Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Первая серия материала о «Понедельничных войнах» в рестлинге между WCW и WWE. Эрик Бишофф, контракт с Халком Хоганом, идея для WCW Monday Nitro, неслучившаяся судебная тяжба из-за Mortal Kombat и многое другое

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Молодого человека, стоящего на пороге офиса WCW, звали Эрик Аарон Бишофф. И, несмотря на возраст (всего 36 лет) у него за спиной уже был четырёхлетний опыт работы в рестлинге – в AWA. Промоушене Верна Гарнье, одного из патриархов американского профессионального рестлинга.

В старшей школе Эрик занимался борьбой (по его словам, борцом он был так себе). И как-то раз к ним должны были заехать гастролирующие по США их шведские ровесники. Бишофф прослышал о том, что Верн поддерживал «обычную» борьбу, благо сам ею занимался и даже был членом олимпийской сборной страны. Эрик напросился на встречу с ним, чтобы в эфире рассказать о предстоящих соревнованиях.

Рассказал. И увидел своё призвание в объективе телекамеры.

В генах Эрика сидела любовь к труду. Его отец родился недоношенным и заимел массу проблем с позвоночником. А до кучи ещё и последствия от неудачной операции на головном мозге. И при всём при этом Бишофф-старший не бросал работу менеджера по закупкам, даже когда уже и зубы не мог почистить без помощи жены.

В школьные годы Эрику приходилось драться с местной гопотой и терпеть наезды одноклассников-альфачей чуть ли не каждый день. Бонусом – инвалид-отец дома. Так себе факторы для формирующей сознание среды. В итоге Эрик проучился год в колледже, а потом пошёл «в люди».

Молодой Эрик Бишофф
Молодой Эрик Бишофф

Работал в блинной, продавал замороженные продукты, рождественские ёлки, словно в фильме All is Bright…впрочем, чего только он не продавал. Он совался повсюду, ища дело, которое дало бы ему финансовую стабильность. На этом пути Эрика заносило в совсем уж экзотические дебри: как-то раз с другом он решил разработать детскую игру – из серии тех, что были в больших картонных коробках, которые помнят заставшие последние годы СССР и первую половину девяностых. Игра называлась Ninja-Star Wars – надо было метать друг в друга сюрикены.

Игроки надевали форму ниндзя: чёрный жилет и повязку на голову. У каждого игрока было пять звёзд ниндзя сделанных из липучки, а в центре для веса, зашиты монетки. Звёздочки были на липучках и прилипали к жилету. Дети надевали униформу и гонялись друг за другом, пока один на другого не прилепит все 5 звёздочек.

Эрик Бишофф

Новоиспечённые бизнесмены заказали аж 10 000 коробок (минимальный заказ), которые успешно поселились у Эрика на чердаке. Будущее было мутным, а сбережения заканчивались. В отчаянии Эрик вспомнил, что он, когда то познакомился с самим Верном Гарнье и снова двинул к нему, надеясь прорекламировать игру по телевидению – ведь среди зрителей рестлинга всегда много детей.

Всё получилось. Игры начали продаваться. Однако вскоре Верн предложил ему стать в промоушене кем-то вроде директора по развитию.

У Верна было 2 направления в AWA – живые шоу и телевизионные. Когда я пришёл в AWA, у Верна был таймслот на ESPN, с понедельника по пятницу, а ещё он делал шоу для разных телестанций по всем Штатам. Моей работой было увеличивать число этих телестанций. Я обзванивал компании по телефону, затем ехал к ним на встречу, где убеждал заключить контракт на трансляции. Одно было связано с другим – за счёт новых телешоу в разных регионах Верн расширял географию живых выступлений.

Увеличивало это и рекламные вливания. Крупные рекламодатели вроде M&M и Mars платили нам в зависимости от масштаба нашего проникновения на рынок. Если мы показывались, скажем, на 60% территории США, то получали одну сумму, если на 70%, то уже другую, больше.

За полгода или около того, я увеличил число с 32-х телестанций до 65-70. Это было моей основной задачей первые полтора года работы на Гарнье в AWA.

Эрик Бишофф

Вскоре Эрик стал интервьюировать борцов за кулисами, заняв место ушедшего к Винсу МакМэну Джина Окерлунда. Это было труднее, чем продавать эфирное время; продажником при задатках на то можно было стать, а вот стать артистом получается не у каждого. А эта работа требовала артистизма и умения чётко уложиться в отведённое время. Не уложился – переснимай (и переговаривай) заново.

Поначалу рестлеры смеялись над Эриком – ростом и внешностью он, по их словам, походил на «куклу Кена». Но вскоре бояться камеры Бишофф перестал.

Всё бы хорошо, но дела в AWA шли не очень – Гарнье не улавливал новые тенденции индустрии и, по словам Эрика, «думал о территориях и рестлинге как развлекалове для маленьких городков». Работать за идею Бишофф не хотел и… пошёл диктором в WWF. Но провалился. Да и сам Эрик говорит, что к работе в больших лигах он в то время пока ещё не был готов. Однако что-то вроде тестового задания у него было. Вот он, несостоявшийся диктор WWF, о чём сам Эрик поведал на подкасте у Стива Остина.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Представляете, если бы МакМэн нанял его? Ведь развитие рестлинга могло пойти совершенно иначе!

Из рестлинга Эрик не уходил. Потому что любил его всей душой.

Моя жена относилась терпимо к тому, что нравилось мне (и до сих пор относится также). Но помню, как она однажды посмотрела на меня с непониманием и спросила «Зачем ты это смотришь?»

«Дорогая», попытался я объяснить, «как я считаю, рестлинг – это чистейшая форма развлечения и как следствие, чистейшая форма маркетинга»

Эрик Бишофф

Не получилось в WWF? Значит, получится в компании-конкуренте. В 1991 году Бишофф отправляет видеозапись с собой любимым в WCW – «Чемпионат мира по рестлингу». Этот промоушен, созданный Тедом Тёрнером на основе выкупленной компании Jim Crockett Promotions, как новорожденный ребёнок делал первые шаги.

Вот только здоровье этого «ребёнка» поначалу вызывало опасения…

«Рыжий бастард» в семье Теда Тёрнера

В 1991 году WCW в медиаимперии Тёрнера был чемоданом без ручки. Нести тяжело, бросить жалко – внутри, как у Довлатова в одноимённом романе, было много чего, связанного с приятными воспоминаниями. Приятными для Теда – рестлинг любил только он один, а все остальные в его окружении только и думали, чтобы избавиться от этого недавно купленного боссом придатка.

WCW рулил Джим Хёрд – выходец из Pizza Hut, которого не уважали ни рестлеры, ни менеджеры.

Джим Херд
Джим Херд

Херду, правда, Эрик понравился, показавшись ему телегеничным (а то, ведь он даже мужской моделью подрабатывал), и на работу его он взял.

Будущий мегамозг WCW справа
Будущий мегамозг WCW справа

Взяли Эрика «запасным» комментатором на те участки медиа-фронта, на которые не хватало основных. Но Эрик не унывал, ведь любой запасной мог воспользоваться полученным шансом и выдавить из команды основного игрока.

Хёрда сменил Билл Уоттс. Расист, хам и грубиян, который скрыто ненавидел рестлеров, измеряя их по модели «я, щ-щ-щ-щенок, в твои годы…».

Билл Уоттс
Билл Уоттс

Вот и в WCW Уоттс решил всё переделать на свой лад, как в свои годы. То, что его годы давно прошли, и тянут компанию назад, Билл не понимал.

С Уоттсом Эрик Бишофф спорил по поводу света. Аргументы Билла потрясали: «Да нахрена нужен этот свет, зачем его столько? В моё время свет был только над рингом и ничего, смотрели! Зачем зрителей в зале должно быть видно?»

