Безвинный. Обзор манги
⠀Французские палачи, австрийские дофины и сыр с плесенью.
⠀Японцы с придыханием относятся к Франции. Это прослеживается в стиле «Лолита», заимствовавшем эстетику Рококо, и в Парижском синдроме. Затрагивая тему манги, на ум сразу же приходит «Роза Версаля», послужившая толчком для многих седзе-мангак, а за ней, гнетущей тенью, стоит Безвинный, ставший переосмыслением французской революции.
⠀Это уже второе популярное произведение автора, но, в отличие от «Скалолаза», «Безвинный» был номинирован на премию Осамы Тэдзуки и получил продолжение.
⠀Стоит сразу обозначить, что Сакамото – не исторический автор. Он может, старается, но либо не хочет, либо осознанно отступается от огромного числа исторических аспектов и незыблемых понятий, чтобы привнести в произведение частичку собственного, опиумного видения тех событий. Его творчество не про достоверность. Оно про зрелищность и метафоры. В ущерб сюжету и развитию персонажей он создает едва ли не аморфные образы, играющие лишь в контексте определенной сцены, затаскивает читателя в гущу событий и, резко выдергивая в самый неподходящий момент, тянет дальше, оставляя позади все то, к чему шел несколько глав.
⠀За основу была взят роман «Палач Сансон», писавшийся с мемуаров «Записки палача». Если проще, то это уже единожды пережеванная история, потерявшая часть исторической достоверности, но мы говорим о манге. А это значит, что у нас будут женщины-палачи, родственники из воздушного пространства и иные исторические допущения в пользу гиперболизации событий и создания все более и более красочных образов.
⠀К слову, у четвертого тома есть прекрасное послесловие, в котором мы можем еще больше узнать о Франции и самом семействе Сансонов.
⠀При этом автор отыгрался на названиях глав. Поэтому искать метафорический смысл и удивляться его кругозору можно не только на самих страницах произведения, но и перед ними.
⠀Если обращаться к творческому процессу, то Синъити подошел к созданию с присущей кропотливостью: он уточняет, в какой из комнат спал Огюст во время начала революции, штудирует фотографии замков, задается вопросом, правильно ли рисовать звуки в манге и опять ищет, ищет, ищет.
⠀Так что такое «Безвинный»? Это театральная постановка, опера, фильм. Это не привычная история, в которой все идет «по рельсам», это резкие скачки, появление новых персонажей и исчезновение старых, излишний драматизм, присущий классике, вперемешку с сентиментализмом.
⠀Это не энциклопедия о французской революции. Это история о низшем сословии палачей, гонимых за работу, за которую никто другой не готов взяться. Это история о союзе Австрии и Франции. Это история о похоти и чистой любви, о насилии и нежности, криках и жестокости, шике и грязных улочках. Это отображение точки зрения персонажей, перекликающееся с недовольными возгласами автора, говорящего то устами толпы, то устами Шарля.
⠀История соразмерна Франции, и ее физически невозможно охватить. Поэтому первая треть произведения, сосредоточенная на Шарль-Анри, плавно перетекает во вторую, с доминирующей Мари-Жозеф и резко превращается в третью, рассказывая о Марии-Антуанетте… Кульминация. Конец.
⠀Конец с заделом, но читатель уже сейчас может быть удовлетворен и полностью обессилен. Манга не задавала вопросов и не стремилась на них отвечать, никогда не доходила до пика кульминации, но, при всем этом, сохраняла динамику и не давала продохнуть, раз за разом подкидывая то насилие, то секс, то дворцовые интриги.
⠀С героями мы знакомимся урывками. Вот Шарль-Анри и он не может отрубить голову. Вот Шарль-Анри и он занимает место отца. Вот Шарль-Анри и он становится полноценным палачом. Вот Шарль-Анри… И мы возвращаемся в самое начало. А затем Шарль-Анри медленно превращается в Шарль-Жана.
⠀Развитие персонажей циклично. Они ходят по кругу, прогрессируя и теряя, вновь находя и деградируя. Персонажи идут по стопам своих прародителей и не пытаются сойти с тропы.
⠀При этом они никогда не оправдывают ожиданий. Никто не создает однозначных протагонистов или антагонистов, они все по-своему притягательные и отталкивающие одновременно. В один момент мы смотрим на них со щенячьим обожанием, в другой ненавидим. И прокатываемся на этих американских горках не раз и не два на протяжении всего произведения.
⠀С визуальной точки зрения «Безвинный» — идеал. Четко выверенные цвета, интерьеры, панели на всю страницу и огромное количество фантастичных визуальных метафор, не всегда отличимых от правды.
⠀«Безвинный» похож на твердый сыр с голубой плесенью, который не каждый захочет попробовать. Идеальный визуально, он имеет своеобразно терпкий вкус, который не каждому придется по нраву.
⠀Отдельная благодарность Suzume-sama за вычитку и коррект.