Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

Финал истории об эволюции профессионального рестлинга в 20 веке. Фильм No Holds Barred – выход рестлинга в мейнстрим, взлёт и падение Jim Crockett Promotions, крах NWA, создание WCW и подготовка к «Понедельничным войнам»…

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

Часть третья, заключительная

В 1986 год Винс МакМэн вступил победителем. Телешоу WWF были синдицированы на 160 станций (в 1984-м станций было всего 50). Под рекламу была выкуплена полоса в журнале Broadcasting Magazine, время на MTV. За счёт мультика Rock-N-Wrestling МакМэн возглавил рейтинг детских программ на CBS.

Доходы Titan Sports текли отовсюду, откуда было можно. В этом плане промоутеров старой школы, зарабатывавших только на матчах, Винс оставил далеко позади. Реклама, мерч, VHS (их продавали через Coliseum Home Video), журнал тиражом 200 000 экземпляров, щедрые спонсорские поступления. Статус WWF был таким, что МакМэну не нужно было подстраиваться под рекламодателей и спонсоров – они сами подстраивались под него.

Первая «Рестлмания» в 1985 году с приглашёнными звёздами прошла триумфально. Но на второй селебов (музыканты, киноактёры, спортсмены) было даже больше. В частности, из музыкантов были джазмен Кэб Кэллуэй (если кто не в курсе, то это он в «Братьях Блюз» отжигает с песней Minnie The Moocher).

Не мог не поставить один из двух любимых песенных номеров в этом фильме...

Был и старина Оззи Осборн, поддерживающий земляков «Британских Бульдогов» Дэйви Боя Смита и Динамита Кида.

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

Поставивший на кроссовер рестлинга и поп-культуры Винс МакМэн не прогадал. Он окончательно заполучил себе демографические группы от 18 до 34 (а то и больше) лет, особо падкие на зрелища.

Зрелища – это ключевое. Свой поход на Олимп Винс решил завершить съёмкой фильма, через который бы рестлинг (от WWF, что немаловажно!) окончательно бы пробился в мейнстрим. Если в 1983 году Винс получил через кино в свой промоушен готовую звезду, то теперь он сам должен был снять фильм, через который звёздным бы стал…весь его промоушен.

И в 1989 году этот проект осуществился.

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

"Без правил!" Громкое эхо «Рокки-3»

Халк Хоган давно хотел стать актёром. И для съёмок «Без правил» даже согласился сдать чемпионский титул Андре Гиганту (тот самый странный матч, в котором Андре стал чемпионом, после чего сразу «продал» титул Теду ДиБиаси). Следующий раз чемпионом Хоган станет в апреле 1989 года – аккурат перед премьерой фильма. Возможно, что маркетинговый гений МакМэна всё тщательно рассчитал и здесь.

Вообще Винс свято верил в то, что он делает и вложенные в съёмки 20 000 000 долларов эту веру только подогревали. Для написания сценария Винс пригласил Дэнниса Хакина, работавшего с Клинтом Иствудом над «Бронко Билли». Однако всё то, что он написал, Винс и Халк переписали на свой лад. А для музыки к фильму привлекли Джима Джонстона – штатного композитора WWF, написавшего массу знаковых входных тем для известных рестлеров. Так что «большой рекламный ролик WWF» обещался быть на славу.

Противника Хогану надо было подобрать не менее солидного, чем он сам. На эту роль нашли здоровяка (ныне покойного) Томми Листера, лицо которого украшал натуральный шрам.

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

А на съёмках Халк ещё и сломал Листеру во время финального матча нос, пополнив свою коллекцию (предыдущим был нос Сталлоне на пробах к «Рокки-3»). Рассказывают, что Халк и Томми договорились использовать стоп-слово, когда на съёмках драки эмоции начинали вредить здоровью: «Свободу Джеймсу Брауну». После травмы растерянный Листер произнёс: «А как насчёт Джеймса Брауна?!».

Рестлингом Листер не интересовался: «Мне как-то не в кайф совать руки между ног другого мужика». Но мнение своё под влиянием гонорара поменял. Причём, как рассказывает сам Томми, МакМэн перевёл ему денег ещё до начала переговоров о съёмках.

