Как 17-летний парень из Петербурга стал аниматором в студии Pierrot, создавшей Naruto и Bleach

«Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них»: молодой аниматор Слава Кольченко рассказывает о студийном пайплайне, оплате труда в аниме-индустрии и мотивации.

Иллюстрация для 167-ой серии Black Clover. Автор — Слава Кольченко.
Иллюстрация для 167-ой серии Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

Слава Кольченко — 17-летний аниматор-фрилансер из Санкт-Петербурга, известный под псевдонимом EVAKOI. С января 2021 года он сотрудничает с японской анимационной студией Pierrot, создавшей известные аниме-адаптации Naruto, Bleach, Belzebub и Tokyo Ghoul. Помимо этого, Слава делает анимации для трёх других крупных студий, включая MAPPA (Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4).

Он успел поработать над сериалом Black Clover (167-я серия) и Wonder Egg Priority (9-я и 12-я серии), а ещё — над анимационными видео для Николая Баскова и RIKANI.

Клип на песню Николая Баскова — «Зараза».

Сейчас Слава работает над крупным аниме-сериалом, детали которого находятся под NDA (договор о неразглашении). И всё это он совмещает с учебой в школе.

Мы поговорили со Славой о проблемах индустрии, пайплайне японских студий, оплате труда и о том, как добиться успеха в анимации.

Шот для девятой серии Wonder Egg Priority. Автор — Слава Кольченко.

О трудолюбии, анимации и совмещении работы с учёбой

Слава самостоятельно научился анимации всего за полтора года. Ему помогли любовь к аниме и желание добиться чего-то значимого.

Не верю в талант. Немного раздражают люди, которые говорят, что не станут даже пробовать рисовать, ведь у них таланта нет. Видимо, в детстве не получилось быть гением, вот и сидят «бесталанные». Конечно, надо работать, ведь получаться начнёт позже.

Как начнёт получаться, так и занятие начнёт приносить удовольствие. А там и талант «проснётся».

Слава Кольченко, Аниматор

Из всех видов искусства Слава выбрал анимацию потому, что его привлекает идея создавать фильмы в одиночку — без актёров, операторов и камеры. Именно аниматор может заставить кадр и объекты внутри двигаться как угодно, не полагаясь на других людей, реквизит и технические ограничения.

Сейчас Слава совмещает плотный рабочий график с учёбой в школе. Из-за этого аниматору приходится сильно перерабатывать. С 11 утра до 8 вечера Слава учится, а дальше отдаёт всё возможное время анимации.

На самом деле балансировать всё труднее и труднее, экзамены близко, и я каждый раз говорю себе что-то вроде: «сейчас стоит остановиться и начать готовиться», но каждый раз работы становится только больше. На школу уходит очень много времени. Стараюсь крутиться.

Слава Кольченко, Аниматор

О положении в индустрии

По словам аниматора, из-за ухудшающегося состояния аниме-индустрии японцы всё реже выбирают анимацию как профессию. Количество сериалов растёт пропорционально спросу, который тоже постоянно увеличивается. Сроки на производство укорачиваются, а жить и платить за жильё всё ещё нужно. При этом японские студии не поднимают зарплату новичкам, из-за чего всё меньше молодых специалистов соглашаются работать в анимационной индустрии.

Анимация Славы для Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

На фоне дефицита кадров крупные студии нашли простое решение: они стали искать аниматоров-фрилансеров в Твиттере. Именно так на Славу вышла анимационная студия Pierrot.

Было, конечно, немного неожиданно, когда мне написали в Твиттер, но на самом деле я давно стремился к этому и прилагал множество усилий именно для того, чтобы рисовать аниме профессионально.

Слава Кольченко, Аниматор
Автор — Слава Кольченко.

Многие аниматоры-фрилансеры с энтузиазмом соглашаются работать с крупными студиями, причём японцы платят им гораздо меньше, чем местным работникам.

Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них.

Есть несколько причин, почему я согласился на это. Первая — известность. Она важна, чтобы появилась аудитория для собственных проектов. Возможность сделать свои любимые сериалы — вторая (хочешь хорошо — сделай сам). Любовь к аниме — третья. И опыт, конечно же. Такая важная работа очень сильно стимулирует прогресс ответственностью.

