Как Китай распространяет цензуру на западный мир

Свобода слова отступает перед деньгами.

В англоязычном мире скандал с Blizzard и гонконгскими протестующими вот уже целую неделю не сходит со страниц изданий, никак не связанных с игровой индустрией: вот, например, журналист Guardian прямо в заголовке призывает бойкотировать компанию.

Дело тут не в самой Blizzard: просто всё это стало одной из последних капель в глобальной и довольно пугающей истории, которая длится вот уже несколько лет.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

9 октября The New York Times опубликовал статью, суть которой сводится к следующей мысли: Си Цзиньпин и КНР больше не хотят ограничивать свою цензуру территорией Китая и собираются в ближайшее время распространить её в том числе на западный мир.

Сейчас упоминание Винни-Пуха под запретом только в Китае, но что если завтра обидчивый лидер КНР, на которого якобы похож персонаж книг Алана Милна, захочет уничтожить неугодного ему медвежонка раз и навсегда?

Если американский бизнес продолжит прогибаться, однажды мы услышим стук в дверь, и увидим на пороге «Дядюшку Си», который строгим голосом потребует отдать ему Винни-Пуха.

Николас Кристоф, автор The New York Times

Звучит как какая-то абсурдистская зарисовка, но если немного погрузиться в контекст, смеяться уже не хочется. Представить себе ситуацию, в которой Disney извиняется перед Китаем и удаляет из своей библиотеки все мультфильмы о Винни-Пухе, всё ещё сложно — но гораздо проще, чем ещё несколько лет назад.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

«Цензурная экспансия» Китая в западный мир началась давно, но до недавних скандалов не привлекала к себе особого внимания.

Принцип прост: международная компания, работающая в том числе и с Китаем, или её сотрудник, делают некое высказывание или действие, которое не нравится китайскому правительству. Обычно это связано с Тайванем, который Китай считает своей территорией, или с оккупированным Тибетом, в котором многие до сих пор не готовы мириться с китайским владычеством. С недавнего времени самая горячая тема — протесты в Гонконге.

Спустя какое-то время компания «прогибается», удаляет контент, увольняет сотрудников и выступает с официальными извинениями. Почти всегда такое поведение идёт вразрез с декларируемыми компанией ценностями, а потому вызывает возмущение в сети и репутационные потери.

В 2014 году в «работе на Китай» впервые заподозрили Microsoft: дело в том, что поисковик Bing выдавал совершенно разные результаты по запросу «Далай-лама» в зависимости от того, на каком языке он совершался — на английском или на китайском. В Microsoft объяснили происходящее технической ошибкой. Так или иначе, это был один из первых случаев, когда западную компанию заподозрили в том, что она цензурирует контент не только внутри Китая, но и за его пределами.

В 2016 году сценарист Marvel Роберт Каргилл неожиданно рассказал в интервью, что персонаж «Доктора Стрэнджа» Древний, или Старейшина, который в оригинале был тибетским монахом, стал кельтской женщиной именно из-за страха потерять китайскую аудиторию.

Если бы мы признали, что существует такое место, как Тибет, и что [персонаж] — тибетец, мы бы рисковали потерять целый миллиард зрителей. К тому же китайское правительство могло сказать: «Эй, мы одна из самых крупных аудиторий в мире, и мы запретим показывать у нас этот фильм, потому что вы решили сделать его политическим».

Роберт Каргилл, сценарист фильма «Доктор Стрэндж»
Как Китай распространяет цензуру на западный мир

Согласно данным журналистов, в 2018 году, когда Apple готовила запуск своего стримингового сервиса, вице-президент компании просил некоторых авторов эксклюзивных шоу «не злить Китай». Иными словами, если верить находке журналистов, в сериалах производства Apple нельзя выставлять Китай в невыгодном свете. В компании от комментариев отказались.

В январе 2018-го SMM-менеджер сети отелей Mariott поставил лайк твиту, в котором другой пользователь хвалил компанию за то, что в её анкетах оккупированный Китаем Тибет фигурирует как отдельная страна. В Китае этот лайк восприняли как атаку на территориальную целостность страны, и потребовали от Mariott «серьёзно разобраться с виновниками». В итоге сотрудник был уволен, хотя он утверждал, что не получал никаких особых инструкций насчёт Китая, и что поставил этот лайк «будучи усталым». Сеть отелей, в свою очередь, принесла официальные извинения.