Этот фильм можно сколько угодно ругать, но он сделан с любовью к своему делу. Да, кино разнесли критики, но в прокате фильм окупился и даже принес прибыль. В год премьеры он занял второе место после «Индиана Джонс и Последний крестовый поход». «Без правил» любят как рестлеры (в частности, Джон Сина и Миз), так и простые любители. У автора этих строк до сих пор живы воспоминания о первом просмотре по кабельному. Обсуждение «боёв без правил» продолжилось на следующий день, во дворе. Особенно всех веселил этот фрагмент…

Задолго до появления «Готовых к драке» люди получили возможность увидеть топ-звезду рестлинга не только на ринге, а ещё и на киноэкране. Уже по одной этой причине это было что-то новенькое. Увидеть можно было не только Халкстера – в массовке и эпизодах засветились:

Билл Иди («Экс» из команды Demolition)

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента
Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента
Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

Джесси Вентура (его, думаю, знают и те, кто далёк от рестлинга)

Джесси Вентура и Джин Окерлунд - комментатор WWF 
Джесси Вентура и Джин Окерлунд - комментатор WWF 

МакМэн не был бы МакМэном, если бы не использовал это кино для раскрутки промоушена по полной программе. В декабре 1989 года вышло специальное платное шоу No Holds Barred The Match / The Movie. На нём сначала показали фильм, а после него на ринге для поединка появились Халк Хоган и Брутус Бифкейк с одной стороны, и вытащенный с экрана в реальный мир Зевс в команде с Рэнди Сэвиджем. Победили Халк и Брутус. Всё повторилось на SummerSlam и Survivor Series 1989 года. Зрители были довольны. Как и Листер-Зевс, который, несмотря на нелюбовь к «лапанию мужских ног» заработал 148 000 долларов за всю свою скоротечную карьеру рестлера.

Всё те же - на Summer Slam-89

Фильм «Без правил» и маркетинговая кампания в его поддержку стала звёздным часом Винса МакМэна, Халка Хогана и WWF. Впереди предстояли тёмные времена: в 1991 году Винса возьмут за мягкое место федералы, начав стероидный скандал, а эра Хогана в WWF начнёт клониться к закату. Да и сам он начинал уставать от рестлинга, не вылезая из больниц, решив активно заняться съёмками в кино.

Однако профессиональный рестлинг – это как наркотик. «Драг-дилерами» выступили Тед Тёрнер и Эрик Бишофф – амбициозные владелец и генеральный менеджер WCW. Американского промоушена №2, активно набравшего ход и вознамерившегося стать промоушеном №1. Бишофф, познакомившись с Халкстером, начал делать ему намёки на переход в WCW. Тот думал долго, но решился.

Халкстер прибывает в WCW

Интересно, что в «Без правил» герой Хогана отказался от перехода в другой промоушен. В реальной жизни Халк поступил с точностью до наоборот. Да и большая часть съёмок проходила в Атланте, штат Джорджия – месте, где находился головной офис будущего места работы Хогана. Совпадение?

Да, наступали новые времена. Времена WWF. Но это вовсе не означало отсутствия альтернативы для любителей рестлинга. И те, кто решили дать эту альтернативу, заявили о себе в полный голос.

Но это были не Эрик Бишофф и не Тед Тёрнер. Этот человек бросил вызов МакМэну задолго до них.

Его звали Джим Крокетт-младший. Именно он заложил фундамент для WCW.

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

Джим Крокетт – возмутитель спокойствия (Винса МакМэна)

Любопытно, но за право стать организацией №1 в американском профессиональном рестлинге 80-х боролись…две промоутерских семьи. МакМэны с одной стороны и Крокетты с другой. Вернее – боролись уже двое наследников, которым отцы передали промоушены. Но всё равно забавно, ведь их даже «величали» почти одинаково: Винс МакМэн-младший и Джим Крокетт-младший.

Компания Jim Crockett Promotions была основана ещё в 1931 году. В 1952 году JCP вступил в NWA. На тот период за JCP были закреплены Южная и Северная Каролина (в Шарлотте был головной офис), а также Вирджиния. К концу 1970-х эта небольшая территория разрослась и расширилась, на Теннесси, Западную Вирджинию, Джорджию и Огайо, подойдя к границам Нью-Йорка и Канады.

Крокетт-сын, в 70-х возглавивший дело отца, начал продвигаться в другие регионы даже раньше Винса МакМэна – это были восточный Теннесси, некоторые части Западной Вирджинии и окрестности Саванны, штат Джорджия. Затем он приобрел долю в канадском промоушене Фрэнка Танни Maple Leaf Wrestling.

