует 4К олед варифокальные дисплеи за 400$, они начнут встречаться повсеместно. Ставлю на условный квест 4 и 24 год
Я на первом квесте проходил на максималках. Конечно компьютер нужен мощный.
С обновлением Линка подвезли битрейт до 500 Мбс, благодаря чему артефакты исчезли
Обновление софта или кабеля?
Обновление приложения Oculus на PC
Нет, но читал что изображение более мыльное. Зато скриндор эффект, когда видишь решетку между пикселями, — меньше. Так что нет варианта, который однозначно можно посоветовать.
Если готов доплатить и собираешься играть только по проводу на ПК, жди hp reverbe g2. Люди быстро избавляются от вр шлемов как наиграются, так что возьми на Авито
Престижный франт
Да я уже Квест 2 жду) Но без провода. В Рифт С играл, интересно было стоит провод брать или VD купить.
Юсб 3.1 за 500 рублей можно заказать, не покупай фирменный. Для маленьких игр подойдёт и 2.0, но в Алекс уже без 3.1 будет страдать картинка
Престижный франт
Это знаю, но есть ли смысл, если по VD будет картинка лучше. Если только для того, чтобы батарейка медленнее садилась.
жди hp reverbe g2.
Тоже такое себе, ведь у Oculus очень много классных эксклюзивных игр.
Очень много — преувеличение, но в будущем да.
Вот если с окулус я могу понять, то вот почему сони тратится на эксклюзивные вр режимы резидента и хитмана для меня загадка: у конкурента очков нет, собрать комп для вр дорого
Очень много — преувеличение
Нет, если смотреть на эксклюзивы других VR-очков, а их у остальных нет, разве что PS VR имеет свои эксклюзивы, но то и не ПК VR
А есть смысл? У Quest 2 1832 x 1920 пикселей на глаз, а у Rifs S 1440 х 1280.
А так же здесь ты найдешь ответ на главный вопрос современности:
Шустренько пролистал, а про прон ни слова..
ВР прон на заре ВР уже уделывал обычный прон, что тут говорить про сейчас.
Интеренеты полны вр проном и все это при желании стримится и на квест тоже. Как и вообще любое в принципе видео, хоть с ютуба.
Короче Окулус Квест 2 это круто! Если ещё можно подрубить его к ПК и стримить игры без особой задержки то это вообще мастхэв.
Или задержка в Аликс ощущается сильно? По сравнению с проводом. Сам проходил на рифт с и игра довольно четко тречилась. Но провод конечно бесил.
Добавлю про индивидуальную совместимость. Для меня наоборот хождение телепортами просто минус к погружению. Через пару часов привыкаешь уже ходить и поворачивать камеру докручивая головой.
Ну и все эти просветы и эффект когда на тебя какая нибудь штука прыгает вообще офигенно ощущается
В задержке. Те, кто в этой ветке сравнивают битрейт - играйте на 2.4 ггц, почему бы и нет, ведь и там можно комфортные 70 мб\с выставить и не париться. Те же, кто понимают проблему беспроводного вр - она отнюдь не только в картинке. но и в задержках. На wifi6 - это около 25 мс, что очень хороший результат и позволяет с некоторым мыльцом играть без особых проблем как по проводу и даже в beat saber, пусть и не на самых высоких уровнях сложности, на wifi5 - уже 40 мс, задержки уже заметны, хоть и со временем перестаешь на них обращать внимание, дорога в beat saber для таких игроков закрыта. 2.4 ghz - уже бесполезен из-за своих диких задержек. Обновление до wifi6 обязательно для тех, кто хочет нормальный беспровод.
Беспроводной, нормально работающий виар стал массово доступен ещё в 2019 - когда на первый квест запилили обновление VD, которое обошло бесплатное решение по качеству и удобству. По сути за 30к рублей (шлем с амазона+vd) ты получал всё необходимое (предполагается что роутеры на 5ггц у всех уже есть)
Для вайва и вайв про это отдельная железка за деньги. А квест из коробки готов - знай только софтину накати.
И да, цв1 уже таки всё. Скачок произошёл - по качеству картинки (g2), по общему удобству (index), по смешному ценнику с годной картинкой (quest2). Последний (квест2, тобишь), местами на уровне rifts, местами лучше него. А rifts намного чётче того же цв1. Такие дела.
