Жизнь
Smirnov School
3902

Как сомнения, страхи и злость мешают художникам на пути к признанию

Страхи — часть творчества. Кто-то теряет из-за них долгие годы, кто-то учится их преодолевать, а кто-то – делает их движущей силой творчества. Рассказываем, как известные художники боролись с ними.

В закладки
Слушать

«Фентези - это не искусство»

Иллюстратор Айрис Компит (Iris Compiet) рисует акварелью, сейчас — разных фантастических существ, и чаще всего — фей. Ее создания больше похожих на существ из кельтской и германской мифологии, чем на стереотипных волшебных созданий с крылышками. Но так было не всегда.

Художница, родившаяся в 1977 году в Нидерландах, мечтала рисовать фей с семи лет, но воплотить мечту в жизнь ей удалось лишь 32 года спустя. После школы Айрис поступила в художественный колледж, но преподаватели убедили ее, что “фэнтези - это не искусство”. Айрис уточняет, что в те годы индустрия относилась к таким вещам как к детским фантазиям – известные фильмы вроде «Властелина колец» еще не вышли на экраны, феи и драконы никого не интересовали.

Существа из книги Faeries of the Faultlines, Айрис Компит, 2016, акварель на бумаге.

Айрис работала, иллюстрировала детские книги и рисовала для артбуков – например для Sketching from the Imagination от 3D Total. Но это не приносило ей ни радости, ни серьезного успеха. В 2016 году, поняв, что рисование больше не доставляет удовольствия, художница попыталась исправить ситуацию. Она стала рисовать то, что ей когда-то очень нравилось. Айрис приняла участие в двух челленджах – #mermay , мае русалок, и #junefae , июне фей. Ежедневные скетчи, которые она делала для собственного удовольствия, принесли ей популярность — количество подписчиков в ее Instagram выросло с одной тысячи до 40.

Люди всегда думают, что нужно стать успешным до определенного возраста, а я думаю, что это полная чушь.

Айрис Компит

Основатель Schoolism, Бобби Чу (Bobby Chiu), оценил рисунки девушки и посоветовал ей издать книгу. Так в 2017 году Айрис запустила сбор средств на Kickstarter. 15 тысяч евро, на которые рассчитывала художница, набрались за 42 минуты, а за всю кампанию Айрис собрала более 100 тысяч. Ажиотаж превысил все ожидания. Так как Айрис обещала отправить каждому покупателю «Faeries of the Faultlines» один оригинальный скетч, после сборов она два месяца только и делала, что паковала книги и рисовала скетчики. Художница даже подумать не могла, что желающих будет настолько много.

Ролик Айрис для Kickstarter

Я называю скетчбук своей игровой площадкой. Я могу делать что захочу. Нет ни ограничений, ни правил. Только я, бумага, карандаш и ластик. Я просто получаю удовольствие.

Айрис Компит

Айрис советует не бояться ошибок. Она цитирует магистра Йоду: «Лучший учитель — неудачи наши» (The greatest teacher, failure is), и добавляет: проанализировать успех — сложно, а вот когда случается ошибка – можно всегда понять, что именно пошло не так.

«Чем больше я готовлюсь к провалу и боюсь его – тем реже он происходит»

Если сомнения Айрис Компит породили преподаватели, то для Ребекки Яновской (Rebecca Yanovskaya) источником сомнений была она сама.

Bluebeard’s Bride, Ребекка Яновская, 2018. Арт для одноименной настольной хоррор-игры.

Выпустившись из колледжа, художница долго не могла пойти дальше - обновить портфолио, начать поиск работы. Если рисунок не получался таким, как она хотела, она просто начинала новый и выкидывала старый.

На самом деле я никогда не могла оправдать свои ожидания, это был просто легкий способ отложить тот момент, когда мои работы оценят другие люди.

