{"id":2567,"title":"\u041f\u0440\u0435\u0437\u0435\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f Acer: \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0438, \u043c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u044b, \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b... \u0434\u043e\u0436\u0434\u0435\u0432\u0438\u043a","url":"\/redirect?component=advertising&id=2567&url=https:\/\/vc.ru\/acer_russia\/317785-next-2021&placeBit=1&hash=a6b26590b22c52d427a370f69825609122f6156e016037e8049771ca0bfc8ad2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Товарные знаки в разработке игр — «Как делают игры. 312»

Как защитить свою игру, и в каких случаях можно использовать чужие объекты авторского права.

Мы поговорили про то, что такое товарные знаки, и как они работают. И, конечно же, про то, как защитить свою игру от патентных троллей и клонирования. Представляем текстовую версию 312 выпуска, для которой мы выбрали самое главное.

В гостях:

Оглавление

Знакомство с гостем и введение в тему

Андрей Кривошеев сопровождает ряд компаний в игровой индустрии и помогает в чате «Геймдев — правовые вопросы»: там есть 15 юристов, которые могут бесплатно дать совет по теме права. Также он развивает свой портал юридической помощи, который пока в разработке.

Андрей рассказал, что тема «Товарного знака» — более узкая, чем общеюридические вопросы. Она позволяет более строго защитить свои права на игру, вплоть до интересных персонажей. Но также она позволяет пиратам по жалобе удалять добросовестно сделанные игры из магазинов, используя законы.

По словам Сергея Галёнкина, есть две стороны этой медали. Есть юридическая сторона, с помощью которой определяется, что правильно, а что нет. И есть магазины, которые в первую очередь хотят защитить себя от рисков. Сторы, особенно Google Play, действуют достаточно агрессивно. Часто большим компаниям не интересно разбираться, кто прав, кто виноват. Не всегда стор принимает решения юридически правильно — он делает это, чтобы обезопасить себя, а не чтобы решить вопрос.

Товарные знаки

Андрей рассказал, что в российском законодательстве есть понятие «информационный посредник» — это лицо, которое доводит до всеобщего сведения информацию. Это могут быть разработчики, порталы, магазины. Посредники не несут ответственность, если они предприняли все меры к устранению нарушений авторского права. В американских сторах есть процедура DMCA (Digital Millennium Copyright Act), в российских — собственная оперативная реакция.

Я вспоминаю DevGAMM 2017 или 2018 года, где директору Google Play Россия задали вопрос из зала — планирует ли компания как-то улучшать систему? «Мы [авторы вопроса] просто по фану взяли и грохнули в сторе абсолютно рандомное приложение прямо перед DevGAMM, чтобы проверить, как это работает. И оно было удалено». И ответов не поступило.

По правилам Google Store, жалоба должна коррелировать с положениями DMCA об угрозе уголовной ответственности по причине злонамеренных действий. Уголовный закон США запрещает такой троллинг. Но анонимного человека из зала вряд ли привлекут к уголовной ответственности в США. Поэтому эта система крайне несовершенна. В контексте товарного знака она приобретает ещё больший резонанс.

Андрей Кривошеев
юрист

По словам Кривошеева, «товарный знак — это обозначение, служащее индивидуализации товаров или услуг юридического лица или индивидуального предпринимателя». Это цитата из гражданского кодекса РФ. В некоторых странах возможна регистрация товарного знака на физлицо. На данный момент в России принята дорожная карта по развитию законодательства индивидуальной собственности. По ней предполагается изменение, которое позволит регистрировать товарный знак на физические лица, в том числе самозанятых, без регистрации как предпринимателя.

Как сказано в законе, в разработке игр товарным знаком может быть любое «обозначение»: логотип, текст (например, название), комбинированный знак (логотип плюс текст), звуки, гипотетически — трёхмерные объекты. Даже запах «Макдоналдса» — зарегистрированный товарный знак. Регистрация означает, что эксклюзивное лицо владеет правами на такое обозначение. Законодательство так структурировано, что не допускается не только копирование, но и копирование, сходное до степени смешения.

Это называется «идиот в спешке». Если идиот в спешке может перепутать товарные знаки — то этот знак нарушает до степени смешения.

Сергей Галёнкин
директор по издательской стратегии Epic Games

Андрей добавил, что ещё это называется «обычный человек». Базовый совет такой: если обычный человек, ваша мама или сосед, говорят, что два рисунка похожи — скорее всего, к такому же выводу придут суд или экспертиза.