Ах да, забыл сказать про удобство что квестов, что рифтс - инсайдаут трекинг намного, намного, НАМНОГО удобнее в жизни, чем базовые станции.
Если работаешь, например, с Фейсбук рекламой, то знаешь, что там банят рекламный аккаунт за любой чих. Рекламный аккаунт можно делать на свою анкету только один, поэтому приходится мутить с фейками, а за это уже могут твою основную анкету забанить. Так что не хотелось бы «класть яйца в одну корзину»
Ещё один шутничок про Фейсбук. Хоспаде.
Давай уж начистоту, фуллбоди трекинг нахер не нужен. Нужен нейроинтерфейс чтобы считывать управление с мозга. Твой трекинг физического тебя фигня.
Капец.Фан в врчате, нормальное отображение ваших танцулек в битсейбе, запись движений для создания анимаций и прочие фишки - фулбоди трекинг еще как нужен.
Естественно нейроинтерфейс был бы гораздо круче, вот только такой радости сейчас даже в планах нет. Есть только цацки уровня плацебо, от которых реальным нейроинтерфесом и не пахнет.
Вместо того чтобы мечтать о не существующей на данный момент технологии, лучше радоваться наличию уже имеющегося трекинга движений тела. Без которого лично я вр не одобряю.
Для битсейбера есть плагин на тело, которое отлично отслеживается и без дополнительных трекеров же (персонаж ходит за тобой), для стриминга и записи более чем достаточно.
А так ты всегда можешь прихуярить ещё два тача на ноги липучками и с natural locomotion использовать их для, например, отслеживания ходьбы (не знаю, можно ли использовать для отслеживания ног в виар чате, мне это не интересно было, делал сетап для ходьбы в скайриме)
которые фейсбук банит на уровне прошивки? держите в курсе
https://twitter.com/CixLiv/status/1320475459830697984
добро пожаловать в реальный мир
Недавно для себя открыл просмотр фильмов вр, думал что бесполезная хрень а оказалось очень крутая вещь. Теперь крупные релизы смотрю в вр, Интерстеллар заиграл новыми красками, 2 сезон пацанов тоже в вр посмотрел
Смотри, сама эта позиция нелепа - вместо того, чтобы задавать вопрос: "подождите, а какое отношение физическое устройство имеет к банам в социальной сети?" ты скатываешься в позицию: "так а может там было за что?"
Может, коммент твой признали сексистким. Может ты постнул фотку, "разжигающую межнациональную рознь". А может, ты даже и не делал ничего такого и не знаешь, что произошло. Предположим, алгоритм посчитал, что ты "не настоящий". И скажем, что даже после того, как ты послал фотки документов, ответ тебе был: "решение оставить перманентный бан остаётся без изменений и больше рассматриваться не будет".
Суть в том, что это проблемы социальной сети, а не устройства.
Скажем, купил ты "умный" холодильник. Возвращаешься вечером, а там - хуяк, говорит станция Маяк - вся кухня одна большая лужа и всё протухло. А нехер было фотки своего двухмесячного ребёнка постить, где голую жопу видно, педофил хренов. Но ведь, может, было за что? И потому садишься ты в свой электромобиль, едешь за новыми продуктами, и посреди пути она так опа - и глохнет. Потому что админ случайно не тот аккаунт забанил после жалобы стримерши. И, опаньки, а у нас, оказывается, рассмотрение банов занимает "до двух дней". Давай, топай ножками, нехер было свой ник делать похожим на ник какого-то пидараса из сети. Так что было же за что, правда?
И когда через несколько часов ты, наконец-то, добираешься домой - опаньки, а дверь-то у нас с замком отпечатков пальцев. Претензий к отпечатку, конечно, нет. Но вот в соцаккаунте у тебя подозрительно мало полей заполнено, наверное поддельный аккаут. Нехер тебя пускать в дом. Спи на улице - поделом, есть за что.
Критиковать и диктовать - разные вещи. На этом форуме что, лично Цукерберг сидит? Иначе каким образом мы тут что-то кому-то диктуем, м?