Ребекка Яновская

Этот подход привел к самоизоляции – Ребекка не участвовала в конкурсах, не выкладывала работы в сеть и не показывала никому портфолио, оправдываясь отсутствием достойных рисунков. Пока она выжидала, другие художники работали над собой, получали критику и развивались.

Разумеется, эти люди успешны! Они годами показывали себя и свои рисунки, делали тяжелую работу, которой я боялась. Они говорили с людьми, с которыми я боялась говорить, просили фидбек, а я считала себя недостаточно хорошей для этого.

Ребекка Яновская

Сравнения себя с другими художниками еще больше демотивировало. Ребекка видела только их успех, не замечая тяжелой работы, которая за ним стоит и которую она сама не делает. Художница считает, что ее ослеплял страх. Но в какой-то момент ей надоело быть человеком, жизнью которого руководят страхи. И она взялась за работу.

С тех пор Ребекка почти каждый день сталкивается с вызовами, от которых раньше бежала. Она полагала, что успех означает отсутствие сомнений в качестве своих работ, но поняла, что это чувство никогда не уйдет и это нормально. Успешные художники знают о страхе неудачи, умеют с ним справляться и заканчивать начатое несмотря ни на что. А неудачи – это то, с чем нужно смириться, они бывают у всех. По словам Ребекки, чем больше она готовится к провалу и ждет его – тем реже этот провал происходит. Сейчас Ребекка — востребованный иллюстратор с наработанным кругом клиентов. Она делала арт и пропсы для Netflix, ABC и Disney, работала с Royal Canadian Mint (Королевским канадскиМ монетный двор), Princessa Productions и Easton Press (издательсво подразделение MBI.Inc, специализируется на выпуске дорогих книг), Magpie Games и др.

«Я чувствую себя пигмеем, стоящим у ноги великана»

Основатель импрессионизма, художник, которого называют мастером формы и света – Клод Моне (Claude Monet), был не самого высокого мнения о своих картинах. Свою технику Моне, как считается, начал разрабатывать в 1872 году, уже став несколько известным. Художник часто был недоволен результатом настолько, что уничтожал картины – жег их, резал или просто пробивал холст ногами. Количество полотен, подвергшихся такой участи, иногда оценивается в 500 штук.

Клод Моне, Кувшинки, 1919. Холст, масло.

Моне страдал депрессией и часто сомневался в собственном таланте. Его картины, названные специалистом по импрессионизму Филипом Хуком (Philip Hook) «замечательными антидепрессантами», нередко создавались художником в настоящих муках.

Многие думают, что я пишу легко. Но быть художником нелегко. Я часто страдаю, когда пишу картины.

Клод Моне, из интервью 1897 года.

В самые тяжелые времена Моне был вынужден снимать комнату в отеле, чтобы избавить семью от скачков настроения. Больше всего доставалось холстам, когда художник писал свою знаменитую серию «Кувшинки». По словам его жены Алисы, Моне каждый день уничтожал картины.

Импрессионист прямо говорил, что хочет добиться невозможного, а сама природа мешала ему – освещение, которое он хотел уловить на своих полотнах, менялось каждые несколько минут, пыль с дороги оседала на кувшинках, а сад, в котором находился пруд, однажды даже был разрушен штормом. Алисе приходилось прятать коллекцию картин Сезанна – их присутствие удручало Моне:

«Я чувствую себя пигмеем, стоящим у ноги великана».

Несмотря ни на что, Моне продолжал писать, создавая большие серии картин в погоне за совершенством. Некоторые друзья художника считали, что выдающимся результатам Моне обязан именно своим приступам ярости и сомнений. Политик Жорж Клемансо прямо говорил об этом, советуя другу вводить себя в ярость каждые пять минут. К сожалению, сам Моне так и не смог смириться с «несовершенством» своих картин, незадолго до смерти сказав, что примет их только отойдя в мир иной. Тем не менее, «несовершенные» картины вошли в историю и послужили началом целому направлению живописи.

