Область применения чат ботов в Телеграм: виды и преимущества
Чат боты в Телеграм широко популярны и применяются в самых разных сферах, от развлечений до бизнеса. Ниже разберемся, что из себя представляют чат боты, какие они бывают и в каких областях их можно использовать.
Что такое чат бот
Чат бот – это небольшое приложение, представляющее собой диалог с пользователем на основе заранее прописанных сценариев или с использованием технологий искусственного интеллекта. Сегодня чат боты встречаются повсюду: на сайтах, в мобильных приложениях, мессенджерах и т.д. Увидеть их вы можете, обратившись в чат поддержки банка или мобильного оператора, интернет-магазина, при записи в частную клинику и т.д.
В Телеграме чат боты тоже широко распространены, а область их применения безгранична. Это может быть решение простых задач, например, напоминание о каких-то событиях или более сложные действия, например, обучение иностранным языкам, прием платежей и т.д.
Бизнес в Телеграме тоже широко использует чат ботов: они могут работать в качестве техподдержки, консультировать клиентов, оформлять продажи, выдавать рассрочки или кредиты, выполнять рассылки рекламных или иных сообщений, а также решать множество иных задач, упрощая взаимодействие с клиентами, повышая узнаваемость бренда и увеличивая объемы продаж товаров и услуг.
Виды чат ботов
По принципу работы чат боты бывают двух типов:
· сценарные, они же чат боты с кнопками: действуют по предварительно проработанному алгоритму и выполняют прописанные в нем конкретные задачи, при выходе за границы сценария такие приложения не справляются с работой и зовут на помощь человека;
· интеллектуальные, они же виртуальные или цифровые приложения: работают с использованием технологий ИИ, параллельно обучаясь во время этого процесса и способны более гибко взаимодействовать с пользователями, применять персональный подход, чтобы, с учетом данных о человеке, более точно решить его проблему или ответить на его вопрос.
В Телеграм преимущественно встречаются чат боты первого типа. К интеллектуальным относятся голосовые помощники, например, Алиса и подобные приложения.
Плюсы использования чат ботов
У использования чат ботов есть ряд преимуществ:
· экономия времени, упрощение работы персонала: боты могут выполнять рутинные задания, освобождая сотрудников и позволяя им решать более серьезные задачи;
· приложения могут обслуживать клиентов круглосуточно, без выходных и праздников в отличие от людей, которым требуется время на отдых;
· самообслуживание: клиент пользуется ботом без участия живого человека: это быстро, просто, комфортно, упрощает процесс и удобно для пользователей, которым труден процесс взаимодействия с другими людьми, например, для интровертов;
· уменьшение расходов на персонал: использование приложений позволяет сократить часть сотрудников и сэкономить на оплате их труда;
· улучшается взаимодействие с клиентами: если сценарий бота составлен правильно, пользоваться приложением очень удобно, поэтому пользователь может быстро найти ответ на свой вопрос или решить проблему;
· общение с пользователями становится персонализированным: боты могут анализировать информацию о человеке и предлагать ему ответы или решение его проблем с учетом этих данных;
· наблюдается рост продаж: приложения могут работать консультантом, помогать в выборе товара, убеждать клиента купить продукт или услугу, принимать оплату, оформлять кредит или рассрочку, доставку товара и т.д.;
· боты могут собирать или отслеживать информацию о пользователе: это может использоваться для дальнейшей консультации, ответа на вопрос клиента, решения проблемы и т.п.;
· приложения могут работать на разных языках: это позволяет вывести вашего бота на международный рынок;
· простота создания: чтобы сделать бота, не нужны специальные навыки: достаточно пройти обучающие курсы, что займет у вас немного времени;
· экономия на создании и обслуживании бота: сделать приложение можно бесплатно, дальнейшей работой над ним можно заниматься самостоятельно, не оплачивая работу программистов или иных специалистов.
Достоинств у использования ботов очень много, поэтому бизнес широко использует эти приложения в своих целях.