Случаи свободного использования относятся базово к объектам авторского права: в литературной или образовательной деятельности. Когда ты используешь логотип в научной статье — это допустимо, нужно только указывать автора произведения и источник заимствования.

Известный кейс нарушения авторского права: когда в игре Firewatch герой начал насвистывать трек Africa, несколько нот. И с очередным апдейтом это пропало. Один из разработчиков написал, что пришлось это удалить из-за обращения правообладателя. В компьютерных играх случаи исключения практически не применяется: всё-таки их выкладывают в сторы в коммерческих целях.

Андрей Кривошеев
юрист
Момент, который пришлось вырезать из игры

Андрей рассказал, что область применения товарного знака имеет значение. Товарный знак регистрируется в отношении определённых областей деятельности. Если вы будете производить атомный реактор с символикой Макдоналдса — это уже другое. Если вы хотите делать компьютерные игры — нужно регистрироваться в этой области. И, теоретически, производитель сувенирных ручек сможет производить товар с этим знаком. Если ваш знак известен, как Coca-Cola, и вы хотите, чтобы никто не касался бренда — регистрируйте товарный знак в максимально большом количестве классов.

Сергей отметил, что существуют ограничения — если ты регистрируешь товарный знак в каком-то классе и не производишь продуктов в этом классе, то теряешь права на него.

По словам Андрея, это происходит в том случае, если продукты не производили в течение трёх лет. Но в любом случае должно быть заявление от заинтересованного лица. Также есть некоторые компании, которые производят очень маленькую партию товара, например, сто ластиков.

Кривошеев признался, что не помнит каких-то громких дел о злоупотреблении DMCA. Но в США юридическая машина работает как каток. Если есть какая-то юридическая зацепка — этот каток проедет по нарушителю.

Если ты скачиваешь или видишь игру, в которой скопированы не только твои обозначения (что тоже может повлечь DMCA), но и контент: квесты, персонажи, звуки — это авторское право, можно подавать DMCA. Даже если название игры видоизменено — например, если я захочу выложить игру Forknite, мне придётся доказывать свою правоту.

Андрей Кривошеев
юрист

Нужно учитывать, что законодательство США экс-территориально, поэтому жителям других стран всё равно не стоит просто так злоупотреблять системой магазина. Если дело будет возбуждено, и тема получит раскрутку, то человека смогут поймать практически в любой стране, которая сотрудничает с США в сфере уголовных преступлений: Таиланд, Испания и другие. Человека задержат и депортируют в США.

Товарный знак — это зарегистрированное в определённом реестре определённым органом обозначение, которое действует определённое время в отношении каких-то классов использования. [...] Именно поэтому товарный знак помогает в случаях, когда пираты модифицируют продукт, чтобы уйти от ответственности. [...]

Классы использования (мерч, книжки), для авторского права не рассматриваются. Например, если я нарисую какого-то дракончика на иконке в игре — никто его потом не сможет использовать ни в мерче, ни в книжке, ни в кинопродукции. Если кто-то без вашего разрешения создал коммерческий фильм по вашей игре — можно вас поздравить. Вопрос покупки ваших авторских прав сильно вас обогатит.

Андрей Кривошеев
юрист

Сергей рассказал, что существует американский сервис Etsy, на котором люди могут продавать созданные вручную вещи. Он создан для того, чтобы, например, бабушка могла продать вышитую скатерть или варежки. На практике — это один из основных векторов нарушения авторских прав. Многие люди делают сувенирку «как бы дома» (на самом деле на китайских фабриках) и продают её под чужим брендом: игрушки, футболки, наклейки, маски. К примеру, по Among Us есть 71 тысяча продуктов на Etsy. Там используют персонажей, а не торговую марку.

По словам Андрея, это нарушение как минимум авторского права. Персонаж игры, космонавт в скафандре, очень узнаваем. Его копирование — это 100% нарушение. Если космонавт зарегистрирован как товарный знак, и его модификации может распознать «пьяный идиот в спешке» — это позволит подать жалобу.

Защищать популярный продукт очень сложно. Когда я работал в Universal Pictures, задача была в том, чтобы максимально отодвинуть момент с подачи фильма в кинотеатры до момента релиза на торренты. Они даже не ставили задачу убрать всё из торрентов.