Если за Винсом был северо-восток США, фактически расширившийся до общенационального промоушена, то за Крокеттом была Средняя Атлантика – регион между северо-востоком и юго-востоком Штатов. Впрочем, сам Джим больше тяготел к югу, начав в 80-е годы объединять именно южные промоушены NWA. Сначала – под видом благой цели противостоять захватчикам из WWF. А после – уже под своим брендом.

В 1982 году Крокетт открыл что-то вроде дочерней компании – Southern Championship Wrestling в Ноксвилле, Теннеси. Однако промоушен протянул меньше года. Но от своих планов по расширению Джим даже и не думал отказываться. Для начала в его планах было создать что-то вроде «объединённого NWA», пусть и пока что в виде объединённого «супершоу». Этим ивентом стал Starrcade, впервые проведенный в 1983 году.

Мейн-ивент Starrcade 1983

Именно в тогда Крокетт стал делать трансляции с больших арен. Для этого он даже раскошелился на передвижную записывающую студию. Тогда как ранее свои еженедельные шоу Крокетт записывал в одном месте: сначала в Роли, Северная Каролина, а после там же, в Шарлотте. Кстати, точно так же делает сегодня и TNA, записываясь в Орландо.

Первой относительно дерзкой выходкой Джима Крокетта стало его партнёрство с Оле Андерсоном, чей промоушен GCW он в итоге и съел. С 1983 по 1986 года Джим, оставаясь в NWA, расширял Jim Crockett Promotions во многих городах, за доступ в который раньше бы подвергли коллективному остракизму и изгнали из промоутерской мафии. Но теперь были другие времена, и Крокетт спокойно вошёл в Сент-Луис, Чикаго, Лос-Анджелес, Бостон, Детройт, Хьюстон и Филадельфию.

Или промоушен с Юго-Востока – Continental Championship Wrestling. Это был один из последних бастионов территориальной системы. Весь 1986 год владелец промоушена Рон Фуллер пытался держаться на плаву за счет, как своих звёзд, так и благодаря помощи со стороны NWA, присылавшего ему на подмогу Рика Флэра и других топовых рестлеров. Однако удар в спину Фуллера нанесли свои же – Джим Крокетт и JCP, который в итоге и купил промоушен.

Делать всё это было просто – с 1980 по 1991 год Джим был на посту президента NWA, на котором он и Боб Гейгель периодически сменяли друг друга. Альянс, по сути начал пожирать сам себя, а крокеттовский промоушен JCP стал ассоциироваться с NWA. В дальнейшем, когда JCP превратится в WCW (до выхода последнего из Альянса в 1993 году), эта ассоциация окончательно закрепится.

Постепенно Крокетт поглотил следующие территории:

Джорджия (Georgia Championship Wrestling) в 1985 году

Сент-Луис (St.Louis Wrestling Club) в 1986 году

Центральные Штаты (Heart of America Sports Attraction) в 1986 году

Флорида (Championship Wrestling from Florida) в 1987 году

Средний Юг – Арканзас, Луизиана, Миссиссиппи, Оклахома (UWF) в 1987 году

Чего хотел Крокетт?

1985 год был годом наибольшего упадка территориальных промоушенов, если сравнивать с предыдущими десятилетиями. Эдди Грэм, глава FCW, даже покончил жизнь самоубийством, находясь в депрессии из-за неудач в бизнесе. И то, что начали делать в Jim Crockett Promotions, было симбиозом из игры по правилам врага и медленным уничтожением старой идентичности NWA. Эллиот Мурник, один из ключевых партнеров промоутера Крокетта, так объяснял идеологию компании: «Мы не конкурируем с WWF, хотя они, наверное, так считают. Мы хотим дать фанатам альтернативу».

Альтернатива действительно была. У Крокетта не было рестлеров-супергероев. Если контент МакМэна был построен на «блеске и гламуре», то в JCP делали ставку прежде всего на матчи, привлекая поклонников «старой школы».

Мы соревновались не только с Винсом. Мы соревновались с Винсом и его женой Линдой, которая помогала ему в бизнесе. Мы что-то делали, они копировали, и наоборот.

Джим Крокетт-младший

Впрочем, целиком от шоу-элементов, на первый взгляд не относящихся к рестлингу, не отказывались. К примеру, Билл Уоттс из Mid-South Wrestling ставил в эфир видеоклипы, а Джим «Ножовка» Дагган, работавший тогда на Уоттса, даже выступил с кантри-певцом Джоном Андерсоном в Талсе в феврале 1985 года.