«Когда слышишь внутри себя голос, говорящий “Ты не художник”»

Еще один из известных художников – Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh) – тоже сомневался в своих талантах. В детстве он, как и все пробовал рисовать, но никогда не демонстрировал «врожденного таланта». В поисках призвания он работал учителем, продавал картины и книги и даже проповедовал, но везде терпел неудачи. Последовав совету своего брата Тео Винсент начал рисовать в 26 лет после тяжелого жизненного кризиса. Он никогда не забывал о том, как много ему еще предстоит изучить. Это было постоянным источником его неуверенности, о которой хорошо известно из его писем к брату. Картины не покупали, необходимость в финансовой поддержке, которую Тео оказывал Винсенту, совершенно не радовала художника.

Едоки Картофеля, 1885 – одна из самых известных сейчас картин Ван Гога, не была по достоинству оценена при его жизни. Эта неудача лишь заставила художника трудиться еще усерднее.

Постепенно Ван Гог получал признание. Но неуверенность никуда не делась. Когда в 1890 году критик Альберт Орье написал, что Ван Гог является достойным продолжателем дела голландских мастеров 17-го века, художник ответил, что этот титул более заслуживают другие живописцы. Винсент с трудом принимал комплименты и до конца жизни только наращивал темпы работы, все больше совершенствуя свое мастерство.

В биографии художника есть много белых пятен. Мы не знаем, какая именно болезнь вынудила его провести часть жизни в психиатрической лечебнице, что произошло во время ссоры с Полем Гогеном, в результате которой Ван Гог потерял ухо – и много других деталей. Но точно можно сказать, что за вроде бы хаотичным стилем Винсента стояла усердная работа, которую Ван Гог практически никогда не прерывал. Он переступал через любую свою неуверенность, а в письмах к брату Тео, который оказывал неоценимую поддержку художнику не только финансово, но и морально и никогда в нем не сомневался, Винсент дал совет всем сомневающимся художникам:

Если ты слышишь внутри себя голос, который говорит «Ты не художник», то не прекращай рисовать. Ты заставишь его замолчать – но только с помощью работы.

Винсент Ван Гог, из письма к Тео Ван Гогу, 1883 год.

Автор текста Артемий Третьяков из Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Онлайн-школа компьютерной графики, иллюстрации и концепт-арта. Готовим специалистов по направлениям 2D и 3D.
{ "author_name": "Smirnov School", "author_type": "editor", "tags": ["\u0430\u0440\u0442","mermay","junefae"], "comments": 21, "likes": 149, "favorites": 320, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 211179, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 16 Sep 2020 09:30:14 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Я, конечно, не художник, но как же знакомы все эти проблемы. От банальной неуверенности в себе, до убеждений меня другими людьми, что мне это не надо, а надо другое.
Но у меня просто загораются глаза, когда я занимаюсь любимым делом. А ещё сильнее они загораются, когда мне говорят, что оно получается хорошо.

Ответить
8

Конечно, поддержка очень важна♡ И как хорошо, что рядом есть близкие люди, которые не навязывают свои взгляды, а помогают самостоятельно развиваться и искать свой путь) 

Ответить
6

На эту тему есть классная книга "Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника" (Бейлс Д., Орланд Т.)

Вот, например, оттуда: 
"У других людей в другом месте и в другое время имелись надежные ориентиры: церковь, род, ритуалы, традиции. Легко представить, что художники, которые служили Богу, меньше сомневались в своем призвании, чем те, кто служат сами себе.

В наши дни все иначе. Почти никто не ощущает поддержки. … Сегодня творчество представляет собой работу вопреки неопределенности, жизнь, полную сомнений и противоречий, создание того, до чего никому нет дела, что, возможно, не найдет публики и не сумеет сыскать награды."

"Опасения, что ваше следующее творение не удастся, – нормальная, повторяющаяся и в целом здоровая часть творческого цикла."