Речь не о том, как ситуация сейчас обстоит. И не об альтернативных решениях. Речь шла о том, хорошо это или нет - но вас же понесло куда-то в сторону...
Если камент из двухтысячных, то откуда он знает о происходящей в наши дни дичи? Да, остаётся только индекс... Ну или молится на джелбрейки.
Вновь заинтересовался вр, пару часов назад. Начал изучать Quest 2 и тут статья, спасибо.
Ранее у меня был Samsung Odyssey +, года полтора им время от времени пользовался, но избавился от него вскоре после прохождения Alyx. Уж крайне больно мне давался тот всратый на нём треккинг и практически отсутствие погружения из-за вечно путающегося в ногах провода, часто приходилось ставить игру на паузу, разматываться и всячески ограничивать свои движения во время игры.
Спасибо за обзор. Подожду оф разблокировки 90гц и относительно вменяемых цен в Украине, и буду брать. Почти пол года без ВР — ломка бывает, да.
Вставлю свое мнение. Купил в свое время OculusGo и понял, что он интересен на неделю. Затем стал использовать его на велотренажере. Ездил по всяким роллер-коастерам. Первое время укачивало, а затем привык к кульбитам и прочему. Вцелом, работает, но все трассы там как аттракцион - на три минуты. Неудобно переключаться. За полтора года (по вечерам после работы) собрал свое приложение и обкатал на велотренажере exrcsbike.com . Пробился и опубликовал в Oculus Store бесплатный пилот для OculusGo. Коммерческую версию буду делать для Quest2 - все предыдущие версии - тупик в смысле производительности. Мне пришлось сильно упростить мой ExrcsBike, чтобы втиснуться в рамки ограничений Окулусов. В Quest моя порога работает, но если в Go ограничение не менее 60fps, то в Quest - уже 72fps, а у Quest2 и проц мощнее и 72fps с запасом до 90. Жду посылку - хочу прикрутить нормальную воду с отражениями и радио, которые пришлось выкинуть ранее.
Пилот за полтора месяца инсталлировало 1000 юзеров. Реально юзают - примерно половина...
Связью с тренажером (скорость езды в игре от скорости вращения педалей) не заморачиваюсь - сложно, да и ИМХО не нужно. Иллюзия и так нормальная.
Обкатывая ExrcsBike, провел на тренажере очень много времени. Мне 60 лет. В молодости увлекался велоспортом. Сейчас ставлю свой тренажер на постоянную максимальную нагрузку и свободно еду час. Весь мокрый, но мышцы не болят.
Так что, одна из ниш VR - фитнес. Уже есть специальные игры.
Видел. Спасибо.
Гляньте https://exrcsbike.com
Один пользователь написал, что у него нет велотренажера, так он просто на месте шагает...
Получил Quest2. Игры, купленные для Quest, установились и работают. Заново покупать не нужно.
Тут же установил свой ExrcsBike через adb. Без проблем заработал. Установил ту сборку (apk-файл), что лежала на диске с 21 октября.
Я даже специально открыл проект и проверил - какую сборку я тогда сделал - оказалось, что совместимую с OculusGo. А читал, что у окулусов были внутренние дебаты и там порешили, что совместимости с OculusGo быть не должно. ХЗ...
Щас заряжу и сяду на тренажер - часок покручу педали...
Потом буду проверять - сколько свободы у меня теперь будет - поставлю измеритель производительности и добавлю хотя бы дерево (простой биллбоард из террейн).
Буду смотреть - что у нас по fps...
Как треккинг, кстати? Забыл спросить.
Например при прицеливании пистолетом, держа его обеими руками, когда руки находятся в той зоне где нет камер, прямо перед шлемом, нормально, не отваливаются?
Я даже скажу, что покупателям индекса при апгрейде через пару лет будет некуда деть свои датчики — уже понятно, что это пережиток. Очень хороший трекинг
Ну да, ведь Окулус у нас теперь силой мысли отслеживает то, что происходит за спиной вне радиуса видимости камер? :)
Система предиктивного анализа и гироскоп отлично справляются с отслеживанием за спиной. В Alyx инвентарь ни разу не подвёл, во всяких играх где надо лук или меч из-за спины доставать - тоже все ок. Даже не могу представить ни одного адекватного сценария, где бы понадобилось более точное отслеживание, разве что необходимость какого нибудь жонглирования за спиной, которое будет использоваться в одной никому не нужной игре.