Примеры использования чат ботов
Первый пример использования – @BotManKurs_bot, принадлежащий конструктору ботов BotMan.pro. Он приветствует пользователя и поочередно присылает ему видеоуроки, объясняющие, как пользоваться всеми возможностями сервиса. В конце обучения он советует купить дополнительную программу по заработку на чат ботах и автоворонках, заказать услуги создания приложения или автоворонки под ключ либо написать основателю платформы с предложением сотрудничества.
Второй вариант использования чат ботов - https://t.me/s7assistant_bot. Бот российской авиакомпании S7 Airlines с широким функционалом. С его помощью вы можете познакомиться с правилами провоза багажа или ручной клади, посмотреть расписание полетов, статус вашего рейса и т.д. При необходимости бот предлагает ссылки на внешние ресурсы, где, например, вы можете посмотреть список всех стран, куда можно улететь рейсами компании. Взаимодействие с ботом осуществляется вводом текстовых сообщений и кнопками. Также с помощью бота можно купить билет.
Третий пример – бот популярного российского производителя антивирусного ПО Dr Web https://t.me/DrWebBot. Предназначен для проверки на наличие вирусов ссылок или небольших файлов размером до 20 Мб (фото, текстовый файл и т.д.). Вы можете отправлять сообщения с объектом для проверки напрямую или пересылать из других чатов. Еще один вариант использования – добавить бота в группу, где он автоматически будет проверять ссылки и файлы и оповещать вас при обнаружении угроз.
Четвертый пример – бот поддержки службы доставки CDEK (https://t.me/edostavkabot). В нем можно проверить состояние ваших заказов, выбрать время или адрес доставки, узнать местоположение офиса и график его работы, рассчитать стоимость и продолжительность доставки, договориться о сотрудничестве и т.д. Бот при запуске присылает меню с доступными командами, но также реализован текстовый ввод сообщений.
Пятый пример - @BotmankursBot. Еще один обучающий бот. Присылает ряд видеоуроков по созданию чат ботов и автоворонок, после каждого из них идет короткий тест, закрепляющий усвоенный материал. После завершения обучения приложение предлагает присоединиться к платному интенсиву от создателя конструктора, на котором объясняется, как зарабатывать на создании чат ботов и автоворонок. Если пользователь не реагирует на предложение, бот периодически напоминает о себе, предоставляя новые полезные материалы и снова предлагая записаться на интенсив и получить в подарок различные бонусы, например, бесплатную консультацию.
Сфера применения чат ботов
Сфера применения чат ботов в Телеграме очень широка. Они могут пригодиться как в обычной жизни, так и в бизнесе или в других областях.
В бизнесе
Самые популярные способы применения чат ботов в сфере бизнеса и маркетинга:
· выступление в роли техподдержки в режиме 24/7: приложения обеспечат круглосуточное обслуживание, сократят расходы на персонал (можно уменьшить количество сотрудников, не платить за работу в ночные смены), наладят взаимодействие с клиентами, т.к. пользователи положительно относятся к тому, что ответы на простые вопросы они могут получить моментально у приложения, не ожидая по 3-5-7 или более минут, когда освободится живой человек;
· работа в качестве службы поддержки внутри компании: приложения могут работать с клиентской информацией, анализировать ее, группировать и передавать оператору, обрабатывать отчеты внутри организации, использоваться в качестве справочной службы и т.п.;
· чат боты для привлечения клиентов: приложения могут отправлять общие или персонализированные сообщения и приглашать людей купить продукт, уведомлять о поступлении новых товаров, об акциях, скидках и т.п.;
· приложения для сбора отзывов клиентов: приложения способны связаться с человеком после того, как он купит ваш товар или воспользуется услугой и задать ему ряд вопросов, чтобы получить обратную связь, а затем обработать эти данные и передать администратору: это позволит улучшить обслуживание клиентов, устранив частые замечания и добавив улучшения по их запросам;
· боты-консультанты: приложения могут рассказывать вашим клиентам об услугах и товарах, обращать внимания на их сильные стороны, делать акцент на каких-либо важных моментах и т.п., идеальным результатом их работы становится подведение человека к покупке;