Эрик говорит, что отчасти он был прав – лица зрителей лучше было не подсвечивать. Матчи были унылы и аудитория откровенно скучала. Тогда как в WWF всё было с точностью до наоборот.

Рестлерам также запретили проводить приёмы с канатов. Это было ещё одной ретро-идеей – ограничить возможности рестлеров, цепляя аудиторию исключительно их атлетизмом и чисто борцовскими навыками.

Эрик Бишофф

WCW окучивало города с населением в 5-10 тысяч, где никто никогда не видел рестлинга вживую. Так бы и продолжалось вечно, но вскоре Билли возьми, да ляпни, что афроамериканцам в США зря дали равные с белыми права. Тед Тёрнер такие воззрения не приветствовал и выгнал Уоттса с поста главы промоушена. А пришедший ему на смену Билл Шоу объявил конкурс на должность исполнительного продюсера.

Кого они искали? Первый фактор– кандидат должен был иметь свежий взгляд на рестлинг. Почему? А на это есть второй фактор – из WCW решили делать в первую очередь телевизионную компанию, а не «отдельно стоящий» борцовский промоушен, как WWF и иже с ними. Впоследствии это выйдет боком, но пока что это был интересный стратегический ход. Все помнили, что именно телевидение изменило ландшафт современного рестлинга в 70-е годы, и продолжало это делать в годы 90-е. Иными словами, WCW превратилось просто в ещё одну часть Turner Broadcasting – часть телевещания компании.

В общем, Бишофф подал заявку на продюсера и… внезапно победил. Его взяли. Молодой и в хорошем смысле слова эгоистичный, жаждущий карьеры и денег. Умён, с деловой сметкой – понимает, что не надо лезть самому туда, куда лучше поставить узкопрофильных менеджеров. Да и мыслит нестандартно. Но главное – он не был рестлером, не представлял людей со старой психологией из «территориальной индустрии». Это было важным требованием Билла Шоу, представителя Turner Broadcasting.

Так Эрик Бишофф стал отвечать за весь телевизионный продукт WCW. «Старая школа» на Бишоффа поначалу смотрела косо – выскочка. Надо было доказывать, что это не так. И это было трудно, потому как по мнению Эрика с момента покупки Jim Crockett Promotions Тёрнером в компании были всё те же проблемы. Бишофф говорил, что там было полно мёртвого груза – «людей с ограниченными видением и возможностями. Все главы департаментов WCW имели свои интересы и возглавляли группировки. Все плели заговоры вместо того, чтобы действовать сплочённо и вести компанию к успеху».

Эрик засучивает рукава

Первой задачей Бишоффа стало превращение WCW в национальный промоушен с привлечением рекламодателей такого же масштаба. Первыми, на кого обратил внимание Эрик, стали M&M, Mars и другие «кондитеры», производители игрушек, крупный ритейл. Это должно было убедить рекламодателей и зрителей что WCW является реальной альтернативой WWF.

Нужно было «ухватить ниточку», чтобы начать «распутывать свитер». «Ниткой» стало совместное брендирование с Disney. Сев на хвост крупному всеамериканскому бренду можно было раскрутиться до такого положения самому. Бишофф стал давать рекламу в USA Today. И пусть любители рестлинга не читали эту газету. Было важно просто засветить бренд на национальном уровне.

WCW на диснеевских территориях
WCW на диснеевских территориях

К тому же и крупные рекламодатели увидев, что промоушен снимает свои шоу на диснеевских студиях в Орландо, поймут, что компании можно доверять. Ведь рестлинг в те годы пока что ассоциировался как «забава для мужиков в клетчатых рубашках» наряду с гонками NASCAR.

Для них самых, да
Для них самых, да

Мы перешли от грязных арен с несколькими сотнями людей, которые если и были трезвыми, не проявляли никакого интереса, к выступлениям перед семьями с детьми, которым было интересно сидеть перед рингом WCW и видеть себя потом по телевизору. Всё это передавалось телезрителю – не хардкорному фанату рестлинга, напоминаю вам, а пассивному или периферийному, а также, рекламодателю. Они и были моей целью.

Эрик Бишофф

Выход на Disney автоматически заставил WCW улучшить качество продукта. Одной из мер по улучшению стало написание долгосрочных сюжетных линий для шоу – не на 2-3 недели, а на 2-3 месяца. Чтобы поддерживать внимание телезрителей. В работе над сценариями вновь помогла коллаборация с Disney. Там Эрик познакомился со сценаристами из Голливуда и привлёк их на помощь Дасти Роудсу – на тот момент главному букеру промоушена. Роудс определял основу сценария, а нанятые люди писали диалоги и предлагали развитие сюжета.

У рестлинг-бизнеса, в теории, 4 потока дохода – если хотите, 4 колеса. При эффективном ведении бизнеса, 25% прибыли идёт от продажи билетов на живых выступлениях. Ещё 25 - от продаж рекламного времени на телевидении. 25 - от Pay-Per-View (платных шоу). И последние 25% - от продаж лицензий и мерча.

Эрик Бишофф

Однако WCW в то время был телегой без колёс. Бишофф приоткрывает тайну: в Turner Broadcasting уже тогда подумывали о закрытии компании – свита Теда активно напевала ему о том, промоушен является гибельным активом. Но пока Тед был главным – Эрик и рестлеры могли спать спокойно.

С 93 по 94 годы Бишофф приказал всем затянуть пояса. Надо было экономить. Например, при поиске рестлеров установили приоритет: либо кандидат приезжает жить в Атланту, чтобы не тратиться ему на билеты, либо он не подходит WCW. Дело в том, что деньгами в промоушене сорили уже тогда. Например, если тебе бронировали билет, но при этом твои планы по дате вылета менялись, то билет давали новый, а старый… а, чёрт с ним, билет какой-то…

Но были и вещи, на которых экономить точно не стоило. 6 июня 1994 года Эрик Бишофф заключил сделку по подписанию Халка Хогана – символ американского рестлинга перешёл в WCW.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Халк Хоган

Подписание Халкстера – далеко не такой однозначный шаг, как это можно было подумать. На тот момент будущее Терри Боллеа в рестлинге было под вопросом: он устал морально и физически, строил планы на киноиндустрию. Но внезапно перед его усами помахали солидной пачкой купюр.

Халкстер прибывает в WCW

В подписании Халка участвовал и Рик Флэр (после об этом он горько пожалеет). Именно он сконнектил Эрика с Халком, и Бишофф начал убеждать легенду присоединиться к WCW, который на то время с WWF даже рядом не стоял. Вообще контракт с Хоганом был для Эрика чем-то вроде подарка отца сыну, окончившему год на пятёрки. Отцом был Тед Тёрнер, сыном – Эрик Бишофф, который взял промоушен за волосы и начал вытаскивать его из болота «тёмных арен и горсток скучающих зрителей».

Зачем был нужен Хоган? Если строить бренд, то нельзя останавливаться на половине пути. Плюс будет крутейшая вывеска – Рик Флэр против Халка Хогана, что тоже привлечёт людей. И по мнению Бишоффа появление в ростере Хогана наряду с уже имеющимся там Флэром (недавно вернувшимся из WWF) стало неофициальным началом «Понедельничных войн». Эрик уже начал раздавать заносчивые и смелые интервью о том, что у WCW уже сейчас самый лучший контент.

Однако не все были довольны появлению Халка. Тот же Флэр говорит, что промоушен стал «хоганозависимым» сразу же. Халк моментально выбил для себя креативный контроль, что стало единственным условием для его прихода в WCW. Контроль над своим образом и связанными с ним сюжетными линиями стал защитой от «посягательств» букеров на славу Халкстера и гарантией высоких позиций Хогана в компании. Но с другой стороны ничего плохого в этом не было – Хоган был на голову выше всех (почти), кто был в WCW на тот период.

