Многоликий Санта: как изображали главный символ Рождества

Есть мнение, что создание современного образа Санты — заслуга Coca-Cola. В действительности роль бренда в этой истории несколько преувеличена. Разбираемся, как все было на самом деле.

«Дела идут лучше с колой», иллюстрация Хэддона Сандблома, 1964 год
«Дела идут лучше с колой», иллюстрация Хэддона Сандблома, 1964 год

Санта-Клаус — безусловно, самый популярный рождественский персонаж, которого знают во всем мире. Когда звучит его имя, мы сразу представляем себе дородного румяного старика с бородой, одетого в красный костюм с белой опушкой и солидным ремнем. Широко распространен миф о том, что этот образ появился в 1930-х годах как результат сотрудничества рекламщиков компании Coca-Cola и американского художника Хэддона Сандблома. В реальности над ним поработали несколько иллюстраторов, так что в какой-то степени речь идет о продукте коллективного творчества. Новогодние праздники не за горами, и самое время попытаться рассказать краткую историю Санты в картинках.

Прообразы Санта-Клауса

В третьем веке в ликийском городе Патаре, расположенном в Малой Азии, родился Николай Чудотворец, епископ Мирликийский. Веру он обрел уже в раннем детстве, в связи с чем вполне логичным кажется его решение посвятить жизнь служению Богу. Считается, что ему посчастливилось расти в состоятельной семье. Унаследовав деньги родителей, Николай отдал их тем, кто в том больше нуждался. Существует немало историй, связанных с его благими делами, но одна из них сильнее всего повлияла на то, что он стал прообразом Санта-Клауса.

Некий бедняк воспитывал трех дочерей. Чтобы выдать их замуж, обязательно требовалось приданое. Без него девушек ждала незавидная судьба, вплоть до занятий проституцией. Николай Чудотворец через открытое окно тайно подбросил в дом бедного семейства три мешочка с золотом, причем они попали то ли в обувь, то ли в чулки, оставленные у огня. У легенды есть вариации, но детали не так важны. Главное, что перед нами предстает процесс одаривания.

Николай Чудотворец со святыми на полях. X–XI в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Николай Чудотворец со святыми на полях. X–XI в. Монастырь св. Екатерины, Синай

Долгое время Николай Мирликийский считался самым влиятельным святым мужского пола среди католиков. Он покровительствовал сапожникам, аптекарям, пекарям, невестам, производителям пуговиц, морякам… И это далеко не полный список. Со временем его стали ассоциировать еще и с преподнесением подарков. В XII веке монахини начали радовать презентами маленьких детей в канун дня Николая Мирликийского, который приходится на 6 декабря. Так святой превратился в ночного благодетеля — этакого Санта-Клауса, но с религиозным подтекстом.

В Голландии день Николая Мирликийского издревле был главным зимним торжеством. После Реформации от него пытались избавиться, но сделать это оказалось не так-то просто. Народ ни в какую не желал с ним расставаться. Содержание праздника менялось, и в итоге на свет появился дедушка Синтерклаас, радующий подарками хороших детей и наказывающий плохих. В память о своем происхождении от святого Николая он носит митру.

Синтерклаас и его помощник Черный Пит кладут непослушных мальчишек в мешок, чтобы увезти их в Испанию
Синтерклаас и его помощник Черный Пит кладут непослушных мальчишек в мешок, чтобы увезти их в Испанию

Отец Рождество — британский предтеча Санта-Клауса. Изначально его описывали как крупного мужчину с бородой, который носит зеленую одежду с меховой подкладкой. Он посещал дома и пировал вместе с их хозяевами во время древнеанглийского праздника середины зимы. Принято считать, что первое упоминание этого персонажа встречается в кэроле (паралитургической рождественской песне) XV века «Славься, отец Рождество, приветствую тебя». В XVII столетии, примерно в течение пятнадцати лет, рождественские традиции оказались под запретом из-за радикальных пуритан. Они ратовали за полную отмену Рождества, выступая против его религиозных и светских аспектов.