Андрей Кривошеев
юрист

Также Андрей рассказал, что авторы мерча могут зарегистрировать товарный знак раньше оригинального автора. Это позволяет пиратам выбивать авторскую продукцию с рынков, на которых этот товар зарегистрирован. Чтобы бороться с этим, нужно подать заявление в Роспатент или его аналог в стране, где зарегистрирован нарушитель.

Андрей советует мониторить глобальную базу товарных знаков — Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Это на порядок снизит уровень рисков, с которыми разработчик может столкнуться — в том числе, чтобы самому не нарушить чужой товарный знак. Также, если ваша игра сделана по мотивам какой-то вселенной, можно напрямую обратиться к правообладателю.

Другой вопрос, с которым можно столкнуться при регистрации товарного знака — на какой территории его регистрировать. По словам Андрея, всё зависит от того, где приоритетны доходы от игры. В первую очередь обратите внимание на США, ЕС, Китай, и территории вашего присутствия, которые для вас приоритетны. Смотрите, откуда поступает большинство денег от игры.

Законодательство США и ЕС в отношении резидентов и нерезидентов структурировано по-разному. Например, в США теперь можно зарегистрировать товарный знак только через патентного поверенного. Раньше можно было регистрироваться самостоятельно через систему, но из-за массовой нагрузки пользователей из Азии законодательство изменилось, что взвинтило ставки на юридические услуги.

Российской компании зарегистрировать товарный знак в США будет стоить около 4 тысяч долларов. Не всякой инди-команде это по плечу. Обычно алгоритм такой: игру выкладывают в стор, смотрят, есть ли спрос и доход, и только в случае успеха занимаются регистрацией товарного знака и защитой своих прав. Потому что когда игра всплывет в топе, неизбежно найдутся люди, которые захотят сделать клон, зарегистрировать товарный знак и выбить оригинал из стора по жалобе на авторское право.

Если ваша игра вышла раньше, то нужно обжаловать это решение. Нужно сразу же следить — если заявка на ваше название подана, вы сможете быстро это обнаружить.

Как проходит регистрация в РФ

Андрей рассказал, что для регистрации в США нужно обратиться к патентному поверенному — это «адвокат» в сфере товарных знаков и патентов, более узкая специализация юриста. В России нужно делать это самостоятельно.

Я подавал заявки через ИП от своих клиентов. Я не являюсь патентным поверенным, однако мне это не мешало подавать заявки и регистрировать товарные знаки. Для этого нужно иметь цифровую подпись. Если делать это онлайн, заявка считается принятой в день подачи, а пошлина уменьшается на 30%. Расходы на юриста в игровой индустрии составляют 60-70 тысяч рублей. [...] В регламенте Роспатента есть перечень причин, по которым могут отказать, и там есть примеры — чтобы упростить процедуру для обычного человека, не юриста.

Андрей Кривошеев
юрист

Государство старается уменьшать бюрократические процедуры. Дорожная карта по регистрации интеллектуальной собственности тоже создана, чтобы практика регистрации имела больший охват. Это выгодно и государству — платится больше пошлин, и людям — не нужно создавать ИП. Желательно обратиться к юристу, но самому тоже можно, пусть это и сложнее. Хотя в некоторых странах этого сделать нельзя.

В разных странах процесс регистрации различается. В РФ прямо «вымучивают» эти обозначения, выискивают использование знака в интернете и так далее. В США процедура носит скорее уведомительный характер — заявка с большей вероятностью имеет положительный результат. И процесс одобрения, и процесс отмены заявки проходят легче. В РФ для этого нужно приглашать суд как третье лицо, и эксперты обычно защищают себя.

В России верхняя граница пошлины за регистрацию — 27 тысяч рублей, причём эта сумма вносится не сразу. Сначала подаётся заявка в Роспатент, он в течение месяца её рассматривает, присылает на почту уведомление, сколько нужно заплатить (часть от общей суммы), и уже после рассмотрения они говорят — «мы одобряем, всё окей, платите оставшуюся часть». В США и ЕС сумма зависит от количества классов использования.

По словам Андрея, по товарным знакам не требуется нотариальных действий, но есть смысл обратиться к нотариусам, если вы хотите воспользоваться судебной защитой при нарушениях логотипа или товарного знака. В РФ есть такая услуга, как нотариальный осмотр сайта — осмотр сайта по протоколу, заверенному нотариусом.