Если кто-то скажет мне, что на пике своей карьеры Стив Остин не обладал креативным контролем, я рассмеюсь им в лицо (он прав – Остин сам придумал свой образ и настоял на его использовании – прим. авт.). Если у Скотта Холла, Кевина Нэша и Шона Майклза не было креативного контроля, то объясните мне кто-нибудь, почему тогда МакМэн прыгал в самолёт и летел на хаус-шоу только для того чтобы уговорить их делать что-то, что они не хотели делать

Эрик Бишофф

Кстати, об Остине. Когда все узнали, что Хоган переходит в WCW, Стив сам пришёл к Бишоффу и предложил ему сценарий: он, Стив Остин, будет дальним родственником Хогана. Стив – тоже блондин, он был тогда ещё с волосами, но уже начинал лысеть.

Стив Остин - телевизионный чемпион WCW
Стив Остин - телевизионный чемпион WCW

Однако Халку это не понравилось: будет он ещё возиться с каким-то мидкардером! Эрик говорит, что Хоган хотел работать только с Флэром, как единственной «ровней» себе в WCW. В итоге Стив затаил злобу как на Хогана, так и на Эрика, что усугубилось травмой, личными проблемами и вылилось в увольнение из промоушена.

Поначалу от наличия Халка WCW не выигрывал. Гиммик Хогана («молись, тренируйся и ешь витамины») смотрелся устаревшим, а после прогремевшего в WWF стероидного скандала ещё и нелепым. В WWF на уход Халка постепенно всем стало плевать. А в WCW он стал примерно тем же, кем был бы игрок NY Yankees в стане Boston Red Sox - заклятых врагов. Рестлер Кевин Салливан, с началом телетрансляций на TNT ставший главным букером промоушена, так и вообще высказался, что развитию WCW могут воспрепятствовать 2 вещи: Халк Хоган и…Тед Тёрнер. Как в воду глядел. То, что Хоган – это понятно; «главная звезда WCW на всю жизнь». А Тёрнер – были слухи; мол, Кевин должен продвигать тех борцов, которые получают больше остальных. Чтобы оправдывали вложенные средства.

Интересно, что свою тайную неприязнь к Халкстеру Салливан выразил в том, что скрестил кейфеб с реальностью, создав группировку Dungeon of Doom, по сюжету объявившую войну Халкамании.

Dungeon of Doom
Dungeon of Doom

Итак, с одной стороны – однозначное усиление ростера и привлечение внимания к WCW. С другой – топтание на месте и наличие «непрошеного гостя», которому пока не нашли место. Вернее, место то нашли – все сюжеты писались теперь под Халка, а его высокая зарплата не прибавила ему симпатии в раздевалке, где уже и так был местный «царь зверей» Рик Флэр.

Нужно было что-то делать. И чтобы Халку не было скучно, чтобы у него была поддержка, а у ростера WCW – усиление, Бишофф по рекомендации Хогана подписал Рэнди Сэвиджа. Давнего приятеля Халка. Курс на переманивание из WWF звёзд, слава которых постепенно уходила, был взят.

Рэнди Сэвидж в WCW
Рэнди Сэвидж в WCW

Первые всходы

Бишофф «сеял ветер». Однако до «пожинания бури» было ещё очень далеко. Промоушен начал зарабатывать! Пока не так много, как хотелось бы. А Бишофф начал думать над международной дистрибуцией контента – перепродажей шоу WCW в записи за рубеж. Первым покупателем стала китайская компания Star TV. И встреча Эрика и Теда по поводу сделки с китайцами внезапно стала судьбоносной и для WCW, став косвенным поводом для «Понедельничных войн». На этой встрече Тернер спросил Бишоффа: «Что нам нужно сделать, чтоб конкурировать с Винсом?».

Терять нечего. Эрик пошёл ва-банк: «Нужен прайм-тайм на телевидении».

И сразу же получил 2 часа по понедельникам на TNT. «Крутейшем канале в мире» по словам Эрика. Которому рестлинг по стилю контента не подходил. Это понимали все в окружении Тернера, но боссу не перечили.

Дамы и господа – в эфире WCW Monday Nitro на TNT!

Президент TNT Брэд Сигел был в печали. Рестлинга на своём канале он не хотел никогда. Но слово босса закон. А это значит, что рестлинг-шоу должно было быть высшего класса, о чём Сигел прямо и заявил, изъявив готовность расшибиться для этого в лепёшку.

Брэд Сигел - крайний слева
Брэд Сигел - крайний слева

Сигел считал, что рестлинг не попадал в их целевую аудиторию из «пожилых мужчин и женщин, смотрящих фильмы, или молодых мужчин из городов и пригородов, любителей НБА». К тому же Брэд не знал, как «продавать» зрителям рестлинг на своём канале...

…TNT действительно каналом статусным, и абы что принимать в сетку не хотел. Turner Network Television специализировался на фильмах и телесериалах – от популярных до не очень; например, на канале выходил блок MonsterVision, где наряду с относительным «свежаком» в виде «Пятницы-13» показывали старые чёрно-белые хорроры.

Ламповая заставка

В эфир шли фильмы из личной фильмотеки Тёрнера, насчитывавшей 3500 наименований. Было что посмотреть и детям – «Флинстоуны», «Скуби-Ду», «Джонни Квест» и многое другое. Кстати, если олды помнят круглосуточный Cartoon Network, пробивавшийся через делающие свои первые шаги российские кабельные сети в первой половине 90-х, то это тоже детище Тёрнера. Так что Теду вполне стоит сказать «спасибо» за счастливое детство 90-х (канал с мультфильмами + рестлинг по ТНТ уже российскому).

Одним словом, качественный и респектабельный семейный канал, что-то вроде СТС образца середины 90-х. И в этом плейлисте вполне можно было отыскать время и место под «мужланское развлечение». Потому что сам Тед Тёрнер избегал зашоренности, всячески привечал спортивные программы и в целом видел в рестлинге на своём канале большой потенциал – желание померяться силами с МакМэном было одним из главных мотивов его погружения в рестлинг.

Первое шоу запланировали на 4 сентября 1995 года. Дата была выбрана не просто так – в этот день не показывали WWF Raw, а поэтому лучше момента для презентации – с небольшой форой – просто не было.

Название решили придумать яркое. Хлёсткое и запоминающееся, ассоциировавшееся бы с каналом. На TNT уже показывали вечерние воскресные игры НФЛ под названием Sunday Nitro. Рестлинг назвали WCW Monday Nitro – это вице-президент TNT по PR Джим Вайс.

Выделяться новое шоу должно было всем, начиная с заставки. Её поручили создать Пэту Макнили – дизайнеру Тернера. Огонь и взрывающаяся улица, изображения Халка Хогана и Лекса Люгера на фасадах зданий – это его работа.

Тот самый опенинг, показываемый и на российском тв

Также было решено, что WCW будет идти только в прямом эфире (у WWF всё шло в записи) и будет ориентировано на иную, чем у МакМэна, аудиторию: не на «мальчиков 11-17 лет, а на мужчин от 18-35». Соответственно, сюжеты для рестлеров и их образы также должны быть жизненные и реалистичные, далёкие от семейно-мультипликационного формата МакМэна. WCW должен был стать «бунтарским промоушеном», который вскоре выбьёт Винса МакМэна из бизнеса.