Британский предок Санты (посередине) в брошюре поэта-роялиста Джона Тейлора «Оправдание Рождества», напечатанной в 1652 году
Британский предок Санты (посередине) в брошюре поэта-роялиста Джона Тейлора «Оправдание Рождества», напечатанной в 1652 году

После Реставрации праздник вернули. К концу XVIII века отец Рождество стал персонажем рождественских народных пьес. В них он представал как мужчина почтенного возраста, который боится, что его забудут. Кроме того, этот образ связывался с пиршествами, развлечениями и изобилием. В викторианскую эпоху рождественские праздники превратились в семейные, посвященные в первую очередь детям, из-за чего отец Рождество начал ассоциироваться с дарением подарков. Со временем в Англии стали набирать популярность обычаи, заимствованные из США. Уже на заре XX века различия между Санта-Клаусом и отцом Рождество в значительной степени исчезли. Получилось своего рода взаимное влияние двух культур, завершившиеся их единением.

Зарождение современного образа Санта-Клауса

В 1809 году Вашингтон Ирвинг выпустил «Историю Нью-Йорка», написанную якобы неким Дидрихом Никербокером и представляющую собой комическую летопись. Среди прочего в ней не раз упоминается святой Николай. Именно под его покровительством находился корабль, на котором приплыли голландцы, основавшие колонию, которая стала прародительницей Нью-Йорка. В произведении Ирвинга говорится и о дне Николая Мирликийского. Этот праздник не обходился «без подарков, подвешивания чулка в каминной трубе и соблюдения всех остальных положенных для этого случая обычаев». В 1821 году Ирвинг отредактировал «Историю Нью-Йорка». В обновленной версии святой Николай обрел повозку, в которой он ежегодно доставлял подарки детям.

Примерно в то же время в Нью-Йорке было анонимно опубликовано детское стихотворение «Старый Санта». Велика вероятность, что оно появилось под влиянием вышеназванной книги Вашингтона Ирвинга. Именно в нем впервые описан образ Санты, крайне близкий к современному. Перед читателями предстает старик, который в морозную ночь развозит на оленях подарки детям. Послушным ребятишкам он преподносит игрушки, пироги, яблоки, умные книги. Тем, кто плохо себя вел, оставляет черный березовый прут. Стихотворение состоит из восьми четверостиший. Каждое из них проиллюстрировано неизвестным художником. Считается, что эти картинки — первые художественные изображения Санты. Изначально произведение осталось почти незамеченным, зато популярность снискало опубликованное двумя годами позже стихотворение «Визит святого Николая» Клемента Мура. Последнее сильно повлияло на представления о Санта-Клаусе в англоязычном мире.

В стихотворении 1821 года Санта описан как друг послушных детей, долга и правды, который успел побывать во многих домах и повидать разные кровати и чулки для подарков
В стихотворении 1821 года Санта описан как друг послушных детей, долга и правды, который успел побывать во многих домах и повидать разные кровати и чулки для подарков

Появлением современного образа Санты мы во многом обязаны Томасу Насту — художнику, наиболее известному благодаря политическим карикатурам. Первые годы его жизни прошли в Германии, где он познакомился со сказками о святом Николае. Эти истории вдохновили взрослого Наста на рисунки, в центре которых оказалась фигура Санты. Его первые подобные крупные работы появились в начале 1860-х годов в журнале Harper’s Weekly, и они были непосредственным образом связаны с Гражданской войной. Радикальный республиканец Наст выступал на стороне Союза, ратовал за отмену смертной казни, категорически не принимал расовую сегрегацию.

3 января 1863 года Harper’s Weekly опубликовал обложку «Санта в лагере». Ее напечатали через несколько недель после того, как войска северян потерпели серьезное поражение в сражении при Фредериксберге. Томас Наст изобразил хорошо одетых солдат, радующихся празднику. Вместе с тем его Санта-Клаус, посещающий военный лагерь, выглядит весьма патриотично: меховой костюм старика отсылает к звездно-полосатому флагу США.

