«Супергеройские фильмы погубили культуру»: главное из первого за несколько лет интервью Алана Мура

Автор «Хранителей» и «V — значит Вендетта» о самоизоляции, своём влиянии на супергеройский жанр, предстоящих проектах и о том, почему он перестал писать комиксы.

«Супергеройские фильмы погубили культуру»: главное из первого за несколько лет интервью Алана Мура
88 показов
35K35K открытий
66 репостов

В принципе он прав. Если подойти к супергероике с критическим подходом - весь карточный домик очень быстро рушится, потому что по сути это power fantasy (произведения про "попаданцев" тоже, кстати, из этой оперы). Это не делает их плохими, но надо понимать что это накладывает определенные ограничения и рамки.

Возьмем того же Бэтмена:
- учитывая как он избивает уличных преступников направо и налево - за его душой немало трупов. Собственно даже в комиксах он повинен в смерти порядка десятка людей, но ничего, его принцип "я не убиваю" это почему-то не задевает.
- или сама концепция Бэтмена. На это ушло так много денег, времени и сил, что Брюс Уэйн (спойлер! - это Бэтмен. Иногда) давным давно мог бы исменить Готем на корню легальными способами. Но нет, построить орбитальную станцию для группы идиотов куда более разумное вложение денег.
- к слову об орбитальных станциях. Уровень технологий в комиксах совершенно не соответствует тому, что там должно быть. Тот же мистер Фантастик делает невероятно продвинутые вещи, но на улицы, к простым людям, они не попадают. Более того - изобретения часто исчезают навсегда как только они сыграли свою роль в сюжете, будь они сколько угодно важными.

И так далее. Супергероика - это логические дыры везде. Мы принимаем suspension of disbelief, но это не меняет факта тонн роялей в кустах. Об этом Мур и говорит

Ответить

Дополню, что на это накладывается кризис традиционной комикс-индустрии, о котором Мур тоже упоминает.
ИМХО, современная супергероика, что комиксовая, что киношная, слишком сильно старается сохранять статус-кво - любое глобальное событие или иная смелая и интересная идея неизменно заканчивается ретконом, перезапуском или тупым воскрешением\откатом на предыдущие позиции.
Плевать, что ради возвращения статуса кво приходится выдумывать откровенно нелогичные ходы и натягивать сову на глобус, плевать, что из-за этого жанр стагнирует и ценность любого события начинает стремиться к нулю, ведь герой никогда не пострадает достаточно сильно и, тем более, не умрет навсегда - зритель хочет смотреть на бесконечные приключения одних и тех же людей.
И именно в этом и проявляется инфантилизация, про которую говорит Мур - люди просто не хотят отпускать своих героев, не хотят заканчивать шоу.
Но проблема в том, что из-за этого вместо хорошей законченной истории мы получаем сраное болото.

Ответить

- учитывая как он избивает уличных преступников направо и налево - за его душой немало трупов. Собственно даже в комиксах он повинен в смерти порядка десятка людей, но ничего, его принцип "я не убиваю" это почему-то не задевает.

Сколько людей он просто искалечил лишив возможности передвигаться, жить без лекарств и т.п., зло в виде уличных преступников обезличено (чтобы мы не испытывали жалость) но ведь зачастую это люди которым не нашлось места в мире, и не от хорошей жизни они рискуют жизнью и здоровьем на улицах города, а Бетмен борется со следствием, но не самой проблемой.

Ответить

Думаю сложно понять все тонкости, не знакомясь с историей становления комиксов. Они начинались с малолетних авторов любителей, которые вдохновлялись приключенческими романами и фантастикой и публиковали свое творчество в юмористических колонках газет, потом, когда комиксы развернулись в полноценную индустрию- к ним пришла лютейшая цензура в виде кодекса комиксов, который запрещал ну прям совсем все, и продержался с 50х годов до самых 80х, и все это время комиксы были совсем беззубыми историями для самых маленьких детей. Именно во времена кодекса комиксов у бетмена и появились все эти правила типа нельзя никого убивать- потому что кодекс комиксов это запрещал и надо было как то оправдывать. В самых ранних выпусках бетмен убивал многих злодеев и никаких правил у него не было.
В 70е и 80е начал подниматься самиздат и инди комиксы, лишенные всякой цензуры и они добивались определенной популярности. И в итоге крупные издатели все таки упразднили кодекс комиксов, дали авторам больше свободы, и даже основали издательства, которые специализируются на авторских работах для более взрослой аудитории. Но осадочек на всех тех героях, что вышли из серебряного века- он остался.
Как бы фундаментальных проблем у супергероики нет, подобные сюжеты, они были всегда, те же мифы про греческих героев, или там наши былины про богатырей- это чистая супергероика, такой, какой она и должна быть. Такие сюжеты никогда не умрут. Просто конкретно на американских классических супер героев наложился отпечаток, связанный со становлением индустрии в америке. Но не все герои такие, позже уже пытались придумывать что то другое, что то более обоснованное и осмысленное. У того же мура подобные претензии к V уже не получится предъявить. 

Ответить