Человек обращается к нотариусу, просит зафиксировать, что в такое-то время на таком-то сайте был такой-то контент. Это железобетонное доказательство в суде, которое позволяет убрать информацию с сайта или обсудить материальную компенсацию. В РФ ответственность за нарушение авторского права лежит в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Суд сам определяет компенсацию.

В редких случаях суды принимают документы со скриншотами сайта без нотариального заверения. Иногда получается. По российскому закону судья принимает доказательства и выносит решения, исходя из своего видения. В российском законодательстве, несмотря на весь массив доказательств, всё зависит от личного мнения судьи.

Можно ли зарегистрировать идею

Сергей рассказал, что в Among Us используется популярная игровая механика — «Оборотень». Если появится, например, игра Amidst Us, действие которой разворачивается в космосе, а среди персонажей есть похожие космонавты, то разработчики Among Us смогут подать жалобу и попросить удалить эту игру, потому что она похожа на их игру. Но при этом подать в суд на Secret Neighbor нельзя — хоть механика и похожа, остальные элементы совершенно другие.

В России ты не можешь запатентовать что-то, связанное только с компьютерной игрой. Нужна практическая применимость. Например, VR — механическое устройство и программное обеспечение в комплексе составляют изобретение. Запатентовать только ПО можно в немногих странах: США (и то не в полном объёме — у механики должна быть утилитарность). Именно по механике в 99% случаев нельзя кинуть претензию. Только если ты докажешь, что был использован именно твой код. Тогда это нарушение авторского права. Вопрос в том, как это доказывать.

А то, что не охраняется — это идеи. Например, у меня есть идея шутера от первого лица — и это не охраняется. Охраняется только реализация. Есть параллельное творчество — например, футбольный мяч сложно нарисовать так, чтобы он отличался от мячей, нарисованных другими художниками. И если я получу иск на тему футбольного мяча, я принесу в суд черновики, промежуточные наброски, источники.

Андрей Кривошеев
юрист

Андрей рассказал, что в случае использования оружия (например, автомата Калашникова), нужно предварительно поискать по базам: базе товарных знаков, патентов, в каких классах это зарегистрировано, на каких территориях. Вам нужно заранее изучить эту тему на предмет авторского права. А лучше всего — запросить разрешение.

Secret Neighbor

Если вы используете автомат в кино, то необходимо показать цепочку легального приобретения — чек, таможня и так далее. Объект физического мира, используемый в фильме, может быть куплен на рынке (если это легально). А в игре объекты виртуального мира — это производные работы от зарегистрированного объекта авторского права. Поэтому важно запрашивать разрешение на использование.

Что делать, если название игры используется в другой отрасли

По словам Андрея, всё зависит от того, как ваши товары пересекаются на рынке. Если вы в сфере разработки компьютерных игр, и ваше название не зарегистрировано в реестре юридических лиц, то нужно смотреть на рынки. Если они не пересекаются — рисков практически нет. Даже если на вас подадут иск о защите законодательства в сфере конкуренции — вы всегда сможете отбиться, сказав, что вообще не мешали им работать.

Но если компания планирует выпускать компьютерные игры, или у них есть зарегистрированный товарный знак в этом классе — вам могут отказать. Если вы действуете на своем рынке добросовестно, и действительно не хотели паразитировать на крупном бренде — скорее всего, правда ваша.

Вопросы от аудитории

Можно ли назвать свою игру так же, как фильм или песню?

Андрей рассказал, что в случае суда, скорее всего, победит правообладатель. Выдуманные слова — это объект авторского права. Например, Чебурашка. Если это «яблоко», «апельсин», apple, orange — нарушения нет. Скорее всего, авторское право в таком случае будет распространяться на совокупность слова и логотипа.

Можно ли использовать в своей игре музыку с лицензией Creative Commons?

Сложный вопрос. Во-первых, они разные. Во-вторых, в разных странах по-разному происходит охрана прав. В российском законодательстве, чтобы передать что-то в общественное достояние, нужно пройти определённую бюрократическую процедуру.

В некоторых странах это не так. Если я, российский правообладатель, отдал что-то Creative Commons, а процедуру не прошёл, то есть шанс, что если у меня начнётся «весна» в голове, я пойду и скажу, что никакую процедуру не проходил, и юридического смысла в моих действиях не было. Поэтому это связано не только с лицензией Creative Commons, но и с авторским правом внутри страны создателя объекта, который был выведен в общественное достояние.

