В первом трейлере S.T.A.L.K.E.R. 2 нашли стихи Тараса Шевченко – что это может значить в контексте игры
В первом трейлере S.T.A.L.K.E.R. 2 нашли стихи Тараса Шевченко – что это может значить в контексте игры
6262 показа
36K36K открытий
11 репост

отсюда https://fantlab.ru/work679683

До сей поры из всей «Катерины» знал только общую канву истории и главную идею этой поэмы, которым украинцы размахивают на каждом шагу:

Спойлер (раскрытие сюжета)

Кохайтеся, чорнобриві,
Та не в москалями

В общем – не дай русскому, дай своему, чернобровому. Уж он точно не обманет, ага. Однако по своей наивности домысливал, что до самоубийства Катерину довёл именно москаль, соблазнивший её, а потом, узнав что она забеременела, отказавшийся взять её замуж. Каково же было моё удивление, что всё обстоит несколько иначе…

На протяжении всей поэмы Шевченко снова и снова высказывает мысль о том, что единственный отрицательный персонаж этой истории – русский офицер, который соблазнил наивную украинскую крестьянку. Хотя если вдуматься, то остальные герои гораздо хуже.

Катерина – вроде как безвинная жертва клятого москаля и жестоких нравов общества. Однако всё сочувствие к ней у меня исчезло после того, как она бросила младенца в сугроб перед тем как побежать топиться. Но, конечно, перед тем как нырнуть в прорубь она вспоминает о Боге и вручает ему свою душу. Самоубийца и детоубийца – это как раз тот, кто нужен Господу, ага.

Мать и отец Катерины? Это вообще самые мерзкие персонажи поэмы. Катерина оставила младенца на обочине зимней дороги будучи в состоянии аффекта, однако эта сладкая парочка, когда выгоняли дочь и внука из дому действовали расчётливо и с холодной головой. Почему с холодной головой? Да потому, что времени подумать у них было более чем достаточно (больше года), да и тот факт, что дочь оказалась на большой дороге в старом кафтане и с пустой торбой, говорит о многом. Изуверская логика в этом есть: раз дочь теперь – отрезанный ломоть, то зачем добру из хаты пропадать?

Кто-то может сказать, что у родителей не было выбора. Это полная чушь. Катерина не первая и не последняя девушка, оставшаяся с дитём на руках после того как «жених» исчез в неизвестном направлении. И далеко не родители после этого выгоняли непутёвую дочь из дома. Ведь почти всегда имелась возможность выдать её замуж. Да, круг потенциальных женихов в этом случае резко сужался и приходилось увеличивать приданое, однако что важнее для нормальных родителей: барахло или жизнь единственного ребёнка? Байстрюка, правда, ждала в дальнейшем не сильно весёлая жизнь, зато дочка в глазах сельского общества становилась приличной женщиной.

Но даже если и отсутствовала возможность выдать порченную девку замуж, то всегда можно было просто плюнуть на соседские пересуды и оставить всё как есть. Такой вариант, конечно, гораздо хуже, чем женитьба, однако и это позволило бы сохранить жизнь дочери и внука. Но как же жить типа честным селюкам, если соседи справедливо указывают на тот факт, что их дочь оказалась женщиной с пониженной социальной ответственностью? Смирить гордыню и принять свою часть вины за позор, ведь ни мать, ни отец особо не противились связи дочки с русским офицером? Ну, вот ещё! Гораздо проще выгнать Катерину с ребёнком из дома с издевательским советом отправиться в Москву к свекрови, зная, что ни мужа, ни свекрови у Катерины нет. При этом родители жалуются на то, что их ожидает одинокая старость, а мамаша и вовсе картинно падает в обморок, однако мысль оставить у себя хотя бы внука их головы не посещает.

Ответить

На фоне этих «замечательных» людей русский офицер Иван выглядит довольно прилично. Да, соблазнил молодую деревенскую дуру, которая воображала, что дворянин (а офицером в 1828 году мог быть только благородный человек) женится на крестьянке. Но расстался он с нею не из-за того, что узнал о том, что Катерина понесла, а из-за начавшейся войны с Турцией. Впрочем, Шевченко воспринимает войну скорее как отмазку, а не достойный повод для расставания. И при повторной встрече Катерины с Иваном автор активно намекает, что коварный москаль узнал в бомжихе, в которую за полгода скитаний превратилась героиня, свою бывшую возлюбленную, однако не захотел иметь с ней дело. А в финале, случившимся лет через десять после смерти Катерины, проклятый соблазнитель при мимолётной встречи по чёрным бровям* опознаёт своего сына, которого раньше никогда не видел, однако не желает признать его.

«Радует» в этой истории общая незамутнённость героев-украинцев. Воспитать свою дочь в строгости, чтобы блюла себя до свадьбы? Зачем это нужно! Следить за ней, если в селе расквартировались солдаты? Ну, вот ещё, а вдруг ей повезёт и она всё-таки окрутит доверчивого москаля! Из «гениального» бизнес-плана «подложим дочку под офицера» ничего путного не вышло и теперь надо как-то решать вопрос с внебрачным ребёнком? Ну, вот ещё, давайте просто выгоним молодую дуру из дома и тем самым обречём её на смерть!

Самое неприятное состоит в том, что автор, выставляя в максимально негативном свете русского офицера, нигде не осуждает поведение ни самой Катерины, ни её родителей. Во всей истории есть только один виноватый – офицер-москаль. Благодаря столь избирательной слепоте рассказчика получается, что украинцы – правы всегда, а русские – всегда во всём виноваты. Если именно это было главной целью поэмы, то тогда автор достиг своей цели, в результате чего «Катерина» уже два века сеет ненависть между народами.

Итог: как в капле воды может отразиться целый океан, так и в классическом произведении литературы может отразиться характер народа, породившего автора данного шедевра. И если Тарас Шевченко – величайший украинский поэт, а «Катерина» – одно из главных его произведений, то я даже не знаю, что сказать по этому поводу…

P.S. Отдельно порадовало посвящение этой поэмы Василию Андреевичу Жуковскому. Жуковский сам был незаконнорожденным ребёнком и вряд ли ему было так уж приятно напоминание об этом факте из своей биографии. Но видимо слово «тактичность», а также правило «В доме повешенного не говорят о верёвке» Кобзарю были неизвестны.

P.P.S. Спасибо блогеру eho_2013 и сообществу peremogi, благодаря которым я познакомился с этим образчиком русофобской литературы.

* – на фоне столь мощной авторской задумки индийские фильмы с их родимыми пятнами, по которым можно узнать давно пропавших родственников, нервно курят в сторонке. 

Ответить

неплохая книга, нет чёрных и белых персонажей. Все полупидоры.

Ответить

Ты бы почитал поэму, а не пасту. Там на каждом шагу осуждение общественного порицания и злости, которые вылились на Катерину, а русский солдат - это всего лишь русский солдат, который, как и многие другие мужики в то время, поигрался, обрюхатил и съебал.

Ответить

Чёт ты все близко к сердцу принял дружок)

Ответить

Щас бы 170-летнюю поэму рассматривать в современном контексте

Ответить

Хорошо пишешь, будто книгу прочитал)

Ответить