Слава Кольченко, Аниматор

По словам Славы, минимальные требования к таким аниматорам — это желание работать, умение рисовать и знание производственного пайплайна. Знать японский нужно, но не досконально — в некоторых случаях и вовсе достаточно онлайн-переводчика. Заказы идут через электронную почту или Твиттер. Контракты предлагают крайне редко.

Пайплайн аниме-студии

Обычно производство аниме делится на несколько этапов — три основных и несколько побочных:

Небольшая схема, объясняющая пайплайн японских студий. Сейчас расскажем всё детально. Автор схемы — Слава Кольченко.
Небольшая схема, объясняющая пайплайн японских студий. Сейчас расскажем всё детально. Автор схемы — Слава Кольченко.

Первые два этапа называются Генга, или ключевая анимация.

Сначала создаются ключевые кадры с основными положениями и движениями героев, а затем их детально прорисовывают промежуточными кадрами или фазами. Именно созданием ключевой анимации и занимается Слава: покадрово отрисовывает движения в небольших сценах. Процесс сложный и трудоёмкий.

Мой порядок рисования хаотичен и зависит от настроения. Я начинаю всегда по-разному. В какой-то момент анимация заканчивается и всё сводится к процессу механической работы, когда надо просто довести всё до конца, а творческий этап уже пройден. Вдохновляюсь сакугой (кадрами и сценами из аниме, на которых резко возрастает качество анимации — прим.редакции). Есть такой сайт — sakugabooru. Там собрана вся качественная анимация из аниме за всё время. Очень удобно искать рефы.

Слава Кольченко, Аниматор

Первый этап или первая Генга — это лэйаут. То есть черновая анимация, которая рисуется на основе раскадровки.

Лэйаут-анимация на примере шота для Black Clover. Автор — Слава Кольченко.
Лэйаут-анимация на примере шота для Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

По ней режиссёр понимает, верно ли спланированы сцены и правильно ли читаются движения. В лэйаутах движение очень важно, как и сама анимация. На этом этапе аниматор должен отрисовать ключевые позиции и отправить их в студию.

Далее начинается этап проверки. Готовый материал проверяют несколько человек: режиссёр анимации серии (Animation Director) и режиссёр анимации сериала (саккан или Chief Animation Director).

Автор — Слава Кольченко.
Автор — Слава Кольченко.

Потом шоты с правками отсылают обратно аниматорам, и наступает второй этап Генги — Ниген. На нём аниматор, основываясь на правках и корректировках, прорисовывает каждый ключевой кадр анимации в чистом виде.

Автор — Слава Кольченко.
Автор — Слава Кольченко.

Только потом ключевая анимация отсылается в студию к фазовщикам (они создают промежуточные фазы движения между компоновками) и наступает третий этап — Доуга. На нём к ключевым кадрам добавляют промежуточные.

Наглядная схема, описывающая принцип работы Доуга-анимации. Автор схемы — Слава Кольченко.
Наглядная схема, описывающая принцип работы Доуга-анимации. Автор схемы — Слава Кольченко.

Финальный вариант выглядит примерно вот так:

Автор — Слава Кольченко.

Или вот так:

Автор — Слава Кольченко.

Затем вся анимация отправляется на покраску и монтаж.

Коллектива в студии как такового практически нет. Во всяком случае, я его не видел, ведь вся моя коммуникация происходит только с продакшн-ассистентом.

Я состою в коллективе Discord-сервера Striving for Animation. Там в основном сидят аниматоры из индустрии, опытные мастера, у которых по 40+ участий в различных аниме-сериалах. И это замечательные люди! Всегда помогают с трудностями в анимации. Они конструктивны, всегда готовы поддержать и перевести что-то с Японского. Да и вообще с ними просто приятно общаться.

Слава Кольченко, Аниматор

Правки к сданным материалам приходят на японском и английском языках (иногда — спустя 4 дня после дедлайна). Слава говорит, что общаться с продакшн-ассистентом несложно, хватает переводчика DeepL. Зато когда дело доходит до правок и коррекций, становится гораздо сложнее, ведь нужно читать рукописный японский язык. Тогда Слава прибегает к помощи товарищей из Striving for Animation.