· боты для обработки заказов, приема платежей, оформлении кредитов, рассрочек и оформления доставки: такие приложения увеличат вам количество продаж, так как людям не придется обращаться к вам в магазин или в офис, звонить на горячую линию и т.п.: все необходимые действия они смогут выполнить самостоятельно через бота;
· боты для возврата средств: чтобы клиент не ждал, пока освободится сотрудник, вы можете предложить ему передать данные по заказу, от которого он отказывается, приложению: последнее проверит данные и обработает запрос, а сотруднику останется только перепроверить информацию и вернуть деньги;
· боты для использования в маркетинговых целях: если клиент хочет купить товар или заказать услугу, но не решается это сделать, приложение может предложить скидку, промокод, бесплатную доставку, ответить на вопросы, которые могут смущать человека и не позволять ему сделать последний шаг к покупке, а также подписывать людей на рассылку рекламы, собирать контактные данные для рассылки новых предложений и т.п.
Это – лишь небольшая часть примеров использования ботов в сфере бизнеса, в действительности их значительно больше, все зависит от вашей фантазии и задач, которые вы хотите назначить приложению.
В сфере образования
Чат боты в Телеграм могут использоваться и в образовательных целях, например, присылать обучающие текстовые, видео- или аудиоматериалы, проверять знания, организовывать учебный процесс (составлять план занятий, записывать на обучающий курс, семинар и т.п.), напоминать о сроках сдачи задания и т.п.
В области здравоохранения
Полноценный диагноз клиенту боты поставить не смогут, однако в области здравоохранения вариантов их применения тоже много. Они умеют напоминать о приемах лекарств, отвечать на простые вопросы клиентов (например, как подготовиться к какой-либо медицинской процедуре), записывать или приглашать на прием к врачу, собирать контактную информацию пациента, оповещать врачей о новой записи на прием, изучать симптомы, сверять с базой данных и либо давать какой-то совет, либо, если обнаружится, что симптомы серьезные, советовать посетить врача и при необходимости записывать на прием. Приложения могут применяться и для эмоциональной поддержки человека: задавая правильные вопросы, они помогут клиенту выговориться, обсудить свои проблемы, а затем предложат ему записаться к психологу или попробовать какие-либо практики, например, медитации.
В обычной жизни
В обычной жизни чат боты могут напоминать о чем-либо, искать информацию в Интернете, консультировать по простым вопросам, присылать прогноз погоды или курс валют, анализировать доходы и расходы, использоваться для создания заметок, для игр, развлечений, находить и покупать билеты на транспорт, в кино, театр или концерты, скачивать музыку, видео, конвертировать файлы и т.п. Приложения для повседневной жизни – это самая широкая категория приложений, куда ежедневно добавляются все новые боты. Вы можете найти их, обратившись к каталогам или создать собственное приложение, которое решит ваши задачи.
Способы создания чат ботов
Создавать чат ботов можно двумя способами: программированием или с помощью конструкторов чат ботов.
Сложность первого способа в том, что для разработки приложений таким способом вам потребуется знание языков программирования, иначе нужно будет обращаться к программистам, что повлечет за собой расходы. Неудобство также состоит в том, что вам придется потратить время на то, чтобы составить техническое задание и объяснить, что вы хотите увидеть в вашем приложении. Кроме того, последующее обслуживание – добавление новых функций, устранение возможных ошибок и т.п. – тоже принесет за собой дополнительные расходы.
В отличие от программирования, конструкторы чат ботов не требуют каких-то специальных умений, чтобы пользоваться ими. Подобных площадок существует очень много, одной из лучших среди них является конструктор чат ботов и автоворонок BotMan.pro. Созданные в нем приложения имеют внушительные возможности и могут выполнять самые разные задачи, от сбора информации о клиентах и до оформления заказов и приема платежей.