14 августа 1995 года (это, кстати, тоже был понедельник!), WCW организовала пресс-конференцию в Harley Davidson Cafe в Нью-Йорке – по сути «дома» у МакМэна. Брэд Сигел в красках расписал будущую премьеру и подчеркнул, что канал TNT отныне полностью оправдает своё «взрывоопасное динамитное» название. «Огоньку» добавили, поставив перед Nitro в эфир «Гром в раю» с Халком Хоганом.

Халк ходил королём – главная звезда многообещающего молодого промоушена. Чемпион (это подразумевалось само собой). Мейн-ивентер дебютного эпизода Nitro (в главном матче он будет защищать пояс против Рэя Траулера (знаменитого Биг Босс Мэна). Да ещё и получил дополнительную рекламу себя любимого за счёт сериала со своим участием.

Дебютное шоу решили провести в торговом центре Mall of America. Выбор странный, но обоснованный. Бишофф посчитал, что если они не заполнят большой зал, то выставят себя на посмешище. А если забьют небольшое помещение, да ещё и такое, которое напоминает римский Колизей с гладиаторами – несколько ярусов и люди на них – то это будет выглядеть куда интереснее.

Дебютное Nitro
Дебютное Nitro

Интересно, что торговый центр стал жизнеспособной идеей только после того, как первоначальные обсуждения дебюта в Нью-Йорке были быстро сорваны. Это было следствием эксклюзивного соглашения WWF с Мэдисон-Сквер-Гарден, бывшим для семьи МакМэнов буквально вторым домом.

В Mall of America, кстати, находился ресторан Pastamania, в котором всё было выполнено в красно-белых цветах. Хоган отметился и там, общаясь с восторженной детворой, которая была в восторге от общения с кумиром.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Этот факт отметил в конце пресс-конференции Бишофф, сказав, что «после подписания Халка Хогана и Рэнди Сэвиджа WCW действительно сократил разрыв с WWF. Мы движемся вперёд и у нас есть для этого движения огромный импульс. Мы считаем, что у нас есть самые большие звезды борцовской индустрии…а в этом, как известно, заключена вся суть развлечений. Люди хотят видеть звезд в любой отрасли, и мы этих звёзд получили себе в WCW. Теперь у фанатов будет выбор. Они могут посмотреть на то, что происходит в… ну, или могут переключиться и посмотреть Monday Nitro на TNT».

Бишоффа, как Остапа Бендера перед шахматистами, откровенно несло. Он обещал «сюрпризы каждый понедельник», обещал совершенно иной невероятный продукт и шоу по всей стране. И это обязательно будет, так как это не однодневный проект, обусловленный блажью Теда Тёрнера. Хотите доказательств? Да просто включайте телевизоры 4 сентября и всё увидите сами! Это будет рок-н-ролл, а не картофельное пюре с тушёным вчерашним мясом, это будет шоу на турбо-скоростях, это больше будет MTV, чем классическое рестлинг-шоу!

Эрик не обманул – на первом Nitro действительно случился громкий сюрприз. В промоушен из WWF вернулся Лекс Люгер, де-факто и де-юре ставший свободным агентом.

Камбэк Люгера
Камбэк Люгера

Он же стал автором второго сюрприза: взяв микрофон, он объявил о желании померяться силами за главный пояс промоушена с Халком, чем автоматически гарантировал зрительский интерес к следующему Nitro. Которое, напомним, уже должно было конкурировать с Raw, потому что 4 сентября Raw не выходило. Всё шло, как так и было задумано.

Интересно, что соглашение Лекса и Винса истекло ровно в полночь того дня, когда вышло дебютное WCW Monday Nitro. Лучшего момента презентовать нового рестлера и дать по носу конкуренту, было и не придумать. Люгер просто внезапно появился в зале на дебютном выпуске Nitro. Это помогло новой программе задать нужный тон – тон «сериальной» остроты, отсутствовавший в то время у WWF Raw.

Четвертый выпуск WCW Monday Nitro – есть первая победа! Подписание Лекса Люгера (спасибо Стингу, посодействовал он) с не менее неожиданной презентацией себя полностью оправдало. В мейн-ивенте первого победного эпизода его победил Мэнг.

Люгер против Менга

Пояс, однако, оставался у Хогана. Далее Nitro и Raw обменялись двумя ничьими, затем Nitro проиграло, а 23 и 30 октября прошла первая победная «мини-серия». Две победы за WCW, где чемпионом стал Гигант – Пол Уайт, будущий Биг Шоу, который в то время форсился в качестве возможного родственника Гиганта Андре.

Результаты с первой победы по победную мини-серию
Результаты с первой победы по победную мини-серию

В начале «Понедельничных войн» оба промоушена шли более-менее ровно, без катастрофических разрывов (за исключением второго эпизода Nitro). Вообще битва велась за «неприсоединившихся». Иными словами, есть 10 любителей рестлинга. Из них трое – фанаты WCW, а ещё четверо – WWF. Задача WCW (и теперь уже WWF) – привлечь на свою сторону трёх «мечущихся».

Для этого Брэд Сигел и Эрик Бишоф анализировали мнения зрителей о том, что они больше всего любят в рестлинге. Среди ответов доминировал такой вариант, как «непредсказуемость». Этого и решили придерживаться при написании сценариев. Кроме того, Бишофф специально отказался от агрессивной рекламы в «американском стиле» со всеми этими «Срочно! Купи билет! Только сегодня и больше никогда!». Вся реклама следующего телешоу – только в рамках текущей телепрограммы. Если не посмотрел, то сам виноват, потому что там было такое!.. А что именно? А больше нигде и не узнаешь, надо было самому смотреть. Это, по мнению Эрика, тоже должно было стать фирменной фишкой WCW, работая на поддержание непредсказуемости.

Ещё по просьбе Бишоффа Nitro начиналось за 2 минуты до начала WWF Raw. Сам он призывал зрителей «оставаться с ними», потому что у конкурентов они ничего путного не увидят. А увидят вот что… Далее Бишофф выдавал всё, что ему удалось узнать инсайдерскими способами о том, что будет на Raw. Заканчивалось Nitro тоже позднее – через 5-10 минут после ухода из эфира Raw.

И всё это дало эффект. Такой, что после просмотра программ WCW на домашних шоу промоушена начали спекулировать билетами! Видя это, воодушевленный Бишофф придумал ещё один способ дополнительного дохода – горячие линии для получения поклонниками «как бы» инсайдерской информации о любимых рестлерах по специальным платным номерам 900.

...В 1995 году WCW съездил с «Миссией Мира» в Северную Корею. Об этом рассказано в материале про Рика Флэра, также этому посвящена отдельная серия третьего сезона сериала «Тёмной стороны ринга», поэтому тратить на это время не будем. Эффект был достигнут – раскручивать рестлинг в страну…даже и не третьего, а «отдельного» мира отправился не МакМэн, а его новоявленный конкурент!

В Северной Корее
В Северной Корее

Следующим «тычком в бок» Винса стал переход в WCW Дебры Мичелли – Алундры Блейз, которую российские поклонники рестлинга знают под ником «Медуза».

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Подписание достойное: тренировавшаяся у легенды тренерского цеха рестлинга Эдди Шарки, любительница мотоциклов и монстртраков, центральная фигура женского дивизиона WWF и просто обаятельная и с какой-то особенной красотой (в отличие от кукольно-гламурной Тори Уилсон или до тошноты милой Мисс Элизабет).

Медуза и Брет Харт в WWF
Медуза и Брет Харт в WWF

С Бишоффом Дебра приятельствовала и как-то раз сама попросила его о работе в WCW. После чего, перед всей страной выкинула в мусорный бак титул женского чемпиона WWF. Кстати, на днях Медуза напомнила об этом у себя в инстаграме…

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Для людей за пределами индустрии рестлинга, это было лишь ещё одним трюком. Для людей внутри бизнеса – кощунством. Если бы у меня было больше времени на раздумья, то я бы, наверное, надел этот пояс на толстого карлика и придумал бы этому титулу название, но в тот я до такого не додумался.