Не думаю, что в Украине будут нормальные цены. Первый квест, кажется, с момента появления у крупных ритейлеров так в цене и не просел. Официально не представлен, спрос условно небольшой, с чего бы ему дешеветь.
Я бы посоветовал заморочиться со связкой амазон + форвардер. Даже с учетом ввозной пошлины получается намного выгоднее, чем брать у барыг, а доставка может быть от двух недель с момента заказа. Заказал вот, сижу облизываюсь, читая такие посты 🙃
Да, я как-то и не следил что там с квестами в Украине, только что глянул — 15-20к стоят. Теперь подумал кого-нибудь из коллег попросить привезти со штатов, но сейчас редко кто куда-то летает, так что это вопрос случая.
А каким сервисом у нас лучше заказывать? Я года 3 назад для теста игру на пс4 покупал для теста Новой почты, так мне посылка через 4 месяца пришла, с тех пор я даже и не смотрел в ту сторону :D
Я через meest us (они немного особняком от обычного миста стоят) буду везти. В прошлом с ними исключительно положительный опыт, особенно если нужно растамаживать. Но уже давно ничего не заказывал (с лимитом-то в 100 евро), так что на 100% порекомендовать не могу.
В понедельник тоже приехал Квест 2 и Elite strap. После владения Квест 1 могу сказать, хоть и сам не люблю Фейсбук, но то, что Цукерберг своими деньгами сильно развил индустрию буквально за два года сложно отрицать. Из 10 куцых приложений и технодемок всё это выросло в крупный апп стор с сотнями приложений на любой вкус, и плотно вошло в нашу с женой жизнь. Виар из просто игрушки превратился в почти ежедневные пару часов в других мирах.
Игры, спорт, бокс, ритм танцы, квесты, рогалики, соулслайк, шутеры, адвенчуры... Без виара теперь не представляем жизнь.
Ready player one реальность подкралась очень незаметно. А то, что теперь один Квест может быть и беспроводным ПКВР и проводным и стандалон шлемом - это вообще пушка. И да, пиксели почти не видны стали, больше на них не отвлекаешься.
Что будет лет через пять даже сложно представить. До конца года уже будет более 5 млн пользователей виар, а к 2025 году прогноз говорит о десятках миллионов пользователей.
На счёт страпа за полтиник, я бы не покупал его, по крайней мере сразу - в нём обнаружился технологический косяк. У огромного количества людей одно из боковых креплений просто в процессе эксплуатации даёт трещину, а затем ломается. На реддите много про это написано.
Так а чего, по проводу нормально Аликс пашет? На отдельные пальчики умеет реагировать игра?
А в Alyx толком и нет механик, которым бы нужны были пальчики. Сжатие банки разве что только и всё вроде. С оттопыриванием пальца для нажатия кнопок в мире игре контроллеры Окулус вполне справляются.
Я просто год назад продал Рифт, потому что заколебала эта вечная сборка/разборка. Квест 2 прям отличный варик. Но иногда и по проводочку поиграть захочется (тем более, в Аликс). Он же картинку не режет, показывает то, что комп способен выдать?
Видел просто пару проектов чисто под квест 2, и там так се изображение. Как будто на смартфоне запустили.
Link (технология передачи картинки по проводу) качество режет. VD выдает картинку лучше, а так же меньше нагружает ПК.
Но вчера вышел апдейт для Link'a и теперь вместо 150 mbps он поддерживает 500. Я еще не проверял качество картинки, но судя по цифрам, теперь Link должен превосходить VD.
Престижный франт
Virtual Desktop, через роутер, как в статье. Если роутер вывозит конечно)
Меня так же сильно укачало при первом же космическом сражении в No Man’s Sky, где надо было делать немыслимые виражи в условиях отсутствия гравитации и кувыркаться через голову.
Вообще не представляю, конечно, как там в NMS крутиться в VR)
А вывод понравился, дельный. Спасибо за обзор, перечитаю еще раз, если зимой надумаю приобщаться)
Престижный франт
Спасибо. А качество картинки одинаковое с проводом по твоему роутеру?