6 февраля того же года SMM-менеджер Mercedes-Benz опубликовал в Инстаграме компании цитату Далай-ламы о том, что «на жизнь надо смотреть с разных углов» в рамках рубрики «мотивация в понедельник». Китайское правительство этого не оценило — Далай-лама в КНР считается сепаратистом и практически «врагом отечества». Пост был немедленно удалён, представители компании «искренне извинились» и пообещали работать над тем, чтобы «лучше понимать китайскую культуру».

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

В мае 2018 компания GAP получила от Китая претензию по поводу того, что на одной из выпускаемых ей футболок Китай был изображён без Тайваня — это также нарушало концепцию «территориальной целостности». Футболка была предназначена для продажи только на территории Канады, однако GAP всё равно извинилась. В компании произошедшее назвали «непреднамеренной ошибкой».

На футболках фирмы Coach Китай и Тайвань вообще были указаны как две разные страны — компании также пришлось приносить извинения. На этот раз наличие Тайваня назвали «серьёзной неточностью».

Представителям Swarovski пришлось извиняться за то, что на сайте компании Гонконг был указан в качестве отдельной страны. За похожий «проступок» со стороны Versace перед Китаем пришлось извиняться самой Донателле Версачи.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

Компания Zara, на сайте которой Тайвань также фигурировал в качестве отдельной страны, получила от Китая официальный «приказ» опубликовать извинения, причём «не позже шести вечера пятницы». Приказ, само собой, был выполнен.

Производитель очков Ray-Ban тоже сменил у себя на сайте «Тайвань» на «Тайвань, Китай», и плюс к этому — «Гонконг» на «Гонконг, Китай». Неизвестно, было ли это сделано в результате прямого давления.

В разные моменты времени такие авиакомпании, как Air France, Air Canada, British Airways, Japan Airlines, Malaysia Airlines и Qantas заменили на своих сайтах «Тайвань» на «Тайвань, Китай». Разумеется, по требованию китайского правительства.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

Audi пришлось извиняться за то, что она использовала «неправильную карту Китая» на одной из своих пресс-конференций. На карте, разумеется, не было Тайваня и Южного Тибета.

3 июля 2019 Apple опубликовала данные, из которых выяснилось, что компания удалила из AppStore более 500 приложений по прямым запросам от китайского правительства. Для сравнения, на весь остальной мир приходится 117 удалённых по запросу приложений.

19 июля 2019 зрители трейлера фильма «Топ Ган: Маверик» обратили внимание на то, что с куртки героя Тома Круза пропал флаг Тайваня и Японии. Неизвестно, было ли такое решение Paramount следствием вмешательства Китая — однако фильм снимается в том числе на деньги корпорации Tencent.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

25 сентября 2019 года в сеть утекли гайдлайны для модераторов Tik-Tok, из которых выяснилось, что социальная сеть удаляет любые видео, связанные с движением за независимость Тибета или с событиями на площади Тяньаньмэнь. Tik-Tok принадлежит китайской компании ByteDance.

В октябре 2019-го посольство Китая в Швеции потребовало от сети гостиниц Sheraton отменить празднование дня независимости Тайваня, которое должно было пройти в отеле Sheraton Stockholm. Компания согласилась удовлетворить требования Китая, и в результате празднование перенеслось в исторический музей.

Tiffany & Co пришлось извиняться за свою рекламную кампанию, в которой модель прикрывала один глаз — в этом китайские чиновники усмотрели сходство с жестом гонконгских протестующих. Позже компания выпустила заявление о том, что эта реклама «ни в коем случае не была политическим высказыванием».

Бренд обуви Vans снял с конкурса обувь с дизайном, сделанным в поддержку гонконгских протестующих. Официальное объяснение стандартное: компания не хочет занимать никакой политической позиции.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

5 октября Дэвид Моури, менеджер одной из баскетбольных команд лиги NBA, запостил в своём личном твиттере изображение в поддержку гонконгских протестующих, и тут же его удалил. Сразу после этого многие китайские компании разорвали сотрудничество с NBA, а посольство Китая призвало руководство команды «немедленно исправить ошибки», и вскоре перед Китаем извинились сам менеджер, владелец клуба, его звёзды и даже глава NBA. Последний, правда, вскоре попытался взять свои слова назад и заявил, что поддерживает свободу слова — после масштабнейшей кампании порицания.