Андрей Кривошеев
юрист

Сергей добавил, что существуют разные версии лицензии. Например, есть версия лицензии, которая прямо запрещает коммерческое использование. А есть версии, которые разрешают использование, но требуют указывать имя автора. У Creative Commons есть сайт, где объяснены все эти различия с точки зрения американского законодательства.

Что такое Мадридская система?

Это система, которая позволяет охватить более 110 стран мира. Как она работает? Вы в России подаёте заявку на регистрацию товарного знака, её одобряют. А потом вы говорите, что хотите её распространить по Мадридской системе. В ведомства этих 110 стран рассылают решение Роспатента, и оттуда поступают ответы — позволительно ли это. Но это очень дорого. Там пошлина в швейцарских франках. Есть риск, что если одно ведомство откажет — придётся пересобирать всё заново. Лучше ориентироваться на крупные юрисдикции — если вы хотите просто попробовать, пробуйте без товарного знака.

Андрей Кривошеев
юрист

Что делать, если персонаж игры похож на персонажа старого мультфильма?

Есть компании, которые очень нервно относятся к своим правам (Nintendo, Disney), их лучше обходить стороной. […] Есть срок охраны авторского права и срок охраны товарного знака. У товарного знака есть срок годности, если он истёк — объект можно использовать. Но если это объект авторского права, а персонаж, скорее всего, именно объект авторского права, то оно действует весь срок жизни автора плюс 70 лет с момента его смерти.

Этот срок постоянно увеличивается из-за Disney: их срок авторского права подходит к концу, и они лоббируют изменения в законах об авторском праве. А другие страны тоже увеличивают срок хранения культурного наследия, чтобы не отдавать его американцам. Это приводит к тому, что в общественном достоянии остаётся всё меньше объектов.

Андрей Кривошеев
юрист

Сергей отметил, что Шерлок Холмс — это пример персонажа в общественном достоянии. Ранние работы про Шерлока Холмса попадают под public works, а поздние уже нет — на них ещё распространяется авторское право.

Как сказал Андрей, важно понимать, что у крупных студий все старые персонажи занесены в бухгалтерский учёт как полноценные активы. Поэтому для них бессмысленно раздавать их направо и налево задёшево — такие активы представляют настоящую ценность.

Можно ли в рекламном ролике своей игры использовать фрагменты видео из других игр?

По словам Андрея, без согласия правообладателей такое сделать нельзя. Сам ролик представляет собой объект авторского права. При этом отдельные элементы в этом ролике тоже могут быть объектами авторского права.

Михаил добавил, что в случае если вы хотите сделать видео-компиляцию из стримов по вашей игре, то вам нужно спросить разрешение у самих стримеров, потому что это их произведение.

Спасибо, что дочитали до конца! Напишите, пожалуйста, в комментариях, что вам понравилось в переводе выпуска подкаста в статью, и в какую сторону нам стоит двигать это направление дальше.

0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Низки поклон и глубокое уважение за стенографию! Спасибо большое!
Наконец-то сел работать над свой игрой и уже та стадия когда пора обо всём этом задуматься.

4

Я недавний зритель/слушатель подкаста. И обычно я очень-очень усталый когда добираюсь к свету знаний. В самом подкасте у ребят есть паузы (ну как будто встретились незнакомые люди и темы для смолтолка закончились) и именно на них я невольно засыпаю. (НЕВОЛЬНО! — это значит, что всё интересно но вот так случилось)
Стенография выглядит очень бодро. Главное чтобы все вопросы освещались. Было такое, что после прочтения я услышал кое-что интересное что не было в тексте!

3

Благодарю за очень интересную и понятную статью. Приходилось в свое время регистрировать торговую марку (правда не для игр), также сталкивался с вопросом авторского права. Информация в статье очень ценная.

3
Террористический месяц

А что на счёт схожести в названии игр? Могут ли быть последствия при условии того, что обе компании имеют подтверждённый товарный знак? К примеру "Snake Pass" и "Snake Path" ? 

0

Если у обеих компаний есть права на товарные знаки, то до момента прекращения одного из них последствий быть не может — каждый вправе использовать свой знак. Но в вашем примере сходство знаков довольно сильное, что позволяет обладателю знака с ранним приоритетом поздний знак оспорить и отменить

0
Террористический месяц

Спасибо за ответ

0
Читать все 7 комментариев
null