«Маркетинговый профиль любителей рестлинга и поклонников кантри очень похож, - объяснял Джим Росс, маркетинговый директор промоушена Уоттса. «Если бы вы попросили кого-нибудь 5-10 лет назад описать любителя кантри, то это был бы мужчина от 25 до 54 лет, рабочий, со средним или низким доходом. Те же демографические данные подходили и для фанатов рестлинга тогда. Теперь профиль поклонника кантри-музыки изменился. Публика стала моложе за счёт таких групп и певцов, как Alabama, Exile и Хэнк Уильямс-младший, основная аудитория которых – от 18 до 34 лет. Сейчас мы наблюдаем такие же перемены в рестлинге».

Мы презентовали профессиональную борьбу иначе, чем МакМэн. У нас это было правдоподобное насилие.

Джим Крокетт-младший

В 1985 году Крокетт выкупил промоушены Mid-Atlantic Championship Wrestling и Georgia Championship Wrestling. Но главным приобретением был таймслот в субботу вечером – в самый прайм-тайм – на TBS. На канале появилась новая программа – World Championship Wrestling. WCW – три буквы, столь хорошо знакомые российским поклонникам рестлинга.

И вот тут то МакМэн потерпел поражение в рейтинговой войне на TBS. Потому что именно он продал Крокетту (и Андерсону, работавшему на Джима) этот временной слот, ранее полученный им во время «Чёрной Субботы». У Винса там просто не покатило – южане не приняли нью-йоркца.

С покупкой эфирного времени у Крокетта было 2 часа чистого рестлинга без всякого чесания языком и комедийных сегментов – всего того, чего не любила аудитория в регионах, где работал JCP. Кроме того, он создал новое ежегодное платное шоу – The Great American Bash. Ещё одним ярким новшеством станет появление в 1985 году The Bunkhouse Stampede – своеобразной разновидности «Королевской Битвы» по правилам уличной драки (в джинсах и тяжёлых ботинках и с подручными предметами, вроде мусорных баков и ремней с увесистыми пряжками).

Bunkhouse Stampede-88

Крокетту было, что предложить зрителям. В первую очередь конечно же «Четыре Всадника»: Рик Флэр, Талли Бланчард, Арн и Оле Андерсоны и их менеджер Джей Джей Диллон.

Рестлинг до нашей эры. Часть 3: разрыв с прошлым и рождение конкурента

В числе любимцев публики были Магнум ТА, Дорожные Воины, «Рок-н-ролльный экспресс» и Дасти Роудс, бывший по совместительству главным букером промоушена. Вообще в талантах у Крокетта недостатка не было. Он, как хоккейный и футбольный ЦСКА в СССР, забривавшие в армию талантливых молодых игроков, мог забрать к себе в JCP любого борца, пользуясь президентскими привилегиями.

Три срока в качестве президента NWA, было работой по присмотру за детьми. В те дни никто не хотел оставаться в дураках. Каждый промоутер пытался облапошить другого, и так было по всей стране.

Джим Крокетт-младший

Джим теряет берега

27 июля 1986 года UWF Билла Уоттса совместно с Jim Crockett Promotions и NWA впервые вторглись в Даллас, по сути дав понять Джеку Адкиссону и всем фон Эрихам, кто в Альянсе теперь главный. А на следующий год уже сама UWF оказалась поглощённой Джимом Крокеттом, который следовал плану МакМэна, активно подписывая рестлеров с других территорий и штампуя мерч. Не забывали и про кантри, приглашая Уэйлона Дженнингса и Дэвида Аллана Коу (это, кстати, тот дед, который позже запишет с «пантеровцами» чумовой метал-альбом).

Будет время - зацените, не пожалеете

JCP, напомним, базировалась на юге, а рестлинг в США имел сильные южные корни.

…Вскоре Крокетт создал свой телевизионный пакет – Wrestling Network, куда входили четыре передачи: NWA Pro, Worldwide Wrestling, UWF Wrestling и Power Pro Wrestling. Права на программы были синдицированы – проданы сразу нескольким вещателям. Крокетт даже обратился за помощью в Time Sales International Ltd для продажи рекламы.

К июню 1987 года JCP покрыли своими телетрансляциями 77% территории США. У WWF было более 90%. При всём при этом Jim Crockett Promotions оставалась довольно скромной организацией. В то время как у WWF в те годы было более 70 сотрудников, у JCP было всего 14. И с них сходило по сто пять потов, потому что работы было действительно много – компания шла к успеху.