Эрик Бишофф

В конце 1995 года Тед Тёрнер начал переговоры с Time Warner о продаже контрольного пакета акций своей компании. О том, что это было тихим началом конца истории WCW, тогда даже ещё никто не догадывался. Во-первых, слияние Turner Broadcasting с Time Warner шло весь 1996 год. Во-вторых, слава WCW, как долгого победителя «Понедельничных войн» была ещё впереди. Следовательно, закрывать «борцовское» бизнес-подразделение компании никто даже и не собирался.

Впереди были великие времена и громкие победы.

1996. В поисках «вау-эффекта». На пути к Новому Мировому Порядку

По итогам 1995 года WCW впервые вышел в плюс. Впервые за много лет с момента приобретения промоушена Тедом Тёрнером у Джима Крокетта-младшего. А в это время в WWF сокращали расходы по всем направлениям. Из офисов даже убрали кулеры с водой. Такие вести из стана врага сильно расхолаживали Бишоффа…

В 1996 году для успеха компании предстояло сделать ещё больше. Главным нововведением стал дивизион полутяжей WCW. Это было сделано для «быстрого и атлетичного экшна», разбавлявшего бы «топтания» двухметровых гигантов за центнер весом.

Главным был не столько сам факт создания этого дивизиона, а то, какие рестлеры в нём появились – это были как латиноамериканские лучадоры, так и японские борцы из промоушена NJPW Антонио Иноки, с которым заключили договор о сотрудничестве и обмене талантами. Сотрудничали, правда, недобросовестно. «New Japan платила WCW более 400 000 долларов в год за программу обмена талантами, - вспоминает Сонни Оно, борцовский менеджер, - чтобы таланты WCW могли отправиться в тур по Новой Японии. Но оказалось, что руководство WCW деньги взяло, а рестлеров к нам так и не отправило».

Ставку Бишофф по-прежнему делал именно на «двухметровых гигантов», используя полутяжей больше для затравки публики. Впрочем, это уже тема отдельных разговоров. Да и пока что у Бишоффа слова о «более реалистичном продукте» расходились с делом. Например, на ноябрьском платном шоу Halloween Havoc-95 в бой между Халком Хоганом и Биг Шоу вмешалась…мумия по имени Йети, которую играл борец Рон Рэйс.

Пожалуй, самым мультяшным, а, следовательно, несовременным моментом в WCW, стало появление рестлера по имени «Ледник». Случилось это, аккурат после премьеры Mortal Kombat в 1995 году. Сразу после выхода фильма в WCW замелькали синие тизеры, предвещающие появление нового борца.

И он появился… Человеком в маске «под Саб-Зиро» (маску, правда, он наденет позже) стал Рэй Ллойд, инди-рестлер из Джорджии. С Бишоффом они познакомились на почве интереса к восточным единоборствам (Эрик сам занимался немного каратэ). А их встречу организовал Даймонд Даллас Пейдж – старый друг Бишоффа по AWA.

Из Ллойда было решено делать борца в стиле персонажа видеоигры. Стиль боя соответствующий. Коронкой Ллойда стал удар под названием Cryonic Kick.

Бишофф представлял Ледника так, словно вместе с Хоганом в WCW перешёл сам Гробовщик и согласился работать бесплатно. В раздевалке Ллойд стал неприкасаемым, чем заслужил неприятие коллег. Подобной «славы» Рэй, по его словам, «не просил». Попутно, увидев косплей на Саб-Зиро, на WCW решила подать в суд студия Midway, разработчик компьютерной игры Mortal Kombat. Дело замяли, заменив костюм Ллойда – примерно так же, как сделал Кинг Даймонд, изменив свой мейк-ап, когда Джин Симмонс из Kiss подал на него в суд за «кражу имиджа».

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

История с «мультяшками» закончилась до смешного просто. Когда Бишофф и Хоган придумали nWo, то все старые игрушки, вроде Мортиса (Криса Каньона) и Ледника были выброшены в пыльный угол.

Крис Каньон в образе Мортиса
Крис Каньон в образе Мортиса

Однако Рэй Ллойд остался в WCW, где и проработал до 1999 года, болтаясь в низах мидкарда.

Эрик искал новую идею №1 в Японии, где рестлинг подавался как реальный спорт. Бишофф воочию наблюдал сюжетную вражду между NJPW и другим промоушеном – UWFI. Новые впечатления стали для Бишоффа катализатором предстоящих глобальных перемен. Он задался вопросом: «как сделать так, чтобы американская аудитория, вновь ПОВЕРИЛА в происходящее на ринге?». Пусть даже и не в смысле достоверности боя, а в плане происходящего в целом, включая развлекательную составляющую?

…Начало 1996 года в WCW ознаменовалось резким ростом хаус-шоу, не транслируемых по телевидению. В среднем в феврале на каждый ивент приходило по 3830 человек. Это стало самым высоким показателем за всю историю промоушена с момента его покупки Тёрнером.

Люди шли на сюжетный фьюд Рика Флэра и Рэнди Сэвиджа. Однако сам того не ведая, увеличению посещаемости поспособствовал Винс МакМэн, сделавший серию скетчей про некоего «миллиардера Теда», хваставшегося тем, что он сколотил состояние на покупке и показе «старых фильмов». И это ему до того понравилось, что он даже начал «покупать старых рестлеров».

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Помимо шуток, уже, наверное, всерьёз, МакМэн внезапно начал выставлять себя бизнесменом, которого щемит гигантская корпорация в лице TBS, для которой рестлинг – всего-навсего проект-однодневка, обусловленный блажью босса компании. Тогда как он, МакМэн, честный предприниматель, соль американской земли, рестлинг у которого в крови и который живёт одной лишь WWF. Винс даже подал официальную жалобу в Федеральную торговую комиссию США, в которой говорилось о некоем «систематическом плане по уничтожению WWF. Бишофф в долгу не остался и окрестил МакМэна «Верном Гарнье 90-х годов». Судя по всему, новым МакМэном Эрик уже на полном серьёзе считал самого себя.

И в 1996 году он мог так считать. Потому что решение сделать Хогана хилом и поместить его в центр новой группировки стало поистине новаторским шагом, повернувшим мировой рестлинг на новую дорогу.

Новые времена пришли в WCW в виде перешедших из WWF Скотта Холла и Кевина Нэша. Первым пришёл Холл, недовольный маленькой, по его меркам, зарплатой у МакМэна, а также слишком насыщенным графиком, не позволявшим ему достаточно времени уделять семье. Холл запросил у Бишоффа 750 000 долларов в год – гарантированно – с максимумом в 180 выступлений. А вскоре Холл обмолвился о переходе своему другу Кевину Нэшу, предложив ему последовать за ним и сказав, чтобы тот не торопился в переговорах – вытянуть деньги из WCW можно хорошие.

Не сказать, что Кевин Нэш очень уж рвался в WCW. Сам Кевин говорил, что обязан своей карьерой МакМэну, который сделал из него «Дизеля» и вручил чемпионский титул. Однако чашу весов перевесила «бытовуха»: жена была на шестом месяце беременности, дома надо было быть почаще, а малый график WCW это позволял. Ну и деньги конечно же – фактор, важный для любого новоиспечённого отца.

Антураж, в котором Эрик Бишофф представил двух новых борцов промоушена, превосходил появление Лекса Люгера на дебютном Nitro. Холл и Нэш – под своими именами – появились в WCW в качестве «захватчиков» промоушена из конкурирующей компании. И своё дебютное промо в качестве нового рестлера WCW Холл закончил знаменитым: «Вы хотите войны? Вы её получите!». В маркетинговую концепцию WCW, обусловленную противостоянием с WWF, всё ложилось как нельзя лучше.