Обычно шоты проходят несколько итераций. Их количество зависит от времени, выделенного на работу. Но у меня пока что были только обязательные правки, хотя я слышал о том, как некоторым аниматорам давали ретейки — анимацию нужно было переделывать с нуля.

Слава Кольченко, Аниматор

Об оплате труда

Стандартно в индустрии дают от 1000 до 4000 йен (от 700 до 2700 рублей соответственно) за одну лэйаут-сцену, и столько же — за Генгу. Всё зависит от того, сколько работы может сделать аниматор.

Сколько выходит в месяц пока не скажу, так как зарплаты ещё не получал. Выплаты очень задерживают. Например, на Black Clover нам обещали заплатить через 45 дней после конца месяца телетрансляции. Я так понимаю, это связано с ТВ-выплатами студии. Звучит дико.

Слава Кольченко, Аниматор

О том, как вдохновиться и достичь успеха

Как говорит Слава, чтобы достичь успеха в аниме-индустрии, в первую очередь нужно изучить 12 принципов анимации, настроиться на упорную работу и учиться рисовать анатомию в динамике. Для этого он советует обратить внимание на быстрые уроки Krenz Cushart Tutorials, просмотреть много хорошей сакуги и разобрать её покадрово. Можно подписаться на YouTube-каналы Striving For Animation и Dong Chang.

И вдохновляющие мангу с аниме никто не отменял.

«Бакуман» невероятно вдохновляющий, очень советую. И аниме, и манга достойны внимания. Собственно, моя жизнь пока по «Бакуману» и складывается. Ещё люблю Fate/Stay Night Unlimited Blade Works, Shirobako, New Game, Sword Art Online: Alicization, «Город, в котором меня нет», все фильмы Макото Синкая и «Реинкарнация безработного». Если случается свободная минутка, смотрю «Атаку титанов», «Приоритет чудо-яйца» и «Магическую битву».

Слава Кольченко, Аниматор

В будущем Слава хочет сделать собственный сериал, основанный на его собственном сюжете. Он видит стилистику будущей работы как сочетание визуальных стилей Врубеля и студии Trigger, дополненных его собственными штрихами.

Автор — Слава Кольченко.

Начать полноценную работу над авторской задумкой Слава планирует будущей осенью, сразу после поступления в ВУЗ. Возможно, анимационный.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

105105 показов
32K32K открытий
1919 репостов
340 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Ну за опыт типо можно и потерпеть.

Ответить

Ну хоть не миска риса.

Ответить

Не верю в талант.Талант всегда есть, у человеков мозги то разные, у каждого, просто сейчас все ленивые до нельзя, я в том числе. Я могу умею в монтаж, дизайн потому что мне нравилось это делать, другое дело что люди не только ленивые но и просто боятся неудачи.. это останавливает

Ответить

Может не талант, но предрасположенность к определённым видам искусства у всех разная. В танцах, есть люди которые грациозно выполняют движения после пары повторений, а есть дерево деревом, ты хоть десять лет объясняй, сам видел такие примеры. Так же и с рисованием/музыкой/писательством. Можно заниматься упорнее что бы достичь результата, но предрасположенность ни кто не отменял, остаётся лишь найти к чему способнее.

Ответить

Условный человек впечатлился в 5 лет красивой картиной или мультиком. Стало интересно и он начал рисоваться сам. Потом пошел в художку, потому что все ещё интересно и окружающие мотивировали его похвалой. В художке материал будет даваться закономерно проще из-за личной заинтересованности и нескольких лет тренировок за детскими рисунками. Плюс, он все это время находится в среде таких же заинтересованных людей, общается на форумах и в художке с опытными профи, демонстрирует свои работки стбирает фидбэк. И вот условный 20-летний парень может написать офигенную картину/нарисовать крутую анимационную сцену, сделать бомбезную скульптуру. 15 лет направленной в одно русло работы.

Нет, нихуя. Ну просто у тебя пердоположенность. Талант. От тебя боженька одарил. Настоящий дар. Жаль, что мне такой дар с неба не упал. А так бы ты тоже ничего не мог, если бы не случайная предрасположенность. Да я сам также могу, просто не хочу.

АААА, НЕСИТЕ НИТКИ МНЕ ПЕРДАК ЗАШТОПАТЬ НАДО.

Ответить

бесит твоя аватарка

Ответить