Успехом JСP, напомним, стало проведение Starrcade – аналога «Рестлмании», без чего никак нельзя было обойтись при конкуренции с МакМэном. Первое шоу Starrcade '83 24 ноября собрало солд-аут в Greensboro Coliseum. Ещё от 30 000 до 80 000 человек смотрели шоу по кабельному телевидению, за плату. В мейн-ивенте были Рик Флэр и Харли Рейс.

Однако мирное сосуществование так и не наступило: МакМэн запланировал на дату трансляции Starrcade своё шоу Survivor Series, а попутно надавил на кабельные телекомпании, говоря, что если они покажут Starrcade, то «Рестлманию» (более рейтинговую программу) они не получат.

И вот тут-то Крокетт спасовал – МакМэн переиграл его во всём, что касалось крупных шоу. Например, когда Крокетт запланировал Starrcade-87 («платный»), МакМэн поставил на тот же день своё новое шоу The Survivor Series. Крокетт попытался перехитрить оппонента и поставил Starrcade на раннее время, но перехитрили в итоге его. Винс МакМэн снова пошёл на шантаж и сообщил большинству кабельных компаний, желающих показать оба шоу, что если Starrcade выйдет в эфир, то о том, чтобы показать новые Survivor Series и Wrestlemania IV в будущем году, кабельщики могут забыть. Отказались почти все, кроме пяти компаний, а Starrcade '87 потерпел коммерческий провал.

Крокетт выдержал удар и устроил новое шоу – Clash of the Champions на TBS 27 марта 1988 года. Бесплатно, без рекламы. В тот же день проводилась четвёртая «Рестлмания». В чём был прикол – непонятно, ведь с точки зрения денег Крокетт вновь остался в минусе и этот шаг скорее восстанавливал его имиджевый, а не финансовый урон.

Во время платного просмотра WrestleMania IV мы показали на TBS спецвыпуск Clash of the Champions. Во время борьбы не было рекламы, и мы получили отличные телевизионные рейтинги.

Джим Крокетт-младший

Выходы на новые рынки у Крокетта тоже не получались так же хорошо, как у Винса МакМэна. Например, проведённое в Нью-Йорке The Bunkhouse Stampede принесло прибыль 80 000 долларов, а на арене более 20 000 человек сидело всего…6 000. А когда свежий платный Bunkhouse Stampede вышел в эфир в январе 1988 года, то Винс МакМэн в тот же день показал первую в истории «Королевскую Битву». Бесплатно.

Постепенно JCP забуксовал. Плохой букинг и большие денежные траты поставили компанию на грань разорения. Крупные ивенты выстреливали через раз.Геморроя добавила покупка UWF. Это могло стать чем-то таким, чем стало противостояние NWO и WCW, а затем «вторжение» WCW и ECW в WWF. Но не это главное. Суть в том, что с новой покупкой возросли и затраты: огромные суммы уже и так тратились на платные станции за показ программ JCP, а тут ещё и добавились сети синдикации UWF. Соответственно, JCP необходим был новый рывок, чтобы не работать на новом медиа-рынке себе в убыток. Однако в компании не было подходящих умов, чтобы этот рывок правильно осуществить.

Что касается плохого букинга, то Крокетт и сам был недоволен работой Дасти Роудса на посту главного букера компании.

Дасти "Американская мечта" Роудс
Дасти "Американская мечта" Роудс

Человек, таланту которого Джим был обязан экспансией за пределы региона, явно затормозился в развитии. Одним из признаков этого стало злоупотребление Роудса «собой любимым» в сюжетных линиях шоу компании, а также использование так называемого «Дасти финиша» для многих матчей. Классический сценарий таких поединков – фейс вот-вот победит хила, но последнего спасают от поражения его друзья. Иными словами, в последний момент и для зрителей всё неожиданно меняется. Ничего не напоминает? То же самое будет твориться в WCW при «Новом Мировом Порядке».

Крокетт не скупился на красивые жесты, что традиционно считается одним из его опрометчивых шагов, приведших к продаже компании Теду Тёрнеру. Он тратил деньги на аренду шикарных офисов, стильных машин и даже приобрёл личный самолёт для компании, что по тем временам было чем-то новым. Очень много средств уходило на имидж ведущей группировки промоушена – «Четыре Всадника». Это они, «Битлз» профессионального рестлинга, ездили на «Мерседесах» (у каждого была своя машина), а в аэропорту их встречал персональный лимузин.

В 87-м у нас не было никаких сомнений в том, чтобы двигаться вперед и соревноваться с Винсом. Но Винс много платил людям, мы старались не отставать, и это одна из тех областей, где нас и подловили.