Нэш и Холл желали встретиться с Хоганом и Мачо Мэном. Матч был назначен на очередном платном шоу Bash at the Beach 7 июля 1996 года, где и образовался «Новый Мировой Порядок». И это была не просто очередная команда. В рестлинге появилась «группировка-вирус», а само шоу стало «генеральным сражением», переломившем ход «Понедельничных войн» в пользу Monday Nitro WCW – на целых 84 недели подряд.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

После появления «Нового Мирового Порядка» о WWF забыли все. TBS завалили телефонными звонками и письмами от негодующих любителей рестлинга, шокированных тем, что Хоган стал плохим парнем. Причины появления в WCW Нэша и Холлла, равно как и все перипетии создания и жизни группировки New World Order уже описаны мною в отдельном материале, так что милости прошу. Здесь же скажем вот о чём. nWo дал новую жизнь всему вокруг. На волне «Порядка» в WCW новые образы появились у Стинга, Коннана и Рэнди Сэвиджа – разумеется, не сразу. Но вне конкуренции был именно Стинг; вокруг его противостояния с «порядковцами» строились все сюжеты WCW 96-97 годов.

Бишофф добился своего, привнеся в шоу WCW реализм, которого ему раньше недоставало. Как-то раз «уволил» рефери Рэнди Андерсона в присутствии его семьи. Сцена была и впрямь неприятной – Рэнди, чьё выражение лица напоминало просящего милостыню нищего, стоял перед Эриком чуть ли не на коленях, а неподалёку находилась его жена и двое детей. Всё это напоминало съёмки фильма об ужасах капитализма в викторианской Англии, а не рестлинг-промоушен.

Но это было до того реальным, что Эрик получил гневные письма от возмущённых увольнением судьи людей. Правда, после этого самого Эрика сюжетно уволил Харви Шиллер, как вышестоящее над ним лицо, возмущённый самоуправством Бишоффа.

«Вы думаете, что если у вас есть контракт, вы можете увольнять судей в любое время, когда захотите? Можно нарушать правила профессионального рестлинга? Можно по желанию отбирать титулы у людей?

«Да! Я могу!» (ответ Бишоффа и интонацию, с которой он это произнёс, автор этих строк помнит отчётливо).

На что был ответ:

«У вас может быть и есть контракт, но на данный момент он под вопросом!»

Праведник Винс

Тема «Нового Мирового Порядка» взбудоражила если не всех, то очень многих, став дополнительной зацепкой для истерики консервативных кругов. «Мы достигли той точки, - утверждал кандидат в президенты от республиканцев Боб Доул, - когда популярная культура угрожает подорвать наш характер как нации».

Недовольство Доула внезапно использовал Винс МакМэн, позиционируя WWF как добрую альтернативу WCW (смешно, если учесть, что будет твориться во время «Эры Крутых Нравов» у Винса). Винс через экраны обратился к Тёрнеру, сказав, что репутация его промоушена будет испорчена окончательно, если они и дальше будут делать грязный и агрессивный контент.

Ещё до запуска Nitro Винс появился на ток-шоу Чета Коппока NewSport, где кольнул Теда Тёрнера. Основной посыл: рестлинг, бизнес спортивных развлечений, у WWF в крови. Мы с этим родились, живём и умрём. А для Теда Тёрнера это просто ещё одно предприятие. Через неделю на то же шоу пришёл Эрик Бишофф и хвастливо продекларировал, что WCW с WWF уже идёт ноздря в ноздрю, и что они делают по-настоящему уникальный продукт, а не штампуют контент на копировальном аппарате. Но самое главное – у поклонников рестлинга должен быть ВЫ-БОР. И WCW им его обеспечивает. Наличие этого выбора дорогого стоит, так как это конкуренция. А конкуренция – это главный движущий закон бизнеса.

Винс МакМэн повёл очень хитрую игру в виде капанья на мозг. Возможно, он понял, что если Time Warner, с которой сливается компания Тёрнера, начала дистанцироваться от гангста-рэпа (был скандал с треком Cop Killer рэп-металлеров Body Count, вышедшим на Warner Records) , то её можно заставить и избавиться от рестлинга в виде WCW, хозяином которого она скоро станет. Главное – продолжать целенаправленно убеждать в недопустимости агрессивного и скандального контента.

Агрессия нарастает

Тем временем, «агрессивный» контент от WCW продолжался 10 августа 1996 года на платном шоу Hog Wild, проведённом на ежегодном байк-слёте в Южной Дакоте Халкстер вернул себе главный чемпионский титул, нарисовав на нём буквы nWo. В WCW появился Тед ДиБиаси, в духе своего WWF'ного образа соблазнившийся большими деньгами Теда Тёрнера и присоединившийся к nWo. Вместе с ещё одной звездой промоушена тех лет – Биг Шоу.

К этому времени WWF Raw уже было на обочине. С небольшим перерывом с 20 мая 1996 года – ещё до создания «Нового Мирового Порядка» – Nitro с небольшим перерывом вышло в лидеры американского рестлинга.

И дальше, и больше....
И дальше, и больше....

Следующее специальное шоу только закрепило лидерство Nitro. На очередном платнике Fall Brawl должны были сойтись nWo против WCW – Хоган, Нэш, Холл и некий «мистер Икс» против Стинга, Люгера, Флера и Арна Андерсон. За «Икса» приняли Стинга, который был и не Стинг вовсе, а его двойник – рестлер Джефф Фармер в чёрно-белом гриме, появившийся на предыдущем Nitro. Однако поначалу это просекли не все и прилипли к экранам ещё крепче – ведь на сторону врага перешёл один из живых символов WCW. Это и стало началом нового сюжета для Стинга с превращением в «Ворона» – на Fall Brawl Флэр исключил его из команды, несмотря на оправдания самого Стинга.

В тот понедельник на ринге был не я!!!
В тот понедельник на ринге был не я!!!

WWF решил тоже украсть идею с двойниками у своего наглого и молодого конкурента, после чего запустил слух о возвращении в компанию Холла и Нэша. В смысле – «Рэйзора Рамона» и «Дизеля». 23 сентября 1996 года на Monday Night Raw появились их загримированные двойники в виде рестлеров Рика Богнара и Глена Джейкобса, который пока ещё никаким Кейном не был. Зрители были настолько воодушевлены, настолько же и разочарованы. Но не на это стоило обращать внимание – эпизод с двойниками Холла и Нэша стал первым признаком сопротивления, которое подал Винс МакМэн в «Понедельничных войнах».

Тем временем слияние TBS и Time Warner завершилось 10 октября 1996 года. Единоличным боссом Тед Тёрнер больше не был. И теперь успех WCW зависел от самого промоушена – пока он был на коне, то новые владельцы одобряли рестлинг в своём пакете вещания. А если нет, то…

Мудрые люди в руководстве намекнули Бишоффу, что вначале ты ничего не заметишь, но потом постепенно новых правил игры будет всё больше и больше. Эрик и впрям пока ещё мало чего замечал. Потому что прибирал к рукам всё больше власти. Кевин Салливан, бывший главным букером WCW чуть ли не с момента основания, отодвигался от работы над сценариями. Последнее слово тут было за Бишоффом, а также за Хоганом, Нэшем и Холлом, вновь ставшими «Кликой», только уже в новых стенах.

Эго Бишоффа росло вместе с увеличивающейся ответственностью и экранным временем, которое он занимал. В 1996 году, он официально стал частью «Нового Мирового Порядка». Однако, победителей не судят. Финальный эпизод Nitro в 1996 году завершился разгромом противника – 3.6. против 1.6.