Патриотичный Санта <a href="https://www.smithsonianmag.com/history/civil-war-cartoonist-created-modern-image-santa-claus-union-propaganda-180971074/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">держит</a> в руках куклу-марионетку, напоминающую президента Конфедеративных штатов Америки Джефферсона Дэвиса
Патриотичный Санта держит в руках куклу-марионетку, напоминающую президента Конфедеративных штатов Америки Джефферсона Дэвиса

В 1872 году Наст вместе с женой переехал из Нью-Йорка в Морристаун, штат Нью-Джерси. В рождественских рисунках Томаса стали часто появляться виды этого небольшого города, особенно церковные шпили. К счастью, за вдохновением не нужно было далеко ходить: во второй половине XIX века в нескольких кварталах от дома художника находилось не менее семи церквей.

Здесь <a href="https://web.archive.org/web/20110424032843/http://jfpl.org/NJHistoryPathfinders.cfm?doc_Id=31" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">можно увидеть</a> шпили (слева направо) Успенской церкви, баптистской церкви Морристауна, методистской церкви, церкви Святого Петра и нынешнего пресвитерианского приходского дома
Здесь можно увидеть шпили (слева направо) Успенской церкви, баптистской церкви Морристауна, методистской церкви, церкви Святого Петра и нынешнего пресвитерианского приходского дома

Со временем образ Санты в рисунках Наста менялся. Самая известная иллюстрация появилась в номере Harper’s Weekly, вышедшем 1 января 1881 года. Неподготовленный зритель увидит на картинке лишь добродушного старика с мешком игрушек за плечами. В действительности перед нами призыв повысить заработную плату военнослужащим, адресованный правительству.

На плечах Санты — армейский рюкзак. Пряжка на поясе и меч символизируют армию. Карманные часы говорят о том, что у правительства осталось мало времени для выплаты справедливого вознаграждения военным
На плечах Санты — армейский рюкзак. Пряжка на поясе и меч символизируют армию. Карманные часы говорят о том, что у правительства осталось мало времени для выплаты справедливого вознаграждения военным

Роквелл, Лейендекер и все-все-все

С конца XIX века одетый в красное белобородый Санта стал периодически появляться на праздничных обложках американского журнала Puck. Можно предположить, что здесь не обошлось без влияния творчества Томаса Наста. Основанное в начале 1870-х годов издание завоевало любовь читателей не в последнюю очередь за счет политической сатиры. За долгие годы существования оно сотрудничало с лучшими карикатуристами, в их числе был австралиец Фрэнк Нанкивель. Его авторству принадлежит рождественская обложка Puck, созданная для вышедшего в 1902 году номера.

Обычно Санту с нетерпением ждут дети, но Нанквиль решил представить читателям Puck более оригинальную историю
Обычно Санту с нетерпением ждут дети, но Нанквиль решил представить читателям Puck более оригинальную историю

Когда-то весьма популярный, а ныне почти забытый Реджинальд Берч — англо-американский художник, который прославился благодаря иллюстрациям к роману Фрэнсис Ходжсон Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Его изображения главного героя оказали сильнейшее влияние на то, как представители американского среднего класса XIX века одевали своих детей. Книга печаталась частями с 1885 по 1886 год в журнале St. Nicholas Magazine, рассчитанном на читателей от пяти до восемнадцати лет. С ним был тесно связан Берч, и именно для него он не только проиллюстрировал «Маленького лорда Фаунтлероя», но и нарисовал Санту в виде веселого бородача в красном костюме.

Создавая рождественскую обложку 1906 года, Берч вдохновлялся изображениями Томаса Наста
Создавая рождественскую обложку 1906 года, Берч вдохновлялся изображениями Томаса Наста

Джозеф Кристиан Лейендекер — знаковая фигура в истории американской иллюстрации. Его работы породили образы и традиции, определяющие облик современных США. Например, именно благодаря ему появился обычай запускать фейерверки на День независимости. Также он способствовал популяризации Санты, максимально близкого к тому, которого впоследствии растиражировала компания Coca-Cola. Долгое время Лейендекер сотрудничал с журналом The Saturday Evening Post. В общей сложности художник нарисовал для него более трех сотен обложек. На некоторых из них изображен как раз добродушный старик Санта в красном костюме.

