Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Когда мои уши улавливают словосочетание «настольная игра», первое, что приходит мне на ум, — D&D, а именно: атмосферные посиделки за столом, броски многогранных кубиков, возгласы о несправедливости выпавшей единицы или же радость, вызванная критическим попаданием. Всё это — драконы, и всё это — подземелья.

Но помимо эмоций от игры в данную «настолку», этот пост проведёт вас по пути, который прошла D&D. Путь этот долог и тернист, но ведёт к веселью и уйме положительных эмоций.

Истоки

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Всё началось с Chainmail — настольного варгейма на средневековую тематику, созданного в 1971 году Гэри Гайгэксом и Джеффом Перреном. При чём тут вообще другая настольная игра? Дело в том, что изначально Dungeons & Dragons представляла собой дополнение к Chainmail. И только потом подземелья переросли в самостоятельную игру, а Chainmail освободил нишу для других настольных варгеймов, среди которых был Warhammer Fantasy Battles.

В 2002 году компания Wizards of the Coast выпустила современную игру с миниатюрами под названием Chainmail, а через год название изменили на Dungeons & Dragons Miniatures Game. Однако история D&D началась отнюдь не в 2002 году, а гораздо раньше!

Суть игры

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Впервые Dungeons & Dragons была издана в 1974 году. Именно тогда опубликовали оригинальные правила, которые активно дорабатывались в течение последующих двух лет. Но что же представляет собой партия в эту ролевую игру?

В игре участвуют ведущий (мастер) и несколько игроков. Обычно каждый игрок управляет одним персонажем, но здесь могут вступать в силу различные "домашние" правила и пожелания участников. Мастер, в свою очередь, играет за всех неигровых персонажей, описывает происходящее и окружающий мир.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В ходе игры участники определяют действия своих персонажей: перемещаются, атакуют, исследуют предметы, локации и так далее. Случайные события определяются броском кубиков. Как правило, используется набор из семи кубиков с разным количеством граней. Наверняка в медиапространстве вам встречался именно 20-гранный кубик (d20) — он используется чаще других.

Традиционно правила включают три основные книги: Книгу игрока, Книгу мастера и Бестиарий (Книгу монстров). На сегодняшний день существует огромное количество официальных и фанатских материалов: дополнительных правил, приключений и других дополнений.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Кроме того, игроки часто любят разнообразить свои игровые сессии. Они создают детализированные карты мира, оформляют специальные карточки заклинаний и приобретают всевозможные аксессуары: дайскейсы для хранения кубиков, стильные дайстреи для бросков, а также сами дайсы – которые бывают самых невероятных видов. Среди них можно найти экземпляры ручной работы, массивные металлические, миниатюрные и вообще какие только душе угодно!

Может показаться, что D&D - очень дорогое удовольствие. И да, не буду скрывать: так оно и есть. Но парадоксальным образом это одновременно и самая доступная настольная игра. Для начала вам понадобится лишь лист персонажа, карандаш, ластик и набор кубиков. А дальше - только ваше воображение.

Редакции

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В 1977 году вышли две новые версии игры: Advanced Dungeons & Dragons и базовый Dungeons & Dragons. Первая предназначалась для опытных игроков, вторая же создавалась как вводная версия для полных новичков.

Последующие десять лет ознаменовались постоянным потоком новых изданий - всевозможные вариации с разными коробками, мастер-сетами, эксперт-сетами и прочими вариациями. По сути, это был маркетинговый ход: издатели выпускали якобы "разные" версии одной и той же игры, хотя по факту изменения были минимальными - даже правила оставались практически неизменными.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Вторая редакция, выпущенная в 1989 году, претерпела более существенные изменения. В обновлённые правила вошли все исправления и дополнения, накопившиеся за предыдущее десятилетие. Значительно переработали Monster Manual, исключили классы убийцы и монаха, а вслед за ними исчезли демоны и дьяволы (об этом поговорим отдельно). Разработчики явно стремились снизить возрастной рейтинг игры всеми возможными способами.

В 1995 году вышло очередное дополнение к правилам, которое в народе прозвали "редакцией 2.5". А уже в 1997 году компания Wizards of the Coast приступила к разработке новой версии всеми любимой настольной игры.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В начале 2000-х компания Wizards of the Coast (WotC) выпустила третью редакцию D&D. Это издание сделало правила более гибкими и унифицированными. В 2003 году появилась обновлённая версия 3.5, которая содержала множество мелких правок и дополнений.