Джим Крокетт-младший

Вскоре МакМэн нанёс по Крокетту окончательный удар. 5 февраля 1988 года на NBC в прайм-тайм транслировался матч-реванш между Халком Хоганом и Андре Гигантом в Индианаполисе. Шоу получило самый высокий рейтинг в истории американского рестлинга вообще. Крокетту оставалось только растерянно мотать головой…

На арену выходит Тед Тёрнер

Дальше так продолжаться не могло. 28 марта 1988 года, сразу после выхода в эфир очередного Clash of the Champions (того, который был без рекламы) Крокетта отчитал Тед Тёрнер, дававший ему площадку для вещания.

Тед увидел меня в своем офисе и сказал, чтобы я больше никогда не делал этого. Его партнерами были кабельные компании, и когда мы показали «Столкновение» без рекламы, то для кабельщиков это означало ущерб. Так что мы больше никогда этого не делали.

Джим Крокетт-младший

Последняя фраза Крокетта ярче всего характеризует то, что последовало далее. 2 ноября 1988 года было объявлено о продаже JCP Тернеру за 9 миллионов долларов. Его медиаимперия, в которую входили компании New Line Cinema, CNN и команда Atlanta Braves, уже давно облизывалась на бренд World Championship Wrestling (WCW), Inc. Более того, шоу Great American Bash 10 июля 1988 в Балтиморе оказалось первым совместным проектом JCP и Теда Тернера, через свою компанию Turner Home Entertainment взявшего на себя маркетинг и распространение видеокассет с шоу JCP.

Тед Тёрнер
Тед Тёрнер

Бренд WCW был уважаемым. Его истоки начинаются в 1972 году, когда Georgia Championship Wrestling (GCW), выпустила одноименную телевизионную программу на принадлежащей Тернеру станции WTCG. Её рейтинги были очень высоки. И вышеупомянутая покупка GCW МакМэном с последующей сменой в эфире программ вызвала закономерное негодование зрителей. Так что отчасти Тед Тернер возвращал Винсу должок, решив посоревноваться с ним уже лично.

Мы создали телешоу и наладили рекламу, но мы потеряли управление денежными потоками. Вот почему мы постепенно «ложились» под Тёрнера.

Джим Крокетт-младший

Крокетта спрашивали о возможности продажи JCP МакМэну, но, по словам Джима, Тёрнер был категорически против. Крокетт сравнил Тёрнера с пылесосом, который «втягивал» всё, что могло приносить прибыль его империи.

Новый промоушен получил название World Championship Wrestling и постепенно повёл политику полного отделения от NWA и своих исторических территориальных корней. Крокетт получил хорошие деньги и остался вице-президентом, а Дасти Роудс – главным букером.

WCW понёсся вперёд. Но пока ландшафт американского профессионального рестлинга начал оформляться в междусобойчик двух гигантов рынка, за их спинами медленно загибались те, кто правил балом задолго до Винса МакМэна-младшего, Джима Крокетта, Теда Тёрнера с Эриком Бишоффом.

Последние динозавры

Не считая JCP, на конец 1988 года в NWA оставалась только одна дочерняя организация в США – Pacific Northwest Wrestling Дона Оэуна (полные списки участников по годам (правда, не по всем) можно посмотреть здесь). Остальные компании продавались, сливались с конкурентами, либо закрывались вовсе. Компания Оэуна, который был одним из отцов-основателей NWA, продержалась дольше всех и закрылась весной 1992 года.

Ещё один динозавр NWA, промоутер Боб Гейгель, продал свой промоушен Heart of America Sports Attractions, также бывший в составе Альянса с момента его основания, всё тому же Крокетту. В 1988 году он основал «наследника» – World Wrestling Alliance, закрытый в следующем же году. Сам Гейгель ушёл на пенсию и закончил свои дни, работая охранником на ипподроме Вудлендс.

В 1991 году окончательно вышел из бизнеса и Верн Гарнье, один из старейших американских промоутеров. Он не пытался соревноваться с МакМэном на телевизионном рынке, потому что напрягов хватало и без этого. Главной проблемой Верна были уходы рестлеров на жирные контракты. Однако шоу AWA все еще показывали на ESPN, и от Гарнье требовалось обратить внимание на повышение качества своей программы, чем он упорно пренебрегал.