1997 год. Большие планы. Большие проблемы

1997 год начался лучше некуда. 13 января WCW побили очередной рекорд. Шоу Nitro в Новом Орлеане заработало более 100 000 долларов только от продажи билетов. А на следующий день – в том же городе – главные рестлеры и официальные лица промоушена налаживали деловые связи на ежегодном съезде NATPE – Национальной Ассоциации Руководителей Телевизионных Программ.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Хоган, Холл и Нэш ослепли от вспышек фотоаппаратов, снимались с фанатами и раздавали автографы. Представители WCW и Turner Ad Sales мутили нетворкинг с рекламодателями, позиционируя Nitro как несомненного победителя рейтингов, привлекающего «больше подростков, чем MTV», «больше мужчин, чем ESPN» и в среднем 1,2 миллиона зрителей в желанной для любого рестлинг-промоушена демографической группе мужчин 18-49 лет.

Бишофф, тем временем, задумал новую идею – превратить nWo в отдельный бренд, после чего устроить противостояние между ним и WCW. Для обкатки этой идеи 25 января устроили платное шоу nWo Souled Out, где борцы «Порядка» в основном доминировали над борцами WCW.

Кевин Салливан, словно одинокий голос здравого разума, был против этого шоу. Он одним из первых начал убеждать руководство WCW в том, что идея с nWo выходит из под контроля и откровенно протухает, перерастая в фарс и превращаясь в «тухлый гамбургер», которым Бишофф упорно пичкал аудиторию. По мнению Салливана, из группировки ушла её ключевая идея – эксклюзивного союза бывших членов WWF. «Rolling Stones все еще играют в свои 70 лет, но что, если бы с ними пели песни еще 12 парней? Не думаю, что на их концерты бы шли поклонники».

Кевин Салливан вскоре взял отпуск из-за усталости и семейных проблем с женой Нэнси, ставшей вскоре реальной супругой Криса Бенуа, с которым Салливан сюжетно враждовал. За кулисами всё шло к тому, что главным букером должен был стать другой Кевин – Нэш. Так и произошло. Но поначалу Нэш просто вошёл в креативный совет промоушена.

Едва ли не весь 1997 год WCW окружали слухи о том, кого из рестлеров Винса МакМэна они купят следующим. Вообще обеспокоенность отсутствием «своих» талантов впервые начала проявляться именно в тот год. В WCW не понимали, что делают – скупая звезд, они преподносили себя «домом престарелых» для отработанного материала, лишь играя Винсу на руку.

Очередным шагом в войне рейтингов стало подписание в WCW нападающего Chicago Bulls Денниса Родмана. Хоган и Бишофф даже появились за скамейкой Bulls на выездной игре в Мэдисон-Сквер-Гарден.

Родман должен был принять участие в матче на очередном июльском шоу Bash at the Beach. Сумма сделки составила 750 000 долларов (плюс 50% выручки свыше 3,9 млн долларов). Но это было лишь началом. В 1999 году зарплата Родмана в WCW составляла 1 174 814 долларов и превышала его гонорар за 5 из 11 сезонов в НБА.

На июльском Bash at the Beach Халк Хоган, замутивший весь движ с привлечением Родмана, и, собственно, сам Деннис, проиграли в матче мейн-ивента Лексу Люгеру и Гиганту. Коэффициент покупок этого шоу составил 0,89 – это был самый высокий показатель среди всех платных шоу WCW (за исключением Starrcade-97) с 1995 года.

В 1997 году состоялся значимый юбилей – 4 августа 1997 года в эфир вышел сотый выпуск программы. В нём Лекс Люгер победил Хогана и стал чемпионом мира в тяжёлом весе WCW. Выпуск посмотрели более двух миллионов человек.

Пять дней спустя Хоган вернул себе пояс на шоу Road Wild, что лишь укрепило мнение поклонников о «хоганозависимости» WCW и о его, Халкстера, чрезмерном эгоизме. Быстрое лишение Лекса титула называют одной из главных ошибок Бишоффа в букинге на тот период времени.

По иронии судьбы, именно после 11 августа, когда Хоган вернул себе титул, Бишоффу, улетевшему в заслуженный отпуск, позвонил Харви Шиллер, поздравил его с очередным успехом (победная серия в «Понедельничных войнах» была в разгаре) и сказал, что впечатлённый успехами Nitro Тед Тёрнер хочет запустить новое рестлинг-шоу на TBS.

Два дополнительных часа. В прямом эфире. В прайм-тайм. Каждый четверг.

Новая программа называлась WCW Thursday Thunder, но выходить она должна была уже не на TNT, а на другом тернеровском канале - TBS, который, по мнению Дэвида Албриттона, бывшего медиа-менеджера Turner Broadcasting, работал не в последнюю очередь ради продаж рекламного времени. Поэтому внезапно все, даже те, кто не любил рестлинг и мечтал от него избавиться, двумя руками и ногами стали ратовать за появление новой программы.

Для Эрика Бишоффа это означало, что надо будет увеличивать затраты на производство и расширять ростер борцов. Но больше пугало другое – «Грому» было нечего предложить «эдакого», чтобы стать ничем не хуже Nitro. Следовательно, расширение программ повлечёт блеклые и ничем не выделяющиеся сюжетные линии. А права на такое промоушен не имел. Ведь в отличие от WWF, частной борцовской организации, WCW функционировал как подразделение в рамках Turner Broadcasting, и поэтому нужно было оправдывать высокие ожидания руководства сразу же. Бишоффу поставили задачу сделать программу, которая бы сходу брала рейтинг в 4,0 по Нильсену.

Схватиться за голову. Пока Эрику можно было сделать только это.

Винс МакМэн меняет тактику. Starrcade-97 – лебединая песня успеха WCW?

Тем временем, WWF начала переориентацию с «семейного развлечения» в сторону более жёстких программ. Начиналась «Эра крутых нравов», а с ней и тяжёлая жизнь для WCW.

Поначалу Бишофф всячески отрицал возможный успех конкурента и даже предрекал ему серьёзные финансовые проблемы в течение ближайшего полугодия. С момента начала «Понедельничных войн» с 1995 года по зиму 1997 руководство WCW верило в то, что их произошел за счет неурядиц в WWF. Иными словами, аудитория МакМэна отошла к Тёрнеру. Однако тут крылась ошибка – в WCW фиксировались на голых цифрах, независимо от общего размера и особенностей всей аудитории.

А она, между тем, увеличивалась за счёт конкуренции двух промоушенов... «Неприсоединившихся» становилось всё больше и их вкусы менялись. Бишофф мог сколько угодно повторять, что победа в рейтингах означает победу везде и во всём. Битва за рейтинги была, скорее, войной восприятий, чем объективным показателем оценки деятельности компаний.

Рик Флэр вспоминал в своей книге, что примерно с 1997 года у Бишоффа окончательно снесло башню на тему скорой победы WCW по всем фронтам. Тогда как другие башни (вернее – «башни», в смысле, Titan Towers, офис WWF) стояли крепко. Есть интересное мнение, что Эрик, погрузившись в этот «воинственный драйв», не понял одного – война рейтингов была ни чем иным, кроме как мерянием ЧСВ двух телеканалов: TNT и USA Network, по которому шло WWF Raw.

WCW побеждало в рейтингах. А WWF тем временем выправляло свои дела в домашних шоу. Бизнес МакМэна был далеко не таким плохим, чтобы резко потонуть от одного только появления конкурента. В 1996 году WWF стабилизировала свои доходы, а в 1997 году они начали потихоньку расти.

Такие дела...
Такие дела...