Особенно важным для русскоязычных игроков стал 2006 год - именно тогда D&D впервые официально издали на русском языке. Права на локализацию принадлежали издательству АСТ.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В 2007 году компания анонсировала четвертую редакцию D&D, которая увидела свет в 2008 году. Это обновление принесло множество фундаментальных изменений:

  • Расширенная система уровней (до 30 уровня)
  • Переработанная механика рас с усилением их влияния на игровой процесс
  • Обновленный список игровых рас
  • Введение системы специализаций классов
  • Полный пересмотр системы мировоззрения персонажей

Новая редакция значительно изменила игровую механику, предложив игрокам принципиально новые возможности для создания персонажей.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Пятая редакция D&D, выпущенная в 2014 году, остается основной версией игры по сей день. Wizards of the Coast опубликовали упрощенные базовые правила в свободном доступе на своем официальном сайте. Среди ключевых изменений:

  • Возврат системы мировоззрения к классическому варианту
  • Существенная переработка многих игровых механизмов
  • Упрощение системы боя и создания персонажей

Важным событием для русскоязычного комьюнити стал 2018 год, когда издательство Hobby World объявило о локализации D&D на русский язык. В течение последующих лет были выпущены:

  • Стартовый набор
  • Основные книги правил (Книга игрока, Энциклопедия чудовищ)
  • Серии готовых приключений

К сожалению, в последнее время выпуск новых материалов на русском языке приостановился. Остается надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону, и политика будет впредь обходить обычных людей, интересующихся настольными играми и прочими развлечениями.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Последняя на данный момент редакция вышла в 2024 году. В отличие от предыдущих версий, она не получила порядкового номера и официально называется "Редакция 2024".

Особого внимания заслуживает "цифровой ассистент", в лице Baldur's Gate 3. Эта популярная CRPG использует адаптированные правила новой редакции.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

D&D и сатанизм?

Помните, я упоминал об исчезновении демонов во второй редакции D&D? У этого решения были причины — причём не одна.

В 1980-х растущая популярность игры привлекла внимание не только игроков, но и... особо бдительных граждан. Некоторые искренне верили, что «Подземелья и Драконы» — буквально орудие дьявола для растления молодёжи.

В 1984-м Джек Чик (американский писатель и член независимой баптистской церкви) выпустил комикс "Dark Dungeon", где D&D изображалась как сатанинский культ.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В 1982-м году сын Патриции Пуллинг - основательницы организации "Bothered About Dungeons and Dragons" (BADD) - покончил с собой. Само собой, виноваты оказались... настольные игры (а чего вы ожидали?). Позже Пуллинг развила бурную деятельность: давала интервью, писала статьи, и даже выпустила целую книгу о "смертельной опасности D&D".

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

История обрела новый виток, когда в 1989 году появился Уильям Шнобелен - бывший самопровозглашенный жрец Викки и сатанист, ставший ярым христианским проповедником. Обычная жизнь обычного человека, да? У всех же так? Его статья "Straight Talk on Dungeons and Dragons", опубликованная (как вы уже догадались) тем самым Джеком Чиком, добавляла масла в огонь анти-D&D истерии. Позже Шнобелен выпустил еще несколько подобных материалов, где на полном серьезе утверждал: ролевые игры - это "игрушки дьявола", а игровые ритуалы вызова демонов якобы могут открывать порталы в наш реальный мир.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Если вы думаете, что цирк уехал, то нет, он только набирал все новых и новых клоунов.

В 1979 году 16-летний студент Мичиганского университета Джеймс Даллас Эгберт попытался покончить с собой в отопительном коллекторе здания университета, приняв большую дозу снотворного. Попытка оказалась неудачной, и Эгберт в течение месяца после этого скрывался дома у своего друга. Поиски исчезнувшего Эгберта были широко освещены в печати, а его родители наняли частного сыщика Уильяма Дира. Дир без особых на то оснований счёл, что Джеймс Эгберт исчез в коллекторе в ходе живой игры по D&D. Пресса приняла эту версию как единственную истинную, результатом чего стали многочисленные слухи о подобных «инцидентах в коллекторах». Вернувшийся домой Эгберт через год совершил успешное самоубийство, на этот раз воспользовавшись огнестрельным оружием.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

В 1984 году Дир выпустил книгу «The Dungeon Master», в которой пересмотрел ранее сделанные им заявления и отверг связь между исчезновением Эгберта и ролевыми играми, заявив, что молодой человек находился в депрессии из-за семейных проблем. Однако людей уже было не переубедить.

В 1981 году американский писатель Джон Койн написал триллер «Hobgoblin», в котором поднимается тема ролевых игр как источника психических отклонений. Герой книги, молодой человек по имени Скотт Гардинер, увлечён ролевой игрой «Хобгоблин», основанной на кельтской мифологии. Он настолько вживается в своего персонажа Брайна Бору, что заболевает шизофренией и в состоянии, когда личность Брайна Бору овладевает им, совершает убийство.

Это далеко не все случаи обвинения D&D в сатанизме, но даже так человеческая глупость просто поражает. Нечто похожее можно наблюдать и в наше время в России, когда людям проще поверить в услышанное по ТВ, мол, игры это сущее зло и т.д. Так что в какой-то степени мы можем понять американских детей 80-х.