Верн Гарнье
Верн Гарнье

Верн пытался изыскивать дополнительные финансы, также заключал контракты на изготовление игрушечных фигурок рестлеров, но вскоре он задумался о продаже компании. AWA проводила живые шоу, собиравшие стабильные 2-3 000 человек, но дальше дело не шло. Одним из ударов для Гарнье стала ползучая агрессия МакМэна – эксклюзивный выкуп Винсом для своих шоу арены Civic Center, многолетнего «дома» AWA.

После аренды дорогостоящего Met Center в Блумингтоне для шоу в январе 1987 года и привлечения всего 950 фанатов, Ганье заключил договор аренды на старый зал Миннеаполиса, где он дебютировал в профессиональном рестлинге еще в 1949 году. Это было печально. Однако в 1988 году AWA решила объединиться с Continental Wrestling Association Джерри Лоулера и Джерри Джарретта. Что и было сделано: новая организация получила название Championship Wrestling Association, куда позже влился ещё и промоушен WCCW.

Эта кооперация в 1988 году казалась прибыльным делом. Однако WCCW была по уши в долгах и оказалась слабым звеном в этой тройке. Новый союз даже провёл своё шоу – SuperClash, на которое пришло…менее 1700 зрителей. После обострились деловые разногласия между Джарреттом и Гарнье, навсегда расколовшие альянс. Затем в 1989 году Джарретт и фон Эрихи решили объединиться под новой аббревиатурой – USWA, но долго не просуществовала и эта компания. Уже в 1990 году от Джарретта ушли фон Эрихи, а сам Джерри, вместе со своим тёзкой Лоулером, решившие биться до последнего, заключили партнёрский договор по обмену талантами с WWF. Но ничем иным, кроме как косплеем на «старые добрые времена», это было назвать нельзя – особенно с появлением WCW.

В NWA на тот период было менее…10 промоушенов – вот данные за 1990 год. Это было и грустно и смешно одновременно: некогда грозная сила в американском рестлинге превратилась в пародию на саму себя. Предсказания журналистов сбылись – JCP, а затем и WCW, стала олицетворять NWA. А индустрия американского профессионального рестлинга окончательно превратилась в гонку за лидерство между двумя промоушенами.

Чисто формально в NWA WСW ещё входил, но все понимали, что эра территорий уже закончена и оставалось лишь поставить жирную точку.

Это было сделано 11 января 1991 года, когда Рик Флэр был объявлен первым чемпионом WCW. Другие три буквы – NWA – комментаторы просто…замалчивали. Отменяли. Промоушен продержался в составе Альянса до 1993 года, а окончательный развод произошёл по причине несогласия между WCW и NWA по кандидатурам на главный титул.

Было это так. В 1993 году Эрик Бишофф решил сделать чемпионом NWA/WCW Рика Руда (Флэр, напомним, уже вернулся в WCW и вернул Большой Золотой пояс). Альянс заартачился и 13 сентября 1993 года от имени NWA Бишоффу прилетел судебный иск. Его обвиняли в том, что WCW присвоил себе чужой товарный знак. Однако дело развалилось, и Руд стал чемпионом. Но уже не NWA, а WCW – под Руда специально создали временный титул «Международного чемпиона в тяжёлом весе WCW». Того потребовал от WCW суд, де-юре оформив раскол. Который де-факто уже свершился.

Руд против Флэра

Смерть NWA

Альянс потерял своего самого главного члена. Продолжать дальше в условиях скорых «Понедельничных Войн» было смешно. Возглавивший в 1993 году NWA Деннис Кораллузо из Нью-Джерси вёл себя так, словно он президент могущественной организации. Вновь был восстановлен старый чемпионский пояс NWA (с глобусом и флагами), который был разыгран 27 августа 1994 года на ECW Arena в Южной Филадельфии. Новым чемпионом Альянса стал Шейн Даглас. Который, взяв в руки пояс, бросил его на ринг и объявил себя чемпионом ECW, а не «организации, которая сдохла уже как лет семь назад!».

Большего унижения придумать было трудно. Кораллузо вместе с Джимом Корнеттом организовал второй турнир за звание чемпиона NWA, в котором победил Крис Кандидо. Но кому это было интересно, когда у МакМэна феерил молодой Брет Харт, в WCW объявился САМ Халк Хоган, а в Альянсе оставалось всего-навсего…6 маленьких промоушенов?

Выдавленный на обочину Джим Крокетт оставался последним из могикан «старой системы», продолжая жить прошлым. В 1994 году он открыл в Далласе франшизу NWA, но она продержалась меньше года. Вскоре Крокетта самого выдворили из Альянса. Прозаичнее причину и не придумаешь – неуплата членских взносов. После этого Джим навсегда забросит промоутерство.