"Для большинства художников бесплодный период в творчестве предполагает тяжелый удар, а для кого-то он означает аннигиляцию. Некоторые художники до такой степени отождествляют себя со своей работой, что, прекратив заниматься творчеством, они боятся, что превратятся в ничто – что прекратят существование."

Кому интересно, тут моя рецензия на эту книгу есть: http://efremov.2mif.ru/Katalog/Knigi/Iskusstvoistrax

Ответить
1

Получается, художнику, как и любому другому человеку, нужна крепкая вера, которая позволит отсечь лишние сомнения о своей полезности, концентрируясь только на творчестве. 
В современных реалиях для начинающих художников это было бы хорошим стимулом — рисовать свои первые крупные работы во имя великой цели. Зная при этом, что они обязательно получат отклик и благословение творить дальше. 

Ответить
5

Согласен.
Но в книге в целом смысл - что надо просто работать над творчеством. Там есть пример с горшками - одна часть группы создавала идеальный горшок, другую оценивали просто по общему весу созданных. Результат - лучшие горшки были в результатах "количественной" группы.

Просто делаем, делаем, делаем...

Но, кстати, да - школы, они задают некий формат, некую поддержку для художника. Дают хоть какую-то оценку, обратную связь. Это хорошо. 

Ответить
1

Перфекционизм смерть для творца. 
Если стремится сделать все идеально - развития не будет . 

Ответить
4

77 закладок, 30+ лайков и 0 комментариев

Ответить
2

77 решили почитать потом, 30+ увидели в историях отображение своих проблем и все они боятся обсуждать их вживую. 

Ответить
0

Классная статья, реклама в конце все сильно портит.

Ответить
7

Почему? Ты получил классную статью, он/а получил PR школы — все же в плюсах, причём, бесплатно.

Ответить
4

Это тот случай, если статья понравилась, то можно обратить внимание на тех людей, кто её написал

Ответить
0

А прибить свои яйца к мостовой - это искусство?

Ответить
1

Это извращение. Очевидно это больной человек. Искусство может быть протестом, но конкретно в этом случаи это показуха и шиза) 

Ответить
1

Это выше искусства. Павленский — это акт исключительно точного политического высказывания, прямое и читаемое при этом, что для России — роскошь. Ставить этого художника в один ряд с миллионами иллюстраторшь, которые постят дракончиков с феечками на патрионе и в инсте — признак скудоумия. 

Ответить
0

Это перформанс

Ответить
1

Это вообще больная тема. Есть ветки искусства, которые с натяжкой многими к этому самому искусству причисляются. И вот тут начинаются проблемы. Чаще всего все идёт из окружения жена, родственники, знакомые. На мой взгляд тут очень важно перешагнуть, перебороть этот этап и найти тех людей, которые смогут адекватно воспринимать то, что ты делаешь. Я не имею ввиду случаи когда ты сделал говно и такие же говноделы как ты начинают тебя расхваливать - нет это Болото хуже рака. Я именно про адекватные оценки. Пишешь пейзажи ищи фитбек среди условных акварелистов ну и тд. Мозгу по большому счету пофиг, главное наработать позитивный фитбек и мозг сам из него построит щит и будет уже все равно на необьяктивное мнение. А ну ещё очень хорошо набивает духовные баллы монетизация. Если ваше творчество покупают это опять таки прямой сигнал для позитивных движений. 

Ответить
1

А еще на проблемное окружение можно взглянуть с другой стороны) Некоторым художникам оно может придать стимула искать более благоприятное общение, знакомиться с новыми людьми, не стесняться просить фидбека и пр. 

Ответить
1

Благо в эпоху интернета ты не привязан к своему месту проживания) 

Ответить
0

Мое личное мнение - кино, комиксы, книги и живопись сами по себе не являются искусством. Это инструменты, с помощью которого создаётся искусство. Искусство не форма, искусство это история, рассказаная автором с помощью театра, кинематографа, комикса, картины и иже с ними...

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null