Маскот настольных игр

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

D&D и другие настольные ролевые игры давно перестали быть просто хобби — они стали полноценным культурным феноменом. Сегодня их можно встретить буквально везде: от эпизодов "Очень странных дел" до сюжетных арок в комиксах Marvel и DC. Даже когда в кадре не фигурируют узнаваемые кубики d20, сама концепция совместного сторителлинга за столом стала универсальным символом творчества и дружеского общения.

Что удивительно — медиа часто используют этот образ даже не для ностальгии по 80-м. Механики ролевых игр органично вплелись в современный сторителлинг: вспомните "Красный океан" с его игровыми сессиями как структурой повествования или "Гравити Фолз" с их остроумными отсылками. D&D переросло свои правила и стало языком, на котором говорят о дружбе, воображении и приключениях.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

И ведь это не просто дань моде — создатели действительно играют. Вон, Мэттью Мерсер из Critical Role консультировал сценаристов "Легенды о Vox Machina", а Джо Манганьелло и вовсе писал официальные приключения для Wizards of the Coast. Граница между игрой и массовой культурой окончательно стерлась. И это прекрасно.

Другие НРИ

D&D действительно стал катализатором для всей индустрии НРИ, вдохновив создание множества других систем. Вот ключевые игры, которые либо напрямую выросли из D&D, либо были созданы как альтернатива:

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Pathfinder (полное название Pathfinder Roleplaying Game) — ролевая игра, издаваемая компанией Paizo Publishing. Представляет собой расширенную и модифицированную версию правил Dungeons and Dragons редакции 3.5, опубликованных по Open Game License. Pathfinder задумывалась как игра, обратно совместимая с правилами трёхсполовинной редакции, но при этом исправляющая её недостатки.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Call of Cthulhu — настольная ролевая игра по мотивам Мифов Ктулху, которые основаны на произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта. Название игры является отсылкой к одному из самых знаменитых произведений Лавкрафта — «Зов Ктулху». Игра разрабатывается компанией Chaosium, первое издание было выпущено в 1981 году, к настоящему времени выпущена уже седьмая редакция игры.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Первая редакция «Warhammer Fantasy Roleplay» была издана в 1986 году компанией Games Workshop. Игра задумывалась, как дополнение к варгейму «Warhammer Fantasy Battle» (WFB): многие ранние книги (например, популярная серия книг «Realm of Chaos») содержали материал как для WFRP, так и для WFB, а текст WFRP включал правила конверсии в варгейм. После выхода кампании «The Enemy Within» и небольшого числа дополнений (включающих пакет персонажа, экран ведущего и вышеупомянутые книги «Realm of Chaos»), в Games Workshop приняли решение изменить ориентацию бизнеса. Оказалось, что производство и продажа миниатюр к варгеймам было куда более выгодно, чем просто издательство книг. При этом WFRP плохо служила целям продажи миниатюр, а добавление материалов WFRP в книги по WFB и WH40K лишь ненамного увеличивало их продажи.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Shadowrun — настольная ролевая игра в жанре, сочетающем киберпанк и городское фэнтези. Её действие происходит в вымышленной вселенной ближайшего будущего, в рамках которой сосуществуют кибернетика, магия и фантастические существа. Она сочетает в себе жанры киберпанка, городского фэнтези и криминальных историй, со случайными элементами теорий заговора, ужасов и детективной фантастики. С момента своего создания в 1989 году «Shadowrun» остается одной из самых популярных ролевых игр. Она породила обширную франшизу, которая включает в себя серию романов, коллекционную карточную игру, две настольные военные игры на миниатюрной основе и несколько видеоигр.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Vampire: The Masquerade — настольная ролевая игра, первоначально разработанная Марком Рейн-Хагеном и выпускавшаяся компанией White Wolf Publishing с 1991 по 2004 годы. Входит в состав линейки ролевых игр, объединённых общим сеттингом, так называемым Старым Миром Тьмы, выдержанном в стиле «готик-панк» и представляющем собой версию современного мира, в которой действуют мифические существа. Vampire: The Masquerade посвящена вампирам, тайно живущим среди людей.

Всё о Dungeon and Dragons: первая НРИ, сатанизм, маскот настольных игр [лонг]

Cyberpunk 2020 — настольная ролевая игра в жанре киберпанк, разработанная Майком Пондсмитом и изданная R. Talsorian Games в 1988 году. Является второй редакцией правил (первая версия под названием Cyberpunk 2013 была опубликована в 1988 году; также есть третья редакция Cyberpunk 203X, опубликованная в 2005 году), однако Cyberpunk 2020 часто используется как обобщённое название всех трёх редакций (и попутных изданий).

Подведём итоги. D&D оставила огромный след в истории, повлияла на целые индустрии и, самое главное, подарила многим сотни и тысячи часов веселья и увлекательных приключений. Я и сам, хоть и редко, но играю при возможности, и настольные игры определённо входят в топ-3 моих самых любимых хобби. Играйте с удовольствием — и хороших вам партий!

59
13
5
2
2
1
9 комментариев