Альянс, тем не менее, продолжал жить. На чемпионском посту Кандидо сменил Дэн Северн, выходец из MMA. Но самое интересное – WWF внезапно заключила при посредничестве промоутера Джима Корнетта нечто вроде стратегического партнёрства с Альянсом, создав внутри WWF группировку под названием «NWA». Группировка просуществовала меньше года – 14 августа 1998 года Винсу МакМэну надоела новая игрушка.

Альянс даже расширялся – вот данные за 1999 год. Но это был конгломерат из малоизвестных промоушенов, о которых не просто никто не знал, а не хотел знать. Умы поклонников рестлинга были заняты «Новым Мировым Порядком» и угаром, который творил в WWF Стив Остин.

В 2002 году NWA претерпел ребрендинг. При поддержке новых спонсоров отец и сын Джарретты – Джерри и Джефф – запустили NWA: Total NonStop Action. Титулы Альянса стали разыгрываться там. Так продолжалось до 2005 года. Ни шатко ни валко промоушен в своём прежнем виде (союз промоушенов) протянул до 2017 года, когда был куплен Билли Корганом – вокалистом Smasing Pumpkins и страстным фанатом рестлинга. Альянс был перезапущен: он стал представлять собой обычный «единый» промоушен с подчёркнуто консервативным антуражем – никакого шоу, никаких длиннющих промо; только рестлинг.

Но о том, чтобы тягаться с гигантами индустрии, Альянс уже и не помышлял.

Послесловие

Все значимые промоушены, составлявшие основу территориальной системы профессионального рестлинга в США закончили свой путь где-то к началу второй половины 90-х. Последние территории работали по инерции, без звёзд национального масштаба. Звёзды если и появлялись, то сразу уходили к гигантам индустрии. А кто-то и вовсе никого не растил, а привык паразитировать за счёт NWA, периодически засылавшего к ним десант из Рика Флэра, Дасти Роудса, Талли Бланчарда и прочих суперзвёзд. Им было комфортно в их мире.

Хотя, погодите – вторая половина 90-х? Вряд-ли. Всё стало понятно гораздо раньше.

В течение 1980-х годов вымерло большинство региональных компаний, которые десятилетиями процветали. А WWF только набирала обороты. У них были отличные исполнители, лучше, чем у кого-либо ещё. Винс МакМэн в течение многих лет скупал лучших рестлеров со всей страны, а другие промоутеры были вынуждены раскручивать тех, кто у них остался. Ну, можно покрыть какашку шоколадом, но продать то её всё равно будет сложно.

Терри Фанк

По мнению Верна Гарнье, главы AWA, то, что сделал Винс, не было хорошо для отрасли. Это было хорошо для Винса МакМэна. Но если бы МакМэн не выдавил территориальных промоутеров из индустрии, то вместо него это сделал бы Джим Крокетт». А если бы не Крокетт, то обязательно нашёлся ещё кто-нибудь, кто захотел бы больше «классных рестлеров, влияния на зрителей и больших денег». Всего того, что послужило завязкой и основной темой этой большой истории...

Таковы законы борьбы за выживание. В первой половине 90-х профессиональный рестлинг изменился окончательно и бесповоротно. Пути назад не было.

210210 показов
3K3K открытий
33 репоста
29 комментариев

Отличные лонги по рестлингу, спасибо за работу.

Ответить

Напрашивается логическое продолжение. Материалу про "Понедельничные войны" быть? :)

Ответить

Конечно быть :)

Спасибо за шикарный материал. С удовольствием прочитал. Если мне и нужен ДТФ, то это только ради твоих статей про рестлинг.

Ответить

Сколько же интриг было в этом рестлинге, похлеще игры престолов. А я просто думал что это мужики надевают маскарадные костюмы и изображают драку 🤔. Странно что про историю рестлинга сериал не сняли

Ответить

Ну, по рестлингу есть художественные произведения, где, если они не сняты WWE, то любят рассказывать про тёмную сторону ринга. А ещё есть, собственно, «Тёмная сторона ринга» (Dark Side of the Ring) - сериал, где подробно рассказывается об отдельно-взятых инцидентах в рестлинге, самих рестлерах и всём таком, само собой, с показаниями свидетелей происходящего, некоторые из которых могут расходиться в зависимости от рассказчика. Сам не смотрел, но знакомые говорили, что сериал достаточно интересный

Ответить