Даже если ноша Санта-Клауса очень тяжела, а времени на раздачу подарков мало, он всегда готов остановиться, чтобы обнять ребенка
Даже если ноша Санта-Клауса очень тяжела, а времени на раздачу подарков мало, он всегда готов остановиться, чтобы обнять ребенка

В свое время Лейендекер был настоящим любимцем публики. Неудивительно, что он стал главным вдохновителем для молодого и подающего надежды Нормана Роквелла. Последний сделал многое для того, чтобы приблизиться к своему кумиру. Роквелл внимательно изучал стиль и технику Лейендекера, а также использовал в своих работах те же широкие мазки на белом фоне. Порой их работы были настолько похожи, что публика не могла точно определить автора. Как и учитель, Норман обращался к образу Санта-Клауса. За годы активной карьеры он нарисовал его более тридцати раз, причем здесь имеется в виду непосредственно сказочный старик, а не персонажи, одетые в его костюм. Роквелл говорил, что дети хотят верить в Санту столь же страстно, как взрослые хотят верить в мир на Земле и благожелательное отношение к мужчинам.

На рождественской обложке The Saturday Evening Post 1922 года предстал изможденный Санта, которому старательные эльфы помогают завершить работу, причем один из них взял на себя роль командира
На рождественской обложке The Saturday Evening Post 1922 года предстал изможденный Санта, которому старательные эльфы помогают завершить работу, причем один из них взял на себя роль командира

В 1931 году Coca-Cola начала размещать рекламу в популярных журналах. С компанией работало рекламное агентство D’Arcy. Его руководитель Арчи Ли хотел показать людям одновременно реалистичного и символического Санту. Заказ на иллюстрации получил художник из Мичигана Хэддон Сандблом. В поисках вдохновения он обратился к упомянутому выше стихотворению Клемента Мура. Кроме того, весьма вероятно, что Сандблом опирался на работы Лейендекера и Роквелла. Изначально в качестве модели для Санты выступал продавец на пенсии Лу Прентисс. Когда тот скончался, Хэддон решил сам занять его место. При этом ему приходилось рисовать, глядя в зеркало. В конце концов Сандблом стал использовать фотографические референсы. Свою последнюю версию Санты он представил в 1964 году, но в течение нескольких следующих десятилетий Coca-Cola выбирала для рекламы изображения, основанные на иллюстрациях Хэддона.

Человечный, уютный и добросердечный Санта Сандблома мгновенно полюбился американцам, угнетенным Великой депрессией
Человечный, уютный и добросердечный Санта Сандблома мгновенно полюбился американцам, угнетенным Великой депрессией

Нынешний образ Санта-Клауса надежно закрепился в массовом сознании и вряд ли станет кардинально другим. Во всяком случае в ближайшем будущем. Впрочем, это не мешает художникам проявлять фантазию и вносить в него изменения. Яркий тому пример — совместный проект консалтинг-сервиса Alvanon и Лиланда Фостера, представленный в 2017 году. Его главный герой — старый добрый Санта — одет в вещи ведущих мировых бренд, в их числе — Gucci и Calvin Klein. По сути он выступил в качестве модели для продвижения мужской одежды плюс-сайз. Выбор Alvanon кажется весьма логичным, ведь Санте не привыкать участвовать в рекламных кампаниях и менять образы.

Традиционный красный костюм отсутствует, но при этом сохранены основные черты внешности «кока-кольного» Санты
Традиционный красный костюм отсутствует, но при этом сохранены основные черты внешности «кока-кольного» Санты

Текст написала Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

3232 показа
7.3K7.3K открытий
13 комментариев

Так я непонел, а где фуры с Кока-Колой?! А ещё главная тема: "Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит..."? Никакого новогоднего настроения...

Ответить

Я вот эту тему из вырезки пикабу когда-то давно слышал:

"Добрый дедушка Мороза и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза."

Ответить
Ответить

Боевой маг-гном, прощается с сыном перед отправкой на битву. 

Ответить

У деда по ходу в коле вискарик налит, такой радостный и краснолицый)

Ответить

Просто раньше в Coca-cola добавляли , немного кокаина, а Санте по работе приходилось много ее пить +) 

Ответить