Бесплатного тарифа в BotMan.pro вам будет достаточно для знакомства с сервисом и изучения всех его возможностей, которых даже в базовой версии очень много. Изучив платформу, вы сможете купить премиум-подписку и получить доступ ко всему функционалу конструктора ботов. На сайте вы также сможете оплатить разработку чат бота или автоворонки, если не хотите заниматься ими самостоятельно или заказать проверку вашей автоворонки для оценки ее работы и получения советов по улучшению ее эффективности.
Пример создания чат бота через конструктор ботов BotMan.pro
Ниже разберемся, как сделать простого бота в BotMan.pro, используя только базовый функционал. Сначала перейдите в чат бот BotFather в Телеграм и, следуя подсказкам, зарегистрируйте бота и скопируйте его токен. Затем откройте сайт BotMan.pro, зарегистрируйтесь и, используя токен, подключите бота. Подробно о регистрации бота и подключении к конструктору ботов рассказывается здесь. Далее:
1. После регистрации в BotMan.pro вы перейдете на страницу создания сценария чат бота. Это последовательность сообщений и кнопок, определяющие, какие задачи будет выполнять приложение. В первом блоке выберите, как будет срабатывать приложение: самый простой вариант – по кнопке «Запустить», для этого убедитесь, что напротив этой строки установлена галочка.
2. Научим бота приветствовать пользователя. Нажмите «Первый шаг», затем, в открывшемся блоке выберите «Сообщение (Контент)» и нажмите «Текст». Введите текст приветствия. Кроме сообщений, бот способен присылать пользователю одно или серию изображений, файлы, видео, голосовые сообщения.
3. Добавим боту кнопку: нажав на нее, человек отправит команду, которую выполнит приложение. Если вам нужно, чтобы бот выполнял несколько задач, потребуется сделать меню, т.е. создать несколько кнопок.
4. Сделаем кнопку, которая будет переводить на внешний источник: это может быть ваш официальный сайт, форма для сбора контактных данных клиента, запись на рассылку рекламы или обучающих материалов, аккаунт администратора в Телеграм или другом мессенджере и т.д. Для этого ведите название кнопки, а затем в поле «Тип кнопки» выберите «URL-адрес» или «WebApp» (в первом случае сообщение откроется во внешнем браузере, во втором – во встроенном в Телеграм веб-обозревателе). В поле «URL-адрес» введите ссылку на внешний ресурс.
5. Нажав на кнопку «Тестировать», вы можете проверить работу бота.
У бота может быть и более сложный функционал. Вы можете научить приложение ставить или удалять метки пользователю, собирать данные и отправлять администратору в личку или на электронную почту, а также в Google Таблицы, принимать или отклонять заявки на вступление в группу или канал, удалять людей из канала или группы, оформлять заказы, принимать платежи, выполнять рассылки и т.д. Часть этих возможностей будет доступна бесплатно, другие же откроются после оплаты подписки Pro.
Чат боты в Телеграм с каждым днем становятся все популярнее. Эти приложения выполняют множество разнообразных задач, могут использоваться в различных областях нашей жизни, в том числе и в бизнесе. Вы можете найти ботов через специальные каталоги и подобрать подходящие вам или же сделать их самостоятельно при помощи конструкторов чат ботов. Лучшей площадкой такого типа является BotMan.pro: этот сервис предлагает обширные возможности по созданию чат ботов, с большинством из них можно познакомиться бесплатно в базовом тарифе. Обучающие уроки помогут вам изучить порядок работы в конструкторе, а сотрудники площадки подскажут вам, если у вас появятся вопросы или возьмут на себя создание необходимого вам приложения. Изучив основной функционал, вы сможете купить премиум-подписку и получите доступ ко всем возможностям, которые предлагает BotMan.pro.