Скандал с Nike стал частью более крупного конфликта Китая с NBA: товары с символикой команды, менеджер которой лайкнул тот самый злополучный твит, пропали из магазинов компании в Китае. Произошло ли это по прямому требованию китайской стороны — неизвестно.

8 октября стало известно, что Apple удаляет эмодзи с флагом Тайваня из смартфонов, продающихся на территории Гонконга и Макао.

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

В этот же день в сеть утекли гайдлайны для сотрудников принадлежащего Disney медиахолдинга ESPN. В частности, авторам и ведущим новостей предписывалось не касаться китайской внутренней политики и вообще протестов при обсуждении ситуации со скандалом вокруг NBA. Политическая жизнь КНР в вышедших на неделе передачах действительно не обсуждалась.

Наконец, 10 октября Apple удалила из AppStore приложение, позволявшее протестующим следить за передвижением полиции в Гонконге. Глава компании Тим Кук объяснил это решение тем, что приложение «можно использовать во зло, а не во благо».

Даже Google, в своё время отказавшаяся работать в Китае в условиях цензуры, объяснив это своим корпоративным принципом «не быть злом», была замечена в «прогибании» под Китай. Компания удалила из Google Play игру о протестах. При этом в Google отрицают обвинения в сотрудничестве с китайским правительством: игру якобы удалили исключительно из-за нарушения правил магазина, запрещающих «наживаться на конфликтах».

Как Китай распространяет цензуру на западный мир

В какой-то момент традиция международной цензуры начала выглядеть по-настоящему угрожающе — и даже удостоилась официальной оценки от правительства США. 5 мая 2018 года, после угроз американским авиакомпаниям, отказавшимся приводить свои карты в соответствие с «официальными» китайскими, Белый дом выпустил заявление, в котором недвусмысленно осудил действия китайских властей.

Это бред в духе Оруэлла и часть усиливающейся тенденции: Коммунистическая партия Китая пытается распространить свои политические взгляды на американских граждан и частные компании.

Внутренняя репрессивная политика Китая известна всему миру. Попытки Китая экспортировать цензуру и «поликорректность» в Америку и в остальной мир встретят сопротивление.

заявление Белого дома

Далее по тексту правительство США пытается успокоить американские компании, убеждая их, что они всегда могут рассчитывать на поддержку родного правительства.

Читать это сейчас немного грустно: «бред в духе Оруэлла» набирает обороты с каждым месяцем, и жёсткая позиция правительства США ему не помеха. Ведь дело не в страхе перед всесильным Китаем, а в страхе не заработать дополнительных денег.

Как помешать частной компании, если она сама, по доброй воле, захочет сдать Винни-Пуха китайским спецслужбам в обмен на несколько лишних миллиардов?

3636 показов
49K49K открытий
11 репост
957 комментариев

Наконец-то новости о политике, а то уже надоели эти ваши игры на моём политическом сайте

Ответить

Любит новости про игрвПодписан на подсайт Жизнь🌚

Давно тут про игры пишут? Я думал тут что-то среднее между социальными сетями и ЛГБТ-срачами

Ответить

Разве это не форум любителей аниме и поней?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

это ты что ли тот проклятый Макс Фрай?..

Ответить

Ну бывает когда политика напрямую врывается в игры.) 

Ответить

Так, давайте уточним.
Значит банить Пепу это хорошо, а банить Винни - плохо.
Запрещать "Окей" это хорошо, а запрещать на том же мероприятии крики про "Гонконг" это плохо.
Запрещать людям мазать лицо сажей, изображая стереотипных негритят это хорошо, а запрещать людям оскорблять китайских царьков - плохо.
Пропихивать в каждый фильм нормативы по женщинам и неграм это хорошо, а пропихивать в каждый фильм нормативы по китайцам - плохо.

Я ничего не перепутал? А то боюсь перепутать эту вашу прекрасную свободу с этим их ужасным тоталитаризмом, очень уж они б..дь похожи, без специальной методички их нихрена не различить!

Ответить