И Бишофф, тоже начинавший с мелочей, придя в WCW, не знал, что такая мелочь, как пресловутые кулеры для воды в офисы Titan Sports уже давно вернулись…

Нужно…больше…звёзд

Уверенность в том, что «Винсу МакМэну осталось немного» (называлась даже дата – апрель 1998) стала одной из роковых ошибок Эрика Бишоффа. За это, кстати, ухватились юристы МакМэна, начавшие забрасывать жалобами WCW. За «систематическое распространение ложных слухов о надвигающемся банкротстве Titan Sports для переманивания борцов из WWF”.

Если говорить про переманивание борцов, то пиковым моментом соревнования по уводу рестлеров из WWF, для WCW стало подписание в 1997 году Брета Харта. Это, если, что помимо Курта Хеннига, бывшего у Винса МакМэна далеко не последним работником. После знаменитого «Монреальского облома» (незапланированной потери титула Хартом перед уходом в WCW), члены nWo вышли на ринг с канадскими флагами.

Monday Night Wars: как это было. Часть 1. Шоу начинается

Но толку от пышного приёма в коллектив было мало. Такое ценное приобретение, как Брета Харта, использовали в WCW не очень правильно. Сначала он был «спешл рефери». Мол, кому, как не ему, испытать на себе судейскую несправедливость после Монреаля. Потом, на специальном выпуске Nitro под названием nWo Monday Nitro, мелькнувший Харт подарил Хогану муляж его головы.

Вообще, это был очень странный эфир. Напомним, что главным стратегическим шагом Эрика Бишоффа на пути к «окончательной победе» над МакМэном тогда была идея разделения на 2 бренда – nWo и WCW. И как раз 22 декабря 1997 года плановый выпуск переименовали в nWo Monday Nitro для окончательной реализации этой идеи (WCW бы переехало на TBS, где планировали запускать Thunder). Также этот выпуск был затравкой перед Starrcade-97, на котором Стинг победил Хогана в борьбе за главное чемпионство, в котором Стингу помог Харт, снова вышедший на ринг в роли судьи.

Появление Брета Харта в WCW выглядело так, словно приход в гости долгожданного главного визитёра, который, переступив порог дома, увидел, что хозяева и остальные приглашённые уже вусмерть перепились и появление ещё одного гостя для них – это визит нового собутыльника, а не интересного собеседника.

Ну да ладно: надо было готовиться к Starrcade – шоу, которое бы успешно закрыло год. И тут тоже была проблема. Ведь запланированная победа Стинга над Хоганом на Starrcade-97 принесла букерам WCW трудную маркетинговую задачу: «Если выиграет Стинг, то какой будет интерес у зрителей, чтобы включить телевизоры в следующий понедельник?». Решение нашли, и оно было, если можно так выразиться, прозаическим: Стинг победил нечисто, следовательно, нужен реванш. В итоге 8 января 1998 года Стинга лишили пояса из-за нечестной победы. А 22 февраля, правда, состоялся реванш, где Стинг победил Халка уже «честно».

Starrcade-97 был пиком популярности WCW. Наконец-то сменился чемпион – и им стал НЕ Хоган! Зрители были благодарны уже хотя бы за это.

Хайлаты с шоу

17 500 зрителей.

543 000 долларов от продажи билетов.

Рейтинг покупок – 1.9

Прибыль от продаж – 6 миллионов долларов.

Общая прибыль – около 18 миллионов долларов.

Общая прибыль WCW за 1997 год, как бизнес-подразделения – 112 миллионов чистого дохода.

Шоу Starrcade-97 стало идеальным финалом успешного 1997 года и…лебединой песней успеха WCW в «Понедельничных войнах». Если концентрироваться на приведённых выше голых цифрах, то возможно. Но есть ещё и содержание, а по этому показателю были шоу и лучше. Например, Road Wild-98 с королевской битвой, на которой Голдберг сохранил чемпионский титул, выкинув последним Биг Шоу. Или Starrcade того же года – легендарное первое поражение Голдберга. А то и Superbrawl-97 с мейн-ивентом, отсылающим в лучшие времена – Хоган против Родди Пайпера.

Вообще мнений по поводу того, где, когда (и в каком году!) «кончилось» WCW, огромное количество: тут и привлечение Майка Тайсона в качестве рефери в матче между Шоном Майклсом и Стивом Остином в WWF, и массовое переключение на Raw, где Мик Фоли стал чемпионом, в общем, много чего. Но в любом случае, это не 1997 год. Потому что он стал лучшим для Nitro с точки зрения финансовой успешности и статуса в «Понедельничных войнах». Ни одного поражения – сплошь победы в рейтингах над Raw, перекинувшиеся и на начало 1998 года.

Но это, как уже было сказано выше, цифры. К содержанию контента постепенно появлялись вопросы. Было nWo и ничего более. Да, случился дебют «нового» чёрно-белого Стинга. Появился Голдберг – яркая доморощенная звезда. Своих воспитанников хотелось бы больше: до массового впрыска в ростер команды Natural Born Thrillers, состоящей из выпускников школы рестлинга WCW Power Plant, оставалось 2 года. И ведь в талантах промоушен нужды не испытывал.

Действительно, верно сказано, что «трудно довести молодые таланты до уровня таких ребят, как Рик Флэр и Стинг, когда вокруг так много Риков Флэров и Стингов».

Усугублялись и закулисные клановые противостояния, в которых первую скрипку играли Кевин Нэш и Скотт Холл с одной стороны, а Рик Флэр и Родди Пайпер с другой. Нэш считал, что ветераны «взяли всё, что могли взять в этом бизнесе, оставив молодых ребят ни с чем». Кевин намекал на своё и Скотта Холла раннее пребывание в промоушене, закончившееся ничем. Недовольство ветеранов видел Бишофф, но решительных мер не предпринимал. Разве что грозил пальцем, и то – опосредованно. Например, уволив их друга Шона Уолтмана; как считается – без причины, чтобы показать, что они здесь, прежде всего исполнители.

С такими вот настроениями – настроениями пресыщенной и начинавшей разлагаться армии – WCW вступила в новый 1998 год. Начинался он тоже более чем радужно…

Вторая часть – на следующей неделе. 1998-99 годы. Кризис сюжетной линии nWo, запрет «взрослого» контента на TBS, появление Голдберга, Fingerpoke of Doom – роспись WCW в несостоятельности и первые весточки надвигающегося кризиса…

131131 показ
2.1K2.1K открытий
22 комментария

Однозначно плюс. Когда-то был у нас диалог, мол "была же статья на вспланет, что тут ещё можно сказать?" вот, оказывается можно)

Только единственное НО в придирку есть: отсутствие другой стороны. В то время, как Хоган и Ко шли по головам, интересно было, как и в чём просаживался Винс. Особенно в момент 1.6 против 3.5. Ну и про молодёжь (тот же Джерико) хотелось бы почитать, как у них в то время дела обстояли. Всё же они там тоже могли считаться доморощенными звёздами.

Ответить

Частично говорил в материале про Винса. Мультяшные странные персонажи, всякие мусорщики и т.д. Плюс смена поколений, как в футбольной команде. В принципе, можно во второй части, немного ее дополнив, попробовать рассказать вкратце

Ответить

Плюсую к к запросу

Ответить

Плюс не глядя, прочитаю завтра. Ещё со времён ридонли за твоими публикациями про рестлинг слежу, хотя никогда этим шоу не интересовался, только во врестлманию на сеге играл да какие-то передачи на древнем тв видел, но твои статьи взахлёб читаю, очень круто пишешь. Спасибо за такие крутые лонги.

Ответить

Благодарю!

Ответить

Автолайк, но Mortal Kombat. K, не C :)

Ответить

это что бы мидвей и ворнер вротхерс не прикопались)

Ответить